Научная статья на тему 'Современные технологии обучения и цифровые ресурсы в проектной деятельности студентов-оружейников'

Современные технологии обучения и цифровые ресурсы в проектной деятельности студентов-оружейников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL RESOURCES / DIGITAL ECONOMY / DESIGN AND RESEARCH / INFORMATION AND COMMUNI CATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патрикова Елена Николаевна, Патрикова Татьяна Сергеевна

Представлен анализ результатов использования в проектноисследовательской деятельности студентов-оружейников современных технологий обучения и цифровых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Патрикова Елена Николаевна, Патрикова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES OF TRAINING ANDDIGITAL RESOURCES IN DESIGN ACTIVITIESSTUDENT-WEAPONS

The paper presents an analvsis of the results of the use in the design and research activities of armorer students of modern learning technologies and digital resources.

Текст научной работы на тему «Современные технологии обучения и цифровые ресурсы в проектной деятельности студентов-оружейников»

FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

M. V. Arsentieva, M.S. Vorotilin

The principles of formation of research competence of University students through research work.

Key words: research work of students, motivation, research competence.

Arsentieva Marina Vladimirovna, candidate of technical sciences, docent, mars 100@mai/. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Vorotilin Michail Sergeevich, doctor of technical sciences, docent, deputy director, vms-vorotilinarambler. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 531.58

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ОРУЖЕЙНИКОВ

Е.Н. Патрикова, Т.С. Патрикова

Представлен анализ результатов использования в проектно-исследовательской деятельности студентов-оружейников современных технологий обучения и цифровых ресурсов.

Ключевые слова: цифровые ресурсы, цифровая экономика, проектно-исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии.

В условиях перехода на цифровую экономику социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации все в большей степени базируется на кадровом потенциале и способности людей к новаторству. В связи с этим экономическая политика Тульской области ориентирована на создание условий, в которых таланты и способности человека играют ведущую роль в обеспечении устойчивого экономического развития. Конкурентоспособность региона на прямую зависит от эффективности использования человеческого потенциала.

Исходя из этого, деятельность органов исполнительной власти Тульской области в соответствии с программой социально-экономического развития региона 2021 года направлена на повышение качества и доступности образования в соответствии с задачами инновационного развития экономики региона и современными потребностями граждан Тульской области.

Ключевыми приоритетами системы высшего образования на территории Тульской области становятся:

- формирование единой региональной системы непрерывного технического образования;

- интеграция в современное научное и образовательное пространство за счет использования инновационных технологий обучения и производственных технологий;

- обеспечение промышленных предприятий высококвалифицированными специалистами, способными эффективно функционировать в условиях цифровой экономики.

Одной из универсальных технологий обучения, призванных обеспечить преемственность образовательных результатов на всех уровнях образования, признана технология проектно-исследовательской деятельности. Специалист, владеющий навыками проектного мышления или дизайн-мышления, востребован на любом производстве [1]. Для того, чтобы подготовить будущих оружейников к успешной трудовой деятельности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса региона, целесообразно рассматривать проектную деятельность студентов как единый, непрерывный процесс, позволяющий развить не только профессиональные компетенции или так называемые ИагёвкШв, но и общекультурные и общепрофессиональные компетенции (БОЙБкШв).

В докладе 01оЬа1Еёиса1;юпЕи1ше8 «Образовательные экосистемы для общественной трансформации» в условиях непрерывного образования образовательным организациям, в том числе высшего образования, в будущем стоит делать ставку на так называемых «самоуправляемых» учащихся [2]. Уже сейчас студент-оружейник в известной мере может самостоятельно проектировать свой образовательный маршрут. В первую очередь это связано с выбором курсов, которые он считает важными для своей будущей профессиональной деятельности. Следующим этапом, должна стать возможность выбора темпа изучения тех или иных учебных дисциплин, вариативность в предлагаемых студенту заданий, возможность участия в групповых проектах, имитирующих работу реального проектного офиса на производстве. В таких проектах «самоуправляемый» учащийся может выбрать наиболее подходящую ему командную роль, что так же будет являться важным фактором индивидуализации образовательного маршрута, учитывающего стартовые возможности и образовательные потребности каждого обучающегося.

В связи с этим важным инструментом для обеспечения индивидуального подхода формирования учебного содержания и развития компетенций, необходимых для эффективной командной работы над проектом, становятся современные цифровые ресурсы. Речь идет не только о специализированных программных пакетах, например, для осуществления твердотельного моделирования, но и о цифровых ресурсах, облегчающих коммуникацию между членами одной проектной команды, ресурсах, позволяющих подготовить качественную и, что немаловажно, наглядную презентацию проекта перед потенциальным инвесторами.

В самом общем виде при создании проекта можно выделить следующие этапы работы над ним: описание проблемы, на решение которой будет направлен проект, и ее причин; формулировка цели и задач, решение которых позволит эту цель достичь; анализ внутренних и внешних ресурсов; разработка плана мероприятий по решению каждой из задач, с учетом планируемых результатов на каждом этапе реализации проекта; анализ

рисков и возможностей дальнейшего развития проекта; разработка показателей (индикаторов) эффективности проекта; подготовка и презентация проекта перед потенциальными инвесторами.

В качестве одного из перспективных кейсов внедрения в образовательный процесс вуза технологии проектного обучения можно рассмотреть опыт кафедры «Стрелково-пушечных вооружений» ФГБОУ ВО ТулГУ, где в рамках функционирования студенческого конструкторского бюро в качестве главной цели обозначено сближение студенческих проектов с потребностями экономики и реальной профессиональной практики на предприятиях оборонно-промышленного комплекса региона.

Если классифицировать проекты, разрабатываемые в студенческом конструкторском бюро, по ведущей деятельности проекта, то чаще всего создаются инженерно-конструкторские проекты, предполагающие создание нового инженерного продукта или технологии, ведущая деятельность при этом - конструирование. Вместе с тем, как и любой проект, они проходят полный жизненный цикл проекта от замыла до эксплуатации.

В таблице представлена циклограмма организации проектной деятельности студентов с использованием современных технологий обучения и цифровых ресурсов, последние позволяют развить у студентов общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, связанные в первую очередь с информационно-коммуникационными технологиями и обеспечением эффективной коммуникации между участниками проектной команды.

Циклограмма проектной деятельности с использованием современных технологий обучения и цифровых ресурсов

Деятельность по разработке студенческого проекта Технология обучения Цифровые ресурсы Планируемые образовательные результаты - формируемые компетенции ФГОС ВО 17.05.02 «Стрел-ково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие»

1 2 3 4

Описание проблемы, на решение которой будет направлен проект, и ее причин; Брейнсторминг (Мозговой штурм) и/или Брейнскетчинг (Мозговой штурм с использованием современных средств визуализации); Вопросы SCAMPER Составление Интеллект- карты (штёшар) проекта, например, с ОПК-6, ПК-3

Формулировка цели и задач, решение которых позволит эту цель достичь; SMART-цель; Модель GROW; Система постановки целей КОНЭЦ помощью МтёМе1в1ег или с1е ОПК-3, ПК-5

Окончание

1 2 3 4

Анализ внутренних SWOT-анализ; Использо- ОК-1

и внешних ресурсов; PEST-анализ вание для

Разработка плана SCRUM-метод управ- планирова- ОПК-1, ПК-7

мероприятии по ре- ления проектами ния и сов-

шению каждой из Гейтовый подход местной ра-

задач, с учетом пла- Дизайн-мышления боты над

нируемых результа- проектом

тов на каждом этапе онлайн до-

реализации проекта; сок, например, Trello, iDroo, lino

Анализ рисков и SWOT-анализ Пакеты об- ОПК-4

возможностей даль- лачных

нейшего развития служб и

проекта; приложений,

Разработка ключе- Матрица KPI; например, ОК-5

вых показателей Система сбалансиро- Googleapps

эффективно- ванных показателей

сти/результативност (BSC)

и (КР1)преокта

Подготовка и пре- Инфографика Infogram ОПК-9

зентация проекта Скрайбинг; Выступление в стиле TED VideoScribe Menti.com Canva

Принимая участие в проектах, студенты получают реальный опыт коллективной работы над конструкторским проектом по своей будущей профессии, что помогает им лучше понять взаимосвязь изучаемых ими учебных дисциплин, приобрести надпредметные умения и навыки, например, такие как, работа в команде и способность довести дело до конца, то есть пройти весь цикл жизнедеятельности проекта.

Вместе с тем, работа со студентами над проектами помогает профессорско-преподавательскому составу кафедры на практике проиллюстрировать связь преподаваемых дисциплин с работой предприятия оборонно-промышленного комплекса, создать условия для социального лифта тем студентам, проявивших особые способности и высокую мотивацию к обучению. На защиту студенческих проектов приглашаются представители предприятий оборонно-промышленного комплекса региона, которые имеют возможность пригласить на работу наиболее успешных выпускников. Помимо этого, использование новых технологий обучения и цифровых ресурсов позволяет формировать общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, так необходимые современному выпускнику вуза в условиях перехода на цифровую экономику.

480

Список литературы

1. Проектное обучение. Практики внедрения в университетах. Под ред. Л. А. Евстратовой, Н. В. Исаевой, О. В. Лешукова [Электронный ресурс] // Москва, Открытый университет Сколково, 2018 URL: http://sk.ru/opus/p/proiect-based-learning-book-2018.aspx (дата обращения: 19.09.2018).

2. Образовательные экосистемы для общественной трансформации. Доклад Global Education Futures [Электронный ресурс] // НИУВШЭ, 2018 URL: https://futuref.org/educationfutures ru (дата обращения: 21.09.2018).

3. Адкинс, ЛиссаКоучингagile-команд. Руководство для scrum-мастеров, agile-коучей и руководителей проектов в переходный период / ЛиссаАдкинс; пер. с англ. С. Пасерба. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 416 с.

4. Стеллман, Эндрю Постигая Agile. Ценности, принципы, методологии / Эндрю Стеллман, Дженнифер Грин; пер. с англ. С. Пасерба. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 448 с.

Патрикова Елена Николаевна, канд. техн. наук, доцент, elenapatrikova@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Патрикова Татьяна Сергеевна, канд. техн. наук, заведующий кафедрой, vale-ropatrik86arambler. ru, Россия, Тула, Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области

MODERN TECHNOLOGIES OF TRAINING ANDDIGITAL RESOURCES IN DESIGN ACTIVITIESSTUDENT-WEAPONS

E.N. Patrikova, T.S. Patrikova

The paper presents an analysis of the results of the use in the design and research activities of armorer students of modern learning technologies and digital resources.

Key words: digital resources, digital economy, design and research, information and communication technologies.

Patrikova Elena Nikolaevna, candidate of technical sciences, docent, elenapatrikovaayandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Patrikova Tatyana Sergeevna, candidate of technical sciences, head of the Department, valeropatrikH 6aram bler. ru, Russia, Tula, Institute of improvement of professional skill and professional retraining of educators in the Tula region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.