Научная статья на тему 'Возможности учебной и исследовательской деятельности по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам при наличии "непрофильного" факультета в вузе'

Возможности учебной и исследовательской деятельности по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам при наличии "непрофильного" факультета в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ / НЕПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / РЕГИОНОВЕДЕНИЕ / HUMANITARIAN FACULTY / NON-PROFILE EDUCATION / RESEARCH ACTIVITY / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATIONS / REGIONAL STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Михаил Сергеевич, Новиков Сергей Валентинович

От организации непрофильных факультетов в сельскохозяйственных, технических и других вузах Министерство науки и образования РФ отказалось. Между тем опыт деятельности гуманитарных, экономических, юридических факультетов требует своего обобщения. По мнению авторов статьи, имевших опыт обучения и преподавания на подобном факультете, отказ от указанной практики негативно сказался и на студентах, и на общем уровне преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков Михаил Сергеевич, Новиков Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISTA FOR EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES IN HUMANITARIAN AND SOCIO-ECONOMIC DISCIPLINES IN PRESENCE OF A NON-PROFILE FACULTY IN UNIVERSITY

From the organization of non-profile faculties in agricultural, technical and other universities, the Ministry of Science and Education of the Russian Federation has refused. Meanwhile, the experience of Humanities Faculty, Faculty of Economics, Faculty of Law need to be generalized and used. The authors of the article, who had the experience of teaching and working in the non-profile faculty, consider that the rejection of this practice had a negative impact on students and the level of teaching.

Текст научной работы на тему «Возможности учебной и исследовательской деятельности по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам при наличии "непрофильного" факультета в вузе»

УДК 378+009

DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-91-95

М. С. НОВИКОВ С. В. НОВИКОВ

Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГУМАНИТАРНЫМ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

ПРИ НАЛИЧИИ «НЕПРОФИЛЬНОГО» ФАКУЛЬТЕТА В ВУЗЕ

От организации непрофильных факультетов в сельскохозяйственных, технических и других вузах Министерство науки и образования РФ отказалось. Между тем опыт деятельности гуманитарных, экономических, юридических факультетов требует своего обобщения. По мнению авторов статьи, имевших опыт обучения и преподавания на подобном факультете, отказ от указанной практики негативно сказался и на студентах, и на общем уровне преподавания. Ключевые слова: гуманитарный факультет, непрофильное образование, исследовательская деятельность, межпредметные связи, регионоведение.

Учеба — совокупность организованных мероприятий, направленных на получение знаний, умений, приобретение опыта.

Поскольку учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения деятельности преподавателя и деятельности обучающегося, учебно-исследовательская деятельность также предполагает совместную деятельность этих основных субъектов образовательного процесса.

Для того чтобы деятельность обучающихся стала исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в их сознании, а затем обучить их принципам, методам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания.

Взаимопроникновение исследовательской и учебной деятельности студентов позволяет объединить их в единый процесс — УИДС, которая, с точки зрения В. И. Андреева, представляет собой «организуемую педагогом с использованием преимущественно дидактических средств косвенного и перспективного управления деятельность студентов, направленную на поиск объяснения и доказательства закономерных связей, экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в которой доминирует самостоятельное применение приемов научных методов познания, в результате чего студенты активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и способности» [1, с. 10-17, 97-102, 172-188].

Основываясь на выводах В. В. Давыдова и Ю. В. Громыко, представим циклическую структуру УИДС, которая может включать в себя учебную задачу, учебные действия, действия контроля и оценки. Основным предназначением УИДС выступает проведение исследований, направленных на поиск субъективно новой информации, а также совершенствование своих исследовательских компетенций. Существуя как самостоятельное явление, данный вид студенческих исследований, с одной стороны, не представляет ценности с точки зрения развития науки в целом, а с другой — выступает уникальной основой развития исследовательских компетенций студентов, а потому и важнейшим условием проведения НИДС. Таким образом, УИДС является видом образовательной деятельности, а НИДС — познавательной, разница между которыми заключается в том, что в задачи первой входит открытие субъективно нового для данного человека (или группы), а второй — объективно нового для науки. А поскольку исследовательская деятельность при осуществлении УИДС носит учебный характер, большинство исследований данного вида характеризуется наличием различных исследовательских ошибок, число которых постепенно снижается по мере освоения студентом способов, приемов и средств исследования [2, с. 31-37].

При соотношении понятий «исследовательская деятельность» и «исследовательская работа» можно отметить, что очень часто последняя определяется

как инструмент исследовательской деятельности. Вместе с тем сами понятия научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов у нас еще в недостаточной степени воспринимаются как самостоятельные аспекты студенческих исследований. Все еще встречается представление о НИРС, ограничивающее ее практикой подготовки курсовых и дипломных работ. Такое формальное отношение к сущности данных понятий существенно сужает значение НИРС и УИРС и связывает осуществление данных видов работ лишь с решением задач по оформлению научных исследований.

В различного рода «Положениях о научно-исследовательской работе студентов высших учебных заведений» научно-исследовательская работа подразделяется на учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС), являющуюся продолжением углубления учебного процесса, и научно-исследовательскую работу студентов (НИРС), выполняемую за его пределами. Таким образом, система научно-исследовательской работы студентов представляет собой совокупность мероприятий, направленных на освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности и инициативы.

Анализ как упомянутых выше понятий, так и практик позволил нам констатировать, что НИРС и УИРС выступают составными компонентами исследовательской деятельности студентов. Становится очевидным, что эти понятия дополняют друг друга. Если учебно-исследовательская работа дает возможность студентам приобщиться к научным исследованиям, то научно-исследовательская работа, опирающаяся на реальные факты производственной деятельности, позволяет сформировать все необходимые качества современного исследователя. Наличие НИРС провозглашено в большинстве вузов. Однако зачастую проведение «недель истории», впрочем, как и философии, экономики в непрофильном вузе заканчивается прочтением докладов по широко известным темам и награждением победителей.

В данном случае следует обратиться к опыту деятельности в непрофильном Омском государственном аграрном университете (ОмГАУ) гуманитарного факультета, работающего по программе «Регионоведение». Помимо 49 студентов-регионо-ведов 77 преподавателей гуманитарного факультета обучали студентов девяти факультетов ОмГАУ [3, с. 14].

В 2004 г. на факультете вышел «Сборник материалов к научной конференции аспирантов и студентов гуманитарного факультета ОмГАУ. 2004 г.», он стал первой попыткой совмещения профессиональных компетенций (УИРС) с краеведческим и страноведческим компонентом (НИРС) в работе с обучающимися в ОмГАУ. Сборник 2004 — 2005 гг., примечателен началом участия в конференции и, как следствие, в сборнике аспирантов и студентов других факультетов ОмГАУ, вузов г. Омска и даже других стран [4, с. 37].

Всего имело место 10 выпусков сборника. Авторами статьи даны характеристики участников конференций, опубликовавших в сборниках свои статьи (табл. 1, 2). При этом следует отметить, что в работе конференции принимали участие студенты профильных для аграрного вуза факультетов. Так, в разделе, посвященном месту П. А. Столы-

пина в историческом сознании студентов ОмГАУ, была дана оценка деятельности реформатора, разносторонние взгляды на его политическую деятельность, сравнения инициированных им аграрных преобразований с реформами современных землеустроителей и др. Раздел включал 12 статей, лишь одна принадлежала обучающимся на гуманитарном факультете. В формировании раздела приняло участие шесть студентов агрономического, два водохозяйственного, один землеустроительного и два студента экономического факультетов ОмГАУ [5, с. 150-197].

Что касается направленности исследований, то они были выдержаны в рамках гуманитарных и социально-экономических исследований. Например, «Сборник материалов к международной конференции аспирантов и студентов при гуманитарном факультете ОмГАУ. 2008 г.» был приурочен к 10-летию специальности «Регионоведение» и 90-летию Аграрного университета. Он вышел при поддержке Сибирской академии политических наук (г. Новосибирск).

Первый раздел был посвящён политическим партиям, общественным организациям, средствам массовой информации и органам власти в период изменения социально-экономического строя. В нём были рассмотренны: некоторые особенности организации судебной власти в Сибири в конце XIX в., соотношение органов управления в Омске в феврале-декабре 1917 г., правовой статус Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, деятельность регионального отделения Союза Правых Сил, экологические движения в политике и др. Раздел включал девять статей, все они принадлежали студентам и аспирантам гуманитарного факультета ОмГАУ.

Второй раздел был посвящён теории и практике хозяйственной деятельности и её социальным последствиям. В нём были рассмотрены: структура имиджа мясоперерабатывающего предприятия, кредитование в сельских условиях, проблемы экологической безопасности социальной поддержки семей в Черлакском районе и др. Раздел включал восемь статей, пять принадлежали студентам и аспирантам гуманитарного факультета ОмГАУ.

Третий раздел был посвящён молодёжи и её ценностным ориентациям. В нём были рассмотрены: проблемы студенческого самоуправления и методы ее разрешения на гуманитарном факультете, слагаемые успешности выпускника вуза, сравнение общественных ценностей в США, Великобритании и России, специфики восприятия студентами понятий «Родина» и «Патриотизм» и др. Раздел включал 10 статей, семь принадлежали студентам и аспирантам гуманитарного факультета ОмГАУ.

Четвёртый раздел был посвящён странам Восточной и Центральной Европы и проблеме интеграции в Европейское сообщество. В нём были рассмотрены: энергетическая политика ЕС по вопросу вето Польши в аспекте переговоров ЕС и России, либерализму и диалогу между Белоруссией и ЕС, влиянию Польши на установление отношений между ЕС и Украиной и др. Раздел включал семь статей, три принадлежали студентам и аспирантам Торунь-ского университета (университет Николая Коперника, Польша), по одной — студентам Института политических исследований (г. Москва) и Белорусского государственного университета, две — студентам Университета Витуса Магнуса (Литва), бывшим гостями гумфака ОмГАУ [6].

Таблица 1

Характеристики участников конференций, опубликовавших в сборниках свои статьи*

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Количество участников/Статей 22/22 28/22 21/21 43/37 42/34 47/36 38/35 41/38 35/34 38/36

Студенты гуманитарного факультета 14 12 7 9 18 19 12 15 9 8

Студенты других факультетов и вузов 4 4 5 11 9 15 11 7 18 25

Студенты иностранных вузов - - 5 6 6 6 6 1 - -

Аспиранты гуманитарного факультета 2 3 1 6 5 3 7 6 4 5

Аспиранты других факультетов и вузов - - 3 1 3 2 2 4 1 -

Студенты, ставшие аспирантами гуманитарного факультета 2 3 2 6 6 2 6 5 2 1

♦Примечания.

1. Сборник материалов к научной конференции аспирантов и студентов гуманитарного факультета ОмГАУ за 2004-2005 год. Омск: ОмГАУ, 2005. 100 с.

2. Сборник материалов научной конференции аспирантов и студентов гуманитарного факультета ОмГАУ. 2004 год. Омск: ОмГАУ, 2005. 76 с.

3. Сборник материалов к Российско-Польской научной конференции аспирантов и студентов при гуманитарном факультете ОмГАУ. 2006. Новосибирск-Омск: Сибирская академия политических наук, 2006. 100 с.

4. Сборник материалов к Российско-Польской научной конференции аспирантов и студентов при гуманитарном факультете ОмГАУ. 2007. Новосибирск-Омск: Сибирская академия политических наук, 2007. 176 с.

5. Сборник материалов к Международной научной конференции аспирантов и студентов при гуманитарном факультете ОмГАУ. 2008. Новосибирск-Омск: Сибирская академия политических наук, 2008. 176 с.

6. Сборник материалов к Международной научной конференции аспирантов и студентов при гуманитарном факультете ОмГАУ. 2009. (К юбилею Надежды Владимировны Тетериной). Омск-Новосибирск-Павлодар: Сибирская академия политических наук, 2009. 212 с.

7. Сборник материалов к Международной научной конференции аспирантов и студентов при гуманитарном факультете ОмГАУ. 2010.(К юбилею Рины Ахметовны Рияновой). Омск: ИПК Макшеевой Е. А., 2010. 210 с.

8. Сборник материалов к Международной научной конференции аспирантов и студентов при гуманитарном факультете ОмГАУ. 2011. (К 140-летию Н. Я. Новомбергского). Омск: ИПК Макшеевой Е. А., 2011. 160 с.

9. Сборник материалов к Межвузовской научной конференции аспирантов и студентов при гуманитарном факультете ОмГАУ. 2012 (К 150-летию А. Н. Неверова). Омск: ИП Макшеевой Е. А., 2012. 140 с.

10. Сборник материалов к Межвузовской научной конференции аспирантов и студентов при гуманитарном факультете ОмГАУ. 2013 (Преподавателям и студентам сельскохозяйственного института, участникам разгрома Советскими войсками немецко-фашистских армий в Сталинградской битве посвящается). Омск: ИП Макшеевой Е. А., 2013. 116 с.

Таблица 2

Направления исследований, представленных на конференциях гуманитарного факультета*

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Краеведение 6 3 1 7 0 8 8 4 6 4

Страноведение 4 3 0 6 7 10 7 2 0 4

Политические партии и движения 4 3 1 7 3 4 4 4 6 4

СМИ 3 3 2 3 0 5 5 3 0 4

Государственное и муниципальное управление 3 3 4 3 3 5 4 8 0 3

Социальная сфера: здравоохранение, образование, социальные программы 0 2 6 1 3 1 1 2 0 4

Экономическая и хозяйственная деятельность 1 3 4 2 4 0 1 6 12 5

Молодежная политика, студенчество 1 2 1 5 90 1 2 5 8 5

Национальные и конфессиональные отношения 0 0 2 3 4 2 3 4 2 3

*См. примечания к табл. 1.

93

Помимо указанных сборников конференций в 2000-е годы студенческие публикации имели место в журнале «Вестник ОмГАУ», сборниках Регионального центра по связям с общественностью, молодежном литературно-критическом журнале «Театр». Они дополняли характеризованную выше деятельность и во многом были ею порождены [7, с. 35, 37].

В различные годы соорганизаторами конференций выступали историко-краеведческая лаборатория «Омская государственная областная научная библиотека им. А. С. Пушкина» и Омский государственный аграрный университет, исторический факультет Торуньского университета (Польша), Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова (Казахстан) [8, с. 24].

Таким образом, можно констатировать, что:

— публикация лучших результатов студенческих работ повышала образовательную активность обучающихся в рамках учебных дисциплины цикла ГСЭ;

— привлечение на конференции в качестве участников студентов других вузов и публикация работ зарубежных участников расширяли кругозор как студентов, так и их руководителей;

— наличие сборников позволяет вести отработку материалов будущих ВКР и материалов к написанию диссертаций аспирантами.

На факультете велась аспирантская подготовка по направлениям:

08.00.05 — Экономика управления народным хозяйством (открыта в 1998 г.). Руководитель — кандидат экономических наук, профессор Л. В. Гришаева;

09.00.01 — Онтология и теория познания (открыта в 1999 г.). Руководитель — доктор философских наук, профессор Л. В. Денисова;

07.00.02 — Отечественная история (открыта в 2005 г.). Руководитель — доктор исторических наук, профессор С. В. Новиков [4, с. 11-12].

Таким образом, наиболее эффективным выходом из ситуации, когда дисциплины цикла ГСЭ не воспринимаются обучающимися как необходимое составляющее процесса обучения, является выстраивание их преподавания в соответствии со следующими идеями:

— фундаментализация содержания образования во взаимосвязи с практической направленностью профессиональной подготовки;

— ориентация при отборе содержания образования, в том числе и исторического на творчество, самобытность, индивидуальность каждого студента, его неповторимую личность;

— целостность и преемственность образовательно-профессиональных программ разных направлений, их открытость и вариативность, предполагающие как динамичность изменений в содержании образования, так и профессиональной подготовки в соответствии с государственным стандартом и региональным компонентом;

Организация учебно-воспитательного процесса на основе вышеназванных идей позволяет полнее реализовать не только учебно-образовательные, но и научные возможности изучения истории, экономической географии, литературы, иностранного языка, социологии и других предметов как учебных дисциплин.

Все это было реализовано преподавателями Гуманитарного факультета ОмГАУ и их коллегами из ОмГПУ на базе подготовки специалистов-реги-оноведов и преподавания дисциплин цикла ГСЭ по сельскохозяйственным и зоотехническим направлениям подготовки. В 2004-2014 гг. преподавателям

факультета удалось совмещать процесс овладения обучающимися профессиональными компетенциями с краеведческим и страноведческим компонентами. Это, в свою очередь, дало высокие результаты как в процессе обучения, так и в ходе профориен-тационной работы.

В завершение можно констатировать, что наличие в вузе факультета, занимающегося подготовкой по непрофильной специальности — Регионоведе-ние, стало гарантией общего качества работы преподавателей цикла ГСЭ. После отказа руководства вуза от работы с непрофильными направлениями подготовки преподаватели в большинстве своем были уволены/уволились, аспирантская подготовка прекращена, факультет закрыт.

Библиографический список

1. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. 240 с.

2. Давыдов В. В., Громыко Ю. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 31-37.

3. Аналитический отчет о деятельности ОмГАУ за первые пять лет в статусе университета (1994-1999 гг.). Материалы для обсуждения. Омск: ОмГАУ, 1999. 117 с.

4. Регионоведение (032301). Путеводитель по специальности / сост. С. В. Новиков, А. Г. Бекбаева. Омск: ОмГАУ, 2008. 48 с.

5. Сборник материалов к Международной научной конференции аспирантов и студентов при гуманитарном факультете ОмГАУ. 2010. (К юбилею Рины Ахметовны Рияновой) / Под ред. С. В. Новикова. Омск: ИПК Макшеевой Е. А., 2010. 210 с.

6. Сборник материалов к Международной научной конференции аспирантов и студентов при гуманитарном факультете ОмГАУ / Под ред. С. В. Новикова. 2008. Новосибирск-Омск: Сибирская академия политических наук, 2008. 176 с.

7. Новикова И. В. Студенческая публикация и её место в процессе оптимизации образования // Вестник Омского государственного аграрного университета. 2009. № 2. С. 35-37.

8. Слабодцкий В. В., Мулина С. А., Новиков С. В. Гуманитарный факультет и специальность «Регионоведение» в аграрном вузе (опыт учебной и научно-методической деятельности) // Вестник Омского государственного аграрного университета. 2008. № 2. С. 20-27.

НОВИКОВ Михаил Сергеевич, преподаватель кафедры «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Омского автобронетанкового инженерного института.

БРНЧ-код: 2836-4707; АиШотГО (РИНЦ): 849223 НОВИКОВ Сергей Валентинович, доктор исторических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой «Управление развитием образования» Омского государственного педагогического университета. БРНЧ-код: 7226-1354; АиШотГО (РИНЦ): 650930

Адрес для переписки: bonid89@inbox.ru

Для цитирования

Новиков М. С., Новиков С. В. Возможности учебной и исследовательской деятельности по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам при наличии «непрофильного» факультета в вузе // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2018. № 1. С. 91-95. БОН 10.25206/2542-0488-2018-1-91-95.

Статья поступила в редакцию 15.01.2018 г. © М. С. Новиков, С. В. Новиков

UDC 378+009

DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-91-95

M. S. NOVIKOV S. V. NOVIKOV

Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, Omsk, Russia

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia

VISTA FOR EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES IN HUMANITARIAN AND SOCIO-ECONOMIC DISCIPLINES IN PRESENCE OF A NON-PROFILE FACULTY IN UNIVERSITY

From the organization of non-profile faculties in agricultural, technical and other universities, the Ministry of Science and Education of the Russian Federation has refused. Meanwhile, the experience of Humanities Faculty, Faculty of Economics, Faculty of Law need to be generalized and used. The authors of the article, who had the experience of teaching and working in the non-profile faculty, consider that the rejection of this practice had a negative impact on students and the level of teaching.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: humanitarian faculty, non-profile education, research activity, interdisciplinary communications, regional studies.

References

1. Andreyev V. I. Evristicheskoye programmirovaniye uchebno-issledovatel'skoy deyatel'nosti [Heuristic programming of educational and research activities]. Moscow: Vysshaya shkola Publ., 1981. 240 p. (In Russ.).

2. Davydov V. V., Gromyko Yu. V. Kontseptsiya eksperimental'noy raboty v sfere obrazovaniya [The concept of experimental work in the field of education] // Voprosy psikhologii. Voprosy Psychologii. 1994. No. 6. P. 31 — 37. (In Russ.).

3. Analiticheskiy otchet o deyatel'nosti OmGAU za pervyye pyat' let v statuse universiteta (1994—1999 gg.). Materialy dlya obsuzhdeniya [Analytical report on OSAU activities for the first five years in the status of the university (1994—1999). Discussion materials]. Omsk: OmGAU Publ., 1999. 117 p. (In Russ.).

4. Regionovedeniye (032301). Putevoditel' po spetsial'nosti [Regional studies (032301). Guide to the specialty] / Comp. S. V. Novikov, A. G. Bekbayeva. Omsk: OmGAU Publ., 2008. 48 p. (In Russ.).

5. Sbornik materialov k Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii aspirantov i studentov pri gumanitarnom fakul'tete OmGAU. 2010. (K yubileyu Riny Akhmetovny Riyanovoy [Collection of materials for the international scientific conference of graduate students and students at the Humanities Faculty of OSAU. 2010. (To the anniversary of Rina Akhmetovna Riyanova] / Ed. S. V. Novikov. Omsk: IPK Maksheyeva E. A. Publ., 2010. 210 p. (In Russ.).

6. Sbornik materialov k Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii aspirantov i studentov pri gumanitarnom fakul'tete OmGAU [Collection of materials for the international scientific conference of graduate students and students at the Humanities Faculty of OSAU] / Ed. S. V. Novikov. 2008. Novosibirsk-Omsk: Sibirskaya akademiya politicheskikh nauk Publ., 2008. 176 p. (In Russ.).

7. Novikova I. V. Studencheskaya publikatsiya i eye mesto v protsesse optimizatsii obrazovaniya [Student publication and its

place in the process of optimizing education] // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. Bulletin of Omsk SAU. 2009. No. 2. P. 35-37. (In Russ.).

8. Slabodtskiy V. V., Mulina S. A., Novikov S. V. Gumanitarnyy fakul'tet i spetsial'nost' «Regionovedeniye» v agrarnom vuze (opyt uchebnoy i nauchno-metodicheskoy deyatel'nosti) [Humanities Department and the specialty «Regional Studies» in the agricultural university (the experience of educational and scientific-methodical activity)] // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. Bulletin of Omsk SAU. 2008. No. 2. P. 20-27. (In Russ.).

NOVIKOV Mikhail Sergeyevich, Lecturer of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines Department, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute. SPIN-code: 2836-4707; AuthorID (RSCI): 849223 NOVIKOV Sergey Valentinovich, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Development of Management Education Department, Omsk State Pedagogical University.

SPIN-code: 7226-1354; AuthorID (RSCI): 650930 Address for correspondence: bonid89@inbox.ru For citations

Novikov M. S., Novikov S. V. Vista for educational and research activities in humanitarian and socio-economic disciplines in presence of a non-profile faculty in university // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2018. No. 1. P. 91-95. DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-91-95.

Received 15 January 2018. © M. S. Novikov, S. V. Novikov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.