Научная статья на тему 'Студенческая Наука и педагогическая практика в Оренбургском педагогическом институте (1940-1970-е гг. )'

Студенческая Наука и педагогическая практика в Оренбургском педагогическом институте (1940-1970-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (НИРС) / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / RESEARCH WORK OF STUDENTS (NIRS) / THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешина Светлана Александровна

В статье анализируется процесс становления и развития научно-исследовательской деятельности студентов (НИРС) Оренбургского педагогического института в 1940-1970 гг. Определены функции, которые выполняла НИРС в системе педагогического образования в советский период развития отечественного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алешина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT , S SCIENCE IN ORENBURG PEDAGOGICAL INSTITUTE (1940-1970 th)

The article is devoted to the formation and development of the research activity of the students (NIRS) of the Orenburg teacher training college in 1940-1970s. The author defines the role of the NIRS in the system of pedagogical education during the Soviet period.

Текст научной работы на тему «Студенческая Наука и педагогическая практика в Оренбургском педагогическом институте (1940-1970-е гг. )»

УДК 94(47) 378.184

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ОРЕНБУРГСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ (1940-1970-е гг.)

© 2013 С.А. Алешина

Оренбургский государственный педагогический университет

Поступила в редакцию 23.10.2012

В статье анализируется процесс становления и развития научно-исследовательской деятельности студентов (НИРС) Оренбургского педагогического института в 1940-1970 гг. Определены функции, которые выполняла НИРС в системе педагогического образования в советский период развития отечественного педагогического образования.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов (НИРС), система профессионально-педагогического образования.

Научно-исследовательская деятельность в персональной подготовке учителя играет важнейшую роль. Результатами научно-исследовательской деятельности студентов (НИРС) с одной стороны, является выполненная научная работа, представляющая собой открытие нового научного знания, пусть даже только «субъективно нового» для студента, а с другой стороны, -формирование творческой личности студента как педагога-исследователя1.

Исследователи выделяют четыре ведущие функции НИРС в системе профессионально-педагогического образования: обучающую, лич-ностно-развивающую, социально-компетентно-стную и стимулирующую, которые находятся в тесной взаимосвязи.

НИРС в вузе является составной частью учебно-воспитательного процесса. Спецификой научно-исследовательской деятельности студента в отличие от профессиональной деятельности исследователя является ее обучающий характер. Студент не только выполняет научное исследование, но и учится его выполнять, овладевает комплексом необходимых для этого методологических знаний и умений. Поэтому ведущей функцией НИРС в системе педагогического образования можно определить обучающую функцию.

С позиций современного гуманистического подхода к профессиональному образованию необходимо указать и на более широкие - личност-но-развивающие - возможности учебной научно-исследовательской деятельности студента. Кем бы ни стал он впоследствии - учителем, научным работником, управленцем, предпринимателем и т.д., - приобретенный опыт творческой исследовательской деятельности будущего специалиста развивает его: формируются познавательные ин-

Алешина Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, ректор ОГПУ. E-mail: ospu@ospu.ru

тересы, креативные и рефлексивные способности, логическое мышление, развиваются умения «видеть» проблему в любой сфере деятельности и искать научные способы ее решения.

Поэтому в числе основных функций НИРС в системе педагогического образования выделяют личностно-развивающую функцию.

Владение технологией самостоятельного научного исследования и развития креативной способности, т.е. высокая методологическая культура молодого педагога, безусловно, повышает его профессиональную компетенцию. Эту функцию повышения уровня соответствия профессиональной подготовки педагога-практика «социальному заказу» времени, которому способствует эффективно организованная НИРС, называют социально-компетентностной.

Кроме того, качественная организация НИРС, по убеждению Е.А. Слепенковой2, всегда оказывает позитивное стимулирующее влияние на развитие самой системы профессионально-педагогического образования в плане роста методологической квалификации преподавателей, повышения научного уровня учебного процесса, стимулирования научных исследований в различных направлениях. Эту функцию определяют как стимулирующую.

Изучение процесса исторического развития НИРС в системе отечественного педагогического профессионального образования, частью которого во второй половине ХХ в. являлся Оренбургский педагогической институт, позволяет рассмотреть динамику осознания и реализации в различные периоды.

Сведения о научно-исследовательской работе студентов в Оренбургском педагогическом институте мы находим в отчетах о научно-исследовательской работе в военные годы.

Так, в 1943/1944 учебном году НИРС выражалась в написании студентами первых, вторых

курсов творческих научных сочинений по выбранной самостоятельно теме. Лучшие сочинения были отмечены: это «Минин и Пожарский» (Репкова), «Петр Великий в оценке современников и русской историографии» (Ковешнико-ва), «Хлопуша-Соколов» (Рожкова), «Петр Великий и его эпоха» (Ефимова)3.

Студенты третьего курса разрабатывали тему «Гражданская война в СССР и отдельные вопросы по истории Великой Отечественной войны». Четвертый курс в местном историческом архиве занимался комплексной темой «Крестьянская реформа 1861 г. в Оренбургском крае».

Большое внимание в этот период уделялось пропаганде и изучению работ И.В. Сталина о Великой Отечественной войне. Студенты в научных кружках, начиная с 1 курса, в обязательном порядке изучали их. Проводились научно-теоретические конференции профессорско-преподавательского состава и студентов по отдельным проблемам сталинских произведений о Великой Отечественной войне.

Большое значение в подготовке студентов к научно-исследовательской работе отводилось проблеме самостоятельности, самостоятельной работе.

В 1944/1945 учебном году проводились специальные конференции, посвященные этой теме, в которых были задействованы студенты первых курсов.

В конференциях принимали участие деканы, заведующие кафедрами, преподаватели. На них выступали студенты старших курсов с докладами: «Как я слушаю и записываю лекцию», «Как я готовлюсь к практическим занятиям и семинарам», «Как я планирую свое время» и др. Конференции проходили оживленно и вызывали у первокурсников многочисленные вопросы. Огромную роль в приобщении студентов к научным исследованиям играли курсовые работы. Каждый студент, начиная с первого курса, был обязан до начала летней экзаменационной сессии сдать курсовую работу своему руководителю.

Выпускник 1953 г., доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Академии гуманитарных наук, заведующий кафедрой социальной и политической философии Института молодежи В.В. Журавлев в своих воспоминаниях о годах учебы в Чкаловском госпединституте упоминает и о научно-исследовательской работе студентов, о том, как «на старших курсах нарастал интерес к истории и философии» благодаря общению не только во время лекций, но и в процессе кружковой работы: «...Степан Сергеевич Кирбятьев

пробуждал интерес к античности. Благодаря ему римский бунтарь Катилина навсегда запомнился. Общение с Павлом Евменовичем Матвиевс-ким было общением с настоящим ученым, глубоко погруженным в исследование тайн отечественной истории, ее белых пятен. Вокруг Якова Владимировича Рабиновича всегда царила праздничная атмосфера бескорыстного научного энтузиазма, которым он заражал нас. Благодаря его лекциям и занятиям я сохранил интерес к медиевистике - истории средневековья.»4.

На последнем курсе В.В. Журавлев сам стал председателем научного студенческого общества института.

Его брат, В.В. Журавлев, который пошел по стопам старшего, оставил такие воспоминания: «.Повезло нам и с первым наставником. Строгой точности, последовательности, требовательности к самому себе и объектам научного поиска учил нас П.Е. Матвиевский. Широтой эрудиции, эффектом сопричастности к мироощущению давно ушедших поколений, культурой устного слова и личного общения привлекали лекции молодого Я.В. Рабиновича. Тогда же впервые встретился с Л.И. Футорянс-ким. И сегодня могу с полным основанием сказать, что весь путь восхождения его на высоты общероссийской истории и обретение им статуса лидера оренбургской школы истории отечества проходил на моих глазах.»5.

В конце 1960-х-начале 1970-х гг. проблема профессионально-педагогической подготовки учителя продолжала оставаться в числе важнейших задач всей деятельности педагогического вуза. Когда ставился вопрос об усилении профессионально-педагогической направленности в системе подготовки учителей, то вслед за официальными установками в вузовских документах речь шла прежде всего о совершенствовании организации и содержании деятельности института в плане идейно-политического воспитания студентов, что предусматривало формирование у них правильного представления о роли учителя в жизни общества, понимание требований общества к воспитанию молодого поколения, усиление целенаправленной работы по воспитанию у студентов активного отношения к собственной личности как личности будущего учителя и т.д.

Ведущими специалистами кафедры педагогики высказывалось стойкое убеждение в том, что усиление профессионально-педагогической направленности в процессе подготовки учителя связано с выявлением уровня эффективности обучения будущего учителя технологии педагогического дела, то есть насколько полно и осмысленно овладевают студенты в период обучения

в вузе приемами, средствами, способами и формами воздействия на учащихся из того арсенала, который накоплен длительной практикой воспитания.

Усиление же профессионально-педагогической направленности в процессе преподавания специальных дисциплин в исследуемый период предлагалось осуществлять по трем разделам. Первый раздел связывался с усилением методологической и теоретической основы в преподавании науки, и основными требованиями были: а) глубина философского и теоретического обоснования изучаемых явлений, законов; б) совершенствование методической культуры преподавания курсов; в) выявление и укрепление творческих связей науки с частной методикой; г) введение спецкурсов и спецсеминаров по проблемам науки с учетом перспектив ее развития; д) организация творческих групп студентов, работающих под научным руководством профессора или доцента.

Второй раздел работы по усилению профессионально-педагогической направленности учебного процесса связывался с содержанием школьного образования. Это предполагало следующие моменты:

1) ориентация преподавателя и понимание им сущности школьной программы по предмету науки, курсу, который он ведет;

б) постановка преподавания методики как самостоятельного курса;

в) проведение спецпрактикумов и определение заданий для лабораторно-практических занятий, руководство кружками.

Третий раздел связывался с руководством и изучением результатов педагогической практики. Для этого, по мнению разработчиков методических программ, необходимо было выяснить:

1. насколько прочно и самостоятельно студенты владели умениями реализовать воспитательно-образовательные возможности науки в воздействии на общее и познавательное развитие учащихся;

2. как ориентируются они в знании и понимании стоящих перед ними задач и как они решают их на материале своего предмета;

3. в каких формах и какими путями возможно устранить выявление недостатков и развить положительные стороны в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей6.

Главный акцент ставился на то, чтобы готовить не просто учителя-урокодателя, а учителя - воспитателя.

Данные рекомендации и установки нашли свое отражение в настойчивом стремлении преподавателей и кафедр Оренбургского государственного педагогического института к совер-

шенствованию учебных программ в исследуемый период. Анализ программ позволяет сделать заключение о том, что их разработчики стремились усилить философское обоснование обсуждаемых проблем, уточнить логическую структуру читаемых курсов, обогатить их содержание результатами новых исследований.

Важным условием усиления профессионально-педагогической направленности учебного процесса при изучении специальных дисциплин определялось развитие творческих связей с курсами частных методик. Преподаватели-методисты, работая в составе специальных кафедр, считали своей задачей ориентировать преподавателей, читающих специальные курсы, на здание передового опыта, складывавшегося в педагогических вузах и ниже.

Спецсеминары и спецкурсы также были направлены на повышение научно-теоретической культуры будущего учителя, на приобщение его к исследовательской работе.

В практику вуза прочно вошла организация так называемых творческих групп студентов. Данные группы существовали и активно действовали у ряда ведущих преподавателей органической химии, физики, зоологии, русской литературы, русского языка.

В исследуемый период в Оренбургском пединституте сложились следующие аспекты научно-исследовательской работы студентов:

1. Работа по проблемам психологии и педагогики воспитания и обучения, методики преподавания отдельных дисциплин в школе.

2. Изучение вопросов Оренбургской области, организаций КПСС И ВЛКСМ, актуальных вопросов политической экономики и научного коммунизма.

3. Исследования, имевшие некоторое народнохозяйственное значение.

4. Изучение природных условий и природных ресурсов Оренбургской области и др.

В 1962-1966 гг. научно-исследовательская работа студентов была на пике своей активности. Выпускник 1960-х гг., а сегодня председатель Оренбургского обкома профсоюза работников образования и науки А.И. Гутарев отмечает: «...Для меня и моих товарищей первый год прошел очень интересно, насыщенно. У нас на все хватало времени: на учебу, работу в научно-студенческих обществах, участие в читательских конференциях, общественную работу. Мы, студенты, все делали сообща. Все посещали занятия факультета общественных профессий, который давал возможность каждому проявить себя наиболее полно. Особо запомнились энтузиасты-педагоги: Марк Афроимович Лосев, Иван Петрович Петяйкин, Николай Петрович Санков...»7.

Студенческое научное общество (СНО) включало в себя научные кружки по языкознанию (структурная лингвистика - Н.А. Шехт-ман), по истории России и истории КПСС, литературоведению, педагогике и многое другое, такие кружки, как «По следам забытых имен», «Литература «серебряного» века».

В целом организация научно-исследовательской работы студентов являлась составной частью научно-исследовательской работы на каждой кафедре. Это было закреплено в положении Минвуза СССР 1974 г. «О научно-исследовательской работе студентов высших учебных заведений»8.

Научно-исследовательская работа студентов ОГПИ рассматривалась как одно из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности научные достижения.

В отчетах по кафедре истории КПСС 19701980-х гг. звучало: «Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их творческий и трудовой потенциал, содействует успешному решению актуальных задач историко-партийной науки, практики коммунистического строительства»9.

За организацию научно-исследовательской работы студентов на кафедрах ответственность нес заведующий кафедрой. Руководили этой работой профессора и преподаватели. Научный руководитель составлял задания на основе утвержденной тематики, оказывал помощь студентам в разработке плана и методики исследования, контролировал и консультировал студентов, проверял и оценивал сделанную ими работу.

В 1970-1980-е гг. основными задачами научно-исследовательской работы студентов, независимо от того, на какой кафедре она велась, провозглашалось: «...глубокое овладение марксистско-ленинским учением, методом познания, углубленное изучение историко-партийной науки; обучение методике и навыкам самостоятельной научно-исследовательской работы; осуществление через научно-исследовательскую работу студентов связи обучения с практикой дальнейшего развития социалистического общества»10.

Научно-исследовательская работа студентов в ОГПИ организовывалась по двум направлениям: научная работа, включаемая в учебный процесс, и выполняемая во внеучебное время.

Работа в учебное время предусматривала подготовку студентами рефератов на основании предварительной проработки отдельных тем, широкое использование научной литературы, изучение основ методики, организации научных исследований, научной организации самостоятельной работы.

Научная работа, выполняемая студентами во внеучебное время, организовывалась в различных формах. Как мы уже рассмотрели, широко была распространена такая форма, как научные студенческие кружки. Тематика занятий кружка определялась кафедрой. Наиболее способные студенты по их желанию привлекались к разработке тем, выполняемых преподавателями. Каждый член кружка с помощью своего руководителя выбирал научную тему, составлял план ее разработки. Все члены кружка о ходе своей научной работы периодически докладывали на заседании кружка. Ежегодно подводились итоги работы кружков, делались соответствующие выводы.

Одной из основных форм научно-исследовательской работы студентов являлись студенческие научные конференции.

Каждая кафедра ежегодно рассматривала и утверждала тематику рефератов, обновляла ее с учетом решений съездов КПСС, пленумов ЦК партии, событий внутренней и международной жизни. На кафедрах разрабатывались «Методические указания студентам, работающим над рефератами».

Лучшие рефераты выносились на обсуждение в студенческие группы. Активность студентов повышалась благодаря привлечению к работе с опубликованными историческими, архивными и музейными документами.

В 1970-1980-е гг. в ОГПИ велись поиски действенных и эффективных форм организации научной работы студентов. Результатом поиска стал опыт проведения совместных научных конференций студенческой и рабочей молодежи.

На кафедрах ОГПИ при подготовке студенческих работ к участию в конкурсе практиковалось создание проблемных групп, разрабатывавших общие темы. Работу их возглавлял наиболее подготовленный студент, преподаватель же оставлял за собой вопросы контроля, методологической и научной помощи. Молодые исследователи обсуждали в проблемных группах структуру, планы, тексты рефератов. Окончательную оценку выносил преподаватель.

Завершающим этапом было проведение конкурсов по общественным наукам. Требования к рефератам были высокими. Признание, положительную оценку получали те работы, которые отличались научно-поисковым характером, убедительностью и глубиной аргументации, некоторыми элементами новизны в полученных результатах исследования11.

Рассматривая постановку научно-исследовательской работы на кафедрах общественных наук в 1970-1980-е гг., можно заметить, что преподаватели истории КПСС, научного коммунизма, политэкономии предлагали использовать

для ее активизации рациональные приемы и способы, другое дело - суть использования этих форм. Так, в одной из статей, опубликованных в «материалах итоговой научной конференции ОГПУ», приведены рекомендации по использованию проблемных вопросов при изучении истории КПСС. Автор предлагал использовать вопросы, побуждающие к осмыслению тех или иных высказываний классиков марксизма-ленинизма, руководителей партии и правительства, партийных документов.

Указывалось на эффективность использования вопросов альтернативного типа, помогающих развернуть дискуссию, обращение к вопросам-упражнениям в целях доказательства ошибочности, научной несостоятельности оппортунистических и ревизионистских теорий. Предлагалось взять, к примеру, утверждение «ревизионистов» о том, что мирное сосуществование якобы ведет к прекращению идеологической борьбы и постепенной «конвергенции» двух систем. Следовало показать ошибочность и вред данной позиции.

Указывалось на ценность таких ситуаций, когда студенты учились аргументировать: «Вы бы привели в доказательство того, что... Что бы вы ответили, если бы столкнулись со следующим суждением. Как бы вы доказали несостоятельность утверждения о том, что?...»12.

Преподаватели педагогических дисциплин делились опытом о том, как проблемность звучала в тематике рефератов.

На кружках по изучению научного коммунизма рекомендовалось ставить такие вопросы, как: «Почему К. Маркс и Ф. Энгельс считали возможной победу социалистической революции одновременно во всех экономически развитых странах?»; «Какова разница между понятиями «слабое звено в системе империализма» и «цент мирового революционного процесса?»; «Правильно ли считать, что до 1917 г. теория социалистической революции не была доказана практикой?» и т.д.

Помимо проблемных вопросов, проблемных ситуаций рекомендовалось в кружковой работе использовать дискуссии. Из опыта работы приводились примеры того, как в форме дискуссии на одном из занятий кружка по научному коммунизму проходило обсуждение актуальных проблем борьбы между марксистской и буржуазной идеологией13.

В основу дискуссии была положена книга Ю.А.Красина «Революцией устрашенные. Критический очерк буржуазных концепций социальной революции» (М.,1975).

При подготовке к рассмотрению проблемы «Характер и движущие силы национально-осво-

бодительных революций» членам кружка было предложено изучить труды В.И. Ленина по этим вопросам, документы КПСС международных совещаний коммунистических партий, а также конкретные материалы по иранской революции и революции в Афганистане.

Студенты Ш-1У курсов историко-филологического факультета вели большую работу по укреплению связей кафедры со школами города, особенно в период прохождения ими педагогической практики.

Так, в 1978 г. ими было изготовлено и передано школам 94 наглядных пособия по истории, обществоведению, основам Советского государства и права.

Руководством для студентов называлось постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». В указанном учебном году студентами было проведено 611 политинформаций, большое количество бесед, докладов, в которых с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся «последовательно и убедительно раскрывалось неуклонное укрепление позиций мировой системы социализма, всех прогрессивных сил, вскрывалась историческая обреченность капитализма»14.

Студенты активно участвовали в проведении мероприятий, посвященных Международному году ребенка (1979 г.), в мероприятиях, посвященных подготовке к 110-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина. Это были ленинские уроки (студентка IV курса Рашевская «В.И. Ленин и народное образование»; Бузаева «В чем величие человека»).

В отчетах о научной деятельности кафедры истории находим сведения о научно-исследовательской работе студентов (НИРС).

Особо отмечалось, что большая работа кафедры была направлена на внедрение элементов научно-исследовательской деятельности в учебный процесс. Традиционно перед студентами первых курсов выступали профессора: Л.И. Футорянский с темой: «О научно-исследовательской студенческой работе» и П.Е. Матвиев-ский с лекцией «Как работал В.И. Ленин».

Кафедра выступала организатором научных студенческих кружков, утверждала план их деятельности. Отмечалось в отчетах и то, что «число членов кружков не уменьшалось, а год от года несколько возрастало»15. Работа велась по подготовке к участию в традиционных конкурсах по общественным наукам. Уделялось внимание участию во Всесоюзных студенческих конференциях. Так, в отчете кафедры истории за 1979 г. имеются сведения о том, что студентка IV курса истфилфака С.А. Будникова (руководитель

старший преподаватель Л.И. Кухарчик) на Всесоюзной научной студенческой конференции в г.Коломне выступила с докладом «Военно-патриотическое воспитание учащихся в кружковой работе». Доклад был отмечен дипломами первой степени. Дипломом отмечена делегация студентов, выступивших с докладами по археологической тематике (руководитель старший научный сотрудник Н.Л. Габелко (Моргунова)). На конференции в Новосибирске выступили с докладами 3 студента исторического отделения (руководитель Л.И. Футорянский). Доклады были отмечены дипломами первой степени.

На кафедре истории КПСС и политэкономии также действовал кружок по истории КПСС с секциями на факультетах. Регулярно шли занятия кружка на историко-филологическом факультете (руководитель доцент В.И. Швыдченко) и на физмате (руководитель Н.Ф. Нефедова). Как указывалось в отчете кафедры, основная работа студентов над докладами проходила индивидуально в ходе подготовки к очередным конкурсам студенческих работ и в группе молодого лектора. Так, на итоговую конференцию в 1971 г. было представлено 5 докладов, в 1972 г. - 1116.

В 1972 г. на физико-математическом факультете стал работать кружок по изучению биографии В.И. Ленина, в котором занимались 19 студентов17.

Таким образом, в советский период сложилась хорошо структурированная система научно-исследовательской работы студентов. Это имело большое положительное значение: студенты учились овладевать методами научного исследования. Конечно, тематика рефератов, курсовых работ определялась тематикой научных исследований кафедр общественных наук и

была политизирована и идеологизирована, но таковы были реалии исследуемого периода. Но необходимо отметить и то, что у студентов существовала реальная возможность их включения в научную работу профессорско-преподавательского состава, создавались условия, обеспечивающие квалифицированное руководство научно-исследовательской работой студентов, складывались более тесные взаимоотношения между студентами и преподавателями.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Брызгалова С.И. Формирование в вузе готовности учителя к педагогическому исследованию: теория и практика. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. С.101.

2 Слепенкова Е.А. Педагогическая научно-исследовательская деятельность в профессиональной подготовке учителя отечественной школы в ХХ веке: что изменилось за 100 лет? Вопросы образования, 2007. №1. С.96.

3 ГАОО. Ф. Р-971. Оп.1. Д.1583. Л.5-20.

4 Наумов А.С. Научно-исследовательская работа студентов и форсирование творческой личности учителя // Материалы итоговой научной конференции за 1982/ 1983 учеб. год. Оренбург, 1984. С.215.

5 Там же. С.217-218.

6 ГАОО.Ф. Р-971. Оп. 1. Д. 1582. Л. 4.

7 Наумов А.С. Указ.соч. С.128-130.

8 Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. М., 1978. Ч.2. С.128-130.

9 ГАОО. Ф. Р-971. Оп. 1. Д. 1583. Л.5-20.

10 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 ГАОО.Ф. Р-971. Оп. 1. Д. 1582. Л.62.

12 Габдулгафарова И.А. Из опыта научной работы студентов в педагогическом институте // Материалы научно-практической конференции. Оренбург, 1987. С. 46.

13 ГАОО. Ф. Р-971. Оп. 1. Д. 1583. Л.20.

14 Там же. Л.22.

15 Там же. Л.23.

16 ГАОО. Ф. Р-971. Оп.1. Д. 1590. Л. 4.

17 Там же. С.6.

STUDENT'S SCIENCE IN ORENBURG PEDAGOGICAL INSTITUTE (1940-1970th)

© 2013 S.A. Aleshina Orenburg State Pedagogical University

The article is devoted to the formation and development of the research activity of the students (NIRS) of the Orenburg teacher training college in 1940- 1970s. The author defines the role of the NIRS in the system of pedagogical education during the Soviet period.

Keywords: research work of students (NIRS), the system of pedagogical education.

Svetlana Aleshina, Candidate of Pedagogical Sciences, Rector of the Orenburg State Pedagogical University. E-mail: ospu@ospu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.