Суханов Вадим Артемьевич, канд. экон. наук, руководитель, Россия, Тула, УФНС России по Тульской области,
Левачева Дарья Александровна, начальник отдела работы с налогоплательщиками, alex. levachev@yandex.ru, Россия, Тула, УФНС России по Тульской области
TO PRESERVE THE LIFE OF THE TAXPAYERS IN THE CONDITIONS OF DEFICIT OF FINANCIAL RESOURCES
V.A. Sukhanov, D.A. Levacheva
The peculiarities of application by the tax authorities of measures of debt enforcement in a recession economy. The main results of the project to centralize functions for the recovery of debts due to the debtor's property.
Keywords: debt, debt collection, centralization
Sukhanov Vadim Artemievich, candidate of economic Sciences, head, Russia, Tula, Management of Federal tax service of Russia in the Tula region,
Levacheva Daria Aleksandrovna, head of Department of work with taxpayers, alex.levachev@yandex.ru, Russia, Tula, Management of Federal tax service of Russia in the Tula region
УДК 332.1
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТУЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
А.Л. Сабинина
Рассмотрены основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в регионе, проанализированы меры и результативность государственной поддержки малых предприятий Тульского региона.
Ключевые слова: малые и средние предприятия, государственная поддержка, региональные программы развития малого предпринимательства.
Рыночная экономика базируется частном секторе, при этом большая часть которого относится к формам малого и среднего предпринимательства. Особенностью деятельности данных субъектов является не только динамичное развитие производства в связи с запросами рынка, но и отличные от крупных структур экономики финансовые характеристики функционирования; небольшие инвестиционные вливания, быстрый оборот капитала, мобильность рабочей силы
Предприятия малых и средних форм обеспечивают устойчивое производство в стране и регионах, являясь существенным источником по-
полнения государственного и регионального бюджета [2]. При этом выполняют и ряд социально-экономических функций, начиная от создания новых рабочих мест до создания высокой мотивационной базы по формированию среднего класса общества. Функционирование предприятий данного сектора определяет общее состояние региональной экономики [3].
Деятельность малых и средних предприятий в России осуществляется под влиянием многих факторов. Рассматривая факторы внешней и внутренней среды, можно сделать вывод, что внешние раздражители, которые определяют не только условия функционирования (налоги, законодательство и т.д.), создают существенные угрозы, определяют стратегию развития с учетом многочисленных возникающих рисков (поставщики, платёжеспособность населения, изменения спроса).
При этом противостоять многочисленным угрозам возможно при устойчивом финансовом положении предприятий малых форм, но это и является камнем преткновения, когда недостаточность финансовых влияний, небольшой запас ликвидных активов не позволяют субъектам предпринимательства устойчиво развиваться, а жесткие условия заимствования денежных средств, высокие, не всегда адекватные обязательные платежи, и не столько отсутствие налоговых льгот для реального производителя и социально -значимых производств, а сложность выполнения требований по их получению, все это определяет необходимость государственной и общественной поддержки данного сектора экономики на различных уровнях.
В России по мере развития малого и среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений возникли общественные организации по поддержке малого и среднего предпринимательства. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основной задачей которой является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные программам развития и поддержки малого предпринимательства, как на федеральном, так и на местном уровнях [5].
В последние годы широко исследуются вопросы внедрения наиболее эффективных форм и методов государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого и среднего предпринимательства в России. Усиление поддержки данного сектора экономики продиктовано необходимостью адаптации предприятий малого и среднего бизнеса к функционированию в кризисных условиях. Так как, именно этот сектор экономики остается одним из важнейших резервов роста национальной экономике.
Государственной поддержкой малых и средних предприятий в Тульской области занимаются следующие организации:
- Тульский областной фонд поддержи малого предпринимательства;
- Тульский областной гарантийный фонд;
- Комитет по предпринимательству и потребительскому рынку Тульской области;
- Центр поддержки предпринимательства.
Микрофинансовая организация Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства предлагает предпринимателям микрозаймы на развитие бизнеса по льготным процентным ставкам от 7,0 до 14,5% годовых на срок до 5 лет.
Тульский областной гарантийный фонд оказывает государственную финансовую поддержку малому бизнесу Тульской области в виде предоставления поручительств, помогает предпринимателям снизить свою залоговую нагрузку при кредитовании бизнеса в банках, путём предоставления поручительства Фонда до 70% от общей суммы кредита.
Комитет по предпринимательству и потребительскому рынку предоставляет малому бизнесу субсидии, гранты и консалтинговые услуги.
Центр поддержки предпринимательства занимается консультационной, консалтинговой и обучающей поддержкой малого бизнеса.
По состоянию на 1 января 2016 года в Тульской области насчитывалось 61028 субъектов малого и среднего предпринимательства (темп роста к 2014 году - 106,6%0, в том числе 23504 малых предприятий, включая микропредприятия, 189 средних предприятий, а также 37335 индивидуальных предпринимателей [4].
Оборот малых предприятий (включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей) за 2014 год составил 297159 млн. рублей. За 2015 год этот показатель составил 310661,1. Прирост этого показателя составил 4.5 %.
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами малых предприятий (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) в 2014 году на сумму 66324,3 млн. рублей, в 2015 году - на сумму 70604,5 млн. рублей. Прирост этого показателя 6,5%. Для средних предприятий прирост составил 9,6%.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2014 году составили 5894,4 млн. рублей, в 2015 году - 7203,4 млн. рублей. Прирост составил 22,2 %. Для средних предприятий прирост составил 16,7%.
Достижению положительной динамики развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Тульской области способствовала реализация комплекса мероприятий государственной поддержки, предусмотренных государственной программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Тульской области» [1].
Основными направлениями Программы в 2016 году являлись:
- совершенствование региональной политики поддержки малого и среднего предпринимательства;
- субсидии бюджетам муниципальных образований;
- содействие обеспечению доступности финансовых ресурсов для
субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие областной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- стимулирование производственной и инновационной деятельности малых и средних предприятий;
- развитие и поддержка социального предпринимательства.
По итогам реализации Программы в 2016 году ожидаются следующие результаты (без учета привлечения средств федерального бюджета):
- сохранение не менее 9 761 рабочих мест;
- поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет области не менее 1,9 млрд. руб.
На поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства было выделено из средств бюджета Тульской области:
- за 2014 год - 89,5 млн. рублей;
- за 2015 год - 76,1 млн. рублей.
Привлечено дополнительно из средств федерального бюджета:
- за 2014 год - 278,1 млн. рублей;
- за 2015 год - 208,8 млн. рублей.
Финансовую поддержку получили 5640 субъект малого и среднего предпринимательства на общую сумму 2 608,989млн. рублей.
В экономику области привлечено более 3,372 млрд. рублей кредитных средств.
В результате реализации данных мероприятий дополнительно создано (сохранено) 47 544 рабочих места.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности мер поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляемых правительством Тульской области. Разносторонний характер этих мер и их ориентированность на реальные нужды предпринимателей позволяют с уверенностью ожидать дальнейшего упрочения положения малого и среднего бизнеса в регионе.
Список литературы
1. Постановление правительства Тульской области от 30.10.2013 № 602 (ред. от 06.02.2017) «Об утверждении государственной программы Тульской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Тульской области»// КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система / Компания «Консультант Плюс». Версия Проф, сетевая. Режим доступа: Компьютерная сеть НБ ТулГУ, свободный. Загл. с экрана.
2. Алехин С.Н., Бельская Е.В. Организация налогового администрирования на территориальном уровне в условиях рецессии в экономике Рос-сии//Известия ТулГУ Серия «Экономические и юридические науки». Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. Вып 5. Ч. I. С. 127-131.
3. Болдырева Р.Ю., Сабинина А.Л. Организация системы мониторинга регионального развития // Известия ТулГУ. Серия «Экономические и юридические науки». Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. Вып 4. Ч. I. С.238-244.
4.Ресурсный центр малого предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://rcsme.ru/ru/statistics. Загл. с экрана. (дата обращения: 20.03.2017)
5. Тульский региональный фонд «Центр поддержки предпринимательства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hub71.ru/konkursy/-Загл. с экрана. (дата обращения: 18.02.2017)
Сабинина Анна Львовна, ,д-р. экон. наук, профессор, заведующий кафедрой, sabinina-anna@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
ON THE EFFECTIVENESS OF MEASURES OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN THE TULA REGION
A.L. Sabinina
The main problems of development of small and medium enterprises in the region, analyzed the measures and impact of state support of small enterprises of Tula region.
Keywords:small and medium enterprises, state support, regional program of development of small business.
Sabinina Anna Livovna, doctor of economic science,professor, head by department sabinina-anna@yandex.ru, Russia, Tula, Tula state university
УДК 330.342.146
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ
И.В. Сычева
Исследована история возникновения понятия «социально ориентированная экономика». Рассмотрено его содержание и выявлена взаимосвязь базовых категорий «социум» и «экономика» с позиции иерархии систем экономической деятельности. Приведены основные характеристики различных моделей социально ориентированной экономики. Показано значение социальных расходов для обеспечения конкурентоспособности государств.
Ключевые слова: экономика, социум, модели социально ориентированной рыночной экономики.
Термин «социально ориентированная экономика» в российском экономическом обиходе стал широко использоваться сравнительно недавно. Что же вкладывается сегодня в это понятие, которое включает в себя два основополагающих начала: «экономику» и «социум»?