Научная статья на тему 'К вопросу разработки методов исследования с формированности общекультурных компетенций учащихся колледжей'

К вопросу разработки методов исследования с формированности общекультурных компетенций учащихся колледжей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
267
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УЧАЩИЕСЯ КОЛЛЕДЖА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОФЕССИОМЕТРИЯ / SENIOR SCHOOL AGE / COLLEGE STUDENTS / VOCATIONAL EDUCATION / DIAGNOSTIC TOOLS / EXPERT EVALUATION / PROFESSIOMETRIYA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петренко Екатерина Анатольевна

Автором представлен диагностический комплекс для оценки общекультурных компетенций учащихся колледжа в течение всего периода обучения. В работе раскрыты содержание и методика эмпирического этапа исследования разработка и апробация диагностического инструментария для оценки общекультурных компетенций учащихся старшей возрастной группы (на примере колледжа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петренко Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of the development of research methods of formation of common cultural competenceof college students

The author presents diagnostic system for assessing general cultural competence of college students throughout the training period. The article is focused on the content and methodology of the empirical phase of the study, implementation of diagnostic tools for the evaluation of common cultural competence of learners of senior age group (on the example of college).

Текст научной работы на тему «К вопросу разработки методов исследования с формированности общекультурных компетенций учащихся колледжей»

Педагогическая психология

Е.А. Петренко

К вопросу разработки методов исследования сформированное™ общекультурных компетенций учащихся колледжей

Автором представлен диагностический комплекс для оценки общекультурных компетенций учащихся колледжа в течение всего периода обучения. В работе раскрыты содержание и методика эмпирического этапа исследования - разработка и апробация диагностического инструментария для оценки общекультурных компетенций учащихся старшей возрастной группы (на примере колледжа).

Ключевые слова: старший школьный возраст, учащиеся колледжа, среднее профессиональное образование, диагностический инструментарий для оценки общекультурных компетенций, экспертная оценка сформированно-сти компетенций, профессиометрия.

Представленное исследование проводилось на протяжении 20122014 гг. в ГОУ СПО «Ступинское медицинское училище». Для экспериментальной работы были привлечены учащихся 1-3 курсов, а также их педагоги, давшие согласие на участие в исследовании.

Цель эмпирического этапа исследования - разработка и апробация диагностического инструментария для оценки общекультурных компетенций учащихся старшей возрастной группы (на примере колледжа).

Для осуществления этой цели были поставлены следующие задачи:

- разработать диагностический инструментарий для оценки общекультурных компетенций учащихся старшей возрастной группы;

- апробировать диагностический комплекс для оценки общекультурных компетенций учащихся;

- выявить итоговый уровень сформированное™ профессионально-значимых качеств учащихся колледжей.

Исследование проводилось в несколько этапов.

I этап (2012-2013 гг.) - теоретико-аналитический - обоснование и теоретическое осмысление темы исследования. Изучалась научно-методическая литература по проблеме, определялись исходные позиции исследования, его методология и методика, концептуальный аппарат, цель, рабочая гипотеза, логика и организация исследования.

II этап (2013-2014 гг.) - эмпирический, в начале и в конце учебного года проведено пилотажное и основное исследование сформирован-ности общекультурных компетенций у учащихся колледжей, в процессе которого проверялась рабочая гипотеза.

III этап (2014-2016 гг.) - интерпретационный - теоретическое осмысление эмпирических данных, их анализ и интерпретация, обобщение и систематизация результатов, литературное оформление диссертации.

В начале эмпирического этапа исследования (сентябрь-октябрь 2013 г.) студентам было предложено пройти обследование по методикам с целью выявления базового уровня сформированности компетенций.

При сборе данных в работе использовались общепсихологические методы проведения исследования: теоретический анализ проблемы, анкетирование, тестовые методики. Нами был проведен подбор психодиагностических методик, которые позволили бы достичь поставленной цели. При этом мы исходили из требований, что методики должны быть направлены на решение поставленных задач; надежными, валидными, стандартизированными; достоверными, с возможностью получения объективных числовых показателей; современными и доступными для практического использования в работе с учащимися и преподавателями.

Таким образом, в перечень использовавшихся методик вошли следующие: тест Дж. Холланда; тест уверенности в себе (В.Г. Ромек); диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник); методика «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский); тест Мадди на жизнестойкость в адаптации Д.А. Леонтьева; методика самооценки тревожности, ригидности и экстравертированности (по Д. Моудсли) [2, с. 102].

Исследования проводились в групповой форме. Выбор данных методик определялся тем перечнем качеств, которые были выделены из общих компетенций медицинской сестры: тип профессиональных предпочтений, организованность, креативность, коллективизм, ответственность, стремление к самоактуализации, готовность к нововведениям.

Состав и содержание компетенций в структуре модели определены нами в соответствии с предложениями разработчиков компетентност-ного подхода; квалификационными требованиями к выпускникам по

№ 589 [3].

Наряду с обследованием студентов была проведена экспертная оценка учащихся колледжа с точки зрения эффективности их учебной | Ц деятельности. При выполнении экспертной оценки использовался ме- | ^ тод непосредственного оценивания. Он был выбран в качестве опти- 3 | мального ввиду нецелесообразности использования метода рангов, т.к. о 55 количество объектов превышает 15-20 человек и невозможно с достаточной точностью их ранжировать. с °

В качестве экспертов были приглашены: заведующий отделением (эксперт № 1), преподаватель специальных дисциплин - хирург (эксперт № 2), преподаватель общепрофессиональных дисциплин - анатом (эксперт № 3). Эти лица были выбраны в качестве экспертов по следующим соображениям: во-первых, они принимают непосредственное участие в обучении студентов колледжа; во-вторых, они могут оценить эффективность учебной деятельности каждого учащегося с различных сторон, по нескольким критериям. В качестве параметров экспертного опроса выделялись следующие: мотивация к будущей профессии, организованность собственной деятельности, умение общаться и взаимодействовать в группе, ответственность за свои действия, стремление к саморазвитию в разных сферах, интерес ко всему новому (способность увлечься новой идеей) [2, с. 103]. Данные оценочные критерии соответствуют тем психологическим качествам, которые были выведены из базовых компетенций медицинской сестры.

Экспертам была предложена инструкция: «Перед Вами фамилии студентов, которые учатся в данной группе. Оцените каждого из них по 5-балльной шкале.

5 - черта выражена сильнее, чем у всех в группе.

4 - черта является типичной для студента.

3 - может продемонстрировать эту черту в большинстве ситуаций.

2 - черта встречается в поведении студента эпизодически.

1 - такая черта не присуща студенту».

Каждый ответ соответствует конкретному баллу от 1 до 5. Максимальный балл, который может получить студент в ходе оценки одного эксперта, равен 35. Общий суммарный балл по учащемуся может составлять 105, что и является 100%. Наиболее успешные будут получать большее количество баллов, наименее успешные - меньшее.

Таким образом, были получены таблицы с результатами оценок экспертов по каждому студенту. Определялся суммарный балл всех выставленных оценок, который позже был переведен в процентный показатель. По результатам оценок определялся ранг и весомость (значимость) каждого исследуемого объекта.

Метод 360 градусов - метод оценки, основанный на всестороннем изучении личности. В зависимости от целей ассессмента (оценки) могут оценивать как отдельные компетенции сотрудника (например, инициативность, конфликтность и пр.), так и комплекс различных компетенций: конфликтность, деловая проницательность, уровень технических навыков, навыки лидерства и групповой работы, интеллект, карьерная амбициозность и сбалансированность понятий работа / личная жизнь, профессиональная честь и др. Именно метод 360 градусов мы и решили использовать как один из методов оценки общих компетенций учащихся в нашем исследовании.

Профессиометрия представляет из себя опрос, согласно которому оценивался каждый студент по 21 показателю по представленной шкале.

1. Способен при необходимости быстро принимать и отстаивать решения в нестандартных ситуациях.

2. В полной мере использует свои таланты, способности и умения, с легкостью применяет полученные им знания на практике.

3. При появлении проблем стремится преодолеть их самостоятельно, находит несколько вариантов решения, умеет обосновать плюсы и минусы каждого из них.

4. Не приветствует изменения, предпочитает проверенные, подтвержденные временем и опытом решения.

5. Сокурсники часто обращаются к учащемуся за советом и помощью, с ним они чувствуют себя психологически комфортно.

6. Умеет эффективно действовать в нестандартных ситуациях.

7. Умеет признавать свои ошибки и брать на себя ответственность за них.

8. При решении проблемы рассматривает как плюсы, так и минусы, правильно оценивает риски.

9. Признает свою ответственность за результат.

10. Понимает значимость своей будущей профессии, проявляет к ней интерес.

11. Готов к нововведениям в профессиональной деятельности.

12. Осознанно подходит к выбору своей профессии, связывает с будущим свою деятельность.

13. Старается найти одинаковые интересы и общий язык с однокурсниками в решении совместных задач.

14. Способен организовывать и контролировать группу людей.

15. Самостоятельно ставит перед собой задачи профессионального и личностного развития.

16. Эффективно организовывает собственную деятельность, выбирает способы решения профессиональных задач.

и ? ^ х м я

С о

17. Готов к совместной деятельности в группе, в команде, в услови ях сочетания внутригрупповой и межгрупповой конкуренции.

18. Стремится к постоянному обучению и развитию, к получению новых знаний.

19. Качественно выполняет свои профессиональные задачи, умеет организовать свое время.

20. Недостаточно быстро приспосабливается к меняющимся требованиям среды. о о

21. Стремится к овладению специальными навыками, готов к выполнению своей профессиональной деятельности [1].

Эти критерии были подобраны, исходя из общих компетенций медицинской сестры, на каждую компетенцию приходится по 3 показателя. В нашем опросе распределение показателей по группам компетенций представлено в таблице 1.

В исследовании при помощи метода 360 градусов принимали участие кураторы учебных групп. Они выставляли баллы по компетенциям в специальных анкетах по каждому учащемуся.

Кураторам была предложена следующая инструкция: «Этот опрос поможет вашему учащемуся (оцениваемому) лучше понять свои сильные и слабые стороны, увидеть потенциал дальнейшего роста и развития. Никакие меры поощрения или наказания по результатам исследования приниматься не будут. Мы гарантируем анонимность и конфиденциальность. В связи с этим просим вас давать максимально правдивые, откровенные и обдуманные ответы. Будьте внимательны! Благодарим за сотрудничество!». Кураторам предлагалось выбрать из 6 вариантов ответов. Если по характеру взаимодействия с оцениваемым учащимся куратор не видит проявлений некоторых аспектов поведения и не может судить о том, как тот проявляет себя в описываемых ситуациях, то предлагалось выбирать ответ: «Не имею информации». Часть вопросов предполагает в качестве лучшего варианта ответ «Проявляет всегда», а в качестве отрицательного - «Не проявляет никогда». В качестве промежуточных предлагались варианты: «Проявляется редко», «Проявляется примерно в половине случаев», «Проявляется в большинстве случаев». Каждый ответ соответствует конкретному баллу от 1 до 6. Общий максимальный балл, который может получить студент, равен 126 (таблица 2).

После проведения исследования при помощи метода 360 градусов нами был выведен общий балл по каждому учащемуся, который позже был переведен в процентный показатель.

В конце эмпирического этапа исследования (апрель-май 2014 г.) студентам также было предложено пройти повторное обследование по используемым методикам с целью выявления уровня сформированности

Таблица 1

Распределение показателей и наименований компетенций в методе 360 градусов

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (список общих компетенций: 7 из 14) Психологическое качество Номера вопросов

Медицинская сестра / Медицинский брат должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Тип профессиональных предпочтений 10, 12, 21

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. Организованность 3, 16, 19

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Креативность 1, 6, 8

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Коллективизм, общительность 5, 13, 17

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Ответственность 7, 9,14

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. Стремление к самоактуализации 2, 15, 18

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. Готовность к нововведениям (отсутствие ригидности) 4, 11, 20

Пример распределения баллов по трем показателям одной компетенции

Таблица 2

Общая компетенция 9 (ОК 9) Показатель Баллы

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности Не приветствует изменения, предпочитает проверенные, подтвержденные временем и опытом решения

Готов к нововведениям в профессиональной деятельности

Недостаточно быстро приспосабливается к меняющимся требованиям среды

с г

gvd

S ГС

и ? ^ х s Я

^ si <1>ю С о

профессиональных качеств. Наряду с этим были проведены экспертная оценка учащихся колледжа и оценка проявления общекультурных базовых компетенций (при помощи метода профессиометрии). Результаты студентов в начале эксперимента и в конце эксперимента подвергались количественному и качественному анализу. При проведении анализа полученных данных использовались: параметрический критерий t-критерий Стьюдента, линейный коэффициент корреляции по Пирсону. Для определения достоверности и обработки полученных данных на персональной ЭВМ типа IBM PC/AMD/2500 использовалась программа Microsoft Excel for Windows. С ее помощью проводились автоматизированные табличные расчеты. В настоящее время завершена обработка данных, полученных в ходе эксперимента, к печати готовится работа, где будут представлены промежуточные и обобщенные результаты исследования.

Библиографический список

1. Петренко Е.А. 360 градусов как метод оценки компетенций учащихся // European socials cience journal. 2014. № 2. С. 53-56.

2. Петренко Е.А. Диагностика общих компетенций обучающихся по специальности «Сестринское дело» // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2014. № 1. С. 98-104.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.