Научная статья на тему 'Современное профессиональное образование и самоопределение педагога в его ценностях'

Современное профессиональное образование и самоопределение педагога в его ценностях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-DETERMINATION / IDENTITY / VALUES / TEACHER EDUCATION / TECHNOLOGY DIALOGUE / SELF-DEVELOPMENT / DIALOGUE COMMUNICATION / HUMAN SOCIALIZATION / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГА / ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ДИАЛОГА / САМОРАЗВИТИЕ / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гербет О.И., Колпакова Н.В.

В данной статье рассматривается проблема самоопределения личности, и в том числе личности педагога, её возникновение в разных гуманитарных науках, раскрывается смысл термина «самоопределение», как процесса полагания себя, ориентир для самоорганизации. Авторы подчёркивают, что наиболее важным вопросом в проблеме самоопределения педагога является её смысловая наполняемость. Применительно к процессу самоопределения человека смысл, по мнению авторов, является одной из важнейших детерминант данного процесса, позволяющий проецировать себя в будущее, обеспечить личности смысловую перспективу. В статье перечислены механизмы самоопределения личности и, в частности, личности педагога: общение; отношения; любовь, свобода, как предпосылка самоопределения. В заключении авторы утверждают, что свобода, любовь, диалогическое общение являются способом, который сближает и объединяет людей, создаёт атмосферу гуманистического общения, стимулирует процесс самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROFESSIONAL EDUCATION AND SELF-DETERMINATION OF A TEACHER IN ITS VALUES

The article studies a problem of self-determination of personality, and personality of a teacher, his or her work in various Humanities. The paper reveals the meaning of a term “self-determination” as a process of considering oneself, a landmark for self-organization. The authors emphasize that the most important issue in the task of self-determination of the teacher is its semantic contents. With regard to self-determination process of the human meaning, according to the authors, it is one of the most important determinants of the process that allows projecting yourself into the future, gives an individual the semantic perspective. The work also lists mechanisms of self-determination of the individual: communication; relationship; love, freedom, self-determination as a prerequisite. In conclusion, the authors argue that freedom, love, communication are dialogical in a way that brings together and unites people, creates an atmosphere of humanistic communication, stimulates the process of self-determination.

Текст научной работы на тему «Современное профессиональное образование и самоопределение педагога в его ценностях»

УДК 378.1

Gerbeth O.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Humanities Education, branch KGBU STR AKIPKRO

(Byisk, Russia), Е-mail: nat-kolpa@mail.ru

Kolpakova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Studies Teaching Methods, branch KGBU

STR AKIPKRO (Byisk, Russia), Е-mail: nat-kolpa@mail.ru

MODERN PROFESSIONAL EDUCATION AND SELF-DETERMINATION OF A TEACHER IN ITS VALUES. The article studies a problem of self-determination of personality, and personality of a teacher, his or her work in various Humanities. The paper reveals the meaning of a term "self-determination" as a process of considering oneself, a landmark for self-organization. The authors emphasize that the most important issue in the task of self-determination of the teacher is its semantic contents. With regard to self-determination process of the human meaning, according to the authors, it is one of the most important determinants of the process that allows projecting yourself into the future, gives an individual the semantic perspective. The work also lists mechanisms of self-determination of the individual: communication; relationship; love, freedom, self-determination as a prerequisite. In conclusion, the authors argue that freedom, love, communication are dialogical in a way that brings together and unites people, creates an atmosphere of humanistic communication, stimulates the process of self-determination.

Key words: self-determination, identity, values, teacher education, technology dialogue, self-development, dialogue communication, human socialization.

О.И. Гербет, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарного образования, филиал КГБУ ДПО АКИПКРО, г. Бийск,

E-mail: nat-kolpa@mail.ru

Н.В. Колпакова, канд. пед. наук, доц. каф. методики преподавания общественных дисциплин, филиал КГБУ ДПО

АКИПКРО, г. Бийск, E-mail: nat-kolpa@mail.ru

СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГА В ЕГО ЦЕННОСТЯХ

В данной статье рассматривается проблема самоопределения личности, и в том числе личности педагога, её возникновение в разных гуманитарных науках, раскрывается смысл термина «самоопределение», как процесса полагания себя, ориентир для самоорганизации. Авторы подчёркивают, что наиболее важным вопросом в проблеме самоопределения педагога является её смысловая наполняемость. Применительно к процессу самоопределения человека смысл, по мнению авторов, является одной из важнейших детерминант данного процесса, позволяющий проецировать себя в будущее, обеспечить личности смысловую перспективу. В статье перечислены механизмы самоопределения личности и, в частности, личности педагога: общение; отношения; любовь, свобода, как предпосылка самоопределения. В заключении авторы утверждают, что свобода, любовь, диалогическое общение являются способом, который сближает и объединяет людей, создаёт атмосферу гуманистического общения, стимулирует процесс самоопределения.

Ключевые слова: самоопределение личности, самоопределение педагога, ценности образования, технология диалога, саморазвитие, диалогическое общение, социальность человека.

Проблема самоопределения не нова, её возникновение в разных науках (философии, литературе, психологии, педагогике) восходит ко времени Сократа и Сенеки, имеет свое продолжение в творчестве Ницше и Федорова, Сартра и Бердяева, и, как видно, не исчерпана до сегодняшних дней (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Г.С. Сухобская и др.). Ориентируясь на время, можно предположить, что острое обсуждение темы самоопределения человека характерно для эпох кризиса культур, основополагающих ценностей, для ситуаций, в которых встает необходимость переосмысления или восстановления жизненных ориентиров. Именно в такие исторические периоды возникают новые горизонты в понимании самоопределения, иной интерпретации пересекающихся с данным понятием феноменов, таких как, свобода, ответственность, самостоятельность, совесть.

В самом общем смысле самоопределение человека представляет собой свободное волеизъявление в выборе жизненного пути, своего места в обществе, образа жизни и видов деятельности, утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях. Самоопределение - это процесс полагания (основания) себя, ориентир для самоорганизации и строительства своей жизни, поиск ответов на вопросы: «Что должно быть?», «Что я должен делать?». Выбор ответа, скорее всего, зависит от взгляда самоопределяющегося человека на жизнь, но также и от ценностей общества, государства. Именно за качество путей выбранных субъектом для поиска ответов, впрочем, как и за качество самого ответа, предполагается ответственность, а условием качества является наличие свободы, самостоятельности, совести, веры.

Однако, существует принципиальное различие между «самоопределенностью» и «самоопределением», самоопределенность рассматривается как предопределенность. В контексте самоопределенности в человеческой жизни все заранее обусловлено, большинство значимых вопросов уже имеют свои ответы, судьба, рок, карма предопределяют выбор и линию жизни человека, «ответы даны и надо, самое большое, их разгадать, понять и соответствовать им» [1]. Понятие самоопределения,

наоборот, предполагает, что человек сам решает, какая высшая истина будет руководить им, чему он будет служить.

Современная психолого-педагогическая наука рассматривает проблему самоопределения с точки зрения субъектно-дея-тельностного подхода. В данном подходе человек рассматривается как субъект своего жизненного пути «в основе этого свойства лежит отношение к себе как деятелю, характеризующийся внутренней активностью, самостоятельностью и ответственностью» [2, с. 204]. Применительно к проблеме самоопределения субъектные проявления человека заключаются в обращенности его сознания к поиску задач самоопределения, средств их успешного решения.

В настоящее время рынок педагогической продукции достаточно велик: передовые технологии, разнообразие учебных изданий, варианты получения образования и прочее. Закономерно встаёт вопрос самоопределения в современной, порой виртуальной реальности: следовать ли массовому имиджу (нормативно заданной свободе), жесткому предписыванию, направляя свою деятельность по общепринятому образцу или воплощать собственную идею, предварительно определившись и выносив этот плод самоутверждения? Такая проблема в настоящее время стоит как перед педагогом, так и перед учеником.

Вероятно, вопрос поставлен слишком категорично «или-и-ли», в действительности нет дихотомии и столь строгих границ в жизненных ситуациях. Но, на наш взгляд, важно уяснить, что самоопределение - это, прежде всего, осознание и выявление из всего мирового разнообразия своего должного, забота о его достижении. Таким образом, образование предотвращает многие из негативных тенденций развития современного общества, именно поэтому важно изучить пути и способы привнесения ценностей в образовательный процесс.

На пути к самоопределению педагогу (как, впрочем, и любому человеку) необходимо преодолеть некоторые крайности. Вероятно, первой является заданность профессиональных рамок. Учитель, сознательно избравший технологию, программу, учеб-

ник, как некую предельную категорию выбора, выносит ее идеал и порой старается соответствовать обезличенной форме, точнее норме. В чем самоопределяться, когда картина нарисована, автор определен, осталось только созерцать. И объяснение есть: многие «инноваторы» от педагогики, не точно, безграмотно используя технологию, допускают ошибки, нивелируют авторский замысел. Наука всегда задавалась вопросом, насколько точно можно воспроизвести в действии и даже в словах «авторский текст», как велика доля интерпретации и приписывания своего -другому [3].

Возможная вторая крайность - это уход в свой внутренний мир, безграничный индивидуализм. Отсюда характерные для части педагогов явления - публичная демонстрация собственной персоны, своих идей, возведенных в абсолют. Если в первом случае надобности в самоопределении нет, то во втором, самоопределение трактуется не больше и не меньше как выбор относительно только себя: чем я хочу и могу заниматься в этой жизни.

Неоднозначное отношение у исследователей к человеческому опыту. Влияние жизненного и профессионального опыта на самоопределение человека довольно таки противоречиво. С одной стороны, опыт играет положительную роль и более глубоком понимании жизненных ситуаций, ценностей современного общества. С другой стороны, эмпиричность и ограниченность, порой стереотипность и ригидность не позволяют педагогу обогатиться и осуществить точный выбор жизненного пути.

Бесспорно, на практику образования самоопределение педагога оказывает большое влияние, не только с точки зрения выбранных средств педагогической деятельности, но, что еще важнее - воспитания подрастающего поколения. Необходимо отметить и тот факт, что современное поколение учителей, прошедших школу тоталитарности, не имеют достаточного опыта и способности производить взаимообусловленные изменения в мире и человеке, постоянно попадая в ситуации крайности[2].

Образовательную задачу, связанную с проблемой самоопределения педагога, можно было обозначить, как умение пользоваться принципом самоопределения в выстраивании представлений о мире, о себе и планировании своих действий.

Современное профессиональное образование, подчёркивая уникальность конкретного человека, по своей сути экзистен-ционально и соответственно направлено на решение базовых эк-зистенциональных вопросов: свобода и ответственность, любовь и уважение, смысл жизни. Выход на эти проблемы сложен, но за счет включения педагога в разномодельные образовательные ситуации, ориентированные на принципы другодоминантности, диалогичности, рефлексивности, метафоричности, можно, на наш взгляд, создать условия для самоопределения. Семантически понятие включенность предполагает проявление активной деятельностной позиции педагога по отношению к происходящему, согласованной с его внутренней, индивидуальной потребностью, с ценнностно-эмоциональным и духовным постижением реалий современности [4]. Любую проблему он воспринимает через призму своих взглядов и отношений. И только оценив важнейшую проблему, он мобилизует свои знания и умения для определения своих позиций и выработки оптимального решения.

Одновременно модусу самоопределения соответствуют технологии диалога, проектирования, игры. Диалог, как метод, технология, а возможно и стиль жизни, позволяет свободно и самостоятельно вступать в реальный контакт с информацией и участвующими в ее передачи, сохранять активную позицию субъекта образовательного процесса, чувствующего и рассуждающего. Диалог создает образовательную среду, в которой все участники наделены равными правами, обеспечивающими им свободный обмен информацией.

Вместе с тем суть образовательного процесса часто остается антидиалогичной. Подлинный диалог возможен лишь там, где участники не образовывают друг друга, а разворачивают свои позиции, где есть мирное сосуществование различных культур, слышащих, понимающих, принимающих друг друга в своей инаковости, иначе технология диалога превращается в технику экспансирования и фантазирования [5]. Чтобы развивать индивидуализированные смыслы, необходимо выносить их вовне, в развернутый диалог с другим. Лишь в этом случае они могут стать предметом обсуждения со стороны других и, следовательно, обогащать, изменять позиции человека, создавать условия для его самоопределения и развития.

Современная практика обновления образования ощущает потребность в новом типе общения, которое характеризуется не господством - подчинением, не подавлением и соперничеством,

а сотрудничеством, открытостью, доверием, искренностью. В таком общении человек есть цель, сама по себе стимулирующая потребность в саморазвитии, в духовном обогащении и свободе. Исследования доказывают возрастание потребностей в реализации гуманистических идеалов, что предполагает снижение ценностей одностороннего эгоцентризма и возрастание значения человеческих форм общения, основанных на любви и уважении. Эти положения теоретически были сформулированы в философии экзистенциализма (М. Бубер, Г. Хайдеггер), в религиозно-философской традиции (Н.А. Бердяев), в обществоведческой литературе, посвященной проблемам развития творческих сил человека и условиям их реализации (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, Ю.В. Сенько, В. Франкл, Э. Фромм).

Существует два направления в рассмотрении вопроса самоопределения и развития личности: первое - социальная обусловленность развития человека (внешняя детерминация развития); второе - внутренняя детерминация развития человека.

Представители первого направления исходят из того, что ведущей характеристикой человека является его социальность: «человеческое бытие всегда ориентировано во вне на другого человека, к которому мы тянемся с любовью» [6]; личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимоотношений [7]. Причем общение может строиться на двух противоречивых началах: «я и ты» - «я и оно» (М. Бубер), «глубинное общение» или «онто-коммуникация» - «психокоммуникация» (Г.С. Батищев), «обладание» - «бытие» (Э. Фромм), «овеществление» - «персонификация» (М.М. Бахтин). В процессе общения типа «обладания» «овеществления», «я и оно», «психо-коммуникация» люди выступают в качестве собственности, «вещи», наделенной конкретными качествами, которые можно оценить, использовать как средство. Человек не воспринимается как целостность, неповторимость, он рассматривается «частично, фрагментарно, ущербно, функционально-избирательно», как «коммуникатор», стремящийся за социальными ролями замаскировать свою несостоятельность, бездуховность. Г.С. Батищев подчеркивает, что никому себя не адресуя, человек отсутствует также и внутри себя самого. И все больше умерщвляет себя душевно и духовно - при физической видимости жизни. Связь между людьми построена преимущественно на соперничестве, страхе, антагонизме, такие отношения наполнены конфликтами, а, следовательно, тяжелы и обременительны. В них нет места искренности, взаимопонимания, человек не взаимодействует с другим, а манипулирует им, не организует с ним единого пространства, «со-бытия», а только «контактами-соприкосновениями» регулирует процесс общения, стараясь «обрабатывать» другого.

В общении «я и ты», «персонификации», «онто-коммуника-ции», «бытия» люди независимы, свободны, открыты инаковости другого и солидарны с ним. Их связи бесконфликтны, подлинны и строятся на основании любви и свободы. Причем любовь - это ориентация на мир вообще. Она помогает преодолеть человеку чувства изоляции, отчуждения, одиночества, разрушает стены непонимания между людьми, объединяя их. Одновременно любовь сохраняет целостность каждого человека, позволяя ему оставаться самим собой.

Свобода как предпосылка самоопределения личности и условие реализации гуманистического общения представлена в работах Н. Бердяева, Э. Фромма, М. Хайдегера. Свобода достигается путем преодоления внешних обстоятельств. Для того, чтобы добиться свободы личности необходимо защитить, отстоять свое «Я», свою индивидуальность, не поддаваться нивелировке, унификации. Свобода, в понимании русского философа Н.А. Бердяева, не есть противоположение себя другому, ближнему своему, не механическое равенство, а лишь братство.

Таким образом, свобода и любовь являются естественным способом, который сближает и объединяет людей, создает атмосферу гуманистического общения, стимулирует процесс самоопределения.

Представители второго направления исходят из того, что человек есть нечто трансцендентальное по отношению к культуре, по отношению к обществу, то есть, способен выйти за свои пределы, границы, встать над жизненными условиями для того, чтобы обрести, преодолеть себя. Трансцендентальный человек, по мнению Э. Берна, есть внутренний человек (не природный и социальный), существование которого находится вне объективации, следовательно, он не детерминирован полностью обстоятельствами, и каким ему быть - зависит от его решения. Но такое

«авторство», с точки зрения М.М. Бахтина, невозможно для человека в одиночку, необходимо общение, диалог. При этом диалогическое общение характеризуется, прежде всего, интеграцией духовых ценностей, скрепляемых духовными чувствами и открытостью собеседников. Именно духовность помогает преодолеть внутренние барьеры, освободиться от масок, ролей, аутизма, логизма и обеспечить атмосферу межличностной безопасности, необходимую для ситуации выбора.

Сегодня для всего педагогического сообщества стало очевидным, что целью качественного образования является умение педагога научить ребенка мыслить, а это возможно лишь в диалоговом режиме, через «вопрошание», которое способствует формированию личностного знания [3].

Интерес к проблеме самоопределения вызван и тем, что 01 сентября 2016 года вступает в силу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который, на наш взгляд, потребует от педагога умения пользоваться принципом самоопределения в профессиональных и личностных ценностях, постоянно взаимодействующих, и выступающих как основы ориентации сознания и поведения педагога, как источник и результат его профессионального совершенствования. Через

Библиографический список

деятельностный и диференцированный подходы, положенные в основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ, педагогу необходимо и привнести, и донести собственные ценности в образовательный процесс для формирования ценностно-смысловых компетенций, способствующих социализации, самореализации, самоопределения обучающихся, особенно детям с ОВЗ. Полагаем, что самоопределение педагога, а это не что иное, как свободное волеизъявление в выборе жизненных ценностей, определение своего места в обществе, образе жизни и видов деятельности, утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях в максимальной степени будут влиять на формирование экзистенциальных потребностей и жизненных компетенций его учеников. И в данном контексте процитируем авторов учебного пособия «Педагогика понимания»: «В обучении учатся оба, создавая себя и друг друга» [3, с. 101].

Завершая статью, но, не ставя точку, подведём некоторые итоги. Как заметил Ю.В. Сенько, «в школе (да и в жизни) всё начинается с учителя, значит, и с наших учительских вопросов, выбора и понимания собственной педагогической позиции» [3, с. 146] и, наверное, самоопределение педагога как процесс непрерывной организации и творческого поиска себя, есть бесконечные ответы и вопросы.

1. Бердяев Н.А. Самопознание. Москва, 1991.

2. Колпакова Н.В. Развитие личности в образовательном пространстве. Бийск, 2011.

3. Сенько Ю.В., Фроловская М.Н. Педагогика понимания. Москва, 2007.

4. Сухобская Г.С. Ориентация андрагогов на новые ценности в образовании. Андрогог в открытом обществе: международный научно-практический семинар. Санкт-Петербург - Иркутск, 2001.

5. Ильенков Э.В. Философия и культура. Москва, 1991.

6. Бубер М. Я и Ты. Москва, 1993.

7. Фром Э. Искусство любви. Минск, 1990.

References

1. Berdyaev N.A. Samopoznanie. Moskva, 1991.

2. Kolpakova N.V. Razvitie lichnosti vobrazovatel'nom prostranstve. Bijsk, 2011.

3. Sen'ko Yu.V., Frolovskaya M.N. Pedagogika ponimaniya. Moskva, 2007.

4. Suhobskaya G.S. Orientaciya andragogov na novye cennosti v obrazovanii. Androgog v otkrytom obschestve: mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskij seminar. Sankt-Peterburg - Irkutsk, 2001.

5. Il'enkov 'E.V. Filosofiya ikul'tura. Moskva, 1991.

6. Buber M. Ya i Ty. Moskva, 1993.

7. From 'E. Iskusstvo lyubvi. Minsk, 1990.

Статья поступила в редакцию 01.12.15

УДК 378

Demilhanova H.Ya., senior teacher, Department of Information Technologies and Applied Informatics, Chechen State

Pedagogical University (Grozny, Russia), Е-mail: eliza-ta@mail.ru

THE USE OF COMPUTER SOFTWARE IN THE EDUCATION OF FUTURE MATHEMATICS TEACHERS. The article shows possibilities of computer software products in the process of teaching future teachers of mathematics. The author examines the didactic potential of the most common software products, used in the process of studying mathematical disciplines: Scilab, MathCAD, Maple, Mathematica, etc. the Author concludes that the use of computer software in teaching mathematics to students should not be episodic in nature, computer software products should be used for solving immediate problem and for explanation of theoretical material. The use of computer software should be justified and understandable to the students, to inspire their positive motivation to learn, to stimulate interest in mathematics and computer software products, and their effective use in the future professional activity.

Key words: computer software products used in studying mathematical disciplines, MathCAD, Maple, Mathematica.

Х.Я. Денилханова, ст. преп. каф. информационных технологий и прикладной информатики, Чеченский

государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: eliza-ta@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

В статье показаны возможности компьютерных программных продуктов в процессе подготовки будущих учителей математики. Автор анализирует дидактические возможности наиболее распространённых программных продуктов, которые используются в процессе изучения математических дисциплин: Scilab, MathCAD, Maple, Mathematica и др. Автор приходит к выводу, что использование компьютерных программных продуктов в процессе обучения студентов - математиков, не должно носить эпизодический характер, компьютерные программные продукты следует использовать для непосредственного решения задач и для объяснения теоретического материала. Использование компьютерных программных продуктов должно быть обоснованным и понятным студентам, вызывать у них положительную мотивацию к обучению, интерес к математике и собственно компьютерным программным продуктам, а так же возможности их эффективного применения в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компьютерные программные продукты, которые используются в процессе изучения математических дисциплин, MathCAD, Maple, Mathematica.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.