педагогические науки
УДК 378.147
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ
© 2017
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса
и технологического образования» Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье определено, что благодаря обучению, выстраиваемому на электронных платформах, формируется качественно новый творческий потенциал студентов. Было выделено, что профессиональная компетенция в рассматриваемом случае считается интегральной характеристикой личности, которая определяет ее способность и готовность к профессиональной деятельности. В статье приведены основные этапы, которые проходят студенты для решения поставленной научной задачи. К ним относятся: К этим этапам относятся: постановка проблемы, изучение теории, сбор материалов, анализ и обобщение материалов, подбор методики исследования, практическое овладение методикой, подведение итогов, рефлексия. Однако, прохождение этиъ этапов в электронной среде приобретает свои особенности. Мы рассматриваем как наиболее часто используемую электронную платформу Moodle, поэтому будем основываться на элементах, предлагаемых этой средой. Для организации научно-исследовательской деятельности студента в электронной среде можно воспользоваться следующими инструментами: электронный курс, тест, глоссарий, форум, видеоконференция, семинар, вебинар. Инструментом «семинар» можно воспользоваться для оценивания курсовой работы, статьи, доклада одних студентов другими по заданным критериям. С помощью инструментов «опрос» и «анкета» можно определить, удобен ли студентам какой-либо определенный вид работы. Полезность и информативность вебинаров обусловлена тем, что данная функция позволяет пригласить для обсуждения работы много ученых, в том числе и зарубежных преподавателей, которые могут поделиться необходимым опытом. Также в статье выделены функции научно-исследовательской деятельности бакалавров: образовательная, организационно-ориентационная, аналитико-корректирующая, мотивационная, развивающая, воспитывающая.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, бакалавр, студент, профессиональное обучение, электронная среда, профессиональные компетенции, Moodle, семинар, видеоконференция, форум, вибинар, глоссарий, тест.
ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY OF THE BACHELOR OF PROFESSIONAL
TRAINING IN THE ELECTRONIC ENVIRONMENT
© 2017
Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Smirnova Zhanna Venediktovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])
Abstract. The article specifies that due to the training built on electronic platforms, a qualitatively new creative potential of students is formed. It was pointed out that the professional competence in this case is considered an integral characteristic of the personality, which determines its ability and readiness for professional activity. The article describes the main stages that students are taking to solve the scientific task. These include: These stages include: setting the problem, studying the theory, collecting materials, analyzing and summarizing materials, selecting research methods, practical mastery of methodology, summarizing, reflection. However, the passage of these stages in the electronic environment acquires its own characteristics. We view it as the most frequently used electronic platform for Moodle, so we will base on the elements offered by this environment. To organize the research activities of the student in the electronic environment, you can use the following tools: e-course, test, glossary, forum, videoconference, seminar, webinar. The "seminar" tool can be used to evaluate the course work, article, report of some students by other criteria. Using the tools "survey" and "questionnaire" you can determine whether students are comfortable with any particular type of work. Usefulness and informativeness of webinars is due to the fact that this function allows you to invite many scientists, including foreign teachers, who can share the necessary experience for discussion of the work. Also in the article are highlighted the functions of research activity of bachelors: educational, organizational-orientational, analytical-correcting, motivational, developing, educating.
Keywords: research, bachelor, student, vocational training, electronic environment, professional competence, Moodle, seminar, videoconference, forum, vebinar, glossary, test.
Научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью становления профессионала, это важнейшее средство повышения качества подготовки студентов, которые творчески применяют достижения научно-технического прогресса на практике. В процессе освоения программ бакалавриата, научная деятельность для обучающегося представляет важную составляющую, ведь она направлена на формирование ценностного отношения к научным исследованиям, опыта их проведения. А в связи с продвижением технологий в сторону компьютеризации образовательного процесса, научно-исследовательская деятельность плавно переходит в дистанционное пространство, что вызывает актуальность рассмотрения вопроса о построении исследовательской деятельности студентов в виртуальном
пространстве.
Новые технологии увеличивают количество ресурсов и услуг, дающих доступ к необходимой информации, вследствие чего, появляются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства, что преобразует всю систему образования целиком [1].
Благодаря обучению, выстраиваемому на электронных платформах, формируется качественно новый творческий потенциал студентов, поскольку современная молодежь достаточно давно приобщена к работе с компьютерными технологиями вне учебной деятельности, и как следствие учебный процесс становится для нее более привлекательным, а это в сою очередь способствует более эффективному развитию научного творчества
и повышает качество обучения, заставляет совершенствоваться в соответствии с развитием науки и техники, создает новые формы взаимодействия внутри научного сообщества [2].
Научная деятельность в электронной среде ведется на данный момент активно и преимущества такой работы очевидны, однако технологии развиваются быстро и учебным заведениям приходится также активно реагировать на этот процесс и адаптироваться под него, вот почему возникает необходимость в постоянных дополнениях и реорганизациях научной-исследовательской деятельности в электронной среде [3].
В связи с этой сложностью, научная деятельность для будущих преподавателей выходит на новый уровень. Их подготовка является многогранным процессом формирования профессиональных компетенций [4].
Профессиональная компетенция в данном случае считается интегральной характеристикой личности, которая определяет ее способность и готовность к профессиональной деятельности. Современному специалисту - преподавателю профессиональной школы, необходимо владеть не только фундаментальными знаниями, но и навыками творческого решения профессиональных задач, уметь быстро адаптироваться в быстро изменяющихся условиях [5].
Целью исследовательской деятельности в образовании является приобретение студентами навыка исследования как универсального способа освоения действительности [6]. Сформировать этот навык можно лишь грамотно мотивировав студента к учебной деятельности и активировав его личную творческую позицию.
Недостаточность мотивации относится к основным причинам отсутствия у студентов навыков учебно- и научно-исследовательской деятельности. Также сюда относится:
- непонимание значимости научно-исследовательской деятельности;
- неумение видеть и выделить проблему;
- неумение выделять противоречия;
- неумение выстроить логику исследования;
- фрагментарность самоанализа научной работы;
- неумение работать с научной литературой;
- неумение презентовать подготовленный материал на защите научного исследования [7].
Определим функции научно-исследовательской работы.
Функции научно-исследовательской работы студентов в процессе обучения в вузе представлены в системе:
- образовательная: студент овладевает теоретическими (научные факты) и практическими методами исследования, методикой проведения экспериментов, способами применения научных знаний;
- организационно-ориентационная: формируются умения ориентироваться в источниках, литературе; развивается умение организовывать и планировать свою деятельность; а также умение выбирать методы обработки информации;
- аналитико-корректирующая: студент проводит рефлексию, самоанализ, корректирует учебно-познавательную деятельность;
- мотивационная: развивает интерес к науке в процессе осуществления научно-исследовательской деятельности, познавательных потребностей; стимулирует самообразование, саморазвитие;
- развивающая: развивается критическое, творческое мышление, умение действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, умение обосновывать, отстаивать свою позицию, мнение; развиваются способности познавательные, коммуникативные и др.);
- воспитывающая: происходит становление нравственного и правового самосознания; у студента появляется способность ориентироваться в быстро изменяющихся условиях социальной среды; формируется адекватная самооценка, ответственность, целеустрем-
ленность, волевое саморегулирование, смелость в преодолении трудностей и других способностей и черт характера. Воспитывающая функция включает также воспитание профессионального призвания, профессиональной этики [8].
Под готовностью студента к различным видам исследовательской деятельности, по мнению Г.А.Федотовой, характеризуется комплексом личностных качеств, наличием необходимых методологических знаний, умений и навыков, а также быстротой адаптации к новым условиям и нестандартным ситуациям и способностью переносить их в практическую деятельность [9]. Исследовательская деятельность как особый вид познавательной деятельности базируется на исследовательской активности и исследовательском поведении личности, является осознанной, целенаправленной, организуемой с помощью специальных средств. Исследовательская деятельность учащихся Н. А. Семеновой трактуется как деятельность, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением [10].
Таким образом, под научно-исследовательской деятельностью мы будем понимать выполнение студентом какой-либо поставленной творческой задачи путем прохождения студентом основных этапов исследования в научной сфере [11]. К этим этапам относятся:
- постановка проблемы;
- изучение теории;
- сбор материалов;
- анализ и обобщение материалов;
- подбор методики исследования;
- практическое овладение методикой;
- подведение итогов;
- рефлексия [12].
После прохождения данных пунктов студент будет иметь свое решение поставленной перед ним задачи. В электронных системах прохождение данных этапов приобретает свои особенности [13].
Изучение теории может легко происходить без непосредственного взаимодействия преподавателя и студентов, поскольку педагог размещает необходимые материалы на используемой вузом электронной платформе на разработанном им курсе. Мы рассмотрим Moodle как наиболее часто используемую вузами платформу, так как она обладает необходимыми элементами для организации обучения и к тому же не требует дополнительных затрат [14].
Все методологические термины можно разместить благодаря инструменту «глоссарий». А для того, чтобы студенты могли подобрать нужный им материал для работы как можно быстрее, преподаватель может делать ссылки на сайты где и содержится важная информация, которой студент может легко воспользоваться. В рамках курса можно также прикрепить файлы с примерами работ и примерами определения объекта, предмета, целей, задач научного исследования. Moodle позволяет организовывать полезные для научной деятельности вебинары. Их полезность и информативность обусловлена тем, что данная функция позволяет пригласить для обсуждения работы много ученых, в том числе и зарубежных преподавателей, которые могут поделиться необходимым опытом [15].
Инструментом «семинар» можно воспользоваться для оценивания курсовой работы, статьи, доклада одних студентов другими по заданным критериям. С помощью инструментов «опрос» и «анкета» можно определить, удобен ли студентам какой-либо определенный вид работы [16]. Работа студента над заданиями в системе Moodle может распределяться педагогом по времени. Так, курсовой проект, к примеру, может быть поделен на этапы [17].
Каждый из этапов представляет собой отдельное задание, на которое отведено определённое количество времени. Элемент «задание» с ответом в виде одного или
240
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
нескольких файлов. Результаты пройденного испытания студент может видеть сразу или же после проверки преподавателем. Это зависит от установленных преподавателем настроек в электронной системе Moodle [18].
В Moodle преподаватель может легко собрать необходимые методические рекомендации для написания студентами научно-исследовательских работ, дать ссылки на полезные ресурсы, документы и образцы работ
[19].
Одной из форм научно-исследовательской деятельности являются лабораторные работы, указания к которым также можно получить через электронную платформу. В этом случае студент самостоятельно разрабатывает план выполнения работы, занимается подборкой необходимой литературы, анализирует результаты и подводит итоги. Для студента важно уметь презентовать свою работу, представить полученные им результаты
[20].
Грамотной организации научно-исследовательской деятельности студентов способствуют элементы Moodle. Именно они позволяют проверять осведомленность студента (без участия преподавателя), отвечать на часто задаваемые вопросы сразу всем студентам в соответствующем разделе, создавать глоссарии, организовывать чаты (видеочаты) как с преподавателем, так и между студентами (конференции), получать отчеты о деятельности студента, оценивать, комментировать выполнение различных заданий. Таким образом, грамотное использование элементов Moodk может разрешить большинство проблем учебно-исследовательской деятельности студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ваганова О.И., Ермакова O.E. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального об-учения//Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 14.
2. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 12.
3. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 30-33.
4. Емелина А.В., Хижная А.В. Понятие коммуникативной компетентности обучающихся образовательных организаций//В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 214-216.
5. Колдина М.И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании/В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 252-258.
6. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 31.
7. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71.
8. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 158-162.
9. Кутепова Л.И., Паршакова А.М. Современные компьютерные технологии в проектировании линейных сооружений и инженерных изысканиях/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 24-27
10. Репина Р.В., Хижная А.В. Значение сертификации систем менеджмента качества в высшем учебном заведении//В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 99-101.
11. Хижная А.В. Педагогические условия подготовки аспирантов в системе дополнительного образования по направлению «Преподаватель высшей школы»: авто-реф. дис. канд. пед.наук/А.В.Хижная; Нижегород. гос. пед. унт. Н.Новгород, 2005. -19 с.
12. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 163-167
13. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2016. №1-1 (13). С. 23.
14. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.
15. Ваганова О.И., Хижная А.В. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle//Общество: социология, психология, педагогика. -2016. -№ 1. -С. 93-94.
16. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.
17. Кутепов М.М. Реализация проекта сдачи нормативов ГТО в вузе/В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. г.Саратов, 2015. С. 36-39.
18. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования//Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14.
19. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу// Инновации и инвестиции. 2015. № 8.
20. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2002. 182 с.
Статья поступила в редакцию 01.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.