Некоторые проблемы подготовки медицинских сестер на компетентностной основе Торобаева Д. К.
Торобаева Данахан Калгожоевна / Torobaev Danahan Kalgozhoevna - старший преподаватель,
медицинский колледж,
Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые проблемы подготовки будущих медицинских сестер на компетентностной основе.
Abstract: this article discusses some of the problems of training future nurses based on competence.
Ключевые слова: компетенция, ключевые компетенции, компетентность, компетентностный подход, компетенции медсестер, подготовка медсестер на компетентностной основе.
Keywords: competence, key competence, competence, competence approach, the competence of nurses, nurses’ training based on competence.
УДК. 614.25:373.9
Социально-экономические и социально-культурные преобразования, происходящие на современном этапе, затронули все сферы общественной жизни Кыргызской Республики, в том числе и образование. Сегодня в Кыргызстане наряду с вузами развивается профессиональная подготовка специалистов в колледжах (спузах). В спузах все больше внимание уделяется различным сторонам подготовки студентов к предстоящей работе.
В условиях рыночных отношений, чтобы выпускники средних профессиональных учебных заведений были востребованными и конкурентоспособными на радикально меняющемся рынке труда, необходимо изменить качество подготовки специалистов. Для этого необходимо перейти к компетентностному подходу в подготовке специалистов. Переход к компетентностному подходу в образовании требует, прежде всего, изменения содержания образования и технологии обучения. От формирования нового содержания образования зависит и специфика области деятельности, и квалификационная характеристика будущего специалиста.
В настоящее время в системе образования Кыргызстана идет переход от квалификационной модели специалиста к компетентностной, т. е. ориентированной на сферу профессиональной деятельности.
Особую актуальность приобретает проблема качественной подготовки будущих медицинских сестер на основе компетентностного подхода, при котором будущие медсестры получают специальную медицинскую подготовку, необходимую для работы в условиях технического развития медицины, с учетом современных требований подготовки специалистов среднего уровня. Проблема подготовки компетентных кадров отмечена в Стратегии развития образования Кыргызской Республики на 2011 -2020 гг.
Категории «компетенция» и «компетентностный подход», как образовательные и педагогические категории, вошли интенсивно в понятийный аппарат педагогики как науки и образования в конце 90-х годов ХХ-го века и в первые годы ХХ1-го века под влиянием западноевропейской модели образования, в том числе развернувшегося в конце 90-х годов Болонского процесса. «Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы (В. И. Байденко) [2, с. 10].
В Берлинском коммюнике (2003) признано необходимым выработать структуру сравнимых и совместимых квалификаций для национальных систем высшего образования, что позволило бы описать квалификации с точки зрения уровня, результатов обучения, компетенций и профиля (для удовлетворения многообразных личных и академических потребностей, а также запросов рынка труда) (В. И. Байденко) [2, с. 10].
Компетенции интерпретируются как единый (согласованный) язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней профессионального образования. Язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования. Ориентация стандартов, образовательных программ на результаты образования делают квалификации сравнимыми и прозрачными. Результаты образования, выраженные на языке компетенций - это путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности, к увеличению сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций [2]. Другими словами, результаты образования - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, и которые описывают, что должен будет в состоянии делать студент/выпускник по завершении всей или части образовательной программы.
Компетенция как категория призвана обеспечить системную интеграцию образования, выразить собой рост системно-социального (системно-профессионального) качества выпускника вуза и спуза.
Компетенции включают в себя овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по программе среднего профессионального образования, сотрудничество в этом вопросе с коллегами и профессиональной средой.
Определение компетенции, предложенное в европейском проекте TUNING: «...понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание, как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание, как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать» [2].
Компетенция - цель образования в рамках компетентностного подхода. Компетентность - обобщенные способности личности к решению жизненных и профессиональных задач, это качество владения профессией, способность индивида к активному, ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения.
Компетентность есть не просто совокупность компетенций, а совокупность компетенций, актуализированных в определенных видах деятельности.
И. А. Зимняя выделяет в компетентности пять компонентов:
• «готовность к проявлению компетентности (т. е. мотивационный аспект), где готовность рассматривается как мобилизация субъектных сил»;
• «владение знанием содержания компетентности (т. е. когнитивный аспект)»;
• «опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестадартных ситуациях (т. е. поведенческий аспект)»;
• «отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения, ценностно-смысловой аспект, выступающий и как мотивационный)»;
• «эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности» [2].
По мнению В. Байденко, центральной идеей модернизации образования является подготовка специалистов на компетентностной основе, которая позволяет:
- перейти в профессиональном образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания;
- положить в основание стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и выполняемых задач;
- поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;
- увязать более тесно цели с ситуациями применимости (используемости) в мире труда;
- ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций [1].
Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результату образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания того, что студент будет знать и уметь «на выходе».
Компетентностный подход охватывает, наряду с конкретными знаниями и навыками, такие категории, как способность, готовность к познанию, социальные навыки и др. Одно из основных отличий компетентностного специалиста от квалифицированного специалиста в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и способен реализовывать их в работе, обладает развитым творческим потенциалом и мобилен.
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетентностей, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства [4].
Особенность профессиональной компетентности состоит в том, что ее формирование не может быть ограничено рамками традиционного образовательного процесса. Компетентным можно стать, овладев определенными компетенциями и реализуя их в опыте конкретной профессиональной деятельности. Компетентность нельзя «передать» в готовом виде, но ее можно взрастить в самом себе при определенных условиях.
Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода - создание жизненно важных для индивида ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции. Целью образования является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие способности приобретать их сейчас и в течение всей жизни и активно использовать их для решения прикладных задач.
О. Е. Лебедев в качестве основных принципов компетентностного подхода называет следующие положения:
- смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта,
элементом которого является и собственный опыт учащихся;
- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических, профессиональных проблем;
- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных, профессиональных и иных проблем, составляющих содержание образования;
- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения [3].
Подготовку кадров среднего звена медицинского профиля в Кыргызской Республике осуществляют 11 организаций среднего профессионального образования, 4 из которых являются структурными подразделениями высших учебных заведений.
В период радикальных изменений в обществе подготовка медсестер в медицинских колледжах претерпевает большие изменения, так как идет процесс перехода от знаниевого подхода к компетеностному подходу в передаче знаний, умений и навыков.
На сегодняшний день в системе среднего профессионального образования Кыргызстана действуют государственные образовательные стандарты второго поколения. Государственные образовательные стандарты, прежде всего, установили единообразие в образовательном пространстве республики в подготовке кадров среднего звена по медицинским специальностям. До этих стандартов каждое среднее профессиональное учебное заведение (спуз) реализовывало свой учебный план. Отсутствие государственного образовательного стандарта позволяло каждому среднему профессиональному учебному заведению (спузу) реализовывать свои учебные планы, так как не было единого подхода в проектировании учебных планов. Поэтому при подготовке по одним и тем же медицинским специальностям в спузах республики учебные планы существенно отличались друг от друга, при переводе студента из одного спуза в другой спуз выходила большая разница в учебных дисциплинах. Это влияло и на определение содержания образовательно-профессиональных программ (дисциплин теоретического и практического обучения).
Разработка государственного образовательного стандарта, прежде всего, установливала единообразие в образовательном пространстве республики при подготовке кадров среднего звена по медицинским специальностям.
В сферу профессиональной деятельности медсестер входит: участие в лечебно-диагностических, реабилитационных (восстановление) мероприятиях совместно с врачом при работе в больницах, клиниках, госпиталях, поликлиниках, диспансерах, профилакториях, центрах реабилитации, МЧС, осуществление и организация сестринского ухода в стационаре и на дому, оказание неотложной доврачебной медицинской помощи пациентам при острых заболеваниях и несчастных случаях, оказание помощи населению в экстремальных условиях, деятельность, направленная на облегчение страданий пациента.
Деятельность медицинской сестры направлена на оказание помощи отдельным лицам, семьям и группам населения и включает:
• укрепление и сохранение здоровья;
• профилактику заболеваний;
• обеспечение ухода, облегчение страданий пациента, его реабилитацию.
Сегодня медицинская сестра должна обладать определенными профессиональными и личностными качествами: обладание навыками и умениями, необходимыми для профессиональной деятельности, развитие профессионального мышления, коммуникативные умения, потребность к самообразованию и самовоспитанию, развитие организационных навыков. Подготовка медсестер на компетентностной основе направлена на формирование профессионально важных компетенций.
Программа по подготовке медицинских сестер должна обеспечить формирование и совершенствование следующих ключевых (базовых) компетенций:
- ценностной, включающей знание моральных, нравственных ценностей общества и государства;
- образовательной, включающей способности и умения учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни;
- информационной, включающей знание информационных ресурсов и умение находить и извлекать их для использования в работе;
- коммуникативной, включающей умение жить и работать в коллективе;
- профессиональной, включающей знания, умения и навыки в избранной сфере профессиональной деятельности, умение решать проблемы, ставить задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение.
Медицинская сестра по уходу за больными должна знать и уметь:
- осуществлять работу на всех этапах сестринского процесса;
- правила санитарии и гигиены;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- этические нормы поведения при общении с пациентами;
- правила техники выполнения манипуляции и документации;
- уход за больными.
Качественная подготовка специалистов в спузе начинается с первых же дней поступления студента в спуз. В учебно-воспитательном процессе в медицинском колледже необходимо формировать у студентов положительную мотивацию к будущей профессии (интерес, склонности к ней), стремление совершенствовать свою квалификацию. Положительное отношение к профессии начинается с возникновения профессиональных интересов. Оно достигается путем разъяснения целей и значимости избранной профессии с помощью различных способов воздействия на сознание студентов. Поэтому,
с первых же занятий знакомя студентов со спецификой их будущей профессии, преподаватели начинают психологически готовить их к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, вырабатывают установки на самообразование и самосовершенствование. Формирование у студентов положительного отношения к будущей профессии способствует формированию мотивов и мотивации к стремлению совершенствовать свою квалификацию и удовлетворять духовные потребности (занимаясь умственным трудом в сфере избранной профессии), развивать идеалы, взгляды, убеждения, представления о престиже профессии. В результате у будущих медсестер развиваются общие и профессиональные компетенции. Выводы
В век информационных технологий и технического прогресса, в эпоху глоболизации подготовка кадров среднего звена, т. е. специалистов со средним профессиональным образованием, остается самым актуальным и востребованным вопросом на рынке труда.
Современное общественное развитие Кыргызской Республики в условиях независимости и рыночных отношений требует подготовки медицинских специалистов среднего звена на компетентностной основе.
Формирование компетенций, навыков и умений, личностных профессиональных качеств является главным в компетентностном подходе в образовании.
Литература
1. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
2. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
3. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
4. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 138-143.