УДК 378.048.2(47)
Дорошко Ольга Михайловна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, [email protected], Гродно
критерии типологии экологической культуры будущих учителей
Аннотация. В статье анализируются определения критерия в педагогических исследованиях. Особое внимание уделяется изучению критерия сформированности экологической культуры будущих учителей. Раскрывается многоаспектность экологической культуры и сложность ее диагностирования. Рассматриваются предлагаемые исследователями системы критериев. Обоснована целесообразность применения критерия - «отношение», который имеет три показателя, каждый из которых описывается семью признаками. Доказывается, что сочетание и степень проявления выделенных признаков, позволяет достаточно легко и точно диагностировать тип экологической культуры будущего учителя.
Ключевые слова: критерий, показатели, признаки типологии, взаимодействия общества и природы, диагностика типа экологической культуры, тип экологической культуры гармонии.
Doroshko Olga Michailovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of Department of Pedagogy, Yanka Kupala State University Grodno, [email protected], Grodno
the criteria of ecological culture of future teachers typology
Abstract. The criterion definitions in pedagogical researches are analyzed in the article. The attention is paid to the studying of the future teachers ecological culture formation criterion. Ecological culture in all its aspects and the difficulties of its diagnostics are described. Criteria systems offered by the researchers are considered. The criterion "relationship" usage expediency is substantiated. The criterion has three indicators each of its can be described by seven signs. The combination and degree of the described signs permit to diagnose ecological culture type future teachers rather easily and exactly.
Keywords: criterion, indicators, signs of ecological culture typology, criteria system, human's relationship to the surrounding reality, society and nature interaction, ecological culture type diagnostics, ecological culture type of harmony.
В педагогике при оценке экологической культуры личности существуют различные точки зрения на основополагающую проблему - выбора критерия. Определяя «критерий» как первичную природную или искусственную зависимость каких-либо параметров системы, считаем необходимым выбирать такую универсальную характеристику изучаемого, которая может объединить сущностные параметры личности и внешнего мира, равно как и их изменения.
Особенно сложна эта задача при определении критерия экологической культуры педагога, которую определяют, как культуру взаимодействия человека с окружающей его действительностью, что включает в себя
культуру отношения к природе, к другим людям и к самому себе [2]. В связи с этим, нужен такой критерий, который бы указывал на развитие знаний экологии, природы, о себе и окружающих людях, на развития экологического сознания и самооценки, на наличие умений экологически правильного поведения и многое другое. Именно поэтому, при выборе критерия экологической культуры будущих учителей у педагогов исследователей нет единого мнения.
Существующие подходы можно условно разделить на группы. К первой относятся исследователи, которые критериями называют характеристики, измерение и сочетание которых позволяет выявить уровени эколо-
гической культуры будущих учителей. Например: развитая система ценностей, интересов; наличие социально-психологических установок; осознание себя элементом единой системы «человек - природа»; наличие нравственно-ориентированного мышления; творческий поход в решении экологических проблем; наличие четко выраженной направленности на саморазвитие, личностный эколого-профессиональный рост, самоактуализацию [4]. Данный перечень можно продолжать, уточнять. Сложность их использования связана с отсутствием ведущего компонента, системности критериев и следовательно высока вероятность упустить что-нибудь важное, или обращать излишнее внимание на второстепенные показатели.
Вторая группа - связана с выделением системы критериев: мотивационно-ценност-ные, когнитивные, деятельностные [7]; системные и функциональные [3]. Каждая из указанных групп содержит большое число характеристик экологической культуры, и в совокупности дают полную картину ее проявления, но, осложняет диагностику целостной культуры.
Особый интерес представляет собой подход, при котором предпринимаются попытки определения единого критерия экологической культуры. Предлагается ее критерием считать отношение человека к природе по нравственным нормам «этично - неэтично» [1]; отношения сосуществования, добрососедства и согласия каждого отдельного человека [5]; или индивида и группы людей к миру природы и вещей: «Я - Оно» и «Мы -Оно» [6].
Состояние данной проблемы явился толчком к поиску критерия, который позволил бы изучить личность и ее экологическую культуру с учетом достоинств и недочетов существующих подходов. Для этого мы изучили экологическую культуру лиц различных возрастных групп, начиная от младших школьников и заканчивая работающими педагогами. Использовались методы: педагогическое наблюдение, анализ рисунков учащихся и эссе старшеклассников и студентов, проводилось анкетирование, тестирование и метод экспертной оценки. Мы изучали их знания, умения экологически оправданно вести себя в природе и с окружающими их людьми. Работа велась на протяжении 5
лет, было обследовано 3952 респондента. Полученные данные анализировались, систематизировались и позволили определить критерий экологической культуры, ее показатели и признаки. Значимым моментом исследования явилось возможность выделения типов экологической культуры личности. Проверка достоверности наших выводов осуществлялась в процессе диагностики типов экологической культуры студентов педагогических специальностей и работающих учителей. Далее в статье представлены основные результаты нашего исследования.
Большой число исследованных позволили утверждать, что критерием уровня развития экологической культуры будущих учителей является «отношение». «Отношение», может быть использовано в качестве критерия, в силу целого рядя причин, среди которых:
- оно является необходимым моментом взаимосвязи всех явлений, объясняет широкий круг психических процессов личности, говорит о его (человека) целостной сущности, а не об отдельных ее составляющих;
- отношение имеет сложную структуру, виды, стороны; отражает доминирующие отношения; уровень желаний, динамику реакций;
- оно позволяет оценить связи человека со средой; несет в себе информацию о жизненной значимости окружающих человека предметов и явлений, о способности индивида удовлетворять потребности;
- выражает личный опыт и определяет действия и переживания, избирательную позицию, индивидуальный характер деятельности;
- дает возможность изучить личность и ее поведение, т.к. обеспечивает благодаря адекватности переживаемых отношений адекватность поведения;
- фиксирует факт связи человека и среды, рассматривает развитие личности как процесс регулирования его отношений;
- имеет свойство фиксироваться и измеряться в эксперименте, что позволит говорить о динамике, темпах и качестве его развития;
- им можно управлять, оно отзывается на воспитательное воздействие, наличие системы отношений может быть основой типизации;
- отношение комплексно оценивает восприятие человеком мира, экологическую культуру личности с позиций общей культуры индивида.
Объективность критерия зависит от полноты и точности отражения характерных черт им оцениваемых. Видимые и фиксируемые, изменяемые характеристики критериев принято называть показателями. В нашем исследовании показателями являются отношения к себе, отношение к другим людям и отношения к природе (среде). Связано это, прежде всего с тем, что экологическая культура отражает взаимодействие с окружающей действительностью, которая может быть структурирована как природа, другие и «Я». Определение этих показателей основывается на идее границ между «Я» и социальным и природным окружением. Они трактуются через дихотомии - «Я - Я», «Я - не Я», «Я - другое».
Показатель экологической культуры «отношения к себе» включает в способность организма отличать внутренние сигналы от внешних; ощущение границ личного пространства; способность выражать и понимать сигналы индивидуальной дистанции. Оно предполагает адекватную самооценку, оценку собственных возможностей, степени удовлетворённости и самоуважения.
«Отношение к другим людям» отражает позицию человека по отношению к власти, подчинению и управлению, регулируемую своим нравственно-экологическим императивом и принципом использования власти в интересах дела и человека. Значимость «отношения к другим людям», подчеркивал С.Л. Рубинштейн, отмечая, что человек является производным непосредственных отношений людей друг к другу как к одухотворенной части природы и именно эти отношения определяют богатства его чувств, сознания, его ценностных ориентаций и отношения к миру вещей. Данный показатель складывается из информации о людях, способах сбора и переработки информации.
И третий показатель - «отношение к природе (среде)». Природная среда становится для человека источником существования и развития лишь тогда, когда психические и физические объекты, которые составляют его окружение, станут стимулами для индивида. При оценке экологической культуры учителя важным является то, что именно природа должна выступать основным источником знаний учеников. В тоже время, действительностью выступает не только
природа, но и пространство школы, вуза, в котором он работает.
Показатели раскрываются в признаках, определяющих уровень развития соответствующего качества, его специфику, выраженную в устойчивых отношениях человека, его повторяющиеся существенные действия, а также отчетливо выраженные результаты. Обычно, признаки на элементарном уровне могут дать возможность целостно-дискретного анализа системы отношений человека. Признаки экологической культуры раскрываются через 7 универсалий, выведенных Майклом Керни в общей теории восприятия пространственного окружения. Данные показательные категории реализуются человеком в процессе взаимодействия с окружающей его средой, его «экологической нишей». К этим универсалиям относятся:
1) «Я» - понимание того, что «Я» такое, автономность сознания по отношению к людям и природе, рефлексия, самоуважение;
2) «не Я» (другое) воспринимаемое социальное и культурное окружение;
3) отношение между «Я» и «не Я», выражающее возможность освоения человеком окружающей его действительности, включенность «не Я» в жизненное и психическое пространство человека;
4) классификация другого, его методы, степень конкретности или абстрактности классифицируемого объекта, степень зрелости и опыта личности;
5) причинность - указывает на причинно-следственные связи между явлениями и процессами, на которые ссылается человек при объяснении происходящего. Зависят они от степени близости «Я» и «не Я», от специфических взглядов и верований и т.п.;
6) пространство - широта охвата предметов и явлений, включенных в понятия «Я» и «не Я» (психологическое, рабочее, жизненное пространство) Определяя данное пространство для себя, человек оценивает изменчивость вещей в их взаимном расположении;
7) время - как свидетельство ориентации на прошлое или на будущее, значимость жизни и всего что окружает для себя и будущих поколений.
Анализ данных универсалий, позволил выделить признаки каждого из показателей экологической культуры. Признаками показателя
«отношение к себе» являются: сформирован-ность самосознания и уровня самооценки, ее адекватность; степень самоуважения, рефлексия; знание об окружении, о значимости «другого» для раскрытия «Я», для самореализаци, («другое - «не Я»); восприятие среды и культурного окружения, к которым принадлежу («не Я»); широта психологического и жизненного пространства. Место «Я» в них; «Я» - во времени; «Я» - активный субъект или жертва обстоятельств (причинность).
Показатель «отношение к другим людям» определяется системой признаков, к которым относятся: сформированность знаний об обществе и других людях (характеристика социума); взаимодействия с другими людьми; производственные отношения; история развития природопользования; структура и характер социальной среды; экологическое прогнозирование; уровень развития экологической культуры общества.
И признаками третьего показателя экологической культуры - «отношение к природе» является: понимание природы как компонента системы «природа - общество»; чувственное восприятие природы, окружающей среды; структура экологический систем; создание искусственных экологических систем; природа - как источник творческой деятельности; освоение природы человеком; влияние природы на развитие общества.
В таблице 1 представлен 21 признак, каждый из них характеризуется школой из-
мерения. Амплитуда их изменений дает возможность описать типы экологической культуры. Типология является приемом анализа обобщенных признаков социальных явлений и поиска устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений), рассматриваемых в соответствии с идеальной теоретической моделью и по теоретически обоснованным критериям. Основными типами экологической культуры, выделенными нами экспериментальным путем, являются: тип слияния, личностной достаточности, тип экологического оптимизма, экологического пессимизма, абсолютизации экологических знаний и тип экологической гармонии. Каждый из них отражает культуру отношения педагога к природе как основному источнику знаний, содержанию образования, отношение к себе определяется, прежде всего, отношением к себе как к учителю и отношение к другим людям отражает отношение педагога к своим ученикам и коллегам по школе. Для большей наглядности критерий, признаки и показатели представлены в таблице 1.
Используя вышеназванные подходы, мы выделили типы экологической культуры: слияния, личной достаточности, экологического оптимизма, экологического пессимизма, абсолютизации экологических знаний, экологической гармонии. Обобщенные данные о них представлены в таблице 2 «Типы экологической культуры будущих учителей».
Таблица 1- Критерий, показатели и признаки экологической культуры будущих учителей
Критерий - «Отношение»
Показатели Отношение к себе Отношение к другим людям Отношение к природе
самосознание и самооценка общество - как компонент системы «природа - общество» природа как компонент системы «природа - общество»
самоуважение, рефлексия взаимодействие с другими людьми чувственное восприятие природы
св «другое», «не-Я» матери- производственные отноше- структура экологических
альный аспект окружающей ния систем
н з из £ среды
духовный аспект история развития природопользования искусственная среда
«Я» в пространстве социальная среда природа и творчество
активность «Я» экологическое пространство освоение природы человеком
«Я» и время уровень развития экологической культуры общества влияние природы на развития общества
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Таблица 2 - Типы экологической культуры будущих учителей
Тип эколог. культуры Компоненты экологической культуры
Отношение к природе Отношение к обществу Отношение к себе
Слияния Учитель не обладает экологическими знаниями. Общество и природа неразделимы. Не выделяю себя из природы и от других людей
Личной достаточности Природа существует для удовлетворения моих потребностей, как физических, так и духовных. Никакого отношения к содержанию образования она не имеет. Экологические проблемы меня мало волнуют. Ученики хотят учатся, хотят нет. Я занят преподаванием в тех объемах которые требует руководство. Мне интересны те люди, которые меня ценят. Я самодостаточен. Мне много не надо, у меня есть, мне и моим детям хватит
Экологического оптимизма Природа способна мне обеспечить хорошее состояние, жизнь смогу улучшить Я верю в способности учеников. Общество само обеспечит себя необходимыми ресурсами Я все смогу, природа работает на меня.
Экологического пессимизма Природа больше не может удовлетворять потребности человека, она просто не в состоянии Общество бессовестно эксплуатирует природу, оно - убийца, и в конце концов, погубит и себя Я ничего не могу изменить
Абсолютизации экологических знаний Природа развивается в строгом соответствии с экологическими законами, нарушать их нельзя. Общество не обладает необходимыми экологическими знаниями, чтобы не допускать экологических катастроф. Я знанию причины экологических кризисов и как с ним бороться.
Экологической гармонии Есть знания и способности для установления гармонического отношения с природой Общество состоит из единомышленников, уважающих себя и других. Работа только с учетом взаимных интересов (общества и природы). Я знаю, что и как делать, я не боюсь, быть смешным или непонятым, Мы вместе преодолеем все трудности.
Описание типов экологической культуры позволяет говорить об эффективности экологического воспитания, которое смогут осуществлять педагоги с различными её типами. А выделение названных типов стало возможно при определении критерия, показателей и признаков, представленных в статье.
Использование данных типов экологической культуры обеспечит оценку качества подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию школьников, и в конечном этапе, будет способствовать улучшению вузовской подготовки педагогов.
Библиографический список
1. Аниськин С. В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете : на примере естественно-географического факультета: автореф. дисс... канд. пед. наук - Самара: Самарский гос. ун-т, 2005 - 23 с.
2. Дорошко О. М. Экологическая культура: педагогический аспект - Гродно, ГрГУ,2002 - 236 с.
3. Каропа Г. Н. О методах экологического образования школьников // Народная асвета. -2005. - №2. - 76-79 с.
4. Котова И. Н. Экологическая культура как фактор устойчивого развития местного сообщества в условиях современной России (социологический анализ): автореф. дисс. канд. соц. наук - М.: МГПУ, 2008 - 32 с.
5. Марар О.И. Экологическая культура в современном российском обществе: автореф. дисс. доктора соц. наук - Москва: МГУ, 2012. - 41 с.
6. Лачашвили Р. А., Орлова Е. В. Экологическое образование и экологическая культура // Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения. - М., 2008. -С. 47-57.
7. Ерошенко В. И. Отношение к природе: философские, психологические и методические аспекты // Экологическая культура и образование: Опыт России и Югославии. - М., 1998. -С. 248-255.