6. Таганов Д.Н. Статистический анализ в маркетинговых исследованиях. СПб.: Питер. 2005. 192 с.
7. Топорков Н.С., Ильяшенко С.Б. Некоторые аспекты торговой деятельности предприятия в условиях импортозамещения // Эволюция современной науки :сборник статей Международной научно-практической конференции. В 3-х ч. 2016. С. 194-196.
Митяева Ольга Александровна, канд. экон. наук, [email protected], Россия, Тула, Тульский филиал Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова
METHODS FOR EVALUATING THE USEFULNESS OF MULTIATTRIBUTIVE PRODUCT
O.A. Mityaeva
The paper presents the basic methods of evaluating the usefulness of the product, characterized by a large number of parameters, the advantages and disadvantages of each of them. The possibility of their application to determine the most preferable structure of multiattributive product is illustrated on a concrete example.
Key words: the usefulness of the product, consumer segmentation, product attributes, self-explicated methods, conjoint analysis.
Mityaeva Olga Aleksandrovna, candidate of economic sciences, [email protected], Russia, Tula, Tula branch of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 518.9:336
РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ И ЭКОНОМИСТОВ
А.Л. Сабинина, Е.П. Михалева
Рассмотрены требования, предъявляемые к подготовке экономических и управленческих кадров в современных условиях. Определены элементы исследовательской работы, сформулированы проблемные ситуации, используемые в учебно-исследовательской деятельности студентов. Проанализирована эффективность научно-исследовательской работы студентов на кафедре университета.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, научно-ориентированное обучение, профессионализм.
Современные условия развития общества предопределяют возрастание требований к уровню профессионализма выпускников высшей школы. Рынок труда характеризуется потенциальным спросом на высококвалифицированных специалистов, инициативных и предприимчивых, спо-
собных творчески решать сложные задачи, предлагать и разрабатывать инновационные идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты [8].
Решению задачи готовности будущих специалистов к творческому выполнению профессиональных функций, нестандартному решению производственных и организационно-управленческих вопросов, владению современными инновационными технологиями способствует научно-исследовательская деятельность студентов в стенах вуза. Требования к ее организации определяет Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, в котором научно-исследовательская деятельность студентов выделена как вид профессиональной деятельности бакалавра и магистра.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) - одна из форм учебного процесса, при реализации которой достигается наиболее тесная взаимосвязь обучения и практики:
- в рамках научной работы студент приобретает первые навыки информационно-исследовательской деятельности, используя приобретенные в ходе обучения теоретические знания, воплощая их впоследствии в своей профессиональной деятельности;
- научно-исследовательская деятельность позволяет студенту наиболее полно проявить свою индивидуальность, творческие способности;
- постоянно расширяя собственный запас знаний, студент учится самостоятельно мыслить, концентрировать внимание на решении определенной проблемы;
- докладывая результаты своего исследования на конференциях различного уровня, студент приобретает деловые коммуникационные навыки, что немаловажно для современного специалиста, особенно управленческого профиля;
- одновременное выполнение учебной и научно-исследовательской работы способствует повышению дисциплинированности студента, который, как показывает опыт, более ответственно подходит к изучению профессиональных дисциплин.
Целями НИРС является переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа различных явлений с использованием научных методов [ 6 ].
Задачами НИРС являются:
- развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
- проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, используемых другими учеными при решении поставленных проблем исследования;
- приобретение навыков систематизации и анализа полученных в ходе исследования данных;
- привитие интереса к научной деятельности [19].
Таким образом, НИРС предусматривает систематизацию, закрепление, расширение теоретических и практических знаний по определенному направлению подготовки и их использование при решении конкретных научных, производственных, экономических и организационно-управленческих задач. Научно-исследовательская работа должна выполняться студентом на актуальную тему, иметь достаточный теоретический уровень, носить исследовательский характер.
Современное понятие НИРС включает два элемента [6]:
- обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие навыков этого труда;
- собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.
Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству условно подразделяются:
- на НИР, включенную в учебный процесс;
- на НИР, выполняемую студентами во внеучебное время.
Учебно-исследовательская работа (УИРС) выполняется в обязательном порядке каждым студентом по специальному заданию в отведенное расписанием занятий учебное время. Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, приобретение навыков работы в коллективе. Согласно основным образовательным программам для решения этой задачи используются лекционные занятия, практические и лабораторные занятия с элементами научных исследований по изучаемой дисциплине, курсовое проектирование и бакалаврская работа с элементами научных исследований, публикаций статей, тезисов докладов, выполнение конкретных нетиповых задач научно-исследовательского характера на период учебной или производственной практики [8].
Основной формой научной работы студентов, выполняемой во вне учебное время, является участие студентов в научных исследованиях, проводимых преподавателями кафедр по определенной тематике.
НИРС, выполняемая во вне учебное время, может быть организована в форме научных творческих кружков; работы по индивидуальным планам преподавателей кафедры (раздел «Научно-исследовательская работа студентов); работы с преподавателями в рамках имеющихся на кафедре научных школ; участия студентов в работе по госбюджетной или хоздоговорной тематике, выполняемой на кафедре; участия в конференциях различного уровня; сборе и анализе статистической информации.
Исследовательской работой так или иначе занимаются все студенты вуза. Написание рефератов, контрольно-курсовых, курсовых, выпускных
квалификационных работ невозможно без проведения даже самых простых исследований. Но более глубокой научной работой, не обязательной для учебного плана подготовки менеджеров и экономистов, занимаются лишь некоторые студенты.
Кафедра «Финансы и менеджмент», являясь одним из обучающих структурных подразделений Тульского государственного университета, ориентирована на подготовку высококвалифицированных экономических и управленческих кадров, способных к аналитическому и информационному обеспечению своей профессиональной деятельности, финансово-экономической оценке проектных и управленческих решений.
Соответствие уровня подготовки студентов требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, практико-ориентированная структура и содержание реализуемых основных образовательных программ, грамотная организация учебного процесса способствуют высокому качеству подготовки выпускников кафедры «Финансы и менеджмент». При этом НИРС, как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста, занимает одну из ведущих позиций в деятельности кафедры.
Именно в рамках НИРС решается задача взаимодействия образования и науки, науки и молодежи, т.е. объединения обучения с получением научного и профессионального результата при подготовке специалиста, способного донести результаты своего интеллектуального труда до потребителей наукоемкой продукции и на уровне бакалавриата, и на уровне магистратуры [6].
Уже в ходе УИРС преподавателями кафедры рассматриваются различные проблемные ситуации, характеристика которых приведена в таблице.
Таблица
Характеристика проблемных ситуаций
Вид проблемных ситуаций Результат рассмотрения проблемной ситуации
Проблемные ситуации, создавае-мые при изучении нового материала Формируется новое знание, сообщаемое преподавателем
Проблемные ситуации, возникающие при изучении нового материала, элементы которого являются предметом исследо-вания прикладной науки Формируются представления о логике научного познания, умения научно-исследовательской деятельности
Проблемные ситуации, возникающие в ходе обсуждения студентами Формируются процессы теоретического мышления, (анализ, обобщение, синтез, конкретизация, абстагирование и др.), на базе которых осуществляется формирование умений научно-исследовательской деятельности
Подготовка студентов к самостоятельным научным исследованиям обеспечивается усложнением заданий и все более возрастающим уровнем самостоятельности. Так, рассматривая проблемные ситуации, создаваемые при изучении нового материала, студенты составляют аннотации к публикациям, подготавливают список литературы по определенной теме и обучаются реферированию.
Рассматривая проблемные ситуации, возникающие при изучении нового материала, элементы которого являются предметом исследования прикладной науки, студенты составляют научные обзоры по определенной тематике. Студентам поручается самостоятельное решение конкретных задач, определяемых программами учебной, производственной и преддипломной практик.
Рассматривая проблемные ситуации, возникающие в ходе обсуждения студентами, обучающийся учится вести поиск причинно-следственной связи между явлениями, фактами и событиями, учится умению вести научную дискуссию. Нобелевский лауреат Г.Селье утверждал, что великие научные сражения будут выигрывать люди, «обладающие сильным интеллектом и редкой разновидностью мужества - трезвой решимостью посвятить свою жизнь тому, что они считают достойной целью своего существования» [2]. В ходе дискуссии под руководством преподавателя будущие специалисты учатся формулировать свои идеи, отстаивать их перед аудиторией, обосновывать свою точку зрения.
При реализации представленного выше научно-ориентированного обучения соблюдается принцип мотивации студентов, выражающийся в возможности глобализации получаемых знаний, возможности самостоятельной творческой работы, возможности утвердиться как личности с развитым интеллектом.
Анкетирование студентов, обучающихся на первом курсе по
направлениям «Менеджмент» и «Экономика», показало, что большинство обучающихся не осознают значимости научно-исследовательской деятельности, при этом:
- низкий уровень сформированности готовности к научно-исследовательской деятельности имеют 70 % опрошенных студентов;
- средний уровень сформированности готовности к научно-исследовательской деятельности имеют 30 % опрошенных студентов.
Задача преподавателей кафедры «Финансы и менеджмент», использующих в своей деятельности не только практико-ориентированное, но и научно-ориентированное обучение, состоит в том, чтобы сократить период адаптации студента к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе.
Студент уже в первом семестре может активно участвовать в разнообразных формах научной работы под руководством преподавателей кафедры, что подтверждают представленные ниже результаты НИРС за 2016 год.
Исследованиями по вопросам управления финансами на уровне региона и предприятий активно занимаются преподаватели:
- д-р. экон. наук, проф. Романова Л.Е. [9, 10], под руководством которой в подготовлены тезисы участником XI Региональной магистерской научной конференции Ширяевой Е.В. «Научное развитие импортоза-мещения» (гр. 740151а); статья Лариковой И.И. «Обоснование применения дисконтно-опционного метода для оценки эффективности стратегических инициатив» (гр. 740141/20);
- д-р. экон. наук, проф. Сорвина О.В. [ 13 ], под руководством которой подготовлены тезисы участником XI региональной молодежной научно-практической конференции «Молодежные инновации» Верст С. В. «Исследование изменения инвестиционной привлекательности Тульской области и предложения по ее повышению» (гр. 720531); статья Нгуен Зиеу Линь «Образование проектного управляющего комитета финансовых рисков» (гр. 720621и).
Вопросами региональной экономики и регионального управления занимаются преподаватели:
- д-р. экон. наук, проф. Сычева И.В. [ 14, 15 ], под руководством которой подготовлены тезисы участником XI региональной молодежной научно-практической конференции «Молодежные инновации» Горячевой И.А. «Исследование зависимости собственных доходов муниципальных образований Тульской области от поступления земельного налога» (гр. 740151а); статья Власовой Т.В. «Брендинг как инструмент социально-экономического развития территорий» (гр. 740151а);
- канд. экон. наук, доц. Болдырева Р.Ю., под руководством которой подготовлена статья Епихиным А.В. «Управление развитием сельского хозяйства на региональном уровне» (гр. 740741/20).
Исследованиями в области маркетинговой политики активно занимаются:
- канд. техн. наук, профессор Михалева Е.П. [7], под руководством которой подготовлены тезисы участником ХХУ Всероссийских чтений студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием «ХХ! век: гуманитарные и социально-экономические науки Судариковым Р.А. «Обеспечение конкурентоспособности предприятия на основе инновационного подхода» (гр. 740151а); статья Алтуховой И. С. «Проблема формирования и выбора маркетинговых стратегий организаций (гр. 740151);
- канд. экон. наук, доц. Чачина Е.Б. [20], под руководством которой подготовлены тезисы участником XI Региональной магистерской научной
конференции Брейкиной К.Г. «Управление деятельностью предприятия на основе маркетинговых стратегий».
Исследованиями в области управления рисками активно занимается канд. экон. наук, доц. Ушакова Н.В. [16], под руководством которой подготовлены статьи Выонг Тхи Тхуи Зыонг «Удорожание стоимости инвестиционно-строительных проектов в России» (гр. 740781и); Аль-Асади Зар Саадун Шнешиль «Анализ валютных рисков в контексте перехода на международные стандарты финансовой отчетности» (гр. 740781и).
Вопросами стратегического управления занимаются:
- канд. экон. наук, доц. Болдырева Р.Ю. [3], под руководством которой подготовлены тезисы участником научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы экономической науки» Барановым К.С. «Проблемы управления конкурентоспособностью предприятий» (гр. 740151а);
- канд. экон. наук, доц. Чачина Е.Б., под руководством которой подготовлены тезисы участником XI региональной магистерской научной конференции Нагайцевой А.П. «Модель стратегического развития предприятия».
Вопросами повышения эффективности производственного процесса на предприятии активно занимаются преподаватели:
- д-р. экон. наук, проф. Сабинина А.Л. [11, 12], под руководством которой подготовлены тезисы участником XXV Всероссийских чтений студентов, аспирантов, молодых ученых с международным участием Доан Тхи Лок «Состояние финансовых результатов деятельности организаций в 2015 году в Российской Федерации» (гр. 720621и); участником научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы экономической науки» Доан Тхи Лок «Вопросы и перспективы развития налоговой политики Российской Федерации» (гр. 720621и);
- д-р. экон. наук, проф. Хлынин Э.В. [17], под руководством которого подготовлены тезисы участником XI Региональной магистерской научной конференции Зотовым А.О. «Способы уменьшения капиталовложений в основные средства»; участником XI региональной магистерской научной конференции Мацигон Е.Ю. «Повышение эффективности использования основного капитала и производственных мощностей предприятия»;
- канд.экон.наук, доц. Коровкина Н.В. [18], под руководством которой подготовлены тезисы участником XI региональной магистерской научной конференции Бердыевым А.В. «Совершенствование процесса обеспечения предприятия материальными ресурсами»; участником XI региональной магистерской научной конференции Сидориной А.В. «Методы повышения эффективности использования основных фондов».
Результаты самостоятельной научно-исследовательской работы студенты оформляют в виде законченных научных работ (рефератов, докладов) и представляют их на ежегодные научные конференции различно-
го уровня. Так, в 2016 году студенты выступали со своими научными докладами на:
- Тринадцатом Всероссийском конкурсе деловых, инновационно-технических идей и проектов «Сотворение и созидание Будущей России!» - Гусак Н. В. (гр. Б720121-ПБ) - руководитель канд. тенх. наук, проф. Михалева Е.П.;
- Седьмом Международном Конкурсе молодых аналитиков - Ло Шуай (гр. 720111и) - руководитель канд. техн. наук, проф. Михалева Е.П.;
- VI Тульском молодёжном экономическом конкурсе инновационных проектов и идей - Чуканов А. И. (гр. 740741/20) - руководитель д-р. экон. наук, проф. Романова Л.Е.;
- Международной научно-практической конференции «Концепция устойчивого развития науки третьего тысячелетия» - Юрищева Н. А. (гр. 3740151а) - руководитель д-р. экон. наук, проф. Романова Л.Е.;
- Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов «Начало в науке» - Доан Тхи Лок (гр. 720621и) - руководитель д-р. экон. наук, проф. Сорвина О.В.;
- XI региональной магистерской научной конференции - Чуканов А.И. (гр. 740741/20) - руководитель канд. техн. наук, доц. Гучек Н.Е. и других научных конференциях [4] .
Результаты научных исследований студентов находят отражение в написании монографий. Так, в 2016 году материалы научной работы студентки Коршуновой Д.М. (гр. 740741/20) «Механизм диагностики банкротства российских компаний» опубликованы в монографии «Управление рисками взаимодействия банков с промышленными предприятиями» -руководитель д-р. экон. наук, проф. Романова Л.Е.
Результаты научных исследований студентов отмечены различными наградами. Так, в 2016 году:
- Луптакова В.В. (гр. 740751/20) награждена дипломом VII Тульского молодежного экономического конкурса инновационных проектов и идей в специальной номинации «За методологический подход в научной работе» - руководитель д-р. экон. наук, проф. Романова Л.Е.;
- Коршунова Д.М. (гр. 740741/20) награждена дипломом VII Тульского молодежного экономического конкурса инновационных проектов и идей в Специальной номинации «За методологический подход в научной работе» - руководитель д-р. экон. наук, проф. Романова Л.Е.;
- Аверьянов Н. С. (гр. 720732) награжден дипломом Всероссийского конкурса для студентов финансовых специальностей - руководитель канд. экон. наук, доц. Бельская Е.В. [1];
- Астахова А.А. (гр. 720732) награждена дипломом Всероссийского конкурса для студентов финансовых специальностей - руководитель канд. экон. наук, доц. Бельская Е.В.;
- Филатова Е. А. (гр. 740191а) награждена медалью и дипломом за 1-е место в номинации «Развитие паевых инвестиционных фондов» на II Всероссийской Олимпиаде развития финансовой системы России - руководитель д-р. экон. наук, проф. Сычева И.В.;
- Попков В. А. (гр. Б760701) награжден дипломом VI Тульского молодежного экономического конкурса инновационных проектов и идей за победу в Специальной номинации «За методологический подход в научной работе» - руководитель канд. техн. наук, проф. Михалева Е.П.
- Епихин А. В. (гр. 740741/20) награжден дипломом Интеллектуального квеста «СБЕРумники и СБЕРумницы» среди студентов экономических факультетов высших учебных заведений города Тулы - руководитель, канд. экон. наук, доцент Болдырева Р.Ю.
В 2016 году 10 студентов направления подготовки «Экономика» приняли участие в Международной открытой студенческой олимпиаде по дисциплине «Статистика». Студентка гр. 720631 Сидорова Ю.И. получила бронзовую медаль Олимпиады - руководитель канд. техн. наук, доц. Макарова Н.Н. [10].
Приведенные примеры показывают, что формируемые преподавателями кафедры «Финансы и менеджмент» проблемные ситуации, приведенные в таблице 1, способствуют активизации научно-исследовательской деятельности, позволяя студентам лучше раскрыть свои возможности и способности, сформировать умение анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы, выстраивать логику рассуждений, формулировать выводы, видеть противоречия и т.д., что лежит в основе реализации практико-ориентированного подхода к обучению через проектную деятельность, являющейся ведущей формой организации научно-исследовательской работы.
Студенты к концу своего обучения имеют четкое представление о преимуществах научно-исследовательской деятельности. Так, анкетирование студентов, обучающихся на четвертом курсе по направлениям «Менеджмент» и «Экономика», показало, что 60 % обучающихся представляют значимость самостоятельных исследований для успешного продвижения по карьерной лестнице в своей профессиональной деятельности.
Полученные в ходе обучения интеллектуальные и исследовательские умения и навыки, который приобретает студент, занимающийся научной работой в вузе, необходимы и востребованы в любой профессии и даже обыденной жизни. Человек постоянно сталкивается с различными проблемами, и он способен эффективно справляться с их решением, если умеет анализировать информацию, выдвигать гипотезы, находить различные способы решения.
Список литературы
1. Бельская Е.В. Система финансовых показателей производственно-коммерческой политики промышленного предприятия // «Современные тенденции в науке и образовании: сб. науч. тр. по материалам Международной научно-практической конференции. В 6 частях. ООО «Арт-Консалт». 2014. С. 95-96.
2. Ганс Селье. От мечты к открытию: как стать ученым: [Электронный ресурс]: /http://lib.ru/PSIHO/SELYE/otkrytie.txt_with-big-pictures.html
3. Гомалеев А.О., Болдырева Р.Ю. Разработка модели стратегического управления малым промышленным предприятием на основе сбалансированной системы показателей // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 5-1. С.195-206.
4. Гучек Н.Е., Чуканов А.И. Экономическое моделирование и прогнозирование ипотечного жилищного кредитования России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 3-1. С.55-65.
5. Жукова М.В. Организационно-управляющее обеспечение маркетинговой деятельности лечебно-профилактического учреждения // Главврач. 2008. №8. С. 29 -35.
6. Исследовательская работа студентов: [Электронный ресурс]: https://scicenter.online/issledovatelskaya-rabota-scicenter/issledovatelskaya-rabota-studentov-35859.html (дата обращения: 15.09.2017).
7. Михалева Е.П. Методический подход к формированию бизнес-процессов в организации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 5-1. С.288-294.
8. Михалева Е.П., Болдырева Р.Ю. Организация практики при подготовке бакалавров менеджмента // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 3-1. С.141-154.
9. Романова Л.Е., Рудакова К.В. Учет совокупного кредитного риска банка при определении категории качества ссуды // Финансы и кредит. 2012. №7(47). С. 34-40.
10. Романова Л.Е., Макарова Н.Н. Основные принципы формирования классификационной карты рисков коммерческого банка // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2011. № 3-2. С.256-262.
11. Сабинина А.Л., Носов М.А., Анцева Н.В. Оценка качества труда наладчиков автоматических роторных линий при внутрипроизводственном хозрасчете // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2016. № 11-2. С.416-422.
12. Сабинина А.Л. Согласование интересов участников интегрированных структур ОПК на основе компенсационных отношений с использованием нейросетевых и теоретико-игровых моделей // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2008. № 2. С.68-76.
13. Сорвина О.В. Стратегический подход как основной элемент методологии стратегического управления производственными затратами предприятия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 3-1. С.179-188.
14. Сычева И.В., Миляева М.О. Обзор рынка инвестиционных проектов Тульского региона // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. № 1. С.48-55.
15. Сычева И.В., Найденов Д.А. Исследование форм и механизмов государственно-частного партнерства в мировой и отечественной практике // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. № 2-2. С.23-33.
16. Ушакова Н.В. Классификация финансовых рисков при реализации инвестиционно-строительных проектов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 1-1. С.25-30.
17. Хлынин Э.В. Активизация воспроизводства основного капитала как важнейшее условие повышения конкурентоспособности предприятия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2009. № 1. С.247-252.
18. Хлынин Э.В., Коровкина Н.И. Методы и модели взаимодействия стратегического и тактического управления основными средствами промышленного предприятия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 4-1. С.437-449.
19. Цель и задачи научно-исследовательской работы студента: [Электронный ресурс]: http://life-prog.ru/1_35546_tsel-i-zadachi-nauchno-issledovatelskoy-raboti-studenta.html (дата обращения: 15.09.2017).
20. Чачина Е.Б., Коровкина Н.И., Городничев С.В. Экономическая модель эффективной системы управления предприятием на основе снижения затрат // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2014. № 1. С.237-248.
Сабинина Анна Львовна д-р. экон. наук, проф., sabinina.аппа@уапёех.ги, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Михалева Елена Петровна, канд. техн. наук, проф., ер-1тИа1е\'а а \>апс1ех.ги, Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE ROLE OF SCIENTIFIC RESEARCH WORK OF STUDENTS IN THE PREPARATION OF MANAGERS AND ECONOMISTS
A.L. Sabinina, E.P. Mikhaleva
The requirements for the training of economic and managerial personnel in modern conditions are considered. Research elements are defined, the problem situations considered in educational and research activity of students are formulated. The efficiency of research work of students at department of the university is analysed.
Key words: research work of students, the scientific focused training, professionalism.
Sabinina Anna Lvovna, PhD. Doctor of Sciencetehn, Prof., Professor of the Department "Finance and Management», [email protected] , Russia, Tula, Tula State University,
Mikhaleva Еlena Petrovna, PhD. tehn. Sciences, Assoc., Professor of the Department "Finance and Management», [email protected] , Russia, Tula, Tula State University
УДК 005.1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРАХ ЭКОНОМИКИ, БЕЗОПАСНОСТИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.Н. Арсеньев, В.С. Минаев, М.А. Алимов
Исследуются аспекты государственного управления деятельностью общества по критериям эффективности и качества. Анализируются подходы, принципы, функции, методы и средства, их практическое применение и особенности реализации в деятельности российской власти и органов государственного управления.
Ключевые слова: управление, государство, экономика, безопасность, образование.
Государственное управление (ГУ) как отрасль науки изучает группу социально-экономических процессов и явлений, их необходимые и существенные связи и отношения в сферах социального бытия и сознания. Анализу общих проблем государственного управления (правовое закрепление принципов государственного управления, система государственных органов, их административно-правовой статус, методы государственного управления и др.) посвящены труды многих отечественных ученых (Ананов И.Н., Бачило И.Л., Козлов Ю.М., Лазарев Б.М., Лунев А.Е., Пискотин М.И., Попов Л.Л. и др.).
Государственное управление исследуется с различных точек зрения и концепций, теорий правового или социального государства, способов