УДК 518.9
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
Е. Е. Адакин
THE SCIENTIFIC AND RESEARCH WORK AS A FACTOR OF DEVELOPING EXTERNAL STUDENTS’ CREATIVE ACTIVITY AND RESEARCH COMPETENCE
E. E. Adakin
В статье представлена технология развития научно-исследовательской работы студентов-заочников в контексте компетентностного подхода. В рамках проведенного педагогического эксперимента исследованы основные направления и подходы к организации научно-исследовательской деятельности студентов-заочников. Выявлены проблемы, сдерживающие развитие НИРС и УИРС студентов-заочников и предложены основные пути их решения. Приведен краткий анализ результатов педагогического эксперимента, показывающих динамику творческой активности студентов в процессе формирования исследовательской компетенции.
The development technology of external students’ scientific and research work is represented in this article from the point of view of the competence-based approach. Within the bounds of the pedagogical experiment general directions and approaches to external students’ scientific and research work have been studied. The problems restraining external students’ educational, scientific and research work have been uncovered, and general ways to solve them are offered. The brief analysis of the results of the pedagogical experiment is given, showing the dynamics of students’ creative activity in the process of the research competence forming.
Ключевые слова: компетентностный подход, научно-исследовательская работа студентов, учебноисследовательская работа студентов, учебная деятельность, научная деятельность, самостоятельная работа студентов.
Keywords: the competence-based approach, students’ scientific and research work, students’ educational and research work, educative activity, scientific activity, students’ independent work.
Компетентностный подход, являющийся базой ФГОС в системе высшего профессионального образования, предполагает смещение акцента с обучения, ориентированного на усвоение программного материала, на обучение, в процессе которого происходит саморазвитие, самореализация личности студента. Основным критерием готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности должны выступать не способность к воспроизведению полученных знаний в профессиональной деятельности, а наличие возможностей и готовности к самостоятельному их поиску для исследования и преобразования профессиональной действительности.
Следовательно, одной из главных целей высшего заочного образования должна выступать цель развития преобразовательных, исследовательских возможностей личности, инновационности, самостоятельной организации и осуществление профессиональной деятельности, способности к самообразованию на протяжении всей жизни.
В настоящее время является актуальным проблема обеспечения образовательного процесса в вузе соответствующими педагогическими технологиями, направленными на формирование и развитие качеств выпускника (компетенций). С позиций современного компетентностного подхода, нам необходимо было выявить и проанализировать комплекс основных факторов, обусловливающих «включение» студентов в исследовательскую деятельность.
Решение задачи подготовки выпускника высшего профессионального образования к профессиональному творчеству на высоком уровне связано с
осуществлением студентами деятельности исследовательского, творческого характера во время обучения в вузе, создающей условия для проявления творческой активности студентов, сочетающей в себе элементы репродуктивного и продуктивного, изменяющей и развивающей личность будущего специалиста, позволяющей реализовать свои творческие силы. Само значение слова «студент» в переводе с латинского означает не только «жаждущий знаний», но и «усердно работающий».
Средством для осуществления реализации и развития творческих сил мы полагаем выполнение студентами научно-исследовательской деятельности.
Так как становление и развитие личности происходит в процессе воспитания, то средство воспитания определяется как предмет среды или жизненной ситуации, преднамеренно включенной в воспитательный процесс.
Средство воспитания - это организация основных видов деятельности формирующейся личности, а видами деятельности являются основные средства подготовки будущих специалистов.
Научно-исследовательская деятельность студентов совмещает в себе:
— учение, поскольку направлена на освоение нового опыта в специально созданных условиях;
— познание, в результате которого появляется новое знание о мире;
— деловые игры, формирующие в себе опыт профессиональной деятельности;
— труд, так как связана с затратой мышечной и нервной энергии;
— общение - деловое, коллективное, личностное.
Кроме того, научно-исследовательская работа студентов удовлетворяет основным условиям соответствия средствам воспитания:
— с выполнением работ научно-исследовательского характера связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности;
— научно-исследовательская деятельность выделена как область освоения в знаково-символьной форме;
— научно-исследовательская работа студентов вместе со своей информацией включена в общение и совместную деятельность преподавателей и студентов.
На основании вышеизложенного, мы считали вправе называть научно-исследовательскую работу средством воспитания, которое создает условия для реализации и развития творческих сил студента.
Анализ публикаций ученых, исследовавших различные аспекты научно-исследовательской работы студентов, показывает, что в теории нет однозначного определения этого понятия.
Проблемы этого направления, как правило, имеют комплексный характер и могут рассматриваться со стороны организационной, управленческой, психологической, педагогической, методической.
Ученые выделяют признаки исследовательской работы и определяют ее как:
— самостоятельный поиск и создание какого-то нового продукта (Б. И. Коротяев);
— деятельность, ориентированная на решение учебных проблем (Т. В. Кудрявцев, М. И. Махму-тов);
— деятельность, связанная с открытием нового знания (Л. С. Выготский);
— деятельность, направленная на решение творческих задач и заданий (В. И. Андреев, Ю. Н. Кулюткин, В. Г. Разумовский);
— деятельность, вызванная познавательными мотивами (А. М. Матюшкин) и т. д.
Кроме того, научно-исследовательскую работу характеризуют и как форму обучения, и как метод работы в вузе.
Учитывая вышеприведенные определения, и то, что научно-исследовательская работа является творческой деятельностью, средством реализации и развития преобразовательных возможностей студентов, мы понимаем научно-исследовательскую работу как средство реализации и развития творческого потенциала личности студента, создающее условия для проявления ее творческой активности, выражающейся в стремлении познать субъективно или объективно новые факты, используя теорию научных исследований.
В условиях вуза исследовательская деятельность органично включена во все формы учебной деятельности. Однако она имеет некоторую специфику по сравнению с учебной деятельностью, хотя и та, и другая обеспечивают познавательный эффект.
Учебная деятельность направлена на передачу преподавателем студенту опыта, которым располагает общество, причем субъект усвоения выполняет только познавательные компоненты деятельности, а условия усвоения подготавливаются другими людьми. Таким образом, учебная деятельность включает в себя деятельность учения и деятельность обучения.
Учебная деятельность ориентирована на творческое преобразование объекта изучения и дает познание в качестве основного продукта, этим она отличается от других видов человеческой деятельности.
Исследовательская деятельность направлена не на воспроизведение, а на получение новой информации, обогащающей общественный опыт. Действия приобретения опыта путем собственного исследования направлены сначала на добывание опыта и только потом - на усвоение этого опыта. Пока не произошел процесс «отчуждения» информации в виде печатных текстов, докладов, научных бесед, она находится только «в голове исследователя», причем в неопределенном, неусвоенном состоянии. Исследовательская деятельность строится в соответствии с сознательно формулируемыми правилами, определяющими алгоритм действий, ведущих к установлению истины.
Исследовательская деятельность студентов специфична в силу особенностей организации учебного процесса и отличается от деятельности профессиональных исследователей тем, что:
— объем знаний студентов (особенно 1-х и 2-х курсов) недостаточен для проведения основательных научных исследований;
— кроме научного исследования, студенты выполняют задания по другим учебным предметам;
— исследовательская деятельность для большинства студентов не является основным видом деятельности.
Эти факторы создают определенные трудности для выполнения исследовательских работ студентами, но изменения в самом субъекте деятельности невозможны, если он не «включен» в процесс, стоит вне его.
В высшей школе сложилось два основных направления научных исследований студентов, обеспечивающих накопление опыта творческой деятельности: учебно-исследовательская работа и научно-исследовательская работа.
Учебно-исследовательская работа (УИРС) - это деятельность студентов, осуществляемая в рамках учебного плана.
К особенностям УИРС относится то, что эта деятельность организуется преподавателем и направлена на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений, экспериментально
наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в которой идет активное овладение студентами методов научного исследования, доминирует самостоятельное применение приемов научных методов познания. В результате выполнения учебных исследований студенты овладевают личностно значимыми знаниями и умениями, развивают свои творческие возможности.
Преимуществами УИРС является то, что при ее организации и проведении она не требует выделения специального времени; кроме того, учебноисследовательская работа позволяет включать в творческий процесс всех студентов.
К основным формам УИРС относятся лекции, семинарские, лабораторные и практические работы, подготовка рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ, выполнение заданий по производственной практике.
Результаты исследовательской деятельности студентов находят выражение в письменных учебно-исследовательских работах, к которым относятся рефераты, курсовые и дипломные работы.
В процессе их выполнения студенты совершенствуют навыки самостоятельной работы, связанные с поиском, изучением и анализом научной литературы. Выполнение письменных работ оказывает существенное влияние на развитие исследовательских умений применять методы научного познания, определять цели и задачи научного исследования, оформлять результаты исследования.
На протяжении нескольких лет на базе Белов-ского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Кемеров-
ский государственный университет» (БИФ КемГУ) проводился педагогический эксперимент по эффективной организации научно-исследовательской и учебной работы студентов. По мнению 72 % студентов 3 - 4-х курсов, самостоятельно выбранная и сформулированная тема исследования способствует большей заинтересованности проблемой, поиску оригинального решения, проявлению творческой инициативы.
53 % студентов, занимающихся выполнением самостоятельных научных исследований, отмечают, что толчком к разработке интересующей проблемы было выполнение письменной исследовательской работы по предмету, в процессе которой ими была выявлена необычная информация, побудившая углубить и расширить знания по этому вопросу.
Сравнивая традиционное (преподаватель «выдает» тему, рекомендует литературу, содержание работы оценивается только преподавателем, тема не получает дальнейшего развития) и исследовательское (самостоятельный выбор темы, поиск информации, публичное выступление, перспектива дальнейшей разработки проблемы) выполнение
письменных работ (см. табл. 1), студенты отметили высокую эффективность формирования исследовательских умений (100 %), и влияние на продуктивность (оригинальность, личное отношение к проблеме) исследовательского, самостоятельного
выполнения письменных работ.
Таблица 1
Эффективность развития творческого потенциала в процессе выполнения письменных исследовательских работ
Критерии Исследовательские работы
традиционные, в % исследовательские, в %
Исследовательские знания 78 95
Исследовательские умения 84 100
Познавательный интерес 66 94
Самостоятельность 86 96
Продуктивность 52 96
Анализ результатов проведенных опросов позволил сделать вывод о том, что влияние на процесс формирования творческого потенциала у студентов могут оказать все формы организации учебной деятельности, если в организации учебной работы студентов применяется исследовательский подход:
— исследовательское обучение как высший уровень проблемного обучения обеспечивает научную творческую активность, возникновение механизма, побуждающего студентов к поиску истины, развитие интересов к процессу восприятия новых научных знаний, позволяет реализовать и развивать творческие возможности;
— учет личных научных интересов студентов оказывает существенное влияние на продуктивность
(оригинальность, широту и глубину поиска) выполнения исследований и т. д.
Научно-исследовательская работа во внеучебное время (НИРС) представляет собой упорядоченную совокупность внеаудиторных занятий, непосредственно связанных с учебным процессом, однако имеющих качественную специфику, относительную самостоятельность и собственную логику.
НИРС обеспечивает взаимосвязь между учебными дисциплинами и научно-исследовательской работой, проводимой кафедрами и научными подразделениями вуза. Она придает творческий характер занятиям по учебному плану, дает возможность учитывать индивидуальные склонности, научные интересы студентов.
К особенностям НИРС относится то, что она не включена в учебное расписание, основана на прин-
ципах самостоятельности и добровольности студентов, поисковые группы объединяют студентов разных курсов и специальностей.
Безусловно, в силу специфики заочного обучения в вузе, возможны различные формы НИРС, но можно выделить и общие для всех: кружки, исследовательские лаборатории, научные общества, научные студенческие бюро, выставки, олимпиады, конференции, конкурсы, научные семинары.
Студенческий научный кружок представляет собой творческий студенческий коллектив, объединенный работой над одной или несколькими проблемами (по получаемой специальности или в рамках исследований кафедры), не включенными в общий учебный план. На ценность этой формы научной работы обращали внимание многие известные ученые. Так, академик Б. А. Келлер отмечал, что при групповых проработках учебного материала всякого рода споры, несогласия, индивидуальносвоеобразный подход отдельных лиц приводит к углублению и уяснению знаний. Уже сама эта причина, не говоря о других, делает чрезвычайно ценными в образовательном отношении всякого рода студенческие кружки.
В практике современных вузов сложились два основных вида кружков: предметный научный кружок и научно-исследовательский кружок по специальности.
Предметный научный кружок имеет целью решение задач более высокой сложности, чем обычно решаемые в процессе обучения той или иной дисциплине по учебному плану. Они организовывались нами при кафедрах различного профиля. Членами кружка могли быть студенты 1 - 5-х курсов. Надо отметить, что более всего действуют именно эти кружки. Состав кружков ежегодно обновляется, это связано со значительными различиями в уровне подготовки студентов.
Научно-исследовательский кружок по специальности в зависимости от особенностей вуза, кафедры объединял только старшекурсников. В таких кружках студенты, обладающие соответствующими навыками исследовательского труда, разным уровнем способностей, приобщаются к исследованиям, ведут активную научную работу под руководством преподавателей, ассистентов или научных работников кафедры вуза по научной тематике этого подразделения. Научные кружки по специальности организовывались при выпускающих и профилирующих кафедрах. К научно-исследовательским
кружкам по специальности мы относили и комплексные научно-исследовательские кружки, объединяющие студентов старших курсов, которые ведут исследования по комплексным темам кафедры. Для выполнения крупной комплексной научной темы, требующей привлечения студентов различных специальностей, мы организовывали межкафед-ральные или межвузовские научные кружки.
Особенность деятельности научных кружков при системе заочного обучения состояла в том, что:
— в полном объеме научный кружок работал только в период сессии;
— в межсессионный период кружок собирал только студентов, проживающих в городе, где расположен вуз, и тех, кто живет вблизи этого города;
— студенты получали темы исследования, над которыми они работали самостоятельно, получая консультации или по телефону, или через Интернет, или через письма;
— на некоторые заседания кружка приглашались и студенты, проживающие вдали от вуза, для сообщений по теме своего исследования и т. д.
Как показал анализ работы научных кружков, работающих в нашем институте, не все кружки выполняли функцию средства развития и реализации творческого потенциала студентов. Зачастую основным содержанием работы кружков являлось не выполнение самостоятельных исследований студентами, а более широкое ознакомление студентов с состоянием разработки научных проблем.
Студенты отмечали, что кружковые занятия, основанные на репродуцировании лекционного материала, популярностью не пользуются, так как не дают возможности самореализоваться, и вскоре распадаются. Члены кружков, где исследуемые проблемы выходят за рамки учебного материала, посещали их даже по окончании вуза. Результаты опроса 100 студентов 3 - 5-х курсов об эффективности развития творческого потенциала в репродуктивных и исследовательских кружках отражены в таблице 2.
Таблица 2
Эффективность развития творческого потенциала в процессе участия в научно-исследовательских кружках
Критерии Репродуктивное, в % Исследовательское, в %
Исследовательские знания 54 78
Исследовательские умения 79 89
Познавательный интерес 88 93
Самостоятель- ность 77 87
Продуктивность 43 76
Существующие много лет кружки, собирающие участников разных возрастов, объединенных решением общих проблем, перерастают в научнотеоретические семинары, творческие лаборатории.
Студенческая проблемная группа - это временный научный коллектив студентов, организованный при кафедре вуза для совместной разработки единой реальной научной проблемы под руководством ученого. Проблемные группы чаще создавались на профилирующих и выпускающих кафедрах.
Среди форм исследовательской работы, вызывающих наибольший интерес и проявление творческой активности, студентами называются: подготовка к студенческим научным конференциям (63 % студентов 1 - 5-х курсов), проведение выставок
творческих работ по специальностям (82 %), участие в конкурсах на лучшую исследовательскую работу студентов (57 %), организация выставок и олимпиад.
Для студентов в вузе созданы реальные возможности для выполнения научно-исследовательских
работ, как в учебное, так и во внеаудиторное время. Данные опроса, беседы и анкетирования 391 студента разных этапов обучения (1 этап - 1 и 2-курсы, 2 этап - 3 и 4 курсы, 3 этап - выпускной курс) позволили выделить три группы студентов (табл. 3).
Таблица 3
Распределение студентов по группам занятости в УИРС и НИРС, (чел.)
Этапы I группа II группа III группа
УИРС НИРС УИРС НИРС УИРС НИРС
1 этап (1 - 2 курсы) 11 3 51 6 178 231
2 этап (3 - 4 курсы) 49 31 65 107 126 102
3 этап (выпускной курс) 158 94 75 95 7 51
К первой группе относятся студенты, которые регулярно выполняют учебные задания исследовательского характера, активны на занятиях, проявляют интерес к научным проблемам, творчески относятся к учебной деятельности, имеют высокую степень самостоятельности.
Ко второй группе относятся студенты, нерегулярно занимающиеся исследовательской деятельностью, ограничивающиеся выполнением учебных заданий, не активно участвующие в научной жизни вуза, не умеющие осуществлять самостоятельную деятельность без руководства преподавателя.
К третьей группе мы отнесли студентов, которые проявляют низкую активность при выполнении творческих заданий, не занимаются или занимаются эпизодически исследовательской деятельностью, не проявляют интереса к проблемам педагогической деятельности, испытывают значительные трудности при самостоятельном выполнении исследовательских заданий.
Анализ результатов показал, что на первом этапе обучения большинством студентов выполняются обязательные исследования, то есть включенные в учебный план. Основными мотивами выполнения исследовательских работ были названы: требование преподавателя, необходимость выполнять учебные задания, необходимость получения профессиональных знаний. Научно-исследовательские работы вне учебной программы осуществляют только 3 студента. Остальные отмечают: «Нет времени на выполнение дополнительных заданий», «Мне это ничего не даст», «Я даже не знаю о том, что такие работы существуют», «Мне не нравится руководитель», - типичные ответы на вопрос анкеты «Если Вы не занимаетесь в данное время научной работой, то почему?»
На втором этапе количество студентов, регулярно выполняющих научные исследования, резко возрастает, это связано с увеличением объема знаний, большей информированностью студентов о системе
НИРС в институте, заинтересованностью самим процессом исследования. Число студентов, нерегулярно занимающихся учебно-исследовательской работой, увеличивается в силу того, что прошел период адаптации и, но мнению студентов, «достаточно выполнять те работы, которые оцениваются», «все равно на занятиях отвечают не все».
На третьем этапе группа студентов, регулярно занимающихся НИРС и УИРС, увеличивается. Возрастает ответственность за выполняемую деятельность, интерес к выполнению будущих профессиональных функций, активная педагогическая
практика помогает реально увидеть проблемы образования и осуществлять поиск путей их разрешения. Однако увеличивается и группа студентов, не занимающихся внеаудиторной исследовательской деятельностью, для них характерны высказывания: «Мне не интересна тема, предложенная руководителем», «Это не идет в диплом», «Да уж поздно начинать», «Мне никто этого не предлагал». Можно сделать неутешительный вывод о том, что у половины студентов-заочников отсутствует интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Исследование показало, что существует несколько причин, в связи с которыми студенты оказываются отстраненными от выполнения работ исследовательского характера:
— становление личности студента с развитым творческим потенциалом не является целью профессионального обучения, при этом сохраняется ориентация на «среднего» студента, обладающего определенным объемом знаний, умений и навыков;
— содержание обучения направлено на репродуцирование обучаемым продемонстрированных способов деятельности;
— применяемые на занятиях методы зачастую направлены на простое воспроизведение знаний и умений и др.
Кроме того, исследование позволило выявить еще ряд причин:
1. Недостаточная информированность студентов об организации системы НИРС в вузе. Как показали результаты опроса, студенты часто узнают о существовании научных лабораторий, обществ, кружков случайно - от сокурсников, из объявлений. Это потребовало от нас проведения презентаций научных кружков вуза, на которых представители научных групп сообщали цели, проблемы и перспективы выполняемых исследований, кроме того, в содержание этих презентаций включалась информация о результатах научных работ.
2. Малый объем знаний о теории научных исследований. По результатам опроса 32,4 % студентов первого курса не имели даже представления о возможных формах научных работ и алгоритме их построения, отсюда - неупорядоченность специальных и общих знаний, неуверенность в своих силах. Стремление к творчеству наиболее характерно для студентов классических университетов, где в программу обучения входят предметы, рассматривающие проблемы и процедуру научных исследований. Поэтому мы ввели в учебный процесс курс «Основы теории научных исследований» как обязательный. Без знания принципов построения структуры, содержания научных теорий, невозможна ориентация в учебной и будущей профессиональной деятельности.
3. Низкий уровень исследовательских умений, эпизодичность выполнения студентами работ исследовательского характера приводили к формированию умений поиска и обработки информации, организации своей исследовательской деятельности на самом низком уровне. Проведенные нами беседы со студентами 4 курса показал, что около 50 % не могут определить последовательность самостоятельной работы над планом, рефератом, курсовой и дипломной работами. Мы ввели спецкурс «Поиск и обработка информации» на 1 этапе (1 - 2 курсы), а также разработали систему выполнения научных исследований, где четко определили (с учетом специфики специальности) требования к целям, структуре, содержанию и оформлению письменных научно-исследовательских работ.
4. Неразработанность способов поощрения: часто творческие работы оцениваются преподавателями с помощью выставления отметки, оригинально выполненные и рядовые работы уравнивались, после чего у студентов заметно снижался интерес к самостоятельным исследованиям. На вопрос анкеты «Какие из перечисленных форм поощрения могут стимулировать Вашу работу?» студенты ответили: «Награждение грамотой, дипломом» (23 %), «Публикация работы в печати» (59 %.), «Денежное вознаграждение» (18 %). Именно это заставило нас изыскать возможность для оценки лучших исследовательских работ студентов. Вот уже пять лет в институте выходит ежегодный сборник лучших студенческих работ. Студенты старших курсов выступали с анализом своих научных исследований перед младшими.
5. Эпизодичность и непреемственность выполнения научных исследований. Чаще всего за весь период обучения в вузе студенты выполняют исследовательские работы по разным предметам, не связанные общей проблемой, тогда как каждый предмет имеет свою специфику и логику исследования. Это происходит в силу того, что темы научных работ в основном определяются преподавателями. Предоставление самостоятельности в выборе и формулировке темы, использование раздела о выполненной научной работе в зачетной книжке привело к накоплению разнообразной информации о выбранной студентом проблеме, позволило проанализировать ее состояние с точек зрения различных наук, перерасти выполненным исследованиям в действительно научную дипломную работу.
6. Несовершенство педагогического управления НИРС. На вопрос анкеты «Каковы причины выбора руководителя темы?» студенты выпускного курса ответили следующим образом: «Руководитель
- известный ученый» (15 %), «Нас интересуют одинаковые проблемы» (57 %), «Руководитель - интересный в общении человек» (28 %). Ответы свидетельствовали о том, что выбор руководителя не является случайным для студентов, они предпочитают работать с Ученым, Профессионалом, Собеседником, т. е. руководствуются личностными качествами преподавателей. На выбор руководителя влияет и стиль педагогического общения. Представители гуманистически ориентированного образования называют диалог элементарной технологической единицей, направленной на развитие личности; при выполнении научно-исследовательских работ именно диалог заключает в себе механизм становления и самореализации «Я» преподавателя и студента. Такая деятельность осуществляется студентами как личностно мотивированная, продуктивная, творческая; она имеет значение для самореализации данной личности, а не выступает как демонстрация знаний, действий и приемов. Именно в исследовательской деятельности студентов происходит своеобразное обучение «личному знанию» как источнику творческих дел.
На усиление факторов, позитивно влияющих на проявление активности студентов в научноисследовательской деятельности, направлена разработанная нами в соответствии с основными аспектами целостности педагогического процесса система поэтапного развития и реализации творческого потенциала личности студента, которая предусматривает:
— в содержательном плане - отражение в цели и содержании системы опыта становления личности с высоким творческим потенциалом во взаимосвязи его элементов (исследовательских знаний и умений, опыта и творческого, личностного отношения к миру, высокой степени самостоятельности и продуктивности);
— в организационном плане - обеспечение единства процесса делового, творческого взаимодействия преподавателя и студентов, в том числе и
на уровне личных отношений, а также процесса освоения студентами содержания проблемы без непосредственного участия преподавателей.
В ходе проведенного педагогического эксперимента выявлена тенденция возрастания творческой активности студентов в процессе НИРС, УИРС и исследовательской компетенции студентов-заочников. Сформированные в процессе обучения компетенции позволяют нашим выпускникам отвечать современным требованиям и быть конкурентоспособными на рынке труда.
Литература
1. Адакин, Е. Е. Формирование творческого потенциала студентов вуза в условиях системы заочного обучения [Текст] / Е. Е. Адакин. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. - 328 с.
2. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс [Текст] /
В. И. Андреев. - Казань: КГУ, 1998. - Кн. 1. - 317 с.
3. Вербицкий, А. А. Личностный и компетент-ностный подходы в образовании: проблема интеграции [Текст] / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. -М.: Логос, 2011. - 336 с.
4. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 423 с.
5. Выготский, Л. С. Проблема сознания [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1975. - 175 с.
6. Ляудис, В. Я. Инновационное обучение и наука [Текст] / В. Я. Ляудис. - М.: РАО, 1992. - 52 с.
7. Сечкарев, Б. А. Менеджмент научного процесса в вузе на основе индивидуальных баз данных [Текст] / Б. А. Сечкарев, А. Н. Садовой, Ю. М. Басалаев // Проблема модернизации образования в условиях вхождения России в Болонский процесс. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005.