Научная статья на тему 'Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся'

Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
753
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENT / БАКАЛАВР / BACHELOR / ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ / ASSESSMENT TECHNOLOGY / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ / TEST CONTROL / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION TECHNOLOGY OF TRAINING / БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ / BANK OF TEST TASKS / MOODLE / ФОРМА ТЕСТОВ / TEST FORM / LMS / УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS / ЗАДАНИЕ / TASK / ФОРУМ / FORUM / ВИКИ / WIKI / ГЛОССАРИЙ / GLOSSARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костылев Денис Сергеевич, Кутепова Любовь Ивановна, Трутанова Александра Валерьевна

Статья рассматривает требования, которые предъявляются к любой процедуре оценивания. Самая важная из них это необходимости гарантии, что применяющиеся методы оценки в полной мере и адекватно отражают достижение целей учебного курса, а также соответствующий уровень достижения необходимых знаний, умений и навыков. Указывается, что наиболее подходящим инструментом оценивания является тест, разработанный с помощью электронной платформы Moodle. Ввод тестовых заданий для контроля знаний студентов должен начинаться с создания банка тестовых заданий. В статье рассматриваются все формы тестов, которые можно разработать в электронной среде. Moodle обладает не только тестовым модулем для контроля знаний обучающихся, но и дает возможность оценивать работу обучающихся в таких элементах курса как «Задание», «Форум», «Viki», «Глоссарий». Глоссарию отведена роль организации работы с терминами, на форуме удобно обсуждать учебные проблемы и проводить консультации. Формы контроля, предоставляемые электронными платформами, в частности Moodle, полностью отвечают требованиям компетентностного подхода, поскольку преподаватель в электронной среде имеет возможность удаленно проверять задания и давать их столько раз, сколько требуется для усвоения материала. Отмечено, что информационные технологии могут использоваться в процедурах оценивания на различных уровнях от средства управления информацией об оценках, полученных традиционными способами, до полностью автоматизированных систем контроля качества знаний, включающих в себя диагностический, обобщающий и коррекционный модули. Оценивать работу студента преподаватель может по собственно установленным шкалам и критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костылев Денис Сергеевич, Кутепова Любовь Ивановна, Трутанова Александра Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES FOR ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF TRAINING

The article examines the requirements that are imposed on any evaluation procedure. The most important of them is the need to ensure that the methods of evaluation applied to the full and adequately reflect the achievement of the objectives of the training course, as well as the appropriate level of achievement of the necessary knowledge, skills and skills. It is indicated that the most suitable assessment tool is a test developed using the Moodle electronic platform. Entering test tasks to control students' knowledge should begin with the creation of a bank of test tasks. The article considers all forms of tests that can be developed in an electronic environment. Moodle has not only a test module for controlling the knowledge of students, but also provides an opportunity to evaluate the work of students in such elements of the course as "Task", "Forum", "Viki", "Glossary". The glossary is devoted to the organization of work with terms, it is convenient to discuss educational problems and conduct consultations at the forum. The forms of control provided by electronic platforms, in particular Moodle, fully meet the requirements of the competence approach, since the instructor in the electronic environment has the ability to remotely verify tasks and give them as many times as necessary for mastering the material. It is noted that information technologies can be used in evaluation procedures at various levels from a means of managing information on estimates obtained by traditional methods to fully automated knowledge quality control systems, including diagnostic, generalizing and correcting modules. The teacher can evaluate the work of the student according to the scales and criteria established by him

Текст научной работы на тему «Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся»

Костылев Денис Сергеевич, Кутепова Любовь Ивановна, Трутанова Александра Валерьевна ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ ...

pedagogical sciences

УДК 378.147

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© 2017

Костылев Денис Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент Нижегородский государственный институт экономики и управления, филиал в Н.Новгороде (603062, Россия, Нижний Новгород, улица Горная, 24, e-mail: d.s.kostylev@gmail.com) Кутепова Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: alya_trutanova@mail.ru)

Аннотация. Статья рассматривает требования, которые предъявляются к любой процедуре оценивания. Самая важная из них - это необходимости гарантии, что применяющиеся методы оценки в полной мере и адекватно отражают достижение целей учебного курса, а также соответствующий уровень достижения необходимых знаний, умений и навыков. Указывается, что наиболее подходящим инструментом оценивания является тест, разработанный с помощью электронной платформы Moodle. Ввод тестовых заданий для контроля знаний студентов должен начинаться с создания банка тестовых заданий. В статье рассматриваются все формы тестов, которые можно разработать в электронной среде. Moodle обладает не только тестовым модулем для контроля знаний обучающихся, но и дает возможность оценивать работу обучающихся в таких элементах курса как «Задание», «Форум», «Viki», «Глоссарий». Глоссарию отведена роль организации работы с терминами, на форуме удобно обсуждать учебные проблемы и проводить консультации. Формы контроля, предоставляемые электронными платформами, в частности Moodle, полностью отвечают требованиям компетентностного подхода, поскольку преподаватель в электронной среде имеет возможность удаленно проверять задания и давать их столько раз, сколько требуется для усвоения материала. Отмечено, что информационные технологии могут использоваться в процедурах оценивания на различных уровнях - от средства управления информацией об оценках, полученных традиционными способами, до полностью автоматизированных систем контроля качества знаний, включающих в себя диагностический, обобщающий и кор-рекционный модули. Оценивать работу студента преподаватель может по собственно установленным шкалам и критериям.

Ключевые слова: студент, бакалавр, технологии оценивания, качество образования, компетентностный подход, тестовый контроль, информационная технология обучения, тестовый контроль, банк тестовых заданий, Moodle, форма тестов, LMS, учебные достижения, задание, форум, Вики, глоссарий.

INFORMATION TECHNOLOGIES FOR ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL

ACHIEVEMENTS OF TRAINING

© 2017

Kostylev Denis Sergeevitch, candidate of pedagogical sciences, associate professor Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, branch of the Nizhny Novgorod (603062, Russia, Nizhny Novgorod, Gornaya street, 24 e-mail: d.s.kostylev@gmail.com) Kutepova Lyubov Ivanovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: alya_trutanova@mail.ru)

Abstract. The article examines the requirements that are imposed on any evaluation procedure. The most important of them is the need to ensure that the methods of evaluation applied to the full and adequately reflect the achievement of the objectives of the training course, as well as the appropriate level of achievement of the necessary knowledge, skills and skills. It is indicated that the most suitable assessment tool is a test developed using the Moodle electronic platform. Entering test tasks to control students' knowledge should begin with the creation of a bank of test tasks. The article considers all forms of tests that can be developed in an electronic environment. Moodle has not only a test module for controlling the knowledge of students, but also provides an opportunity to evaluate the work of students in such elements of the course as "Task", "Forum", "Viki", "Glossary". The glossary is devoted to the organization of work with terms, it is convenient to discuss educational problems and conduct consultations at the forum. The forms of control provided by electronic platforms, in particular Moodle, fully meet the requirements of the competence approach, since the instructor in the electronic environment has the ability to remotely verify tasks and give them as many times as necessary for mastering the material. It is noted that information technologies can be used in evaluation procedures at various levels - from a means of managing information on estimates obtained by traditional methods to fully automated knowledge quality control systems, including diagnostic, generalizing and correcting modules. The teacher can evaluate the work of the student according to the scales and criteria established by him.

Keywords: student, bachelor, assessment technology, quality of education, competence approach, test control, information technology of training, test control, bank of test tasks, Moodle, test form, LMS, educational achievements, task, forum, wiki, glossary.

Современные государственные образовательные стандарты нового поколения диктуют условия использования компетентностного формата оценки достижений студентов. Результаты образования, благодаря компе-тентностному подходу, описываются самыми различными показателями, имеющие какие-либо значения или числовые показатели. Чаще всего для проведения процедуры оценки используют значения «не более чем», «не менее чем» и т. д. В целях автоматизации рейтинговой оценки качества образования многие университеты разрабатывают программно-методические комплексы.

Информационные технологии развиваются достаточно быстро и способы их применения в образовательном пространстве также изменяются, особенно когда это касается проверки качества образования, поэтому данная тема актуальна для рассмотрения [1].

К любой процедуре оценивания имеется требование необходимости гарантии, что применяющиеся методы оценки в полной мере и адекватно отражают достижение целей учебного курса, а также соответствующий уровень достижения необходимых знаний, умений и навыков [2].

190

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

Костылев Денис Сергеевич, Кутепова Любовь Ивановна, Трутанова Александра Валерьевна ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ ...

Качественные и количественные подходы к оцениванию, методики измерения его результатов достаточно давно изучаются и рассматриваются отечественной педагогикой [3].

Для проведения оценивания необходимо понимать, для кого оно предназначено и с какой целью оно выполняется, только таким образом можно выявить эффективность применяемых методов и приемов [4].

Оценивание делят на два вида: критериально-ориентированное и нормативно-ориентированное. В первом случае платформой оценивания выступают цели и задачи учебного курса, что позволяет определить степень овладения студентами материалом. Этот тип оценивания предполагает заранее установленные критерии усвоения. Нормативно-ориентированное оценивание используется в тех случаях, когда необходимо ранжировать достижения в выбранной группе обучаемых, определяя количество достигнувших определенного балла в течение некоторого времени. Соответствующие тесты широко применяются не только для оценивания хода и результатов обучения, но и для оценки интеллектуальных способностей [5].

Говоря о процедуре оценивания как об информационной технологии, мы делаем акцент на педагогическое тестирование, которое является совокупностью методических и организационных мероприятий, которые обеспечивают разработку педагогических тестов, подготовку и проведение стандартизованной процедуры измерения уровня подготовленности испытуемых, а также обработку и анализ результатов [6].

Информационные технологии могут использоваться в процедурах оценивания на различных уровнях - от средства управления информацией об оценках, полученных традиционными способами, до полностью автоматизированных систем контроля качества знаний, включающих в себя диагностический, обобщающий и коррекционный модули [7]. В первом случае можно обеспечить представление имеющейся информации в соответствии с потребностями самых различных лиц - педагогов, обучаемых, администрации учебного заведения. При этом с помощью современных программных средств (электронные таблицы, системы управления базами данных, пакеты статистической обработки) можно улучшить не только внешние характеристики, но, что более важно, содержательную часть имеющихся данных [8]. Если для самих обучаемых важно узнать набранные баллы или полученные отметки, то для администрации учебного заведения наиболее подходящей формой представления, возможно, будут диаграммы и графики с иллюстрацией тенденций изучения определенной дисциплины, сравнением результатов, полученных в разных учебных группах [9].

Благодаря компьютерному тестированию перед преподавателями открываются новые возможности. К примеру, наиболее часто используемая высшими школами электронная платформа Moodle, предоставляет возможность создания тестовой базы данных, что позволяет постоянно совершенствовать контроль знаний [10].

Данная система является бесплатной и свободной системой управления обучением, ориентированной, прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами. Система Moodle позволяет обеспечить интерактивное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Систему отличают простота и удобство использования и широкие возможности по организации обучения и контроля знаний студентов [11].

В отличие от устного опроса, тестовый контроль позволяет в короткие сроки проверить большое количество обучающихся, что способствует повышению рентабельности образования за счет сокращения времени.

Информационные технологии позволяют преподавателям улучшать традиционные формы оценивания и формировать новые [12].

МооШе обладает не только тестовым модулем для контроля знаний обучающихся, но и дает возможность

оценивать работу обучающихся в таких элементах курса как «Задание», «Форум», «^Ы», «Глоссарий» [13]. Глоссарию отведена роль организации работы с терминами. Возможность создания статей принадлежит как преподавателям, так и студентам. Термины, которые занесены в глоссарий будут подсвечиваться во всех материалах курсов и появляться в виде гиперссылок на соответствующие статьи глоссария [14]. В системе предусмотрена возможность создания как глоссария курса, так и глобального глоссария, доступного всем участникам всех курсов. На форуме удобно обсуждать учебные проблемы, проводить консультации. Его используют в том числе и для того, чтобы студенты могли загружать файлы. В этом случае учебное обсуждение может строиться вокруг этих файлов, это дает обучающимся возможность оценивать работу друг друга. Добавляя новый форум, преподаватель может выбрать его тип из нескольких [15]. Он может выбрать создание обычного форума для обсуждения одной какой-либо темы, доступного для всех общего форума или форума с одной линией обсуждения для каждого пользователя.

Так как основной формой контроля знаний в LMS Moodle является все таки тест, то конечно, для их создания, проведения обучающего и итогового контроля, предоставлен обширный инструментарий [16].

Электронное тестирование обеспечивает следующий перечень:

- независимая оценка учебных достижений студентов для определения уровня знаний обучающихся в соответствии с образовательным стандартом;

- оценка эффективности и результативности организации учебного процесса;

- обеспечение непрерывного контроля знаний студентов в процессе обучения [17].

Политика оценивания работ в системе состоит из нескольких элементов. Администраторы и преподаватели пользуются шкалами, критериями, правилами вычисления итогов, выгрузкой оценок во внешние системы, статусом использования (для самоконтроля, сведений преподавателя, окончательной оценки).

Преимуществом тестового контроля является его эмпирическая обоснованность, благодаря чему исключается субъективная оценка знаний обучающихся.

Ввод тестовых заданий для контроля знаний студентов должен начинаться с создания банка тестовых заданий.

Moodle позволяет добавить туда следующие формы тестов:

- вложенные ответы (создаются с помощью ввода текстов с необходимыми кодами, которые создают вопросы

- «Множественного выбора», «Числового ответа» и «Короткого ответа»);

- верно/неверно (простая форма вопроса «Множественный выбор»);

- вычисляемый (числовой вопрос, но при этом все числа в тесте выпадают случайным образом);

- числовой ответ (в зданиях такого типа учитываются погрешности, при этом числовые ответы указываются с единицами измерения);

- на соответствие;

- краткий ответ;

- множественный вычисляемый (ответы в данных заданиях выступают в виде числовых формул);

- множественный выбор (выбор одного или нескольких вариантов ответа из списка);

- эссе;

- случайный вопрос на соответствие (похож на вопрос «вопрос на соответствие», но в этом случае вопросы берутся случайным образом);

- простой вычисляемый (самая простая версия вычисляемых вопросов, которые имеют сходство с числовыми вопросами, но числа выбираются из заранее определенного набора случайным образом при прохождении

Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)

191

Костылев Денис Сергеевич, Кутепова Любовь Ивановна, Трутанова Александра Валерьевна pedagogical

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ ... sciences

теста) [18].

Отметим, что формы контроля, предоставляемые электронными платформами, в частности Moodle, полностью отвечают требованиям компетентностного подхода, поскольку преподаватель в электронной среде имеет возможность удаленно проверять задания и давать их столько раз, сколько требуется для усвоения материала, действует индивидуальный подход. Таким образом легче сформировать ту или иную компетенцию [19-22].

Выполнение задания - деятельность студента, в результате которой он загружает на сервер файл любого формата или создает текст непосредственно в Moodle (используя встроенный визуальный редактор) [23].

Такие работы преподаватель имеет возможность оперативно просмотреть, дать необходимые комментарии, открыть ссылки на файлы, которые сделали студенты, подписанные на курс. По желанию преподавателя, студенты могут сдать свои файлы неоднократно, в случае, если преподаватель не удовлетворен проделанной работой.

Следует сказать, что оценивать работу студента преподаватель может по собственно установленным шкалам и критериям.

Благодаря платформе, студенты самостоятельно применяют полученные знания и умения, однако, всегда имеют возможность связаться с преподавателем и разрешить тот или иной вопрос, что, несомненно, оптимизирует процесс формирования компетенций, а также процесс оценивания усвоенного материала.

Таким образом, в изменяющихся условиях, наиболее подходящим инструментом оценивания качества учебных достижений, является электронная платформа Moodle, поскольку является простой в использовании и не требует дополнительных затрат. Сформированная преподавателем база тестовых заданий в системе позволяет дать объективную оценку знаний студентов. Тестирование в совокупности с другими видами заданий на электронной платформе способствуют полноценному и своевременному выявлению недостатков в формировании компетенций обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.

2. Гладкова М.Н., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В., Юсупова Д.М. Технология кейс-обучения в подготовке бакалавров //Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 21-25.

3. Ваганова О.И., Дворникова Е.И., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В. Возможности облачных технологий в электронном обучении // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 6-2. С. 183-187.

4. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Проектирование оценочных средств в условиях деятельностно-компетентност-ного подхода //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 87-90.

5. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования//Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14.

6. Ваганова О.И., Ермакова O.E. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального об-учения//Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 14.

7. Костылев Д.С., Костылева Е.А. Самостоятельная работа студентов в системе дистанционного обучения MOODLE по направлению подготовки «технология продукции и организация общественного питания»/Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2015. № 1. С. 160-163.

8. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Инте-192

грация информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 30-33.

9. Кочнева Е.М., Морозова Л.Б., Костылева Е.А. Установка современной молодежи на успех: перспективы, риски и возможности // European Social Science Journal. 2016. № 1. С. 367-371.

10. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу// Инновации и инвестиции. 2015. № 8.

11. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2016. №1-1 (13). С. 23.

12. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 31.

13. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71.

14. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 158-162.

15. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.

16. Кутепов М.М. Реализация проекта сдачи нормативов ГТО в вузе/В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. г.Саратов, 2015. С. 36-39.

17. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.

18. Ваганова О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании//Вестник Мининского университета. 2013. № 4 (4). С. 10.

19. Психологические аспекты применения технологий дистанционного обучения/Костылев Д.С., Костылева Е.А.//Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. -Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. -С. 66-69.

20. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Проектирование оценочных средств в условиях деятельностно-компетентност-ного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 87-90.

21. Картузова Т.В., Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В. Использование некоторых элементов системы Moodle в работе со студентами заочного отделения при изучении математических дисциплин // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 34-36.

22. Шурыгин В.Ю., Сабирова Ф.М. Реализация смешанного обучения физике средствами LMS Moodle // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 289-293.

23. Ваганова О.И., Царева О.С. Рефлексивный дневник как средство оценивания личностных и учебных достижений студентов педагогического вуза//Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 128130.

Статья поступила в редакцию 20.07.2017.

Статья принята к публикации 23.09.2017.

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.