Научная статья на тему 'Алгоритм построения научно-исследовательской работы студентов- экономистов'

Алгоритм построения научно-исследовательской работы студентов- экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1089
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Анжелика Александровна, Смирнов Павел

В статье рассмотрены основные подходы к организации научно-исследовательской деятельности студентов. Обоснована необходимость молодого исследователя владеть не только прикладными навыками, а также умением научно мыслить, излагать свои научные домыслы и обосновывать их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алгоритм построения научно-исследовательской работы студентов- экономистов»

4. Крамер Г. Математические методы статистики/ Г. Крамер. - М.: Мир, 1975. - 648 с.

5. Положение Банка России от 6 августа 2015 г. № 483-П «О порядке расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов».

6. Щербаков, Е.А. Проблемы управления кредитными рисками в коммерческих банках / Е.А. Щербаков, Ю.П. Рябов // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №8. С.59.

7. IAS 39. Financial Instruments: Recognition and Measurement. - London: IASB, 2011.

© С. С. Евдокимова, А. В. Глухов, 2016

УДК 33

Ефремова Анжелика Александровна

канд. экон. наук, доцент кафедры ЭП ФГАОУВО «Крымский федеральный университет им.

В.И. Вернадского », Республика Крым, г. Симферополь, РФ E-mail: ser_efrem@mail.ru Смирнов Павел студент-магистрант

АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-

ЭКОНОМИСТОВ

Аннотация

В статье рассмотрены основные подходы к организации научно-исследовательской деятельности студентов. Обоснована необходимость молодого исследователя владеть не только прикладными навыками, а также умением научно мыслить, излагать свои научные домыслы и обосновывать их.

Ключевые слова

Научно-исследовательская работа, организация исследовательской работы, творческая деятельность,

научные изыскания.

Главной задачей современной высшей школы является подготовка высококвалифицированных специалистов, которые способны непрерывно пополнять и углублять свои знания и опыт, повышать теоретический, практический и профессиональный уровень, творчески подходить к решению любых задач. В современных условиях обучения в вузах одним из обязательных условия является научно-исследовательская деятельность, которая столь необходимая для познания научных основ.

Также отметим, что достижение необходимого уровня образованности - интегративного показателя качества образования - выдвигает задачу привлечения студентов к научной деятельности [1]. В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования все большую актуальность приобретает модель профессионального развития будущего специалиста, ориентированная не на сиюминутное реагирование на внешние изменения, а на прогнозирование и учет будущих изменений. В соответствии с этой моделью основной акцент в подготовке специалиста делается на становление умения «выйти» за пределы непрерывного потока повседневной практики; видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

развитию [2]. Сегодня сделан акцент на общее интеллектуальное развитие личности, поощрение креативности и самостоятельности.

Исходя из этого, в системе научно-исследовательской деятельности студентов можно выделить три направления:

1) научно-исследовательская деятельность, встроенная в учебный процесс (УИДС); 2) научно-исследовательская деятельность, дополняющая учебный процесс (НИДС); 3) научно-исследовательская деятельность, параллельная учебному процессу (НИРС). Учебно-исследовательская деятельность студентов (УИДС) выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя.

Как отмечает Чупрова Л.В. [1], основной задачей УИДС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лаборатории, научном коллективе. В процессе выполнения учебных исследований будущие педагоги учатся самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных задач на аудиторных занятиях и при выполнении цикла домашних заданий. Участие в учебно-исследовательской работе обязательно для каждого студента. Учебно-исследовательская деятельность организуется первоначально на материале учебных дисциплин, изучаемых всеми студентами данного курса согласно учебного плана; в дальнейшем - на материале углубленного изучения разными группами студентов одного и того же курса отдельных комплексных проблем (курс по выбору), результаты которых отражаются в курсовой работе, а далее в выпускной квалификационной работе, содержащей итоги самостоятельных наблюдений студента).

Мы относим к УИДС - различные виды практик, которые являются неотъемлемой частью любого учебного процесса. В течение всего периода обучения студент сталкивается с несколькими видами практик: учебная, педагогическая, производственная, преддипломная и д.т.

При поступлении на образовательно-квалификационный уровень «магистр» у студентов-экономистов появляется возможность непосредственно принять участие в научной деятельности. Согласно ФГОС ВО научно-исследовательская работа направления подготовки 38.04.01 «Экономика» квалификации «магистр» предусматривает воспитание и развитие следующих компетенций (таблица 1).

Таблица 1

Результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с результатами освоения образовательной программы

Коды компетенций Результаты освоение основной образовательной программы (компетенция или содержание достигнутого уровня освоения компетенции) Результаты обучения

1 2 3

ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала Знать: методы и инструменты проведения самостоятельного исследования в соответствии с разработанной программой научно-исследовательской работы; Уметь: обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость темы научного исследования; Владеть: навыками совершенствования и развития своего профессионального уровня.

ПК-1 способности обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований Знать: методы и инструменты проведения экономических исследований, анализа полученных результатов; Уметь: осуществлять поиск, анализ и оценку экономической информации для проведения экономических исследований и обоснования предлагаемых направлений развития объекта исследования; Владеть: навыками анализа перспективности направлений экономических исследований.

1 2 3

ПК-2 способности обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования Знать: методики и инструменты по обобщению и критическому анализу результатов, полученных отечественными и зарубежными учеными в определенной области научного знания. Уметь: выявлять и формулировать актуальные научные проблемы; Владеть: навыками по совершенствованию умений интерпретации результатов экономических исследований с целью разработки перспективных направлений инновационного развития коммерческих и некоммерческих организаций.

ПК-3 способности проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой Знать: методики сбора, обработки, анализа, оценки и интерпретации полученных результатов научных исследований; Уметь: разрабатывать план и программу проведения научного исследования; Владеть: навыками по определению приоритетов при проведении научно-исследовательской работы.

ПК-4 способности представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада Знать: методические основы методики написания научных статей и докладов на конференциях. Уметь: осуществлять подготовку научных статей и тезисов докладов для научных конференций; Владеть: навыками выступлений на научных конференциях, участия в научных дискуссиях.

Осуществление научно-исследовательской работы в магистратуре предусматривает изучение следующих тем:

• Методология научных исследований (понятия, категории и структура научного исследования);

• Поиск научной информации в определенной области знания с использованием современных технологий;

• Формулировка и решение задач, возникающих в ходе выполнения научно-исследовательской работы;

• Подборка и изучение научной литературы (теоретического характера) по выбранной теме исследования для написания тезисов на конференцию;

• Подборка и изучение научной литературы (теоретического характера) по выбранной теме исследования для написания научной статьи;

• Подборка и обработка аналитического материала для написания магистерской диссертации;

• Обработка полученных научных результатов, подведение итогов;

• Разработка предложений и прогнозов по теме исследования.

Таким образом, исходя из вышеизложенного материала, подведем итог нашего исследования. Результатом изучения курса НИР студенты-магистры овладевают следующими навыками: методикой и инструментами по обобщению и критическому анализу результатов, полученных отечественными и зарубежными учеными в определенной области научного знания; методическими основами методики написания научных статей и докладов на конференциях. Умеют: выявлять и формулировать актуальные научные проблемы; Овладевают: навыками по совершенствованию умений интерпретации результатов экономических исследований с целью разработки перспективных направлений инновационного развития коммерческих и некоммерческих организаций. Список использованной литературы:

1. Чупрова Л.В. К проблеме совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе // Педагогика и современность. - 2012. - № 1. - С.63 - 67.

2. Кирильчук С.П. Обеспечение качества современной системы высшего образования / С.П. Кирильчук. Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: матер. междунар. науч.-практ. конф.(2-4 октября 2014г.,Гурзуф)/ТНУ им.В.И. Вернадского.- Симферополь.- 204 с. (С.25-26).

© Ефремова А.А., Смирнов П., 2016

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 336.3

Заукарнаева Лаура Артуровна

Магистр 1 курса Новикова Надежда Александровна

канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ, г.Саратов, РФ E-mail: finance-credit@mail.ru

НАПРАВЛЕНИЯ РОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация

Оборотные средства являются одной из составляющих частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования - одно из основных условий успешной деятельности предприятия. Оборачиваемость оборотных средств - один из важнейших показателей деловой активности предприятия. Особенно важно следить за оборачиваемостью оборотных средств предприятиям отрасли АПК и искать направления роста показателей оборачиваемости за счет внутренних резервов.

Ключевые слова

Оборотные средства, оборачиваемость, дебиторская задолженность, АПК

Формирование и использование оборотных средств имеет важное значение в повышении эффективности аграрного производства. В настоящих условиях работа сельскохозяйственных предприятий имеет немало проблем, связанных с формированием и использованием оборотного капитала. Высокая инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблемы эффективности их использования. Рассмотри показатели эффективности использования оборотных средств ОАО «Толкайский элеватор» в таблице 1.

Таблица 1

Анализ оборачиваемости оборотных средств ОАО «Толкайский элеватор»

Отклонение 2014 г.

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. от 2012 г.

Абс. Отн.

Длительность одного оборота, дн. 329,9 347,3 540,9 211,0 63,98

Коэффициент оборачиваемости, об. 1,09 1,04 0,67 -0,43 -39,02

Коэффициент загрузки 0,92 0,96 1,50 0,59 63,98

Длительность одного оборота ОАО «Толкайский элеватор» увеличилась на 211 дней и в 2014 году составила 540,9 дня. Наибольшая длительность одного оборота наблюдается в 2014 году, тогда как в 2012 и

2013 годах отмечается примерно одинаковая длительность одного оборота - 329,9 дн. и 347,3 дн. соответственно. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств снизился на 0,43 оборота и составил в

2014 году 0,67 оборота в год. Коэффициент загрузки увеличился на 0,59 и также составил 1,5. Такое изменение показателей в первую очередь связано со спецификой его работы. Так в 2014 году в ОАО «Толкайский элеватор» были введено новое технологическое оборудование, позволяющее увеличить сроки хранения продукции, это в первую очередь и объясняет столь резкий рост срока оборачиваемости. Кроме того, существенными темпами растет дебиторская задолженность, что сказывается на росте оборотных средств. Предприятию необходимо внедрять новую политику в области управления дебиторской задолженностью, чтобы не допустить омертвления средств в обороте. Рассмотрим показатели частной оборачиваемости оборотных средств ОАО «Толкайский элеватор» в таблице 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.