Научная статья на тему 'Научные основы организации научно-исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе'

Научные основы организации научно-исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5485
810
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНЫЙ УЧИТЕЛЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ / STUDENTS’ SCIENTIFIC-AND-RESEARCH ACTIVITY / COMPETENT TEACHER / TRAINING FOR RESEARCH ACTIVITY / FORMS AND CONDITIONS OF ORGANIZING THE RESEARCH ACTIVITY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яркова Татьяна Анатольевна

В статье раскрывается сущность исследовательской деятельности студентов педагогического вуза, ее основные задачи и направления; определяются формы и условия организации учебно-исследовательской (УИДС), научно-исследовательской деятельности (НИДС) и научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific Bases of the Students’ Research Activity Organization in Higher Pedagogical Institutions

The essence of higher pedagogical institutions students’ research activity is revealed in the article; its main objectives and directions are revealed; forms and conditions of organizing the educational-and-research activity (ERAS), scientific-and-research activity (RAS) and the students’ research work (RWS) are defined in the article.

Текст научной работы на тему «Научные основы организации научно-исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе»

УДК 378 ББК 74.00

Яркова Татьяна Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор

кафедра педагогики и социального образования Тобольская государственная социально-педагогическая академия

им.Д.И.Менделеева г. Тобольск Yarkova Tatyana Anatolievna Doctor of Pedagogics,

Professor

Chair of Pedagogy and Social Education Tobolsk State Socio-Pedagogical Academy named after D.I. Mendeleev

Tobolsk

[email protected]

Научные основы организации научно-исследовательской деятельности

студентов в педагогическом вузе Scientific Bases of the Students’ Research Activity Organization in Higher Pedagogical Institutions

В статье раскрывается сущность исследовательской деятельности студентов педагогического вуза, ее основные задачи и направления; определяются формы и условия организации учебно-исследовательской (УИДС), научноисследовательской деятельности (НИДС) и научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

The essence of higher pedagogical institutions students’ research activity is revealed in the article; its main objectives and directions are revealed; forms and conditions of organizing the educational-and-research activity (ERAS), scientific-and-research activity (RAS) and the students’ research work (RWS) are defined in the article.

Ключевые слова: компетентный учитель, научно-исследовательская деятельность студентов, подготовка к исследовательской деятельности, формы и условия организации исследовательской деятельности в вузе.

Key words: competent teacher, students’ scientific-and-research activity, training for research activity, forms and conditions of organizing the research activity in higher education institution.

Одной из важнейших задач высшей школы является подготовка специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать

теоретический и профессиональный уровень, творчески подходить к решению возникающих проблем.

В современных условиях качество образования в педагогическом вузе определяется новым пониманием образованности - не как «многознание», а как развитость разнообразных способностей системного характера, среди которых на первое место выходит способность к исследовательской деятельности, столь необходимая для познания другого человека - ученика. Достижение необходимого уровня образованности - интегративного показателя качества образования

- выдвигает задачу привлечения студентов к научной деятельности [4, С.11].

В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования все большую актуальность приобретает модель профессионального развития будущего специалиста, ориентированная не на сиюминутное реагирование на внешние изменения, а на прогнозирование и учет будущих изменений. В соответствии с этой моделью основной акцент в подготовке специалиста делается на становление умения «выйти» за пределы непрерывного потока повседневной практики; видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию [3, С.6].

Решение этих задач осуществляется в учебно-воспитательном процессе вуза и в организации научно-исследовательской деятельности студентов. Необходимо отметить, что в современном вузе эти два относительно самостоятельных процесса все более сближаются, интегрируются. Учебный процесс все больше начинает приобретать черты научного поиска: на смену репродуктивной деятельности преподавателя и студента приходит частично-поисковая и собственно - исследовательская. Исследовательская же деятельность студентов приближается к потребностям практики, выполняет функцию профессиональной подготовки.

Такой подход к профессиональной подготовке обусловлен спецификой деятельности учителя в современной школе. Необходимость в исследовательской направленности профессиональной подготовки будущего учителя обусловлена рядом обстоятельств:

1) ориентация современной парадигмы образования на функционирование в нем педагога нового типа, способного к нестандартным решениям;

2) необходимость обеспечения адаптации образовательного процесса к запросам и потребностям личности обучающегося, возможностей ее самораскрытия;

3) требование постоянного поиска нетрадиционных форм организации и технологий обучения и воспитания, соответствующих разным типам учебных заведений и др.

Приходится констатировать, что не все выпускники педвуза готовы решать современные педагогические задачи, требующие от учителя научного подхода к их решению. Компетентный учитель сегодня - это учитель креативный, умеющий не только сам мыслить нестандартно, но и развивающий данное качество у своих учеников. Тем более, что современная школа постоянно находится в поиске новых путей организации педагогического процесса, поэтому необходимо усиление исследовательской составляющей в процессе профессиональной подготовки будущих учителей.

Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных решать задачи современной общеобразовательной школы и вуза, предвидеть перспективы их развития. Эти качества будущий специалист может приобрести лишь при органическом соединении обучения с научно-исследовательской деятельностью. Научная работа является не дополнением к учебному процессу, а его обязательной составляющей, так как развитие научных исследований меняет не только требования к уровню знаний студентов, но и сам процесс обучения и

его структуру в высшей школе, повышая степень подготовленности будущих специалистов, их творческий, практический кругозор.

Проблема организации научно-исследовательской деятельности студентов и формирования готовности к ней нашла отражение в научной литературе. Учеными рассмотрены различные аспекты этой проблемы: психолого-

педагогические факторы успешности научно-исследовательской работы студентов (Л.Ф. Авдеева); формирование исследовательских умений студентов (С.П. Арсенова, Е.И. Барчук); разработка системы привлечения студентов к исследовательской деятельности в процессе аудиторной и внеаудиторной работы (В.Н. Намазов, Л.М. Скворцов); моделирование исследовательской деятельности студентов (В.И. Горовая, Т.Г. Пронюшкин, С.И. Тарасова) и др. Анализ литературы позволил сформулировать основные задачи данного вида деятельности и определить его содержательные характеристики.

Основными задачами исследовательской деятельности студентов являются:

1) оказание помощи студентам в овладении профессией учителя;

2) развитие творческого мышления и инициативы в решении практических задач;

3) развитие склонности к исследовательской деятельности и формирование исследовательских навыков;

4) расширение теоретического кругозора и научной эрудиции;

5) овладение методами научного познания;

6) формирование навыков работы с научной литературой и др.

Понятие «исследовательская деятельность студентов» включает в себя два

взаимосвязанных элемента:

- обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;

- научные исследования, проводимые под руководством преподавателей.

Исходя из этого, в системе научно-исследовательской деятельности студентов выделяется три направления:

1) научно-исследовательская деятельность, встроенная в учебный процесс (УИДС);

2) научно-исследовательская деятельность, дополняющая учебный процесс (НИДС);

3) научно-исследовательская деятельность, параллельная учебному процессу (НИРС).

Учебно-исследовательская деятельность студентов (УИДС) выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя.

Основной задачей УИДС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лаборатории, научном коллективе. В процессе выполнения учебных исследований будущие педагоги учатся самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных задач на аудиторных занятиях и при выполнении цикла домашних заданий. Участие в учебно-исследовательской работе обязательно для каждого студента.

Учебно-исследовательская деятельность организуется первоначально на материале учебных дисциплин, изучаемых всеми студентами данного курса согласно учебного плана; в дальнейшем - на материале углубленного изучения разными группами студентов одного и того же курса отдельных комплексных проблем (курс по выбору), результаты которых отражаются в курсовой работе, а далее в выпускной квалификационной работе, содержащей итоги самостоятельных наблюдений студента).

Специфика УИДС состоит в том, что, занимаясь ею, студент выступает не в роли пассивного объекта педагогического воздействия - получателя готовой, систематизированной и методически обработанной информации, а в роли субъекта познавательного процесса. В системе УИДС студент самостоятельно, хотя и под руководством преподавателя, ведет наблюдения за материалом, экспериментирует, осуществляет поиск в научной литературе. Таким образом, по типу

познавательной деятельности эта работа является исследовательской, по функциональному назначению - носит учебный характер.

От учебных исследований не ожидаются объективно ценные (новые) научные результаты: занимаясь учебно-исследовательской работой, студент, как правило, «открывает для себя» то, что фактически уже известно науке. Лишь отдельные результаты УИДС представляют подлинный научный интерес -публикуются или используются в преподавании. Хотя сама учебноисследовательская деятельность представляет собой форму обучения, осуществлению собственно исследовательских действий обязательно предшествует этап освоения техники исследовательской работы.

Необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности являются: самостоятельная работа с литературой; пользование библиографическими указателями, каталогами, картотеками.

Студенты должны уметь выделять основные положения в изучаемом материале и кратко формулировать их, вести текстуальные и свободные конспекты, сопоставлять различающиеся положения в изучаемых источниках с постепенным увеличением их числа, реферировать учебную литературу, критически сопоставляя различные точки зрения.

Основными организационными формами УИДС являются:

- углубленное изучение материала учебных предметов;

- изучение дополнительного, внепрограммного материала (факультативы, спецкурсы, спецсеминары, экспедиции, экскурсии и др.);

- проведение лабораторных и практических работ с элементами исследования;

- перевод научной и нормативной литературы и реферирование научных статей на иностранных языках;

- подготовка аннотаций, докладов, отзывов, рефератов, эссе и пр.;

- выполнение курсовых и дипломных работ;

- проектирование и изготовление наглядных пособий, лабораторных установок, ТСО, обучающих, контролирующих, тренажерских программ и др.;

- решение нестандартных задач повышенной трудности;

- изобретательская и рационализаторская деятельность;

- выполнение различных творческих заданий: научное исследование проблемы, художественное произведение, техническое произведение, педагогическое произведение, методологическое произведение и др.;

- составление тезисов и выступления с сообщениями и докладами по темам учебной программы на учебных занятиях.

Несколько иные функции имеет научно-исследовательская деятельность (НИДС) и научно-исследовательская работа студентов.

Термин «научно-исследовательская» в строгом смысле предполагает не «ученический» уровень изысканий, а объективную общественную значимость ожидаемых и получаемых результатов. В практике учебных заведений НИДС и НИРС отличаются от УИДС фактически не по качеству итогов, а по характеру отношения к учебному процессу и, соответственно, по контингенту участников. Как и в УИДС, только некоторые исследования, выполненные в рамках НИДС, а именно в рамках НИРС, представляют научную ценность. Значительная часть НИДС сводится к овладению студентами специальными знаниями и исследовательскими приемами.

В то же время НИДС и НИРС, в отличие от УИДС, не являются частью учебного процесса, хотя и оказывают на него положительное воздействие. НИДС и НИРС проводятся только в свободное от учебных занятий время: студенты работают над индивидуальными или коллективными темами (связанными с кафедральной научно-исследовательской тематикой или тематикой исследовательской лаборатории), участвуют в работе студенческих научных кружков и обществ, выступают с сообщениями на студенческих научных конференциях. К участию в НИДС и НИРС студенты привлекаются на добровольных началах.

К основным организационным формам НИДС относят:

- работу научных кружков, исследовательских групп, студенческих конструкторских бюро, студенческих научно-исследовательских лабораторий и других подобных объединений;

- выполнение индивидуальных научных исследований (исследования по индивидуальному графику); прикладных заданий;

- проведение состязательных мероприятий: конкурсов, смотров, викторин, олимпиад и др.;

- проведение массовых научно-технических мероприятий: научно-

практические конференции, семинары, симпозиумы, круглые столы, дискуссии, диспуты, встречи и др.;

- написание тезисов и научных статей; участие в виртуальных научных конференциях в Интернете и их проведение;

- проведение конкурсов грантов;

- получение патентов;

- выступления с научными сообщениями на заседании кружка, проблемной группы;

- внедрение результатов исследований в педагогическую практику; пропаганду НИРС (выпуск бюллетеней, газет, оформление стендов, страничек на сайтах института и факультетов и др.);

- предоставление работ на конкурсы, смотры и др.

Для организации НИРС используются и специфические формы:

- выполнение студентами научных работ по тематике НИР института на общественных началах;

- выполнение студентами научных работ в научных подразделениях института с выплатой заработной платы;

- научная работа по договорам и грантам (самостоятельно или совместно с преподавателями вуза);

- участие в экспедициях, поисковых партиях и других формах экспедиционных научно-исследовательских работ и др.

При выполнении всех видов научных работ студентам предоставляется возможность широкого использования материальной базы и производственных площадей вуза, преимущественного права пользования фондами научной библиотеки, возможностью получения научных командировок в ведущие научные исследовательские центры страны и др.

На завершающем этапе обучения студента в вузе происходит слияние УИДС и НИДС. Тема исследования, проводимого студентом в научном обществе или в других формах, может быть положена в основу его курсовой или выпускной квалификационной работы. В свою очередь, дипломная работа (ВКР), выполненная в рамках УИДС, при защите ее на заседании ГАК может быть оценена как подлинно научное исследование.

Таким образом, несмотря на определенные различия и формы организации, в соотнесенности с учебным планом и в ряде конкретных задач, научноисследовательская и учебно-исследовательская работа студентов служат одной общей цели - формированию компетентного, творчески мыслящего специалиста, способного оперативно решать возникающие перед ним профессиональные задачи.

Необходимо отметить, что сами по себе исследовательские умения и способности не возникают, необходима специальная работа по их формированию. Процесс формирования готовности к исследовательской деятельности обязательно должен включать следующие компоненты: диагностический, мотивации и О / V-/ \ 1

онный, содержательный, процессуальный (технологический) и рефлексивнооценочный (В.И. Горовая, С.И. Тарасова).

Диагностический компонент предполагает изучение наличного уровня развития умений и способностей студента, необходимых для его включения в исследовательскую деятельность в вузе. Перечень таких умений достаточно объемен:

- проективно-исследовательские (ставить проблему, описывать, интерпретировать, систематизировать научные факты; планировать, формулировать гипотезы; составлять библиографию и т.д.);

- конструктивно-исследовательские (предусматривать затруднения, определять наиболее рациональные виды деятельности, находить необходимые и наиболее эффективные методы исследования и др.);

- исследовательско-организационные (проводить наблюдение, эксперимент; осуществлять взаимный контроль, производить обмен научной информацией; создавать коллектив единомышленников и др.);

- коммуникативно-исследовательские (устанавливать контакт; воспринимать и учитывать критику; предотвращать конфликты и др.);

- собственно-исследовательские (формулировать познавательную задачу; анализировать конкретные явления; сравнивать явления между собой; производить перенос ранее усвоенных знаний на рассмотрение новых фактов и др.).

От степени сформированности этих умений зависит успешность адаптации студентов к вузовскому обучению в целом, готовность выполнять те или иные виды исследовательских заданий в процессе учебной деятельности.

Проявлением мотивационной готовности будущего педагога к исследовательской деятельности является профессиональная направленность личности: избирательное положительное отношение к исследовательской педагогической деятельности, система мотивов исследовательского поиска, интерес к исследовательской педагогической деятельности и склонность заниматься ею.

Помимо желания заниматься исследовательской деятельностью, студент должен обладать системой знаний об ее основах. Ученые выделяют философско-методологическую, социально-педагогическую, психологическую и организационно-методическую составляющие содержательного компонента исследовательской деятельности [2]. К числу основополагающих знаний относят: знание философии современного образования, представление об основных понятиях педагогической науки, знание различных подходов к рассмотрению пе-

дагогических явлений и построению педагогических процессов (диалектический, системный, синергетический и др.), знание о структуре и содержании исследовательской педагогической деятельности, о структуре личности, знание психологических закономерностей обучения и воспитания и др.

Процессуальный (технологический) компонент исследовательской деятельности, на наш взгляд, необходимо рассматривать с двух сторон. Первая -относится к выполнению заданий исследовательского характера в процессе обучения и во внеаудиторное время.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вторая сторона может быть определена как научное сопровождение исследовательской деятельности студентов в виде поэтапного управления этой деятельностью. Условно эти этапы можно определить как адаптационный, формирующий и собственно исследовательский (творческий). Первый этап совпадает с периодом адаптации студента к условиям вуза: посещение вводных спецкурсов, посвященных основам учебной и исследовательской деятельности в вузе, погружение в творческую атмосферу вузовского обучения, знакомство с научными разработками преподавателей вуза и т.д. На втором этапе происходит постепенное усложнение заданий исследовательского характера, включение студента в разработку фундаментальных и прикладных исследований, осуществляемых на кафедрах и исследовательских лабораториях вуза. Третий этап связан с окончательным определением студента в сфере научных интересов, самостоятельное выполнение научного исследования.

В условиях перехода высшего образования на многоуровневую систему подготовки специалистов А.Л. Денисова [2, С.79-80], рассматривает следующие этапы формирования готовности к исследовательской деятельности.

На первой ступени - подготовке бакалавров - необходимо создание студенческих научно-исследовательских лабораторий, осуществляющих связь научных исследований с научной работой и выявляющих наиболее талантливую молодежь. В процессе обучения для получения степени бакалавра необходимо привлекать студентов к следующей научно-исследовательской деятельности:

1. Выполнение научных работ на кафедрах, научных кружках.

2. Выполнение лабораторных работ с исследовательской направленностью.

3. Использование компьютеров для создания:

а) информационно-логических моделей объектов научного исследования;

б) базы данных о приоритетных направлениях развития вузовской науки;

в) базы знаний по проблемам научного исследования.

4. Участие в коллективных научных исследованиях.

5. Участие в научно-практических и методических семинарах по проблемам научного исследования.

6. Выступление в открытой печати с результатами научных исследований.

7. Участие в конкурсах научно-исследовательских работ студентов.

Вторая ступень высшего образования предусматривает подготовку специалистов и магистров. Она диктует необходимость создания научных лабораторий по исследованию и решению отраслевых задач, которые определяются по научным направлениям совместно с заказчиком и выпускающей кафедры. Для этой категории студентов могут быть предложены следующие виды научно-исследовательской работы:

1. Создание банка проблем и задач отраслевого характера.

2. Участие в коммерческих и госбюджетных научных исследованиях.

3. Участие в научно-практических, теоретических и методологических семинарах.

4. Выступление с докладами и сообщениями по проблемам научного исследования на конференциях.

5. Выступление в открытой печати с результатами научных исследований.

6. Создание банка информационного обеспечения для проведения научных исследований студентами, обучающимся на степень бакалавра.

7. Разработка новых информационных технологий, систем и средств коммуникаций, формирование банков данных, позволяющих вести общение на международном уровне с использованием сетей ЭВМ.

8. Участие в разработке комплексных научно-исследовательских программ.

Рефлексивно-оценочный компонент предполагает системную итоговую диагностику готовности выпускника к исследовательской работе в сфере профессиональной деятельности.

Такой подход является весьма продуктивным и отвечает новым требованиям к подготовке компетентного специалиста, соответствующим международным стандартам качества. Какой бы ни была модель формирования готовности к исследовательской деятельности, научного сопровождения этой деятельности, она должна отвечать определенным требованиям, которые выражены в принципах и условиях ее организации.

Ведущими принципами научного сопровождения являются: постепенное повышение сложности исследовательских заданий; свобода выбора сферы научных интересов; создание атмосферы поддержки, стимулирования исследовательской деятельности; взаимосвязь науки и практики; индивидуальный подход и др.

К условиям, определяющим успешность и эффективность исследовательской деятельности, могут быть отнесены следующие:

- актуальность, научная и практическая значимость тематики научных исследований;

- наличие в вузе авторитетных научных коллективов, научных школ и их ведущих ученых - лидеров в определенных областях знаний;

- широта и интенсивность научных связей различного характера;

- уровень материально-технического и финансового обеспечения;

- вовлечение в научно-исследовательскую деятельность всех субъектов образовательного процесса [1, С.11].

Таким образом, исследовательская деятельность студентов в вузе, с одной стороны, тесно связана с учебным процессом, студенческая наука и учебный процесс взаимодополняют друг друга; с другой, - органично входит в систему вузовской науки, вносит определенный вклад в ее развитие. Недооценка роли студенческой науки чревата серьезными изъянами как в уровне профессионального мастерства будущего учителя, так и в его общем развитии.

Библиографический список

1. Богословский, В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики: Монография. [Текст] / В.И.Богословский. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2000. - 142 с.

2. Горовая, В.И. Подготовка учителя к исследовательской педагогической деятельности. [Текст] / В.И.Горовая, С.И.Тарасова. - М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002. - 127 с.

3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография /Под ред.проф.В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой и проф.А.П. Тряпицыной. [Текст] - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2005. -392 с.

4. Потемкин, М.Н. Сопричастность к научным исследованиям -личностный приоритет подготовки специалистов высшего педагогического образования [Текст] / М.Н. Потемкин // Актуальные проблемы научноисследовательской работы в средней и высшей школе: Сб.матер.науч.-практ.конф.,15-17 апр. 2002 г.- Мурманск: Мурм.гос.пед.ин-т, 2002. - С.11-14.

Bibliography

1. Bogoslovsky, V.I. Scientific Accompaniment of Educational Process at Pedagogical University: Methodological Characteristics: Monograph [Text] / V.I.Bogoslovsky. - SPb.: RSPU Publishing House, 2000. - 142 p.

2. Competence Approach in Pedagogical Education: Multi-Author

Monograph / Ed. by Prof. V.A. Kozyrev, N.F. Radionova, Prof. A.P. Tryapitsyna [Text]. - SPb.: Publishing House of RSPU n.a. A.I. Herzen, 2005. - 392 p.

3. Gorovaya, V.I. Teachers’ Training to Research Pedagogical Activity [Text] / V.I. Gorovaya, S.I.Tarasova. - M.: Ileksa, Stavropol: Stavropol Service School, 2002. - 127 p.

4. Potyomkin, M.N. Belonging to Scientific Researches - A Personal

Priority of Higher Pedagogical Education Specialists’ Training [Text] / M. N. Potyomkin // Topical Problems of Research Work at High and Higher School: Proceedings of Scientific-and-Practical Conference, April, 15-17, 2002. - Murmansk: Murmansk State Pedagogical Unoversity, 2002. - P. 11-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.