зуализируется в случае двух параметров. В случае трех параметров возможна послойная визуализация. При большем числе параметров с визуализацией результата возникнут затруднения.
Точки с нулевой действительной частью корней находятся на границе устойчивости. Практически их тоже можно включить в область неустойчивости, имея в виду, что реальные системы слежения должны обладать запасом устойчивости.
Анализ условия устойчивости делается более эффективным, если параметры системы pi удается объединить в безразмерные комплексы, число которых меньше числа параметров k.
Приведенные соображения существенно повышают скорость и эффективность изучения изложенного вопроса.
Список литературы
1. Агеев М.И., Алик В.П., Галис Р.М., Марков Ю.И. Библиотека алгоритмов 1б-50б (справочное пособие). М.: Сов. Радио, 1975. 176 с.
Y.P. Smirnov
AUTOMATIC ALLOCATION OF STABILITY AREA IN PARAMETER SPACE OF LINEAR TRACKING SYSTEM
The allocation of stability area is carried out by means of computer scanning of points in parameter space under the special computer program.
Key words: stability, parameter, tracking system.
Получено 17.10.12
УДК 681.324
С.М. Бочаров, канд. техн. наук, доц., (4872) 35-33-87, 35-18-75 (Россия, Тула, ТулГУ),
Н.С. Тархов, канд. техн. наук, доц., (4872) 35-33-87, 35-18-75 (Россия, Тула, ТулГУ),
Р.А. Тер-Данилов, канд. техн. наук, доц., (4872) 35-33-87, 35-18-75, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОБОРОННЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Рассмотрены вопросы организации совместного сотрудничества ТулГУ и ИжГТУ в рамках проведения онлайн-игры между студентами.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, Интернет-проекты, знаменитые конструкторы-оружейники.
Достижения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ближайшие годы позволят сформировать полноценное электронное пространство, в рамках которого будет строиться образовательная, научная, производственная и другие виды деятельности общества. Все это
ставит серьезные задачи по использованию Интернета как мощного ресурса повышения конкурентоспособности как самого вуза, так и выпускаемых специалистов. Возможности Интернета многогранны, выбор конкретных технологий и масштабы использования сети зависят от задач и ресурсного обеспечения конкретного вуза. Основные направления для работы с Интернетом [1]:
- сбор, получение, обмен и передача информации;
- обмен опытом и повышение квалификации (участие в Интернет-конференциях, семинарах, курсах ит.д.);
- создание собственных или корпоративных информационных ресурсов, справочных систем и т.д.;
- оказание образовательных, научных и других видов услуг с возможностью их оплаты по сети;
- участие в разнообразных Интернет-проектах.
Разработанная с учетом современных тенденций развития цивилизации концепция «ВУЗ-2030» для сферы образования определяет бурные темпы развития и распространения ИКТ, повышение уровня и сокращение циклов обновления знаний молодежи и экономически активного населения. Телекоммуникации позволяют собирать группы студентов для семинарских занятий разных учебных центров и населенных пунктов. Например, в Современной гуманитарной академии осуществляется проект «Платон», опирающийся на обратную спутниковую связь УБЛТ с использованием уже арендованного спутникового ресурса, что многократно уменьшает загрузку кабельного Интернета [2].
В последние годы информационно-коммуникационные технологии успешно внедряются и в Тульском государственном университете. Один из Интернет-проектов впервые в Институте высокоточных систем им. В.П. Грязева был реализован 17 мая 2012г. в рамках онлайн-игры «Что? Где? Когда?» на тему «Оружие, краеведение» совместно с Ижевским государственным техническим университетом в соответствии с Программой гуманитарного образования «Город оружейников» на 2011-2012 учебный год ИжГТУ, которая приведена ниже.
Участники программы:
1) ИжГТУ;
2) Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова.
Цели программы:
создание и развитие системы патриотического воспитания студентов ИжГТУ.
Задачи программы:
1) формирование высоких нравственных качеств и активной жизненной позиции у молодежи;
2) развитие мотивированной потребности в непрерывном профессиональном образовании;
3) воспитание у студенческой молодежи патриотического сознания и бережного отношения к историческим ценностям, уважения к традициям и символам Российского государства.
Содержание программы
Цикл I
Посещение экспозиций:
1) «Судьба человека», посвященной жизни и творчеству легендарного конструктора М.Т.Калашникова - в течение учебного года по заявкам от факультетов;
2) «Шаги к успеху» - выставки, посвященной опытным разработкам образцов стрелкового оружия ижевских заводов, октябрь 2011 -март 2012 г.;
3) «Недаром помнит вся Россия...(из собраний Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, Музея истории и культуры Среднего Прикамья», декабрь 2011 г.- март 2012 г.;
4. «Великий князь Михаил Петрович - покровитель оружейных заводов России» (из собрания Государственного музея-заповедника «Павловск») март 2012 г.- июнь 2012 г.
Цикл II
Ижевск по праву можно считать оружейной столицей России. Оружие отражает уровень знаний и технического прогресса своего времени. Тематические лекции позволят студентам узнать об оружейной истории города Ижевска на протяжении двух веков, помогут разобраться в некоторых исторических, технических и технологических аспектах создания и эволюции стрелкового оружия.
Чтение лекций сопровождается аудио- и видеоинформацией, фрагментами документальных кинолент:
1) «Город-завод» (история Ижевского оружейного завода) - лектор Шумилов Е.Ф., доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки УР и РФ, член Союза художников России, почетный гражданин Ижевска, 06.10.11г.;
2) «Штык-молодец» (стрелковое оружие первой половины XIX века) - лектор Драгунов М.Е., кандидат технических наук, доцент, заслуженный деятель науки УР, член Союза журналистов России, 13.10.11г.;
3) «Легенды русского оружия - образцы и личности (Мосин, Калашников, Токарев, Макаров, Драгунов) - лектор Драгунов М.Е., кандидат технических наук, доцент, заслуженный деятель науки УР, член Союза журналистов России, 20.10.11г.;
4. «Есть ли будущее у стрелкового оружия?» - лектор Драгунов М.Е., кандидат технических наук, доцент, заслуженный деятель науки УР, член Союза журналистов России, 27.10.11г.
Цикл III
Эрудит-квартет на оружейную тематику. Проводится совместно с АНО «Ижевский клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» и сту-
дентами ТулГУ. Участвует с каждой стороны 4 команды студентов по 5 человек - февраль - май 2012 г. Ведущий: вице-президент АНО «Ижевский клуб интеллектуальных игр» Михаил Андреевич Эстрин.
Место проведения: МВК СО им. М. Т. Калашникова г. Ижевск и Зал заседаний главного учебного корпуса г. Тула с 16.00 до 17.30 мин.
В Перспективном Плане по внеучебной воспитательной работе ИВТС им. В.П. Грязева предусмотрены в осеннем семестре экскурсии студентов-первокурсников в Выставочный центр 1 -го учебного корпуса под девизом «Вклад выпускников ИВТС в повышение обороноспособности России» и знакомство с образцами вооружения выдающихся конструкторов-оружейников Макарова Н.Ф., Стечкина И.Я., Шипунова А.Г., Грязева В.П.
Постановлением Государственных органов власти 2012 год объявлен годом 300-летия со дня начала государственного оружейного производства в г. Туле.
Учитывая данные обстоятельства, предложение сотрудников машиностроительного факультета ИжГТУ было воспринято с большим энтузиазмом.
Предварительно совместно с Н. А. Стерликовой - руководителем Центра инновационных программ "Ракурс" и Н. П. Устиновой - зам. декана по внеучебной и воспитательной работе машиностроительного факультета ИжГТУ были разработаны правила игры.
Каждый вуз выставляет 4 команды по 5 игроков.
Игра проводится в режиме онлайн с использованием программы
Бкуре.
Последовательно задаются 12 вопросов, аналогичных вопросам телевизионной игры «Что? Где? Когда?», но адаптированных для конкретной игры. Ведущий объявляет номер вопроса, зачитывает его текст и произносит слово "время". После этого звучит сигнал отсчёта времени, и команды могут приступить к обсуждению (выделяемое на подготовку к ответу время - 60 с). За десять секунд до окончания минуты обсуждения ведущий сообщает об этом командам, чтобы они могли сосредоточиться на выборе конкретной версии ответа. По истечении минуты у команд будет примерно 10 секунд для написания ответа и сдачи его в игровое жюри. Ответы команды пишут на выданных бланках с номерами вопросов. Правильный ответ приносит команде 1 очко, неправильный ответ - 0 очков. Досрочные ответы не дают дополнительного времени на обсуждение следующего вопроса и иных преимуществ перед другими командами. Ответ должен быть однозначным и не допускать двоякого толкования. Если на бланке содержится более одной версии ответа, то считается, что команда не дала правильный ответ.
Победитель состязания определяется по общему количеству баллов, набранных всеми командами вуза.
Командами ИВТС им. В.П. Грязева были названы «Надежда», «Фортуна», «Сборная Студенческого конструкторского бюро (СКБ)» и «Сборная кафедры СПВ». Соведущей выступила студентка 5-го курса факультета САУ Гнездовская Екатерина, которая, используя технологию Wi-Fi посредством ICQ, отправляла результаты ответов команд в ИжГТУ.
По результатам игры победили студенты ТулГУ со счетом 34:17, в командном зачете - команда «Надежда» ТулГУ, ответившая правильно на 9 вопросов. Команда-победитель получила диплом, книгу об оружии с автографом Драгунова М.Е. и настенные часы с логотипом ИжГТУ. По окончании игры состоялась видеоконференция преподавательского состава двух вузов, на которой было решено расширять сотрудничество родственных факультетов двух университетов. В План сотрудничества на 2012/2013 учебный год запланирован «Круглый стол» с участием студентов и преподавателей ТулГУ и ИжГТУ с использованием современных образовательных технологий [3]. Прорабатывается вопрос организации проведения видеоэкскурсий для студентов ИжГТУ из Выставочного центра 1-го учебного корпуса и для студентов ТулГУ - из Музейно-выставочного комплекса стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова.
В заключение следует отметить, что это только начало совместного сотрудничества с использованием информационно-коммуникационных технологий. Реализация разнообразных форм Интернет-проектов зависит от технических возможностей вузов, т.к. Skype не позволяет проводить подобного рода мероприятия на современном уровне.
Список литературы
1. Управление факультетом: учебник/ под ред. С.Д. Резника. М.: Инфра-М, 2008. 696 с.
2. Карпенко М.П. Вуз XXI века (концепция «Вуз-2030»): возможности и реализации // Учебно-методические проблемы наукоемких технологий образования: межвузовский сборник научно-методических трудов. Т. 11/ под общ. ред. К.И. Курбакова. М.: КОСИНФ, 2005. С.10.
3. Педагогические технологии в условиях модернизации высшей школы: учебно-методическое пособие / под общ. ред. В.М. Петровичева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. 144 с.
S.M. Bocharov, N.S. Tarhov, R.A. Ter-Danilov
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES, AS THE INTEGRAL PART AT TRAINING OF SPECIALISTS FOR DEFENSIVE INDUSTRIES
The paper deals with the organization of cooperation the Tula State University with the Izhevsk State Technical University as part of the online game between students
Key words: information and communication technology, internet projects, famous weapon designers
Получено 17.10.12