Смирнова Жанна Венедиктовна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ КАК СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ...
pedagogical sciences
УДК 378.147
ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ КАК СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ
ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ
© 2017
Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается инструмент оценки, который комплексно позволит оценить компетенции. Матрица оценки предоставляет четко сформулированные показатели, по которым могут ориентироваться и студенты и преподаватели. Матрица позволит перевести результаты выполненной работы в формат компетенций. К показателям относятся следующие компоненты: операционный, аргументационный, альтернативный, рефлексивно-оценочный, мотивационно-ценностный. Было установлено, что операционный, аргументационный и альтернативный показатели выявляют способность обучающихся в предоставлении полной формулировки решения исследовательской задачи, различных вариантов решений с приведенными к ним аргументами, а рефлексивно-оценочный и мо-тивационно-деятельностный показатели не только помогают выявить способность студента к анализу собственной деятельности, но и сформированность ценностного отношения, заинтересованность в решении исследовательских задач. Каждому показателю должны соответствовать: широта полномочий и ответственность, сложность и науко-емкость деятельности. Указаны вопросы, которые решаются в матрице по упомянутым показателям. Например, конкретизирована ли проблема, предложено ли собственное оригинальное видение проекта, представлен ли аргументированный выбор темы и методов исследования. Были выделены преимущества матрицы, например, такие как возможность предоставления полученных данных в наглядной форме и выявление способности студента решать исследовательские задачи. Определено, что для установления хорошего уровня освоения студентом компетенций, он должен продемонстрировать способность грамотно и логично докладывать информацию, опираясь на полученные знания, решать на современном уровне профессиональные задачи, приводить аргументы для доказывания своей точки зрения. Также установлено, чтов многокомпонентный состав компетенций входят: знания, умения, опыт, ценности.
Ключевые слова: итоговая государственная аттестация, федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции, компетентностный подход, государственный экзамен, выпускная квалификационная работа, магистерская диссертация, оценочный инструмент, показатели оценки, матрица оценки.
FINAL STATE CERTIFICATION AS A METHOD OF COMPLEX ASSESSMENT OF COMPETENCIES
© 2017
Smirnova Zhanna Venediktovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])
Abstract. The article deals with the assessment tool, which will make it possible to evaluate competences in a comprehensive manner. The evaluation matrix provides clearly formulated indicators, which can guide students and teachers. The matrix will allow translating the results of the work done into a competency format. The indicators include the following components: operational, argumentative, alternative, reflexive-evaluative, motivational-value. It was found that operational, argumentative and alternative indicators reveal the ability of learners to provide a complete formulation of the solution of the research task, various solutions with the arguments given to them, and the reflexive-evaluation and motivational-activity indicators not only help to identify the student's ability to analyze his own activity, But also the formation of the value attitude, the interest in solving research problems. Each indicator should correspond to: the breadth of authority and responsibility, the complexity and science-intensive activities. The questions that are solved in the matrix on the mentioned indicators are indicated. For example, whether the problem is specified, whether its own original vision of the project is proposed, whether the reasoned choice of the topic and research methods is presented. The advantages of the matrix were highlighted, for example, such as the ability to present the data in visual form and to identify the student's ability to solve research problems. It is determined that in order to establish a good level of mastering the student's competencies, he must demonstrate the ability to correctly and logically report information, relying on the knowledge gained, to solve professional problems at the present level, to give arguments for proving his point of view. It is also established that the multicomponent composition of competences includes: knowledge, skills, experience, values.
Keywords: final state certification, federal state educational standard, competences, competence approach, state examination, final qualification work, master's thesis, evaluation tool, evaluation indicators, evaluation matrix.
Выполняя требования государственных образовательных стандартов, происходит ориентация на оценку результатов, которые выражаются в форме компетенций. Оценка компетенций происходит во время текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Среди них итоговая государственная аттестация имеет наибольший вес, поскольку именно эта форма оценивания показывает государству уровень качества подготовки выпускников, что вызывает актуальность рассматриваемой темы.
Качество образования обеспечивает необходимый уровень подготовки специалистов, готовых к осуществлению профессиональных функций, владеющих необ-
ходимыми технологиями по своему направлению и использующих полученные знания для решения профессиональных задач [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения ориентирован на становление разностороннего выпускника, на развитие его качеств как личности, включая профессиональные навыки, достигаемые путем формирования компетенций [2]. Федеральные государственные образовательные стандарты в соответствии с принципами Болонского процесса ориентированы на выработку у студентов компетенций - динамического набора знаний, умений, навыков,
74
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Смирнова Жанна Венедиктовна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ КАК СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ...
моделей поведения и личностных качеств, которые обеспечивают выпускнику готовность к профессиональной деятельности [3].
Отметим, в процессе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации проводится оценивание локальных результатов обучения - компонентов компетенций (знаний, умений, навыков по дисциплинам). Полная оценка компетенций выпускника осуществляется на итоговой государственной аттестации [4].
Оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки студентов при реализации компе-тентностного подхода является сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков и инновационных подходов, ориентированных на комплексную оценку формирующихся компетенций [5]. При этом традиционные средства контроля следует совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства, в том числе пришедшие из зарубежной практики адаптировать для применения в российской вузовской практике [6].
Компетентностный подход представляет собой овладение студентами необходимыми навыками и умение применять их на практике, в профессиональной жизни
[7].
Способность адаптироваться в условиях международной конкуренции, служит основой успешного устойчивого развития в современном мире, стремящемся к глобализации. Качество, характеризующее личность и позволяющее ей высказывать суждение в определенной области является компетентностью. Основой компетентности служат знания, умения и навыки, а также опыт социальной и профессиональной деятельности человека. Приобретая адекватную информацию, знания и практический опыт человек становиться компетентным
[8].
Отметим, что компетентность является интегратив-ной личностной характеристикой специалиста, складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций и выступает в роли показателя уровня качества образования [9-15].
Государственная итоговая аттестация позволяет объективно оценить сформировавшиеся компетенции выпускника, являясь заключительным этапом обучения [16, 17]. Процесс государственной итоговой аттестации заключается в сдаче государственного экзамена и защите выпускной квалификационной работы [18, 19, 20].
Задачами выпускной квалификационной работы являются: решение комплексных профессиональных задач, применение полученных теоретических знаний; умение проводить исследования, систематизировать полученные результаты и правильно их оформлять; определение подготовленности к самостоятельной работе и профессиональной деятельности [21].
При защите выпускной квалификационной работы, обучающийся должен продемонстрировать способность грамотно и логично докладывать информацию, опираясь на полученные знания, решать на современном уровне профессиональные задачи, приводить аргументы для доказывания своей точки зрения [22].
Подготовка, написание и защита выпускной квалификационной работы позволяют более полно выявить сформировавшиеся компетенции выпускников, а также образовательный и профессионально-квалификационный аспект подготовленности выпускников вуза [23].
Вовремя подготовки и защиты своей выпускной квалификационной работы, студент должен продемонстрировать приобретенный им набор компетенций за весь период обучения, которые и должны быть оценены [24].
Современные исследования затрагивают проблемы, связанные с оцениванием компетенций, поскольку они имеют сложный многокомпонентный состав и межпредметный практико-ориентированный характер.
Сюда входят:
- знания;
- умения;
- опыт;
- ценности [25].
Это понимание компетенции как целостного результата требует особого инструмента оценки, который комплексно позволит оценить компетенции с помощью ВКР в условиях бакалавриата и магистерской диссертации в условиях магистратуры. Такой инструмент был предложен исследователями В.А. Богословским и Е.В. Караевой [26]. Они предложили матрицу оценки, которая используется при проведении разных форм комплексной оценки (индивидуальная, групповая, взаимооценка и самооценка образовательных результатов студентов), в любом виде аттестации (текущая, промежуточная и итоговая), в каждой учебной дисциплине и для различных видов заданий (задача, эссе, проект, кейс, магистерская диссертация и т. д.).
Отличительной особенностью матрицы является то, что она предоставляет четко сформулированные показатели, по которым могут ориентироваться и студенты и преподаватели. Матрица позволит перевести результаты выполненной работы в формат компетенций.
К данным показателям относятся:
- операционный компонент - отражает способность формулировать мысль, выделять главные моменты;
- аргументационный компонент - выражает умение студента логически обосновывать свои суждения, приводить необходимые доказательства в защиту своей работы;
- альтернативный компонент - способность представить несколько вариантов развития событий и предусмотреть их последствия, так называемое умение привести альтернативное решение поставленной перед студентом проблемы;
- рефлексивно-оценочный компонент - способность студента проводить оценку проведенной им деятельности;
- мотивационно-ценностный компонент - сформи-рованность положительного отношения к будущей профессиональной деятельности [27].
Эталонным уровнем решения поставленной задачи матрица признает креативный подход, наличие нескольких решений, аргументированную обоснованность, самостоятельность применения знаний.
Операционный, аргументационный и альтернативный показатели выявляют способность обучающихся в предоставлении полной формулировки решения исследовательской задачи, различных вариантов решений с приведенными к ним аргументами, разных продуктов исследования - программ, проектов, методических разработок. Данные показатели достаточно легко проверяемы, здесь устанавливается умение студента применять освоенные им навыки на практике. Рефлексивно-оценочный и мотивационно-деятельностный показатели не только помогают выявить способность студента к анализу собственной деятельности, но и сформирован-ность ценностного отношения, заинтересованность в решении исследовательских задач.
Каждому показателю должны соответствовать: широта полномочий и ответственность, сложность и науко-емкость деятельности.
В матрице решаются следующие вопросы по указанным показателям:
- конкретизирована ли проблема;
- предложено ли собственное оригинальное видение проекта;
- представлен ли аргументированный выбор темы и методов исследования;
- насколько широка вариативность решений;
- сформулирован ли обобщенный результат исследования и определен ли педагогический смысл в проблемном поле;
- продемонстрирована ли собственная позиция по имеющейся проблеме;
Смирнова Жанна Венедиктовна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна pedagogical
ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ КАК СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ... sciences
- какой был использован объем научной информации;
- основывается ли исследование на синтезе собственных знаний и опыта;
- получен ли новый результат прикладного характера;
- применялись ли результаты на практике;
- продемонстрировано ли ценностное отношение к проблеме, актуальна ли она;
- желает ли студент продолжать научно-исследовательскую деятельность в выбранной области [28].
Отметим главные преимущества матрицы оценки:
- возможность предоставления полученных данных в наглядной форме;
- выявление способности студента решать исследовательские задачи;
- позволяет внести необходимые изменения для улучшения освоения студентом компетенций;
- выявить ценности студента, его непосредственное отношение к осуществляемой им работе;
- продемонстрировать обучающимся свои компетенции;
- появляется возможность оценивать компетенции не только по завершению работы, но и в процессе ее решения;
Другими словами, появляется возможность оценивать реальные результаты [29].
Мы можем утверждать, что матрица дает информацию не только о знаниях, умении и опыте студента, но и о его отношении к выполняемой работе, его инициативе, самостоятельности и многих других факторах.
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что итоговая государственная аттестация является финальным этапом обучения, а значит самым главным, поскольку государство получает информацию о качестве подготовки студентов именно после получения результатов оценки, она позволяет объективно оценить сформировавшиеся компетенции выпускника. Грамотно сформированная система оценки позволит более точно определить уровень освоения компетенций. Матрица оценки предоставляет четко сформулированные показатели, по которым могут ориентироваться как студенты, так и преподаватели. Матрица позволит перевести результаты выполненной работы в формат компетенций, поскольку представляет собой инструмент, который смог бы упростить работу по выявлению качества подготовки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Репина Р.В., Хижная А.В. Значение сертификации систем менеджмента качества в высшем учебном заведении//В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 99-101.
2. Хижная А.В. Педагогические условия подготовки аспирантов в системе дополнительного образования по направлению «Преподаватель высшей школы»: авто-реф. дис. канд. пед.наук/А.В.Хижная; Нижегород. гос. пед. унт. Н.Новгород, 2005. -19 с.
3. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 163-167
4. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2016. №1-1 (13). С. 23.
5. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.
6. Ваганова О.И., Хижная А.В. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle/Юбщество: социология, психология, педаго-76
гика. -2016. -№ 1. -С. 93-94.
7. Ваганова О.И., Ермакова O.E. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального об-учения//Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 14.
8. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 12.
9. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 30-33.
10. Ярыгин О.Н., Гайманова Т.Г. Формирование и развитие компетентности как эмерджентного свойства профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 7782.
11. Равен Д. Компетентность, образование, профессиональное развитие, психология и социокибернетика // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 2. С. 170-204.
12. Хренова В.В. Структура предметной компетентности учителя технологий профильной школы как научная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 116-119.
13. Сорокина И.В. Методическая компетентность учителя как условие его профессионализма и мастерства // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 114-116.
14. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. профессиональная компетентность бакалавра // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 22-23.
15. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права.
2014. № 4 (32). С. 196-205.
16. Емелина А.В., Хижная А.В. Понятие коммуникативной компетентности обучающихся образовательных организаций//В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 214-216.
17. Кондаурова И.К. Государственная итоговая аттестация выпускников бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 166-168.
18. Колдина М.И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании/В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск,
2015. С. 252-258.
19. Ванюхина Н.В. Методика оценки курсовых и выпускных квалификационноых работ по гуманитарным направлениям подготовки // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 110111.
20. Артюшина Е.А., Сальников И.И. Программа анализа результатов защит выпускных квалификационных работ в вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. № 3 (25). С. 163-168.
21. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 31.
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Смирнова Жанна Венедиктовна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна
ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ КАК СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ...
22. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71.
23. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 158-162.
24. Кутепова Л.И., Паршакова А.М. Современные компьютерные технологии в проектировании линейных сооружений и инженерных изысканиях/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 24-27
25. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.
26. Кутепов М.М. Реализация проекта сдачи нормативов ГТО в вузе/В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. г.Саратов, 2015. С. 36-39.
27. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования//Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14.
28. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу// Инновации и инвестиции. 2015. № 8.
29. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2002. 182 с.
Статья поступила в редакцию 03.07.2017.
Статья принята к публикации 22.09.2017.