УДК 3 7 8.147 ББК 4448.02 7.8
ГСНТИ 14.07.01
Код ВАК 13.00.01
Л. Г. Хисамиева
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научно-исследовательская работа; учебно-исследовательская работа; научноисследовательская деятельность; учебно-исследовательская деятельность.
АННОТАЦИЯ. Приводятся результаты сравнительного анализа основных терминов, описывающих научную деятельности студентов.
Ь. в. КЫват1еуа
BASIC CATEGORIES OF THE STUDENT SCIENCE
KEY WORDS: scientific research work; academic research work; scientific research activity; academic research activity.
ABSTRACT. Results of comparative analysis of the basic terms describing scientific activity of students are given.
О
днои из приоритетных задач, решаемых сегодня педагогической наукоИ, является изучение вопросов, связанных с организацией и проведением студенческих научных исследовании, о чем свидетельствует значительное количество научных публикации различного жанра по данноИ проблеме. Ежегодно по тематике научно-исследовательскоИ деятельности студентов издается более 20 методических пособиИ, в рецензируемых научных журналах публикуется более 60 научных статеИ, защищается более 20 диссертациИ. Все это, безусловно, связано с многоаспектностью и разнонаправленностью научных поисков студентов, которые можно изучать и классифицировать по сотням различных основаниИ, начиная от разделения научных работ на технические и гуманитарные науки и заканчивая, например, поиском влияния тех или иных аспектов научного исследования на развитие определенных компетенциИ студентов. При этом предполагается, что все последующие исследования и публикации по проблемам студенческоИ науки должны дополнять либо обогащать предыдущие.
Тем не менее, анализ многих современных научных работ, посвященных научно-исследовательскоИ деятельности студентов, приводит к выводу о том, что пристальное внимание ученых к данноИ проблеме не обеспечивает прироста научного знания в данноИ области. А сравнение этих научных работ часто позволяет увидеть рассогласованность, отсутствие преемственности, а иногда даже полное противоречие в выводах, полученных различными учеными в ходе проведения исследованиИ. Такие противоречия обнаруживаются в различном видении теми или иными авторами струк-
турных компонентов научноИ деятельности студентов, что проявляется в различноИ трактовке ее целеИ, задач, содержания, методов и т. д. Такая вольность в трактовке и отсутствие единообразия в понимании структуры научноИ деятельности студентов является следствием гораздо более серьез-ноИ проблемы, заключающеИся в недоста-точноИ разработанности понятиИно-терми-нологического аппарата и прежде всего основных категориИ студенческоИ науки, таких, как научно-исследовательская работа студентов (НИРС), учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) и учебно-исследовательская деятельность студентов (УИДС).
Анализ публикациИ ученых показывает, что на сегодняшниИ день в педагогиче-скоИ теории нет однозначного определения данных терминов, а их сущность, как правило, трактуется в зависимости от аспекта исследования проблемы: формы научных исследованиИ студентов, специализации студентов, формируемых личностных качеств и др.
Кроме того, большинство авторов изученных нами работ часто рассматривают термины НИРС, УИРС, НИДС и УИДС как единое целое и используют их как синонимы. Подобная терминологическая путаница существенно ухудшает восприятие ряда научных текстов, поскольку очень часто не сразу удается выяснит, какоИ именно из указанных терминов использовался автором.
Сразу нужно оговориться, что многообразие терминов, характеризующих исследования студентов, возникло относительно недавно — в 90-х гг. прошлого века, а до этого времени ученые и практики в области
Kazan
© Хисамиева Л. Г., 2012
педагогики довольствовались одним термином — НИРС [2].
Так, например, С. Н. Степанова отмечает, что понятие «научно-исследовательская деятельность студентов» является относительно молодым в педагогическоИ науке и широко применяется лишь в 80—90-х гг. XX в. [7].
Также необходимо констатировать, что интересующие нас термины взаимодопол-няют и даже взаимообусловливают друг друга. Поскольку в терминах НИРС, УИРС,
НИДС и УИДС присутствуют слова «исследовательская» и «студенты», можно говорить о том, что любоИ из них предполагает осуществление студенческих исследованиИ. На этом фонетическое сходство рассматриваемых терминов заканчивается, и для дальнеИшего их сравнения требуется осуществление семантического анализа, для чего необходимо выявить сущностные признаки НИРС, УИРС, НИДС и УИДС, которые и будут выступать их отличительными признаками (см. рис. 1).
учебная научная учебная
научная
Рис. 1. Алгоритм классификации студенческих исследований
Таким образом, нужно определить круг критериев и показателеИ, по которым можно отнести тот или иноИ вид исследованиИ студентов к работе либо к научноИ деятельности, носящим учебныИ либо научныИ характер, для чего необходим анализ данных терминов.
Прежде всего нужно определиться с тем, что мы понимаем под исследованиями студентов. В самом широком смысле под исследованием (буквально «следование изнутри») понимается поиск новых знаниИ или систематическое расследование с целью установления фактов [5].
При этом поиск представляет собоИ стремление добиться чего-либо, деИствия ищущего, а термин «знание» в интересующем нас контексте — любая познавательно значимая (в частности, адекватная) информация.
Поскольку к категории студентов в России относятся все учащиеся учреждениИ профессионального образования, трактовка интересующего нас термина может быть представлена следующим образом: исследования студентов (либо студенческие исследования) представляют собой стремления и действия учащихся учреждений профессионального образования, направленные на поиск любой познавательно значимой информации. На первыИ взгляд данная трактовка может выглядеть достаточно общеИ, поскольку большая ее часть применима к любым исследованиям и охватывает все виды деятельности, связан-ноИ с поиском человеком какоИ-либо информации, а отличительноИ особенностью здесь выступает лишь конкретизация исполнителя исследованиИ. Такое видение не является случайным, поскольку в сущности
интересующее нас явление представляет собой одно и то же вне зависимости от принадлежности исследователя к той или иной социальной группе.
Более того, сравнивая ход и результаты исследований студентов и, например, школьников или даже профессиональный ученыгх, не всегда можно вымвить определенные различия в порядке действий, используемых средствах, методах и т. д. Безусловно, большая часть исследований студентов ориентирована на учебный процесс и тесно связана с ним, однако данная характеристика не может претендовать на отличительную, поскольку студенты осуществляют и другие виды исследовательской деятельности, не связанные с поиском информации в учебный целях, например просмотр видеосюжета об интересующем их человеке, чтение SMS, беседа о новинках рынка гаджетов и др.
Здесь уместно отметить, что познание человека вообще и студентов в частности не ограничено сферой науки, поскольку знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки, а появление научного знания не упразднило и не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответствуют специфические формы знания [8]. В связи с этим студенческие исследования могут характеризоваться значительной разнонаправленностью, поскольку невозможно определить границы в познании мира. Однако только научные исследования и получаемые в ходе их знания априори отвечают критерию истинности, по-
скольку их основными характеристиками выступают объективность, воспроизводимость, доказательность, точность.
Рассматривая процессуальный аспект студенческих исследований, отметим, что для осуществления поиска научных знаний студенты реализуют определенную последовательность действий, которая в конечном итоге образует деятельность — активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Такая последовательность действий может носить теоретический либо эмпирический характер, когда в первом случае осуществляется объяснение исследуемых явлений, а во втором — выявление и фиксация относительно неглубоких связей и характеристик изучаемых объектов. Е. В. Ефимова, Г. И. Калимуллина отмечают, что именно исследовательская деятельность способна связать теорию и практику, образование и науку, стереть барьер между познанием уже изученного кем-то ранее и созиданием своего собственного [3].
Как научный термин понятие «деятельность» было введено в философию И. Кантом в XVIII в. В философии XIX в. (Г. Гегель, К. Маркс, Л. Фейербах) деятельность предстала как категория. На современном этапе развития науки деятельность рассматривается с точки зрения ее процессуальной структуры (В. В. Давыдов). При этом основными процессуальными компонентами деятельности являются потребности, целеполагание, целевыполнение, результат и его оценка, осуществляемые по циклической схеме в заданных условиях.
Исследовательская деятельность — это особый вид познавательной деятельности человека. Она базируется на исследовательской активности и исследовательском поведении личности, но является осознанной, целенаправленной, организуемой с помощью специальных средств. В процессе реализации исследовательской деятельности проявляются и развиваются исследовательские способности: видеть проблемы, выстраивать версии, вырабатывать гипотезы, наблюдать, искать и вычленять новую информацию, проводить эксперименты, анализировать полученные сведения, обобщать и формулировать выводы.
Исследовательская деятельность студентов имеет определенную структуру: осознание проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы и способов ее проверки, решение проблемы, проверка правильности решения. При этом полученные в ходе научного поиска результаты создают пред-
посылки и выступают основой дальнейших исследований, что позволяет характеризовать научную деятельность как циклический процесс.
Рассматривая организационный аспект студенческих исследований, отметим, что исследовательская деятельность студентов начинается с реализации учебно-исследовательских проектов, написания курсовых и дипломных работ, участия в семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах. В условиях вуза данные формы исследовательской деятельности органично включены во многие формы студенческих исследований, что позволяет охарактеризовать студенческие поиски как с научной, так и с учебной точки зрения.
В то же время только научно-исследовательскую деятельность всегда выделяют ее специфические особенности, которые заключаются прежде всего в использовании научной терминологии, поскольку в силу ряда обстоятельств обыденный язык оказывается недостаточным для описания объектов научного исследования. Особенно актуальным данное положение становится при создании нового научного знания, что является, по мнению большинства авторов, важнейшей отличительной особенностью научного исследования.
Наука — это такая же область профессиональной человеческой деятельности, как и любая другая — педагогическая, индустриальная и т. п. Важнейшее специфическое качество науки заключается в том, что если в других отраслях человеческой деятельности используются знания, получаемые наукой, то наука — эта та область деятельности, основной целью которой является получение самого научного знания.
Научно-исследовательская деятельность человека представляет собой процесс решения особых познавательных задач, цель которых — создание нового научного знания. А поскольку научное исследование направлено не на воспроизведение, а на получение новой информации, обогащающей общественный опыт, описание его результатов часто связано с разработкой нового терминологического аппарата.
Научная деятельность человека (как и любая другая деятельность) имеет определенную структуру. А. М. Новиков выделяет следующие фазы научного исследования: проектирование, технологическая фаза, рефлексивная фаза. Данная структура близка также и исследовательской деятельности и в целом отражает ее основные компоненты. Гомологичное сходство данных видов деятельности позволяет конкретизировать компоненты временной структуры научноисследовательской деятельности (см. рис. 2).
Рис. 2. Основные компоненты научно-
Таким образом, представляется возможным дать определение и отграничить понятие научно-исследовательскоИ деятельности студентов. Она представляет собой процесс активного взаимодействия учащихся учреждений профессионального образования с различными источниками, во время которого осуществляется поиск объективной, воспроизводимой, доказательной, точной информации, ключевыми характеристиками которой выступают абсолютная новизна и описание при помощи научной терминологии.
Такое определение понятия НИДС, на наш взгляд, позволяет достаточно четко выделить среди общеИ массы студенческих исследованиИ определенную их категорию, характеризующуюся абсолютноИ новизноИ полученных результатов. При этом нужно отметить, что на практике лишь единичные студенческие исследования сопряжены с получением в качестве своего результата принципиально новых знаниИ, что связано с недостаточным уровнем исследовательских компетенциИ у студентов. Е. А. Омельченко отмечает, что в последние годы качество студенческих исследованиИ очень сильно снизилось, они все больше приобретают учебныИ характер и все дальше отходят от уровня, на котором можно говорить об осуществлении собственно научного поиска [6].
Поскольку в большеИ массе студенческие исследования носят репродуктивныИ характер и содержат в себе лишь элементы научно-исследовательскоИ деятельности, они служат прежде всего учебным целям, реализация которых ведет к развитию исследовательских компетенциИ студентов. Можно утверждать, что при выполнении таких исследованиИ исследовательская деятельность сопряжена с осуществлением учебноИ деятельности, представляющеИ собоИ овладение разнообразным общественным опытом в его обобщенном виде.
исследовательском деятельности студентов
Учеба — совокупность организованных мероприятиИ, направленных на получение знаниИ, умениИ, приобретение опыта. Это процесс учебного познания, где открытие уже известных в науке истин представляет, тем не менее, ценность для того или иного индивида.
Учебная деятельность связана с освоением норм культуры — образцов деятельности, познанием и выяснением чего-либо, а значит, и ее направленность определяется как присвоение способов понимания, освоения, присвоения предметно-специфических знаниИ и выражается в требованиях: освоить, узнать, овладеть, осознать, знать, уметь и пр. Поэтому главноИ целью учебно-исследовательскоИ деятельности студентов выступает образовательныИ результат, поскольку она направлена на обучение, развитие исследовательского типа мышления личности.
Основная специфика учебно-иссле-довательскоИ деятельности студентов заключается в необходимости ее осуществления в логике учебноИ деятельности, и в то же время содержание этоИ деятельности связано с проведением исследования.
Поскольку учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика, учебно-исследовательская деятельность также предполагает совместную деятельность этих основных субъектов образовательного процесса.
Для того чтобы деятельность студентов стала исследовательской преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в их сознании, а затем обучить их принципам, методам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться через решение задач научного характера по индивидуальноИ теме.
Взаимопроникновение исследователь-скоИ и учебноИ деятельности студентов позволяет объединить их в единыИ процесс — УИДС, которая, с точки зрения В. И. Андреева, представляет собоИ «организуемую педагогом с использованием преимущественно дидактических средств косвенного и перспективного управления деятельность студентов, направленную на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в которой доминирует самостоятельное применение приемов научных методов познания, в ре-
зулътате чего студенты активно овладевают знаниями, развивают свои исследо-вателъские умения и способности» [і].
Учебно-исследовательская деятельность предполагает решение учащимися творческих исследовательских задач с заранее неизвестным результатом, предполагающим наличие основных этапов, в принципе характерных для научного исследования.
Основываясь на выводах В. В. Давыдова, представим циклическую структуру УИДС, которая может включать в себя учебную задачу, учебные действия, действия контроля и оценки (см. рис. 3).
Рис. З. Основные компоненты учебно-исследовательской деятельности студентов
Основным предназначением УИДС выступает проведение исследований, направленный на поиск субъективно новой информации, а также совершенствование своих исследовательских компетенций. Существуя как самостоятельное явление, данныш вид студенческих исследований, с одной стороны, не представляет ценности с точки зрения развития науки в целом, а с другой — выступает уникальной основой развития исследовательских компетенций студентов, а потому и важнейшим условием проведения НИДС. Таким образом, УИДС является видом образовательной деятельности, а НИДС — познавательной, разница между которыми заключается в том, что в задачи первой входит открытие субъективно нового для данного человека (или группы), а второй — объективно нового для науки. А поскольку исследовательская деятельность при осуществлении УИДС носит учебныш характер, большинство исследований данного вида характеризуется наличием различный исследовательских ошибок, число который постепенно снижается по мере освоения студентом способов, приемов и средств исследования и т. д.
При соотношении понятий «исследовательская деятельность» и «исследователь-
ская работа» можно отметить, что очень часто последняя определяется как инструмент исследовательской деятельности. Вместе с тем сами понятия научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов у нас еще в недостаточной степени воспринимаются как самостоятельные аспекты студенческих исследований. Все еще встречается представление о НИРС, ограничивающее ее практикой подготовки курсовык и дипломнык работ. Такое формальное отношение к сущности данный понятий существенно сужает значение НИРС и УИРС и связывает осуществление данный видов работ лишь с решением задач по оформлению научный исследований.
Если рассматривать исследовательскую работу человека в широком смысле, то она выступает как действия, ведущие от постановки вопроса к получению ответа. Работа — это сознательная целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальный и духовный ценностей.
Любая конкретная работа некоторого направления (научная, учебная и т. д.) обыи-но бытает частичной, решает лишь одну из подчиненныгх задач направления в целом.
Исходя из этого проводимая студентами исследовательская работа может рассматриваться как осуществление конкретных завершенных циклов — исследованиИ (научных проектов).
В «Положении о научно-исследо-вательскоИ работе студентов высших учебных заведениИ» научно-исследовательская работа подразделяется на учебно-исследовательскую (УИРС), являющуюся продолжением и углублением учебного процесса, и научно-исследовательскую (НИРС), выполняемую за его пределами.
Рассматривая в своих исследованиях НИРС, Г. Н. Лобова определяет ее как целенаправленный процесс поэтапного овладения всеми компонентами исследователь-скоИ деятельности на основе решения кон-кретноИ задачи в условиях, максимально приближенных к реальноИ профессиональ-ноИ деятельности [4].
С позиции организации НИРС в вузе ее можно понимать как иерархически организованную систему работы со студентами в вузе через их участие в научном процессе от стадии обретения навыков и умениИ до стадии исследования и получения научного результата. Основная цель НИРС — это получение углубленных знаниИ в определенных направлениях науки, а также получение практических навыков в будущеИ профессии.
Система научно-исследовательскоИ работы студентов представляет собоИ совокупность мероприятиИ, направленных на освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них методов, приемов и навыков выполнения научноисследовательских работ, развитие способ-ностеИ к научному и техническому творчеству, самостоятельности и инициативы.
Во многих научных и учебно-методических трудах принадлежность исследо-вательскоИ работы студентов к учебноИ или научноИ определяется по формам их участия в учебном процессе или во внеучебноИ деятельности. Например, к особенностям УИРС следует отнести то, что эта деятельность организуется педагогом и при ее ор-
ганизации и проведении не требуется выделения специального времени и, кроме того, она позволяет включать в творческиИ процесс всех студентов.
К особенностям НИРС относится то, что она не включена в учебные планы, основана на принципах самостоятельности и добровольности студентов.
Таким образом, УИДС должна быть организована непосредственно в учебном процессе и должна пронизывать всю систему подготовки будущего специалиста. С данным высказыванием согласны многие авторы, считая, что учебно-исследовательская работа должна осуществляться посредством внедрения элементов научноИ работы во все виды учебноИ деятельности студентов на протяжении всего периода их обучения.
В то же время название «учебно-исследовательская работа» нельзя считать логичным, так как любая работа, выполняемая в соответствии с учебным планом, является учебноИ.
Анализ указанных трактовок понятиИ позволил нам констатировать, что НИРС и УИРС выступают составными компонентами исследовательскоИ деятельности студентов, направленными на решение каких-либо утилитарных задач.
Становится очевидным, что эти понятия взаимодополняют друг друга. Если учебно-исследовательская работа дает возможность студентам приобщиться к научным исследованиям, то научно-исследовательская работа, опирающаяся на реальные факты производственноИ деятельности, позволяет сформировать все необходимые качества современного специалиста-иссле-дователя.
ПроведенныИ анализ понятиИ НИРС, УИРС, НИДС и УИДС дает возможность сделать вывод о том, что эти категории сту-денческоИ науки находятся на разных иерархических уровнях, причем понятия более низкого уровня являются составными компонентами более верхних в иерархии данных терминов (см. рис. 4).
1 уровень
исследования студентов
2 уровень
научная деятельность
<=>
учебная деятельность
^ '
научная работа научная работа
3 уровень
учебная
учебная
Рис. 4. Иерархия категорий студенческой науки
О'
ЛИТЕРАТУРА
1. АНДРЕЕВ В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательскоИ деятельности : метод. пособие. М, 1981.
2. БАЛАШОВ В. В. Организация научно-исследовательскоИ деятельности студентов в вузах России : монография : в з ч. 2-е изд., испр. и доп. / ГУУ. М., 2002.
3. ЕФИМОВА Е. В., КАЛИМУЛЛИНА Г. И. Научно-исследовательская деятельность бакалавров и магистров в системе управления качеством профессионального образования // СибирскиИ педагоги-ческиИ журнал. 2009. № 2.
ЛОБОВА Г. Н. Теоретические и технологические основы профессиональноИ подготовки студентов к научно-исследовательскоИ деятельности : автореф. дис. € д-ра пед. наук : 13.00.08. М., 2002. ОЖЕГОВ С.И., ШВЕДОВА Н. Ю. ТолковыИ словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2006. ОМЕЛЬЧЕНКО Е. А. Возможности самовыражения студентов вуза в ходе научно-исследовательскоИ деятельности // МеждународныИ журнал экспериментального образования. 2010. №11.
7. СТЕПАНОВА С. Н. Этапы формирования и структура научно-исследовательскоИ деятельности студентов университета // Вестник ЧГПУ. 2009. № 3.
8. ФИЛОСОФИЯ науки в вопросах и ответах : учеб. пособие для аспирантов / В. П. КохановскиИ [и др.]. Ростов н/Д : Феникс, 2006.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев