Научная статья на тему 'Внеучебная деятельность в вузе как условие формирования ключевых компетентностей у выпускников социального факультета'

Внеучебная деятельность в вузе как условие формирования ключевых компетентностей у выпускников социального факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3904
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ (ВОЛОНТЕРСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / STUDENTS' VOLUNTARY ACTIVITY / STUDENTS' RESEARCH ACTIVITY / COMPETITIONS' THE APPROACH / EXTRA-EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова О. В., Ильина Ю. В., Семенова Е. Г.

Сегодня очевидна востребованность в обществе специалистов нового типа, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованность и профессиональную компетентность. В статье представлен опыт организации внеучебной работы со студентами в Орловском госуниверситете. В качестве важнейших направлений определены научно-исследовательская работа и волонтерская деятельность студентов социального факультета. Эти виды позволяют сформировать у выпускников специалистов в социальной сфере ключевые компетентности, определяющие их профессиональную состоятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова О. В., Ильина Ю. В., Семенова Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRA-EDUCATIONAL ACTIVITY AS A CONDITION OF THE FORMATION OF GRADUATES' KEY COMPETENCES AT THE SOCIAL FACULTY OF AN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

It is obvious nowadays that new type experts are in great request in modern society. They are expected to have high cultural standards and be well educated competent authority. The main idea of this article is the experience of out school work with students of Orel State University. The most important aspects of the article are research effort and volunteer activity of people who are students of social department. These types of activity let us develop professional competences wich determine professional independence of graduating students of social department.

Текст научной работы на тему «Внеучебная деятельность в вузе как условие формирования ключевых компетентностей у выпускников социального факультета»

О.В. ФИЛАТОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета

Тел. 8-903-029-46-69; ov_filatova@mail.ru

Ю.В. ИЛЬИНА, соискатель кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета лаборант кафедры андрагогики и акмеологической педагогики

Тел. 8-920-818-98-39; belochka11@list.ru

Е.Г. СЕМЕНОВА, соискатель кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета Тел.8-910-302-72-01; neolenok@list.ru

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У ВЫПУСКНИКОВ СОЦИАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Сегодня очевидна востребованность в обществе специалистов нового типа, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованность и профессиональную компетентность. В статье представлен опыт организации внеучебной работы со студентами в Орловском госуниверситете. В качестве важнейших направлений определены научно-исследовательская работа и волонтерская деятельность студентов социального факультета. Эти виды позволяют сформировать у выпускников - специалистов в социальной сфере ключевые компетентности, определяющие их профессиональную состоятельность.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, добровольческая (волонтерская) деятельность студентов, научно-исследовательская деятельность студентов, компетентностный подход.

Социально-экономические преобразования в нашей стране существенно повлияли на все сферы общественной жизни, изменили цель и характер труда, духовно-нравственные, религиозно-мировоззренческие начала сознания, систему ценностей общества и личности. Изменения современной социокультурной ситуации в России выдвинули на первый план необходимость переосмысления вопросов содержания и организации процесса воспитания подрастающего поколения. Современное состояние нашего общества, процессы, происходящие в политической, экономической и духовной жизни нашей страны, побуждают по-новому взглянуть на проблемы воспитания гражданина, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности в высших учебных заведениях. Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах нового типа, способных к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности. Данные характеристики определяют сегодня перспективную линию развития и воспитания самостоятельной личности в системе высшего профессионального образования, что отражено в Концепции модернизации российского образования, Национальной доктрине образования [3; 4]. Современный рынок образовательных услуг требует от вузов © О.В. Филатова, Ю.В. Ильина, Е.Г. Семенова

новых ориентиров и подходов в работе со студентами. При компетентностном подходе критерием качества подготовки выпускника является некая интегральная характеристика, определяющая его готовность к самостоятельной жизни и продуктивной профессиональной деятельности, что создает предпосылки для более высокой мобильности молодых специалистов в условиях динамично меняющегося рынка труда. Набор компетенций, которыми должен обладать специалист того или иного направления или профиля ВПО [6], определен в проектах программных документов по развитию системы образования в стране. Кроме того, именно в вузе, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов, студент приобретает твердые жизненные ориентиры, навыки организаторов, личностные качества, необходимые ученому, руководителю, общественному деятелю. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса вуз обязан создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей студента. Современному российскому обществу нужен не узкий специалист в какой-либо сфере, а личность, способная ориентироваться в социокультурной ситуации, адаптироваться к быстро меняющейся социальной действительности. Для выполнения заказа по подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями времени и государственных образовательных стандартов образовательные учреждения должны обеспечить необходимые условия для развития личностного ресурса будущих специалистов, для наиболее полного проявления разносторонних возможностей студентов, развития их творческих способностей и склонностей.

Однако решение поставленных целей и задач в подготовке высококвалифицированных кадров, повышении социального статуса воспитания в учреждениях высшего профессионального образования затруднено подчас доминированием инертной позиции по отношению к воспитанию молодежи, наличием стереотипов в сознании и практической деятельности, сложностями утверждения отношений сотрудничества, равноправного взаимодействия студентов и преподавателей в управлении учреждением, отсутствием достаточных навыков проектирования воспитательных систем. В этом контексте очевидный интерес представляет внеучебная воспитательная деятельность студентов вузов как одна из подсистем профессиональной социализации и саморазвития личности будущего специалиста. Именно поэтому в современных подходах к организации учебно-вос-

питательной работы вуза всё большее значение уделяется организации внеучебной работы со студентами.

Актуальность постановки проблем воспитательной работы в вузе обусловлена и самой спецификой студенческой молодежной среды, интеллектуальной элиты, молодежи, отличающейся всегда наибольшей целеустремленностью, активностью жизненной позиции. Как известно, воспитание в учебном заведении осуществляется через содержание учебного процесса, а также вне его -во внеучебной деятельности [1]. Внеучебная работа со студентами является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов и проводится с целью формирования у студентов гражданской позиции, сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, выработки навыков конструктивного поведения на рынке труда. Изучению различных аспектов, касающихся внеучебной работы, посвящено немало исследований. Особую роль внеучебной деятельности в развитии личности отводили Р. Оуэн, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и другие; самореализации молодого человека были посвящены труды Р. Бернса, И.В. Дубровиной, И.С. Когана; целостное восприятие процессов развития, становления личности молодого человека - в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В, Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина; концепция «всесторонне развитой личности» как одна из моделей самореализации - в работах Ю.К. Бабанского, И.П. Иванова, Т.А. Ильиной, В.А. Ка-раковского; внеурочная воспитательная работа -в трудах Э. Ашхаруа, А.К. Бруднова; современные исследования проблемы внеурочной работы в вузе представлены работами А.К. Бруднова, В.И. Каза-ренкова, В.В. Полукарова; проблемы внеучебной работы в вузе - в трудах А. Бартоломей, М.Б. Не-мировского, Л.И. Новиковой.

Внеучебная работа в вузе складывается из трех компонентов: внеучебной деятельности студентов, внеучебной работы преподавателей со студентами, системы управления внеучебной деятельностью. Она является существенным элементом образа жизни студентов, профессиональной деятельности преподавателей и руководителей учебного заведения. Ее специфика связана с тем, что она осуществляется в свободное от учебы и удовлетворения насущных потребностей время, когда студент по собственному выбору определяет тот или иной вид занятий. В студенческих ориентациях, с одной стороны, находят отражение личностное субъективное восприятие качества профессиона-

лизма, подготовки будущего специалиста в вузе. С другой стороны, они косвенно отражают изменения в сложных и противоречивых процессах профессиональной подготовки, профессионального самоопределения студенчества в условиях формирования современного рынка труда.

Внеучебная работа в вузе реализуется на трех уровнях управления: на уровне вуза, факультета, кафедры и иных структурных подразделений вуза.

К таким направлениям можно отнести:

- научно-исследовательскую работу студентов;

- деятельность общежития;

- профилактику правонарушений;

- профилактику наркомании и ВИЧ-инфекций;

- взаимодействие с общественностью и СМИ;

- экспортно-художественную деятельность;

- деятельность кураторов;

- волонтёрскую деятельность и другие направления.

Внеучебная деятельность есть неотъемлемая часть воспитательной работы в вузе, столь же приоритетная, как и учебная. Для студентов внеучебная деятельность сугубо добровольная, для образовательного учреждения - часть выполняемых им функций.

Внеучебная деятельность в университете состоит из разнообразных видов и направлений, реализуемых на уровне вуза, факультетов, кафедр, академических групп и предполагает:

• создание объективных условий для творческого становления и развития молодого специалиста;

• создание благоприятной атмосферы для самостоятельной инновационной деятельности самих студентов в сфере свободного времени, превращающей их в субъектов собственной и общественной жизни;

• формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента во внеучебной жизни вуза (культурной, спортивной, научно-технической).

Анализ опыта организации внеучебной работы со студентами на социальном факультете Орловского государственного университета позволяет в качестве важнейших направлений данного вида деятельности в вузе выделить научно-исследовательскую работу и волонтёрскую деятельность студентов, обучающихся по специальностям «Социальная работа» и «Социальная педагогика». Эти виды внеучебной деятельности в контексте всего образовательного процесса позволяют формировать у выпускников социального факультета ключевые компетентности, определяющие про-

фессиональную состоятельность будущих профессионалов в социальной сфере.

Выступая в качестве волонтера, студент получает возможности самостоятельно выбирать интересующее направление деятельности в соответствии с будущей профессией; непосредственно оказывать адресную социальную помощь; работать наравне со специалистами-практиками, перенимая их многолетний опыт; овладевать конкретными социальными технологиями и применять их при работе с клиентом; приобретать социально полезные связи; иметь доступ к информационным, методическим источникам. Осуществляя волонтерскую деятельность, студент может определиться, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, выяснить степень соответствия личностных качеств с осваиваемой им профессией специалиста социальной сферы. В процессе волонтерской деятельности студент непосредственно оказывает адресную социальную помощь, что создает условия для развития профессиональной компетентности будущего специалиста в социальной сфере. Опыт волонтерской деятельности социального факультета Орловского государственного университета показывает, что добровольческие инициативы студентов социального факультета представлены достаточно многопланово и направлены на различные категории населения. Их деятельность носит многопрофильный характер. В настоящее время волонтёры - студенты социального факультета Орловского государственного университета являются активными участниками программы «Профилактика ВИЧ-инфекции в пенитенциарных учреждениях», которая реализуется Российским Красным Крестом с 2005 года в трёх регионах России. В рамках реализации данного проекта студенты социального факультета Орловского государственного университета разработали ряд профилактических тренингов-семинаров по проблеме ВИЧ/СПИДа и провели их на базе Шаховской исправительной колонии № 6 и Шаховской воспитательной колонии. С 2008 г. в рамках программы «Профилактика ВИЧ-инфекции среди молодежи», которая реализуется Орловским региональным отделением Российского Красного Креста, волонтеры проводят семинары, тренинги среди своих сверстников в вузах, школах и колледжах города Орла и Орловской области, а также приняли непосредственное участие в профильной смене ДОЛ «Елочка» для детей и подростков из интернатов г. Орла и Орловской области. В лагере студенты проводили как тренинги для подростков, так и организовывали тематические социально значимые мероприятия.

Опыт организации работы студентов-волонтеров по проведению тренингов-семинаров предполагает также существенное расширение возможностей и повышает эффективность образовательного процесса. Это связано в первую очередь с тем, что студенты при выполнении задания вынуждены обращаться по одному и тому же вопросу к различным источникам, сопоставлять различные точки зрения и вырабатывать свою позицию по отношению к полученной информации, излагая ее в сжатом виде. В дальнейшем такой опыт оказывается очень ценным при подготовке курсовых работ и дипломного проекта. Во-вторых, накопленная, собранная студентами информация легко дополняется, совершенствуется, а накопленный и систематизированный материал используется для подготовки и проведения семинарских занятий, студенческих конференций. Все это позволяет сту-дентам-волонтерамнарабатывать социальнопрактический опыт, который будет способствовать не только успешному образовательному процессу и профессиональной реализации в качестве специалиста после окончания вуза, но и самоорганизации, самообразованию, мотивировать к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, то есть обусловливать постоянное стремление будущего специалиста к профессиональному росту, приобретению практического опыта, навыков, умений, новых теоретических знаний, а также к духовному и нравственному совершенствованию. В январе 2008 года на базе высших учебных заведений города Орла было проведено исследование, целью которого было выявление готовности к волонтерской деятельности и эффективных способов ее организации, на базе социального факультета Орловского государственного университета. В исследовании приняли участие студенты 1-5-х курсов различных вузов г. Орла. Количество респондентов -469 человек.

По данным исследования, опыт волонтерской деятельности имеют 25,1% студентов. Причем 52,5% опрошенных указали на желание активно заниматься волонтерской деятельностью. Наиболее приоритетными направлениями добровольческой деятельности молодые респонденты указали организацию досуговой деятельности (детей, подростков и молодежи), проведение акций

- 23,6%, а 15,3% респондентов высказали желание заниматься социально-психологической поддержкой детей и молодежи и профилактикой здорового и безопасного образа жизни.

51,6% респондентов отметили, что более эффективной добровольческую деятельность сту-

дентов может сделать наличие четкой системы добровольческой организации; 37,7% респондентов отметили необходимость поощрения работы добровольцев; 34,5% указали на тесное сотрудничество с общественными некоммерческими организациями; и только 8% отметили необходимость наличия отчетности в работе добровольцев. Большая часть студентов (42,6%) считают, что руководство студенческой добровольческой организацией должно осуществляться преподавателями, а 31,4% - что эффективным для данного вида деятельности будет студенческое самоуправление. Наиболее значимыми результатами добровольческой деятельности 60% респондентов считают оказание помощи нуждающимся категориям населения, 29,6% - получение практического опыта работы с различными категориями населения; 29,9% - участие в конференциях, семинарах, симпозиумах различного уровня, 21,5% - привлечение общественного внимания к студенческому добровольческому движению. На вопрос «Что бы Вы хотели получить от участия в добровольческой деятельности?» были получены следующие ответы: 66,4% респондентов отметили, что осознание того, что кому-то помог, уже является значимым результатом волонтёрской деятельности; 27,4% указали на возможность развивать свои способности (коммуникативные, организаторские, познавательные) в ходе волонтёрской деятельности; 26,5% указали на чувство самоудовлетворения от значимости своей деятельности; 15% - на возможность интересно провести время; 14,8% - на получение дополнительного материала для научно-исследовательской деятельности.

72,2% студентов, принявших участие в исследовании, считают, что знания и опыт, полученные в ходе их участия в добровольческой деятельности, будут востребованы и принесут пользу в их дальнейшей практической деятельности.

Плюсами добровольческой деятельности студенты отметили: возможность самореализации, уважение преподавателей и сверстников, знакомство с новыми интересными людьми, получение новых знаний, приобретение профессионального опыта и навыков, возможность применения полученных результатов деятельности в научных исследованиях, возможность дополнительного обучения, приобретение социально значимых связей. Минусами волонтёрской деятельности студенты считают возможные пропуски учебных занятий из-за волонтёрских мероприятий, материальные издержки, нехватку свободного времени, эмоциональное сгорание, усталость, профессиональный риск.

Таким образом, участие молодежи в добровольческой деятельности решает важную задачу повышения профессиональной компетентности будущих специалистов за счет получения в добровольчестве первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных компетентностей, необходимых для профессиональной деятельности.

Необходимым элементом целостного учебного процесса является, как уже упоминалось, научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС), позволяющая общаться со специалистами в рамках решения реальных производственных и исследовательских задач, изучать и осваивать дополнительный материал. Все это оказывается наиболее эффективным вариантом для образования будущих специалистов [9]. Как известно, ком-петентностный подход предполагает использование деятельностных и личностно ориентированных технологий обучения, т.е. с неизбежностью будет актуализировать и проблемы развития НИДС как системно ориентированной технологии подготовки [2]. Сама же научная работа приобретает новые черты инновационной системы формирования профессиональных и личностных компетенций будущего выпускника.

Научно-исследовательская работа студентов представляет собой наиболее эффективный метод подготовки качественно новых специалистов в высшей школе. Она максимально развивает творческое мышление, индивидуальные способности, исследовательские навыки студентов, позволяет осуществлять подготовку инициативных специалистов, развивать научную интуицию, глубину мышления, творческий подход к восприятию знаний и практическое применение для решения организационных, технических, прикладных задач и научных проблем, а также воспитывает у студентов умение работать в коллективе.

Участие в научной работе кафедры позволяет студентам реализовать творческий потенциал в процессе учебы в вузе. Их вклад в научно-исследовательскую деятельность кафедры может выражаться в самых разнообразных формах: выполнение курсовых и дипломных проектов в форме научно-исследовательской работы (НИР); производственные практики в форме участия в НИР; участие в проведении диссертационных исследований аспирантов кафедры и др.

Процесс обучения способствует развитию у студентов задатков к научным исследованиям -памяти, наблюдательности, воображения, само-

стоятельности суждений и выводов. Каждый из перечисленных компонентов является необходимым для самостоятельной исследовательской работы.

Исследовательскую работу студентов в вузе можно подразделить на два типа: включаемую в учебный процесс (часто её называют учебно-исследовательской работой - УИРС) и выполняемую во внеучебное время (ВИРС) [8]. Учебно-исследовательская работа осуществляется параллельно с изучением дисциплин, предусмотренных учебным планом, под руководством преподавателя. В отличие от традиционных занятий в случае УИРС студент играет роль не пассивного объекта внешнего педагогического воздействия, а становится активным субъектом познавательного процесса. Основная задача, преследуемая УИРС, - отработка студентом навыков самостоятельной работы, овладение методологией и методами научных исследований. Использование исследовательских методов можно рассматривать в качестве предпосылки освоения студентами логики научного поиска. Овладев методами научного исследования, будущий специалист приобретает комплекс профессиональных умений, способствующих развитию его творческого потенциала. Подготовка рефератов, выполнение лабораторных, курсовых и дипломных работ невозможны без проведения исследований. Поэтому в ходе совершенствования системы УИРС необходимо увеличивать долю заданий (лабораторные работы, реферативные обзоры, периоды прохождения учебных и производственных практик), содержащих элементы научных исследований или имеющих реальный научно-исследовательский характер. Продуктивно выполненные задания свидетельствуют об успешном формировании компетенций. Перечисленные формы НИДС позволяют студентам проводить научную работу и во внеучебное время. При этом для оценки её результативности и контроля над усвоением формируемых компетенций необходимо введение системы обязательной отчетности о проделанной работе: представление соответствующего отчета, выступление на студенческом научном семинаре, участие во внут-ривузовских, региональных, всероссийских научных конференциях; представление результатов НИД на конкурсах или выставках. Успешно выполненные исследования могут засчитываться в качестве соответствующих курсовых или выпускных квалификационных работ. Все данные о результативности УИРС и НИДС можно накапливать в форме текущего рейтинга студента и формировать его портфолио [5].

Отметим ещё раз основное различие УИРС и НИДС. В рамках УИРС под руководством преподавателя студент осваивает стандартные методы научного поиска, которые он сможет применить в дальнейшей профессиональной деятельности. Данный тип исследовательской работы в большей степени соответствует первой стадии подготовки специалиста. Конечно, и на уровне бакалавриата можно использовать элементы НИДС, но только для наиболее способных студентов. В магистратуре же научно-исследовательская работа должна быть обязательной: вне этой работы невозможно сформировать компетенции, необходимые для инновационной деятельности. Так, обучение в вузе с систематическим целенаправленным участием студентов в научно-исследовательской деятельности создает условия для становления новой образовательной системы, реализующей принципы компетентностного подхода. В рамках НИДС происходит усиление творческого, самостоятельного и заинтересованно-ответственного участия студента в образовательном процессе. В силу своей практической направленности и личностной ориентированности НИДС в этой инновационной системе является важнейшим фактором, способствующим профориентации студентов на будущую профессиональную деятельность, формированию личности выпускника и воспитанию культуры научного мышления [7].

Планирование и организация НИДС направлены на выработку у будущих специалистов навыков проведения научных исследований. Наряду с выполнением экспериментальных исследований студенты принимают участие в сборе и обработке статистических данных, составлении и подготовке различной компьютерной продукции. Результаты научных исследований студенты представляют на конференциях, научных семинарах кафедр. Наиболее распространенной формой НИДС является участие в научных конференциях. При подготовке к докладу или выступлению студент получает опыт систематизации и обобщения материала, приобретает навыки научного творчества и, наконец, овладевает очень важным искусством аргументированной полемики. Кроме того, выступление с докладом и публикация материала позволяют студенту приобрести (пусть минимальное, но столь важное для молодого человека) общественное признание в среде профессионалов и, что также очень важно, авторские права на результаты научного творчества. Уникальность этого направления работы определяется и тем, что она позволяет обучающемуся выйти на уровень самостоятельного мышления, настроиться на исследова-

тельскую деятельность, приобрести полезные навыки общения с рецензентами и редакторами. Иными словами, в процессе подготовки студенческих научных конференций систематизируется изученный учебный материал и, следовательно, повышается эффективность самого учебного процесса. Другое не менее распространенное направление научной работы студентов - участие в научно-производственных структурах. Научная команда студентов должна формироваться под руководством ведущего преподавателя по научному направлению деятельности кафедры и его помощников - студентов-лидеров из числа дипломников вуза. Каждый член научного объединения должен работать на постоянной, возможно, даже частично платной основе, иметь постоянного консультанта и строго индивидуальное задание. Новыми перспективными формами организации НИДС являются междисциплинарная курсовая НИР, лабораторно-исследовательские практикумы, задания научно-исследовательского характера в период производственных практик, дипломные реальные проекты и проекты в форме научноисследовательских работ.

В январе 2008 года на базе высших учебных заведений города Орла было проведено исследование, целью которого было выявление эффективных способов ведения научно-исследовательской деятельности студентов. В качестве объекта исследования выступили студенты 1-5-х курсов. Количество респондентов - 564 человека. По данным исследования, научно-исследовательской деятельностью в рамках работы научных студенческих обществ занимаются 3,7 % студентов. Причем 49,5% опрошенных указали на желание активно заниматься научно-исследовательской деятельностью. На вопрос «Какая форма работы научного студенческого общества является для Вас наиболее предпочтительной?» 48,6% респондентов ответили, что наиболее предпочтительной формой для них будет участие в работе научноисследовательских групп, кружков, студенческих исследовательских лабораторий и т.д. 36% респондентов ответили, что хотели бы заниматься НИД только в рамках написания курсовых и дипломных работ; подготовкой публикаций по результатам исследовательской работы хотели бы заниматься 12,6% респондентов. 81,3% респондентов отметили, что более эффективной научно-исследовательскую деятельность может сделать наличие мощной информационной базы: учебно-методическое обеспечение, наличие библиотек, доступность её фондов, возможность пользоваться Интернетом; 29,4 % респондентов

отметили тесное взаимодействие студентов с преподавателями; лишь 17,3% указали на работу Студенческого совета научного студенческого общества. На вопрос «В какое время должна осуществляться научно-исследовательская деятельность студентов?» 59,4% респондентов указали, что лучшим вариантом будет сочетание различных форм НИД в рамках учебной и внеучебной работы. 29,4% респондентов считают, что НИД должна осуществляться только в рамках учебного процесса - написания курсовых и дипломных работ; и лишь 15,9% опрошенных считают, что НИД должна выходить за рамки учебного процесса. Наиболее значимыми результатами научно-исследовательской деятельности 27,1% респондентов считают публикации статей по результатам своей исследовательской работы; 29,9% - участие в конференциях различного уровня; 30,9% - участие в конкурсах и олимпиадах; 35,5% - организацию «круглых столов», семинаров по интересующей теме. На вопрос «Что бы Вы хотели получить от участия в работе научного студенческого общества (НСО)?» были получены следующие ответы: 38,8% респондентов отметили выдвижение наиболее одаренных студентов на соискание государственных научных стипендий; именных стипендий ученого совета университета; стипендий, учреждаемых различными организациями и фондами и т.д.; 16% - представление лучших студенческих работ на конкурсы, выставки; 40% - награждение за успехи, достигнутые в научно-исследовательской работе, Почетными грамотами, дипломами и ценными подарками; 45,3% - рекомендация для обучения или стажировки в ведущих учебно-научных центрах Российской Федерации или за рубежом; 38% -возможность самореализации; 18,2% - рекомендация для обучения в магистратуре и аспирантуре. 90,2% студентов, принявших участие в исследовании, считают, что знания и опыт, полученные в ходе участия в научно-исследовательской деятельности, будут востребованы и принесут пользу в их дальнейшей практической деятельности.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность студентов способствует реализации современных требований, предъявляемых к профессиональной подготовке будущего специалиста по социальной работе или будущего социального педагога. Эту работу следует рассматривать в качестве средства достижения интегрированного результата образования, обеспечивающего:

- сформированность универсальных компетенций как единства общенаучных знаний,

умений, инструментальных способностей решения текущих задач, личностной адаптации к жизни в обществе;

- овладение на достаточно высоком уровне общепрофессиональными и профессионально-специализированными компетенциями;

- готовность к инновационной деятельности в избранной профессиональной сфере.

Итак, одной из важнейших задач вуза как образовательного учреждения является удовлетворение потребностей личности в получении широкой культурологической и качественной профессиональной подготовки, в развитии и реализации творческих способностей, приобщении к научноисследовательской деятельности. В целом вуз оказывает влияние на формирование будущих специалистов через такие компоненты, как цели и задачи профессиональной подготовки, содержание обучения и воспитания, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. При этом реализация активности учащихся происходит в основном в сфере познания и профессионально-практической деятельности. Но собственно процесс обучения дает возможность полной самореализации не обязательно всем студентам по разным причинам. Необходимо использовать возможности внеучебных видов деятельности и влияние специально организованного общения, которое может реализоваться в жизнедеятельности коллектива через волонтёрскую и научно-исследовательскую деятельность студентов. Использование возможностей внеучебных видов деятельности студентов позволяет реализовать компетен-тностный подход к подготовке будущих специалистов. Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Реализация компетентнос-тного подхода связана с удовлетворением потребности человека в профессиональном образовании, обогащающем возможности его осуществления; формирование стратегий личностного и профессионального развития. Широкий спектр возможностей реализации профессиональных потребностей в ходе волонтёрской и научно-исследовательской деятельности позволяет всесторонне формировать базовые компетентности будущих специалистов в процессе внеучебной деятельности. Именно такой подход позволяет обеспечить конкурентоспособность специалистов в современном обществе.

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

Библиографический список

1. Внеучебная деятельность в педагогическом вузе: концепция, нормативные и методические материалы. -Екатеринбург, 1998

2. Ищенко В., Сазонова 3. Интеграция образования, науки, производства. Опыт практического // Высшее образование в России. - 2006 . - № 10. - С. 23-31.

3. Козырев В.А. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: Научно-методическое пособие / В.А. Козырев, Н.Л. Шубина. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 429 с.

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф.

B.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 392 с.

5. Кэурулайнен X. Электронное портфолио как инструмент оценки компетенций // Высшее образование в России. - 2006. - № 4. - С. 100-103.

6. Матушкин Н., Гитман М., Столбова В., Гитман Е. Подготовка кадров высшей квалификации: некоторые интеграционные механизмы // Высшее образование в России. - 2007. - № 1. - С. 119-127.

7. Матушкин Н., Столбова И., Ульрих Т. НИРС как составляющая системы формирования компетенций специалиста// Alma Mater («Вестник высшей школы»). - 2007. - № 5. - С. 3-7.

8. Организация научно-исследовательской работы студентов в Пермском государственном техническом университете: Метод. рекомендации/ Сост. Т.А. Ультрих, Т.Ю. Фукалова. - Пермь: Пермский гос. техн. ун-т, 2004. - 71 с.

9. Резник С.Д. Управление кафедрой: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФА-М, 2006. - 635 с. -

C. 383-385.

EXTRA-EDUCATIONAL ACTIVITY AS A CONDITION OF THE FORMATION OF GRADUATES’ KEY COMPETENCES AT THE SOCIAL FACULTY OF AN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

It is obvious nowadays that new type experts are in great request in modern society. They are expected to have high cultural standards and be well educated competent authority. The main idea of this article is the experience of out school work with students of Orel State University. The most important aspects of the article are research effort and volunteer activity of people who are students of social department. These types of activity let us develop professional competences wich determine professional independence of graduating students of social department.

Key words: extra-educational activity, students’ voluntary activity, students’ research activity, competitions’ the approach.

O.V. FILATOVA, J.V. ILJINA, E.G. SEMYONOVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.