Научная статья на тему 'Проблемы организации научно-исследовательской работы студентов-экономистов'

Проблемы организации научно-исследовательской работы студентов-экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5938
559
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИР / УИРС / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ / STUDENTS RESEARCH WORK / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Татьяна Геннадьевна

Рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской работы студентов-экономистов на основе изучения их мнения путем анкетирования, также выявлены основные причины проблем и возможные пути их решения. Наиболее глубоко исследованы проблема мотивации студентов и ее влияние на развитие системы НИРС в вузах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the organization of students-economists research work

The article considers the problems of the organization of research work of students-economists based on the study of their views through questionnaires, also the main causes of the problems and possible solutions are identified. The problem of motivation of students and its impact on the development of systems research in Russian universities is the most deeply studied.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации научно-исследовательской работы студентов-экономистов»

УДК 001.89 Т.Г. Ильина

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ

Рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской работы студентов-экономистов на основе изучения их мнения путем анкетирования, также выявлены основные причины проблем и возможные пути их решения. Наиболее глубоко исследованы проблема мотивации студентов и ее влияние на развитие системы НИРС в вузах России.

Ключевые слова: НИР, УИРС, научно-исследовательская работа студентов, организация.

Ускоренный темп социально-экономических изменений в стране и в системе общественных ценностей, растущий объём информации и тенденций к расширению и трансформации профессиональных функций обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего профессионального образования в вопросах подготовки будущих специалистов.

В связи с этим «приобретают практическую значимость умения специалиста адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал» [1. С. 380-383].

Болонские положения и Федеральные государственные образовательные стандарты последнего поколения также указывают на необходимость создания гибкой системы высшего образования, готовящей специалистов, способных быстро, творчески воспринимать и применять новые знания и адаптироваться к новым условиям рынка труда. В связи с этим на каждом уровне обучения в вузе необходимо развивать у студентов творческое мышление и исследовательские умения и навыки, активизируя их участие в научно-исследовательской работе.

Поэтому целями настоящего исследования стали:

• рассмотреть основные характеристики организации научно-исследовательской деятельности студентов;

• определить степень вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность;

• определить отношение и мотивацию студентов к занятиям научно-исследовательской деятельностью;

• выявить эффективность и основные проблемы научно-исследовательской работы студентов;

• рассмотреть возможные пути активизации научно-исследовательской деятельности студентов.

Система научно-исследовательской работы студентов представляет собой совокупность мероприятий, направленных на освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности и инициативы [2. С. 462-463].

Обычно выделяют следующие основные цели НИРС:

- формирование и усиление творческих способностей студентов;

- развитие и совершенствование форм привлечения студентов к научной, конструкторской, технологической, творческой и внедренческой деятельности;

- обеспечение единства учебного, научно-исследовательского, воспитательного процессов для повышения профессионально-технического уровня подготовки специалистов с высшим образованием [Там же].

Общепринятыми считаются следующие формы научно-исследовательской работы студентов:

- выполнение лабораторных работ;

- написание рефератов;

- участие в предметных олимпиадах;

- подготовка докладов;

- выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований;

- выполнение нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;

- изучение теоретических, методологических и организационных основ выполнения научных исследований по курсам учебных дисциплин;

- курсовые, дипломные работы и проекты [3. С. 45].

В данный перечень, который больше отражает учебные формы НИРС, можно добавить еще некоторые формы научно-исследовательской работы студентов, таких как:

- подготовка научных обзоров;

- публикация научных статей;

- проведение самостоятельный научных исследований по заданной тематике;

- работа с кейсами и интеллектуальными играми;

- участие в научных конкурсах;

- участие в научно-исследовательских играх;

- участие в грантах;

- участие в научных сообществах и кружках;

- участие в научно-исследовательских проектах (в том числе оплачиваемых, групповых, производственных);

65

- участие в научных семинарах, круглых столах;

В практике принято выделять два основных вида научно-исследовательской работы студентов:

1. Учебная НИРС, предусмотренная действующими учебными планами (рефераты, доклады, сообщения, курсовые и дипломные работы).

2. Внеучебная НИРС сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами [4. С. 12].

Наиболее важной частью НИРС является УИРС - учебно-исследовательская работа студентов. Необходимо отметить, что количество учебных часов, отведенное на УИРС, недостаточно. Поэтому одной из главных проблем является то, что научно-исследовательская работа студентов в вузах организована не лучшим образом, большая часть студентов почти не участвует в НИР, что ослабляет влияние этого фактора на их профессиональное развитие. Согласно статистике, только 22,1 % студентов занимаются научными исследованиями, а доля студентов, НИР которых оплачивается, составляет всего 1,4 % от общей численности [5].

В ходе нашего исследования было опрошено 132 студента экономического факультета ТГУ с целью выяснить отношение, мотивацию,

проблемы в научно-исследовательской деятельности студентов, для чего была предложена разработанная анкета.

На вопрос анкеты: «Каковы формы реализации Вашей научно-исследовательской деятельности?» большинство опрошенных студентов экономического факультета ответили, что реализуют свою НИР (рис. 1) через выполнение курсовых работ (90 %), подготовку рефератов (80 %) и научных докладов в рамках читаемых курсов (71 %), а также путем выполнения различных исследовательских и лабораторных работ (62 %). Процент участия студентов достаточно заметен в таких формах НИРС, как участие в олимпиадах (60 %, данные приведены с учетом школьных олимпиад), в научных исследованиях, проводимых в рамках учебных курсов (21 %), в студенческих конференциях (31 %), в научных семинарах (12 %), в написании и публикации научных статей (19 %). Участие в оставшихся формах НИРС не пользуется популярностью среди студентов-экономистов, либо есть объективные и субъективные причины, ограничивающие такое участие, это: исследовательсные задания в период прохождения практики (10%), научные обзоры (5 %), научно-исследовательские проекты (7 %), научные работы в виде заказов от предприятий (2,4 %), самостоятельные науные исследования (5 %), гранты (7 %), групповые исследования (10 %).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

66

Рис. 1. Результаты анализа уровня вовлеченности студентов в НИР (по формам)

Необходимо также отметить, что большинство проектов выполняется студентами в рамках учебного процесса и на бесплатной основе, доля платных проектов НИРС составляет всего 2,4 %.

Похожие результаты анализа были получены исследователями из Курского государствен-

ного медицинского университета, ими сделаны следующие выводы:

1. Большая часть студентов реализует НИР в формах курсовых, научно-исследовательских работ и посещений научных кружков.

2. Основные мотивы НИР - это освобождение

от экзаменов, материальное поощрение или использование полученных знаний в дальнейшей работе [6].

Причины низкой вовлеченности в НИРС, по мнению студентов (рис. 2), в большей степени связаны с сильной загруженнстью и отсутствием интереса.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%

Проблема мотивации студентов - это также одна из проблем низкой активности студентов в НИР. Так, на вопрос анкеты: «Хотели бы Вы более активно участвовать в НИРС?», более половины студентов оветили отрицательно (57 %). Ответы на вопрос: «Каковы основные мотивы для

Рис. 2. Причины низкого уровня вовлеченности студентов в НИР

занятия НИРС?» показали, что большинство студентов-экономистов связывает мотивы своей научной деятельности (рис. 3) с развитием личности (55 %), с использованием в дальнейшей работе (55 %), с процессом познания (36 %).

Рис. 3. Мотивы научно-исследовательской деятельности студентов

Говоря о проблемах НИРС, необходимо отметить, что у значительной части студентов за время обучения не успевают сформироваться знания и навыки исследовательской деятельности.

Подтверждением этого являются результаты, полученные нами в ходе выполнения задания исследовательского характера студентами выпуск-

ных 5-го курса специалитета и 4-го курса бакалавриата в рамках учебного курса. Студентам было предложено написать научную статью по проблемам, изучаемым в рамках дисциплины. В результате выяснилось, что только 12 % студентов уже готовы к научно-исследовательской деятельности и готовы самостоятельно работать

67

68

над научной статьей, 53 % студентов имеют ограниченное представление об этой деятельности, зная лишь некоторые элементы и этапы научного исследования в основном только для конкретных форм НИР (в том числе курсовой), 35 % - практически не имеют представления о том, что такое научная новизна и практическая значимость результатов исследования, каков порядок получения и изложения полученных результатов НИР. Это подтверждается и другими исследователями. Так, в монографии ученых Омского филиала РГТЭУ отмечается, что большинство студентов не осознают важность научно-исследовательской деятельности, в среднем 70 % студентов имеют низкий уровень подготовленности к НИР, а 30 % - средний [7].

Наш опыт НИР, включенной в учебный процесс, а именно подготовка курсовых и дипломных работ, выявил некоторые возможности решения проблемы низкой мотивации и заинтересованности студентов в НИР. Со студентами 3-4-х курсов в начале работы над курсовой работой преподавателем проводилась профориента-ционная беседа, позволяющая выявить наиболее предпочтительные области экономики и рынка труда и научные интересы студента и сориентировать студента в выборе темы исследования и варианта НИР. В процессе беседы студенту предлагалось выбрать один из двух вариантов НИР при написании курсовой работы:

1) Серьезный обоснованный (на основе предварительного изучения литературы по выбранным направлениям) выбор темы с учетом возможности дальнейшего ее исследования в течение всех последующих периодов обучения в вузе и профессионального развития в данной области.

2) Выбор темы из предложенных преподавателем на один период обучения.

Выяснилось, что первоначально большинство студентов на 3-4-х курсах еще не задумывались о том, в какой области экономики лежат их интересы, и соответственно выбирали понравившуюся тему из предложенных преподавателем. После беседы с преподавателем многих заинтересовывала возможность более глубокого изучения темы и продолжения ее исследования в дальнейшем, а также ее связь с дальнейшим профессиональным развитием и будущей работой.

Сравнение результатов по этим двум группам студентов показывает, что студенты, которые сделали первый выбор, в течение выполнения работы:

- проявили больший интерес и неформальный подход к написанию курсовых;

- получили более высокий оценочный балл;

- продолжая исследование тематики в последующие годы, более активно участвовали во внеучебной НИР (в частности, в конференциях и конкурсах);

- защитили дипломную работу в установленные сроки;

- дипломная работа подготавливалась и защищалась на более высоком качественном уровне;

- обоснованно выбирали место для прохождения практики, где старались показать имеющийся уровень знаний и приобрести опыт;

- продолжили профессиональную деятельность в соответствии с тематикой исследования и, как правило, на предприятиях, в которых проходили практику;

- заинтересованы и продолжают сотрудничество с университетом, предлагая и оказывая помощь при обучении студентов в части знакомства с практическими аспектами.

Таким образом, работа со студентами, которая строится на длительной основе, дает положительный эффект не только в части стимуляции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, но и в их профессиональном становлении. Учебный процесс, сливаясь с научным трудом студентов, должен превращаться в реальную профессиональную деятельность, составлять основу профессионального выбора студента и процесса становления его как будущего специалиста. Но, к сожалению, проведенный нами опрос выпускников показал, что только 33 % связывают свой профессиональный выбор с научно-исследовательской работой в рамках учебного процесса, а 67 % опрошенных нами выпускников определились профессионально, не опираясь на научно-исследовательскую работу в рамках учебной деятельности.

При проведении опроса студентов выпускных курсов было также выявлено, что в среднем только 82 % хотят работать по специальности, только 54 % определились, в какой конкретно сфере экономики они хотели бы работать, только 63 % выбрали тему диплома, руководствуясь своими профессиональными интересами.

Таким образом, необходимо проводить целенаправленную длительную работу со студентами, начиная уже с начальных этапов обучения, что положительно должно отразиться на всех аспектах подготовки студентов.

Подобный и даже более продвинутый опыт работы используется и в других вузах РФ. Так, ряд преподавателей г. Белгорода занимается исследовательской работой со студентами, начиная с 1-2-х курсов. Студенты включаются в данную работу при условии успешного выполнения учебного плана. Руководитель работы тесно сотрудничает в контакте с производством и знает проблемы, которые необходимо решить на том или ином предприятии в настоящее время. Причем какой-то серьезный вопрос или проблема решается не одним студентом, а целой группой под началом руководителя. При этом студенты уже по-иному подходят и к изучению плановых дисцип-

лин, и к выполнению дипломных проектов или работ. Очень часто дипломный проект или работа являются заключительным этапом практической, теоретической и, в основном, научно-исследовательской работы студентов [8. С. 172-173].

Такой опыт работы дает возможность не только повысить качество обучения, но и сделать реальный шаг в сторону требований рынка труда и работодателей. Тесный контакт с работодателями может быть реализован именно через НИР студентов.

Так, например, опыт тесного сотрудничества кафедры МТП, кафедры ЭиМ Белгородского государственного университета и производственного предприятия ООО «Лебединский ГОК» позволил реализовать целый ряд задач, необходимых производству. Выполнение дипломных работ и проектов проводится здесь по заказу предприятия, но для этого студент в течение 4-5 лет занимается научно-исследовательской работой именно на этом производстве. Поэтому количество выпускников, работающих на выбранном для НИР предприятии, составляет более 80 % [9. С. 174-175].

Необходимо систематизировать такое сотрудничество. Для этого нужно:

1) составить списки работодателей в соответствии с теми курсами, которые изучаются и исследуются в вузе;

2) разработать варианты форм сотрудничества по НИРС с предприятиями-партнерами;

3) предложить сотрудничество в части заказов на научно-исследовательскую деятельность студентов для конкретных предприятий;

4) создать систему оценки результатов НИР и ревизионную комиссию с участием преподавателей, студентов и работодателей.

Общение со студентами прошлых выпусков, успешно работающих по специальности, позволило нам выявить такую важную проблему, как низкий уровень коммуникативных компетенций студентов-экономистов, который особенно востребован в сферах, связанных с оказанием услуг, например в банковской системе. Одним из возможных решений указанных проблем является организация научных семинаров и научных сообществ.

На научных семинарах студенты совместно с преподавателями, работодателями, представителями власти могут обсуждать научные проблемы, методологию научного исследования для их решения, выступать с докладами, отражающими результаты проведенного студентами совместного исследования. Это развивает коммуникационные навыки, умение аргументировать свои выводы, способность понятно излагать свои мысли, уверенно выступать перед аудиторией (более 20 % студентов считают, что это одна из заметных причин низкой активности в НИР: страх перед аудиторией, страх провала и т.п.), что поможет студентам не только при защите дипломной работы, но и в дальнейшей трудовой деятельности.

Создание научных сообществ активизировало бы НИРС с самого начала обучения студентов. Участие преподавателей и работодателей в таких сообществах позволило бы систематизировать и развить данную работу. Научное сообщество объединяет единомышленников и формирует положительный имидж студенческой науки [10].

Так, в Нижневартовском государственном гуманитарном университете СНО состоит из научных студенческих объединений, функционирующих при кафедрах факультетов [11. С. 124]. Большинство выпускников НГГУ, которые входили в состав студенческого научного общества, в последующем стали научными работниками, защитили кандидатские диссертации и успешно продолжают работать на научном поприще в настоящее время [12. С. 173-175].

Одной из современных технологий подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс, результаты своего обучения, является технология портфолио, стремительно развивающаяся в зарубежном высшем образовании [13].

Портфолио - современная инновационная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной, научной и профессиональной деятельности [14].

Распространены три основных типа портфолио: «Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов».

Портфолио документов - портфель сертифицированных (документированных) образовательных достижений студента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Портфолио работ - портфель исследовательских, творческих работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах и т. д.

Портфолио отзывов включает оценку студентом своих достижений, резюме, а также отзывы, представленные преподавателями, родителями, руководителями практик и т.д.

Как выяснилось, результативность научно-исследовательской работы студентов вуза зависит от многих факторов и причин. В вузе необходима грамотно продуманная целая система поощрений студентов за успехи в научно-исследовательской деятельности [4. С. 59]. Более того, Г.И. Хмара и Л.С. Тетерская считают, что «НИРС» - понятие емкое и многогранное. Оно должно включать в себя следующие компоненты:

1) процесс формирования качеств, навыков, умений научно-исследовательской деятельности у 69

студентов от курса к курсу с учетом особенностей вуза, факультета и специализации (с какой целью и что формируется);

2) систему методов, форм и средств формирования данных качеств, навыков, умений (как и через что формировать);

3) систему и структуру субъективно-объективных связей в процессе формирования качеств, навыков, умений НИРС (кто формирует и у кого формируется, каковы взаимодействия формирующего и формирующихся);

4) эффективность процесса, системы и подсистемы НИРС (с каким эффектом). Данный компонент расчленяется на:

• эффективность массового охвата студентов НИР;

• эффективность воздействия НИРС на разви-

тие творческих способностей и овладение методами индивидуального и коллективного творчества;

• эффективность качественного содержания и вклада студентов в науку;

• эффективность воздействия субъекта на объект процесса формирования качеств, навыков, умений НИР;

• эффективность методов, форм и средств на процесс формирования субъекта творчества [1. С. 380-383].

Мы проанализировали эффективность системы НИРС в вузе на основе данных анкетирования студентов и получили результаты, представленные в табл. 1.

Таблица 1. Результаты оценки эффективности НИРС в вузах на основе изучения мнения студентов

Группы эффективности Показатель Значение показателя, полученное при анализе

1. Эффективность массовости охвата Доля студентов, участвовавших в различных формах НИР 32,7 %

2. Эффективность воздействия на уровень знаний Средний балл самооценки знаний и умений 3,05

3. Эффективность вклада в науку Средний балл самооценки вклада в науку 0,7

4. Эффективность преподавания Доля студентов, выявивших проблемы, связанные с ППС 19 %

5. Эффективность форм, методов и средств Наиболее эффективные формы НИРС, по мнению студентов (доля студентов в % от общей численности) Групповые проекты - 53 %. Проекты (в том числе с работодателями) - 50 %. Конференции - 52 %. Олимпиады, конкурсы, гранты - по 40 %. Доклады, статьи, практика - по 19 %. Кружки и сообщества - по 21 %

Кроме того, по мнению студентов, можно выделить проблемы НИРС в вузе, показанные в табл. 2.

Таблица 2. Основные проблемы НИР студентов вуза

70

Группы проблем Перечень проблем в группе

1. Проблемы, связанные с ППС Несвоевременная проверка работ; непонятны разъяснения; неинтересная подача; недоброжелательность; нежелание привлечь; темы не соответствуют компетенции

2. Проблемы, связанные с коммуникациями Отсутствие рекламы, отсутствие агитации; неосведомленность; не ведется работа по привлечению студентов; отсутствие коммуникаций между участниками мало проектов совместно с работодателями

3. Проблемы, связанные с материально-технической базой Отсутствуют материальные поощрения; недостаток необходимых данных; отсутствие финансирования; нет аудиторий; отсутствие единой организационной системы

4. Проблемы, связанные с занятостью и мотивацией Недостаток времени; отсутствие мотивации; нет отдачи, пользы; отвлекают от учебы

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Вовлеченность студентов-экономистов в НИР ниже среднего уровня.

2. Наиболее используемыми на практике формами НИР студентов являются формы в рамках учебного процесса.

3. Главными причинами низкой вовлеченности, незаинтересованности и перекоса НИР в сторону УИР являются нехватка времени и несоответствие главных мотивов и предлагаемых форм (в том числе слабая ориентация на связь с работодателями и будущей профессией).

4. Эффективность организации и процесса НИР показывает низкий уровень знаний и умений и как следствие слабый результат научного вклада студента.

5. Основными проблемами организации НИР студентов являются проблемы ограниченности коммуникаций и мотивации, слабости материально-технической базы и недостаточное качество работы ППС.

6. Некоторыми возможными путями повышения эффективности НИРС в вузе могут быть: вовлечение студентов в НИР с начала учебы в вузе, ориентация на долгосрочную научно-исследовательскую деятельность, внедрение новых и популярных форм НИР.

Литература

1. Чупрова Л.В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире: матер. междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 380-383.

2. Тимофеева Е.М., Белик Н.П., Тимофеева А.С. Научно-исследовательская работа студентов технических вузов // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 12. - С. 462-463.

3. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 128 с.

4. Миронов В.А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов. - Тверь: ТГТУ, 2004. - С. 12-20.

5. Нужнова С.В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов при подготовке к профессиональной мобильности. - Троицк: Изд-во ГОУ ВПО ЧелГУ, 2012. - 188 с.

6. Яцун А.С., Авершина Е.М., Григорьян А.Ю. Анализ научно-исследовательской деятельности студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов КГМУ // http://sibac.info/11593.

7. Модернизация системы экономического образования в России в условиях институциональной трансформации научно-образовательных комплексов / С.Е. Елкин, Н.М. Калинина, В.П. Чижик. - Омск: Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. - 257 с.

8. Тимофеева А.С., Федина В.В., Бурякова А.В. Значение курсовых работ в подготовке квалифицированных специалистов // Сборник научных трудов. Направление 1. - Белгород, 2003. - Ч. 1. - С. 172-173.

9. Тимофеева А.С., Федина В.В., Петрова Л.П. Научно-исследовательская работа студентов в технических вузах // Сборник научных трудов. Направление 1. - Белгород, 2003. -Ч. 1. - С. 174-175.

10. Лохонова Г.М. Научно-исследовательская работа студентов вуза как компонент профессиональной подготовки будущих специалистов // Актуальные проблемы современной педагогики: матер. междунар. заочной науч.-практ. конф. -Ч. I (15 февраля 2010 г.). - Новосибирск: ЭНСКЕ, 2010. - 180 с.

11. Сборник нормативных документов по научной деятельности Нижневартовского государственного гуманитарного университета. - Нижневартовск: Изд. центр, 2009. - С. 124.

12. Петрова С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. - 2011. - № 10, т. 2. -С.173-175.

13. Сердученко Ю.В., Тыш Э.Е., Татьяненко С.А. Электронное портфолио в системе подготовки будущего инженера / http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/6942-2013-03-18-10-11-35).

14. Григоренко Е. В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию. - Томск: Томский государственный университет, НОЦ «Институт инноваций в образовании», Институт дистанционного образования, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.