УДК 378 ББК 74.48
ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ, К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
THE ISSUE OF MOTIVATING STUDENTS, STUDYING ON A PAID BASIS, TO THE RESEARCH WORK
Коган Евгения Александровна
Доцент кафедры «Социология, психология и социальный менеджмент» Московского авиационного института (национального исследовательского университета), кандидат социологических наук, доцент E-mail: kogan2502@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей мотивации студентов, обучающихся на платной основе, к научно-исследовательской деятельности. Рассматриваются различия между учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой студентов в вузе. Выявлены информированность студентов Московского авиационного института (НИУ) о различных формах НИРС, причины нежелания участвовать в мероприятиях, а также условия, при которых они стали бы заниматься научно-исследовательской работой. Даны рекомендации по совершенствованию НИРС в вузе.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, учебно-исследовательская работа, мотивы научно-исследовательской деятельности, платная форма обучения, бакалавриат, магистратура.
Kogan Evgenia A.
Assistant Professor at the Department of Sociology, Psychology and Social Management, Moscow Aviation Institute (National Research University), PhD in Sociology, Associate Professor
E-mail: kogan2502@yandex.ru
Abstract. The article is devoted to analysis of peculiarities of motivation of students, studying on a paid basis, to research activities. The differences between educational and scientific-research work of students' at a University are considered. Awareness of Moscow aviation institute (national research university) students about the various forms of students' scientific-research work, the reasons for the reluctance to participate in activities, as well as the conditions under which they would be engaged in research work are identified. Recommendations for improving scientific research work at the University are given.
Keywords: research work, teaching and research work, motivations in research activities, fee-based tuition, Bachelor's program, Master's program.
Значимость научно-исследовательской работы студентов в учебном процессе в последние годы существенно возросла в связи с переходом на Болонскую двухуровневую систему образования (бакалавриат и магистратура), которая предполагает использование компетентностного подхода к обучению. Компетенции, связанные с исследовательской работой, важны не только для магистрантов, но и для бакалавров. Показатели научно-исследовательской работы студентов являются значимыми индикаторами оценки эффективности деятельности вуза.
Научно-исследовательской работе (деятельности) студентов посвящено множество работ российских исследователей. Вопросами, связанными с этой деятельностью, занимались такие ученые, как Ю. Арбузов, С. Балданмаксарова, М. Горбунов, Т. Иваненко, Ф. Кузин, П. Кузнецов, В. Лазарев, Р. Михалев, Ю. Резникова, Н. Рябова [1].
В настоящее время в российских вузах реализуется два вида исследовательской работы со студентами: учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) и научно-исследовательская работа (НИРС).
УИРС включена в учебный процесс, направлена на формирование базовых исследовательских навыков - это, прежде всего, курсовое проектирование, лабораторные работы, выпускные квалификационные работы и т. д. НИРС является необязательной частью учебного процесса, проводится в свободное от учебы время, носит самостоятельный характер, и предполагает научную значимость результатов [2, с. 34]. Это участие студентов в олимпиадах, конкурсах, конференциях, публикация статей, работа в студенческих кружках и т. д.
Среди ученых до сих пор нет единого мнения о том, в чем заключается различие между этими формами работы. Российские исследователи полагают, что разница между УИРС и НИРС состоит только в характере отношений к учебному процессу: обязательно/ необязательно [3], а также в степени самостоятельности и новизне результата [2, с. 35].
На наш взгляд, здесь не учитывается еще один важный компонент. УИРС может быть выполнена на разном уровне, как весьма посредственном, так и высоком. НИРС требует не только новизны результата и научной значимости, но и соответствия стандартам написания научных статей, выступлений на конференциях и других видов научно-исследовательских работ. К сожалению, не каждый студент способен провести научное исследование на качественном уровне, написать научную статью, выступить на конференции. Для этого необходимы определенные способности (интеллектуальные, аналитические), наличие мотивации к выполнению этой деятельности, а также заинтересованность и помощь научного руководителя.
Следует отметить, что эти два вида работ тесно взаимосвязаны, так как именно в рамках учебно-исследовательской деятельности часто пробуждается интерес к научно-исследовательской, и нередко материал, наработанный в рамках курсовых работ, ложится в основу научных статей, выступлений на конференциях.
Так как научно-исследовательская работа выходит за рамки обязательных учебных видов работ, то встает вопрос о мотивации этой деятельности.
Исследования, направленные на выявление мотивов к научно-исследовательской деятельности, проводились в последние годы в различных вузах [4-8 и др.].
Ученые выделяют следующие виды мотивов научно-исследовательской работы:
• Мотивы самореализации - стремление к познанию, приобретению новых знаний и навыков, интерес к определенной области знаний, познание самого себя, возможность творческого самовыражения.
• Мотивы достижения - стремление к успеху, достижению цели, желание находить и решать проблемы, получение удовлетворения от учебы и научной деятельности;
• Мотивы принадлежности - общение с выдающимися учеными и педагогами, работа в научных коллективах,
• Мотивы статуса - получение профессионального образования, желание занять достойное положение в обществе, желание найти высокооплачиваемую работу, стать профессионалом [9, с. 85].
Среди мотивов научно-исследовательской деятельности одним из ключевых является мотив достижения - стремления к успеху, достижению цели. Он определяется как желание соответствовать высшим критериям и преуспевать в условиях конкуренции, как стремление достигать поставленных целей наиболее эффективно. А. В. Матерова отмечает, что «на развитие мотивов студентов к научно-исследовательской деятельности влияет атмосфера учебного заведения, личность научного руководителя, формы и методы ведения учебной и научной работы» [9, с. 85].
Немаловажными также являются материальные мотивы - возможность получить дополнительное вознаграждение за научно-исследовательскую деятельность (стипендию, грант, снижение стоимости обучения). Эти мотивы, как правило, не существуют обособленно от других аспектов, в частности, интереса к содержанию деятельности и стремлению достичь успеха. Материальные мотивы являются как бы закрепляющими, усиливающими факторами.
У студентов, обучающихся на бюджетной форме обучения, имеются возможности получить дополнительную стипендию за научно-исследовательскую деятельность. Что касается студентов платной формы обучения, то материальное поощрение за такого рода работу чаще всего не предполагается, то есть их потенциальный интерес не подкрепляется материальными стимулами.
Методология исследования
Проблема нашего исследования заключается в том, что у студентов платной формы обучения МАИ (НИУ) присутствует низкая мотивация к научно-исследовательской деятельности.
Цель исследования - выявить отношение студентов-платников МАИ (НИУ) к научно-исследовательской деятельности и условия, при которых они были бы готовы заниматься этим видом деятельности.
Новизна исследования состоит в том, что рассматривается мотивация к НИРС студентов платной формы обучения, исследованиям этой категории обучающихся пока еще уделяется недостаточно внимания.
Гипотезой исследования является то, что студенты платной формы обучения недостаточно мотивированы к научно-исследовательской деятельности из-за отсутствия возможности получить материальное вознаграждение за эту работу.
Исследование было проведено методом онлайн-анкетирования в апреле 2017 г.
В опросе приняли участие 238 студентов трех факультетов МАИ (НИУ), на которых преобладают студенты платной формы обучения. Это факультеты социально-экономического профиля - Факультет № 10 «Социальный инжиниринг», Институт № 4 (Институт менеджмента, экономика и социальных технологий) и ИНЖЭКИН (Институт инженерно-экономических наук).
Исследование было проведено до реорганизации, с 1 сентября 2017 г. эти факультеты и институты объединены в единый институт - «Институт инженерно-экономических и гуманитарных наук» (ИНЖЭКИНГ).
Среди опрошенных преобладают студенты 3-4-го курса бакалавриата (69,3%) - это те курсы, на которых студенты чаще всего начинают заниматься научно-исследовательской работой. Доля магистрантов составила 16,3% в силу того, что их гораздо меньше, чем студентов бакалавриата. Остальные 14,4% - студенты 1-2-го курса бакалавриата.
Среди респондентов преобладают девушки - 62,4%. Это обусловлено тем, что обучение на этих факультетах имеет экономическую или социальную направленность, что в большей степени привлекает женскую часть населения.
Половина опрошенных студентов (50%) имеют средний балл выше 4, из них 4-4,5 -35%, четверть респондентов с самыми высокими баллами - 4,5-5, столько же студентов с баллами 3,6-4. И лишь 15% с низкими баллами - 3-3,5.
Результаты исследования
На первом этапе важно было выявить информированность студентов о научно-исследовательской работе.
Опрос показал, что большинство опрошенных (около 80%) знают, что такое НИРС. Лишь 5% не осведомлены об этом виде деятельности, а 16% затруднились ответить на вопрос.
Что именно понимают студенты под научно-исследовательской работой, было выяснено в рамках открытого вопроса. Около четверти студентов (23,5%) определили научно-исследовательскую деятельность как научную работу, включающую в себя проведение исследований, экспериментов, опытную проверку гипотез.
Другими, наиболее часто используемыми определениями этого понятия являются «изучение определенной актуальной проблемы для практического решения» (11,7%) и «написание научных статей» (11%). 10% студентов связывают НИРС с участием в конференциях и олимпиадах.
Кроме того, часть студентов отождествляет научно-исследовательскую деятельность с написанием курсовых работ и ВКР (1,6%), то есть смешивают ее с учебно-исследовательской работой. Столько же определяют ее как «умение применять знания на практике».
Также были даны следующие отдельные определения - «Показатель теоретических и практических знаний студента», «Отслеживание работы студентов и использование научных знаний, специальные мероприятия для обеспечения работоспособности студентов для направления в будущую деятельность», «совместная работа преподавателя и студента», «средство для повышения качества подготовки специалиста».
Опрос показал, что большинство студентов знакомы с такими формами научно-исследовательской работы, как внутрифакультетские и внутривузовские конференции (77%), подготовка и публикация тезисов и статей в университетских сборниках (в частности, в рамках Гагаринских чтений, сборниках НИРС МАИ) (50%), а также индивидуальные научно-исследовательские работы под руководством преподавателя (55%). В меньшей степени опрошенные информированы о внешних конференциях, олимпиадах внутри и вне вуза, студенческих научных кружках и объединениях. Не знают ни одной формы НИРС только 5% опрошенных.
Выяснилось, что доля информированных студентов в целом гораздо выше доли участвующих в научно-исследовательской деятельности. Так, чуть более половины опрошенных (55,5%) принимали участие в научно-исследовательской работе. Каждый четвертый публиковал тезисы или статьи во внутривузовских сборниках, каждый пятый выступал на внутриуниверситетских конференциях, столько же занимались (занимаются) индивидуальными проектами под руководством преподавателей. Только 9% опрошенных студентов публиковали статьи и тезисы во внешних изданиях, а также принимали участие во внешних олимпиадах. Остальные формы НИРС распространены в меньшей степени. Следует отметить, что около трети опрошенных (30%) не участвовали ни в каких мероприятиях внутри и вне вуза. Но при этом 16% из них хотели бы принять участие в такого рода деятельности. Это преимущественно студенты 2-3-го курса и 2-го года обучения магистратуры, представительницы женского пола.
Как показал опрос, в научно-исследовательской деятельности студентов привлекает, прежде всего, возможность получить новый опыт и знания (66%), а также самореализация и саморазвитие (55,5%). Далее с большим отрывом следуют такие привлекательные стороны НИРС, как возможность получить дополнительные преимущества при трудоустройстве (30%), оценить свои силы и знания (25%), познакомиться с новыми людьми (24%).
Прагматическими мотивами, связанными с поощрениями в учебе и материальным вознаграждением, руководствуется меньшее число опрошенных - получение автомата или высокой оценки привлекает 18% опрошенных, дополнительная стипендия, грант - 17%, дополнительные баллы при поступлении в магистратуру или аспирантуру - 14,5%. Причем последнее в наибольшей степени актуально для тех, кто имеет средний балл 4,6-5,0, то есть показывает высокие результаты в учебе. Расположение администрации и уважение однокурсников интересуют студентов в незначительной степени.
В рамках исследования, проведенного А. А. Почестневым и А. А. Кузьмичевой, выяснилось, что для студентов технических факультетов МАИ (НИУ) также характерны ка-рьерно-меркантильные мотивы научно-исследовательской деятельности. Ожидание материального поощрения или конкурентного преимущества при трудоустройстве занимает второе место среди мотивов к научно-исследовательской работе [7, с. 50].
В рамках исследования были выявлены причины нежелания студентов участвовать в научно-исследовательской работе. Главными аргументами, которыми студенты обосновывают свое неучастие в НИРС, является нехватка времени из-за работы (35%) и большая учебная нагрузка (34%). Причем на значительную нагрузку в учебе сетуют в большей степени студенты 2-го курса бакалавриата, а на загруженность на работе жалуются студенты 3-4-го курса бакалавриата и 1-го года обучения в магистратуре.
Доля тех, кто отметил отсутствие материальной мотивации к научно-исследовательской деятельности (прежде всего, возможности получения дополнительных стипендий, грантов и т. д.), составила 24%. Это преимущественно студенты 3-4-го курсов бакалавриата, представители мужского пола.
Каждый пятый опрошенный ощущает неуверенность в собственных силах, чуть меньше (18%) не имеют информации об этой деятельности. Доля тех, кто не видит у себя способностей к этому виду работ, составила всего 9%, а у 8% респондентов отсутствует интерес к ней. Таким образом, отсутствие материального стимулирования студентов-платников отталкивает по меньшей мере четверть из них от занятий научно-исследовательской работой.
Наибольшее значение представляет то, при каких условиях студенты стали бы заниматься научно-исследовательской деятельностью. Несмотря на большую загруженность, более половины (57%) стали бы заниматься НИРС в том случае, если бы нашли интересные для себя направления, мероприятия. Наивысший показатель здесь характерен для обучающихся на 1-м курсе магистратуры. Это в большей степени девушки со средним баллом выше 4.
Каждый пятый респондент (20%) отметил, что мотивацией к занятиям НИРС могла бы стать возможность перехода с платного отделения на бюджетное или снижение стоимости обучения. К сожалению, такой возможности на рассматриваемых факультетах МАИ (НИУ) нет, так как в этом году набор осуществлялся только на платную форму обучения, хотя в других вузах такая практика существует.
Чуть меньше доля тех, кто готов заняться этой деятельностью ради получения материального поощрения (18,5%), «автомата» по предметам (18,5%), увеличения шансов поступления в магистратуру (18,5%). Последнее наиболее актуально для студентов 4-го курса бакалавриата. Затруднились ответить на данный вопрос лишь 5% опрошенных.
Таким образом, мотивы, связанные с получением материального вознаграждения, не являются доминирующими, но тем не менее занимают 2-3-е место среди мотивов НИРС, что частично подтверждает выдвинутую нами ранее гипотезу.
Так как определенная часть опрошенных сетовала на отсутствие информации о НИРС, то важно было выявить степень информированности респондентов об этом и источники сведений.
Опрос показал, что почти 2/3 опрошенных студентов получают информацию о научно-исследовательской деятельности, но лишь 12,5% респондентов считают, что она является оперативной и полной. Около трети сомневаются в полноте получаемых сведений, еще 20% указывают на несвоевременный характер информирования.
Более трети опрошенных студентов платной формы обучения МАИ не получают информацию о мероприятиях НИРС, но 25% из них заинтересованы в ней. Это говорит
о том, что есть группа студентов, которые потенциально могли бы стать участниками научно-исследовательских мероприятий - преимущественно студенты 3-го курса, женского пола.
Как выяснилось, основным источником информации о НИРС являются преподаватели - 73% студентов получают сведения о мероприятиях именно от них. Доля «сарафанного радио» (информации от однокурсников, друзей) составляет 21,4%. Сайтом МАИ и соцсетями пользуются примерно по 15% опрошенных. Председателей Совета по НИРС упомянули лишь 7% опрошенных. Это может свидетельствовать о том, что они уделяют недостаточно внимания информированию студентов. И около 15% отметили, что вообще не получают сведений о мероприятиях, проводимых в рамках НИРС.
В завершение исследования была дана оценка развитию научно-исследовательской работы студентов в МАИ (НИУ). Большая часть опрошенных (42%) полагают, что научно-исследовательская деятельность в МАИ находится на том же уровне, что и в большинстве других вузов. 10% респондентов более оптимистичны - они считают, что ситуация с НИРС в МАИ лучше, чем в других учебных заведениях, а 13% придерживаются противоположной точки зрения. При этом более трети респондентов (34,5%) затруднились ответить на данный вопрос.
Таким образом, исследование показало, что материальное стимулирование может способствовать усилению мотивации к научно-исследовательской деятельности только в том случае, если у студентов есть интерес к данному виду деятельности, стремление получить новый опыт, а также самореализоваться. Среди платников есть значительная доля студентов, которых можно вовлечь в активную научно-исследовательскую деятельность.
В качестве рекомендаций по совершенствованию научно-исследовательской работы со студентами предлагается:
• Рассмотреть возможность единоразовых материальных выплат для студентов платной формы обучения, а также назначения долгосрочных стипендий за НИРС (на семестр или учебный год).
• Повышать статус научно-исследовательской работы путем информирования о роли этой деятельности и ее учете при поступлении в магистратуру и устройстве на работу. Важно выработать единую систему учета публикаций в магистратурах по одному направлению в разных вузах, так как в настоящее время в каждом учебном заведении существует своя система оценки достижений студентов в области НИРС. К примеру, при поступлении в магистратуру в одном вузе учитываются только ВАКовские статьи (5 баллов), в другом вузе засчитываются любые публикации, они оцениваются в 2 балла независимо от их количества.
• Активизировать работу председателей НИРС в плане оперативного предоставления информации студентам о мероприятиях.
Список литературы
1. Завражин А. В., Шубина И. В. Научно-исследовательская компетентность студента как основа профессиональной деятельности специалиста // Статистика и экономика. - 2011. - № 5. - С. 14-19.
2. Нужнова С. В. Научно-исследовательская работа студентов как необходимое условие подготовки к профессиональной мобильности // Сибирский пед. журн. - 2012. - № 8. - С. 33-37.
3. Сахарчук Е. Студент - исследователь // Высшее образование в России. - 2004. -№ 4. - С. 145-149.
4. Гирфанова Е. Ю. Отношение студентов НХТИ к научно-исследовательской деятельности // Вестн. Казанского технол. ун-та. - 2013. - Т. 16, № 6. - С. 306-308.
5. Ильина Т. Г. Проблемы организации научно-исследовательской работы студентов-экономистов // Проблемы учета и финансов. - 2014. - № 4 (16). - С. 65-71.
6. Исмагилова Ю. Д. Организация научно-исследовательской работы студентов в таможенном вузе // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2016. -№ 4. - С. 103-111.
7. Почестнев А. А., Кузьмичева А. А. Состояние научной деятельности в национальных исследовательских университетах: проблемы и перспективы // Транспортное дело. - 2016. - № 1. - С. 49-52.
8. Шиняева О. В., Акманаева Д. Х. Роль научной деятельности студентов в повышении функциональности российского высшего образования // Изв. высш. учеб. заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 4. -С. 60-71.
9. Матерова А. В. Мотивационный аспект совершенствования научно-исследовательской деятельности студентов технических специальностей // Вектор науки ТГУ. - 2010. - № 2 (2). - С. 84-87.
References
1. Zavrazhin A. V., Shubina I. V. Nauchno-issledovatelskaya kompetentnost studenta kak osnova professionalnoy deyatelnosti spetsialista. Statistika i ekonomika. 2011, No. 5, pp. 14-19.
2. Nuzhnova S. V. Nauchno-issledovatelskaya rabota studentov kak neobkhodimoe uslovie podgotovki k professionalnoy mobilnosti. Sibirskiy ped. zhurn. 2012, No. 8, pp. 33-37.
3. Sakharchuk E. Student - issledovatel. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2004, No. 4, pp. 145149.
4. Girfanova E. Yu. Otnoshenie studentov NKhTI k nauchno-issledovatelskoy deyatelnosti. Vestn. Kazanskogo tekhnol. un-ta. 2013, Vol. 16, No. 6, pp. 306-308.
5. Ilyina T. G. Problemy organizatsii nauchno-issledovatelskoy raboty studentov-ekono-mistov. Problemy ucheta i finansov. 2014, No. 4 (16), pp. 65-71.
6. Ismagilova Yu. D. Organizatsiya nauchno-issledovatelskoy raboty studentov v tamozhennom vuze, Tamozhennaya politika Rossii na Dalnem Vostoke. 2016, No. 4, pp. 103-111.
7. Pochestnev A. A., Kuzmicheva A. A. Sostoyanie nauchnoy deyatelnosti v natsion-alnykh issledovatelskikh universitetakh: problemy i perspektivy. Transportnoe delo. 2016, No. 1, pp. 49-52.
8. Shinyaeva О. V., Akmanaeva D. КЬ Ио1 nauchnoy deyatelnosti studentov V povysh-enii funktsionalnosti rossiyskogo vysshego obrazovaniya. ^. vyssh. ucheb. zavedeniy. Povolzhskiy щюп. Obshchestvennye nauki. 2011, N0. 4, рр. 60-71.
9. Materova А. V. Motivatsionnyy aspekt sovershenstvovaniya nauchno-issledovatel-skoy deyatelnosti studentov tekhnicheskikh spetsialnostey. Vektor nauki TGU. 2010, N0. 2 (2), рр. 84-87.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 5