10. Orlov G.A. (1992) Drevo muzyki [The Tree of Music] Moscow, Sovetskij kompozitor Publ. (In Russian).
11. Volchegorskaya E.Yu., Nogina O.N. (2010) Muzykal'no intonacionnaya model' kak sredstvo aktivizacii produktivnoj deyatel'nosti detei [Musical-intonational model as a means of activating the productive activity of children] Nachal'naya shkolaplyus Do i Posle. 10, 36-40. (In Russian).
12. Asaf'ev B.V. (1971) Muzykal'naya forma kak process [Musical form as a process] Leningrad, Muzyka. (In Russian).
13. Dzhalagoniya L.A. (2001) Vzaimosvyaz' rechi i muzyki kak form chelovecheskogo obshc'eniya [Interrelation of speech and music as forms of human communication] Voprosy psihologii. 1, 130-134. (In Russian).
14. Medushevskij V.V. (1976) O zakonomernostyah i sredstvah hudozhestvennogo vozdejstviya muzyki [On the regularities and means of artistic influence of music] Moscow, Muzyka Publ. (In Russian).
15. Radynova O.P., Katinena A.I., Palavandishvili M.L. (1994) Muzykal'noe vospitanie doshkol'nikov [Musical education of preschool children] Moscow, Vlados Publ. (In Russian).
16. Kozyrskaya I.N., Nizhegorodova L.A. (2016) Razvitie ehmocional'noj sfery doshkol'nikov sredstvami muzykoterapii [Development of the emotional sphere of preschool children by means of music therapy] Nauchno-metodicheskij zhurnal "Koncept". Vol. 15, 166-1170. Available from: http://e-koncept. ru/2016/96150.htm (Accessed 20th May 2018). (In Russian).
17. Kartushina M.Yu. (2010) Vokal'no horovaya rabota v detskom sadu [Vocal-choral work in kindergarten] Moscow, Skriptorij-2003 Publ. (In Russian).
18. Zacepin M.B. (2006) Muzykal'noe vospitanie v detskom sadu: programma i metodicheskie rekomendacii [Musical education in kindergarten: program and methodical recommendations] Moscow, Mozaika-Sintez Publ. (In Russian).
19. Burenina A.I. (2004) Kommunikativnye tanci-igry dlya detej [Communicative dancing games for children: Textbook. Allowance] Saint Petersburg, Muzykal'naya palitra. (In Russian).
20. Tyutyunnikova T. (1983) Chto takoe "Shul'verk K.Orfa [What is «Schulverk» by K. Orfa] Doshkol'noe vospitanie. 3, 129-134. (In Russian).
УДК 378
Е.Ю. Волчегорская1, М.Ж. Ордашева2
профессионально-эстетическои готовности будущих учителей изобразительного искусства
I-
о о
X
са о
I-
о
о
о ф
т
S
Ё
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.04 &
ББК 74.0 i
о
о ф
1 ORCID № 0000-0001-6764-7747, профессор, доктор педагогических наук,
заведующая кафедрой педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected] 2 ORCID № 0000-0002-3289-5182, аспирант кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: ordashevamzh@ cspu.ru 5
о
^ S1 S о
у
О-О £ *
КРИТЕРИАЛьНО-УРОВНЕВыЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ¡1
£8
т
Аннотация ^
Введение. В статье рассматриваются основные компоненты профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства. Представлены параметрические характеристики (критерии, уровни, показатели) сформированности профессионально-
х
ф 3 t ^
эстетической готовности. Указан диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности эмоционально-ценностного, когнитивного и рефлексивно-конструктивного компонентов профессионально-эстетической готовности.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются феноменологический и ретроспективный анализ психолого-педагогических исследований; понятийный анализ и систематизация подходов к решению проблемы формирования профессионально-эстетической готовности студентов педагогических вузов.
Ре.зультаты. В ходе изучения феноменологических и научно-теоретических аспектов проблемы формирования профессионально-эстетической готовности у будущих учителей изобразительного искусства введено новое понятие «профессионально-эстетическая готовность», обоснованы исследовательские позиции и подходы в изучении критериально-уровневых характеристик данного феномена. Практическим результатом является представление критериально-уровневой шкалы, а также модифицированного диагностического инструментария для определения сформированности профессионально-эстетической готовности в соответствии с ее сущностными характеристиками.
Обсуждение. На основании проведенного исследования делаются выводы о том, что профессионально-эстетическая готовность проявляет в сформированности трех компонентов (эмоционально-ценностнго, когнитивного, рефлексивно-конструктивного) на алгоритмическом, стимульно-продуктивном и ситуативно-креативном уровнях.
Заключение. Делается вывод о том, что параметральные характеристики позволяют объективно оценить уровень сформированности профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства.
Ключевые слова: профессионально-эстетическая готовность, будущие учителя изобразительного искусства.
Основные положения:
• определены основные компоненты профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства;
• представлена критериально-уровневая шкала сформированности профессионально-эстетической готовности;
• определен диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности профессионально-эстетической готовности студентов.
1. Введение (Introduction)
Сегодня насущной необходимостью для современного общества становится формирование широко образованной, духовно богатой, активной во всех сферах своей деятельности личности. Данное обстоятельство возлагает на сферу высшего образования ответственность за профессиональную подготовку специалистов, способных испытывать и прививать другим любовь к красоте и гармонии. В начале третьего тысячелетия важнейшим профессиональным качеством учителя становится готовность к профессионально-эстетической деятельности, которая позволяет ему, с одной стороны, выстраивать продуктивный учебный процесс, а с другой - формировать у современных школьников эстетическую культуру [1]. С другой стороны, формирование профессиональной готовности
у учителем искусства является сложным междисциплинарным процессом, который объединяет две области - искусство и образование. Поэтому исследования в этой области требуют компетентного использования форм и методов художественного выражения в области социальных наук [2-4].
В психолого-педагогической литературе существует два основных подхода к трактовке понятия «профессиональная готовность». В рамках первого - субъектно-деятельностного подхода - профессиональная готовность рассматривается с т.н. функциональной точки зрения [5; 6]. В этом случае на первый план выдвигается процесс включения человека в деятельность, а готовность понимается как активное состояние личности, которое отражает понимание сути стоящей перед профес-
сионалом задачи, алгоритмов ее предстоящего решения. Именно это является, по мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбо-вич, главным условием успешного выполнения любой деятельности [7]. При этом профессиональная готовность к разным видам деятельности должна отражать специфику конкретных видов деятельности. Второй подход - личностно ориентированный - рассматривает профессиональную готовность с точки зрения степени развития общих и специальных способностей в процессе профессиональной подготовки [8]. Обобщая различные контексты трактовки понятия «профессиональная готовность», ее можно определить как многоаспектное и целостное личностное образование, включающее как способности человека и его психологические функции, необходимые для трудовой деятельности, так и знания о профессии, практические умения и общетрудовые навыки, а также морально-волевые качества личности и ее социально-значимые мотивы [9].
Со сложностью рассматриваемого понятия связано и наличие разных точек зрения на его компонентный состав. В.А. Сластенин и Л.С. Подымова выделяют мотивационный, когнитивный, креативный и рефлексивный компоненты готовности человека к профессиональной деятельности [10]. Н.С. Пономарева в структурепрофессиональнойактивности предлагает вычленять организационно-управленческий, структурный, дея-тельностный, содержательный и субъектный блоки1. Т.А. Прищепа предлагает несколько иной подход к структурированию профессиональной готовности, выделяя мотивационно-целевой, информационно-познавательный, рефлексивно-конструктивный, деятельностно-коммуникативный ком-поненты2.
2. Материалы и методы (Materials and Methods)
Анализ научно-исследовательской литературы показал, что проблему параметрической составляющей готовности будущих учителей к своей профессиональной деятельности освещали многие ученные [11-14]. Так, О.С. Кочегарова выделяет следующие критерии измерения готовности будущих учителей: мотивационный, характеризующий направленность студента на деятельность, ориентированную на приобретение знаний, получение практического опыта, формирование умений и навыков, необходимых и достаточных будущему учителю; теоретический, характеризующий сформировавшуюся систему психолого-педагогических, предметных и методических знаний, необходимых и достаточных будущему учителю в профессиональной деятельности; практический, характеризующий сформировавшуюся систему умений, навыков, практического опыта, необходимых и достаточных будущему учителю [15].
Что касается специфики подготовки будущих учителей в области эстетического воспитания, то С.П. Сокольникова выделяет три взаимосвязанных и взаимообусловленных критерия сформиро-ванности профессиональной готовности будущего учителя музыки3: потребность и положительное отношение к эстетической деятельности, наличие восприятия и художественно-образного мышления; знания в области эстетического воспитания, искусства, методики эстетического воспитания; общепедагогические умения (организаторские, коммуникативные, рефлексивные; частнометодические и специальные умения).
Специфика профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительногоискусства, под которой
1 Пономарева, Н.С. Формирование готовности будущих инженеров к инновационной деятельности в образовательном процессе вуза [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2011. 19 с.
2 Прищепа, Т.А. Развитие готовности педагога к инновационной деятельности на основе обогащающей образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2010. 21 с.
3 Сокольникова, Н.П. Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2006. 127 с.
н о о
X
CÛ
о
H
о
о
О ф
т s
Ё H о m
о
X -О
го
X
о s
о
о ф
"8-го о со Q.H С О
о
s ^
^ s
s о р
£ * К
ГО £
X Г)
ф го
® 8 m s o>s
a® ^
il
É -
ro ф ^
t ^ Q.S
го
са ф
3
го
4 -
О
к го
О
-
О ф
т ^
о ш
2 uJ
мы понимаем многообразное, комплексное образование личности, обладающей позитивным отношением к профессии и к художественно-эстетической деятельности, владеющей полнотой художественно-эстетических знаний, методических умений использовать художественно-эстетический багаж в учебно-воспитательном процессе, характеризующейся стремлением к творческой самореализации в художественно-педагогической деятельности, требует отдельного рассмотрения всех ее взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов.
3. Результаты (Results)
Нами были выделены три компонента профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства: эмоционально-ценностный, когнитивный и
рефлексивно-конструктивный. Эмоцио-налъно-ценностный компонент. Критериями его сформированности, с одной стороны, выступает совокупность ценностных ориентаций будущего учителя изобразительного искусства в профессиональной деятельности (эмоционально-аксиологическое отношение к ребенку, позитивное отношение как к будущей профессии учителя изобразительного искусства, так и позитивное отношение к самому предмету художественного образования). С другой стороны, сформи-рованность эмоционально-ценностного компонента определяется наличием эмоциональных переживаний будущего учителя в процессе восприятия ценностей эстетической культуры, его умением фиксировать эмоциональные переживания детей в процессе изобразительной деятельности.
Когнитивный компонент. Мерилом сформированности данного компонента профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства являются знания роли, статуса и функций современного эстетического воспитания подрастающего поколения в контексте профессиональной деятельности; способность к историческому анализу произведений искусства как процесса познания окружающей действительно-
сти; наличие сведении о категориях разбора художественного содержания в произведениях изобразительного искусства.
Рефлексивно-конструктивный компонент. Главными критериями данного компонента является, с одноИ стороны, степень сформированности внутренней положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, осознание студентом компонентов своей личной эстетической культуры, умение выполнять последовательный анализ хода профессиональной деятельности по эстетическому воспитанию школьников и осмысление её итогов. Вместе с тем данный компонент отражает способность конструировать художественно-эстетическую деятельность на основе анализа и оценки; возможность самостоятельно выстраивать художественно-эстетический контент и технологию обучения; способность анализировать результаты своей работы и оценивать их.
Исходя из степени профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства, мы предлагаем выделить три уровня сформированности профессионально-эстетической готовности студентов педвузов: алгоритмический, стимульно-продуктивный и ситуативно-креативный. Алгоритмический уровень характеризуется умением выполнять типовые задачи по алгоритмам, применяя имеющиеся знания, классифицированные по совокупности признаков. На стимульно-продуктивном уровне человек при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия. При этом задачи анализируются человеком во всем многообразии их индивидуальных особенностей, но как частные, без соотнесения с другими задачами. Ситуативно-креативный уровень характеризуется самостоятельным творческим характером деятельности, успешным осознанным и систематическим применением анализа и оценки в новых ситуациях. На основе выделенных компонентов профессионально-эстетической готовности и уровней ее сформированности
конкретизируем основные параметраль-ные характеристики, раскрывающие содержание каждого критерия на алго-
ритмическом, стимульно-продуктивном и ситуативно-креативном уровнях (см. табл. 1).
Табл. 1. Критериально-уровневая шкала сформированности профессионально-
эстетической готовности студентов
ТаЬ. 1. Criterial-level scale of students professional and aesthetic readiness formation
Уровни, критерии
Эмоционально-ценностный критерий
Когнитивный критерий
Рефлексивно-конструктивный критерий
Ситуативно-креативный уровень
Высокая степень сформи-рованности внутренней положи-тельной мотивации к будущей профессиональной деятельности. Проявление эмоционального волнения в процессе восприятия произведений искусства. Умение распознавать основные эмоциональ-ные переживания детей в процессе восприятия изобразительной деятельности
Знания особенностей исторического анализа произведений изобразительного искусства, категорий анализа художест-венного содержания в произведениях изо-бразительного искусства, роли, статуса и функций современ-ного эстетического воспитания подрас-тающего поколения
Осознание компонентов личной эстетической культуры. Умение конст-руировать художественно-эстетическую деятельность на основе анализа. Умение самостоятельно выстраивать художест-венно-эстетический контент
Стимульно-
продуктивный
уровень
Ценностное отношение к профессиональной деятельности неустойчиво и определяется конкретной ситуацией. Эпизодическое проявление эмо-циионального волнения в процессе восприятия произведений искусства. Умение распознавать основные эмоцио-нальные переживание детей, но неумение их классифицировать
Усвоение в достаточной мере специфики исторического анализа произведений искусства, но затруднения в разборе художественного со-держания в произ-ведениях изобрази-тельного искусства. Не в полной мере понимание роли, ста-туса и функций современного эстетического воспитания
Недостаточно аргументированная оценка ком-понентов личной эстети-ческой культуры. Умение конструировать художественно-эстетическую дея-тельность и выстраивать художественно-эстетичес-кий контент, но неумение без наводящих вопросов самостоятельно составлять план действий, комбинировать новый способ эстетической деятельности
I-
о о
X
CÛ
о
I-
о
о
О ф
т s
Ё H о m
о
X .0
га
X
о s
о
о ф
■8-го о со ai-с о
о
s ^
ü 'S
s о р
£ = È =9
К
го £
X Г)
ф го
® 8 m s o>s
au ^
la -
го
Ф ä t ^ ü-S i^io
Алгоритмический уровень
Ценностное отношение к профессиональной деятельности слабо сформировано. Очень слабое проявление эмоцио-нального волнения в процессе восприятия произведений искусства. Неумение фиксировать эмоциональные пережи-вания детей в процессе изобразительной дея-тельности
Владение отдельными знаниями из истории и категорийного анализа произведений изобразительного ис-кусства. Осознание роли будущего учи-теля, статуса и функций современ-ного эстетического воспитания подрас-тающего поколения отсутствует
Неумение оценивать ком-поненты личной эсте-тической культуры. Отсутствие готовности к пересмотру своих действий в случае, если по-ставленная цель не достигнута или результаты деятельности не удовлетворяют. Затруднение в конструировании художественно-эстетичес-кой деятельности и выстраивании художественно-эстетического контента
го
m
ф
3
го
4 ^
О
к го
О
О ф
т ^
о m
2 LjJ
Для выявления уровня сформированное™ профессионально-эстетической готовности считаем необходимым использовать следующий комплекс диагностического инструментария.
Эмоционально-ценностный компонент: опросник «Диагностика профессионально-ценностных ориен-таций личности» для выявления ценностных ориентаций педагога [16]; тест для оценки способности к восприятию и распознаванию эмоций, отраженных в художественных формах (А.И. Копытный и Р.А. Черенков) [17]; экспресс-диагностика ряда эмоциональных состояний на основании выбора эталонных масок для выявления умения фиксировать эмоциональные переживания детей в процессе изобразительной деятельности [18].
Когнитивный компонент: метод кейс-стади, направленный на выявление знания роли, статуса и функции функций современного эстетического воспитания подрастающего поколения в контексте профессиональной деятельности [19]; дидактический тест, направленный на выявление знаний о категориях разбора художественного содержания в произведениях изобразительного искусства и умений анализировать произведения искусства.
Рефлексивно-конструктивный компонент: тест «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А.А. Реана), направленный на выявление сформированности внутренней положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности [20]; ранжирование, направленное на выявление осознания студентом компонентов своей личной эстетической культуры; метод анализа педагогической ситуации, направленный на выявление умения выполнять последовательный анализ хода профессиональной деятельности по эстетическому воспитанию школьников и осмысление её итогов; экспертная оценка, позволяющая выявить способность будущих учителей изобразительного искусства конструировать худо-
жественно-эстетическую деятельность.
4. Обсуждение (Discussion)
На самом высоком уровне эмоционально-ценностный критерий будет проявляться в устойчивом ценностном отношении к профессиональной деятельности, в проявлении эмоционального волнения в процессе восприятия произведений искусства, с одной стороны, и способности распознавать эмоциональные переживания детей - с другой. Специфику показателей когнитивного критерия будут составлять знания категорий и особенностей исторического анализа произведений изобразительного искусства, а также роли, статуса и функций современного эстетического воспитания. Рефлексивно-конструктивный критерий профессионально-эстетической готовности проявляется в высокой степени сформированности внутренней положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности; осознании студентом компонентов своей личной эстетической культуры; умении конструировать и выполнять последовательный анализ хода профессиональной деятельности по эстетическому воспитанию школьников и осмысление её итогов.
5. Заключение (Conclusion)
Таким образом, рассмотренные в
статье параметральные характеристики позволяют, на наш взгляд, объективно оценить уровень сформированности профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства.
6. Благодарности (Acknowledgments)
Работа подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение НИР от 04.06.2018 г. № 1/317 по теме «Подготовка студентов к семейно-ориентированному сопровождению личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: психолого-педагогические и управленческие аспекты».
Библиографический список
1. Волчегорская, Е.Ю. Личностно ориентированный подход к эстетическому воспитанию в начальной школе [Текст]: монография / Е.Ю. Волчегорская. - М.: Спутник плюс, 2007. - 159 с.
2. Baneviciüte B., Kudinoviene J. (2017) Development of Arts Teacher Research Competence in Master Pedagogika. Pedagogika. 125 (1), 57-67. DOI: 10.15823/p.2017.04
3. Baneviciüte B., Kudinoviene J. (2015) Arts Teacher Education in Lithuania: Aspects of Postgraduate Arts Education Research. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 191, 302-307. DOI: 10.1016/j. sbspro.2015.04.234
4. Makhashova P., Meirmanovb A., Zhunusbekovc Z., Makashevad O., Mirzaliyevae E., Ermuratovaf A., Sakenovg J. (2016) On the Development of Professional Competence in Students of Creative Pedagogical Specialties. International journal of environmental & science education. 11(11), 4660-4668.
5. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр Академия, 2004. - 304 с.
6. Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика [Текст] / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Са-довникова. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 192 с.
7. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: БГУ, 1976.
8. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]: учеб. пособие / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
9. Ильин, С.С. Психологическая готовность к управленческим профессиям и ее диагностика [Текст] / С.С. Ильин // Прикладная психология. - 1999. - № 4. - С. 1-11.
10. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М., 1997. - 224 с.
11. Gaysina G.I. (2015) Content and Methods of a Teacher's Professional Culture Formation. Review of European Studies. 7(1), 18-22. DOI: 10.5539/res.v7n1p18.
12. Sadovaya V.V. (2015) The Formation of Professional Readiness of a Social Teacher to Organization of Children's Leisure Time Activities. International Journal of Environmental & Science Education. 10 (4), 595-602. DOI: 10.12973/ijese.2015.274a
13. Корнилова, Д.С. Формирование когнитивного компонента отношения к профессиональной о деятельности в процессе обучения [Текст] / Д.С. Корнилова // Психологическая наука и образова- ф ние. - 2015. - Т. 20. - № 2. - С. 55-62. DOI:10.17759/pse.2015200206 |
14. Кручинина, Г.А. Формирование когнитивного компонента готовности использования но- ь вых информационных технологий в системе «поддерживающего обучения» учителя [Текст] / ^ Г.А. Кручинина, Л.А. Швецова // Проблемы теории и практики в подготовке современного специалиста. - Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 2004. - С. 78-82.
15. Кочегарова, О.С. Модель формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников [Текст] / О.С. Кочегарова // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2012. - Т. 12. -№ 4. - С. 108-111.
16. Самойлик, А.Н. Опросник диагностики профессионально-ценностных реакций личности: современные исследования социальных проблем [Текст] / А.Н. Самойлик // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - 7(63). - С. 141-167.
17. Копытный, А.И. Тест художественно-эмоционального восприятия: диагностические, развивающие, терапевтические возможности [Текст] / А.И. Копытный, Р.А. Черенков // Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности: сб. материалов первой всероссийской научно-практической конференции. - СПб, 2016. - С. 49-53.
18. Фетискин, Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности: учеб. пособие [Текст] / Н.П. Фетискин. - Кострома, 1990. - 108 с.
19. Меркулова, О.Г. Информационная этика курсантов военного вуза: опыт диагностики методом кейс-стади [Электронный ресурс] / О.Г Меркулова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 26. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14594 [Дата обращения: 10.05.2018]
20. Реан, А.А. Психология педагогической деятельности [Текст] / А.А. Реан. - Ижевск: Удмурд-ский университет, 1994.
о
X
-О ^
га х о
S
о
о ф
"8-го
0 со
С О
О
^ 'S
S о р
£ * £ с
к
го £
X Г)
ф го
£8 m s o>s
au ^
1 -
ro s ^
ф ^ t ^ Q-S
E.Yu. Volchegorskaya1, M.Zh. Ordasheva2
1 ORCID № 0000-0001-6764-7747, Academic Title of Professor, Doctor of Sciences (Education),
Head of the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Techniques, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected] 2 ORCID № 0000-0002-3289-5182, Postgraduate Student at the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Techniques, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
CRITERIA-LEVEL PROFESSIONAL AND AESTHETIC CHARACTERISTICS OF FUTURE FINE ARTS TEACHERS' READINESS
Abstract
Introduction. The present article considers the main components of professional and aesthetic readiness formation for future fine arts teachers. Parametric characteristics (criteria, levels, indicators) of professional and aesthetic readiness formation are demonstrated. A diagnostic tool is listed for revealing emotional-value, cognitive and reflexive-constructive levels of professional and aesthetic readiness formation.
Materials and methods. The main research methods include phenomenological and retrospective analysis of psychological and pedagogical studies; conceptual analysis and systematization of approaches to solve the problem of future fine arts teachers' professional and aesthetic readiness formation.
Results. In the course of studying the phenomenological scientific and theoretical aspects the author introduces a new concept of "professional and aesthetic readiness". Also the criteria-level characteristics of this phenomenon are substantiated. The practical results are the representation of the criterial-level scale and modified diagnostic tools for determining professional and aesthetic readiness formation in accordance with its essential characteristics.
Discussion. It has been revealed that professional and aesthetic readiness manifests in three formation components (emotional-value, cognitive, reflexive-constructive) on the algorithmic, stimulus-productive and situational-creative levels.
Conclusion. The results of the study demonstrate that parametric characteristics allow objectively assess the level of professional and aesthetic readiness formation for future fine arts teachers. Keywords: professional and aesthetic readiness, future fine arts teachers. Highlights:
• The main components of professional and aesthetic readiness formation for future fine arts teachers are presented;
• The criterial-level scale of professional and aesthetic readiness formation is determined;
g • Diagnostic tools for determing the level of professional and aesthetic readiness formation
is demonstrated in accordance with its essential characteristics.
N
References
1/ Volchegorskaya E.Yu. (2007) Lichnostno orientirovannyjpodhodk ehsteticheskomu vospitaniyu v nachal'noj shkole [Personally oriented approach to aesthetic education in primary school] Moscow, Sputnik plus Publ. (In Russian).
o 2. Baneviciute B., Kudinoviene J. (2017) Development of Arts Teacher Research Competence in Master
CT
Pedagogika. Pedagogika 125 (1), 57-67. DOI: 10.15823/p.2017.04
3. Baneviciute B., Kudinoviene J. (2015) Arts Teacher Education in Lithuania: Aspects of Postgraduate Arts Education Research. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 191, 302-307. DOI: 10.1016/j.
>- sbspro.2015.04.234 ш
4. Makhashova P., Meirmanovb A., Zhunusbekovc Z., Makashevad O., Mirzaliyevae E., Ermuratovaf A., Sakenovg J. (2016) On the Development of Professional Competence in Students of Creative Pedagogical Specialties. International journal of environmental & science education. 11 (11), 4660-4668.
5. Klimov E.A. (2004) Psihologiya professiona'lnogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination] Moscow, Izdatel'skij centr Akademiya Publ. (In Russian).
6. Zeer E.F., Pavlova A.M., Sadovnikova N.O. (2006) Proforientologiya: teoriya i praktika [Professional orientation: theory and practice] Ekaterinburg, Delovaiya kniga Publ. (In Russian).
7. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. (1976) Psihologicheskie problemy gotovnosti k deyatel'nosti [Psychological problems readiness activity] Minsk, BGU Publ. (In Russian).
8. Shadrikov V.D. (1996) Psihologiya deyatel'nosti i sposobnosti cheloveka [Psychology of human activity and ability] Moscow, Logos Publ. (In Russian).
9. Il'in S.S. (1999) Psihologicheskaya gotovnost' k upravlencheskim professiyam i eyo diagnostika [Management professions psychological readiness diagnostic] Prikladnaya psihologiya. 4, 1-11. (In Russian).
10. Slastenin V.A., Podimova L.S. (1997) Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost' [Pedagogy: innovation activity] Moscow. (In Russian).
11. Gaysina G.I. (2015) Content and Methods of a Teacher's Professional Culture Formation. Review of European Studies. 7(1), 18-22. DOI: 10.5539/res.v7n1p18.
12. Sadovaya V.V. (2015) The Formation of Professional Readiness of a Social Teacher to Organization of Children's Leisure Time Activities. InternationalJournal of Environmental & Science Education. 10 (4), 595602. DOI: 10.12973/ijese.2015.274a
13. Kornilova D.S. (2015) Formirovanie kognitivnogo komponenta otnosheniya k professional'noj deyatel'nosti v processe obucheniya [Formation of the cognitive component attitude to professional activity in learning process] Psychological Science and Education. Vol.20.2, 55-62. DOI:10.17759/pse.2015200206 (In Russian).
14. Kruchinina G.A., Shvecova L.A. (2004) Formirovanie kognitivnogo komponenta gotovnosti ispol'zovaniya novyh informacionnyh tehnologij v sisteme "podderzhivayushchego obucheniya" uchitelya [Formation of the cognitive component readiness using new information technologies formation in the system of teacher "supportive training"] Problemy teorii ipraktiki vpodgotovke sovremennogo specialist. Novgorod, NGLU Publ. (In Russian).
15. Kochegarova O.S. (2012) Model' formirovaniya gotovnosti budushchego uchitelya matematiki k realizacii dopolnitel'nogo matematicheskogo obrazovaniya shkol'nikov [Model of future mathematician teacher formation readiness for implementation additional mathematical schoolchildren education] Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filisofiya .Psihologiya. Pedagogika. Vol. 12.4, 108-111. (In Russian).
16. Samoilik A.N. (2016) Oprosnik diagnostiki professional'no-cennostnyh reakcij lichnosti: sovremennye issledovaniya social'nyh problem [The questionnaire of diagnostics person professional-value reactions: modern researches of social problems] Sovremenye issledovaniya social'nyh problem. 7.63, 141-167. (In Russian).
17. Kopytnyj A.I. (2016) Test hudozhestvenno-emocional'nogo vospriyatiya: diagnosticheskie, razvivayushchie, terapevticheskie vozmozhnosti [Artistic and emotional perception test: diagnostic, developing, therapeutic possibilities] Art-terapiya i art-pedagogika: noxrye vozmozhnosti dlya razvitiya i socializacii lichnosti: sbornik materialov pervoj vserosijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saint Petersburg, pp. 39-53. (In Russian).
18. Fetiskin N.P. (1990) Ehmocional'noe obespechenie uchebnoj i trudovoj deyatel'nosti [Emotional provision of educational and labor activities] Kostroma. (In Russian). to
19. Merkulova O.G. (2014) Informacionnaya ehtika kursantov voennogo vuza: opyt diagnostiki H metodom kejs-stadi [Military cadets' informational ethics: experience of diagnosis by case study] Sovremenye problemy nauki i obrazovaniya. 5, 26. Available from: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14594 ^ (Accessed 10th May 2018). I
20. Rean A.A. (1994) Psihologiya pedagogicheskoj deyatelnosti [Psychology of pedagogical activity] Izhevsk, Udmurdskij universitet Publ. (In Russian). -r