Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования коммуникативной компетентности студента - будущего юриста'

Моделирование процесса формирования коммуникативной компетентности студента - будущего юриста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ / ПРОЦЕСС И МЕХАНИЗМ ОВЛАДЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ / ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОДЕЛИ / MODELING / MODEL COMPONENTS / PROCESS AND MECHANISM OF COMMUNICATIVE COMPETENCE ACQUISITION / HEURISTIC POTENTIAL OF A MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Дмитрий Дмитриевич

В статье представлена модель процесса формирования коммуникативной компетентности студента будущего юриста, содержание которой обусловлено особенностями моделируемого объекта и целью исследования. Описан механизм овладения студентом коммуникативной компетентностью, опирающийся на философский закон развития систем и включающий фазы возникновения, становления, зрелости и преобразования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of the process of communicative competence development of the students future-lawyers

The article presents a model of the process of communicative competence development of the students future-lawyers, which content is determined by specific features of the object modeled and the purpose of the study. A mechanism of a student's communicative competence acquisition is described, which is based on the philosophic law of systems

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования коммуникативной компетентности студента - будущего юриста»

Мы считаем, что выделенные в исследовании компоненты взаимосвязаны, мера их взаимовлияния имеет динамический характер, может измеряться на различных этапах становления готовности социального работника к непрерывному профессиональному совершенствованию и зависит от уровня ее сформированности.

Системное представление компонентов, критериев и показателей готовности социального работника к профессиональному совершенствованию стало необходимой предпосылкой формулирования ее уровней, что составит дальнейший научно-практический поиск исследования.

1. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике. М., 2QQS.

2. Минигалиева М. Р. Практическая подготовка

психосоциального работника. Ростов н/Д, 2008.

3. Шмелева Н.Б. Социальная работа: личность и

профессия (аспект развития). Ульяновск, 1999.

4. Кунаковская Л.А. Педагогическая рефлексия

как фактор профессионального самосовер-

шенствования учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2003.

Поступила в редакцию 17.11.2009 г.

Abdalina L.V., Kozlova I.Y. Structurally-substantial characteristics of the social worker’s readiness for professional advancement.

In the article the content of the social worker’s readiness for professional advancement using the analysis of scientific literature on pedagogy, psychology, sociology and the authors’ characteristic of its components, criterions and indicators are presented.

Key words: readiness for professional advancement; components, criterions, indicators of readiness of the social worker’s readiness for professional advancement.

УДК 15

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ЮРИСТА

© Д.Д. Жуков

В статье представлена модель процесса формирования коммуникативной компетентности студента - будущего юриста, содержание которой обусловлено особенностями моделируемого объекта и целью исследования. Описан механизм овладения студентом коммуникативной компетентностью, опирающийся на философский закон развития систем и включающий фазы возникновения, становления, зрелости и преобразования.

Ключевые слова: моделирование; компоненты модели; процесс и механизм овладения коммуникативной компетентностью; эвристический потенциал модели.

Построение модели формирования коммуникативной компетентности будущего юриста позволит, по нашему мнению, более глубоко и всесторонне с содержательной и динамической стороны проанализировать этот феномен, а также представить своеобразный эталон модели, сравнение с которым даст возможность решать многочисленные профессиональные, производственные задачи будущему юристу, в т. ч. проблемы успешного овладения профессией и самореализации в ней.

Согласно Б.М. Кедрову, «... способ, прием познания, позволяющий посредством системы, искусственно созданной человеком, воспроизвести другую более сложную систему, являющуюся объектом непосредственного

исследования, называется способом научного моделирования, система же, воспроизводящая исследуемую целостную систему, - ее моделью» [1].

При изучении процесса обучения студентов в вузе не всегда возможно проведение эксперимента с самим объектом (процессом), что подчеркивает целесообразность экспериментирования не с самим процессом, а с его моделью, учитывая ее следующие особенности: выражает отношения между объектом, моделью объекта и моделирующим субъектом; модель характеризуется как системное образование, обладающее двоякой гносеологической характеристикой, где живой объект рассматривается как система моделей, каждая из которых отражает опреде-

ленный срез объекта, а все вместе представляют его на целостном уровне; учитываются презентативные свойства модели; предполагается, что модель имитирует объект, т. е. приближает и упрощает его, удерживает характеристики, не искажает их природу; в процессе познания сама модель претерпевает изменения, в направлении все более адекватного воспроизведения объекта (Л.В. Абдали-на, Е.В. Селезнева, А.С. Огнев и др.).

Несмотря на то, что любая модель всегда упрощена, функционально не адекватна моделируемому объекту или явлению и отражает лишь их общий образ или вероятный сценарий процесса, т. е. имитирует реальность, многочисленные исследования подтверждают, что метод моделирования позволяет достаточно эффективно исследовать многие процессы, недоступные непосредственному наблюдению или экспериментальному воспроизведению. Достоинство моделирования состоит также в том, что оно позволяет изучать системы, еще не существующие в действительности, системы, которые только еще должны быть созданы.

При построении модели формирования коммуникативной компетентности будущего юриста мы исходили из следующих методологических предпосылок:

- коммуникативная компетентность юриста не только обусловливает продуктивность профессиональной деятельности, но и сама является результатом развития личности и учебно-профессиональной деятельности студента, его самореализации;

- коммуникативная компетентность юриста - важная характеристика личности, реализующаяся в разных формах;

- развитие коммуникативной компетентности юриста по своей сути потенциально вариативно и многообразно, где процесс, результаты не являются однонаправленными, ведущими к одному и тому же состоянию;

- развитие коммуникативной компетентности юриста не ограничивается одним и тем же периодом: пластичность, способность к самоизменению, саморазвитию, самореализации сохраняется на протяжении всей профессиональной деятельности, хотя и в разной степени;

- коммуникативная компетентность юриста - системное образование, включающее ряд взаимосвязанных структурно-функ-

циональных компонентов, обладающее интегративным свойством целого;

- особенности развития коммуникативной компетентности юриста (многомерность, неравномерность и др.) обусловлены потенциалом личности студента, его жизненным и личностным опытом.

К модели как к оригиналу процесса формирования коммуникативной компетентности студента - будущего юриста в исследовании предъявлялись следующие требования: наличие известного сходства с оригиналом (структура, содержание, функции и т. п.), способность его замещать; трансляция целостного отражения действительности с тенденцией к совершенствованию, росту; оптимальность, т. е. представленность лишь тех компонентов, их свойств, отношений, функциональное значение которых определяет прогресссивный ход развития коммуникативной компетентности; способность описывать, объяснять и прогнозировать поведение оригинала; транслировать новую информацию об оригинале, изучаемых переменных.

Соответственно, модель, как логический конструкт, раскрывая процесс формирования коммуникативной компетентности студента -будущего юриста, не фрагментарно, а целостно дает представление: о цели, структуре, содержании, средствах, результате этого процесса; функциях, отображающих коммуникативную компетентность юриста в системе его связей, в т. ч. с социальной и будущей профессиональной средой; проясняет и прогнозирует, т. е. дает теоретически аргументированную картину будущего состояния коммуникативной и в целом профессиональной компетентности будущего юриста.

Научная обоснованность настоящей модели представляется нам в наличие четкой цели ее создания и функционирования: формирование у студентов - будущих юристов профессионально-обусловленных и индивидуально выраженных ценностей, знаний и умений, качеств, необходимых для эффективного профессионального общения, для выполнения конкретной деятельности, а также наиболее полной творческой самореализации в профессии. Для достижения поставленной цели необходимо определить конкретные задачи, поставленные перед данной моделью: организация процесса изучения и анализа, формирования, развития, со-

вершенствования и, при необходимости, коррекции компонентов коммуникативной компетентности студента - будущего юриста на различных уровнях овладения профессиональной деятельностью, а также использование современных технологий образования, развития и саморазвития личности студента, обеспечивающих оптимальные условия его профессионального и личностного роста.

С учетом поставленной цели и выделенных задач представлена структура и взаимосвязь элементов модели формирования коммуникативной компетентности будущего юриста, включающая: этапы процесса; цель; компоненты, критерии и уровни коммуникативной компетентности; программу и методику; средства и методы; прогнозируемый результат.

Процесс и механизм овладения коммуникативной компетентностью студентами строился с опорой на важный методологический ориентир - философский закон развития систем (А.Н. Аверьянов), который гласит: «Действие законов диалектики проявляется во всех системах в виде дифференциации и интеграции элементов и связей системы, в делении систем, в смене их структур и элементов. Кроме того, для всех систем едина последовательность развития: возникновение, становление, период зрелости и преобразование. Значение этих общих черт в развитии систем дает отправную точку для глубокого конкретного познания и <...> создает возможность предвидения» [2].

Соответственно, динамика овладения коммуникативной компетентностью может быть диалектично представлена через прохождение студентом основных фаз овладения коммуникативной компетентностью.

Возникновение раскрывает начальный этап овладения студентом коммуникативной компетентностью - репродуктивный уровень, проявляющийся в интуитивном способе решения возникающих проблем в сфере будущего профессионального общения и тенденции подражания более опытным студентам.

Становление - суть проявления рационализирующего уровня, где характерным становится овладение ценностями, знаниями, умениями и более эффективными технологиями профессионального общения, а также наиболее часто встречающимися алгоритмами решения проблем, т. е. устойчивой после-

довательностью действий, обеспечивающих достижение цели.

Зрелость обнаруживает сформирован-ность технологического уровня коммуникативной компетентности юриста, где она становится системной, а системообразующим фактором можно назвать учебно-профессиональное целедостижение, включая обучение, самообразование и самосовершенствование.

На данной фазе закладываются основы для высшей фазы овладения студентом коммуникативной компетентностью - фазы преобразующей, характеризующей творческий уровень коммуникативной компетентности юриста, проявляющийся в авторской реализации технологий профессионального взаимодействия и распространения передовых профессиональных идей.

Представляется очевидным, что формирование коммуникативной компетентности студента - будущего юриста требует к реализации разных подходов, не моно-, а полипод-ходности в оптимизации этого процесса.

Как видно, разработанная модель создает предпосылки для эффективной реализации принципа преемственности, поскольку характеризует природу «актуальной зоны развития» коммуникативной компетентности юриста и ориентирует на (само)развитие «зоны ближайшего развития». При этом предполагается эффективное разрешение студентом противоречий между фазой уже достигнутого и еще предстоящего приобретения. Каждый студент в ходе обучения прошел путь от объекта требований, установок быть коммуникативно компетентным, через овладение основными ценностями, знаниями, умениями в рамках объект-субъектного преобразования к субъекту достижения и развития собственной коммуникативной компетентности; каждым студентом фиксировались стадии субъектного становления: принятия на себя ответственности за обучение, антиципации результата обучения, реализации открывающихся возможностей, решения о нейтрализации активности, оценки лично-стно значимых преобразований [3].

Эффективность реализации модели достигалась созданием и учетом ряда условий, необходимых для эффективного обучения студентов: организационных (организация

образовательного процесса на основе принципов: гуманизации, субъектности, индиви-

дуализации, творчества и успеха, вариативности, динамичности содержания образовательного процесса, самореализации; организация эффективной самостоятельной и групповой работы студентов; организация взаимодействия разнопрофильных кафедр и преподавателей; организация мониторинга сформированности компонентов коммуникативной компетентности студентов); дидактических (организация и решение студентами проблемных задач, моделирующих профессиональную деятельность; формирование системы профессионально-коммуникативных

знаний и умений на основе связи новых видов деятельности с личным опытом студента; системность и систематичность целенаправленной работы по реализации личностно и субъекто ориентированных технологий; использование активных методов обучения); психологических (высокий уровень профессиональной компетентности и готовность преподавателей вуза реализовывать инновационные технологии взаимодействия; формирование устойчивых мотивов овладения высоким уровнем коммуникативной компетентности; формирование эмоциональноценностного отношения к будущей профессиональной деятельности; развитие профессионально важных и личностно значимых качеств - гражданственности, ответственности, субъектности, эмпатии и др.) и педагогических (наличие развивающей, творческой образовательной среды; переориентация образовательного процесса в вузе с моносубъ-ектной на полисубъектную парадигму; развитие способности студентов к самооценке результатов своей деятельности; формирование способностей студента к переносу и применению полученных знаний и умений в новые условия профессиональной деятельности; создание в ходе обучения ситуаций педагогической поддержки и доверия).

Таким образом, в исследовании разработана модель формирования коммуникативной компетентности будущего юриста в учебном процессе вуза, которая выполняет функции «воссоздания и умножения знаний об оригинале, конструирования его новых свойств, управления им, развития его» (М. Вартоф-ский); содержание модели обусловлено особенностями моделируемого объекта и целью настоящего исследования; отражательная природа модели предполагает, с одной сто-

роны, зависимость от деятельности субъекта, формирующей предмет моделирования, с другой - деятельности, влияющей на субъект моделирования.

В исследовании выявлен эвристический потенциал модели формирования коммуникативной компетентности будущего юриста, позволяющий:

- определять и корректировать цели и задачи обучения, воспитания и развития студента в вузе;

- систематизировать и процессуально структурировать работу со студентами как в вузе, так и в ходе прохождения практики;

- реально представить процесс формирования коммуникативной компетентности юриста, обогащения профессиональных ценностей, знаний, умений в области будущего профессионального общения, совершенствования профессионально важных качеств;

- определить позицию администрации и преподавателей образовательного учреждения во взаимодействии со студентами в развитии их «перспективных линий»;

- определить и целенаправленно создавать психолого-педагогические условия, призванные содействовать успешному формированию коммуникативной компетентности студента - будущего юриста;

- осваивать новые ценности профессионального образования, позволяющие конструктивно преодолевать имеющийся кризис и нестабильность на рынке труда и т. п.

1. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.

2. Страницы современной педагогики: диалог теории и практики / под общ. ред. С.М. Год-ника. Воронеж, 1998. С. 45.

3. Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении. Воронеж, 1998.

Поступила в редакцию 10.11.2009 г.

Zhukov D.D. Modeling of the process of communicative competence development of the students future-lawyers.

The article presents a model of the process of communicative competence development of the students future-lawyers, which content is determined by specific features of the object modeled and the purpose of the study. A mechanism of a student’s communicative competence acquisition is described, which is based on the philosophic law of systems

development and includes stages of emergence, formation, Key words: modeling; model components; process and

maturity and transformation. mechanism of communicative competence acquisition; heu-

ristic potential of a model.

УДК 37.026

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

© Р.М. Чудинский

Статья посвящена определению структуры современного учебно-методического комплекса в процессе организации учебной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс; учебная деятельность.

В последние несколько лет широкое распространение получили электронные учебные издания (ЭИ), которые, в основном, очень похожи на обычный учебник. В той или иной мере в них есть большой текстовый раздел, часто копирующий традиционный учебник. Отличие обычно проявляется в том, что ЭИ включают в себя большое количество рисунков и иллюстраций, иногда - определенное число интерактивных моделей, а во многих случаях, вопросы по тексту и тестирующую систему. Даже если ЭИ является практикумом, все равно оно, как правило, содержит в виде справочника текстовую часть из традиционного учебника. В настоящий момент отдельно рассматриваются учебники и программные продукты, однако это явление переходного эволюционного периода. В настоящее время необходимо говорить о компьютерном учебнике, компьютерном пособии, фрагменты из которых, если это необходимо, всегда можно распечатать на бумагу. Однако даже в компьютерных учебниках не раскрываются в полной мере мультимедийные возможности, не учитываются потребности современного общества, связанные с прогрессом технических средств и глобализацией общества, заключающейся, прежде всего, в использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволяющих поддерживать вербальную и электронную коммуникацию в любой точке земного шара.

Решить современные задачи образования нельзя только учебниками, пусть даже и компьютерными; обеспечить их выполнение могут перспективные компьютерные учебнометодические комплексы (УМК). Сегодня

вся информация (знако-символьная, графическая, фото, видео, аудио) представляется в цифровом виде, которая посредством персонального компьютера записывается и считывается с электронных, магнитных, оптических носителей. Поэтому внимание новаторов, в первую очередь, направлено на выработку рекомендаций по улучшению, а иногда и полной переработке традиционных учебников, разработке компьютеризированных учебно-методических комплексов (УМК). УМК - это комфортная, доступная информационная среда проведения учебных и вне-учебных проектов, которая сочетает теоретические и практические исследования и полностью обеспечивает учебной информацией изучение каждой конкретной дисциплины. Информация в данной среде хорошо обрабатывается, тиражируется, распространяется, представляется и воспринимается.

УМК способны кардинально изменить форму и содержание учебного процесса с использованием электронных учебных материалов. Они модифицируют, в первую очередь, традиционную классно-урочную систему преподавания, т. е. дают возможность применения инновационных форм, способствующих индивидуализации обучения в рамках традиционной системы.

Представление информации на бумажной основе в виде символов, графики, фото не отражается полным мультимедиа рядом, что не позволяет в полной мере обеспечить функции современного учебно-методического комплекса. УМК сегодня - это система с электронными базами данных, которые должны быть размещены на современных носителях информации, например, на СБ- или БУБ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.