Научная статья на тему 'Формирование исследовательской компетенции студентов вуза'

Формирование исследовательской компетенции студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1263
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / МОТИВАЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / RESEARCH WORK OF STUDENTS / MOTIVATION / RESEARCH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсентьева Марина Владимировна, Воротилин Михаил Сергеевич

Рассмотрены принципы формирования исследовательской компетенции студентов вуза посредством научно-исследовательской работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арсентьева Марина Владимировна, Воротилин Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

The principles of formation of research competence of University students through research work.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательской компетенции студентов вуза»

Белянская Елена Сергеевна, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

FEDERAL ONLINE EXAM FOR GRADUATES OF BACHELOR'S DEGREE-AS AN INDICATOR OF THE RESULTS OF THE INDEPENDENT EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATION

E.S. Belyanskaya

Reviewed methodology of conducting Federal online examination for graduates of Bachelor's degree, the results of participation of the Tula State University in a variety of majors.

Key words: Federal online exam for graduates of Bachelor's degree.

Belyanskaya Elena Sergeevna, candidate of technical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 378.1

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

М.В. Арсентьева, М.С. Воротилин

Рассмотрены принципы формирования исследовательской компетенции студентов вуза посредством научно-исследовательской работы.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, мотивация, исследовательская компетенция.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. У будущего инженера не просто должны быть сформированы необходимые согласно ФГОС компетенции, но достаточно развиты навыки познавательной деятельности, самостоятельность, инициативность, творческое мышление. Участие студентов в научно-исследовательской работе (НИРС) является неотъемлемой частью подготовки будущего специалиста к решению профессиональных задач. НИРС позволяет применять методы проблемного обучения, углублять профессиональную направленность образования за счет рассмотрения проблемных ситуаций, готовить специалистов с повышенным творческим потенциалом. Важно помнить, что только заинтересованность студентов в участии проведения исследований позволит сформировать необходимые умения и навыки исследовательской компетентности.

Исследовательская компетентность - это интегральное качество личности, выражающееся в способности и готовности к самостоятельному решению исследовательских задач, владении технологией исследовательской деятельности, признании ценности исследовательских умений и готовности их использования в профессиональной сфере.

Выделяют исполнительские исследовательские компетенции и научно-исследовательские компетенции [1].

Под исполнительскими исследовательскими компетенциями понимаются следующие умения:

- анализировать, систематизировать и критически оценивать информацию для решения поставленных задач;

- анализировать различные подходы и методики решения задач;

- собирать и сопоставлять данные для написания рефератов, отчетов, докладов;

- анализировать результаты деятельности;

- строить модели процессов.

Научно-исследовательские компетенции предусматривают наличие следующих способностей:

- видеть и формулировать проблему, определять цель исследовательской работы;

- понимать и обосновывать актуальность, новизну, теоретическую и практическую значимость задач исследования;

- выдвигать и обосновывать гипотезы, составлять план исследовательской работы;

- самостоятельно осваивать новые методы исследования, приобретать новые знания;

- проводить исследования и представлять результаты своей работы.

Развитие исследовательской компетенции студентов вуза должно

происходить поэтапно, при этом должна присутствовать взаимосвязанность развития отдельных компонентов ее структуры, таких, как ценност-но-мотивационный, когнитивный, содержательный, коммуникативный и рефлексивный.

Последние три из указанных компонентов особенно эффективно формируются при участии студентов в научно-исследовательской работе. В процессе участия в научно-исследовательской студенты приобретают не только умения рассуждать, доказывать и аргументировать свое решение, публично представлять и защищать результаты своей работы, но и осознают себя субъектом исследовательской деятельности, приобретают навыки самоанализа и оценки своей готовности к решению исследовательских задач.

Одним из немаловажных аспектов в рамках НИРС является индивидуальный подход к обучаемому. Несмотря на полностью идентичные внешние мотивирующие факторы, которые исходят из внешней среды и создают стимул к деятельности, внутренняя мотивация, составляющая зачастую основу исследовательской работы, сугубо индивидуальна. Внутренними мотивами являются интерес к деятельности, желание получить новые знания и умения, стремление к самостоятельному достижению результата деятельности и преодолению возникающих в процессе работы трудностей [2]. Именно внутренние мотивирующие факторы определяют личностное, эмоциональное переживание познавательной потребности студентов.

Привлекая студентов к научно-исследовательской работе важно учитывать их индивидуально-психологические особенности, среди которых можно выделить уровень интеллекта, креативность, учебную мотивацию, высокую самооценку и др. [2]. Но, ни одно из этих качеств в отдельности, ни даже их сочетания недостаточны для того, чтобы гарантировать формирование установки студента на повседневный, упорный и тяжелый труд по овладению новыми знаниями и профессиональным мастерством в условиях достаточно частых или длительных неудач, которые неизбежны в любой сложной деятельности, в том числе и научно-исследовательской.

К сожалению, привлечение студентов к научно-исследовательской работе, особенно технических специальностей, чаще всего осуществляется на старших курсах обучения. Хотя формирование исследовательской компетенции на протяжении всего образовательного процесса в вузе предусматривает решение разных по уровню сложности задач и дает возможность поэтапно, последовательно осваивать исследовательские умения и навыки.

В работе [3] приведены особенности научно-исследовательской работы студентов младших курсов обучения и результаты этой работы. Обязательным условием НИРС младших курсов обучения является участие их в научных семинарах и студенческих конференциях, что дает возможность заявить о себе, научиться логически верно, аргументировано и ясно строить речь, а также повысить свой профессиональный уровень подготовки, выстроить линию саморазвития и самосовершенствования как в научном контексте, так и общекультурном.

В Тульском государственном университете Институтом высокоточных систем им. В.П. Грязева совместно с ФГБУ «Российская академия ракетных артиллерийских наук» (РАРАН), АО «НПО «Сплав», АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова», ПО «Туламашзавод» ежегодно проводится Всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Техника XXI века глазами молодых ученых и специалистов». Основная цель проведения конференции - повышение творческой активности, научного и профессионального уровня молодых специалистов, стимулирование и дальнейшее развитие научных исследований молодыми учеными, выявление наиболее актуальных и перспективных разработок молодых исследователей.

Совместное проведение конференции вузом и ведущими предприятиями оборонно-промышленного комплекса предоставляет возможность молодым ученым заявить о себе, обсудить перспективы внедрения в производство предлагаемых ими научных идей и разработок, способствует развитию коммуникаций, научного взаимодействия и обмена информацией, позволяет молодым ученым интегрировать результаты отдельных научных работ с целью формирования перспективных совместных научно-исследовательских и конструкторских проектов.

Конференция объединяет и тех, кто только делает первые шаги в науке, и молодых ученых и специалистов, уже внесших свой вклад в развитие отечественной науки и техники.

В процессе работы конференции происходит обсуждение и оценка современного состояния передовых решений в рамках основных проблемно-тематических направлений, определение возможных путей дальнейшего развития исследований, способных оказать эффективное воздействие на процессы разработки и внедрения современной техники. Участие в конференции молодых ученых и специалистов помогает им в их профессиональном росте. Помимо этого, созданы условия для сотрудничества в сфере инновационной деятельности и технологического бизнеса.

В рамках конференции проводится школьная секция на базе Тульского областного Центра детского и юношеского творчества, что дает возможность школьникам принимать участие в решении реальных научно-технических задач, а также способствует патриотическому воспитанию.

По итогам работы конференции публикуется сборник трудов, который в настоящее время входит в Российскую базу научного цитирования (РИНЦ).

Полученные при проведении научных исследований знания и умения помогают студентам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить методы научного познания, отстаивать и защищать свое мнение. Активизация НИРС младших курсов закладывает основы для будущей научно-исследовательской работы на старших курсах обучения и способствует формированию исследовательской компетенции выпускника вуза.

Список литературы

1. Лукашенко С.Н. Модель развития исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневого обучения (на примере изучения математических дисциплин) // Образования и наука. 2012. № 1. С. 73-85.

2. Арсентьева М.В. Психологические факторы успешного обучения студентов в вузе // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2012. Вып. 11. Ч. 2. С. 214-221.

3. Арсентьева М.В. Особенности научно-исследовательской работы студентов младших курсов обучения // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2017. Вып. 11. Ч. 2. С. 208210.

Арсентьева Марина Владимировна, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Воротилин Михаил Сергеевич, д-р техн. наук, доцент, зам. директора, vms-voroШm@,mmЫer.т, Россия, Тула, Тульский государственный университет

476

FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

M. V. Arsentieva, M.S. Vorotilin

The principles of formation of research competence of University students through research work.

Key words: research work of students, motivation, research competence.

Arsentieva Marina Vladimirovna, candidate of technical sciences, docent, mars 100@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Vorotilin Michail Sergeevich, doctor of technical sciences, docent, deputy director, vms-vorotilinaramhler. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 531.58

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ОРУЖЕЙНИКОВ

Е.Н. Патрикова, Т.С. Патрикова

Представлен анализ результатов использования в проектно-исследовательской деятельности студентов-оружейников современных технологий обучения и цифровых ресурсов.

Ключевые слова: цифровые ресурсы, цифровая экономика, проектно-исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии.

В условиях перехода на цифровую экономику социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации все в большей степени базируется на кадровом потенциале и способности людей к новаторству. В связи с этим экономическая политика Тульской области ориентирована на создание условий, в которых таланты и способности человека играют ведущую роль в обеспечении устойчивого экономического развития. Конкурентоспособность региона на прямую зависит от эффективности использования человеческого потенциала.

Исходя из этого, деятельность органов исполнительной власти Тульской области в соответствии с программой социально-экономического развития региона 2021 года направлена на повышение качества и доступности образования в соответствии с задачами инновационного развития экономики региона и современными потребностями граждан Тульской области.

Ключевыми приоритетами системы высшего образования на территории Тульской области становятся:

- формирование единой региональной системы непрерывного технического образования;

- интеграция в современное научное и образовательное пространство за счет использования инновационных технологий обучения и производственных технологий;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.