Научная статья на тему 'Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров в интересах оборонно - промышленного комплекса'

Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров в интересах оборонно - промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СПЕЦИАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воротилин М. С., Соловьев А. Э., Чуков А. Н.

Рассмотрены вопросы связанные с подготовкой высококвалифицированных специалистов в интересах оборонно промышленного комплекса на примере Тульского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воротилин М. С., Соловьев А. Э., Чуков А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PREPARATION OF HIGHLY - SKILLED PERSONNEL IN INTERESTS OF DEFENSE INDUSTRY COMPLEX

Questions connected with preparation of highly skilled experts in interests of defense industry complex on an example of the Tula state university are considered

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров в интересах оборонно - промышленного комплекса»

2. Сургучев В.А. Общеобразовательная подготовка абитуриентов как критерий отбора в институты физической культуры // Труды ученых ГЦО-ЛИФКа: ежегодник. М., 1993. С. 168-173.

M. V. Arsentieva, V.A. Nikitin

INFLUENCE OF SCHOOL EDUCATION LEVEL ON SUCCESS OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The factors influencing success of training in higher education institution are considered. The interrelation of a GPA of the entrants shown on entrance tests, with a GPA received by the student for the time of training in higher education institution is analysed.

Key words: success of training, level of school preparation, GPA.

Получено 17.10.12

УДК 378.1

М.С. Воротилин, канд. техн. наук, доц., (4872)35-05-50, vms-vorotilin@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ), А.Э. Соловьев, д-р техн. наук, (4872) 35-26-78, soaled@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

А.Н. Чуков, д-р техн. наук, проф., (4872) 35-00-05 (Россия, Тула, ТулГУ)

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В ИНТЕРЕСАХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Рассмотрены вопросы связанные с подготовкой высококвалифицированных специалистов в интересах оборонно-промышленного комплекса на примере Тульского государственного университета

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, образовательные учреждения, специалисты.

Президент Российской Федерации В.В. Путин 7 мая 2012 года подписал ряд указов, определяющих приоритетные пути развития государства [1]. Одним из основных аспектов внутригосударственной политики на ближайшие годы должно стать развитие оборонно-промышленного, научного и образовательного комплексов Российской Федерации.

Таким образом, перспективы развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК), военно-технических наук, соответствующего высшего и специального образования рассматриваются руководством РФ в качестве единого комплекса.

Лидером мирового уровня в разработке высокоточного оружия ближней и средней тактических зон, несомненно, являются предприятия ОПК Тульской области. Указанное оружие прошло многократную апробацию и активно используется в различных вооруженных конфликтах и локальных войнах современности. По своим боевым характеристикам и ка-

честву тульское оружие, как правило, превосходит зарубежные аналоги, что неоднократно служило причиной экономических санкций со стороны США в отношении тульских оборонных предприятий.

Создание перспективных образцов высокоточного оружия требует системного подхода, обеспечивающего и соответствующие научные разработки, и их практическое внедрение, и, самое главное, - подготовку кадров, которые смогут реализовать указанные задачи.

В Туле создана уникальная инфраструктура, ориентированная именно на разработку и производство высокоточного оружия, включающая:

- образовательные учреждения соответствующего профиля;

- научно-исследовательские институты и конструкторские бюро;

- производственные предприятия оборонного комплекса.

При этом Тульский государственный университет является единственным научно-образовательным учреждением региона, готовящим кадры высшей квалификации для ОПК, и, прежде всего, для оборонных предприятий и учреждений Тульской области.

На сегодняшний день в составе инженерно-технических работников ведущих научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро г. Тулы выпускники ТулГУ составляют: ОАО «КБП» - 80 %, ОАО «ГНПП «Сплав» - 95 %, ОАО «НПО «Стрела» - 70 % .

Такие выпускники университета, как В.П. Грязев, А.Г. Шипунов, Н.А. Макаровец, Н.Ф. Макаров, И.Я. Стечкин и др., получили мировое признание в качестве создателей уникальных видов вооружения. Ряд выпускников ТулГУ на протяжении многих лет возглавляет (возглавляли) ведущие предприятия ОПК России (СССР), специализирующиеся на разработке и производстве высокоточного оружия.

Более 60 выпускников ТулГУ стали лауреатами Государственных премий (СССР и РФ) и премий Правительства за разработку высокоточного оружия.

Таким образом, одним из слагаемых успеха тульских оружейников, несомненно, является кузница инженерных кадров - Тульский государственный университет. Поэтому ТулГУ можно по праву считать важнейшей составной частью оборонно-промышленного комплекса Тульской области.

Исторически сложившийся подход к образовательному процессу позволяет учащимся ТулГУ буквально со студенческой скамьи принимать непосредственное участие в разработке самых современных систем высокоточного оружия на предприятиях Тульской области и соседних регионов.

Между ТулГУ и ОПК Тульской области существуют и активно развиваются следующие стратегические направления сотрудничества, связанные с повышением эффективности работы оборонных предприятий региона:

- системная целевая подготовки профильных кадров;

- переподготовка и повышение квалификации инженерно -технических кадров предприятий;

- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава ТулГУ на базе предприятий.

Одним из основных условий повышения качества подготовки студентов, обучающихся на специальностях и направлениях бакалаврской и магистерской подготовки ТулГУ, востребованных оборонными предприятиями региона, является вовлечение в студенческую среду наиболее способных выпускников средних учебных заведений. Реализация такого условия возможна при обеспечении соответствующей мотивации абитуриентов при выборе будущей сферы трудовой деятельности. Важнейшим обстоятельством, влияющим на принятие абитуриентом решения, являются материальные условия и социальный пакет, предлагаемый работодателем. К сожалению, уровень решения этих вопросов, сложившийся в оборонной промышленности, большинство абитуриентов не устраивает. Именно этим фактором объясняется относительно низкий образовательный потенциал абитуриентов, поступающих на оборонные специальности и направления, по сравнению с потенциалом абитуриентов, поступающих на экономические, юридические и гуманитарные специальности и направления. Данное обстоятельство существенным образом отражается на качестве выпускаемых кадров. Для решения данной, объективно существующей проблемы, необходима целенаправленная организация приемлемых условий для молодых специалистов на оборонных предприятиях, адекватно отражающих государственную значимость решаемых предприятиями задач по модернизации и принципиальному совершенствованию вооружения и военной техники.

Важнейшей задачей является организация условий систематического повышения квалификации инженерно-технического персонала предприятий ОПК региона. Эффективной формой решения данной задачи может служить реализация курсов повышения квалификации на базе подразделений ТулГУ, специализирующихся в своей образовательной и научной деятельности в соответствии с интересами предприятий. Успешность процедуры повышения квалификации инженерно-технического персонала предприятий зависит, в первую очередь, от ее плановости и регламентированности, контролируемой руководителем предприятий. Аналогичный подход целесообразно реализовать и при осуществлении подготовки кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) в интересах предприятий (рисунок), осуществляемой наиболее квалифицированными учеными ТулГУ.

Основными принципами при организации данной формы сотрудничества между ТулГУ и предприятиями отрасли должны быть системность подхода к отбору соискателей руководителями предприятий, направляющих в университет наиболее талантливых и перспективных сотрудников; обеспечение согласованности тематики диссертационных работ; связан-

ность проводимых исследований с насущными и перспективными интересами предприятий; сопровождение подготовки кадров высшей квалификации проведением совместных НИР и НИОКР по профилю диссертационных работ.

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

а Защиты кандидатских диссерта^й сотрудниками ОПК. выполненных под руководством

сотрудников ИВТС им. В.П. Грязева О Защиты кандидатских диссерта^й сотруджжами ИВТС им. В.П. Грязева

а б

Подготовка кадров высшей квалификации кандидатских (а) и докторских (б) диссертаций в интересах ОПК

Принципиальную роль в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для ОПК региона играет квалификация профессорско-преподавательского состава ТулГУ. С целью поддержания на высоком уровне квалификации преподавателей ТулГУ необходима, наряду с чисто профессиональными качествами, высокая степень осведомленности преподавателей в области конкретных задач, решаемых предприятиями региона, что необходимо для обеспечения соответствующей адаптации читаемых дисциплин, формирования тематики курсовых и дипломных проектов, теснейшим образом увязанных с научно-техническими направлениями деятельности предприятий. Обеспечение реализации данной задачи возможно путем проведения целевых стажировок преподавателей и реализацией совместных НИР и НИОКР по перспективной тематике предприятий. Данная форма сотрудничества должна носить плановый и обязательный характер.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что без активной государственной поддержки инженерных отраслей науки и образования невозможно удержать завоеванные позиции как на рынке вооружений, так и на рынке образовательных услуг.

К сожалению, в современных условиях, характеризующихся низким престижем среди молодежи инженерных специальностей, конкурс абитуриентов на оборонные специальности ТулГУ существенно ниже, чем на гуманитарные. Практически на любом промышленном предприятии, в большинстве НИИ и КБ соответствующего профиля наблюдается своеоб-

разная «демографическая яма». Опытные рабочие, инженеры, техники уходят на пенсию, не успев подготовить себе смену, потому что на протяжении последних 10 - 15 лет наиболее способная молодежь, даже окончившая технические специальности, предпочитает работу в различных коммерческих структурах.

Таким образом, вопрос развития ОПК непосредственно связан с вопросом подготовки кадров соответствующей квалификации и закрепления этих кадров на предприятиях отрасли. Исходя из понимания стратегической значимости результатов деятельности данной отрасли, необходимо принятие на государственном уровне комплекса мер организационно-правового характера, направленных на обеспечение достаточных условий для динамического развития ОПК.

Учитывая вышеизложенное, представляется актуальным решение следующих взаимосвязанных задач.

В сфере среднего образования:

- увеличить обязательное количество часов физики для непрофильных классов;

- ввести для инженерных, физических и непрофильных классов обязательный предмет «черчение»;

- в качестве одного из обязательных показателей, по которым оценивается деятельность средних школ, считать процент выпускников, заявивших и успешно сдавших ЕГЭ по физике.

В сфере высшего образования:

- по согласованию с представителями ведущих предприятий ОПК расширить список образовательных программ, по которым будет проводиться подготовка специалистов;

- в образовательных программах бакалавриата по техническим направлениям существенным образом увеличить (в рамках ФГОС) количество часов, отводимых на общепрофессиональные и специальные дисциплины.

В сфере усиления интеграции предприятий ОПК и вузов:

- при организации конкурсов в рамках государственного заказа по НИР и ОКР соответствующей тематики обязательным критерием считать «степень участия вузов в выполненной НИР (ОКР)», что сделает обязательным для предприятий ОПК привлечение вузов в качестве соисполнителей. В свою очередь, при заключении договоров с вузами предприятие устанавливает минимальное число студентов, которые должны привлекаться к выполнению соответствующих НИР (ОКР);

- предоставлять отсрочку от службы в армии на все время работы выпускника на предприятиях (НИИ, КБ) ОПК;

- создание системы вузов, имеющих особый «оборонный» статус.

Полноценная реализация предложенных мер возможна лишь при создании научно-обоснованной концепции, затрагивающей наиболее значимые элементы структуры отрасли, отвечающие за ее жизнеспособность в целом.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года

№ 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса".

2. Поляков Е.П. Реализации совместного интеллектуального ресурса кафедр машиностроительного факультета ИВТС им. В.П. Грязева и предприятий оборонной отрасли // Вестник Тульского государственного университета. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011.

M. S. Vorotilin, A.E. Solovev, A.N.Chukov

PROBLEMS OF PREPARATION OF HIGHLY-SKILLED PERSONNEL IN INTERESTS OF DEFENSE INDUSTRY COMPLEX.

Questions connected with preparation of highly skilled experts in interests of defense industry complex on an example of the Tula state university are considered

Key words: defense industry complex, educational institutions, experts.

Получено 17.10.12

УДК 519.673

А.Ф. Индюхин, канд. биол. наук, (4872)35-05-52, ind a f@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

Н.Л. Коржук, канд. техн. наук, доц., проф., (4872)35-05-52, pbs. tula@rambler. ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ОТ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ

Рассмотрен перечень технических дисциплин, применяемых при регистрации, обработке и анализе ЭЭГ. Показана возможность создания системы диагностики неврологических нарушений.

Ключевые слова: биотехническая система, электроэнцефалограмма, цифровой фильтр, математическая модель

С момента возникновения теории биотехнических систем (БТС) (В.М. Ахутин, 1980) приоритетными направлениями ее развития были исследование и разработка методов и приборов медицинской диагностики. На кафедре «Приборы и биотехнические системы» в рамках выполнения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.