Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательской работы студентов'

Организация научно-исследовательской работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1655
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Анжелика Александровна, Горда Глеб, Бошкова Валерия

В статье рассмотрены основные подходы к организации научно-исследовательской деятельности студентов. Обоснована необходимость будущего специалиста владеть не только прикладными навыками, а также умением научно мыслить, излагать свои научные домыслы и обосновывать их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательской работы студентов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 33

Ефремова Анжелика Александровна

канд. экон. наук, доцент кафедры ЭП Горда Глеб, Бошкова Валерия

студенты-магистранты ФГАОУВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского », Республика Крым, г. Симферополь, РФ

E-mail: ser_efrem@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье рассмотрены основные подходы к организации научно-исследовательской деятельности студентов. Обоснована необходимость будущего специалиста владеть не только прикладными навыками, а также умением научно мыслить, излагать свои научные домыслы и обосновывать их.

Ключевые слова

Научно-исследовательская работа, организация исследовательской работы, творческая

деятельность, научные изыскания.

Одной из важнейших задач современной высшей школы является подготовка высококвалифицированных специалистов, которые способны непрерывно пополнять и углублять свои знания и опыт, повышать теоретический, практический и профессиональный уровень, творчески подходить к решению любых задач. В современных условиях обучения в вузах одним из обязательных условия является научно -исследовательская деятельность, которая столь необходимая для познания научных основ.

Также отметим, что достижение необходимого уровня образованности - интегративного показателя качества образования - выдвигает задачу привлечения студентов к научной деятельности [4, С.11]. В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования все большую актуальность приобретает модель профессионального развития будущего специалиста, ориентированная не на сиюминутное реагирование на внешние изменения, а на прогнозирование и учет будущих изменений. В соответствии с этой моделью основной акцент в подготовке специалиста делается на становление умения «выйти» за пределы непрерывного потока повседневной практики; видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию [3, С.6]. Сегодня сделан акцент на общее интеллектуальное развитие личности, поощрение креативности и самостоятельности [2, 3].

Учебный процесс постепенно перерастает в процесс научно-исследовательского поиска. На смену репродуктивной деятельности преподавателя и студента приходит частично-поисковая и собственно -исследовательская. Исследовательская же деятельность студентов приближается к потребностям практики, выполняет функцию профессиональной подготовки.

Анализ исследований и публикаций. Проблема научно-исследовательской деятельности студентов не является новой. Значительный практический опыт вузов по ведению НИРС всесторонне представлен в трудах известных отечественных ученых и исследователей НИРС: С.И. Архангельского, Г.И. Жильцова, Е.П. Елютина, В.И. Крутова, Е.А. Непомнящего, Г.А. Николаева и др. Исследовательская деятельность как средство развития личности представлена в трудах В.И.Журавлева, В.И. Загвязинского, И.А.Зимней, Т.И. Ерофеева, И.И. Ильясова, В.В. Краевского, А.М. Новикова, В.А. Сластенина, М.Г. Ярошевского и др. Различные стороны познавательной, учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности освещены в трудах В.И. Загвязинского, В.И. Кузнецова, C.B. Новикова. В исследованиях ряда учёных (Н.Г. Ищенко, A.A. Лазаревич, Л.М. Опыхтина, H.A. Сорока, В.П. Квашко, В.П. Таловов и др.) серьезное внимание

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

уделено различным формам пропаганды и популяризации НИРС. Вопросы совершенствования методов НИРС рассматриваются учёными: Б.П. Гнеденко, В.П. Елютин, П.Л. Капица, В.И. Крутов, Г.А. Николаев и др.

Во многих работах анализируются понятия НИРС и УИРС, при этом научно-исследовательская работа отождествляется с научным творчеством студентов. На наш взгляд, научно-техническое творчество -понятие более емкое, чем НИРС; мы полагаем, что конечным результатом творчества является обязательно создание чего-то нового, исследование неизвестного. Данное понятие широко используется в работах Л.Г. Квиткиной, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, В.Г. Разумовского и др.

Изложение основного материала исследования. Проведенный научно-теоретический анализ работ учёных позволили сделать вывод, что в настоящее время в отечественной высшей школе научно-исследовательская работа студентов представляется односторонне, в отрыве от реального образовательного процессе и необходима разработка системы организации НИРС с учётом реального учебно-воспитательного процесса.

В связи с этим современный студент, в особенности это относится к магистрам, должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию путем научного поиска, изучения передового опыта, также должен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

По нашему мнению, в своих научных изысканиях начинающие исследователи должны использовать следующие методики экономических исследований. Доказательства в научных исследованиях. Выразив суждение любого характера, чаще следует позаботиться об установлении его истинности. Аналитические технологии обоснования суждений, которые позволяют определить их истинность называют доказательствами. Суть таких аналитических приемов заключается в том, что мы определенным образом соотносим выраженное в суждении с реальностью или с другими суждениями, истинность которых не вызывает сомнений. В зависимости от способа установления истины выделяют два способа существования доказательств: непосредственный и опосредствованный. Первый из них значит, что истинность суждения устанавливается на основе непосредственного соотношения с реальными событиями, фактами, явлениями. Второй, определяется истинностью суждения на основе сопоставления с уже доказанными суждениями.

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования.

Необходимость усиления внимания к организации и проведению системной научно -исследовательской работы студентов как на уровне кафедр, так и на уровне вуза в целом обоснована также Министерством образования Российской Федерации, причем в документах указано, что воспитание творческой активности и проведение научно-исследовательской работы студентов (НИРС) должно осуществляться на всех курсах любого вуза.

Анализ научной литературы, посвященной проблематике исследования позволил сформулировать основные задачи данного вида деятельности и определить его содержательные характеристики. Основными задачами исследовательской деятельности студентов являются: 1) оказание помощи студентам в овладении профессией учителя; 2) развитие творческого мышления и инициативы в решении практических задач; 3) развитие склонности к исследовательской деятельности и формирование исследовательских навыков; 4) расширение теоретического кругозора и научной эрудиции; 5) овладение методами научного познания; 6) формирование навыков работы с научной литературой и др.

Понятие «научно-исследовательская деятельность студентов» включает в себя два взаимосвязанных элемента: - обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда; -научные исследования, проводимые под руководством преподавателей.

Практически в каждом современном вузе является обычной практикой и популярной формой НИР проведение научно-практических конференций для преподавателей с привлечением студентов, результатом

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

которых является написание статей и тезисов в сборники научных трудов. Студенческие публикации под научным руководством преподавателей имеют важную педагогико-воспитательную цель: студент видит результаты своего труда, что вызывает стремление трудиться еще больше и получать серьезные научные результаты, которые могла бы оценить общественность.

Вывод. Таким образом, научно-исследовательская деятельность студентов играет крайне важную роль в формировании нескольких процессов. Внедрение данной системы в вузе и интеграция её с учебно-воспитательным процессом содействуют формированию таких компетенций будущего специалиста -исследователя как самостоятельность в научных поисках; умение анализировать, делать выводы; строить логические умозаключения и совершать личные научные открытия. Список использованной литературы:

1. Чупрова Л.В. К проблеме совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе // Педагогика и современность. - 2012. - № 1. - С.63 - 67

2. Чупрова Л.В. Системное становление творческой личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. -2012. - № 3. - С.82 - 85.

3. Чупрова Л.В. Студент как субъект образовательного процесса //Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 8. - С.228 - 231.

4. Шереги, Ф. Э. Дисфункциональность российского высшего профессионального образования // Альма матер. - 2010. - № 1. - С. 21-28.

5. Чупрова Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 5 - С. 167-170

© Ефремова А.А., Горда Г., Бошкова В., 2015

УДК 339

Зенкина Елена Вячеславовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры Мировая и национальная экономика Московского Государственного Машиностроительного Университета (МАМИ)/ Университет машиностроения, г. Москва, РФ

e-mail: evzenkina@mail.ru

ФИНАНСОВЫЕ ИННОВАЦИИ - ИНСТРУМЕНТЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

В данной статье показано, что финансовые инновации в системе корпоративного управления имеют огромное значение. Бесспорно, накопленный мировой опыт в сфере мотивации сотрудников имеет потенциал для российских компаний всех направлений деятельности. К сожалению, возможности применения зарубежных механизмов мотивации сотрудников для российского режима корпоративного управления во многих случаях нецелесообразен из-за отсутствия налоговых стимулов применения.

Ключевые слова

Финансовые инновации, внутрикорпоративные конфликты, система корпоративного управления, мотивации сотрудников, экономические инструменты урегулирования конфликтов, финансовые рынки, финансовая мотивация.

Финансовые инновации в системе корпоративного управления имеют огромное значение. Бесспорно, накопленный мировой опыт в сфере мотивации сотрудников имеет потенциал для российских компаний всех

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.