Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательской работы студентов в таможенном вузе'

Организация научно-исследовательской работы студентов в таможенном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
763
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / НИРС / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / НИДС / КАЧЕСТВО НИРС / STUDENTS' RESEARCH WORK / STUDENTS' RESEARCH ACTIVITIES / STUDENTS' RESEARCH WORK QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмагилова Юлия Дамировна

Статья посвящена вопросам организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в таможенном вузе. На примере Владивостокского филиала Российской таможенной академии рассмотрены основные проблемы организации НИРС и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arranging Students’ Research Work at Customs Higher Education Institution

The paper deals with the challenges arising in arranging students’ research work at Customs Higher Education Institution. By the example of Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy the author describes the main topical issues of students’ research work arrangement and puts forward ways of their solution.

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательской работы студентов в таможенном вузе»

УДК 378.18 ББК 74.58.268

Ю.Д. ИСМАГИЛОВА

Организация

научно-исследовательской работы студентов в таможенном вузе

Статья посвящена вопросам организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в таможенном вузе. На примере Владивостокского филиала Российской таможенной академии рассмотрены основные проблемы организации НИРС и предложены пути их решения.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, НИРС, научно-исследовательская деятельность студентов, НИДС, качество НИРС.

Yu. D. Ismagilova

Arranging Students' Research Work at Customs Higher Education Institution

The paper deals with the challenges arising in arranging students' research work at Customs Higher Education Institution. By the example of Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy the author describes the main topical issues of students' research work arrangement and puts forward ways of their solution.

Keywords: students' research work, students' research activities, students' research work quality.

Передача ФТС России в ведение Минфина РФ позволит объединить усилия по усовершенствованию законодательства, отрегулировать правила уплаты налогов и таможенных платежей, наладить порядок контроля для снижения количества проверок и контрольных действий. Результатом смены ведомственной принадлежности ФТС России неизбежно станет оптимизация его функциональной структуры, а следовательно, и усиление уже наметившихся тенденций по сокращению штатов таможенных органов. Возможность трудоустройства в организациях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, для выпускников

ИСМАГИЛОВА Юлия Дамировна — старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела. Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034 г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. isma-86@yandex. ш.

© Исмагилова Ю. Д., 2016

таможенного вуза оказывается достаточно привлекательной. На рынке труда предлагаются такие вакансии, как менеджер по работе с таможней, специалист по таможенному оформлению, менеджер по таможенному оформлению грузов, менеджер ВЭД. Как правило, работодатель предъявляет к кандидату на вакантную должность требования не только профессионального характера, но и личностного, и общекультурного. Осуществление студентами научно-исследовательской работы (НИРС) является эффективным путем формирования столь востребованных сегодня работодателем компетенций у выпускников.

Следует констатировать, что НИРС должна, по возможности, охватывать как можно большее число студентов вуза. НИРС способствует подготовке уникальных, «штучных» профессионалов, высоко востребованных на рынке труда, прошедших важнейшие этапы профессионализации еще в период обучения в вузе, а не в первые годы после его окончания (вспомним типичное требование работодателя: «стаж работы: 1-3 года»). Увеличение числа студентов, вовлеченных в НИРС, и высокое качество НИРС - это обязательные цели таможенного (как, впрочем, и любого иного) вуза.

В рамках данной статьи предпринята попытка выработки предложений по повышению качества НИРС в таможенном вузе (на примере Владивостокского филиала государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия» -далее Владивостокский филиал Российской таможенной академии).

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

- оценить состояние НИРС в таможенном вузе (на примере Владивостокского филиала Российской таможенной академии);

- разработать предложения по повышению качества НИРС.

Нами был осуществлен анализ состояния НИРС Владивостокского филиала Российской таможенной академии в 2015/2016 учебном году. Данный вуз является типичным в плане реализации НИРС в таможенных вузах.

Были проанализированы планирующая и отчетная документация, сопровождающая деятельность научного студенческого сообщества (НСО): планы работы совета НСО, отчеты о работе НСО, протоколы заседаний совета НСО, планы работы научных студенческих кружков, отчеты о работе научных студенческих кружков за отчетный период, а также опубликованные/представленные к публикации, представленные к утверждению/ утвержденные в 2015/2016 учебном году НИРС.

Владивостокским филиалом Российской таможенной академии достаточно успешно решались вопросы организационно-информационного характера. Так, в деятельность по осуществлению НИРС были вовлечены 332

студента, что составляет 29,35 % общего числа обучающихся (1 131 чел.), или 52,78 % числа студентов-очников (629 чел.) [2]. В течение учебного года студенты филиала приняли участие в 21 научно-практическом мероприятии. Наиболее распространенной формой участия в деятельности НСО (и, соответственно, реализации НИРС) является участие во внутривузов-ских, областных, региональных, всероссийских и международных студенческих мероприятиях, а также в организации и проведении подобных мероприятий на базе собственного вуза.

Члены НСО Владивостокского филиала Российской таможенной академии принимают участие в подготовке и проведении научных и научно-практических конференций. Например, студенты успешно выполняют следующие функции: секретарь/руководитель секции/круглого стола/викто-рины/брейн-ринга, секретарь оргкомитета, волонтер.

При участии 15 студентов были завершены научные исследования по 8 темам (25 % общего числа завершенных научных исследований с представлением отчета о НИР), а также продолжалась работа по 7 темам (46,67 % общего числа НИР с представлением отчета) с участием 11 студентов. Таким образом, в 2015/2016 учебном году при участии студентов выполнялись исследования (с представлением отчета о НИР) по 15 темам (31,91 % общего числа запланированных исследований) с привлечением 26 студентов. Отдельные результаты использованы при подготовке учебно-исследовательских работ и научных публикаций студентов.

На основе результатов, полученных в ходе выполнения в 2014/2015 учебном году научно-исследовательской работы при участии студента юридического факультета А. Ю. Поповича, в 2015/2016 учебном году вышло в свет справочное издание «Таможенное дело в актах законодательства (1649-1825). Путеводитель по Собранию Первому Полного собрания законов Российской империи».

В течение отчетного периода опубликовано 29 научных публикаций студентов (в том числе в качестве соавтора):

- в изданиях, входящих в перечень ВАК, - 3 статьи;

- в изданиях, индексируемых в РИНЦ, - 22 статьи;

- в других изданиях - 4 статьи.

В сборниках научных трудов «Таможенные, социально-экономические и правовые инновации на Дальнем Востоке России» и «От евразийской интеграции к дальневосточному вектору политико-экономических интересов России» опубликовано соответственно 11 и 12 статей студентов. В журнале «Таможенная политика России на Дальнем Востоке» опубликованы 2 статьи в соавторстве.

Совет НСО включал в 2015/2016 учебном году 32 студента. Состав НСО включал 326 студентов, что составляло 31,8 % общего числа студентов или 58,21 % числа студентов очной формы обучения.

Научным студенческим обществом при активном участии членов Совета НСО и членов научных студенческих кружков были проведены Молодежные научные симпозиумы НСО Владивостокского филиала Российской таможенной академии (26-29 апреля 2016 г.).

В филиале функционировало 10 научных студенческих кружков, объединивших 119 студентов.

В отчетном периоде в филиале завершен конкурс на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу (октябрь 2015). На конкурс были представлены 27 статей и 7 отчетов о научно-исследовательской работе. Призовые места присуждены 10 научным статьям и 5 отчетам о научно-исследовательской работе (приказ Владивостокского филиала Российской таможенной академии от 15.10.2015 № 245).

В конкурсах Российской таможенной академии на лучшие научно-исследовательские работы студентов приняли участие 15 работ, из них 4 отмечены наградами (приказ Российской таможенной академии от 29.12.2015 № 1015).

Подведены итоги конкурса на лучшую учебно-исследовательскую работу студентов по направлениям подготовки/специальности «Таможенное дело», «Менеджмент», «Юриспруденция». Победителями определены авторы 15 выпускных квалификационных работ и 32 курсовых работ (приказ Владивостокского филиала Российской таможенной академии от 08.07.2016 № 163-ст).

В конкурсе на лучшую НИРС ВФ РТА приняли участие 26 работ. Из них по направлениям: «Гуманитарные науки» - 2, «Экономические науки» - 8, «Таможенное дело» - 11, «Юридические науки» - 5 работ. При этом по видам работ участие в конкурсе приняли 19 статей и 7 отчетов о НИР.

Для участия в конкурсе на лучшую НИРС РТА направлены 20 конкурсных работ, из них, соответственно, по направлению «Гуманитарные науки» приняли участие 2 работы, «Экономические науки» - 8, «Таможенное дело» - 6, «Юридические науки» - 4; по видам работ участие приняли 14 статей и 6 отчетов о НИР.

Основные проблемы реализации НИРС в части организационно-информационной работы возникают по следующим направлениям: а) участие в подготовке и проведении ежегодных конкурсов лучших научных работ студентов; б) привлечение, организация и координация работы студенческих научных кружков (лабораторий, клубов, групп и т. п.), в том числе по направлениям деятельности институтов, кафедр и научных подразделений, обеспечение взаимодействия со структурными подразделениями филиала и таможенными органами по вопросам деятельности НСО (реализации НИРС).

Задачи профессионально-компетентностного характера, как следует из представленных количественных данных, решаются достаточно

успешно. Тем не менее проблемы, связанные с обеспечением высокого качества НИРС, остаются для Владивостокского филиала Российской таможенной академии значимыми. Среди наиболее актуальных проблем следует отметить: а) несоблюдение в ряде случаев требований, предъявляемых к структуре и содержанию отчета о НИРС; б) несоблюдение этапно-сти выполнения НИРС и правил приемки отчетов о НИР; в) отказ, за исключением единичных случаев, от осуществления полного цикла НИДС: отчет о НИРС (первичная форма представления результатов научного исследования) - научный доклад (апробация результатов научного исследования) - научная статья (информирование широкого круга специалистов и исследователей о полученных в ходе научного исследования результатах) - практическое применение и оценка эффективности полученных разработок в решении профессиональных задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что основные проблемы реализации НИРС профессионально-компетентностного характера возникают по следующим направлениям: содействие в повышении уровня научной подготовки студентов и качества приобретаемых знаний; привлечение студентов к инновационной деятельности, развитие умения доводить научно-исследовательскую работу до уровня ее реализации.

Все основные мероприятия, события, связанные с научной деятельностью, осуществляемой в филиале или с участием его студентов, полно освещаются в средствах массовой информации и в Интернете. Результаты НИРС систематически публикуются на официальном сайте вуза, на внешних ресурсах также периодически размещается информация об основных научных достижениях студентов. В студенческой газете «Зеленый коридор» события учебно-исследовательской и научно-исследовательской жизни студентов отражены в полной мере.

Таким образом, следует констатировать, что задачи популяризации результатов НИРС решаются филиалом достаточно успешно. Тем не менее наиболее болезненным аспектом деятельности НСО является: а) отсутствие запроса на результаты НИРС со стороны потенциальных работодателей; б) ограниченный опыт использования результатов НИРС в учебном процессе.

Происходит воспроизводство научных кадров филиала. Так, выпускниками 2016 г. успешно сданы вступительные экзамены в аспирантуру (1 чел.) и магистратуру (4 чел.) при Российской таможенной академии. Необходимо отметить, что на протяжении всего периода существования по данному показателю вуз сохраняет положительную динамику.

Группа задач, обозначенная как «формирование мотивации к осуществлению НИД», непосредственно связана с группой задач профес-сионально-компетентностного характера. Высокое качество результатов

НИРС, обоснованность результатов НИДС, практическая и теоретическая ценность полученных результатов возможны только при наличии сформированной, причем у подавляющего количества студентов, потребности в верификации информации в обыденной и профессиональной деятельности и при наличии высокой мотивации к осуществлению научного поиска.

Такая мотивация может изначально присутствовать у студентов с широким познавательным интересом и активной жизненной позицией. Но, к сожалению, у подавляющей части студентов мотивацию к осуществлению НИД необходимо специально формировать в процессе обучения в вузе.

Таким образом, необходимо констатировать, что в таможенном вузе, что, впрочем, типично для современной российской системы профессионального образования, выявлены следующие проблемы организации НИРС: а) отсутствие единой системы четких требований к качеству НИРС на уровне кафедры, межкафедральном и внутривузовском; б) недостаточно высокий уровень персональной ответственности за качество НИРС как со стороны студента, так и со стороны научного руководителя и руководителей структурных подразделений, и как результат - повсеместное снижение качества НИД студентов.

Комплексы задач профессионально-компетентностные и связанные с формированием мотивации к осуществлению НИД взаимозависимы. Невыполнение одной из групп задач влечет возникновение проблем в другой группе. Поэтому формирование мотивации к осуществлению НИД является первоочередными для каждого образовательного учреждения.

С целью повышения качества НИРС в литературе, посвященной аналогичным проблемам [1; 3; 4], традиционно предлагается: 1) выделить в нагрузке преподавателей дополнительные часы на руководство НИРС (за счет уменьшения аудиторной нагрузки); 2) ввести дополнительные выплаты преподавателям, осуществляющим руководство НИРС; 3) выделить ставки штатных работников в вузе для студентов, успешно занимающихся НИРС; 4) ввести дополнительные стипендии для успешных в научной деятельности студентов.

В современных условиях данные предложения реализовать практически невозможно, тем более в условиях Владивостокского филиала Российской таможенной академии, который по своей организационно-правовой форме является государственным казенным образовательным учреждением и имеет ряд существенных ограничений в использовании и перераспределении финансовых средств, а также не обладает достаточной автономией от Российской таможенной академии при принятии управленческих решений (например, введение собственных систем рейтинговой оценки деятельности, студентов, преподавателей, кафедр, и др.). Поэтому

в условиях ограниченного финансирования необходимо изыскивать иные не менее эффективные направления работы по повышению качества НИРС.

Например, для группы задач профессионально-компетентностного характера и проблем, связанных с формированием у студентов мотивации к осуществлению НИД, основным направлением работы должны стать:

- обеспечение полного (100 %) соответствия учебно-исследовательских работ студентов требованиям нормативных документов, регламентирующих научно-исследовательскую деятельность, и критериям научности вне зависимости от курса обучения студента;

- повышение качества научно-исследовательских работ студентов и обеспечение полного (100 %) соответствия таких работ требованиям нормативных документов, регламентирующих научно-исследовательскую деятельность, и критериям научности;

- усиление практической направленности деятельности НСО и в том числе возврат к практике работы студенческих научно-исследовательских лабораторий, реализующих научно-практическую деятельность.

При решении этих задач целесообразно придерживаться следующих принципов:

- неукоснительное соблюдение требований, регламентирующих порядок осуществления НИД и представления ее результатов (ГОСТ Р7.0.5 2008; ГОСТ 7.1-2003; ГОСТ 7.82-2001; ГОСТ 7.32-2001; ГОСТ 15.101-98; ГОСТ 7.9-95);

- наличие единой системы требований к качеству НИРС на уровне всех структурных подразделений вуза и независимо от реализуемой образовательной программы, уровня образования, формы обучения и этапа (курса) обучения;

- обеспечение персональной ответственности научного руководителя, заведующего кафедрой, декана факультета за качество НИРС наряду со студентом-исполнителем.

В соответствии с предлагаемыми направлениями работы и принципами необходимо уже в краткосрочной перспективе:

- разработать (обновить/откорректировать) нормативные документы, регламентирующие порядок осуществления и оформление результатов НИРС;

- распространить опыт разработки «сквозных» (запланированных на насколько лет вперед для конкретного студента) и «комплексных» (межкафедральных и межфакультетских) тематик НИРС;

- обеспечить эффективную разноуровневую систему контроля качества НИРС на каждом этапе ее осуществления;

- обеспечить персональную ответственность научного руководителя, заведующего кафедрой, декана факультета за качество НИРС наряду со студентом-исполнителем посредством: а) персонификации в научной работе студента (доклад, научная статья, отчет о НИРС) сведений о научном руководителе, выпускающей кафедре и факультете; б) обязательного согласования с научным руководителем, зав. кафедрой и деканом факультета представляемых к публикации научно-исследовательских работ студентов.

В плане реализации организационно-информационной и популяризационной работы целесообразно уделить внимание следующим направлениям деятельности:

- обеспечение функционирования НСО в соответствии с регламентирующими его деятельность документами;

- обеспечение соблюдения порядка формирования и хранения планирующей и отчетной документации, сопровождающей деятельность совета НСО, научных студенческих кружков и научно-исследовательских лабораторий.

При этом целесообразно придерживаться следующих принципов:

- учет предпочтений студентов при планировании НИРС;

- использование многоканальных систем информирования студентов о возможностях осуществления НИРС и предъявляемых требованиях;

- учет запросов структурных подразделений филиала и таможенных органов при разработке тематик НИРС;

- внедрение результатов НИРС в учебном процессе;

- обеспечение доступа студентов к базе данных НИО ВФ РТА (pub. nio.vfrta.local), автоматизирующей учет результатов научно-исследовательской деятельности.

Необходимо предпринять следующие действия:

- ежегодно проводить экспресс-опросы среди первокурсников по выявлению предпочтений участия в научных студенческих кружках (в том числе с целью информирования первокурсников о возможностях НИД);

- использовать многоканальные системы информирования студентов о деятельности НСО, научных студенческих кружков (в том числе обеспечить доступность информации о расписании работы) и возможностях реализации НИРС в вузе;

- разрабатывать тематику НИРС с учетом запросов структурных подразделений филиала и таможенных органов;

- отражать тематику НИРС в планах работы научных студенческих кружков на учебный год;

- использовать результаты НИРС в учебном процессе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что с целью повышения качества НИРС во Владивостокском филиале Российской таможенной академии, таможенном вузе и любом учреждении системы профессионального образования необходимо обеспечить полное соответствие результатов НИРС требованиям, предъявляемым к научным работам, и эффективное функционирование НСО на условиях самоорганизации, саморегуляции и самовоспроизводства (с целью увеличения числа студентов, вовлеченных в НИРС, и повышения качества НИРС).

Список литературы

1. Миронов В. А., Майкова Э. Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов: монография. Тверь: ТГТУ, 2004. 100 с.

2. Отчет о самообследовании Владивостокского филиала государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия» / Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия», Владивостокский филиал. Владивосток, 2016. С. 145.

3. Чупрова Л. В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, февраль 2012 г. СПб.: Реноме, 2012. С. 380-383.

4. Янутш О. А. Студенческое научное общество и научно-исследовательская деятельность студентов: точки расхождения и соприкосновения // Вестник Герценовского университета. 2011. № 6. С. 53-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.