Научная статья на тему 'Технология реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения'

Технология реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
796
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПОНЕНТ / ЭТАП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривоногова Анна Сергеевна, Цыплакова Светлана Анатольевна

В статье рассматривается технология реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения, в процессе реализации которой у студентов формируется проектная компетенция. Проектная компетенция проверяется через когнитивный компонент, ценностный компонент и профессионально-творческий компонент. Данная технология реализации проектной деятельности рассматривается как совокупность взаимосвязанных этапов (прогнозно-ориентировочный, учебно-проектировочный, социально-проектировочный, проектно-творческий), каждый из которых рассматривается как процесс, реализующийся на основе научных методов и подходов. При реализации каждого этапа технологии проектной деятельности должны учитываться научно-технические, психолого-педагогические, методические, социально-экономические, дидактические факторы. Также в статье определены основные виды проектов и их характеристика. Определены принципы, на которых основывается технология реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения. В статье приводится опыт реализации технологии проектной деятельности на базе кафедры профессионального обучения и управления образовательными системами НГПУ им. Козьмы Минина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривоногова Анна Сергеевна, Цыплакова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения»

УДК 377

А.С. КРИВОНОГОВА, кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, e-mail: as.krivonogova@mail.ru С.А. ЦЫПЛАКОВА, старший преподаватель, НГПУ им. К. Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: cveta-ts@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

A.S. Krivonogova, S.A. Tsyplakova

TECHNOLOGY PROJECT IMPLEMENTATION ACTIVITIES TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING

В статье рассматривается технология реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения, в процессе реализации которой у студентов формируется проектная компетенция. Проектная компетенция проверяется через когнитивный компонент, ценностный компонент и профессионально-творческий компонент. Данная технология реализации проектной деятельности рассматривается как совокупность взаимосвязанных этапов (прогнозно-ориентировочный, учебно-проектировочный, социально-проектировочный, проектно-творческий), каждый из которых рассматривается как процесс, реализующийся на основе научных методов и подходов. При реализации каждого этапа технологии проектной деятельности должны учитываться научно-технические, психолого-педагогические, методические, социально-экономические, дидактические факторы. Также в статье определены основные виды проектов и их характеристика. Определены принципы, на которых основывается технология реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения. В статье приводится опыт реализации технологии проектной деятельности на базе кафедры профессионального обучения и управления образовательными системами НГПУ им. Козьмы Минина.

Ключевые слова: проектная деятельность, проектная компетентность, технология, компонент, этап.

This article discusses the technology implementation project activity the teacher of vocational training in the implementation of which the students formed the design competence. Project competence is tested through cognitive component, component values and professional creative component. This technology implementation project activity is considered as a set of interrelated steps (forecasting and indicative of teaching and projecting, socio-designing, engineering and creative), each of which is considered as a process, which is realized on the basis of scientific methods and approaches. At each stage of the implementation of technology project activities should be considered scientific, technical, psychological, pedagogical, methodological, socioeconomic, didactic factors. The article also identifies the main types of projects and their characteristics. Sets out the principles on which the technology implementation project of the teacher training. The article presents the experience of implementation of the technology project activities at the department of vocational education and management of educational systems NSPU them. Kozma Minin.

Keywords: project activity, project expertise, technology, component stage.

Проектная деятельность представляет большие возможности для формирования у будущих педагогов профессионального обучения проектных компетенций.

Проектная компетенция педагогов профессионального обучения представляет собой способность реализовывать проектную деятельность в реальной профессионально-педагогической ситуации.

Проектная компетенция выступает новым качеством, обеспечивающим когнитивную и деятельностную составляющие результатов обучения, позволяющим осваивать и принимать междисциплинарные знания для разработки социально-педагогических проектов, методик обучения, учебных и профессиональных целей, форм, методов и средств обучения.

Формирование у будущих педагогов профессионального обучения компетенций (общекультурных, профессиональных, культурологических, проектных), ориентированных на единство практической подготовки и теоретических знаний, а также профессиональной деятельности, обусловлено внедрением в систему образования компетентностного подхода.

Необходимо отметить, что интегральной характеристикой личности обучающегося является компетентность, в содержание которой включаются знания, умения, навыки, ценностные ориентации, самостоятельная деятельность, личная ответственность [12].

Компетенция — это заранее задаваемая норма, являющаяся ожидаемым результатом обучения по каждой конкретной дисциплине [ 1].

«Компетенция — это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, т.е. соответствие лица занимаемому месту, способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Компетенция - это то, на что претендуют, а компетентность - это то, чего достиг конкретный человек» [2].

Компетенция - это способность человека реализовывать на практике свою компетентность [12].

Формированию компетенций посвящено большое количество исследований, но формированию проектных компетенций уделено недостаточное внимание. Однако можно выделить ряд исследователей, занимавшихся решением проблем формирования проектных знаний и умений: С.Х. Абдуллаев, Б.В. Сименач, В.Д. Симоненко, Н.В. Петрова, Т.В. Горбунова и В.А. Терешков и др. [12].

Проектная компетенция обеспечивает целостную, непрерывную, целенаправленную профессиональную деятельность личности и ее основными показателями являются:

- активность личности через проектную деятельность;

организация собственной проектной деятельности для разработки педагогических объектов и систем;

- мотивация к профессионально-творческому развитию.

Нами выделены основные компоненты проектной компетенции: когнитивный, который проявляется в познании педагогической действительности через усвоение знаний и умений; ценностный, заключающийся в формировании мотивации к проектной деятельности; профессионально-творческий, который способствует развитию творческих способностей будущих педагогов профессионального обучения [19].

Формирование у студентов проектной компетенции происходит в процессе реализации технологии проектной деятельности, которая состоит из совокупности этапов, каждый из которых взаимосвязан с предыдущим, реализуется на основе научных подходов, методов и снижает неопределенность предыдущего этапа.

При реализации каждого этапа технологии проектной деятельности должны учитываться научно-технические, психолого-педагогические, методические, социально-экономические, дидактические факторы, которые влияют на проектную деятельность будущих педагогов профессионального обучения.

В учебном процессе будущих педагогов профессионального обучения результатом проектной деятельности являются учебные и внеучебные проекты, которые направлены на формирование проектной компетенции.

Для каждого проекта можно выделить ряд характеристик: жизненный цикл, который определяет последовательность разработки и реализации проекта на всех этапах проектирования; особенность целей и задач проектирования; специфика методов и средств разработки и реализации педагогических проектов; форма и затраты на педагогическое проектирование; степень неопределенности полученных результатов [17].

Многовариантность и разнообразие способов внедрения педагогических проектов, а также их комплексный характер позволили выделить следующие их виды:

- на уровне процесса образования: организационно-управленческие, процессуально-технологические, содержательно-интегративные, качественно-результативные;

- на уровне педагогических систем: проекты по осуществлению теоретического обучения, производственного обучения; формированию и развитию личности специалиста;

- на уровне видов деятельности: педагогические, производственные, научно-педагогические, культурологические, технологические, профессионально-технологические, практические, учебно-познавательные, учебно-производственные, организационно-информационные, управленческие, профессиологические и др.;

- на уровне учебного заведения: профессиологические, интегративно-профессиональные, конструкторско-технологические, организационно-управленческие, финансово-экономические, адаптивно-производственные и др.;

- на уровне компонентов: проектирование системы уроков, системы знаний, умений, навыков, норм, ценностей, учебной и производственной деятельности, формирование личности и др.; видов квалификационного труда, трудовых функций, качества продуктов деятельности и др.

Задачами технологии реализации проектной деятельности педагогов профессионального обучения являются:

- формирование знаний о сущности и структуре проектной деятельности и структуре проектной компетенции;

- формировании знаний об организации и нормативном обеспечении проектной деятельности.

Технология реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения основывается на следующих принципах:

- принцип самостоятельности, основанный на проявлении высокой степени сознательности и активности субъектов образовательного процесса; характеризующийся усвоением проектирования как способа творческой деятельности; предполагающий преобразовательный характер проектной деятельности; обеспечивающий развитие интересов к проектной деятельности.

- принцип адаптивности, направленный на активное освоение развивающегося производства; формирование проектных компетенций; приспособление личности к условиям проектной деятельности; гармонизацию профессиональной и социальной среды; приспособление к особенностям проектной деятельности.

- принцип системности, предполагающий взаимосвязь элементов технологии реализации проектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения; предусматривающий системность овладения проектной деятельностью; предполагающий реализацию проектной деятельности через поэтапное формирование проектных компетенций; обеспечивающий непрерывность и последовательность формирования проектных компетенций.

- принцип непрерывности, ориентированный на развитие проектной деятельности; формирование проектной компетенции будущих педагогов профессионального обучения; достижение человеком целей в соответствии с его интересами, потребностями и способностями профессионального мастерства в различных педагогических системах [8].

В Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина, на кафедре профессионального образования и управления образовательными системами накоплен опыт по технологии реализации проектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения, который представлен следующими этапами:

I этап (прогнозно-ориентировочный) - начинается на первом курсе обучения. Формирование проектной компетенции осуществляется в учебной деятельности под руководством педагога в процессе изучения дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую деятельность». Целью данной дисциплины является развитие у студентов личностных и профессиональных

качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, а также осознание деятельности педагога профессионального обучения и развитие установки на изучение последующих дисциплин профессионального цикла. В процессе освоения данной дисциплины, будущие педагоги профессионального обучения не только изучают объекты педагогического проектирования, но и учатся определять сущность и структуру педагогических проектов.

II этап (учебно-проектировочный) - проходит на втором курсе. В процессе реализации данного этапа студенты осуществляют свою работу в творческих группах, учатся применять профессиональные знания и умения при решении профессиональных задач; включаются в работу научного общества студентов и проектных групп, организованных на кафедрах, а проектная компетенция формируется в процессе изучения дисциплин «Философия и история образования», «Общая и профессиональная педагогика».

Целью дисциплины «Философия и история образования» является овладение студентами историко-педагогической и философско-образовательной культурой через усвоение системы исторических, педагогических, философских знаний. В процессе изучения дисциплины у студентов происходит развитие философского и педагогического мышления, приобретение умений и навыков актуализации полученных знаний и применение их в практической деятельности.

Целью дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» является усвоение студентами знаний о структуре педагогического процесса в высшей школе. В процессе изучения дисциплины студенты учатся осуществлять педагогическую, проектную, методическую и воспитательную деятельности; получают знания о целостном педагогическом процессе; изучают основные тенденции развития образования; учатся определять виды педагогических технологий; разрабатывать цели и содержание профессионального образования. Студенты начинают разрабатывать учебные проекты в виде курсовых работ.

На данном этапе студенты принимают участие в конкурсах научных работ, конкурсах проектов учебных занятий, конкурсах студенческих проектов.

III этап (социально-проектировочный) - проходит на третьем курсе обучения студентов. В процессе реализации данного этапа студенты самостоятельно осуществляют проектную деятельность как в учебной, так и во внеучебной деятельности; осуществляют формирование проектных компетенций через учебно-познавательную, научно-исследовательскую, социально-воспитательную, кураторскую деятельности, а также через изучение дисциплин «Методика воспитательной работы», «Методика профессионального обучения», «Педагогические технологии».

Целью дисциплины «Методика воспитательной работы» является овладение студентами знаний о системе воспитательной работы и воспитательной деятельности. В

процессе изучения дисциплины студенты получают знания о воспитательной работе педагога; учатся проектировать учебно-воспитательные процессы; разрабатывают и проводят социокультурные и воспитательные мероприятия; формируется опыт проектирования внеучебной деятельности обучающихся. Большинство студентов к третьему курсу состоят в педагогическом отряде факультета управления и социально-технических сервисов «Фортуна».

Целью дисциплины «Педагогические технологии» является освоение студентами педагогических технологий, а также формирование умений проектирования педагогических технологий, педагогического процесса и педагогических ситуаций. В процессе изучения дисциплины студенты могут определять модели педагогических технологий; учатся разрабатывать цели и содержание педагогического процесса с применениями образовательных технологий.

Основной целью дисциплины «Методика профессионального обучения» является овладение студентами проектной деятельностью педагога профессионального обучения. В процессе изучения дисциплины студенты изучают методическую деятельность педагога профессионального обучения; умеют определять методический инструментарий; формируется проектная компетенция; осваиваются методики подготовки и проведения учебных занятий; формируется опыт разработки и внедрения педагогических проектов в образовательную деятельность.

На данном этапе студенты принимают участие в конкурсах научных работ, конкурсах проектов учебных занятий, конкурсах студенческих проектов; студенческих и научно-практических конференциях внутривузовского, областного, всероссийского и международного уровней; олимпиадах регионального и всероссийского уровня по профессиональному обучению.

IV этап (проектно-творческий) - проходит на четвертом курсе. На данном этапе студенты осуществляют самостоятельную проектную деятельность через дипломное проектирование, проектирование в научно-исследовательской деятельности, кураторство, социально-воспитательную деятельность. Формирование проектной компетенций осуществляется в процессе изучения дисциплин «Психолого-педагогическая диагностика», «Педагогические коммуникации», «Мониторинг качества профессионального образования».

Целью дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» является овладение студентами техникой психолого-педагогического исследования, направленной на формирование представлений о методах научного исследования, овладение навыками исследовательской деятельности, применение современных психологических и педагогических методик обработки экспериментальных данных, становление этических позиций будущих педагогов профессионального обучения.

Целью дисциплины «Педагогические коммуникации» является овладение студентами коммуникативной деятельностью, а также целенаправленное овладение формами деловой и межличностной коммуникации в системе профессионального образования. В процессе изучения дисциплины студенты учатся раскрывать сущность и структуру коммуникативной деятельности педагога профессионального обучения; определять структуру коммуникативной деятельности в педагогическом процессе; систематизировать механизмы коммуникативной деятельности педагога профессионального обучения.

Целью дисциплины «Мониторинг качества профессионального образования» является освоение и реализация студентами способов проектирования мониторинговых исследований. В результате изучения дисциплины студенты определяют аспекты мониторинга качества профессионального образования; исследуют технологии мониторинга качества профессионального образования; овладевают навыками проектирования мониторинговых исследований.

На данном этапе студенты принимают участие в конкурсах научных работ, конкурсах проектов учебных занятий, конкурсах студенческих проектов; студенческих и научно-

практических конференциях внутривузовского, областного, всероссийского и международного уровней; олимпиадах регионального и всероссийского уровня по профессиональному обучению; конкурсах педагогического мастерства; профильных конкурсах и т.д.

Таким образом, развитие проектной компетенции у будущих педагогов профессионального обучения на кафедре профессионального образования и управления образовательными системами Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина осуществляется через:

- организацию деятельности научного общества студентов «Педагог профессионального обучения»;

- организацию студенческих конкурсов;

- организацию конкурсов профессионального мастерства; участие в социально-значимых проектах.

Таким образом, технология реализации проектной деятельности имеет инновационный характер и обеспечивает достижение целей по формированию общих, профессиональных и проектных компетенций будущих педагогов профессионального обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров.- М.: Сов. энциплопедия, 1991.- Т. 1-2.

2. Иванов, ДА. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М.: АПКиППРО, 2005. -101 с.

3. Колдина, М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования / М.И. Колдина //Вестник Мининского университета.-2013.-№ 2.-URL:http://http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no2

4. Кривоногова, А.С. Особенности формирования профессионально-педагогической направленности личности будущего педагога профессионального обучения / А. С. Кривоногова, А. Д. Ищенко // Современные технологии в системе образования : сб. ст. IX Всерос. науч.-практ. конф. / Пензенская гос. с.-х. акад.— Пенза, 2011. — С. 130-134.

5. Кривоногова, А.С. Производственный опыт в структуре профессиональной компетентности педагога профессионального обучения / Б. Н. Гузанов, А. С. Кривоногова // В мире научных открытий. — 2012. — № 5(29). — С. 125-141.

6. Кривоногова, А.С. Формирование готовности педагогов профессионального обучения к подготовке высококвалифицированных рабочих для предприятий машиностроения / Б. Н. Гузанов, А. С. Кривоногова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2010. — № 7. — С. 102-113.

7. Кривоногова, А. С. Взаимодействие образовательных учреждений с работодателями в условиях реализации программ магистратуры / А. С.Кривоногова, Т. Б. Соколова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 4.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4

8. Маркова, С.М. Методолого-теоретические основы педагогического проектирования в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования / С.М. Маркова. -Н.Новгород: ВГИПИ, 2001. - 301с.

9. Маркова, С.М. Проектная технология обучения студентов в условиях профессионально-педагогического образования [Электронный ресурс] / С.М. Маркова, Горлова В.Г. // Современные проблемы науки и образования. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/117-13572 Источник: http://www.science-education.ru/117

10. Маркова, С.М. Стратегии развития теории педагогического проектирования / С.М. Маркова // Теория и практика общественного развития №6, Краснодар. - 2013. - С.77 - 82.

11. Маркова, С.М. Технологизация педагогического процесса профессионального образования / С.М. Маркова // В мире научных открытий, № 3, Красноярск. - 2014. - С. 296302.

12. Михайлов, А.А. О сущности понятия проектная компетенция будущих учителей технологии / А.А.Михайлов, О.В. Воробьев // Научный журнал КубГАУ, №89(05), 2013.

13. Профессиональное становление студентов профессионально-педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода / Б.Н. Гузанов, А. С. Кривоногова // Казанский педагогический журнал. — 2011. — № 5/6. — С. 5-16.

14. Цыплакова, С. А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе [Текст] / С.М. Маркова, С.А. Цыплакова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3 (7). - URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch deyat/Vestnik/2014-09%203/Markova S.M. Cyplakova S.A..pdf

15. Цыплакова, С. А. Теоретические основы проектного обучения студентов в вузе [Текст] / С.А. Цыплакова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 1 (5). - URL: http://www.mininuniver.ru/ mediafiles/u/files/Nauch deyat/Vestnik/201407%201/Cyplakova.pdf.

16. Цыплакова, С.А. Педагогическое проектирование: сущность и особенности [Текст] / С.А. Цыплакова // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 4. - URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/ Nauch_deyat/Vestnik/2013-12%204/Cyplakova.pdf.

17. Цыплакова, С.А. Аксиологические основы педагогического проектирования [Текст] / С.А. Цыплакова // Казанская наука. - 2013. -№ 4. - С. 221- 225.

18. Цыплакова, С.А. Педагогическое проектирование: профессиологический подход [Текст] / С.А. Цыплакова // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 1 (5). - С.310-315.

19. Цыплакова, С.А. Проектная деятельность педагога профессионального обучения [Текст] / С.А. Цыплакова // Казанская наука. -2014. - № 5. - С. 167-171.

20. Цыплакова, С.А. Системный подход к проектированию педагогического процесса как социальной системы [Текст] / С.А. Цыплакова // В мире научных открытий, Проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.1. (38). - С.154-165.

21. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal 2014; 11(11s): 489-493. (ISSN:1097-8135).

http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111_26041life1111s14_489_493.pdf

22. Hanushek, E.A., 2010. The economic value of higher teacher quality. Working Paper No. 56, National Center for Analysis of Longitudinal Data in Education Research. Date Views 04.07.2014 http://www.urban.org/UploadedPDF/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf.

© Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. ,2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.