УДК 378.1
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ
М.В. Арсентьева
Рассмотрены принципы формирования компетенций выпускника вуза посредством научно-исследовательской работы. Показаны особенности научной работы студентов младших курсов обучения.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, мотивация, формирование компетенций выпускника вуза.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. В результате освоения программы специалитета у выпускника вуза должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции. Достижение данной задачи осуществляется как в рамках учебной деятельности, так и посредством научно-исследовательской работы студентов (НИРС). НИРС позволяет приобрести навыки выполнения научных исследований, развивает самостоятельность и инициативность, активизирует познавательную деятельность, формирует творческое мышление. Для будущего инженера творчество - это неотъемлемая часть его профессиональной деятельности. Разработка изобретений, установление новых фактов невозможны без элементов творчества.
НИРС позволяет применять методы проблемного обучения, углублять профессиональную направленность образования за счет рассмотрения проблемных ситуаций, воспитывать специалистов с повышенным творческим потенциалом.
Важно помнить, что НИРС является продолжением и расширением учебного процесса. Поэтому привлекая студентов к научной работе необходимо принимать во внимание их интересы, давать возможность развивать имеющиеся у них способности. Составляя план работы целесообразно учитывать изучаемые дисциплины, предоставлять возможность совмещать тематику выполняемых научных исследований с темами курсовых работ и проектов. Только заинтересованность студентов в выполняемых исследованиях позволит сформировать необходимые умения и навыки научно-исследовательской работы.
В своих работах такие авторы, как Л.И. Божович, С.Т. Григорян, И.А. Зимняя, Л.Ф. Фридман, Л.М. Попов, выделяют две группы мотивов исследовательской деятельности - внешние и внутренние [2]. Внешние мотивирующие факторы исходят из внешней среды, которая создает сти-
208
Современные методы обучения
мул к деятельности. Они позволяют реализовать морально-нравственные, мировоззренчески-установочные, эмоционально-волевые доминирующие качества личности.
Внутренними мотивами являются интерес к деятельности, желание получить новые знания и умения, стремление к самостоятельному достижению результата деятельности и преодолению возникающих в процессе работы трудностей. Именно внутренние мотивирующие факторы определяют личностное, эмоциональное переживание познавательной потребности студентов.
Для эффективности НИРС желательно привлекать студентов к научной работе как можно раньше, на младших курсах обучения, последовательно увеличивая сложность решаемых задач с непременной ориентацией студента в направлении профиля получаемой им специальности.
Однако научно-исследовательская работа студентов младших курсов связана с рядом сложностей. На первых курсах обучения студенты, во-первых, проходят адаптацию к вузу, во-вторых, они еще не готовы решать серьезные научные задачи. Тем не менее, очень важно в этот период дать возможность студенту «прикоснуться» к науке, решить самостоятельную, пусть и не слишком сложную задачу, включая:
- анализ литературных источников;
- обобщение и систематизацию полученной по теме исследования информации;
- постановку цели исследования и выбор путей для ее достижения;
- анализ полученных результатов;
- получение навыков самостоятельной работы, в том числе, самоорганизации;
- поиск способов решения задачи в случае отрицательного результата исследования;
- проявление творческих способностей;
- повышение культуры мышления.
Важно выявить студентов, увлекающихся моделированием, программированием, имеющих навыки создания собственных приборов и устройств и т.п., и предоставить им возможность и дальше развиваться в той области, которой они интересовались до поступления в вуз, с непременной привязкой к дисциплинам учебного плана.
Обязательным условием является участие студентов в научных семинарах и студенческих конференциях с возможностью доложить о результатах своей работы. Это дает студенту не только шанс заявить о себе, научиться логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, но и познакомиться с работами других, более старших коллег, повысить свой профессиональный уровень подготовки, выстроить перспективную линию саморазвития и самосовершенствования как в научной контексте, так и общекультурном.
В результате целенаправленной работы кафедры «Ракетное вооружение» ТулГУ в привлечении студентов младших курсов к НИРС можно выделить следующие тенденции:
- увеличилось число студентов младших курсов, участвующих в Международных, Всероссийских и региональных конференциях;
- увеличилось число студентов, участвующих в Международных и Всероссийских олимпиадах и становящихся их призерами;
- увеличилось число студентов младших курсов, удостоенных стипендий Президента РФ и Правительства РФ;
- студенты младших курсов обучения участвуют в выполнении Гранта Президента РФ и во Всероссийской студенческой научно-технической школе-семинаре.
Полученные при занятиях научно-исследовательской работой знания и умения помогают студентам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить методы научного познания, отстаивать и защищать свое мнение. Активизация НИРС младших курсов закладывает основы для будущей научно-исследовательской работы на старших курсах обучения, и способствует формированию компетенций выпускника вуза согласно требованиям ФГОС.
Список литературы
1. Шишелова Т.И., Коновалов Н.П. Организация научной деятельности бакалавриата и формирование исследовательской компетенции на кафедре физики ИРНИТУ // Фундаментальные исследования. 2015. № 215. С. 3303-3306.
2. Шелковникова Н.В. Научно-исследовательская работа студентов на младших курсах аграрных вузов как фактор развития внутренней учебной мотивации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 4. С. 52.
Арсентьева Марина Владимировна, канд. техн. наук., доц., mars lQQamail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
FEATURES OF SCIENTIFIC-RESEARCH WORK OF STUDENTS OF YOUNGER
COURSES OF STUDY
M. V. Arsentieva
The principles of formation of competences of graduates by scientific research are considered. The features of scientific works of students of younger courses are shown.
Key words: scientific-research work of students, motivation, formation of competences of graduates.
Arsentieva Marina Vladimirovna, candidate of technical sciences, docent, mars I QQamail. ru, Russia, Tula, Tula State University