Научная статья на тему 'Деятельностные технологии в профессиональном образовательном учреждении'

Деятельностные технологии в профессиональном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТ / ВЫПУСКНИК / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СПЕЦИАЛИСТ / МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / MOODLE / ACTIVITY APPROACH / PERSONALITY / STUDENT / GRADUATE / INDEPENDENT WORK / SPECIALIST / MOTIVATION / EDUCATIONAL PARADIGM / VOCATIONAL TRAINING / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / INDIVIDUALIZATION / COMPETENCES / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булаева Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна

Поскольку современная образовательная парадигма диктует требования, кардинально отличающиеся от тех, что устанавливал ФГОС старого поколения, профессиональные образовательные учреждения вынуждены изыскивать способы формирования выпускников, соответствующих этим нормам, востребованных на рынке труда. Деятельностные технологии позволяют разрешить этот вопрос. В статье рассматриваются элементы, составляющие деятельность студента (мотивация, самоопределение в деятельности, воспроизводимая деятельность, рефлексия), определяется сущность деятельностного подхода. Отмечено, что роль преподавателя состоит только в наставничестве, педагог направляет деятельность студента в нужное русло, помогая принять правильное решение, дает советы. Передача готовых знаний теряет актуальность. Статья освещает возможности деятельностных технологий в рамках электронного образования. Для этого нами была выбрана обучающая платформа Moodle. Она обозначена как наиболее востребованная и часто используемая в условиях профессионального образования. Нами было установлено несколько аспектов обучения студентов в электронной образовательной среде с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта и деятельностного подхода. Установлено, что содержательный аспект характеризуется включением в обязательный образовательный минимум содержания образования определенных способов информационной деятельности, технологий и ключевых компетенций, которыми должен овладеть студент. Технологический аспект говорит о том, что постановка учебной задачи формулируется в форме системы действий, определяя направление деятельности, для того, чтобы студенты могли осознанно провести рефлексию и достичь запланированных результатов. Субъектный аспект выделяет личностные качества студента, выявляет способности, формируемые с помощью разных видов деятельности. Были выявлены виды деятельности, которые должны выполняться студентами при деятельностном подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булаева Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

As the modern educational paradigm dictates requirements that are fundamentally different from those established by the GEF of the old generation, professional educational institutions are forced to seek ways to form graduates who meet these standards in demand on the labor market. Activity technology allows us to resolve this issue. The article considers the elements that make up the student''s activity (motivation, self-determination in activity, reproducible activity, reflection), the essence of the activity approach is determined. It is noted that the role of the teacher is only in mentoring, the teacher directs the activities of the student in the right direction, helping to make the right decision, gives advice. The transfer of knowledge is no longer relevant. The article highlights the possibilities of activity technologies in the framework of e-education. For this purpose, we chose the training platform Moodle. It is designated as the most demanded and often used in conditions of professional education. We have established several aspects of teaching students in the electronic educational environment, taking into account the requirements of the federal state educational standard and the activity approach. It was found that the content aspect is characterized by the inclusion in the compulsory educational minimum of the content of education of certain methods of information activities, technologies and key competencies that the student must master. The technological aspect suggests that the formulation of the learning task is formulated in the form of a system of actions, defining the direction of activity, so that students can consciously carry out a reflection and achieve the planned results. Subjective aspect highlights the student''s personal qualities, reveals the abilities formed with the help of different types of activities. The types of activities to be performed by students in an activity approach were identified.

Текст научной работы на тему «Деятельностные технологии в профессиональном образовательном учреждении»

педагогические Булаева Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна

науки ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ...

УДК 378.147

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© 2018

Булаева Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Гладкова Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (625051, Россия, Тюмень, ул. Л. Толстого, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru)

Аннотация. Поскольку современная образовательная парадигма диктует требования, кардинально отличающиеся от тех, что устанавливал ФГОС старого поколения, профессиональные образовательные учреждения вынуждены изыскивать способы формирования выпускников, соответствующих этим нормам, востребованных на рынке труда. Деятельностные технологии позволяют разрешить этот вопрос. В статье рассматриваются элементы, составляющие деятельность студента (мотивация, самоопределение в деятельности, воспроизводимая деятельность, рефлексия), определяется сущность деятельностного подхода. Отмечено, что роль преподавателя состоит только в наставничестве, педагог направляет деятельность студента в нужное русло, помогая принять правильное решение, дает советы. Передача готовых знаний теряет актуальность. Статья освещает возможности деятельностных технологий в рамках электронного образования. Для этого нами была выбрана обучающая платформа Moodle. Она обозначена как наиболее востребованная и часто используемая в условиях профессионального образования. Нами было установлено несколько аспектов обучения студентов в электронной образовательной среде с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта и деятельностного подхода. Установлено, что содержательный аспект характеризуется включением в обязательный образовательный минимум содержания образования определенных способов информационной деятельности, технологий и ключевых компетенций, которыми должен овладеть студент. Технологический аспект говорит о том, что постановка учебной задачи формулируется в форме системы действий, определяя направление деятельности, для того, чтобы студенты могли осознанно провести рефлексию и достичь запланированных результатов. Субъектный аспект выделяет личностные качества студента, выявляет способности, формируемые с помощью разных видов деятельности. Были выявлены виды деятельности, которые должны выполняться студентами при деятельностном подходе.

Ключевые слова: деятельностный подход, личность, студент, выпускник, самостоятельная работа, специалист, мотивация, образовательная парадигма, профессиональное обучение, федеральный государственный образовательный стандарт, индивидуализация, компетенции, компетентность, компетентностный подход, Moodle.

ACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

© 2018

Bulaeva Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department «Professional education and management of educational systems» Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional education and management of educational systems» Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street, 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Gladkova Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Humanitarian and general scientific disciplines» Tyumen Higher Military Engineering Command School name of the marshal of engineer troops A. I. Proshlyakov (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru)

Abstract. As the modern educational paradigm dictates requirements that are fundamentally different from those established by the GEF of the old generation, professional educational institutions are forced to seek ways to form graduates who meet these standards in demand on the labor market. Activity technology allows us to resolve this issue. The article considers the elements that make up the student's activity (motivation, self-determination in activity, reproducible activity, reflection), the essence of the activity approach is determined. It is noted that the role of the teacher is only in mentoring, the teacher directs the activities of the student in the right direction, helping to make the right decision, gives advice. The transfer of knowledge is no longer relevant. The article highlights the possibilities of activity technologies in the framework of e-education. For this purpose, we chose the training platform Moodle. It is designated as the most demanded and often used in conditions of professional education. We have established several aspects of teaching students in the electronic educational environment, taking into account the requirements of the federal state educational standard and the activity approach. It was found that the content aspect is characterized by the inclusion in the compulsory educational minimum of the content of education of certain methods of information activities, technologies and key competencies that the student must master. The technological aspect suggests that the formulation of the learning task is formulated in the form of a system of actions, defining the direction of activity, so that students can consciously carry out a reflection and achieve the planned results. Subjective aspect highlights the student's personal qualities, reveals the abilities formed with the help of different types of activities. The types of activities to be performed by students in an activity approach were identified.

Keywords: activity approach, personality, student, graduate, independent work, specialist, motivation, educational paradigm, vocational training, federal state educational standard, individualization, competences, competence, competence approach, Moodle.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Опыт предыдущих лет показывает, как изменились требования рынка труда к выпускникам профессиональных Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)

учебных заведений. И они кардинально отличаются от тех, что были в период использования традиционных подходов в обучении. В связи с этим появляются вопросы становления будущих профессионалов в условиях

Bulaeva Marina Nikolaevna, Vaganova Olga Igorevna, Gladkova Marina Nikolaevna pedagogical

ACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ... sciences

действия ФГОС нового образца. В обществе повышается спрос на высококвалифицированных, обладающих максимальной гибкостью профессионалов, готовых подойти к решению вопросов с высокой долей креатива. Востребованность специалиста также определяется его самостоятельностью и умением работать в команде, с разными технологическими средствами. Если спроецировать новые требования на работу преподавателей, мы можем сказать, что в их работе должны измениться не отдельные приемы, а сам метод обучения. Добиться формирования выпускника нового типа поможет новая структура деятельности преподавателя [1]. Если раньше педагог просто отбирал необходимую для занятия информацию и выстраивал ее в определенной логике для передачи ее студентам, то теперь он должен спроектировать деятельность обучающихся, при том таким образом, чтобы они стали активными участниками образовательного процесса, могли проводить самооценку и самокоррекцию собственной деятельности. Только в данном случае результат обучения станет успешным. Следовательно, в условиях новой образовательной парадигмы, профессиональное образование переходит к реализации деятельностных методов обучения. Лекционный способ передачи информации студентам в условиях деятельностного подхода теряет актуальность. Обучающийся, как мы уже упоминали, должен быть вовлечен в процесс и быть активным его участником. Однако, как показывает практика, средние профессиональные образовательные учреждения и высшие школы часто выбирают объяснительно-иллюстративный путь.

А сущность деятельностного подхода в образовании заключается в совместной деятельности преподавателя и студентов по выработке решения поставленного вопроса [2,3, 4]. Однако роль преподавателя состоит только в наставничестве, педагог направляет деятельность студента в правильное русло, помогая принять правильное решение, дает советы. Подача готовых знаний теряет актуальность [5].

Отметим, что преподаватель должен быть готов ко взаимодействию с современными студентами. На сегодняшний день, как показывает практика, значительный процент преподавателей имеет сложности в общении с обучающимися.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы, и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Как писал С.Л. Рубинштейн, «личность проявляется в деятельности и развивается в ней», что подтверждает необходимость использования и развития деятельностного подхода в образовании. В основе реализации рассматриваемого подхода также лежат труды Л.С. Выготского, Т.В. Габая, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызина [6]. Данная тема также рассматривается такими учеными как Э. Гидденс, В.А. Ядов, М. И. Махмутов. Согласно мнению данных ученых, системообразующие элементы данного подхода - это различные виды деятельности, позволяющие не только приобрести необходимые знания, умения и навыки, но и развить готовность к самостоятельному выполнению заданий, развить творческие умения. То есть деятельность - основное это условие и средство развития личности, при котором обучающийся занимает активную позицию.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель работы заключается в выявлении новых аспектов использования деятельностного подхода. Актуальность темы обуславливает переход профессиональных образовательных учреждений к новым технологиям обучения, возможности применения которых полностью не изучены. Качество образования зависит от освоения студентами этих технологий.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В теории деятельности существует несколько ос-168

новных понятий [7].

- мотивация - активация потребности студента в освоении того или иного материала. В ходе данного процесса студент начинает понимать предъявляемые к нему требования, а также возможные результаты, достигаемые в ходе работы, может сделать выводы о значимости предлагаемой ему работы, соотнося предполагаемые результаты со своей системой ценностей. В итоге мотивированным считается студент, констатировавший, что предлагаемая деятельность ему нравится, и он хочет и может ее выполнять [8];

- самоопределение в деятельности. Студент сопоставляет образ себя в рамках системы требований деятельности, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений - с другой [9];

- воспроизводимая деятельность. Это процесс целенаправленного преобразования субъектом «исходного материала» в некий «продукт» [10];

- рефлексия - деятельность, в процессе которой студент производит коррекцию своей работы, выявляет ошибки и недочеты, определяет ее качество [11].

Данные понятия в роли этапов помогают студенту ориентироваться в образовательном процессе, делать выводы и принимать верные решения.

Поскольку современное образование строится в рамках технологизации и компьютеризации, нельзя не рассмотреть возможности деятельностного подхода в условиях электронного обучения.

Дистанционное обучение, которое предоставляет система Moodle отличается от остальных электронных платформ качеством и функционалом предоставляемых инструментов, а также простотой использования. Поэтому данная платформа является наиболее востребованной в мире профессионального образования. Кроме всего, Moodle отвечает принципам индивидуализации образовательной траектории, при этом студент может легко взаимодействовать со своими сокурсниками, выполняя ряд заданий [12]. Рассмотрим несколько аспектов деятельностного подхода, реализуемого в электронной среде:

- содержательный аспект характеризуется включением в обязательный образовательный минимум содержания образования определенных способов информационной деятельности, технологий и ключевых компетенций, которыми должен овладеть студент [13]. Отбор содержания происходит с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта и деятельностного подхода в условиях работы в электронной среде, что позволяет выделить базовые навыки и способы информационной деятельности [14]. В том числе, для того чтобы студент успешно ориентировался в электронной среде и достигал положительных результатов необходимы навыки практической деятельности по регистрации, обработке, сбору, хранению, передаче, тиражированию информации об изучаемых объектах, процессах и явлениях [15]. Стоит заметить, что для студентов работа в электронных системах не только не представляет затруднений, так как современное поколение привыкло пользоваться компьютерными средствами, но и вызывает более положительную реакцию, чем традиционные способы обучения [16]. Рассматриваемая нами среда хоть и имеет свои особенности, но студенты, как показывает практика, осваивают ее достаточно быстро. В основе ее разработки лежит социальный конструктивизм, который предполагает активное обучение в сотрудничестве, проведение рефлексии и деятельностные способы получения знаний [17].

Для осуществления деятельности в Moodle студент должен освоиться в интерфейсе, использовать предоставляемые информационные ресурсы (электронная книга, веб-страница, файл), а также интерактивные элементы (лекция, задания, рабочая тетрадь, тест, Wiki, ве-бинар, чат и др.) На рисунке 1 представлены элементы по дисциплине «Общая и профессиональная педагоги-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Булаева Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ...

ка». Преподаватель по своему усмотрению располагает их у себя на курсе и вводит необходимые ограничения. Система предоставляет множество возможностей взаимодействия с преподавателем (личные сообщения, чат, форум, представлен на рисунке 1, вебинар).

а Новостной форум

] Приветствие

I [. Входная анкета

'ь/ тест дгп входного контроля

' Рабочая программа дисциплины

Система модулей по учебной дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»

1 Формируемые компетенции

Рисунок 1 - Интерактивные элементы дистанционного курса, расположенного в системе Moodle

- технологический аспект говорит о том, что постановка учебной задачи формулируется в форме системы действий, определяя направление деятельности, порядок выполнения работы или технологию решения задачи, промежуточные и итоговые ожидаемые результаты, для того, чтобы студенты могли осознанно провести рефлексию, достичь запланированных результатов [18]. Для младших курсов, на начальных этапах работы с системой необходимо предоставлять образцы выполнения заданий. В процессе обучения необходимо провести студентов от исполнительской деятельности к самостоятельной творческой работе. Организация работы в Moodle - это управление различными видами деятельности студентов [19-22]. При этом педагог должен формулировать учебные цели в виде конкретной деятельности, совокупности приемов, способов и методов [23].

- одним из важнейших аспектов деятельностно-го подхода в электронной среде является субъектный аспект. Он выделяет личностные качества студента, выявляет способности, формируемые с помощью разных видов деятельности.

Деятельностный подход при выполнении заданий требует от студентов таких видов деятельности как:

- воспроизведение;

- анализ;

- синтез;

- структурирование;

- формализация;

- сравнение;

- отбор информации [24].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Нельзя не заметить, что деятельностный подход полностью отвечает требованиям компетентностного подхода, на основе которого строится работа высших учебных заведений. Благодаря методам, предусматриваемым деятельностными технологиями, студенты приобретают необходимые компетенции и к моменту выпуска становятся квалифицированными специалистами.

Раскрывая возможности деятельностного подхода с новой стороны, мы указали на использование его в электронной среде Moodle, которая способствует максимальному раскрытию потенциала студентов в данных условиях. Актуальность деятельностного подхода с годами становится сильнее, благодаря современным технологиям. Использование деятельностного подхода в цифровой среде в дальнейшем получит более широкое распространение. На наш взгляд, это позволит вовлечь в полноценный образовательный процесс студентов, которые по объективным причинам не могут непосредственно присутствовать в здании учебного заведения.

Учет различных аспектов деятельностного подхода позволил обеспечить соответствие содержания обучения требованиям стандарта и построить учебный процесс на основе деятельностной технологии. Используя

деятельностный подход, в сочетании с электронными технологиями, учебное заведение формирует информационную компетентность, а также определенные способности и личностные качества обучающихся, которые необходимы как для саморазвития студента, так и в будущей профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лапшова А.В., Булаева М.Н., Леонова В.Н. Профессиональная подготовка педагогов дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 47-50.

2. Боброва Н.Г. Деятельностный подход в системе биологического образования // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 27-30.

3. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 13-16.

4. Дорофеев С.Н., Наземнова Н.В. Деятельностный подход к обучению старшеклассников распознаванию геометрических образов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С.

52-55.

5. 4Балашова Е.С., Богачева А.В., Воронкова А.А., Мальцева С.М. К вопросу о формировании предметных результатов образовательной деятельности студентов гуманитарных специальностей в контексте кросскуль-турной коммуникации //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 12-15.

6. Булаева М.Н., Лапшова А.В. Современные тенденции развития социально-профессиональной ориентации студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 21-24.

7. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Седых Д.В. Правовая компетентность студентов: сущность, подходы к формированию и оцениванию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С.

53-56.

8. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация контрольно-оценочной деятельности преподавателя вуза в условиях электронного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 51-56.

9. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50-53.

10. Лапшова А.В., Колдина М.И., Пескова Н.В. Прогностическая деятельность педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 44-47.

11. Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.

12. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.

13. Петровский А.М., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Правовые аспекты создания инклюзивной образовательной среды вуза // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 45-48.

14. Петровский А.М., Смирнова Ж.В., Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в условиях проектной деятельности // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 69-72.

15. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.

16. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В.

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)

169

Bulaeva Marina Nikolaevna, Vaganova Olga Igorevna, Gladkova Marina Nikolaevna ACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ...

pedagogical sciences

Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.

17. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета.2017. № 1. С. 12-23.

18. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога//Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 2.

19. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренин-говой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.

20. Букушева А.В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении компьютерной геометрии в LMS MOODLE // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 30-34.

21. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Возможности электронной среды Moodle в привлечении абитуриентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 13-15.

22. Vaganova O.I., Aleshugina E.A., Trutanova A.V. Electronic system of management of Moodle training in organization of educational process of students-certificates // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 25-27.

23. Иляшенко, Л.К. Познавательный интерес как побудительная сила активации учебной деятельности студентов/Л.К. Иляшенко, Л.М. Мешкова//Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 10 (28). С. 18-21.

24. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.

Статья поступила в редакцию 30.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

170

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.