Список литературы
1. Попова Е.В., Полоцкая А.С. Виртуальные ЭБ-модели в обеспечение подготовки космонавтов по научным экспериментам // Новые материалы и технологии в ракетно-космической технике: сб. материалов молодежной конференции: в 2 т. Звездный городок, 2011. Т. 1. С. 216-22Э.
Сабуров Петр Алексеевич, начальник отдела, petr.saburov@mail.ru, Россия, Московская область, г. Звездный городок, ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина».
VIRTUAL MODELLING OF SPACE EXPERIMENTS FOR WORK WITH SCHOOL STUDENTS ACCORDING TO KOSMOTSENTR'S PROGRAM
P.A.Saburov
Reductions of terms of development of a material, improvement of understanding of essence of a profession the cosmonaut, increases of productivity of training on scientific applied researches and experiments on the basis of the Center of preparation of astronauts by name Yu.A. Gagarin are described one of methods of increase of efficiency of process of professionalizing of school students. Gagarin the technology of virtual modeling (3D-model) which allows to reproduce studied process is created and approved, paying attention to the most important points.
Key words: process of professionalizing of school students, profession cosmonaut, virtual modeling.
Saburov Petr Alekseevich, head of department, _ petr.saburov@mail.ru, Russia, Moscow region, town Zvezdny gorodok, FSBI Research Test Center of Preparation of Astronauts by name Yu.A. Gagarin
УДК Э78.147.88
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ
И.Л. Федотенко, О.М. Дорошко
Представлена программа развития экологической культуры при организации научно-исследовательской работы студентов. Подчеркивается, что при этом важна не только тематика выполняемых исследований, но и техника их выполнения. Подробно анализируется поэтапное включение студентов в процесс изучения педагогической деятельности, обеспечивающей эффективное развитие экологической культуры, творческих способностей, умений самореализации в условиях учреждения образования.
Ключевые слова: экологическая культура, научно-исследовательская работа студентов, научно-исследовательская лаборатория.
Современный рынок труда предъявляет высокие требования к выпускнику университета: к его мобильности, гибкости, самостоятельности, ответственности, инициативности, готовности действовать в ситуации неопределен-
ности, способности работать в команде. «Образование через науку» - эта формула раскрывает существенный потенциал совершенствования университетской подготовки будущих специалистов. Практически все исследователи, изучающие проблему совершенствования профессионального становления специалистов, анализируют пути оптимизации научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Спектр направлений модернизации научно-исследовательской работы достаточно разнообразен: усиление связи научной работы с будущей профессиональной деятельностью; совершенствование форм, методов, технологий ее организации; стимулирование самостоятельности, критичности, креативности студентов; создание условий для реализации их творческого потенциала.
Научно-исследовательская деятельность будущих учителей осуществляется в нескольких аспектах:
- непосредственно включена в учебный процесс. Студенты выполняют самостоятельные исследования при подготовке курсовых, выпускных квалификационных работ, дипломных проектов, магистерских диссертаций;
-дополняет и обогащает образовательный процесс. Студенты участвуют в работе научного общества, кружков, лабораторий, проблемных групп, клубов, в реализации проектов, хоздоговорных тем;
- используется во внеаудиторной деятельности (научные конференции, проблемные и методологические семинары, конкурсы, олимпиады, публикация результатов в научных отечественных и зарубежных изданиях).
Особую роль научно-исследовательская работа играет в подготовке будущего учителя, являясь важнейшим средством формирования его педагогической культуры, индивидуального стиля профессиональной деятельности, развития научного мышления, потребности в самоосуществлении. НИРС обладает значительным потенциалом для развития у будущих педагогов экологической культуры, для подготовки их к экологическому воспитанию школьников. При этом научно-исследовательская работа ориентируется на изучение экологической обстановки в районе, городе, республике, на разработку социально-экологических проектов, на использование и адаптацию диагностических методик, на совершенствование отношения человека к природе, к людям через сохранение приемлемых экологических условий жизни биологического вида homo sapiens.
Наряду с установлением гармонических отношений с природой для личности важен характер и содержание отношений к микро-, мезо- и макросоциуму, ко всему, что ее окружает (к социальной действительности, другим людям, себе самому). Культуру всей совокупности данных отношений мы определяем как экологическую культуру. Именно поэтому развитие экологической культуры будущих учителей возможно, если при организации научно-исследовательской деятельности студентов особое внимание уделять: разработке групповых профессионально-ориентированных тем; установлению творческих продуктивных отношений в команде; поэтапному включению студентов в проектно-аналитическую деятельность; созданию условий для их самовыражения и самоопределения как в научном, так и в будущем профессиональном со-
обществе. Таким образом происходит проектирование и реализация пространства экологической культуры гармонии. Мы предположили, что участие студентов в НИР будет способствовать формированию их экологической культуры, если:
- проведена экологизация содержания научно-исследовательской деятельности;
- содержание НИР связано с будущей специальностью выпускника;
- учтены специфические особенности современного студенчества;
- использованы многообразные и взаимосвязанные формы, методы, технологии НИРС;
- спроектирована психологически безопасная образовательная среда.
Проверка предложенной гипотезы осуществлялась в Учреждении образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» в период с 2002 по 2011 годы. В опытно-экспериментальной работе приняло участие 567 студентов филологического и педагогического факультета, а также факультетов истории и социологии, биологии и экологии. Анализ полученных результатов убеждает в правомерности выдвинутой гипотезы.
Теоретической основой организации научно-исследовательской работы будущих учителей является создание, а затем постепенное расширение пространства, основной характеристикой которого является установление между субъектами деятельности и общения отношений взаимоуважения, толерантности, психологической безопасности, учета интересов, принятия разнообразных персональных позиций и точек зрения.
Разработанная программа формирования экологической культуры будущих учителей предполагала выполнение рефератов, курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций, участие в деятельности научно-исследовательской лаборатории «Экологическая педагогика», поэтапное включение студентов в исследовательскую деятельность (кружки, проблемные группы, конференции, форумы).
Тематика рефератов разрабатывалась с учетом реальной школьной практики, предполагала самостоятельный анализ проблемы, обоснование личной позиции, доказательных выводов на основе самоанализа. Выполняя курсовые работы, будущие педагоги использовали данные самостоятельного исследования, проведенного непосредственно в школе или университете. В период педагогической практики студенты выполняют обязательные исследовательские задания, предусмотренные программой. Подготовка и защита дипломных работ как завершающий этап становления специалиста базируется на материалах, полученных будущими педагогами в течение обучения в вузе, и является показателем качества подготовленности учителя. Возможность более полно реализовать собственные научные приоритеты студенты получают, работая в научных кружках и лабораториях.
Принципами организации исследовательской работы студентов являются: свободы выбора темы и стиля выполнения научной работы; личная заинтересованность в выбранной проблематике; принцип сочетания личностных интересов и интересов подготовки специалистов; принцип максимального расши-
рения тематики исследуемых проблем, ограничиваемых лишь педагогическим пространством; принцип комплексности тем, затрагивающих педагогические, психологические, экологические аспекты и личностную позицию исследователя. Реализация этих принципов позволяет преподавателям вуза обеспечить формирование творческой личности будущего учителя, развитие у студентов позитивного самовосприятия, адекватной самооценки.
От курса к курсу задания усложняются. На первом курсе задания, предлагаемые студентам для исследования, касаются анализа эмпирических данных, проведения анкетирования, часто совместно с более подготовленными студентами. В этом случае их работа становится частью более масштабного исследования и создает условия для осознания важности и значимости своей части работы. Например, определить уровень экологических знаний школьников, которые необходимы для анализа эффективности методов обучения, организуемых старшекурсниками во время педагогической практики и др.
На 2-м и 3-м курсах целесообразны задания, определяющие влияние личности учителя и самого студента на организацию учебно-воспитательного процесса. Примером могут быть задания: определить влияние темперамента педагога на организацию общения детей с природой на экскурсиях; выявить корреляцию стиля общения учителя со школьниками и результативности экологического воспитания. При этом различные аспекты данной проблемы объединяются в единое крупное исследование, по результатам которого студенты пишут научные статьи.
На 4-м и 5-м курсах выполняются задания, связанные с исследовательской работой непосредственно на практике. В содержание заданий включаются вопросы самоанализа будущего педагога, проверки теории экологического воспитания на практике. Темы студенческих исследований: «Анализ типичных недостатков в работе молодых учителей при организации экологического воспитания», «Учет индивидуальных и возрастных особенностей школьников при осуществлении экологического воспитания», «Компетентность педагога, необходимая для формирования экологической культуры учащихся», «Диагностика сформированности типов экологической культуры у школьников различного возраста» и др.
В процессе развития у будущих педагогов культуры экологической гармонии особенно значимым является не только формулировка темы исследования, но и процесс непосредственного включения студентов в исследовательскую деятельность. Технологически данный процесс можно представить как последовательно сменяющиеся этапы развития отношения студента к себе как к исследователю.
Первый этап ориентирован на формирование убеждения в необходимости более глубокого изучения тех или иных вопросов, связанных с будущей профессиональной деятельностью студента. На этом этапе важны практические исследования будущими специалистами, которые касаются вопросов конкретной диагностики, проведения опросов, обработки и интерпретации полученных эмпирических данных. Целью подобных заданий является актуализация и видимый реальный результат исследовательской деятельности. При этом подчер-
кивается личностная значимость для развития науки, уточнения уже известных данных. С этой целью студентов младших курсов включают в разработку крупных исследовательских проектов, которые выполняются преподавателями, студентами старших курсов, магистрантами, аспирантами.
Второй этап направлен на формирование у студентов умений самостоятельно анализировать полученные теоретические и эмпирические результаты. При этом важно, чтобы анализ опирался на личностное видение исследуемой проблемы, на персональную причастность к ней. Полезным для развития толерантности студентов, их готовности принять различные позиции являются совместные обсуждения полученных результатов разными студентами. Существенным для формирования экологической культуры студентов выступает изучение причин различий полученных результатов, которые связаны с субъективностью позиций исследователей.
Следующий этап включения студентов в научно-исследовательскую деятельность связан с формированием у них умения самостоятельно разрабатывать программу исследования, начиная с анализа степени разработанности ее в психолого-педагогической литературе и заканчивая проектированием и реализацией эксперимента, оценкой и интерпретацией результатов. Данный уровень соответствует экологической культуре типа экологической гармонии, так как позволяет освоить пространство научной деятельности, предлагаемой для будущих учителей в рамках экологического пространства вуза. Заключительный этап соответствует периоду выполнения студентом дипломной работы.
К выпускным курсам у студентов при систематическом выполнении подобных заданий развивается аналитический системный подход к проблемам экологического воспитания, готовность ставить цели, оценивать существующие ресурсы, намечать пути достижения целей, анализировать полученные результаты. Зависимость формирования экологической культуры учителя от сформи-рованности у педагога отношения к ученику как субъекту педагогического процесса и готовности проектировать «субъект-субъектные» отношения. Данная закономерность подразумевает восприятие ученика как человека заслуживающего уважения, принятия, позитивного восприятия уже исходя из своего социального статуса.
Студенты участвуют в экологических экскурсиях по г. Гродно и его окрестностям, в международных акциях «Зеленый палец», «День Земли», выполняют социально-экологические проекты.
Особое место в формировании экологической культуры студентов отводится научным кружкам. В Гродненском университете в течение ряда лет функционирует студенческая научно-исследовательская лаборатория экологического образования «Экологическая педагогика» (НИЛЭО). Целью ее деятельности является привлечение магистрантов, студентов к организации исследовательской, просветительской и пропагандистской работы среди учителей школ, населения города и области по вопросам экологического образования, формирования экологической культуры. Силами научно-исследовательской лаборатории экологического образования проведена республиканская конференция «Экологическая культура: становление, развитие, формирование». Для обога-
щения экологической культуры будущих учителей полезным и продуктивным оказалось их общение с учеными из Белоруссии, России, Казахстана, Польши, Украины, Болгарии.
В процессе научно-исследовательской деятельности участники НИЛЭО разработали теоретические основы социально-педагогической реабилитации детей, проживающих на загрязненных территориях; создали программы кружков для младших школьников и подростков. Так, были разработаны и реализованы в различных школах города Гродно программы кружков «Экология и краеведение», «Экошанс», «Пуритане» (пропаганда устойчивого развития и творческой активности населения), создана программа экологизации курсов изобразительного искусства, белорусского языка и литературы для начальной и средней школы.
Студенты вместе с аспирантами и преподавателями Гродненского университета приняли участие в шведско-белорусско-российском проекте «Образование для устойчивого развития: изучение и подготовка учителей и педагогов дополнительного образования», инициированного университетом г. Умеа (Швеция). Студенты разработали и успешно поддерживают сайт НИЛЭО (Экологическая педагогика).
По итогам выполненных исследований студенты выступают на международных научно-практических конференциях: ТехноОБРАЗ; «Проблемы молодежи глазами студентов»; Российско-Американская научно-практическая конференция по актуальным вопросам современного университетского образования; Международном экологическом форуме «Экомир»; на конференции «Оат1ашоквНтв ^ёутаБ Ьепёго|о 1аут1то токук1о|е: XV пасюпаНпеБ токвНпев-ргокйпеБ ко^егепсуоБ БйшрБ-пш ппктуБ» (Шауляй, Литва) и других.
Свыше 350 студентов приняло участие в конкурсе сценариев «Формируем экологическую культуру».
Воспитывающими факторами в развитии экологической культуры будущих учителей выступают:
- ответственность члена лаборатории за качественное выполнение своей темы исследования как составляющей части общей проблемы, над которой работает лаборатория;
- совместная деятельность, взаимопомощь, поддержка, партнерские отношения как условия работы в команде;
- формирования лидерских качеств у студентов;
- создание особого психологически безопасного пространства работы лаборатории, ценностных отношений, гармонизации взаимодействия;
- продуктивность выполняемой работы, получение совместных результатов, публикаций, грантов, участие в конференциях, форумах проектах.
Основные направления деятельности НИЛЭО определяются в соответствии с запросами социума и субъективными интересами членов лаборатории. Спектр изучаемых проблем достаточно широк:
- определение наиболее эффективных путей и средств экологического образования учащихся общеобразовательных школ, внешкольных детских учреждений, вузов;
- уточнение содержания и структуры экологической культуры специалистов различных направлений и специальностей;
- выявление экологической направленности дисциплин, предусмотренных учебными планами учреждений образования Белоруссии и стран зарубежья;
- обоснование пространственно-экологического подхода в практике работы педагогов по экологическому образованию учащихся;
- исследование открытого воспитательного пространства вуза, школы, музея и его влияния на процесс экологического образования и воспитания специалистов;
- изучение передового опыта педагогов по развитию экологической культуры студентов в России, Белоруссии и за рубежом;
- обоснование возможностей использования краеведческого материала при организации экологического образования и воспитания.
Участие студентов в НИР при реализации обоснованных нами организационно-педагогических и психологических условий выявило позитивную динамику в развитии их экологической культуры. Полученные результаты дают основания для определенного социального и профессионального оптимизма: в школу придут учителя в большей степени подготовленные к успешной реализации экологического воспитания школьников.
Список литературы
1. Дорошко О.М. Экологическая культура: педагогический аспект. Гродно, ГрГУ, 2002. 234 с.
2. Крайник В. Л. Формирование культуры учебной деятельности будущего педагога: автореф. дис... д-ра пед. наук. Барнаул, 2008. 40 с.
3. Федотенко И. Л. К проблеме формирования эмоционально-ценностного отношения студентов к психолого-педагогическому знанию // Аксиологические и акмеологические аспекты профессионального образования молодежи и взрослого населения региона. Пенза, 2006. С. 31-35.
4. Федотенко И.Л., Югфельд И.А. Воспитание у будущих педагогов эмоционально - ценностного отношения к инклюзии // С2аБ па ^сЬо,№аше glowne ко^ек^у I и^^агипко^^аша, Wydawnictwo Wyzszej Б2ко1у /а^^оёо^^ т. А^е1ша Si1esiusa w Wa1bгzychu / Wa1bгzych, 2012. С. 10-19.
5. Шайденко Н.А., Амирова А.В. Ценностное отношение как сущностный компонент профессионально-педагогической культуры учителя // Международная конференция «Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста» / под ред. В.А. Дмитриенко. Томск, 2004. С. 12-17.
6. Шайденко Н.А., Подзолков В.Г. Проблема поликультурного образования в современных российских и зарубежных исследованиях // Образование личности (научно-методический журнал). 2011. № 4. С. 6-9.
Федотенко Инна Леонидовна, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой,
fedotenko@tspu.tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.
Дорошко Ольга Михайловна, канд. пед. наук, доц., докторант, doroshko@list.ru, Белоруссия, Гродно, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы.
THE DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS THROUGH SCIENTIFIC RESEARCH WORK IN THE UNIVERSITY
I. L. Fedotenko, O. M. Doroshko
The experience of the research work organization of the students is considered in the article. The aim of the research work organization is the development of ecological culture of future teachers which is reached through the technology of their fulfilling. The program of the research work organization with future teachers is described. Inclusion of students in pedagogical activity studying providing the effective ecological culture development, creative abilities, self-realization abilities in the conditions of education establishment is analyzed in detail.
Квy words: ecological culture, research work of students, scientific-research laboratory
Fedotenko Inna Leonidovna, Doctor of Pedagogics, Professor, fedotenko@,tspu. tula. ru, Russia, Tula, State Leo Tolstoy Pedagogical University.
Doroshko Olga Michailovna, Сandidate of Pedagogics, Associate Professor, dorosh-ko@,list.ru, Belarus, Grodno, Yanka Kupala State University of Grodno.