Научная статья на тему 'Электронное обучение как средство организации самостоятельной работы студентов'

Электронное обучение как средство организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
783
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / MODULAR OBJECT-ORIENTED DYNAMIC LEARNING / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ФОРУМ / FORUM / ЧАТ / CHAT / ВИКИ / WIKI / ГЛОССАРИЙ / GLOSSARY / ЭССЕ / ESSAY / СЕМИНАР / SEMINAR / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС / ELECTRONIC RESOURCE / ГИПЕРССЫЛКА / HYPERLINK / КАТАЛОГ / CATALOG / ФАЙЛ / FILE / ЛЕКЦИЯ / LECTURE / КНИГА / BOOK / ВЕБИНАР / WEBINAR / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / DIGITAL LIBRARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Трутанова Александра Валерьевна

В статье раскрывается роль электронного обучения в организации самостоятельной деятельности студентов. Неотъемлемым элементом поддержки самостоятельной деятельности студента является электронная образовательная платформа. Самой часто используемой платформой считается Moodle. В статье представлены элементы, с помощью которых реализуется процесс обучения. Среда организует работу посредством таких инструментов как: семинар, вики, глоссарий, форум, чат. Выявлено, что контролировать степень овладения материалом и его понимание, как отдельной темы, так и всего курса позволяет электронный элемент «Тест». Он может содержать в себе несколько типов вопросов: множественный выбор, верно/неверно, выбор пропущенных слов, вопрос на соответствие, краткий ответ, эссе. Moodle предоставляет кроме основных элементов, вспомогательные, такие как гиперссылка, каталог, файл. Выделяются принципы, согласно которым действует дистанционное обучение: коллективизм, индивидуальный подход, проблемность, стимулирование, мотивация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Трутанова Александра Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC TRAINING AS A MEANS OF ORGANIZATION OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

The article reveals the role of e-learning in the organization of independent activities of students. An integral part of supporting the independent activity of the student is the electronic educational platform. The most commonly used platform is Moodle. The article presents the elements with which the learning process is implemented. The environment organizes work through such tools as: seminar, wiki, glossary, forum, chat. It was revealed that the electronic element "Test" allows to control the degree of mastering the material and its understanding, both as a separate topic and the whole course. It can contain several types of questions: multiple choice, true / false, the choice of missed words, the question of compliance, a short answer, an essay. Moodle provides in addition to the main elements, auxiliary, such as a hyperlink, directory, file. The principles are singled out, according to which distance learning operates: collectivism, individual approach, problematic, stimulating, motivating.

Текст научной работы на тему «Электронное обучение как средство организации самостоятельной работы студентов»

Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Трутанова Александра Валерьевна ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ...

педагогические науки

УДК 378.147

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

© 2017

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Гладкова Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: alya_trutanova@mail.ru)

Аннотация. В статье раскрывается роль электронного обучения в организации самостоятельной деятельности студентов. Неотъемлемым элементом поддержки самостоятельной деятельности студента является электронная образовательная платформа. Самой часто используемой платформой считается Moodle. В статье представлены элементы, с помощью которых реализуется процесс обучения. Среда организует работу посредством таких инструментов как: семинар, вики, глоссарий, форум, чат. Выявлено, что контролировать степень овладения материалом и его понимание, как отдельной темы, так и всего курса позволяет электронный элемент «Тест». Он может содержать в себе несколько типов вопросов: множественный выбор, верно/неверно, выбор пропущенных слов, вопрос на соответствие, краткий ответ, эссе. Moodle предоставляет кроме основных элементов, вспомогательные, такие как гиперссылка, каталог, файл. Выделяются принципы, согласно которым действует дистанционное обучение: коллективизм, индивидуальный подход, проблемность, стимулирование, мотивация.

Ключевые слова: электронное обучение, Modular Object-Oriented Dynamic Learning, самостоятельная работа, студенты, профессиональное образование, форум, чат, вики, глоссарий, эссе, семинар, электронный ресурс, гиперссылка, каталог, файл, лекция, книга, вебинар, методы обучения, электронная библиотека.

ELECTRONIC TRAINING AS A MEANS OF ORGANIZATION OF THE INDEPENDENT

WORK OF STUDENTS

© 2017

Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru)

Gladkova Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department

of humanitarian and general scientific disciplines Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal of the engineering troops AI. Proshlyakov

of the Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: alya_trutanova@mail.ru)

Abstract. The article reveals the role of e-learning in the organization of independent activities of students. An integral part of supporting the independent activity of the student is the electronic educational platform. The most commonly used platform is Moodle. The article presents the elements with which the learning process is implemented. The environment organizes work through such tools as: seminar, wiki, glossary, forum, chat. It was revealed that the electronic element "Test" allows to control the degree of mastering the material and its understanding, both as a separate topic and the whole course. It can contain several types of questions: multiple choice, true / false, the choice of missed words, the question of compliance, a short answer, an essay. Moodle provides in addition to the main elements, auxiliary, such as a hyperlink, directory, file. The principles are singled out, according to which distance learning operates: collectivism, individual approach, problematic, stimulating, motivating.

Keywords: e-learning, Modular Object-Oriented Dynamic Learning, independent work, students, professional education, forum, chat, wiki, glossary, essay, seminar, electronic resource, hyperlink, catalog, file, lecture, book, webinar, teaching methods, digital library.

В современном мире электронное обучение все больше набирает популярность. Среди остальных методов обучения, электронное выходит на первый план и становится незаменимым элементом в структуре образовательного процесса. Дистанционные технологии дают множество возможностей выполнения работы удаленно от образовательного учреждения, что делает студента мобильным и тренирует его самостоятельность и ответственность по отношению к выполняемым заданиям. Каждая образовательная организация на сегодняшний день в той или иной степени использует электронные технологии как для организации аудиторного обучения, так и для дистанционного самостоятельного обучения. Грамотное построение образовательного процесса в электронной среде для самостоятельной деятельности студентов, в условиях смещения роли преподавателя

высшей школы в сторону развития творческой активности студента, является залогом качества их подготовки, что обуславливает актуальность рассматриваемой темы.

В современном профессиональном образовании главное не только приобщение студента к знаниям, но и развитие его творческого потенциала, креативной мысли, профессиональной заинтересованности [1]. Роль преподавателя в данном случае заключается в создании условий для развития способностей обучающегося к самостоятельному исследованию.

Такая черта личности, как самостоятельность, описывается Н.Г. Дайри, Б.П. Есиповым, Л.М. Пименовым и определяется как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности,

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Трутанова Александра Валерьевна ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ...

действовать при этом сознательно, оперативно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, которые требуют принятия нестандартных решений [2].

Неотъемлемым элементом поддержки самостоятельной деятельности студента является электронная образовательная платформа [3]. Самой часто используемой платформой считается Moodle, с помощью которой разрабатываются необходимые курсы для студентов. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (Moodle) (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) представляет собой свободное web-приложение, представляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения [4].

Дистанционное обучение строится на определенных принципах. Принципами называются определенные системы исходных основных дидактических и других требований к процессу обучения в системе дистанционного обучения, которая и должна формироваться с учетом этих требований. Принципы обучения излагали в своих трудах такие ученые как Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин.

Среди них можно выделить следующие:

- сознательность;

- активность;

- наглядность обучения;

- доступность;

- научность;

- коллективизм и индивидуальный подход;

- проблемность;

- единство образовательной и воспитательной системы;

- стимулирование;

- мотивация [5].

Все эти принципы помогут реализовать электронные платформы.

Электронная среда дает возможность создавать и хранить электронные материалы для проверки знаний обучающихся на удаленном расстоянии. Такая схема позволяет организовать качественное взаимодействие между студентами и обучающимися, контролировать учебную деятельность. В Moodle можно представить информацию как в виде текста, так и аудио- видеоматериалов [6]. Среда организует совместную работу посредством таких инструментов как: семинар, вики, глоссарий, форум, чат, вебинар. Обучающиеся могут работать как самостоятельно, так и вместе с преподавателем [7].

Чат является привычным для большинства студентов инструментом. Он напоминает социальную сеть, где общение проходит в режиме реального времени. Чаты очень помогают при отсутствии возможности очных встреч [8].

Таким способом, к примеру, можно проводить консультации, которые будут проходить в определенный день и время.

Форум позволяет общаться студентам и преподавателям между собой, задавать вопросы, обмениваться файлами в асинхронном режиме, то есть в течение длительного времени. Сообщения Форума также могут быть оценены самим преподавателем либо студентами, полученная оценка заносится в журнал оценок [9].

Вебинар - это формат проведения мероприятий, который обладает большим количеством неоспоримых преимуществ, особенно для организации самостоятельной работы студентов [10].

Достоинства вебинара заключены в:

- минимальных затратах;

- низкой себестоимости;

- возможности привлечения большого количества слушателей;

- экономии времени [11].

Вебинар является одной из разновидностей традиционного семинара, однако представляется в сложноорга-низованной форме. Это обусловлено постоянным ауди-

овизуальным контактом обучающегося и преподавателя [12]. Последний находится в виртуальном пространстве относительно студентов, поэтому аудиоинформация воспринимается проще. Однако, при видео-контакте можно в полной мере использовать средства невербального общения: мимика, жесты, артикуляция.

К достоинствам вебинаров относят и тот факт, что они могут быть записаны и в дальнейшем использованы для повторного просмотра, формирования библиотеки вебинаров, для того чтобы преподаватель смог проанализировать содержание, стиль и технику речи вебинара.

Вебинар дает обучающимся возможность качественного освоения теоретического материала учебной дисциплины, получения консультации преподавателя, обсуждения работы другого участника курса, формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Для преподавателей вебинар - это отличная возможность предоставления научно-педагогической и методической поддержки самостоятельной работы студентов [13].

Контролировать степень овладения материалом и его понимание, как отдельной темы, так и всего курса позволяет электронный элемент «Тест». Он может содержать в себе несколько типов вопросов: множественный выбор, верно/неверно, выбор пропущенных слов, вопрос на соответствие, краткий ответ, эссе и т.д [14].

Преподаватель может настроить модуль так как ему нужно, например, установить ограниченное количество попыток, ограничить время или ввести подсказки. Система оперативно автоматически дает оценку работе, после ее завершения, за исключением тех заданий, на которые нужно самостоятельно развернуто написать ответ, к примеру, эссе [15]. В журнал оценки заносятся также автоматически.

Материал, имеющийся на платформе, представлен студентам в доступной форме в виде таких элементов, как лекция и книга.

Лекция позволяет опубликовать учебные материалы в гибком формате, с возможностью управления процессом обучения. Лекция разбивается на страницы, после изучения появляется возможность контроля учебного материала в виде различных вопросов. Также в соответствии с настройками лекцию можно оценить. Книга позволяет выкладывать материал в виде книги с разбивкой на главы, с возможностью быстрого перемещения по содержанию [17].

Moodle предоставляет кроме основных элементов, вспомогательные, такие как гиперссылка, каталог, файл и т. д. Эти элементы повышают качество самостоятельной подготовки студентов, повышая эффективность образовательного процесса в целом. Такой вид обучения активно используется многими образовательными учреждениями, что позволяет не только повышать эффективность образовательного процесса, но и экономить время обучения. Кроме того, внедрение электронного обучения позволяет повысить качество образовательного процесса за счет использования постоянно пополняющихся мировых электронных ресурсов с бесплатным доступом для студентов. Организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на студентов, способствует самостоятельному получению знаний и опыта, развивая у них независимость, инициативность и творческую активность.

Важным фактором системы электронного обучения является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов. Система дистанционного обучения должна содержать поддержку следующих основных методов:

1. Методы обучения, которые реализуются путем взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучающихся (самообучение). Для развития таких методов характерен мультимедиа подход, когда при помощи разнообразных средств создаются образо-

Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Трутанова Александра Валерьевна педагогические

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ... науки

вательные ресурсы: печатные, аудио-, видеоматериалы и, что особенно важно для дистанционного обучения -учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям.

Сюда относят применение:

- интерактивных баз данных;

- электронных журналов;

- компьютерных обучающих программ [19].

2. Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом (обучение «один к одному»). Эти методы реализуются в дистанционном образовании в основном посредством следующих технологий:

- телефона,

- голосовой почты,

- электронной почты.

3. Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение «многие ко многим»).

Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий [20].

Иными словами, интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио, графических и видеоконференций позволяют активно развивать такие методы в дистанционном образовании.

Таким образом, электронная среда, при грамотном построении образовательного процесса внутри нее, предоставляет уникальные возможности для организации самостоятельной работы студентов, их качественной подготовки, становлению как высококвалифицированных профессионалов. Развитие данного направления является перспективным и уже на данном этапе находит широкое применение в образовательной сфере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Гладков А.В. Организация исследовательской деятельности магистрантов в электронной среде // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 4 (часть 2) 2017, стр. 429-431.

2. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.

3. Ваганова О.И., Хижная А.В., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Лунева Ю.Б. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11-5. - С. 968-970.

4. Трутанова А.В., Румянцева Н.А., Нуреева М.А. Становление современного человека через концепцию непрерывности образования // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 9-2. С. 89-91.

5. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.

6. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций//Современные тенденции развития технолого-экономического образования. Н. Новгород, 2014. С. 32-39.

7. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71

8. Маркова С.М., Гладкова М.Н., Юртаева Т.С. Модульное содержание педагогической подготовки пе-102

дагогов профессионального обучения//Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. Т. 1. №1 (66). С. 90.

9. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 20.

10. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования //Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/download/ elibrary_21680911_74449593.pdf (дата обращения: 11.04.2017).

11. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2002. 182 с.

12. Кутепова Л.И., Паршакова А.М. Современные компьютерные технологии в проектировании линейных сооружений и инженерных изысканиях/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016. С. 24-27

13. Прохорова М. П., Семченко А.А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования//Вестник Мининского университета. 2015. № 4. С. 14. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/ kontseptualnye-osnovy-i-mekhanizmy-realizatsii-inn/(дата обращения: 11.04.2017).

14. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Информационные технологии в организации безбарьерного обучения студентов вуза//Успехи современной науки.№3(том 1) 2017, стр. 50-52.

15. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования//Вестник Мининского университета. 2014. № 4 [Электронный ресурс].иКЬ: http://globalf5.com/Zhurnaly/Psihologiya-i-pedagogika/ Vestnik-Mininskogo-universiteta/vypusk-2014-4 (дата обращения: 16.05.2017).

16. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 80-82.

17. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Разработка средств оценки образовательных результатов обучающихся вуза// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-1. С. 134-136.

18. Колдина М.И. Общедидактическая характеристика процесса подготовки к научно-исследовательской деятельности бакалавров//Символ науки. 2016. № 11-2. С. 129-132.

19. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Особенности обучения взрослых в электронной среде// Успехи современной науки. №2 (том 1) 2017, стр. 120-122.

20. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Интерактивные технологии в информационной образовательной среде Moodle //Успехи современной науки и образования. №4 (том 2) 2017, стр. 15-18.

Статья поступила в редакцию 09.04.2017.

Статья принята к публикации 22.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.