Научная статья на тему 'Особенности процесса формирования профессиональных компетенций в учреждениях среднего профессионального образования'

Особенности процесса формирования профессиональных компетенций в учреждениях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
842
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ / УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОМПЕТЕНЦИЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL COMPETENCES / STUDENTS / INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES / ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / PRACTICE-ORIENTED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепов Максим Михайлович, Алешугина Елена Анатольевна, Максимова Ксения Алексеевна

В данной статье авторы рассматривают особенности процесса формирования профессиональных компетенций в учреждениях среднего профессионального образования. Цель статьи заключается в определении особенностей процесса формирования профессиональных компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Авторами статьи были проанализированы различные исследования, описывающие формирование профессиональных компетенций в учреждениях среднего профессионального образования таких ученых и педагогов, как: Сидорова И.Ю., Богданова Н.А., Спирина В.И., Ляховская С.Г., Некрасова С.В., Болотов В.А., Сидоров Ю.В., Дмитриенко Т.А., Смирнова Ж.В., Красикова О.Г., Прохорова М.П., Иляшенко Л.К., Костылев Д.С. и др. На основе анализа соответствующей литературы авторами статьи были определены такие понятия, как: «профессиональная компетентность» и «профессиональная компетенция». В процессе написания данной статьи авторами были отмечены подходы к изучению профессиональных компетенций. Авторами статьи были обозначены различные формы организации учебного процесса для реализации практико-ориентированного обучения. Были выделены общепрофессиональные, специальные и специализированные группы компетенций. В результате проведенного анализа было выявлено, что главной задачей колледжей является подготовка профессионалов, способных адаптироваться к современным условиям труда, изменениям, происходящим в мире, формировать у обучающихся профессиональные компетенции, которые станут целевыми в выбранной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутепов Максим Михайлович, Алешугина Елена Анатольевна, Максимова Ксения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROCESS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE INSTITUTIONS OF MEDIUM PROFESSIONAL EDUCATION

In this article, the authors consider the peculiarities of the process of formation of professional competencies in institutions of secondary vocational education. The purpose of the article is to identify the features of the process of formation of professional competencies of students of the system of secondary vocational education. The authors of the article analyzed various studies describing the formation of professional competencies in institutions of secondary vocational education of such scientists and teachers as: Sidorova I.Yu., Bogdanova N.A., Spirina V.I., Lyakhovskaya S.G., Nekrasova S. V., Bolotov V.A., Sidorov Yu.V., Dmitrienko T.A., Smirnova Z.V., Krasikova O.G., Prokhorova MP, Ilyashenko L.K., Kostylev D.S. etc. Based on the analysis of the relevant literature, the authors of the article identified such concepts as: “professional competence” and “professional competence”. In the process of writing this article, the authors noted approaches to the study of professional competencies. The authors of the article identified various forms of organization of the educational process for the implementation of practice-oriented learning. General professional, special and specialized groups of competencies were identified. As a result of the analysis, it was revealed that the main task of colleges is to prepare professionals who are able to adapt to modern working conditions, changes taking place in the world, and form students' professional competencies that will be targeted in the chosen specialty.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса формирования профессиональных компетенций в учреждениях среднего профессионального образования»

педагогические науки

Кутепов Максим Михайлович, Алешугина Елена Анатольевна, Максимова Ксения Алексеевна ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ...

УДК 378.1

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0002

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2019

Кутепов Максим Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: [email protected]) Алешугина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.65, e-mail: [email protected])

Максимова Ксения Алексеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают особенности процесса формирования профессиональных компетенций в учреждениях среднего профессионального образования. Цель статьи заключается в определении особенностей процесса формирования профессиональных компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Авторами статьи были проанализированы различные исследования, описывающие формирование профессиональных компетенций в учреждениях среднего профессионального образования таких ученых и педагогов, как: Сидорова И.Ю., Богданова Н.А., Спирина В.И., Ляховская С.Г., Некрасова С.В., Болотов В.А., Сидоров Ю.В., Дмитриенко Т.А., Смирнова Ж.В., Красикова О.Г., Прохорова М.П., Иляшенко Л.К., Костылев Д.С. и др. На основе анализа соответствующей литературы авторами статьи были определены такие понятия, как: «профессиональная компетентность» и «профессиональная компетенция». В процессе написания данной статьи авторами были отмечены подходы к изучению профессиональных компетенций. Авторами статьи были обозначены различные формы организации учебного процесса для реализации практико-ориентированного обучения. Были выделены общепрофессиональные, специальные и специализированные группы компетенций. В результате проведенного анализа было выявлено, что главной задачей колледжей является подготовка профессионалов, способных адаптироваться к современным условиям труда, изменениям, происходящим в мире, формировать у обучающихся профессиональные компетенции, которые станут целевыми в выбранной специальности.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, студенты, учреждения среднего профессионального образования, процесс формирования профессиональный компетенций, организация учебного процесса, практико-ори-ентированное обучение.

FEATURES OF THE PROCESS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE INSTITUTIONS OF MEDIUM PROFESSIONAL EDUCATION

© 2019

Kutepov Maxim Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of physical education and sports Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St., 9, e-mail: [email protected]) Aleshugina Elena Anatolievna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of foreign languages N. Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ilyinskaya Street, 65, e-mail: [email protected]) Maksimova Ksenia Alekseevna, student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev stree,t 9, e-mail:[email protected])

Abstract. In this article, the authors consider the peculiarities of the process of formation of professional competencies in institutions of secondary vocational education. The purpose of the article is to identify the features of the process of formation of professional competencies of students of the system of secondary vocational education. The authors of the article analyzed various studies describing the formation of professional competencies in institutions of secondary vocational education of such scientists and teachers as: Sidorova I.Yu., Bogdanova N.A., Spirina V.I., Lyakhovskaya S.G., Nekrasova S. V., Bolotov V.A., Sidorov Yu.V., Dmitrienko T.A., Smirnova Z.V., Krasikova O.G., Prokhorova MP, Ilyashenko L.K., Kostylev D.S. etc. Based on the analysis of the relevant literature, the authors of the article identified such concepts as: "professional competence" and "professional competence". In the process of writing this article, the authors noted approaches to the study of professional competencies. The authors of the article identified various forms of organization of the educational process for the implementation of practice-oriented learning. General professional, special and specialized groups of competencies were identified. As a result of the analysis, it was revealed that the main task of colleges is to prepare professionals who are able to adapt to modern working conditions, changes taking place in the world, and form students' professional competencies that will be targeted in the chosen specialty.

Keywords: professional competences, students, institutions of secondary vocational education, the process of formation of professional competencies, organization of the educational process, practice-oriented learning.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время образовательная политика нацелена на развитие среднего профессионального образования и образования в целом. На основании этого происходит развитие и появление новых образовательных технологий, стимулирующих становление профессиональных компетенций обучающихся [1]. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами но-

вого поколения, учебный процесс должен строиться на инновационных технологиях обучения, позволяющих на практике отработать профессиональные навыки студентов. В течение учебного процесса обучающиеся должны овладеть профессиональными компетенциями по своему профилю, чтобы при выходе из колледжа быть высококвалифицированными специалистами, способными решать круг задач по своей должности. Сам учебный процесс должен иметь практико-ориентировочный ха-

Kutepov Maxim Mikhailovich, Aleshugina Elena Anatolievna, Maksimova Ksenia Alekseevna FEATURES OF THE PROCESS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL ...

pedagogical sciences

рактер для лучшего формирования профессиональных компетенций [2].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. За последние годы в научной литературе появилось немало исследований, описывающих особенности процесса формирования профессиональных компетенций в образовательных учреждениях. Вопросом формирования профессиональных компетенций в учреждениях среднего профессионального образования занимались такие ученые и педагоги, как: Сидорова И.Ю., Богданова Н.А., Спирина В.И., Ляховская С.Г., Некрасова С.В., Болотов В.А., Сидоров Ю.В., Дмитриенко Т.А., Смирнова Ж.В., Красикова О.Г., Прохорова М.П., Иляшенко Л.К., Костылев Д.С. и др.

Иляшенко Л.К. под профессиональной компетентностью подразумевает способности должностного лица успешно решать относящиеся к его компетенции задачи [2].

Спирина В.И. и Ляховская С.Г. трактуют термин «профессиональная компетенция», как сумму знаний, умений и навыков, полученных субъектом в процессе обучения.

Прохорова М.П. и Красикова О.Г. сравнивают профессиональную компетентность с определённой областью деятельности специалиста [3].

В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами. В подходах к изучению профессиональных компетенций Сидорова И.Ю. выделяет два основных направления:

- способность вести профессиональную деятельность в соответствии со стандартами;

- личностно-ориентированный подход, позволяющий добиваться результатов в работе [4].

Таким образом, в самом общем смысле, под профессиональной компетентностью специалиста понимается профессионализм личности, то есть совокупность его теоретического и практического опыта в той или иной сфере. Между тем, как компетенция - это наличие способностей личности к реализации той или иной деятельности и степень развития данных способностей.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в определении особенностей процесса формирования профессиональных компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- установить понятие «профессиональные компетенции»;

- выявить особенности формирования профессиональных компетенций студентов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В настоящее время в учреждениях среднего профессионального образования процесс обучения организован так, чтобы образовательный результат проявлялся в формировании у студентов собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса [5].

Современные работодатели рассматривают знания, умения и практический опыт выпускников в контексте способности и готовности эффективно применять их на практике, удовлетворять стандартам качества отраслевых и региональных рынков.

Одним из путей решения этой проблемы является реализация практико-ориентированного подхода. Такой подход в профессиональном обучении направлен, во-первых, на приближение образовательной организации к потребностям практики и жизни [6]. Во-вторых, позволяет создавать условия для целенаправленного фор-

мирования конкурентоспособности будущих рабочих и служащих.

Учебный процесс в колледжах основан на практико-ориентированном обучении, что позволяет строить образовательный процесс на основе единства компонентов содержания - общих и профессиональных компетенций, приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.

Очевидно, что практика является основной «копилкой» практического опыта, и направлена на приобретение практического опыта по виду профессиональной деятельности. Каждый работодатель желает принять на работу готового специалиста, с опытом работы [7]. Здесь практики выступают накопителями опыта. Не секрет, что в каждой выпускной группе есть выпускники, которые устраиваются на работу в те организации, где проходили практику.

Для проведения аудиторных занятий также необходимо создавать условия практико-ориентированного обучения. Это можно достичь с помощью применения различных форм организации учебного процесса, например [8]:

- профессиональная занятость студентов с целью выполнения ими реальных задач практической деятельности - деловые игры, тренинги;

- привлечение экспертов по профилю обучения - ве-бинары, семинары [9];

- привлечение профессионалов в профессиональной деятельности;

- научно-исследовательская и проектная деятельность.

Применение таких форм обеспечивает постепенное погружение в реальную профессиональную среду, что способствует более быстрой адаптации выпускников на рабочем месте и в профессиональной среде; готовность будущего специалиста к работе в команде; умение презентовать себя [10].

Данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая студентам оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений [11]. В практико-ориентированном учебном процессе применяется имеющийся у обучающихся жизненный опыт, а также формируется новый опыт на основе приобретаемых компетенций. Данный опыт становится основой развития студентов. Таким образом, формируется идеальная модель конкурентоспособной личности будущего специалиста [12].

В процессе обучения в системе среднего профессионального образования будущий специалист получает не только определённые знания, умения и навыки, но и является личностью, способной на креативное мышление, обладающей гибкостью ума, имеющей способность работать в режиме многозадачности, владеющей такими качествами, как обучаемость, самостоятельность, организованность, коммуникативность, самоконтроль и т.д. [13].

Именно на это нацелен учебный процесс в среднем профессиональном образовании: подготовка кадров, способных выполнять должностные функции наряду с личностными качествами обучающегося [14]. Состав профессиональных компетенций среднего профессионального образования построен таким образом, чтобы квалификация выпускника колледжа устраивала работодателей и была актуальной на сегодняшнем рынке труда, и дала возможность через некоторый адаптационный период полностью включиться в работу на предприятии либо в определенной отрасли.

Формирование профессиональных компетенций происходит на всём этапе обучения в колледже в соответствии с основной образовательной программой по специальности и Федеральным государственным стандар-

педагогические науки

Кутепов Максим Михайлович, Алешугина Елена Анатольевна, Максимова Ксения Алексеевна ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ...

том третьего поколения.

Профессиональные компетенции в системе среднего профессионального образования - это способность решать профессиональные задачи в условиях производства. Они представляют собой совокупность следующих групп компетенций [15]:

- общепрофессиональные;

- специальные;

- специализированные.

В связи с формированием профессиональных компетенций в колледжах обеспечивается такая организация обучения, которая более точно соответствует содержанию, уровню и характеру современного постиндустриального общества. Таким образом, учебный процесс основывается на различных современных технологиях обучения.

Одним из таких технологий обучения, способных сформировать профессиональные компетенции обучающихся, которые необходимы для современного общества, является технология проблемного обучения. Данная технология является эффективным способом активизации учебно-познавательной деятельности студентов в колледжах, даёт возможность углубиться в изучаемый предмет, получить полную информацию и овладеть необходимыми компетенциями в процессе обучения. Технология проблемного обучения знакомит обучающихся с проблемами и трудностями, которые имеют место в профессиональной деятельности по выбранному профилю [16]. Создание проблемных ситуаций, поиск решений - всё это благоприятно сказывается на формировании профессиональных компетенций. Такое обучение держит студентов в эмоциональном напряжении, не дает упустить информацию, поддерживает и закрепляет познавательный интерес, что обеспечивает положительный настрой на образовательный процесс. Так как решение проблемных ситуаций включает в себя не только определенный модуль информации, но и применение естественно-научных, общественно-научных и технологических знаний, данная технология позволяет комплексно усваивать учебный материал.

В колледже решение проблемных ситуаций может выполняться на практических занятиях, в качестве внеаудиторных занятий либо на базе практики. Выполнение таких заданий проходит индивидуально либо группами по три - пять человек, в зависимости от уровня сложности задач [17].

Эффективным методом формирования профессиональных компетенций в системе среднего профессионального образования является метод деловой игры. Преимущество деловой игры состоит в том, что обучающиеся попадают в конфликтую ситуацию, ведут дискуссию, принимают на себя те или иные роли. В течение такого занятия формируются не только функциональные профессиональные знания, умения и навыки, но и личностные качества, такие как эрудированность, ораторство, решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность.

Также в процессе обучения в колледже применяется такой метод обучения, как имитирование профессиональной деятельности с помощью тренажеров. К примеру, подготовка бухгалтеров в системе среднего профессионального образования проходит с помощью тренировочной компьютерной программы 1С, способной обучить студентов основным функциям данной специальности. В данную программу заложены различные варианты производственных ситуаций, что позволяет студентам набраться опыта и подготовиться к дальнейшей работе [18]. Данный метод обучения позволяет сформировать профессиональные компетенции по соответствующей дисциплине.

Следующий метод формирования профессиональных компетенций - способность работника выполнять работу в соответствии с должностью, является производственная практика. Практика в колледже формирует-

ся таким образом, что круг формируемых умений с каждым разом расширяется и усложняется. Данная система практик необходима для того, чтобы обучающийся смог овладеть профессиональными навыками, необходимыми для выбранной специальности [19].

В результате применения активных методов обучения в колледже, у студентов формируются профессиональные компетенции для будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время действуют законы перемены труда. Современному рынку нужны новые специалисты, способные работать с инновационными технологиями, в режиме многозадачности, применяющие свои интеллектуальные способности наряду с механизацией и автоматизацией [20]. Изменения в содержании труда в условиях научно-технологической революции приводят к тому, что обучающийся становится центром различных зависимостей и отношений, таких как, экономические, социальные, экологические и другие. Готовность ориентироваться в этих отношениях и заключается в получении необходимых профессиональных компетенций в течение всего учебного процесса.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, можно сделать вывод, что главной задачей колледжей является подготовка профессионалов, способных адаптироваться к современным условиям труда, изменениям, происходящим в мире, формировать у обучающихся профессиональные компетенции, которые станут целевыми в выбранной специальности.

Ценность информации, получаемой в процессе решения различных проблемных ситуаций, в ходе деловой игры, в практической деятельности, определяется возможностью использования её в производственной деятельности. Именно практико-ориентированные методы получения информации придают личностный смысл и профессиональную значимость в формировании профессиональных компетенций в системе среднего профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2

2. СмирноваЖ.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //ВестникМининского уни-верситета.2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

3. IlyashenkoL.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., ProkhorovaM.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.

4. ПрохороваМ.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 4.

5. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., ProkhorovaM.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.

6. КутеповМ.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.

7. Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность //Журнал научных статей здоровье и образование вXXIвеке.2016. Т. 18. № 11. С. 155-157.

8. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.

9. Ilyashenko L.K., ProkhorovaM.P., Vaganova O.I., SmirnovaZ.V., AleshuginaE.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.

10. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.

11. IlyashenkoL.K., Vaganova O.I., SmirnovaZ.V., GruzdevaM.L., ChanchinaA.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "mechanics of soils, foundations and foundations" //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.

Kutepov Maxim Mikhailovich, Aleshugina Elena Anatolievna, Maksimova Ksenia Alekseevna FEATURES OF THE PROCESS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL ...

pedagogical sciences

12. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.

13. IlyashenkoL.K., Vaganova O.I., SmirnovaZ.V., SedykhE.P., ShagalovaO.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.

14. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Трутанова А.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, №3(20). С. 15-18.

15. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)

16. Vaganova O.I., SmirnovaZ.V., MukhinaM.V., KutepovM.M., KutepovaL.I., ChernyshevaT.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.

17. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. С. 44-50.

18. Гладков А.В., Прохорова М.П., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию// Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 77-80.

19. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing,622, pp. 187-193 doi: 10.1007/978-3-319-75383-6_24

20. Костылев Д.С., КутеповаЛ.И., ТрутановаА.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

Статья поступила в редакцию 21.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.