Научная статья на тему 'Возможности электронной среды Moodle в привлечении абитуриентов вуза'

Возможности электронной среды Moodle в привлечении абитуриентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА / E-ENVIRONMENT / MOODLE / АБИТУРИЕНТЫ / ENTRANTS / ВУЗ / HIGH SCHOOL / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / TECHNOLOGY / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / E-COURSE / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / DIDACTIC MEANS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / VOCATIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ВЕБИНАР / WEBINAR / ЧАТ / CHAT / ФОРУМ / FORUM / ЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ / PERSONAL MESSAGES / VOCATIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Трутанова Александра Валерьевна

Статья рассматривает возможности привлечения абитуриентов в вуз, используя электронную платформу. Изучены вопросы информирования и консультирования заинтересованных лиц, касающиеся получения высшего профессионального образования, включая нормативно-правовые темы; консультирование по поводу профориентации; подробное информирование образовательного потенциала вуза; проведение мероприятий для целевых групп. Представлена ситуация, в которой профориентационный курс представлен в электронной форме на обучающей платформе Moodle. В НГПУ имени Козьмы Минина на кафедре профессионального образования и управления образовательными системами был разработан специальный электронный профориентационный курс по профессиональному обучению: «Правоведение и правоохранительная деятельность», который предназначен для школьников и выпускников, получивших среднее профессиональное образование. Данная деятельность была развернута с целью помочь осуществить выбор будущей профессии в пользу профессионально-педагогической деятельности. Курс существует для самостоятельного ознакомления абитуриентов с организацией, особенностями и условиями приема по данному направлению подготовки. Система предоставляет множество инструментов для подробного освещения информации о вузе. Например, она легко может организовать видеоконференцию, используя такой элемент курса как вебинар. Любой вопрос можно задать с помощью чата, форума или же посредством отправки личных сообщений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Трутанова Александра Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF THE MOODLE ELECTRONIC ENVIRONMENT IN THE ATTRACTION OF HIGH SCHOOL APPLICANTS

The article considers the possibilities of attracting entrants to the university using an electronic platform. The issues of informing and consulting interested persons concerning obtaining higher professional education, including regulatory and legal topics, were studied; Counseling about career counseling; Detailed information on the educational potential of the university; Carrying out activities for target groups. A situation is presented in which the vocational orientation course is presented in electronic form on the training platform Moodle. In the NGPU named after Kozma Minin, at the Department of Professional Education and Management of Educational Systems, a special electronic vocational guidance course on vocational training was developed: "Jurisprudence and law enforcement", which is intended for schoolchildren and graduates who have received secondary vocational education. This activity was launched with the aim of helping to choose the future profession in favor of professional and pedagogical activity. The course exists for self-acquaintance of entrants with the organization, features and conditions of admission in this area of training. The system provides many tools for detailed coverage of information about the university. For example, it can easily organize a videoconference using a course element such as a webinar. Any question can be asked via chat, forum or by sending personal messages.

Текст научной работы на тему «Возможности электронной среды Moodle в привлечении абитуриентов вуза»

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Трутанова Александра Валерьевна ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЫ MOODLE В ПРИВЛЕЧЕНИИ ...

УДК 378.147

ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЫ MOODLE В ПРИВЛЕЧЕНИИ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗА

© 2017

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья рассматривает возможности привлечения абитуриентов в вуз, используя электронную платформу. Изучены вопросы информирования и консультирования заинтересованных лиц, касающиеся получения высшего профессионального образования, включая нормативно-правовые темы; консультирование по поводу профориентации; подробное информирование образовательного потенциала вуза; проведение мероприятий для целевых групп. Представлена ситуация, в которой профориентационный курс представлен в электронной форме на обучающей платформе Moodle. В НГПУ имени Козьмы Минина на кафедре профессионального образования и управления образовательными системами был разработан специальный электронный профориентационный курс по профессиональному обучению: «Правоведение и правоохранительная деятельность», который предназначен для школьников и выпускников, получивших среднее профессиональное образование. Данная деятельность была развернута с целью помочь осуществить выбор будущей профессии в пользу профессионально-педагогической деятельности. Курс существует для самостоятельного ознакомления абитуриентов с организацией, особенностями и условиями приема по данному направлению подготовки. Система предоставляет множество инструментов для подробного освещения информации о вузе. Например, она легко может организовать видеоконференцию, используя такой элемент курса как вебинар. Любой вопрос можно задать с помощью чата, форума или же посредством отправки личных сообщений.

Ключевые слова: электронная среда, Moodle, абитуриенты, вуз, технологизация, профориентационные мероприятия, электронный курс, дидактические средства, профессиональное обучение, профессиональное самоопределение, профессионально-педагогическое образование, вебинар, чат, форум, личные сообщения.

THE POSSIBILITIES OF THE MOODLE ELECTRONIC ENVIRONMENT IN THE ATTRACTION

OF HIGH SCHOOL APPLICANTS

© 2017

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Smirnova Zhanna Venediktovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])

Abstract. The article considers the possibilities of attracting entrants to the university using an electronic platform. The issues of informing and consulting interested persons concerning obtaining higher professional education, including regulatory and legal topics, were studied; Counseling about career counseling; Detailed information on the educational potential of the university; Carrying out activities for target groups. A situation is presented in which the vocational orientation course is presented in electronic form on the training platform Moodle. In the NGPU named after Kozma Minin, at the Department of Professional Education and Management of Educational Systems, a special electronic vocational guidance course on vocational training was developed: "Jurisprudence and law enforcement", which is intended for schoolchildren and graduates who have received secondary vocational education. This activity was launched with the aim of helping to choose the future profession in favor of professional and pedagogical activity. The course exists for self-acquaintance of entrants with the organization, features and conditions of admission in this area of training. The system provides many tools for detailed coverage of information about the university. For example, it can easily organize a videoconference using a course element such as a webinar. Any question can be asked via chat, forum or by sending personal messages.

Keywords: e-environment, Moodle, entrants, high school, technology, vocational guidance, e-course, didactic means, vocational training, professional self-determination, vocational education, webinar, chat, forum, personal messages.

Деятельность высшей школы по привлечению абитуриентов является одной из важнейших составляющих успеха ее конкурентоспособности. Преимущественно, она направлена на установление контактов с заинтересованными целевыми группами, в которые входят не только абитуриенты, но и их родители, а также родственники и друзья, работники образовательных учреждений. В связи с этим возникают некоторые задачи, которые необходимо решить. К ним относятся вопросы информирования и консультирования указанных лиц, касающиеся получения высшего профессионального образования, включая нормативно-правовые темы; консультирование по поводу профориентации; подробное информирование образовательного потенциала вуза; проведение мероприятий для целевых групп [1]. Благодаря активной технологизации, проводимой в сфере образования, информирование заинтересованных в поступлении лиц упростилось, однако использование инструментария электронных образовательных платформ, в частности системы Moodle, недостаточно освещено в современной

литературе, что вызывает актуальность рассматриваемой темы [2].

Следует отметить, традиционные каналы взаимодействия, такие как дни открытых дверей, профориен-тационные мероприятия в школах, образовательные выставки, мастер-классы для старшеклассников, печатные информационные материалы на сегодняшний день не утратили своей ценности, однако использование их во взаимодействии с электронными источниками информации является более эффективным.

Еще одним мощным элементом воздействия для привлечения абитуриентов является проведение олимпиад, конкурсов и других интеллектуальных и творческих соревнований. Организация данных мероприятий зачастую проходит в вузе и участники проходят испытания при непосредственном присутствии в здании учебного заведения [3].

Олимпиада является одним из самых мощных инструментов проведения профориентационной деятельности, который позволяет сформировать группу аби-

Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Трутанова Александра Валерьевна педагогические

ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЫ MOODLE В ПРИВЛЕЧЕНИИ ... науки

туриентов, которые ориентированы на поступление в университет, а также средством привлечения внимания старшеклассников, 10-х, 11-х классов, не рассматривающих данный вуз как приоритетный для поступления [4].

Мы рассмотрим ситуацию, в которой профориента-ционный курс будет в электронной форме на обучающей платформе Moodle.

Информационные ресурсы, расположенные на курсе можно изучить непосредственно на компьютере, или же сохранить на свой компьютер для того, чтобы распечатать и в дальнейшем ознакомиться с информацией в более привычном бумажном формате [5].

Обозначим, что на данном ресурсе могут быть расположены все необходимые материалы, представленные в максимально доступной и наглядной форме. Преимущество электронных дидактических материалов в сравнении с обыкновенными учебниками состоит в достижении максимальной индивидуализации обучения, обеспечении высокого уровня наглядности за счет имеющихся возможностей графических, анимационных, видео и звуковых возможностей информационных технологий [6]. Сложность при создании электронных учебных материалов может заключаться в нехватке опыта применения электронных дидактических средств.

В Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина на кафедре профессионального образования и управления образовательными системами был разработан специальный электронный профориентационный курс по профессиональному обучению: «Правоведение и правоохранительная деятельность», который предназначен для школьников и выпускников, получивших среднее профессиональное образование [7]. Данная деятельность была развернута с целью помочь осуществить выбор будущей профессии в пользу профессионально-педагогической деятельности. Курс существует для самостоятельного ознакомления абитуриентов с организацией, особенностями и условиями приема по данному направлению подготовки в НГПУ им. Козьмы Минина.

Целью курса является содействие профессиональному самоопределению поступающих, развитию у выпускников школ готовности к профессиональному самоопределению [8]. Для достижения данной цели будут решены несколько задач:

- развить представление и понятие, связанное с миром профессий;

- сформировать умение планировать свое профессиональное будущее;

- создать условия для формирования у обучающихся сознательного отношения к выбору своей будущей профессии;

- сформировать навыки принятия решений и преодоления препятствий на пути к достижению целей;

- сформировать представление о профессиональном образовании, возможности трудоустройства, становлении карьеры по предлагаемому направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям) профиля «Правоведение и правоохранительная деятельность» [9].

Курс отмечает особенности обучения. Среди них стоит выделить:

- обучение в группе единомышленников, которые ориентированы на выбор профессии в одной и той же сфере деятельности;

- занятия проводятся в форме тренингов: выполнение практических заданий, формирующих полезные навыки, прохождение тестов;

- участники погружаются в выбранную профессиональную среду [10].

Внедрение электронного профориентационного курса «Профессиональное обучение: Правоведение и правоохранительная деятельность» в практику профо-триентационной работы в рамках сетевого взаимодействия школы и вуза способствует развитию умений и навыков самообучения и самоконтроля, способствует 14

повышению мотивации к получению будущей профессии, скорейшему профессиональному самоопределению школьников [11].

Участники курса «Профессиональное обучение: Правоведние и правохранительная деятельность» знакомятся с профессионально-педагогической деятельностью в сфере правоведения. Студенты, обучающиеся по данному направлению являются не просто будущими правоведами, которые изучают юридические дисциплины, они получают знания по передаче этой информации другим людям [12].

Это не просто правоведы, а правоведы-менеджеры, подготовленные к работе в частной, публичной сферах и органах государственного управления. Будучи «вооружены» различными коммуникативными техниками, они могут успешно решать спорные вопросы, возникающие в различных сферах общественных и межличностных отношений, в том числе в управлении и бизнесе [13].

Еще одним важным направлением работы является продвижение магистерских программ, которые реализуются университетом. Важная комплексная задача - это необходимость разработки системы привлечения студентов, которые заканчивают обучение по программам бакалавриата в вузах города [14]. Для ее решения объединяются усилия различных структурных подразделений вузов, проводятся необходимые маркетинговые исследования, активно используются интернет-технологии продвижения [15]. Первоочередно, конечно, вводятся меры для более активного использования информационного потенциала страниц факультетов на сайте университета, сотрудники занимаются их содержательным насыщением, оперативным информационным сопровождением, проведением серий рекламных кампаний в сети Интернет, активным привлечением выпускников к информации на платформе МооШе [16].

Система предоставляет множество инструментов для подробного освещения информации о вузе. Например, она легко позволяет организовать видеоконференцию, используя такой элемент курса как вебинар, на котором может присутствовать неограниченное количество людей [17]. Преимущество состоит в том, что участники данного процесса могут находиться на удаленном расстоянии от учебного заведения и наблюдать с различных устройств. Любой вопрос можно задать с помощью чата, форума или же посредством отправки личных сообщений [18].

Система дистанционного обучения Moodle предоставляет пользователям системы удобный инструмент организации общения - чат. Чат позволяет пользователям наладить оперативную взаимосвязь. Общение посредством чата происходит в режиме реального времени

[19].

Moodle предлагает настроить следующие виды форумов:

- стандартный общий форум - открытый форум, здесь можно в любое время начать новую тему;

- простое обсуждение - состоит из одной темы;

- каждый открывает одну тему - в этом типе форума ограничено количество создаваемых пользователем системы дистанционного обучения Moodle тем;

- форум вопросов и ответов - для того, чтобы увидеть другие ответы на вопрос, пользователь системы дистанционного обучения Moodle должен сам на него ответить

[20].

Стоит в этой связи также отметить достоинства бло-га. В системе дистанционного обучения Moodle блог - персональный дневник пользователя, куда он заносит все, что считает нужным.

В зависимости от настроек, которые установлива-ет администратор в системе электронного обучения Moodle, может быть несколько вариантов доступности блогов:

- либо блоги доступны каждому пользователю системы;

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Трутанова Александра Валерьевна ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЫ MOODLE В ПРИВЛЕЧЕНИИ ...

- либо пользователи Moodle имеют возможность видеть блоги только участников своего дистанционного курса или участников своей группы;

- либо блоги полностью запрещаются.

Пользователи Moodle сами определяют условия видимости отдельных записей блогов, однако настройки, которые устанавливает администратор имеют высокий приоритет и пользуются преимуществом по сравнению с пользовательскими правами.

На платформе электронного обучения Moodle пользователи имеют возможность задать необходимые ключевые слова для блога и записей в нем. Ключевыми словами пользуются для нахождения определенных записей в блоге.

Moodle предоставляет универсальный инструментарий для подробного освещения информации для любых абитуриентов, как для выпускников школ, так и для бакалавров-будущих магистрантов. В этой системе можно расположить целый курс, посвященный профориентаци-онному мероприятию. Информация будет представлена в легкой и доступной форме, так, чтобы абитуриент максимально смог понять какой продукт ему рекомендуют. При этом, будущий студент может легко обратиться за помощью задав вопрос на форуме или в чате.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71

2. Маркова С.М., Гладкова М.Н., Юртаева Т.С. Модульное содержание педагогической подготовки педагогов профессионального обучения//Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. Т. 1. №1 (66). С. 90.

3. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 20.

4. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования//Вестник Мининского университета. 2014. № 4 [Электронный ресурс].URL: http://globalf5.com/Zhumaly/Psihologiya-i-pedagogika/ Vestnik-Mininskogo-universiteta/vypusk-2014-4 (дата обращения: 4.05.2017).

5. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Разработка средств оценки образовательных результатов обучающихся вуза// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-1. С. 134-136.

6. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования //Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/download/ elibrary_21680911_74449593.pdf (дата обращения: 11.04.2017).

7. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2002. 182 с.

8. Кутепова Л.И., Паршакова А.М. Современные компьютерные технологии в проектировании линейных сооружений и инженерных изысканиях/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 24-27

9. Прохорова М. П., Семченко А.А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования//Вестник Мининского

университета. 2015. № 4. С. 14. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/ kontseptualnye-osnovy-i-mekhanizmy-realizatsii-inn/(дата обращения: 11.04.2017).

10. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Информационные технологии в организации безбарьерного обучения студентов вуза//Успехи современной науки.№3(том 1) 2017, стр. 50-52.

11. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования//Вестник Мининского университета. 2014. № 4 [Электронный ресурс].URL: http://globalf5.com/Zhurnaly/Psihologiya-i-pedagogika/ Vestnik-Mininskogo-universiteta/vypusk-2014-4 (дата обращения: 16.05.2017).

12. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 80-82.

13. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.

14. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Гладков А.В. Организация исследовательской деятельности магистрантов в электронной среде // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 4 (часть 2) 2017, стр. 429-431.

15. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Особенности обучения взрослых в электронной среде// Успехи современной науки. №2 (том 1) 2017, стр. 120122.

16. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Интерактивные технологии в информационной образовательной среде Moodle //Успехи современной науки и образования. №4 (том 2) 2017, стр. 15-18.

17. Ваганова О.И., Хижная А.В., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Лунева Ю.Б. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11-5. - С. 968-970.

18. Трутанова А.В., Румянцева Н.А., Нуреева М.А. Становление современного человека через концепцию непрерывности образования // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 9-2. С. 89-91.

19. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.

20. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций//Современные тенденции развития технолого-экономического образования. Н. Новгород, 2014. С. 32-39.

Статья поступила в редакцию 29.04.2017.

Статья принята к публикации 02.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.