Научная статья на тему 'К вопросу о научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы'

К вопросу о научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1101
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / RESEARCH ACTIVITIES / TEACHER / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болдырева Римма Юрьевна, Михалева Елена Петровна, Сабинина Анна Львовна

Рассмотрено понятие научно-исследовательской деятельности преподавателей вуза. Определены взаимосвязь и взаимообусловленность научно-исследовательской и педагогической деятельности. На примере кафедры «Финансы и менеджмент» ТулГУ показана роль научных школ и обоснована необходимость создания научнообразовательного центра. Показано значение повышения публикационной активности преподавателей в научных изданиях, индексируемых в международных базах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Болдырева Римма Юрьевна, Михалева Елена Петровна, Сабинина Анна Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE RESEARCH ACTIVITIES OF HIGHER SCHOOL TEACHERS

The article considers the concept of research activity of University teachers. Identified the relationship and interdependence of research activities and teaching. For example, the research activities of the Department "Finance and management", Tula state University the role of scientific schools and the necessity of creation of scientific-educational center. The importance of increasing publication activity of teachers in scientific journals, indexed in international databases.

Текст научной работы на тему «К вопросу о научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы»

УДК 378.12:001.89

К ВОПРОСУ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Р.Ю. Болдырева, Е.П. Михалева, А.Л. Сабинина

Рассмотрено понятие научно-исследовательской деятельности преподавателей вуза. Определены взаимосвязь и взаимообусловленность научно-исследовательской и педагогической деятельности. На примере кафедры «Финансы и менеджмент» Тул-ГУ показана роль научных школ и обоснована необходимость создания научно-образовательного центра. Показано значение повышения публикационной активности преподавателей в научных изданиях, индексируемых в международных базах.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, преподаватель, высшее учебное заведение.

«Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека».

А.П.Чехов

«В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости,

карабкается по ее каменистым тропам».

Карл Маркс

В законодательстве Российской Федерации дано определение понятия «научная (научно-исследовательская) деятельность» как «деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач; поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ» [1].

Если говорить о научно-исследовательской деятельности преподавателя вуза, то она является неотъемлемой частью профессии, наряду с учебной, методической, организационной и воспитательной работой. Не умаляя значение всех важнейших составляющих, остановимся на научно-

исследовательской деятельности, ее сущности, значении и проблемах на современном этапе развития высшего образования.

С 01.01.2017г. введен в действие профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», в котором в описании трудовых функций профессорско-преподавательского персонала университетов и других организаций высшего образования предусмотрена разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, что требует не только определенных знаний, но и умений, выражающихся в научной компетентности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

По некоторым данным, эффективность труда преподавателя высшей школы на 69,4 % зависит от его научной компетентности. В прямой зависимости от научной компетентности преподавателя находится и содержание образования - 32,4 %, и его авторитет среди студентов и коллег - 31,9 % [2].

Согласно рекомендациям ЮНЕСКО (резолюция XXVI сессии Генеральной конференции, 1991 г., Париж) под научной работой преподавателя понимаются процессы, посредством которых он постоянно обновляет знания по своему предмету и готовит научные публикации (статьи, учебники, учебные пособия, монографии), совершенствуя тем самым свою деятельность в качестве преподавателя по своей дисциплине. Кроме этого, научно-исследовательская деятельность предполагает участие в различного рода конкурсах, грантах, программах, научных и научно-практических конференциях и пр. И все же основной целью является, на наш взгляд, приоритетное развитие научных исследований преподавателей как базы для подготовки выпускников высшей школы, обладающих современными знаниями, умениями и навыками и востребованных на рынке труда. «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории бесполезна и пагубна» - эти слова, ставшие афоризмом, принадлежат великому математику П.Л. Чебышеву.

Американский социолог-теоретик Толкотт Парсонс в своих трудах отмечал, что обучение в высшем учебном заведении - это полноценная ступень социализации личности, и обучить рациональному, научному мышлению не способны те, кто сам этим не занимается. Однако все же следует отметить, что вопрос о влиянии научной деятельности преподавателя высшей школы на качество его преподавания является дискуссионным. Например, анализ исследований по данной проблеме, проведенной Я.Я. Козьминой, показал, что корреляция между качеством научно-

исследовательской деятельности и преподавания довольно низка и имеет тенденцию уменьшаться со временем [3].

Тем не менее, считаем, что научно-исследовательская и педагогическая деятельность преподавателя вуза должны быть не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены, так как их совмещение позволяет наиболее полно раскрыть и использовать профессиональные компетенции. Исследовательская работа не только повышает квалификацию преподавателя, но и наполняет его внутренний мир, развивает его научный и творческий потенциал, повышает качественный уровень проводимых занятий. Научно-исследовательская работа преподавателя основывается на интенсивной постоянной умственной познавательной деятельности, результатом которой становится творческое долголетие.

Следует сказать о мотивации как важном компоненте любой деятельности, в том числе и научно-исследовательской. В ряде исследований отмечено, что в основе внутренних стремлений заниматься и педагогической, и научной деятельностью лежат потребности, интересы, склонности, ценностные ориентации, целевые установки и т.д. [4, 5]. Но профессиональное сообщество все чаще и настойчивее говорит о материальном стимулировании (что, впрочем, не является темой исследования в данной статье).

Таким образом, научно-исследовательская деятельность преподавателя высшей школы - это многоаспектный, творческий вид профессиональной деятельности, с одной стороны, осуществляемый в рамках научных исследований и научных школ кафедры, с другой стороны, связанный с разработкой проблем преподаваемой дисциплины, что способствует обогащению ее содержания новыми знаниями и повышению квалификации и потенциала преподавателя.

Рассмотренные аспекты дают возможность рассмотреть данную проблематику на примере научно-исследовательской деятельности кафедры «Финансы и менеджмент» Тульского государственного университета.

Общепризнано, что Тульский государственный университет является динамичным, стабильно развивающимся образовательным и научным центром Российской Федерации. Пристальное внимание в университете уделяется научной работе в различных её формах, о чем можно судить, ознакомившись с ежегодными отчетами [6]. Сегодня, в условиях реформирования системы образования, появления новых целей и задач ТулГУ как опорного вуза, своеобразным «ядром» научно-исследовательской работы, направленной на развитие региона, становятся кафедры как первичные ячейки организации профессорско-преподавательского состава.

Кафедра «Финансы и менеджмент» отсчитывает свою историю

с 1964 года, когда приказом ректора была создана кафедра экономики и организации промышленности.

Свое нынешнее название кафедра получила 29 декабря 1995 года. Предпосылкой для организации кафедры явился быстрый рост рыночной экономики, который требовал скорейшего появления в эшелонах управления регионами и предприятиями квалифицированно подготовленных кадров, способных объединить и направить в нужное русло академические знания экономической науки и опыт производственников. В 2017 году произошло слияние с кафедрой экономики и управления, и в настоящее время на кафедре «Финансы и менеджмент» обучение студентов осуществляют 47 преподавателей (включая совместителей), в том числе 10 докторов наук, профессоров, 31 кандидат наук, доцент.

За более чем двадцать лет существования кафедры «Финансы и менеджмент» научно-исследовательской работе всегда уделялось повышенное внимание. Сотрудники активно опубликовывали результаты научных исследований в научных изданиях, участвовали в научных конференциях, выигрывали гранты РГНФ, Правительства Тульской области, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», участвовали в конкурсах на грант Президента РФ для государственной поддержки научных исследований, на соискание медалей Российской академии наук и премий для молодых ученых России, на грант ректора ТулГУ.

Ключевая роль в этом процессе принадлежит научным школам, которые выполняют две функции - научно-исследовательскую и научно-образовательную, результатом реализации которых являются сформированные неформальные коллективы преподавателей-исследователей под руководством опытных ученых.

В настоящее время на кафедре «Финансы и менеджмент» функционируют две научные школы:

1. «Мотивационное управление экономическими ресурсами в регионе» (руководитель: доктор экономических наук, профессор Сычева Ирина Викторовна, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации).

Научно-исследовательская работа ведется по данному научному направлению, включая следующие аспекты:

- управление социально-экономическим развитием региона в условиях государственно-рыночной экономики с позиции мотивационного подхода;

- мотивационное управление инвестиционными и бюджетными ресурсами в регионе;

- разработка теоретико-методологических основ внедрения в бюджетный процесс муниципальных образований программно-целевых методов и принципов бюджетирования, ориентированного на результат;

- формирование мотивационных механизмов частно -государственного партнерства и пр.

2. «Стратегическое управление конкурентоспособностью потенциала предприятия» (сертификат № 00429, от 05.07 2010 г. РАЕ). Руководитель: Романова Людмила Ефимовна - доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Естествознания (РАЕ) по секции «Экономические науки», Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Профессора И.В. Сычева и Л.Е. Романова руководят и принимают непосредственное участие в научных исследованиях, результатом которых явились победы в конкурсе грантов различного уровня. Под их руководством подготовлены и успешно защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, ежегодно публикуются монографии и статьи по тематике исследований научных школ, отражающих актуальные проблемы в данной сфере [7, 8].

Используя в своей научно-исследовательской деятельности не только принцип самосохранения, обеспечивающий развитие указанных научных школ, преподаватели кафедры «Финансы и менеджмент», реализуя принцип саморазвития, выполняют исследовательские работы по другим перспективным научным направлениям, имеющим прикладной характер.

Так, несомненный научный и практический интерес представляют собой исследования, направленные на формирование инвестиционной стратегии региона, результаты которых могут использоваться при разработке программы социально-экономического развития Тульской области

[9, 10].

В постоянно меняющихся условиях внешней среды актуальными становятся вопросы обеспечения экономической безопасности региона и предприятий. Так, для разработки стратегии развития региона с использованием форсайт-анализа предложена совокупность социально-экономических показателей и интегральная оценка экономической безопасности региона [11]. Разработанные преподавателями кафедры методики оценки экономической безопасности предприятий необходимы для обеспечения устойчивого развития хозяйствующих субъектов [12].

Вопросы управления проектной деятельностью при решении задачи инновационного развития экономики страны и региона занимают особое место в научных исследованиях преподавателей кафедры. Так, в работе

А.Л. Сабининой обоснована необходимость использования методологии проектного подхода к формированию приоритетных направлений стратегического развития региональной экономики и предложена разработанная функциональная модель управления проектной деятельностью, применение которой позволит не только адекватно определять приоритеты стратегического развития, но и отвечать на глобальные научно-технологические вызовы, стоящие перед региональной экономикой [13].

Следует отметить такое сформировавшееся на кафедре научное направление, как управление рисками в проектной деятельности. Научные работы авторов отличаются не только теоретическими положениями, обосновывающими предлагаемую классификацию финансовых рисков [14], но и детальным обоснованием причин удорожания стоимости инвестиционно-строительных проектов [15].

Как самостоятельное направление прикладных исследований следует отметить научные работы, касающиеся предприятий ОПК. Интересные с научной и практической точки зрения выводы делают авторы по результатам анализа особенностей организационной структуры предприятий Тульской области, выпускающих продукцию военного назначения, формулируя рекомендации по развитию регионального кластера ОПК в экономической системе региона [16].

Результаты выполняемых исследований для данной отрасли отличаются также научно-методической направленностью. Нельзя не согласиться с выводами М.В. Грязева и И.В. Сычевой, которыми обоснована целесообразность подготовки кадров высшей квалификации для предприятий ОПК по образовательным программам двойных технологий производства военной и гражданской продукции и предложен комплекс мероприятий организации подготовки специалистов для ОПК Тульского региона [17].

Значимые результаты отличают исследования, проводимые для учреждений сферы здравоохранения, охватывающие вопросы управления, организации сестринского дела, маркетинга медицинских услуг [18, 19].

Вопросы, связанные с повышением эффективности работы предприятий, занимают особое место в научных исследованиях преподавателей кафедры, и имеют практическую значимость. Следует отметить, что:

- разработанная методика оценки инвестиционной привлекательности различных видов экономической деятельности малого бизнеса в регионе успешно используется управленческими службами малых предприятий для принятия финансовых решений [20];

- методика оценки эффективности модернизации машиностроительных предприятий с учетом инновационной составляющей использует-

ся в деятельности производственных структурных подразделений для принятия технико-технологических решений [21];

- разработанная методика установления рационального соотношения между эффективностью развития и улучшением использования функционального потенциала предприятия используется руководством предприятий для принятия и обоснования стратегических управленческих решений [22];

- разработанная модель взаимодействия стратегического и тактического управления основными средствами промышленного предприятия используется для оценки эффективности производственного потенциала предприятия [23];

- сформированная концепция управления производственными запасами предприятия содержит интересные для практиков рекомендации на стратегическом уровне управления предприятием [24, 25];

- практикоориентированной направленностью отличаются исследования в области бухгалтерского учета и налогообложения предприятием [26].

Представленные выше направления научных исследований преподавателей кафедры «Финансы и менеджмент» расширяют возможности научных школ, к характеристикам которых обычно относят:

- общность объекта исследования;

- единую парадигму научно-исследовательской деятельности;

- собственные технологии создания, передачи и применения знания;

- проявление эффекта саморазвития, базирующегося на обмене идеями и результатами исследований как внутри одного поколения, так и между преподавателями и студентами и пр.

Считаем, что данные характеристики, присущие существующим научным школам кафедры «Финансы и менеджмент», необходимо развивать и актуализировать в связи с новыми реалиями, в связи с чем в настоящее время стоит вопрос о создании научно-образовательного центра (НОЦ) на базе существующих научных школ.

Как представляется, межкафедральный НОЦ в области экономики и управления должен явиться определенной формой интеграции и координации усилий учебного и научного потенциалов кафедр «Финансы и менеджмент» и «Государственное управление и внешнеэкономическая деятельность» Института права и управления ТулГУ для объединения и координации усилий и совместных действий в образовательной и научно-исследовательской деятельности, направленных на решение актуальных научно-практических задач.

Учитывая, что учёный - представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья

научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества, остановимся на публикационной активности преподавателей в специализированных изданиях, индексируемых в РИНЦ, WEB of SCIENCE, SCOPUS как показателе развития научно-исследовательской деятельности.

Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) на платформе eLIBRARY.RU - единственная национальная информационно-аналитическая система, в которую входят 11 млн публикаций российских авторов и информация о цитировании этих публикаций более чем из 6 тыс. российских научных журналов. РИНЦ позволяет на основе объективных данных оценивать результативность исследовательской работы и детально исследовать статистику публикационной активности более 800 тысяч российских ученых и 12 тысяч научных организаций, относящихся ко всем отраслям знаний. eLIBRARY.RU - крупнейшая в России электронная библиотека научных публикаций, обладающая богатыми возможностями поиска и анализа научной информации. РИНЦ создан в 2005 году по заказу Минобрнауки РФ компанией «Научная электронная библиотека» и является бесплатным общедоступным инструментом измерения публикационной активности ученых и организаций.

Web of Science (WoS) - международный электронный ресурс, который содержит библиографические описания всех статей из обрабатываемых научных журналов и отражает в основном публикации по фундаментальным разделам науки в ведущих международных и национальных журналах. Разработан Институтом научной информации США (Institute of Scientific Information), компанией «Thomson Reuters», и предоставляет информацию по всем отраслям знания среди более чем 12 тыс. журналов, 120 тыс. материалов конференций и более 4 тыс. интернет- сайтов по всему миру. На информационной платформе WebofScience находится Web of Science Core Collection (WoS CC) - ведущая международная реферативная база данных научных публикаций.

В 2015 году на платформе Webof Science созданы базы данных лучших научных журналов России - Russian Science CitationIndex (RSCI), а также Emerging Sources CitationIndex (ESCI) - новая база в составе Webof Science Core Collection, предназначенная для более широкого освещения новых журналов, в т.ч. из Азии, Латинской Америки, России и стран бывшего СССР. Считается, что эти проекты позволят значительно улучшить видимость и цитируемость российских журналов в международном информационном пространстве и будут способствовать повышению их качества за счет приведения их к международным стандартам.

Scopus - крупнейшая в мире единая реферативная база данных, которая индексирует более 18 тыс. наименований научно-технических и медицинских журналов. Эта база разработана издательской компанией «Elsevier» и позволяет оценить частоту цитирования с разбивкой по отдельным авторским статьям, годам их публикации и другим параметрам.

В настоящее время есть два способа заявить о результатах научных исследований «всему миру» - публиковаться в международных, рейтинговых журналах, входящих в Web of Science Core Collection и Scopus либо, как минимум, в RSCI и ESCI.

Зачем и где публиковаться - каждый решает самостоятельно.

Приведем данные публикационной активности профессорско-преподавательского состава кафедры «Финансы и менеджмент» в табличной форме (табл.1).

Таблица 1

Динамика публикационной активности ППС кафедры «Финансы и менеджмент» за 2011-2016 гг.

Год Кол-во публикаций в РИНЦ Кол-во цитирований в РИНЦ Кол-во публикаций в WoS и Scopus

2011 65 193 -

2012 61 202 -

2013 66 236 -

2014 53 235 -

2015 40 227 1

2016 58 217 -

Сравнивая показатели за шесть лет, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне публикационной активности преподавателей (колебания в показателях объясняются как объективными, так и субъективными причинами), однако следует отметить практически отсутствие публикаций в изданиях, индексируемых в международных базах цитирования. Многие объясняют этот факт заведомо неопубликуемостью статей ввиду независимого рецензирования, платностью публикаций и пр. Хотелось бы обратить внимание профессионального сообщества, что в перечне рецензируемых научных изданий, входящих в международные реферативные базы данных и системы цитирования ВАК РФ [27] содержится 1028 изданий, входящих в зарубежные базы цитирования, в том числе российских изданий, в которых могут быть опубликованы статьи в области экономических и управленческих наук, насчитывается порядка 16 (составлено авторами, табл. 2).

Таблица 2

Рецензируемые научные издания, входящие в международные реферативные базы данных (МБД) и системы цитирования (по состоянию на 25 сентября 2017 года) *

№ п/ п № п/п в перечне ВАК Оригинальное название журнала, статьи из которого включены в МБД ISSN (print) оригинальной версии ISSN (online) Название МБД

1 269 Terra economicus 20736606 24104531 WoS (ESC)

2 369 Вестник международных организаций /InternationalOrganisationsResearchJournal: образование, наука, новая экономика 1996-7845 Scopus, WoS (ESC)

3 462 Вопросы экономики**** 0042-8736 Scopus, WoS (ESC)

4 512 Европейский журнал современного образования 2304-9650 23056746 WoS (ESC)

5 524 Журнал Новой экономической ассоциации 2221-2264 Scopus, WoS (ESC)

6 594 Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле (PROCEEDINGS OF THE TULA STATES UNIVERSITY SCIENCES OF EARTH) 2218-5194 WoS (ESC)

7 689 Мирвая экономика и международные отношения (МЭ вая экономика и международные отношения (МЭи МО) 0131-2227 Scopus

8 801 Проблемы управления*** 1819-3161 Scopus, WoS

9 823 Регион: экономика и социология*** 0135-5538 Scopus

10 867 Системы управления и информационные технологии*** 1729-5068 Scopus, WoS

11 999 Экология* 0367-0597 Scopus, WoS

12 1001 Экономика региона 2072-6414 24111406 Scopus, WoS (ESCI)

13 1006 Экономическая политика 1994-5124 Scopus, WoS (ESCI)

14 1007 Экономическая социология (JOURNAL OF ECONOMIC SOCIOLOGY) 1726-3247 Scopus, WoS (ESCI)

15 1008 Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз (ECONOMIC AND SOCIAL CHANGES FACTS TRENDS FORECAST) 2307-0331 23129824 WoS (ESCI)

16 1009 Экономический журнал Высшей школы экономики**** 1813-8691 18138705 Scopus

*- в базы данных входит переводная версия журнала ** - журнал переводной «составной»: включает статьи из нескольких русскоязычных журналов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*** - журнал частично переводится в «составном» или как «присоединенный» к основному

****- журнал принят в Scopus в 2016 гг., но выпуски еще не загружены в БД *

Таким образом, имеется достаточно широкий спектр изданий для публикации научных статей в области экономики и управления.

Необходимо остановиться на такой форме представления результатов научных исследований, как участие в конференциях различного уровня - международных, всероссийских, региональных, межвузовских, вузовских. Преподаватели кафедры «Финансы и менеджмент» из года в год активно участвуют в работе таких конференций, как непосредственно выступая с докладами, так и заочно, представляя тезисы выступлений и статьи для публикации. Необходимо и дальше развивать это направление, тем самым популяризуя результаты научных исследований, выполняемых на кафедре.

Возвращаясь к мотивации преподавателей высшей школы, можно сказать, что в ее основе лежат специфические особенности и содержание данной профессии. И возможность самореализации, сочетая педагогическую и научно-исследовательскую деятельность, играет здесь не последнюю роль.

Список литературы

1. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О науке и государственной научно-технической политике" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система / Компания «Консультант Плюс». Версия Проф, сетевая. Режим доступа: Компьютерная сеть НБ ТулГУ.

2. Дюшеева Н.К. Научно-исследовательская деятельность преподавателя в вузе: проблемы и перспективы. [Электронный ресурс] URL:http://nbisu.moy.su/_ld/11/1188_N.K.Dusheeva.pdf.

3. Козьмина Я.Я. Предпочтения преподавателей вузов относительно научной деятельности и преподавания // Вопросы образования. 2014. №3. С. 135-151.

4. Толстоухова И.В., Фугелова Т.А. К вопросу о специфике профессиональной деятельности преподавателя вуза в условиях инновационных преобразований // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-11. С. 2483-2487; [Электронный ресурс]. URL: https://fundamental-research.ru /ru/article/view?id=37473.

5. Свидерская, С.П. Научно-исследовательская деятельность как условие совершенствования профессиональной самореализации педагога: дис. канд. пед. наук:/ 13.00.08. Теория и методика профессионального об-

разования. Калининград, 2016. 239с. [Электронный ресурс] URL:https:// www.kantiana.ru/upload/iblock/d8e/dissertatsiya_sviderskaya-s.p.-2016.pdf.

6. Отчет «Научно-исследовательская и инновационная деятельность в Тульском государственном университете в 2016 году» [Электронный ресурс]. URL: http://tsu.tula.ru/download/nauka/nauka2016.pdf.

7. Сычева И.В., Сычева Н.А. Стратегическое планирование развития социальной инфраструктуры региона. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 203 с.

8. Романова Л.Е., Бабкин П.Ю. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе управления его корпоративным имиджем: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 161с.

9. Сычева И.В., Панферова М.О. Разработка инвестиционной стратегии региона с использованием сценарного потенциала Стратегическое планирование развития социальной инфраструктуры региона. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. с. 124 129 с.

10. Болдырева Р.Ю., Сабинина А.Л. Организация системы мониторинга регионального развития // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 4-1. С.238-244.

11. Михалева Е.П. Методический подход к оценке экономической безопасности региона. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017, вып. 3, ч. 1.

12. Бельская Е.В., Маркеева Т.П. Система рисков производственно -коммерческой политики промышленного предприятия с учетом экономической безопасности // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. №3-1. С.68-76.

13. Сабинина А.Л. Функциональная модель управления проектной деятельностью в системе стратегического развития региональной экономики // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. №2-1. С.172-178.

14. Выонг Т.Т.З., Ушакова Н.В. Классификация финансовых рисков при реализации инвестиционно-строительных проектов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 1-1. С. 25-30.

15. Выонг Т.Т.З., Ушакова Н.В. Удорожание стоимости инвестиционно-строительных проектов в России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 3-1. С.33-38.

16. Сабинина А.Л., Тихобаев В.М. Место регионального кластера ОПК в экономической системе Тульской области // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 4-1. С.153-157.

17. Грязев М.В., Сычева И.В. Подготовка специалистов по программа двойных технологий как один из факторов развития предприятия ОПК Тульской области // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 4-1. С. 3-11.

18. Жукова М.В., Горшенина С.Т. Актуальные вопросы совершенствования экономических технологий управления лечебным учреждением // Вестник российского нового университета. Серия «Человек и общество», 2013. № 2. С. 169-174.

19. Макарова Н.Н. Основные факторы, влияющие на развитие рынка платных медицинских услуг в России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 2-1. С. 75-80.

20. Булавкина О.В., Демидович Н.А., Шульженко Н.А. Оценка инвестиционной привлекательности видов экономической деятельности в малом бизнесе региона // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 4-1. С. 268-277.

21. Басалаев Д.Э. Инновационная деятельность предприятий машиностроительного комплекса России в современных экономических условиях // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 2-1. С. 133-136.

22. Курский В.А., Чачина Е.Б. Эффективное управление параметрами развития и использования функционального потенциала предприятия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 3-1. С. 132-139.

23. Коровкина Н.И. Построение модели взаимодействия стратегического и тактического управления основными средствами промышленного предприятия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 3-1. С. 160-164.

24. Хлынин Э.В., Сорвина О.В. Характеристика и особенности формирования концепции стратегического управления производственными затратами предприятия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 4-1. С. 413-424.

25. Хлынин Э.В., Сорвина О.В. Разработка модели стратегического управления производственными затратами предприятия // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. №30. С. 2-13.

26. Калачева Т.И. Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 3-1. С. 161-166.

27. Рецензируемые научные издания, входящие в международные реферативные базы данных и системы цитирования [Электронный ресурс]. http: //vak.ed. gov.ru/documents.

Болдырева Римма Юрьевна, канд. экон. наук, доц., b-rimma@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Михалева Елена Петровна, канд. техн. наук, доц., профессор кафедры «Финансы и менеджмент», ep-mihaleva@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Сабинина Анна Львовна д-р. экон.наук., проф., профессор кафедры «Финансы и менеджмент», sabinina.anna@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

TO THE QUESTION ABOUT THE RESEARCH ACTIVITIES OF HIGHER SCHOOL TEACHERS

R.Y. Boldyreva, E.P. Mikhaleva, A.L. Sabinina

The article considers the concept of research activity of University teachers. Identified the relationship and interdependence of research activities and teaching. For example, the research activities of the Department "Finance and management", Tula state University the role of scientific schools and the necessity of creation of scientific-educational center. The importance of increasing publication activity of teachers in scientific journals, indexed in international databases.

Key words: research activities, teacher, high school.

Boldyreva Rimma Yurjevna, candidate of economic science, docent, associate Professor of Department "Finance and management", b-rimma@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University.

Mikhaleva Elena Petrovna, PhD. tehn. Sciences, Assoc., Professor of the Department "Finance and Management», ep-mihaleva@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University.

Sabinina Anna Lvovna, PhD. Doctor of Sciencetehn, Prof., Professor of the Department "Finance and Management», sabinina.anna@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.