педагогические науки
Гладкова Марина Николаевна, Абрамова Наталья Сергеевна, Кутепов Максим Михайлович ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ...
УДК 378.147
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ
ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
© 2017
Гладкова Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Абрамова Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) Кутепов Максим Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: kmm-asb@mail.ru)
Аннотация. В статье раскрывается понятие дистанционного образования. Выявлено основное преимущество электронных систем, оно обеспечивает многоуровневость, позволяет образовательным программам быть более гибкими. Определено, что особенности применения технологий в каждом вузе свои, так как они зависят от некоторых факторов: материально-техническая база учебного заведения, уровень кадрового потенциала образовательной организации. Стоит отметить, что электронная платформа как таковая, не является практикоориентированной. Для того чтобы сделать курс таковым, компетентный преподаватель должен снабдить его не только лекционными материалами, но и наладить взаимодействие между обучающимися и преподавателем. Отметим важные особенности при создании и непосредственном функционировании учебных курсов среды Moodle. Сюда следует отнести возможность интерактивного взаимодействия пользователей электронного курса с преподавателем, а также друг с другом. Moodle предоставляет широкие возможности для коммуникации. Эта система предполагает обмен файлами любых форматов. Существует возможность использования гиперссылок на внутренние и внешние образовательные ресурсы, которые связаны с изучаемым предметом, что облегчает поиск дополнительного материала для изучения дисциплины. Традиционные формы проведения занятий уступают дистанционным, поскольку не отвечают задачам и целям образования в современных высших школах.Однако, смешанное применение традиционных форм и дистанционных дают более эффективный результат, нежели использование их по отдельности. Данная позиция рассмотрена на примере использования популярной электронной платформы Moodle.
Ключевые слова: бакалавр, профессиональное образование, электронная среда, дистанционное обучение, e-Learning, Болонская декларация, высшая школа, электронная учебная платформа, Moodle, blended learning, инновации, традиционная форма обучения, смешанное обучение.
PECULIARITIES OF PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS IN ELECTRONIC
TRAINING CONDITIONS
© 2017
Gladkova Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department
of humanitarian and general scientific disciplines Abramova Natalia Sergeevna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of humanitarian and general scientific disciplines Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal of the engineering troops AI. Proshlyakov
of the Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru)
Kutepov Maxim Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department
of physical education and sports Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St. 9, e-mail: kmm-asb@mail.ru)
Abstract. The article describes the concept of distance education. The main advantage of electronic systems is revealed, it provides multi-leveling, allows educational programs to be more flexible. It is determined that the peculiarities of the application of technologies in each university are their own, as they depend on certain factors: the material and technical base of the educational institution, the level of the human resources of the educational organization. It is worth noting that the electronic platform as such, is not practical-oriented. In order to make the course so, the competent teacher should provide it with not only lecture materials, but also to establish interaction between the students and the teacher. Let's note important features at creation and direct functioning of training courses of environment Moodle. This includes the possibility of interactive interaction of users of the e-course with the teacher, as well as with each other. Moodle provides ample opportunities for communication. This system assumes the exchange of files of any formats. It is possible to use hyperlinks to internal and external educational resources that are related to the subject being studied, which facilitates the search for additional material for studying the discipline. Traditional forms of conducting studies are inferior to remote ones, as they do not meet the goals and objectives of education in modern higher schools. However, the mixed application of traditional forms and remote ones give a more effective result than using them separately. This position is examined using the example of the popular electronic platform Moodle.
Keywords: bachelor, professional education, electronic environment, distance learning, e-Learning, Bologna Declaration, higher education, e-learning platform, Moodle, blended learning, innovation, traditional form of education, mixed education.
В соответствии с Болонской декларацией, вместе с европейскими странами, подписавшими ее, Российская Федерация должна выполнять ее условия, поэтому наша страна принимает обязательства по выполнению единых требований о подготовке кадров в структуре высшего образования и квалификаций выпускников.
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», профессиональное образование - вид об-Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)
разования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенного уровня и объема, которые позволяют вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять определенную работу [1].
С момента подписания декларации Россией, прошло
Гладкова Марина Николаевна, Абрамова Наталья Сергеевна, Кутепов Максим Михайлович педагогические
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ... науки
достаточно времени, чтобы ввести инновации для более продуктивной реализации требований этого документа. Использование дистанционного обучения - это как раз то необходимое условие, которое позволяет сделать образовательный процесс продуктивным и реализовать компетентностный подход, на основе которого строится современная педагогическая наука. На сегодняшний день высшая школа не может действовать вне компе-тентностного подхода и не может не использовать в процессе обучения бакалавров электронные системы [2]. Таким образом, новый подход заменил ранее существовавшую систему обязательного формирования знаний, умений и навыков, набором компетенций, которые приобретает бакалавр в процессе обучения, а электронные системы были внедрены в традиционную систему образования, создав необходимые условия для продуктивной деятельности на расстоянии. В этой связи возникают некоторые особенности, связанные с получением бакалаврами необходимых компетенций посредством использования электронных систем, что обуславливает актуальность рассматриваемой темы.
Понятие «Компетенция» в отличие от «знаний», «умений», «навыков» выражается в мобилизации личностью полученных знаний и опыта, поведенческих реакций в каких-либо конкретных условиях [3].
Электронное обучение обеспечивает многоуровне-вость, позволяет образовательным программам быть более гибкими - вот в чем состоит основное преимущество электронных систем.
Использование дистанционной формы обучения в высших учебных заведениях Европы на сегодняшний день уже является традиционной практикой. Тогда как в России, несмотря на распространенность электронных систем, такая схема обучения все еще приживается [4].
Андреев А.А. утверждает, что дистанционным образованием называется особая система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза [5]. Особенность реализации компетентностного подхода в электронном обучении, позволяет не только внедрять в образовательный подход новые педагогические технологии, но и обеспечивать мобильность в становлении личности будущего профессионала при постоянно меняющихся условиях рынка труда, а также мотивация к потребности обучения на протяжении всей жизни [6].
Традиционные формы проведения занятий уступают дистанционным, поскольку не отвечают задачам и целям образования в современных высших школах [7].
Однако смешанное применение традиционных форм и дистанционных дают более эффективный результат, нежели использование их по отдельности.
Рассмотрим данную позицию на примере использования популярной электронной платформы Moodle.
Философия Moodle предполагает следующую позицию, что смешанное обучение (blended learning) есть образование будущего или другими словами «электронное образование полного цикла» [8]. Смешанное обучение - это сочетание аудиторного обучения с элементами электронного обучения, использование информационных технологий, компьютерной графики, аудио, видео, интерактивных элементов и т.д. Возможности Moodle являются дополнением к уже существующим формам обучения [9].
Отметим важные особенности при создании и непосредственном функционировании учебных курсов среды Moodle. Сюда следует отнести возможность интерактивного взаимодействия пользователей электронного курса с преподавателем, а также друг с другом. Moodle предоставляет широкие возможности для коммуникации [10]. Эта система предполагает обмен файлами любых форматов. Существует возможность использования гиперссылок на внутренние и внешние образовательные ресурсы, которые связаны с изучаемым предметом, что 104
облегчает поиск дополнительного материала для изучения дисциплины [11]. Также можно использовать в образовательном процессе цифровой контент (графические, звуковые файлы и видео), позволяющий накопить и структурировать большое количество информации. Система позволяет четко планировать учебный процесс и управлять курсами на основе требований учебной программы и образовательных стандартов [12].
Смешанное обучение позволяет расширить возможности организации групповой учебной деятельности студентов. Совместная работа над проектами, дискуссии, форумы, семинары, электронные телеконференции развивает навыки онлайн-общения [13].
При смешанном обучении реализуется гибкий подход к обучению. Обучающийся может выбирать заинтересовавший его модуль, в удобном темпе самостоятельно изучить его, осуществить контроль объема и скорости изучения учебного материала [14].
Основное внимание при смешанном обучении направлено на организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Электронное обучение позволяет самостоятельную работу обучаемого сделать целенаправленным, интенсивным и контролируемым процессом.
Особенности применения технологий в каждом вузе существуют свои, так как они зависят от следующих факторов:
- материально-техническая база учебного заведения (электронные образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства, которые обеспечивают доступ студентов к образовательным программам независимо от их местонахождения) [15];
- уровень кадрового потенциала образовательной организации (наличие у педагогических работников соответствующего образования и курсов повышения квалификации, методических материалов, предоставляемых работникам для проведения занятий на электронном ресурсе, дистанционные образовательные технологии) [16].
На сегодняшний день популярность приобрела система дистанционного обучения е-Ьеагт^. Вся специфика работы с данной системой заключается в следующем:
- преобладающее число студентов - это люди до 25 лет. Это та категория людей, которая активно использует Интернет, поэтому обучение в электронной среде воспринимается ими позитивно, что способствует развитию мотивации к обучению и как следствие развитию большего интереса к изучаемым дисциплинам. При такой тенденции становление профессионала происходит гораздо легче;
- е-Ьеатт^ существенно снижает затраты вуза (за исключением первоначальных вложений);
- задача системы высшего профессионального образования заключается в подготовке мобильного в профессии и жизни выпускника, а электронная система как раз делает его конкурентоспособным и востребованным для работодателей, так как на рынке труда сейчас востребована информационная культура [17].
Учебные платформы позволяют передавать студентам информацию гораздо быстрее, используя асинхронное обучение [18].
Стоит отметить, что платформа как таковая, не прак-тикоориентирована. Это может сделать только преподаватель, который разрабатывает курс. Для того чтобы сделать курс практикоориентированным, преподаватель должен снабдить его не только лекционными материалами, но и наладить взаимодействие между обучающимися и преподавателем [19]. Иногда это бывает затруднительным, поскольку особенность платформы заключается в предоставлении возможности работы в асинхронном режиме, в то время как большинство людей привыкло работать вместе в один момент. Примером синхронно-Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)
педагогические науки
Гладкова Марина Николаевна, Абрамова Наталья Сергеевна, Кутепов Максим Михайлович
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ...
го обучения могут быть чаты, вебинары, конференции. Асинхронный режим предлагает, например, выполнение индивидуального задания. Студент сам выбирает место и время для его выполнения. Не все преподаватели обладают должным уровнем подготовки для того чтобы наладить все возможные виды работ в среде. Кроме того, педагогу необходимо владеть технологиями адаптивного обучения, коллективного взаимодействия в электронной среде и технологией разноуровневого обучения [20]. В электронной среде, без непосредственного взаимодействия с обучающимися этот процесс некоторым образом затрудняется.
На наш взгляд, для продуктивного использования электронного обучения, необходима учебно-методическая база высокого качества и обеспечение к ней доступа всем участникам образовательного процесса, как обучающимся, так и педагогам.
Сегодняшняя организация обучения в электронной среде позволяет бакалаврам приобретать необходимые компетенции, становиться высококвалифицированным специалистом. Электронные платформы имеют массу преимуществ по сравнению с традиционным обучением, однако, более благоприятную среду для обучения образуют использование этих двух элементов вместе. Особенность смешанного обучения состоит в реализации гибкого подхода к обучению. Обучающийся может выбирать заинтересовавший его модуль, в удобном темпе самостоятельно изучить его, осуществить контроль объема и скорости изучения учебного материала. Образовательный процесс становится более динамичным и интересным, при этом значительно увеличивается степень активности учебной деятельности. Смешанное обучение расширяет возможности организации групповой учебной деятельности студентов. Совместная работа над проектами, дискуссии, форумы, семинары, электронные телеконференции развивают навыки он-лайн-общения. Сочетание аудиторного обучения с элементами электронного обучения, использование информационных технологий, компьютерной графики, аудио, видео, интерактивных элементов позволяет всесторонне воздействовать на подготовку обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71
2. Маркова С.М., Гладкова М.Н., Юртаева Т.С. Модульное содержание педагогической подготовки педагогов профессионального обучения//Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. Т. 1. №1 (66). С. 90.
3. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 20.
4. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования//Вестник Мининского университета. 2014. № 4
5. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Разработка средств оценки образовательных результатов обучающихся вуза// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-1. С. 134-136.
6. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования //Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14.
7. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2002. 182 с.
8. Кутепова Л.И., Паршакова А.М. Современные
компьютерные технологии в проектировании линейных сооружении и инженерных изысканиях/В сборнике: Интеграция информационных технологии в систему профессионального обучения сборник статеИ по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 24-27
9. Прохорова М. П., Семченко А.А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования//Вестник Мининского университета. 2015. № 4. С. 14.
10. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Информационные технологии в организации безбарьерного обучения студентов вуза//Успехи современной науки.№3(том 1) 2017, стр. 50-52.
11. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования//Вестник Мининского университета. 2014. № 4 [Электронный ресурс].URL: http://globalf5.com/Zhumaly/Psihologiya-i-pedagogika/ Vestmk-Mimnskogo-universiteta/vypusk-2014-4 (дата обращения: 16.05.2017).
12. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 80-82.
13. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.
14. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Гладков А.В. Организация исследовательской деятельности магистрантов в электронной среде // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 4 (часть 2) 2017, стр. 429-431.
15. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Особенности обучения взрослых в электронной среде// Успехи современной науки. №2 (том 1) 2017, стр. 120-122.
16. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Интерактивные технологии в информационной образовательной среде Moodle //Успехи современной науки и образования. №4 (том 2) 2017, стр. 15-18.
17. Ваганова О.И., Хижная А.В., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Лунева Ю.Б. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11-5. - С. 968-970.
18. Трутанова А.В., Румянцева Н.А., Нуреева М.А. Становление современного человека через концепцию непрерывности образования // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 9-2. С. 89-91.
19. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.
20. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций//Современные тенденции развития технолого-экономического образования. Н. Новгород, 2014. С. 32-39.
Статья поступила в редакцию 06.05.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.
Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)
105