КОНСУЛЬТАЦИИ
УДК 378.14
Устинова Наталья Павловна
соискатель ученой степени кандидата наук кафедры профессиональной педагогики Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова, Ижевск (Россия). E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ОБОРОННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Аннотация. Целью работы является экспериментальное исследование патриотических качеств студентов - будущих инженеров оборонной отрасли промышленности.
Методы. Работа проводилось с применением методов системного анализа, наблюдения, беседы, педагогического тестирования, анкетирования. Диагностика и оценивание личностных качеств студентов осуществлялись с помощью морфологического теста жизненных ценностей в модификации И. Г. Сенина, опросника «Потребность в достижении цели» в модификации Ю. М. Орлова. Достоверность полученных результатов обеспечивалась применением методов статистической обработки эмпирических данных.
Результаты. Получены усредненные эмпирические значения уровня профессионально-патриотической воспитанности студентов оборонных специальностей технического университета, доказывающие эффективность выявленных организационно-педагогических условий профессионально-патриотического воспитания в техническом университете.
Научная новизна. Уточнено применительно к студентам - будущим специалистам оборонной отрасли - содержание понятия «профессионально-патриотическая воспитанность»: это интегративное качество личности, включающее когнитивный, эмоционально-ценностный и рационально-деятельнос-тный компоненты. Выявлены организационно-педагогические условия профессионально-патриотического воспитания студентов оборонных специальностей, объединенные в две группы: создание профессионально-ориентированной воспитывающей среды; обеспечение возможностей для активного участия студентов в учебно-профессиональной деятельности.
Практическая значимость. Разработанный критериально-оценочный аппарат позволяет оценивать достигнутый уровень профессионально-патри-
отической воспитанности студентов. Выявленный комплекс организационно-педагогических условий реализован в процессе гражданско-патриотического воспитания студентов оборонных специальностей Ижевского государственного технического университета, Тульского государственного университета, Ков-ровской государственной технологической академии, Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища.
Ключевые слова: оборонные специальности вуза, профессионально-патриотическое воспитание, уровень профессионально-патриотической воспитанности студентов.
DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-9-182-195
Статья поступила в редакцию 30.03.2016
Принята в печать 12.10.2016
Natalia P. Ustinova
PhD Student, Department of Professional Pedagogics, Izhevsk State Technical University named after M. T. Kalashnikov, Izhevsk (Russia). E-mail: [email protected]
VOCATIONAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS OF DEFENSE SPECIALTIES AT A TECHNICAL UNIVERSITY
Abstract. The aim of the publication is an experimental research of patriotic qualities of students - future engineers of the defense industry.
Methods. The study is conducted with the use of system-based analysis methods, teacher modeling, observation, interviews, pedagogical testing, and questionnaires. Diagnosis and evaluation of personal qualities of students are carried out using morphological life values test (modified by I. G. Senin), and questionnaire «The need for achieving the goal» (modified by Y. M. Orlov). The reliability of the results is granted by the use of statistical processing of empirical methods.
Results. The average empirical values have been obtained concerning the level of professional and patriotic education of students of defence specialties at technical universities. It has been shown that targeted educational activities carried out on the basis of the identified organizational and pedagogical conditions, contributes to the level of professional and patriotic education of students of defense specialties at a Technical University.
Scientific novelty. In relation to students - future professionals of defense industry, the concept of «professional - patriotic education» is clarified, which appears to be an integrative quality of a person, including cognitive, emotion-and-value component and rational-activity components. The organizational and pedagogical conditions of vocational patriotic education of students of defense specialties are identified; the conditions are united into two groups: the creation of pro-
fessional-oriented educative environment and creating the opportunities for active participation of students in educational and professional activities.
Practical significance. Designed criterion-evaluation units are used to evaluate the current level of professional and patriotic education of students. Identified set of organizational and pedagogical conditions has been implemented in the process of patriotic education of students of defense specialties at Izhevsk State Technical University named after M. T. Kalashnikov (Izhevsk), Tula State University (Tula), Kovrov State Technological Academy named after V. A. Degtjarjov (Kov-rov), Ryazan Higher Airborne Command School named after V. F. Margelov (Ryazan).
Keywords: defense specialty at high school, professional and patriotic education, the level of professional and patriotic education of students. DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-9-182-195 Received 30.03.2016 Accepted for printing 12.10.2016
Современная Россия переживает очередной переломный период, который связан с кризисной ситуацией в экономике, политике, идеологии. Сегодня трудно переоценить значение патриотизма, являющегося мощным мобилизационным ресурсом, активизирующим граждан на высокую самоотдачу для достижения главной цели - сохранения и развития России.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач государства. Наличие значительного количества исследований по проблеме патриотического воспитания студенческой молодежи свидетельствует о повышенном интересе к вопросам воспитания студентов в духе патриотизма. Авторы Г. Х. Ахметшина [2], Л. А Великородная [4], В. В. Гладких [6], Н. В. Ермоленко [7], Б. М. Игошов [8], Т. В. Козловская [11], Д. Х. Салихов [17], С. Н. Самтонов [18], В. Е. Уткин [21] и др. в своих исследованиях рассматривают различные аспекты проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи. Однако, как показывает анализ литературных источников, данный процесс до настоящего времени не рассматривался исследователями применительно к учащимся оборонных специальностей технических вузов.
С опорой на исследования, посвященные формированию личности профессионала [3, 10, 19, 23], а также формам проявления патриотизма (государственному [1], гражданскому [5], национальному [5, 9], региональному [16], военно-профессиональному [3], профессиональный [12]), профессионально-патриотическая воспитанность определена нами как ин-тегративное качество личности, включающее три компонента:
• когнитивный - знание традиций и инноваций в профессиональной области) ;
• мотивационно-ценностный - проявление чувства любви и уважения к выбранной профессии;
• рационально-деятельностный - готовность применить свои знания, умения и навыки в практической деятельности на благо Родины (рис. 1).
Рис. 1. Структура понятия «профессионально-патриотическая
воспитанность»
Нами выдвинута гипотеза, что более результативным процесс профессионально-патриотического воспитания студентов оборонных специальностей в техническом университете будет в случае создания определенных организационно-педагогических условий (рис. 2).
Рис. 2. Организационно-педагогические условия профессионально-патриотического воспитания студентов оборонных специальностей технического университета
С целью проверки выдвинутой гипотезы был спланирован и осуществлен педагогический эксперимент. Он проводился с 2011 г. по 2016 г. на базе машиностроительного факультета Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова (ИжГТУ) (объем выборки - 120 чел.), Института высокоточных систем им. В. П. Грязева Тульского государственного университета (ТуЛГУ) (выборка - 50 чел.), механико-технологического факультета Ковровской государственной технологической академии им. В. А. Дегтярева (КГТА) (выборка также 50 чел.), а также Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. В. Ф. Маргелова (РВВДКУ). Экспериментальная работа и анализ полученных данных осуществлялись на основе подходов, предложенных А. М. Новиковым [13], В. С. Черепановым [22] и др.
Были поставлены следующие задачи:
1) оценить начальный (стартовый) уровень профессионально-патриотической воспитанности студентов оборонных специальностей технических университетов (констатирующий этап проводился в 2011-2013 гг.);
2) внедрить комплекс организационно-педагогических условий профессионально-патриотического воспитания в практику воспитательной работы со студентами экспериментальных групп оборонных специальностей в техническом университете (формирующий этап проводился в 20132015 гг.);
3) оценить уровень профессионально-патриотической воспитанности студентов контрольных и экспериментальных групп на заключительном этапе эксперимента (контрольный этап проводился в 2015-2016 гг.). Проанализировать эмпирические данные, полученные в ходе эксперимента.
Экспериментальной площадкой по оцениванию стартового уровня профессионально-патриотической воспитанности студентов стал машиностроительный факультет ИжГТУ им. М. Т. Калашникова (специальность «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие»). С учетом выявленных на этапе планирования эксперимента особенностей процесса профессионально-патриотического воспитания студентов младших и старших курсов были определены две контрольные (КГ1 и КГ2) и две экспериментальные (ЭГ1 и ЭГ2) группы студентов. В КГ1 и ЭГ1 вошли студенты 1-го и 2-го курсов обучения. В ЭГ2 и КГ2 вошли студенты 3-5-х курсов обучения. Основными критериями при комплектовании контрольных и экспериментальных выборок испытуемых являлись примерно одинаковый стартовый уровень профессионально-патриотической воспитанности студентов и примерно одинаковое количество студентов в группах.
В табл. 1 приведена система критериев оценивания компонентов профессионально-патриотической воспитанности (ППВ) студентов, а также методы диагностики и методики оценивания компонентов ППВ.
Таблица 1
Критерии оценивания компонентов профессионально-патриотической
воспитанности студентов
Уровни компонентов профессионально-патриотической Методы диагнос-
№ воспитанности (ППВ) тики и методики
п/п Низкий Средний Высокий оценивания компонентов ППВ
1 2 3 4 5
1 Когнитивный компонент ППВ
1.1 Знания об отечественных оружейных школах (име- Метод анализа
на знаменитых отечественных оружейников, назва- программ; метод
ния выдающихся разработок в области стрелково- анкетирования;
пушечного вооружения и др.) метод беседы
Минимальные Фрагментарные Системные зна-
знания об отече- знания об отече- ния об отече-
ственных ору- ственных ору- ственных ору-
жейных школах жейных школах жейных школах
1.2 Знания о современных разработках в области воору- Метод педагоги-
жения ческого тестиро-
Минимальные Фрагментарные Системные зна- вания; метод бе-
знания о совре- знания о совре- ния о современ- седы; метод тес-
менных разработках в области менных разработках в области ных разработках в области товой викторины [16]
вооружения вооружения вооружения
1.3 Владение основами оружейной культуры Метод наблюде-
Отсутствие по- Наличие стремле- Владение осно- ния; метод бесе-
нимания основ ния к овладению вами оружейной ды
оружейной куль- основами ору- культуры
туры жейной культуры
2. Мотивационно-ценностный компонент ППВ
2.1 Осознанность выбора профессии оружейника и при- Метод анкетиро-
нятие ее как базовой ценности в смысложизненных вания; морфоло-
ориентациях личности гический тест
Отсутствие осоз- Осознанность Осознанность жизненных цен-
нанности выбо- выбора профес- выбора профес- ностей (МТЖЦ)
ра профессии сии оружейника, сии оружейника опросник «Пот-
оружейника но непринятие и принятие ее ребность в дос-
ее как ценности как базовой тижении цели»
в жизненных ценности в жиз-
ориентациях ненных ориен-тациях
2
3
4
5
2.2
Понимание сущности и важности профессии оружейника для развития оборонно-промышленного комплекса России
Метод опроса; метод беседы
Непонимание важности и нужности профессии инженера-оружейника для государства._
Понимание сущности профессии, но не достаточное понимание ее важности для государства
Понимание сущности, важности и нужности выбранной профессии для государства
2.3
Патриотическая позиция по отношению к выбранной профессии (гордость за выбранную профессию инженера оборонной отрасли, убежденность в необходимости выполнения профессионального долга
Метод опроса; метод беседы
Отсутствие понимания необходимости выполнения своего профессионального долга
Наличие патриотической позиции, но не достаточная убежденность в необходимости выполнения своего профессионального долга
Проявление чувства гордости за выбранную профессию, глубокая убежденность в необходимости выполнения своего профессионального долга
Рационально-деятельностный компонент ППВ
3.1
Участие в патриотической деятельности
От участия в патриотических мероприятиях уклоняется, отсутствует готовность к профессиональной самореализации на благо Родины
Периодически принимает участие в патриотических мероприятиях, но инициативы не проявляет, частично готов к профессиональной самореализации на благо Родины
Активно участвует в патриотических мероприятиях, проявляет инициативу, готов к профессиональной самореализации на благо Родины
Опросник «Потребность в достижении цели»; метод беседы
3.2
Участие в мероприятиях, направленных на повышение престижа профессии инженера оборонной отрасли (участие в НИРС, учебно-профессиональная _деятельность по специальности)_
Метод анализа деятельности и ее результатов
Уклоняется от участия в НИРС, не участвует в учебно-профессиональной деятельности по специальности
Принимает участие в НИРС, периодически участвует в учебно-профессиональной деятельности по специальности
Активно участвует в НИРС и учебно-профессиональной деятельности по специальности
1
3
Выявленные организационно-педагогические условия создавались в ходе формирующего этапа эксперимента путем проведения программных воспитательных мероприятий, представленных в табл. 2.
Таблица 2
Создание организационно-педагогических условий путем проведения программных воспитательных мероприятий профессионально-ориентированного направления
ЭГ Организационно-педагогические условия Воспитательные мероприятия
1 2 3
ЭГ1 (12-е курсы) Приобщение студентов к традициям отечественной оборонной отрасли 1. Прослушивание тематических лекций по истории оружия и об отечественных оружейниках. 2. Посещение музеев оборонных предприятий г. Ижевска, встречи со знаменитыми оружейниками страны
Использование потенциала му-зейно-выставочного комплекса 1. Посещение выставок и экспозиций в МВК СО им. М. Т. Калашникова; 2. Освоение методики проведения экскурсии в музее СО им. М. Т. Калашникова «Школа экскурсовода»
Применение новых информационных технологий в процессе профессионально-патриотического воспитания Участие в интеллектуальных он-лайн-играх «Мир оружия» с участием технических и военных вузов России
Развитие деятельности студенческих объединений профессиональной направленности Участие в деятельности союза студентов «Чистое небо» оборонных специальностей ИжГТУ им. М. Т. Калашникова
ЭГ2 (35-е курсы) Организация взаимодействия выпускающих кафедр и вузовского подразделения по воспитательной работе со студентами 1. Участие в круглых столах, форумах по обсуждению темы профессиональной подготовки будущих оружейников с участием студентов, преподавателей, конструкторов-оружейников 2. Участие в конференциях «Творческое наследие выдающихся выпускников кафедры «Стрелковое оружие»
Объединение потенциала различных вузов России, ведущих подготовку по аналогичным спе- 1. Участие в ежегодной Всероссийской студенческой онлайн-конференции «Стрелковое ору-
1 2 3
циальностям оборонного направления в совместных мероприятиях гражданско-патриоти-ческого характера жие: вчера, сегодня, завтра» (ИжГТУ им. М. Т. Калашникова, ТуЛГУ, КГТА им. В. А. Дегтярева, РВВДКУ им. В. Ф. Маргелова). 2. Участие в студенческой он-лайн-конференции «Оружие Победы», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (ИжГТУ, ТуЛГУ, КГТА, РВВДКУ)
Привлечение потенциала промышленных оборонных предприятий в развитии учебно-про-фессиоональной деятельности студентов технических университетов 1. Участие в совместных программах с базовой кафедрой «Системы вооружения» ОАО «Концерн Калашников». 2. Участие в научных конференциях, проводимых ОАО «Концерн Калашников»
Работа с группами, участвующими в эксперименте, проводилась следующим образом: в группе ЭГ1 (1-2-е курсы) создавались организационно-педагогические условия 2, 3, 4, 6, а в группе ЭГ2 (3-5-е курсы) - условия 1, 4, 5, 7. В контрольных группах КГ1 и КГ2 осуществлялась традиционная воспитательная работа.
На контрольном этапе эксперимента выполнялась проверка эффективности проведенной работы по профессионально-патриотическому воспитанию студентов экспериментальных групп и сравнение полученных данных с данными контрольных групп. Достоверность совпадений и различий полученных эмпирических данных проверялась с помощью критерия «хи-квадрат» [14, с. 14].
Результаты педагогического эксперимента представлены в табл. 3, где показана доля контингента студентов с высоким, средним или низким уровнем развития различных компонентов профессионально-патриотической воспитанности до и после формирующего этапа проведенной работы.
Анализ полученных в ходе эксперимента данных показал, что у студентов экспериментальных групп, в которых были реализованы выявленные нами организационно-педагогические условия, произошло существенное повышение уровня всех компонентов профессионально-патриотической воспитанности. В контрольных группах, где воспитательный процесс осуществлялся традиционно, доля студентов со средним и высоким уровнем профессионально-патриотической воспитанности изменилась незначительно.
Таблица 3
Динамика развития компонентов профессионально-патриотической воспитанности студентов, %
Доля студентов с соответствующим уровнем ППВ
Компоненты ППВ Уровни ППВ Констатирующий этап Контрольный этап Изменение Констатирующий этап Контрольный этап Изменение Констатирующий этап Контрольный этап Изменение Констатирующий этап Контрольный этап Изменение
КГ1 КГ2 ЭГ1 ЭГ2
Когни- высо- 16 24 +8 3 5 +2 22 70 +48 5 70 +65
тив- кий
ный средний 24 21 -3 60 87 +27 24 30 +6 58 30 -28
низ- 60 55 -5 37 8 -29 54 0 -54 37 0 -37
кий
Моти- высо- 10 22 +12 19 14 -5 14 71 +57 20 45 +25
ваци- кий
онно- сред- 62 44 -18 54 65 +11 64 29 -35 57 50 -7
цен- ний
ност- низ- 28 34 +6 27 21 - 6 22 0 -22 23 5 -18
ный кий
Рацио- высо- 0 0 0 4 5 +1 4 25 +21 2 45 +43
наль- кий
но-де- сред- 24 24 0 11 14 +3 26 43 +17 10 28 +18
ятель- ний
ност- низ- 76 76 0 85 81 -4 70 32 -38 88 27 -61
ный кий
При проверке результатов с помощью критерия Пирсона «хи-квад-рат» обнаружилось, что полученная разница уровней профессионально-патриотической воспитанности студентов экспериментальной и контрольной групп является статистически значимой. Таким образом, задачи исследования были решены, выдвинутая гипотеза получила экспериментальное подтверждение.
Однако описанное исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы. Перспективу дальнейшей работы мы видим в совершенствовании организационно-педагогических условий и программ профессионально-патриотического воспитания.
Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. Ю. А. Шиховым.
Литература
1. Абдрашитова Т. А., Оспанова Я. Н. Передовой опыт по патриотическому воспитанию граждан: методическое пособие. Астана: Агроиздат, 2009. 236 с.
2. Ахметшина Г. Х. О формировании гражданской идентичности учащейся молодежи // Образование и самообразование. 2014. № 3 (41). С. 83-85.
3. Балыко С. В. Развитие военно-профессионального патриотизма специалистов в морских вузах: монография. Калининград: БГАРФ. 2007. 112 с.
4. Великородная Л. А. Эстетико-педагогический потенциал русского музыкального наследия в патриотическом воспитании // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 8. С. 142-146.
5. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи Волгоградской области как приоритетное направление региональной молодежной политики. Информационный бюллетень № 19 / под общ. ред. М. Б. Кусмарцева. Волгоград: Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы, 2003.
6. Гладких В. В. Теоретико-методологические основы гражданско-пат-риотического воспитания в поликультурной среде вуза: монография. Воронеж: Военный авиационный инженерный университет. 2011. 115 с.
7. Ермоленко Н. В. О совершенствовании системы нравственно-патриотического воспитания // Материалы ежегодной региональной научно-практической конференции «Современный военный институт: проблемы и пути развития». Челябинск, 2004. С. 168-171.
8. Игошов Б. М., Середа В. А. Педагогическая модель патриотического воспитания будущих учителей / / Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика. № 10. 2006. С. 112-113.
9. Козаев Р. Х. Спортивные традиции региона как средство патриотического воспитания школьников // Вектор науки ТГУ. 2012. № 2. С. 150-151.
10. Козлова Н. В. Личностно-профессиональное становление: психолого-акмеологический подход: монография. Томск: ТПУ, 2007. С. 20.
11. Козловская Т. В. Педагогические условия гражданско-патриотичес-кого воспитания студентов технических вузов // Гуманизация образования. 2007. № 4. С. 46- 51.
12. Мельникова Л. А., Суслонов П. Е. Профессиональный патриотизм как основа патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 101- 103.
13. Новиков А. М. Методология образования. 2-е изд., доп. Москва: ЭГ-ВЕС, 2006. 488 с.
14. Новиков Д. А. Статистические методы и педагогические исследования (типовые случаи). Москва: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.
15. Портал викторин [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// 1001viktorina.ru/gopool/ (дата обращения 15.03.2016).
16. Ружа В. А. Социокультурный подход как методологическая основа социологической интерпретации понятия патриотизм // Современные иссле-
дования социальных проблем. 2012. № 5 (13) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.sisp.nkras.ru (дата обращения 14.03.2016).
17. Салихов Д. Х. Модель патриотического воспитания студентов вузов / / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2008. № 7. С. 137-149.
18. Самтонов С. Н. Современные тенденции развития системы патриотического воспитания Российской молодежи (этнопедагогический аспект) / / Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы. 2007. Вып. 4. С. 206-207.
19. Тимченко В. П., Деусов М. В. Современные методы подготовки специалистов радиотехнического профиля // Морской сборник. 2006. № 9. С. 29-33.
20. Устинова Н. П. Формирование патриотизма в процессе гражданско-патриотического воспитания студентов оборонных специальностей в техническом университете // Известия ТуЛГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Вып. 4. С. 79-88.
21. Уткин В. Е. Военно-патриотическое воспитание в высшей военной школе: монография. Самара: Солдат Отечества, 2002. 132 с.
22. Черепанов В. С. Основы педагогической экспертизы: учебно-методическое пособие. Ижевск: ИжГТУ, 2006. 124 с.
23. Dotcenko I. G., Evtodieva T. E., Polynova L. V., Alontceva E. A. The Concept of Informal Learning in the Organization // IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (7). Р. 2626-2638.
References
1. Abdrashitova T. A., Ospanova Y. N. Peredovoy opyt po patrioticheskomu vospitaniyu grazhdan. [Best practices for the patriotic education of citizens]. Astana: Publishing House Agroizdat, 2009. 236 p. (In Russian)
2. Akhmetshina G. H. On the formation of civil identity of students. Obrazo-vaniye i samoobrazovaniye. [Education and Self-Education]. 2014. № 3 (41). P. 8385. (In Russian)
3. Balyko S. V. Razvitiye voyenno-professional'nogo patriotizma spetsialis-tov v morskikh vuzakh. [The development of military-professional patriotism of experts in sea high schools]. Kaliningrad: Publishing House BGARF, 2007. 112 p. (In Russian)
4. Velikorodnaya L. A. Aesthetic pedagogical potential of Russian musical heritage in patriotic education. Vestnik Pomorskogo universiteta. Seriya: Gumani-tarnyye i sotsial'nyye nauki. [Bulletin of Pomeranian University. Series: The Humanities and Sociological Sciences]. 2008. № 8. P.142-146. (In Russian)
5. Grazhdanskoe i patrioticheskoe vospitanie molodezhi Volgogradskoj ob-lasti kak prioritetnoe napravlenie regional'noj molodezhnoj politiki. [Civil and patriotic education of the youth of the Volgograd region as a priority direction of the regional youth policy]. Informatsionnyy byulleten' № 19. [Informational Bulletin № 19]. Ed. by M. B. Kusmartsev. Volgograd: Volgogradskij institut molodezhnoj politiki i social'noj raboty. [Volgograd Institute of youth policy and Social Work]. 2003. (In Russian)
© H. n. ycmuHoea
6. Gladkikh V. V. Teoretiko-metodologicheskiye osnovy grazhdansko-patri-oticheskogo vospitaniya v polikul'turnoy srede vuza. [Theoretical and methodological foundations of civil and patriotic education in a multicultural environment of high school]. Voronezh: Publishing House VAIU, 2011.115 p. (In Russian)
7. Yermolenko N. V. On improving the system of moral and patriotic education. Materialy yezhegodnoy regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sov-remennyy voyennyy institut: problemy i puti razvitiya». [Materials of the Annual Regional Scientific-Practical Conference «Modern Military Institute: Problems and Ways of Development»]. Chelyabinsk, 2004. P. 168-171. (In Russian)
8. Igoshov B. M., Sereda V. A. Pedagogical model of patriotic education of future teachers. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universite-ta. Seriya: Pedagogika. [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. Series: Pedagogy], 2006. № 10. P. 112-113. (In Russian)
9. Kozayev R. H. Sporting traditions of the region as a means of patriotic education of students. Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. [Vector Science of Tolyatti State University]. 2012 № 2. P. 150-151. (In Russian)
10. Kozlova N. V. Lichnostno-professional'noye stanovleniye: psikhologo-ak-meologicheskiy podkhod. [Personal-professional formation: psychological and ak-meologicheskij approach]. Tomsk: Publishing House TPU, 2007. 201 p. (In Russian)
11. Kozlovskaya T. V. Pedagogical conditions of civil and patriotic education of students of technical colleges. Gumanizatsiya obrazovaniya. [Humanization of Education], 2007. № 4. P. 46-51. (In Russian)
12. Mel'nikova L. A., Suslonov P. E. Professional patriotism as the foundation of patriotic education of cadets of educational institutions of the MIA of Russia. Perspektivy nauki i obrazovaniya. [Prospects of Science and Education]. 2013. № 5. P. 101-103. (In Russian)
13. Novikov A. M. Metodologiya obrazovaniya. [Methodology of education]. Moscow: Publishing House JeGVES, 2006. 488 p. (In Russian).
14. Novikov D. A. Statisticheskiye metody i pedagogicheskiye issledovaniya (tipovyye sluchai). [Statistical methods and pedagogical studies (typical cases)]. Moscow: Publishing House MZ-Press, 2004. 67 p. (In Russian)
15. Portal viktorin. [Portal of quizzes]. Available at: http://1001viktori-na.ru/gopool/. (In Russian)
16. Ruzha V. A. Socio-cultural approach as a methodological basis of sociological interpretation of the concept of patriotism. Sovremennyye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). [Recent Studies of Social Problems (Electronic Scientific Journal)]. 2012. № 5 (13). Available at: www.sisp.nkras.ru. (In Russian)
17. Salikhov D. Kh. Model of patriotic education of students of high schools. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. [Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University]. 2008. № 7. P. 137-149. (In Russian)
18. Samtonov S. N. Modern trends in the development of the Russian system of patriotic education of youth (ethnopedagogical aspect). Molodezh' v nauke: problemy, poiski, perspektivy. ¡Youth in Science: Problems, Searches, Perspectives]. 2007. Vol. 4. P. 206-207. (In Russian)
19. Timchenko V. P., Deusov M. V. Current methods of preparation of experts of radio engineering profile. Morskoy sbornik. [Sea Collection]. 2006. № 9. P. 29-33. (In Russian)
20. Ustinova N. P. Formation of patriotism in the process of civil-patriotic education of students of defense specialties at the Technical University. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki. [Bulletin of Tula State University. Series: Humanities]. 2015. V. 4. P. 79-88. (In Russian)
21. Utkin V. Ye. Voyenno-patrioicheskoye vospitaniye v vysshey voyennoy shkole. [Military patrioicheskoe education in higher military school]. Samara: Publishing House Soldat Otechestva. [Soldier of the Fatherland]. 2002. 132 p. (In Russian)
22. Cherepanov V. S. Osnovy pedagogicheskoy ekspertizy. [Fundamentals of educational expertise]. Izhevsk: Izhevskij gosudarstvennyj tehnicheskij univer-sitet. [Kalashnikov Izhevsk State Technical University]. 2006. 124 p. (In Russian)
23. Dotcenko I. G., Evtodieva T. E., Polynova L. V. & Alontceva E. A. The Concept of Informal Learning in the Organization. IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (7). P. 2626-2638. (Translated from English)