Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы научно-исследовательской работы студентов на Дальнем Востоке: из опыта работы отдельных вузов хабаровска'

Проблемы и перспективы научно-исследовательской работы студентов на Дальнем Востоке: из опыта работы отдельных вузов хабаровска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖВУЗОВСКИЕ И МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / HIGHER SCHOOL AND DEPARTMENT RELATIONS / HUMANITIES / SCIENTIFIC RESEARCH WORK OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лотарева Татьяна Юрьевна

Изучены проблемы научной деятельности студентов, освещается опыт работы вузов г. Хабаровска, а также введение новых форм межвузовского и межведомственного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of scientific research work of students and the experience of Khabarovsk higher schools, as well as the implementation of the new forms of higher school and department cooperation.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы научно-исследовательской работы студентов на Дальнем Востоке: из опыта работы отдельных вузов хабаровска»

- теория и исто

Т.Ю. ЛОТАРЕВА (Хабаровск)

проблемы и перспективы научно-исследовательской работы студентов на дальнем востоке: из ОПыТА РАБОТы отдельных вузов хабаровска

Изучены проблемы научной деятельности студентов, освещаются опыт работы вузов г. Хабаровска, а также введение новых форм межвузовского и межведомственного взаимодействия.

Ключевые слова: межвузовские и межведомственные связи, гуманитарные науки, научно-исследовательская деятельность студентов.

Наука только тогда наука, когда она не регулирует и не связывает себя вопросом о непосредственной пользе [3, с. 473]. В современных условиях существенно возрастает роль научных знаний во всех сферах общественной жизни, повышается внимание к проблемам развития Академии наук, её модернизации. новые научные знания в учреждениях высшей школы выступают как важный фактор науки и прогресса в стране.

К научно-исследовательской деятельности, дополняющей учебный процесс, относится научная работа студентов (НИРС), предполагающая их самостоятельную деятельность вне рамок учебных программ и планов обучения. О важности данного направления работы любого высшего учебного заведения сказано много.

Достаточно напомнить, что научно-исследовательская работа студентов - это форма учебной работы. Но если мы говорим не только о курсовых исследованиях и выпускных квалификационных работах, то наука вне учебной программы и планов, т. е. научно-исследовательская деятельность студентов, способствует развитию самостоятельности суждений, умения отстаивать свою точку зрения, а также творческого мышления и аналитического подхода.

основные компоненты привлечения студентов к научной работе на первом этапе достаточно известны:

1) выявить и развить интерес (заинтересованность), задача - заинтересовать;

[я педагогики -

2) поддерживать интерес, задача - стимулировать и мотивировать;

3) оценить результат, задача - оценить, поощрить.

с одной стороны, достаточно примитивная схема. Кто-то из методистов может заметить сходство с дрессурой, но основное отличие работы со студентами - это то, что каждый из них - личность со своим уровнем способностей, склонностями и увлечениями, со своим набором качеств характера, по-своему уникальным набором методов и подходов к решению задач, в том числе и научных, с пониманием полезности решения научно-исследовательской задачи не только для себя, вуза, но и для общества в целом [4, с. 219].

со стороны педагогов высшей школы должна быть оказана консультативная и методологическая помощь, моральная поддержка, должны проводиться контроль и оценка, материальное стимулирование (через подразделения вуза).

Говоря об особенностях научной деятельности, необходимо различать индивидуальную (как процесс научной работы отдельного исследователя) и коллективную научную деятельность. в практике НИрс это подготовка студента к научной конференции или конкурсу либо работа над определённым направлением, одобренным педагогами или научной школой вуза, в рамках учебной работы это все курсовые проекты и ВКР.

Коллективная научная деятельность - деятельность всего сообщества учёных, работающих в данной отрасли науки, или научного коллектива исследовательского института, научных групп, научных школ и т. д. [1, с. 83]. студенческая наука в этом направлении может выражаться в работе сНо (студенческое научное общество), научных клубов, кружков или групп и секторов совета молодых учёных и студентов, т. е. студенческих коллективов, объединённых общей научной целью, проблемой, задачей.

Если говорить о цели научно-исследовательской работы студентов, то она заключается в получении углублённых знаний в определённых направлениях науки и техники, а также практических навыков в будущей профессии. основными задачами организации и развития системы научно-исследовательской деятельности студентов в вузах традиционно являются:

О Лотарева Т.Ю., 2016

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

а) обеспечение диалектического соединения учебного процесса и подготовки студентов к творческой научной и педагогической деятельности;

б) формирование среды, благотворной для проявления и реализации личностного творческого потенциала представителей студенческой молодёжи;

в) превращение научно-исследовательской работы студентов в массовую и высокорезультативную деятельность;

г) поиск талантливой молодёжи, обладающей способностями и интересом к научной и педагогической деятельности;

д) воспитание и развитие у студентов личностных и профессиональных качеств, необходимых для успешного осуществления научной и научно-педагогической деятельности;

е) рационализация свободного времени студенческой молодёжи, отвлечение ее от приобретения вредных привычек и антиобщественных устремлений [4, с. 98].

Основной фактор, обусловливающий развитие НИРС, - актуализация научно-исследовательской деятельности студентов в вузе и стране в современных условиях. Дополнительные факторы:

а) стремление студента к самореализации в науке (реализация творческого потенциала всего студенческого сообщества вуза, города, края, страны);

б) материальная составляющая или материальный стимул (участие в грантовых программах, хозяйственная деятельность молодёжных научных лабораторий и т. д.).

Причины, по которым студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью, могут быть разнообразными - от личных качеств и жизненных обстоятельств до явлений общенационального характера.

В современных условиях бурного развития научно-технической революции, интенсивного увеличения объёма научной информации, быстрого обновления знаний, актуализации гуманитарного и общественно-исторического направлений в науке особого внимания требует научно-исследовательская подготовка выпускников всех вузов, хотя в последнее время существенно возросла важность технических наук и специальностей.

способствовать развитию творческих возможностей и приобретению устойчивых навыков использования полученных в вузе знаний на практике необходимо на самом начальном этапе, т. е. сразу после по-

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

ступления. Реформа высшей школы, вызвавшая значительные изменения как в структуре, так и в методологии подготовки специалистов, привела и к сокращению сроков их обучения. Последнее, в свою очередь, потребовало новых подходов в работе со студентами и магистрантами, в том числе и в отношении их научно-исследовательской деятельности.

в настоящее время наблюдается некоторое расслоение студенческой молодёжи по степени её участия в научно-исследовательской работе. В этой связи весь контингент студентов условно можно разделить на три основные группы:

- студенты, изучающие лишь теоретические основы научных исследований;

- студенты, участвующие в студенческих научных обществах, кружках и клубах (пусть даже не своего вуза);

- студенты, принимающие активное участие в работе научных творческих коллективов по госбюджетным и хоздоговорным темам научно-исследовательского и опытно-конструкторского характера.

следует отметить, что в этой градации отсутствуют учащиеся магистратуры, аспирантуры и докторантуры, научно-исследовательская работа которых является обязательным компонентом их общей образовательной подготовки.

Поскольку научно-исследовательская работа студентов так или иначе связана с советами молодых учёных (СМУ) и научными отделами (НИО) высших учебных заведений, необходимо выявить основные критерии их работы (при отсутствии студенческих научных обществ, творческих и технических лабораторий, кружков и клубов):

- призовые места на внутривузовских, региональных, всероссийских и международных конференциях и конкурсах;

- публикации научного характера в периодических изданиях и сборниках трудов международных конференций и симпозиумов РФ, стран СНГ и дальнего зарубежья;

- прямое участие студентов в научных госбюджетных и хоздоговорных работах, гранто-вых программах;

- участие в научных и деловых летних площадках, программах летних стипендий и т. д.

При наличии других подразделений (клубов, кружков, лабораторий, обществ) их работу оценивают по тем же критериям [5, с. 17].

- теория и исто

В соответствии с указанными критериями целесообразно подведение итогов деятельности СМУ и НИО, по результатам которых возможно введение ежемесячной доплаты руководителям лучших студентов на протяжении следующего отчётного периода, что в значительной степени повысит их работоспособность и мотивацию.

Таким образом, при организации научно-исследовательской работы студентов в дальневосточных вузах необходимо учитывать следующие особенности:

- при выполнении долгосрочных научных изысканий с целью поддержания высокой интенсивности и достижения преемственности ведения НИР в состав творческих коллективов следует вводить студентов и магистрантов как старших, так и младших курсов;

- необходимо, чтобы результаты НИРС являлись основой для курсовых проектов и выпускных квалификационных работ;

- с целью повышения эффективности работы СМУ и НИО необходимо поощрять лучших научных руководителей по итогам их работы за отчётный период;

- ознакомление студентов бакалавриата с основами научно-исследовательских, проектных, изыскательских и опытно-конструкторских работ, а возможно, и полевых исследований (археологических, этнографических, географических), в том числе и в рамках производственной практики.

С позиции подобной организации всё выглядит практически идеально. Но на региональном уровне существует ряд проблем, на которые следует обратить внимание. Во-первых, удалённость дальнего Востока от центральных регионов Российской Федерации, что снижает интенсивность межвузовских контактов. Во-вторых, нарушение межвузовских и межведомственных связей на уровне региона. В-третьих, обособленность (зачастую надуманная) отдельных вузов, которая отражается не только в недостаточном участии в научной жизни региона и страны, но и в «элитарно-профессиональном» (опять же искусственно созданном) менталитете.

Первая проблема решается с помощью современных инфокоммуникационных технологий. даже если часовой пояс не позволяет провести интерактивную конференцию с вузами центральных регионов страны, то можно проводить подобные конференции с сибирскими, забайкальскими, китайскими вузами. Например, в феврале этого года в ФГБОУ ВО

[я педагогики -

«СибГУТИ» прошла Международная научно-практическая конференция в интерактивном режиме, посвящённая проблемам высшего образования. В ней участвовал Хабаровский институт инфокоммуникаций (и не только потому, что он является филиалом университета). Сходные мероприятия проводят ТОГУ и дВГУПС. Кроме этого, вузы могут предлагать организаторам конференций в других регионах свои секции и направления, участвовать в работе секций, а потом отправлять видеоотчёты и отчёты. В данном направлении гуманитарные вузы ещё отстают от технических.

Нарушение связей, недостаточное межвузовское и межведомственное взаимодействие обусловлены чаще всего субъективными причинами. Среди них - отсутствие у руководителей научных подразделений (отделов, управлений, советов) достаточной квалификации в установлении межвузовских и межведомственных коммуникаций и устойчивых научных контактов. данную причину (проблему) можно устранять (решать) по-разному - кадровые перестановки, дополнительные обучающие семинары и прочее. Второй не менее важной причиной является снижение общего уровня взаимодействия в силу слабой информированности: выбрать в большом объёме поступающей информации необходимую - крайне трудно и не под силу одному руководителю научного подразделения вуза. Эту причину нужно и можно устранять путём подключения студентов, которые легче проходят межведомственные барьеры, преподавателей и заведующих кафедрами с их личными межвузовскими и межведомственными связями. Этот опыт активно использовался в Хабаровском институте искусств и культуры (ныне ХГИК), когда для проведения лекций по истории науки подключались преподаватели медицинского университета, для организационной и консультационной помощи и сейчас подключаются сотрудники и преподаватели университета путей сообщения, института инфо-коммуникаций, Тихоокеанского университета. К сожалению, организованной межвузовской и межведомственной работы пока нет. Возможно, это связано с непониманием отдельными руководителями необходимости междисциплинарных и межпрофессиональных взаимодействий, хотя на современном этапе вопрос об этом не стоит - и нужно принимать его как данность, иначе это ве-

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

дёт к научной изоляции и деградации НИРС в вузах.

Проблема «профессиональной элитарности» связана с вышеуказанными факторами. Понимание того, что «образованный человек должен знать понемногу обо всём, а не всё о немногом», приходит не сразу. Фразы «мы не вписываемся в направления конкурсов», «нам малоинтересны гуманитарные теории» или «мы люди творческие и нам не до науки» из уст руководителей научных подразделений как некоторых технических, так и гуманитарных вузов - не что иное, как проявление надуманной элитарности. Развитие современного искусства, образования и культуры в целом невозможно без применения и активного внедрения информационно-технических инноваций, как и развитие техники и медицины будет существенно замедлено без применения методов художественного творчества (художественного подхода) и педагогических технологий. В данном направлении ведётся работа. В настоящее время педагогами Хабаровского государственного института культуры, Хабаровского института инфокоммуникаций и дальневосточного государственного медицинского университета ведётся разработка совместной методики «перекрёстного наблюдения и творческой диагностики», которая заключается в проведении совместных встреч студентов и преподавателей разных вузов, организации совместных круглых столов, «перекрестном» рецензировании учебно-методических материалов, а также в активном обмене опытом, технологиями, контактами, информацией и т. д. Одним из элементов методики является «многоракурсное наблюдение» за студентами вузов - это и сторонний анализ их работ, непосредственное наблюдение в учебном процессе, погружённое наблюдение и интервьюирование во время научных встреч и круглых столов [2, с. 120-150]. Далее анализируются результаты и вносятся коррективы. К сожалению, данная методика разрабатывается без должной поддержки со стороны руководителей научных подразделений вузов, а иногда встречает и противодействие. Однако в качестве первых результатов можно выделить существенную активизацию в студенческой и преподавательской среде, где применялись вышеперечисленные приёмы и действия, которые выражаются в подготовке совместных публикаций, «перекрёстном» руководстве конкурсными рабо-

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

тами, подготовке заявок для научных мероприятий и грантовых программ. И это только начало.

Список литературы

1. Алиев Т.А., Заболотская Т.А. Академические работы в вузах: практ. руководство для студ., магистрантов и аспирантов. СПб., 2003. C. 83.

2. Аминов И.И. Психология делового общения. М.: Омега-Л, 2006.

3. Душенко К.В. Большая книга афоризмов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. C. 473.

4. Ивин А.А. Философия: энцикл. словарь. М.: Гардарики, 2004. C. 219.

5. Крутов В.И., Грушко Н.М., Попов В.В. Основы научных исследований. М.: Высш. шк., 1989. С. 17.

6. Черноусов Г.П. Актуальные проблемы совершенствования учебной и научной деятельности

в высшей школе. Казань, 2003. C. 98.

* * *

1. Aliev T.A., Zabolotskaja T.A. Akademicheskie raboty v vuzah: prakt. rukovodstvo dlja stud., magistrantov i aspirantov. SPb., 2003. C. 83.

2. Aminov I.I. Psihologija delovogo obshhenija. M.: Omega-L, 2006.

3. Dushenko K.V. Bol'shaja kniga aforizmov. M.: JeKSMO-Press, 2001. C. 473.

4. Ivin A.A. Filosofija: jencikl. slovar'. M.: Gar-dariki, 2004. C. 219.

5. Krutov V.I., Grushko N.M., Popov V.V. Osnovy nauchnyh issledovanij. M.: Vyssh. shk., 1989. S. 17.

6. Chernousov G.P. Aktual'nye problemy sover-shenstvovanija uchebnoj i nauchnoj dejatel'nosti v vysshej shkole. Kazan', 2003. C. 98.

Issues and prospects of scientific research work of students in the Far East: from the experience of Khabarovsk higher schools

The article deals with the issues of scientific research work of students and the experience of Khabarovsk higher schools, as well as the implementation of the new forms of higher school and department cooperation.

Key words: higher school and department relations, humanities, scientific research work of students.

(Статья поступила в редакцию 15.03.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.