Научная статья на тему 'Краеведческий и региональный компоненты как форма оптимизации процесса обучения в высшей и общеобразовательной школе'

Краеведческий и региональный компоненты как форма оптимизации процесса обучения в высшей и общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / СЕЛЬСКИЙ РАЙОН / ЛЕТОПИСЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / КОНКУРС / LOCAL HISTORY / RURAL AREA / CHRONICLE / RESEARCH PROJECT / COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Сергей Валентинович, Меха Иван Васильевич, Цыганова Ирина Викторовна

Привлечение краеведческого материала является одним из приемов обучения. В данной статье обобщен опыт деятельности кафедр регионального развития ОмГАУ им. П. А. Столыпина и управления развитием образования ОмГПУ по использованию краеведческого и регионального компонентов как формы оптимизации процесса обучения школьников, студентов, слушателей и аспирантов с параллельным решением задач воспитательного и профессионально-ориентационного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков Сергей Валентинович, Меха Иван Васильевич, Цыганова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local and regional components as form of optimization of educational process in higher and secondary school

Using local history material is one of the methods of teaching. This article summarizes the experience of the Department of Regional Development of Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin and the Department of Management of Education Development of Omsk State Pedagogical University. Both Departments have local history and regional components as forms of optimization of the process of education of schoolchildren, students and post-graduate students. This is done simultaneously with completing educational and career guidance tasks.

Текст научной работы на тему «Краеведческий и региональный компоненты как форма оптимизации процесса обучения в высшей и общеобразовательной школе»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 37. 022. (1-925.11) 908. 913 С. В. НОВИКОВ

И. В. МЕХА И. В. ЦЫГАНОВА

Омский государственный педагогический университет

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ КАК ФОРМА ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Привлечение краеведческого материала является одним из приемов обучения. В данной статье обобщен опыт деятельности кафедр регионального развития ОмГАУ им. П. А. Столыпина и управления развитием образования ОмГПУ по использованию краеведческого и регионального компонентов как формы оптимизации процесса обучения школьников, студентов, слушателей и аспирантов с параллельным решением задач воспитательного и професси-онально-ориентационного характера.

Ключевые слова: краеведение, сельский район, летопись, исследовательский проект, конкурс.

Данная разработка была бы неосуществима без географии, литературы из педагогического универ-

следующих обстоятельств: в Омском аграрном уни- ситета. С 2005 г. группа сотрудников кафедры на-верситете в 1998 — 2015 гг. реализуется программа чала работу над проектом исследования новейшей

подготовки по специальности «Регионоведение», истории социально-экономической и политической

к работе со студентами выпускающая кафедра ре- жизни районов Омской области. К реализации

гионального развития привлекла на различных ус- проекта были подключены студенты-регионоведы ловиях преподавателей истории, экономической ОмГАУ и студенты географического факультета

ОмГПУ. В 2012 г. в институте непрерывного профессионального образования ОмГПУ начал проводиться конкурс исследовательских краеведческих работ, посвящённый памяти М. Е. Бударина. При этом стало понятно, что изданные книги и другие наработки, сделанные в ОмГАУ, стали базой для продолжения исследований на уровне средней школы с помощью учителей истории и географии, прошедших в качестве слушателей обучение в ИНПО. Так окончательно оформился действующий проект.

Проект выполняется в двух направлениях:

— первое: работа со студентами и аспирантами ОмГПУ и ОмГАУ им. П. А. Столыпина;

— второе: работа со слушателями факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОмГПУ, учителями школ районов Омской области и учащимися школ.

Целью проекта в ходе реализации первого направления является оптимизация процесса обучения посредством привлечения краеведческого и регионального компонента, подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР) студента, диссертационного сочинения аспиранта и выпускной работы слушателя ИНПО, исследование социально-экономического и политического развития муниципальных районов и написание «Очерков социально-экономического и политического развития районов Омской области», разработка методических материалов для изучения истории районов Омской области с привлечением к указанному процессу преподавателей, студентов учащихся общеобразовательных учреждений.

Задачи проекта в ходе реализации первого направления:

— закрепление навыков работы студентов с периодической печатью, архивными материалами, статистическими данными;

— ознакомление студентов с историей малой родины;

— ознакомление студентов с ответственными работниками, главами сельских муниципальных образований с последующим закреплением по месту работы;

— решение проблем внедрения результатов выпускных квалификационных работ студентов и выпускных работ слушателей в управленческих структурах различного уровня;

— заключение хоздоговоров о сотрудничестве с муниципальными сельскими образованиями;

— проведение сбора и систематизация материалов по теме научного исследования на микроуровне;

— обучение бакалавров в магистратуре по «Отечественной истории» — кафедра истории, по «Географии» — кафедра географии и методики обучения географии;

— подготовка к поступлению в аспирантуру по «Отечественной истории» — кафедра истории, по «Экологии и природопользованию» — при одноименной кафедре.

Основные этапы выполнения проекта по реализации первого направления проекта:

— этап базовой подготовки включает изучение студентами таких дисциплин как: «Отечественная история», «Социально-политическая система региона», «Экономика», «Экономическая география Западной Сибири», «Основы государственной службы в регионе», «Государственное управление в социальной сфере», «Муниципальное управление и местное управление», «Экология и природопользование».

Разработка проекта носит межпредметный характер, давая возможность анализа региональных процессов в сочетании с основными тенденциями развития страны;

— этап сбора и анализа материала. Для работы над проектом студентам был предложен примерный план очерка, посвящённого одному из районов:

Введение

Глава I. Экономическое развитие района в 1990 —н.в.

1.1. Общая характеристика хозяйства.

1.2. Характеристика сельского хозяйства.

1.3. Особенности развития промышленности и транспорта.

1.4. Внешние экономические связи района

Глава II. Социально-культурное развитие района

в постперестроечный период.

2.1. Защита материнства и детства, развитие здравоохранения в районе.

2.2. Образование и культура на путях реформирования.

2.3. Уровень жизни в районе.

Глава III. Общественная и политическая жизнь района.

3.1. Политические партии, общественные организации на территории района.

3.2. Избирательные кампании федерального уровня.

3.3. Выборы областного уровня.

3.4. Местные выборы.

Проект выполняется в контексте научно-познавательной, ценностностно-ориентационной и коммуникативной деятельности. Он является парным, относительно взаимодействия «студент — преподаватель» и групповым относительно лиц привлечённых к реализации поставленной цели и задач.

Этап защиты разработок в качестве ВКР. Студентам предлагается в качестве экспертной оценки завершённого «дипломного сочинения» (ВКР), представить в государственную аттестационную комиссию:

— заключение официального рецензента по ВКР;

— «акт внедрения», подписанный в управлении образованием районов и свидетельствующий о возможности использования разработки на уроках по истории края или аналогичный документ из районного историко-краеведческого музея, администрации районного муниципального образования;

— отзыв научного руководителя;

— текст печатной публикации (если имеется). На гуманитарном факультете ОмГАУ им. П. А. Столыпина в течение последних 10 лет издавался сборник работ аспирантов и студентов (включая студентов ОмГПУ), где фрагменты студенческих наработок разных лет могут быть опубликованы;

— документ, свидетельствующий о возможном издании ВКР в качестве очерка в рамках общей книги по истории районов области или в качестве отдельной брошюры.

Опыт показал, что «акты внедрения» и иные документы подтверждающие уровень разработок и возможности их применения представляются обычно руководителями историко-краеведческих музеев, школ, национально-культурных центров, РАНО, отделов культуры. Таким образом, можно констатировать, что проект является действующим.

Этап издания монографических исследований. В 2007 — 2008 гг. редакционный коллектив в составе С. В. Новикова, Л. В. Азаровой, Р. А. Рияновой и И. А. Костюк работал над первой монографией с участием 16 авторов, среди которых, помимо

пяти преподавателей (Л. В. Азарова, И. А. Костюк, С. В. Новиков, И. В. Новикова, Р. А. Риянова) значились три аспиранта (В. С. Новиков, В. А. Носков, Д. А. Хазова), а также специалисты различных органов управления, учителя, бывшие студенты гуманитарного факультета ОмГАУ и географического факультета ОмГПУ (Н. В. Вишня, А. С. Губанова, М. И. Карачинцева, Ю. О. Лунинова, Ал. С. Разумовская, Ан. С. Разумовская, Е. Е. Скворцова, Е. А. Широкова). В 2008 г. вышла в свет монография «Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Степная зона» [1].

В 2010 г. была издана монография «Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Южная лесостепь» [2]. Над монографией работало 30 авторов, из них 9 преподавателей, 6 аспирантов, 15 студентов. При этом следует отметить, что три аспиранта являлись преподавателями, а два — работниками муниципальных и государственных органов власти.

В 2012 г. вышла монография «Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Северная лесостепь» [3]. В работе над книгой приняли участи 23 автора, среди которых: 10 преподавателей, 3 аспиранта, 10 студентов. В 2015 г. готовится выпуск завершающего тома монографии.

Этап анализа и подведения результатов.

В заключение можно констатировать выполнение следующих задач проекта:

— в результате работы над проектом имело место закрепление навыков работы студентов с архивными материалами, статистическими данными, периодической печатью, архивными материалами. Как следствие за истекший период именно работы по истории районов получали оценку «отлично». Всего по 32 районам студентами дневной и заочной формы обучения выполнено 98 ВКР, при этом по Черлакскому району — 4, Муромцевскому — 7. Тарскому — 3, Азовскому — 2, Русско-Полянскому — 3 и т.д.;

— в районах области тексты ВКР используются в качестве материалов для преподавания регионального компонента на уроках истории, географии; также материалы использованы сотрудниками районных историко-краеведческих музеев для проведения лекционной работы;

— в ходе работы над ВКР студенты более чётко понимали содержание муниципальных и государственных практик, в ходе которых происходило их знакомство с ответственными работниками, главами сельских муниципальных образований с последующим трудоустройством в том или ином районе. Как следствие 4 выпускника работающих в администрации Омского сельского муниципального района, в различные годы 3 выпускника в Калачинском районе, по одному практически во всех районах области. Помимо того в администрациях работают аспиранты Я. Сирица, А. Гуляева, В. Носков;

— формирование интереса к специальности у руководителей сельских муниципальных образований выразилось в их поступлении на заочное отделение специалистов среднего и низшего звена, а так же представителей МВД, таможенных и силовых структур. Так в выпуске заочного отделения ОмГАУ 2012 г. значатся 2 — подполковника, работника районных комиссариатов, 3 — прапорщика-контрактника Погранвойск, 2 — прапорщика, работающих в МЧС, 4 — главы сельских

муниципальных поселений, 2 — заведующих по учебной работе средних школ. В качестве примера можно указать, что на заочном отделении сегодня обучается директор историко-краеведческо-го музея и заместитель заведующего районного управления образования из Черлакского музея;

— появление рукописей очерков истории района было положительно воспринято специалистами различного уровня и управленцами, о чём свидетельствует не только акты внедрения, но и благодарственные письма;

— сбор и систематизация материалов по теме обозначенного научного исследования на микроуровне привело к использованию его результатов в аналитической и проектной деятельности;

— за период осуществления проекта в аспирантуру по специальности 07.00.02 Отечественная история в общей сложности, на условиях коммерческого набора поступило 10 человек;

— заключение хоздоговора с муниципальными сельскими образованиями не состоялось по ряду объективных и субъективных причин.

Следует отметить, что в ходе выполнения проекта кандидатские диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук защитили бывшие студенты, ставшие в последствие аспирантами, — А. Г. Бегбаева, В. С. Новиков, Д. В. Хазова.

Реализация второго направления проекта начата в 2012 г. подготовкой конкурса исследовательских краеведческих работ, посвященных памяти известного омского историка, краеведа, журналиста и писателя М. Е. Бударина. По уровню интеграции реализация проекта позволяет сочетать обучение и исследования по таким предметам школьной программы как история, обществознание, литература, география.

Целью проекта является развитие краеведческой и исследовательской работы с учащимися, студентами, приобщение молодежи к изучению истории родного края.

Задачи проекта:

— активизация работы краеведов-учащихся, студентов, учителей и всех, кто не равнодушен к истории родного края;

— совершенствование методик исследовательской работы обучающихся в области краеведения;

— обмен опытом краеведческой и исследовательской деятельности;

— формирование у учащихся интереса к самостоятельной работе, посредством использования при подготовке к урокам краеведческого материала;

— вовлечение учащихся в работу НОУ.

К участию в конкурсе приглашаются обучающиеся общеобразовательных школ и организаций дополнительного образования, студенты организаций среднего профессионального и высшего образования, краеведы-любители.

Основные этапы реализации разработки второго направления:

Этап сбора материала. Участникам были предложены следующие направления для подготовки конкурсных работ:

— Военная история (гражданская война, Великая Отечественная война, омичи в «горячих точках»);

— История образования (история своей школы, ее выпускников, заслуженных учителей и т.д.);

— Летопись родного края (родное село, рабочий поселок, улица, город);

— Земляки (известные омичи, герои и кавалеры орденов);

— Литературное краеведение;

— Историческое краеведение. Определены критерии оценки исследовательских работ:

1. Оригинальность исследуемой проблемы.

Вклад автора в изучение истории родного

2.

края

3.

4.

5.

Оценка собственных достижений автора. Композиция работы и её особенности. Стилистика работы.

Заочный этап конкурса. Заочный этап (предварительная экспертиза работ) проводится в дистанционной форме. Для участия в нем конкурсанты представляют в оргкомитет заявку на участие и текст исследовательской работы (объемом не более 30 страниц). К исследовательской работе могут прилагаться копии исторических фотографий и письменных документов, других исторических материалов. Обязательными являются ссылки на научную литературу и первоисточники в тексте.

Экспертная комиссия, состав которой формируется из числа преподавателей высших учебных заведений, сотрудников научных организаций, педагогов учреждений дополнительного образования детей, осуществляет экспертизу исследовательских работ, определяет участников очного этапа конкурса.

Очный этап конкурса краеведческих работ проводится в форме защиты исследовательских работ (каждому участнику предоставляется для устного выступления до 7 минут — словесное представление, демонстрация презентации и т.д.), предусмотрена возможность выступления конкурсанта с докладом в системе компьютерной связи (для отдаленных сельских районов Омской области).

Критериями оценок очного тура являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— грамотность, логичность речи;

— свободное владение материалом;

— наглядность, степень использования информационно-коммуникативных технологий;

— умение вести дискуссию, аргументированно отстаивать собственную точку зрения;

— владение понятийной терминологией;

— личностное восприятие.

Этап подведения итогов и издания сборника материалов. Победители очного этапа конкурса награждаются дипломами и призами. Научные руководители исследовательских работ победителей и призеров конкурса получают сертификаты. Участникам, не прошедшим на очный тур, вручаются свидетельства.

Тезисы докладов участников очного этапа (объем до 4 страниц) публикуются в сборнике материалов. Участникам, не прошедшим на очный этап, предоставляется возможность опубликовать аннотацию своей конкурсной работы в сборнике материалов (объем не более 1 страницы).

По итогам конкурса, проведенного в 2012 — 2013 гг. был издан первый выпуск сборника докладов «Наш Омский край: конкурс исследовательских краеведческих работ, посвященный памяти М. Е. Будари-на» [4]. В сборник вошли доклады 9 участников очного этапа и тезисы работ 7 участников заочного тура конкурса — школьников из г. Омска, Крутин-ского и Тюкалинского районов Омской области.

В октябре — ноябре 2014 г. факультет повышения квалификации и профессиональной переподготов-

ки работников образования ИНПО ОмГПУ проводит Второй конкурс исследовательских краеведческих работ, посвященный памяти М. Е. Бударина. Конкурс рассматривается в качестве постояннодей-ствующего. В 2015 г. в рамках Третьего конкурса планируется проведение мероприятий с выходом книги неопубликованных краеведческих работ М. Е. Бударина.

Дальнейшие контуры реализации проекта зависят не только от преподавателей названных вузов, учителей — слушателей ИНПО, студентов и школьников, но и от администраций сельских муниципальных районов Омской области, регионального Министерства образования.

Продолжением проекта может стать программа написания серии учебных пособий по краеведению г. Омска, муниципальных районов Омской области (например, подготовка научно-популярного издания по родиноведению для общеобразовательной школы), что явилось бы вкладом в реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р, государственной программы Омской области «Развитие системы образовании Омской области» (постановление Правительства Омской области от 15 октября 2013 г. № 250-п), муниципальной программы города Омска «Развитие образования» на 2014 — 2018 годы (постановление Администрации г. Омска от 14 октября 2013 г. № 1170-п).

Библиографический список

1. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Степная зона : монография / Л. В. Азарова [и др.] ; редкол.: Л. В. Азарова, И. А. Костюк, С. В. Новиков, Р. А. Риянова. — Омск : Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008. - 446 с.

2. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Южная лесостепь : монография / Л. В. Азарова [и др.] ; редкол.: Л. В. Азарова, А. Г. Бекбаева, С.В. Новиков, Р. А. Риянова. — Омск : Изд-во ИПК Макшеевой Е. А., 2010. — 590 с.

3. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Северная лесостепь : монография / Л. В. Азарова [и др.]; редкол. : Л. В. Азарова, А. Г. Бекбаева, И. А. Костюк, С. В. Новиков, Р. А. Ри-янова. — Омск : Изд-во ИПК Макшеевой Е. А., 2012. — 529 с.

4. Наш Омский край: конкурс исследовательских краеведческих работ, посвященный памяти М. Е. Бударина. Сборник докладов. — Омск : ОмГПУ, 2013. — Вып. 1. — 60 с.

НОВИКОВ Сергей Валентинович, доктор исторических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой управления развитием образования. МЕХА Иван Васильевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой всеобщей истории, социологии и политологии. ЦЫГАНОВА Ирина Викторовна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры управления развитием образования. Адрес для переписки: bonid89@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 09.06.2014 г. © С. В. Новиков, И. В. Меха, И. В. Цыганова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.