УДК 371:574
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
© 2014 О. М. Дорошко
канд. пед. наук доцент каф. педагогики, e-mail: doroshko@list. ru
Гродненский государственный университет им. Я. Купалы
В статье анализируются теоретические основы разработки пространственноэкологического подхода к развитию экологической культуры будущих учителей. Вводятся понятия «экологическое пространство вуза» и «экологическая культура вуза». Выделены структурные компоненты экологического пространства вуза и особенности их влияния на развитие экологической культуры студентов.
Ключевые слова: среда, экологическая культура, экологическое пространство вуза, экологическая культура вуза, пространственно-экологический подход.
Развитие экологической культуры будущих учителей - одна из приоритетных задач современной высшей школы. И хотя вопросы сформированности экологической культуры широких слоев населения возникли сравнительно недавно, сегодня существует огромное количество работ, посвященных данной проблеме, экологическим образованием занято большое число международных, государственных и общественных организаций. Но, к сожалению, угроза надвигающейся экологической катастрофы не уменьшается.
Современный подход к развитию экологической культуры будущих учителей прошёл сложный путь становления, в ходе которого изменялись цели, задачи и содержание педагогической деятельности, сохраняя при этом свою сущность -воспитание гармонических отношений человека и окружающей его среды. Но деятельность общества до сих пор наносит природе непоправимые изменения, уровень экологической культуры остается недостаточным.
Именно поэтому сегодня необходим поиск новых подходов к решению задач развития экологической культуры. И развитие экологической культуры будущих учителей, специалистов, призванных влиять на становление подрастающего поколения, является наиболее значимой среди задач совершенствования взаимодействия общества и природы. Причем эти инновации должны касаться не только методики преподавания отдельных дисциплин и воспитания студентов, а всего процесса развития будущих учителей. Требуется новый взгляд на сущность процесса профессиональной подготовки студентов и экологической культуры педагога. В ходе исследования данных процессов нами был разработан новый пространственно-экологический подход к решению данной задачи. Обоснованию наших выводов и посвящена данная статья.
Анализ публикаций Е.М. Алексахиной, A.A. Иноземцева, В.В. Кашлева, И.В. Романенко, Е.С. Сластениной, Д.И. Трайтака и многих других, а также практики подготовки студентов в вузах Российской Федерации и Республики Беларусь позволил нам предположить, что среда, в которой происходит становление личности будущего учителя, имеет первостепенное значение для развития её экологической культуры, культуры отношения человека к окружающей действительности. И если студент способен установить гармонические отношения в личном пространстве с тем, что его
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
окружает в повседневной жизни, можно говорить о его способности гармонизировать отношения с природой в целом. Следовательно, развитие экологической культуры будущего учителя зависит от культуры образовательного пространства вуза, в котором обучается будущий специалист. Для того чтобы подчеркнуть особенность данного процесса, мы вводим понятие «экологическое пространство вуза».
Категория «пространство» часто употребляется как синоним понятию «среда». Но они не тождественны. С нашей точки зрения, среда как фактора формирования личности - это все, что окружает человека. В зависимости от характера включенных в неё предметов, субъектов и отношений между ними выделяют природную, рабочую, образовательную и другие среды. Образовательная среда является неотъемлемой частью культуры и в то же время средством формирования самой культуры, ее рассматривают как часть социокультурной среды [Панов 2004; Марковская 2004], которая представляет собой «конкретное социальное пространство», посредством которого ребенок включается в культурные связи общества. Это и совокупность различных макро- и микроусловий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это и его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, и конкретное природное, предметное окружение как открытая к взаимодействию часть социума [Глазман 2000].
Чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеют в виду конкретную среду какого-либо учебного заведения или локальную образовательную среду [Ясвин 2001: 14]. Для нее характерно наличие особого климата, духа, присущего конкретному учебному заведению, его специфической культуры, которая характеризует непосредственно учебное заведение, культуру всех входящих в нее субъектов, их взаимоотношения. Наличие в среде определенной культуры позволяет говорить о культурной среде образовательного учреждения, которая представляет собой совокупность разнообразных условий (базовых: наличие инноваций, традиций, поддержки и саморазвития; функционально-образующих: информационных,
коммуникативных, интерактивных, духовно-нравственных; предметно-практических: материальных, символических, организационно-управленческих, психолого-
педагогических), созданных педагогами и родителями учащихся и влияющих на процесс развития и саморазвития детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения [Иванов 2006: 50-51]. Богатство культурной среды образовательного учреждения зависит от богатства культурной среды региона (населенного пункта) - той конкретной атмосферы, которая или способствует развитию культурных сред, или сдерживает его [Александрова, Колодан 2005: 213]. Определяющим элементом культурной среды образовательного учреждения являются те уникальные отношения между ее субъектами, которые направлены на развитие и саморазвитие личности.
Организация культурной среды образовательного учреждения предполагает активную позицию субъектов этой среды. В результате этой активности субъекты приобщаются к культуре среды и в то же время сами эту культуру сознают, вносят в среду [Кузьмина 2002: 15]. Для понимания особенностей данного процесса необходимо введение понятия пространства, то есть специально структурированной среды, в структуру которой целенаправленно вводятся компоненты, при взаимодействии с которыми у субъектов формируются ожидаемые личностные качества и характеристики.
Под «культурным пространством» понимается пространство реализации человеческих задатков, способностей, желаний и осуществления социальных программ, целей и интересов, распространения идей и взглядов, языка и традиций, верований и норм и т. д.» [Быстрова 2004: 39]. Это не противоречит взгляду на культуру как на четвертое состояние бытия (ученые выделяют четыре состояния бытия: бытие природы, бытие общества, бытие человека, бытие культуры). Именно поэтому можно
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)
Дорошко О. М. Экологическое пространство вуза и развитие экологической культуры будущих учителей
говорить о том, что она обладает всеми качествами любого из названных состояний. Она не только существует в мире относительно самостоятельно и относительно объективно по отношению к любому действительному субъекту, но и разворачивается во времени и пространстве.
Из культурного пространства человечество черпает готовые варианты решения множества жизненных проблем. Приспосабливаясь к меняющейся действительности, на основе готовых вариантов решения люди создают новые. В этом случае можно говорить о культуре как о пространстве, в котором живет, формируется, развивается и творит человек. Пространство хранит в себе память обо всех событиях, деяниях и творениях человечества, пополняясь в результате культурной деятельности людей. Культурное пространство - это все многообразие моделей и идеалов человеческой деятельности и все отношения культуры. Оно обладает всеми качествами, которыми обладает сама культура, характеризует всю человеческую деятельность, человека как часть социума и как личность.
Экологическое пространство университета, характеризующееся экологической культурой гармонии отношений человека и окружающей действительности, является необходимым условием развития экологической культуры будущих учителей. При этом под экологической культурой учителя мы понимаем единство культуры отношения будущего учителя к природе, как основному источнику знаний и формирования личности школьника; культуры отношения к другим людям (к ученикам и коллегам) и культуры отношения к себе как к педагогу [Дорошко 2001]. Содержание и характер названных отношений может быть различным. Именно данный факт определил возможность выделения нами различных типов экологической культуры учителей. Таковыми являются тип личной достаточности, экологического оптимизма, экологического пессимизма, абсолютизации экологических знаний и экологическая культура гармонии [Формирование экологической культуры 2010].
Это определило возможность выделения основных компонентов структуры экологического пространства вуза, оказывающих влияние на развитие экологической культуры студентов. Оно представлено в таблице.
Экологическое пространство вуза
Уровни Глобальный (административный, государственный) Рабочее пространство (профессорскопреподавательский) Личностно-индивиду альный (студенческий)
Административ-ный, государственный (глобальный) Отношение к вузу в системе образования Отношение к процессу подготовки специалистов Отношение вуза к подготовленности выпускников
Профессорско- преподавательский (рабочее пространство) Отношение к профессорскопреподавательскому составу вуза как субъекту подготовки студентов Отношение к подготовленности преподавателей Отношение преподавателей к себе как специалистам, профессионалам
Студенческий (личностно- индивидуальный) Отношение к студентам как будущим специалистам Отношения взаимодействия субъектов процесса подготовки (студент - преподаватель, преподаватель -преподаватель и т.п.) Отношения студентов к себе как к будущим специалистам
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Г лобальный уровень - это уровень организации подготовки будущих учителей в государственном масштабе. Он включает в себя «отношения общества к процессу профессионального становления в целом». Это компонент, регламентирующий положение вуза в системе образования, отношение к вузу министерств, областных и районных администраций на местах. Он определяется степенью финансирования, обеспеченностью кадрами, высокими конкурсами при поступлении абитуриентов, что дает возможность выбора студентов.
Анализ глобального уровня позволяет иллюстрировать связь вуза с другими социальными системами государства, подчеркивает его открытость. Только при заинтересованности вузом и специалистами, которых он готовит, внутри экологического пространства между субъектами складываются отношения на основе гармонии.
Второй уровень - рабочее пространство, функциональный уровень, соответствующий показателю: «отношения к выполнению функциональных
обязанностей» в процессе организации подготовки учителей, отношения
преподавателей к работе и к процессу социально значимого взаимодействия со студентами, именно к взаимодействию, к его стилю, определению характера этого взаимодействия как субъект-субъектных или субъект-объектных отношений. Характеристики данного уровня являются основными внешними формами проявления культуры субъектов вузовского экологического пространства, которые в конечном счете определяют экологическую культуру вуза.
И третий уровень - личностно-индивидуальный. Он отражает отношение субъектов к себе. У преподавателя - это отношение к себе как к педагогу, у студента -отношение к себе как к будущему специалисту. Мотивы своей деятельности и удовлетворенность ею и собой как личностью - вот основа, определяющая содержательный аспект данного уровня.
Связи между компонентами экологического пространства имеют вертикальную и горизонтальную направленность. Вертикальная связь определяется тремя уровнями (они названы выше). Эти уровни соответствуют субъектам вузовской системы подготовки будущих учителей (государство, профессорско-преподавательский состав и студенты). Горизонтальные связи определяют значимых людей и объекты окружающей действительности, включенных в экологическое пространство вуза, отражая экологическую культуру субъектов и вуза в целом.
Но каждый из субъектов экологического пространства вуза имеет собственные границы занимаемой территории и экологической культуры. Задача лиц, заинтересованных в развитии экологической культуры будущих учителей, состоит в максимально возможном расширении личностного пространства студента и преподавателя. Основным средством реализации этого является включение студентов в различные виды деятельности, предусмотренные профессиональной подготовкой будущих учителей.
Процесс формирования экологической культуры будущего учителя нельзя отделить от процесса подготовки специалистов с высшим образованием. Поэтому в структуру экологического пространства университета обязательно включены основные виды деятельности студента: учебная, практическая, научно-исследовательская и свободное общение.
Показателем культуры организуемой учебной деятельности являются отношения уважения, свободы выбора форм организации, контроль за деятельностью, ответственность каждого за качество проводимой работы.
Практическая деятельность обеспечивает формирование убеждений в том, что полученные знания не являются бесполезными. Значение данного вида деятельности
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)
Дорошко О. М. Экологическое пространство вуза и развитие экологической культуры будущих учителей
для формирования экологической культуры определяется возможностью будущего специалиста почувствовать ответственность за качество своей профессиональной подготовки непосредственно на практике, при взаимодействии с людьми, за которых он несет ответственность.
Научно-исследовательская деятельность направлена на расширение личностного пространства, давая возможность включить в него не только узкоспециальные отношения, но и отношение к себе как творческой, интересной личности. В то же время она помогает процессу включения студента как субъекта экологического пространства вуза в его рабочее экологическое пространство.
И четвертый вид деятельности - организация свободного времени. Его значение заключается в ускорении возможности установления демократических взаимоотношений между преподавателем и студентом, что существенно влияет на восприятие преподавателем личности будущего педагога. Однако важно, чтобы характер и содержание данной деятельности определялись характером и содержанием будущей профессии студента.
Для обеспечения процесса включения личности студента в экологическое пространство вуза целесообразно использовать интегративные виды деятельности обучаемых. Например, при изучении теоретических курсов студенты должны заниматься активной практической деятельностью непосредственно в школах; свободное общение студентов должно быть ориентировано на общение со школьниками, с воспитанниками детских домов и пр.; их научно-исследовательская деятельность должна быть направлена на овладение педагогическими знаниями.
Пространственно-экологический подход к развитию экологической культуры будущих учителей проходил экспериментальную проверку в Гродненском государственном университете им. Я. Купалы в период с 2005 по 2012 год, в эксперименте принимали участие 43 преподавателя и 2182 студента педагогического, филологического факультетов, а также факультетов психологии, истории и социологии.
Организация процесса развития экологической культуры будущих учителей с учетом пространственно-экологического подхода показала эффективность
предлагаемых мер. Диагностика типов экологической культуры выпускников Гродненского государственного университета позволила выявить значительное увеличение числа лиц с экологической культурой типа абсолютизации экологических знаний и экологической культуры гармонии в экспериментальных группах (23,35 %) по сравнению с выпускниками в контрольных группах (73,9 %) студентов. А это значит, что полученный будущими специалистами опыт гармонического отношения к себе, другим людям и окружающей действительности будет успешно применяться при структурировании экологического пространства учреждения образования, в котором они будут работать. А следовательно, число лиц, обладающих экологической культурой гармонии, будет возрастать.
Библиографический список
Александрова Н.М., Колодан Д.Г. Среда обучения - компонент образовательной среды // Мир психологии. 2005. № 1. С. 210-220
Быстрова А.Н. Культурное пространство как предмет философской // Философские науки. 2004. №12. С. 36-39.
Глазман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. 2000. №3. С. 6-33.
Дорошко О.М. Экологическая культура: педагогический аспект. Гродно, 2001.
234 c.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Иванов, В.А. Культурная среда современной школы // Педагогика. 2006. № 10. С. 50-55.
Кузьмина Т.В. Культуротворческая среда как фактор саморазвития
педагогического коллектива образовательного учреждения: автореф. дис... канд. пед. наук. Омск, 2002. 27 с.
Марковская Е.А. Комфортная образовательная среда района как условие развития профессионализма педагогов: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 159 с.
Панов В.И. Экологическая психология. Опыт построения методологии М., 2004.
197 с.
Формирование экологической культуры как цель образования для устойчивого развития / под научн. ред. О.М. Дорошко. Гродно, 2010. 303 с.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)