УДК 37
СОСТОЯНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Почестнее А.А., Кузьмичева А.А., доцент, кафедра Социология, психология и социальный менеджмент, ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт» (Национальный Исследовательский Университет)
В статье приводятся результаты исследования степени включенности студентов в научную работу НИУ МАИ, определяется характер современной научной деятельности студентов, анализируются мотивы и факторы, препятствующие включению студента в научную деятельность исследовательского университета.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, мотивы студентов, организация научной работы студентов, формы научно-исследовательской деятельности студентов
CURRENT RESEACH ACTIVITY OF STUDENTS AT NATION - RESEACHING UNIVERSITIES: PROBLEMS AND PROSPECTS
Pochestnev A., Kuzmicheva A., assistant professor, Sociology, Psychology and Social Management chair, FSFEIHPE «Moscow Aviation
Institute» (National Research University)
An article presents a study of the students involvement in MAI NIU scientific work. It describes the nature of student's current scientific activity and analyses the student motivation and factors that hinder the student's involvement in research university scientific work.
Keywords: the research activity of students, motives of students, arrangement of student's scientific work, types of student research activity.
Введение
Современное состояние развития экономики в РФ и общемировой циклический кризис серьезным образом повлияли на все отрасли народного хозяйства, в том числе, и на сферу образования. Помимо проблемы обеспечения качества образования, наметилась тенденция снижения научно-исследовательской активности студентов (НИРС). За последние 20 лет руководители ВУЗов чаще концентрировали свое внимание на развитии образовательной части подготовки студентов, а научная деятельность находилась в режиме самоорганизации. В итоге, современные студенты не стремятся заниматься наукой, а главное у них нет к этому интереса [2].
Это становится проблемой в связи с некоторыми обстоятельствами. Во-первых, под влиянием указанных тенденций изменяются требования многих работодателей к нанимаемому персоналу. Они ищут выпускников с развитыми исследовательскими и творческими способностями, для формирования которых необходимо создать условия активизации научно-исследовательской работы студентов в Вузах. Во-вторых, государство все чаще стало интересоваться новыми изобретениями и новыми результатами исследований и предъявлять довольно серьезные требования к уровню развития НИР в Вузах, а кадровым потенциалом для этого являются студенты, занимающиеся наукой [1]. Отсутствие такого потенциала может препятствовать развитию страны в будущем.
2.Постановка задачи:
Для оценки состояния и потенциала научно-исследовательской деятельности студентов, а также для выявления основных причин отсутствия интереса студентов к научным поискам, было проведено социологическое исследование на базе высшего учебного заведения - ФГБОУ МАИ (НИУ). Исходя из того, что основой исследования являлось изучение мотивов и отношения студентов к НИРС, то сбор данных осуществлялся посредством электронного анкетирования студентов1. В исследовании прияло участие 200 студентов.
3 . Исследование состояния научной деятельности студентов в национальных исследовательских университетах
Научно-исследовательская работа студентов в перестроечный и пост - перестроечный период имела свою специфику [4]. Наблюдалось снижение внимание к этой деятельности со стороны государства. Это касалось и финансовой, и организационной части. Наблюдалось резкое сокращение студенческих конференций, конкурсов, уменьшалось финансирование студенческой науки, происходил отток профессорско-преподавательского состава из вузов. Сама интеллектуальная деятельность перестала цениться в обществе, набирали популярность материальные ценности. Студенты и преподаватели стремились к активному заработку и отдалялись от науки. В НИУ МАИ стало снижаться количество и
качество НИРС. Только 0,16% студентов МАИ НИУ опубликовали результаты своих исследований в 1996 году [4]. Нарушалась система информирования студентов о возможностях заниматься научной работой. В какой-то момент научная деятельность студентов была практически дискредитирована и ставилась под сомнение ее целесообразность. Однако руководство вуза понимало значение данного вида деятельности и предприняло некоторые попытки вернуть интерес у студентов и преподавателей к научным исследованиям. Были созданы (или сохранены) следующие организационные формы вовлечения студентов в НИРС:
1. написание курсовой научно-исследовательской работы;
2. включение элементов НИРС в учебные занятия, предусмотренные учебными планами и программами;
3. написание дипломных проектов и работ с исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера;
4. индивидуальные научно-исследовательские работы студентов, выполняемые сверх учебных планов под руководством одного преподавателя (специалиста одной тематики);
5. студенческие научные кружки при кафедрах;
6. студенческие научно-исследовательские, конструкторские, проектные, технические, экономические, и иные творческие объединения (СКБ, ОСКБ, СтудНИИ и др.);
7. привлечение студентов к выполнению госбюджетных, договорных НИР (по тематическим планам вузов, договорам с предприятиями различных организационно-правовых форм, целевым и иным научным программам и инновационных разработок).
Также была включена в учебные планы деятельность по презентации и публичному освещению результатов исследований в виде научных семинаров, конференций, конкурсов научных работ, защит курсовых, дипломных, научно-исследовательских и иных работ [4]. Было ли это эффективным?
Результаты исследования 2015 года показали, что по собственным ощущениям 30,9% студентов постоянно занимаются научными поисками, 38,2% опрошенных занимаются исследованиями, но редко. Это неожиданно большой процент. Только 21,8% студентов вовсе не включены в эту деятельность. При этом в 38,2% случаев научная работа связана с той специальностью, по которой обучается студент, в 34,5% случаев связана косвенно, а в 18,2% - вообще не связана.
Большинство студентов включены в эту работу скорее по обязанности, т.к. эта деятельность предусмотрена программой обучения, инициативных студентов не так много, всего лишь 23,6%.
Несмотря на это, преподаватели проявляют свою активность
1 Сбор данных осуществлялся в рамках выполнения дипломного проекта студенткой факультета «Социальный инжиниринг» МАИ (НИУ) Ушаковой М.
Таблица 1. Типы научно-исследовательской работы студентов
Форма участия в НИРС (множественный ответ} %от всех ответов 11ричины занятий НИР студентами % от всех респондентов
Участие в различных вида* учебной аудиторной работы 5.5 Инициатива студента 23,6
Индивидуальная работа преподавателей со студентами по рекомендованы ым тема м 27,3 Инициатива преподавателя 25,5
11аучно-исслсдовательская работа студентов в научных кружках 14,5 Обязанность, предусмотре н и ая программой обучения 41,8
Участие студентов в постоянных научны* проблемны* группах, конструкторских бюро.лабораториях 3,6 Итого 100,0
Участие студентов в научно-практических конференциях, научных чтениях, семинарах и др. 10,4
1 1роведсние научных поисков в процессе выполнения различных видов учебных практик 18,2
Не участвуют ни в каких формах 10,4
Итого 100.0
по привлечению студентов к НИРС. Наиболее популярные формы организации научной работы студента - это индивидуальная работа с преподавателем и прохождение учебных практик на предприятиях. Довольно большой процент студентов отмечают свое участие в научных кружках и конференциях, а вот работа в официальных научных лабораториях или в проектных группах, выполняющих гранты или заказы по хозяйственным договорам, не популярна, хотя такая форма существуют в институте.
Как показывают данные, многие респонденты воспринимают научную работу как часть образовательной программы, поэтому чаще всего студенты решают научные задачи в рамках курсовых работ и практик. Реальных исследовательских работ, доведенных до публикаций или выступлений на конференциях, довольно мало. Согласно общей статистике вуза, количество студентов, занимающихся НИРС и доводящих результаты исследований до общественности в виде научных публикаций, составляет около 5,3%. В техническом направлении это 1,9% студентов от общей численности, в экономическом - 1,6%, в области информационных технологий - 1,7%. Несмотря на это, произошел очевидный положительный сдвиг научной активности студентов по сравнению с ситуацией 90х годов.
На данном этапе своего развития, научная деятельность трансформировалась в индивидуальную и штучную работу студента с преподавателем, что часто приводит к суживанию тем и масштабов исследования. Преподаватель, работая со студентом, больше заинтересован в его обучении и развитии творческого потенциала, нежели в решении реальной научной проблемы. Отношения преподавателя и студента больше похоже на «наставничество», а не на «сотрудничество». Студент не ощущает себя равноправным участником исследовательского процесса. Его функция скорее сводится к правильному выполнению поставленной преподавателем задач. Это видно из их выступлений на различных научных конференциях.
Несмотря на то, что 70% студентов в той или иной степени занимаются наукой, только 54,5% видят у себя способность к этой
деятельности и только 20% любят эту деятельность. Возникает вопрос: что заставляет студентов заниматься студенческой научной работой?
Большинство респондентов (47,3%) считают, что заниматься НИРС на данный момент не престижно среди студентов. Неоднозначно и ее влияние на процесс прохождения программы обучения: 36,4% респондентов считают, что НИРС ухудшает ситуацию с обучением, а 27,3% - что улучшает.
Однако большинство опрошенных респондентов (49,1%) уверенны, что такого рода деятельность будет оценена работодателями при трудоустройстве. В целом мотивы участия студентов в НИРС разделились на две группы: меркантильно-карьерные и гносеологические. В каждой группе оказалось примерно равное количество студентов.
На первом месте по популярности оказались мотивы, связанные с углублением знаний по темам исследований. На втором месте - мотивы, связанные с ожиданием материального вознаграждения или приобретением конкурентного преимущества при поступлении на работу, НИИ или аспирантуру. На третьем месте - мотив получения хорошей оценки на экзамене. В итоге, ведущими мотивами современных студентов все же остаются карьерно -меркантильные основания. Исключительно научные мотивы выбирает малый процент респондентов, и именно они доводят результаты своих исследований до публикаций.
Как было отмечено ранее, руководством вуза были предприняты серьезные усилия по организации НИРС и привлечению студентов. В частности, была построена система информирования студентов о научно-исследовательской работе, о возможностях участия в конкурсах, конференциях. Информация размещалась в корпоративных СМИ и сайте университета. Студенты привлекались к работе СКБ, ОСКБ. Увеличивалось финансирование и материальное обеспечение НИРС. Также была проведена работа по привлечению преподавателей к этой деятельности и создана система мониторинга НИРС. Каковы же результаты этой работы с точке зрения студентов?
Отношение преподавателей к научно-исследовательской деятельноет и студентов
27,3
14,5
Это обязанность Интерес развить студента Интерес включения
студента а поле своих исследований
Рисунок 1. Отношение преподавателей к НИРС
Таблица 2. Оценка студентами уровня престижности НИРС
Насколько ценится НИРС работодателям и? %от нсех респо нден TOB Престижно ли зан и маться Н И PC среди студентов? % от ВССХ рее но ндент ов Какое влияние оказывает НИРС на учебный процесс? % от всех рее но ндент ов
Признается большинством работодателей 18,2 Да 32,7 Улучшает ее 27,3
Признается некоторыми работодателя ми 30,9 Her 47,3 Ухудшает ее 36,4
В основном не признается работодателями 21,8 Затрудняюсь ответить 10,9 Никак не влияет 27,3
Затрудняюсь ответить 20,0
Итого 100,0 100.0 100,0
Таблица З.Мотивы включения студентов в НИРС
Мотивы включения студентов в I II IPC (множественный вопрос) % от всех ответов
Получение стипендий, грантов, оплата 16,4
Углубление знаний 29,1
Увеличение шанса получить хорошую оценку но дисциплине 9%
Развитие аналитического мышления 5,5
Развитие культуры ученого (интереса к решению задач) 9,1
Общественная похвала и уважение 5.5
Создание преимуществ при трудоустройстве 14,5
Создание условий для поступления в научные институты (асЕшрантуры ) 10,9
Итого 100,0
Студенты отмечали, что в университете достаточно благоприятный климат для НИРС. В большей степени созданы материальные условия (кабинеты, компьютеры, библиотеки) и условия для публикаций и участия студентов в конференциях. Хуже обстоят дела с потенциалом преподавателей и самих студентов, а также с организацией проектной работы студентов.
В ходе исследования треть респондентов высказали свое
сожаление о том, что университет не дает документальных подтверждений об участии студента в НИРС в виде сертификатов.
Студенты полностью информированы о возможностях участия в НИРС. Наиболее популярным источником информации о НИРС для студентов является специальные бюллетени и университетские СМИ, а вот сайт, как источник информации, был отмечен
Таблица 4. Условия для занятий НИРС
Оценка условии для НИРС в вузе (множественный ответ) % от всех ответо в Оценка климата вуза для развития НИРС % от всех рсспон дентов Оценка информационной поддержки НИРС (множественный ответ) % от всех ответо в
Наличие кабинетов 21,8 Благоприятный 10,9 Регулярно обновляется информация о НИРС на сайте ВУЗа 14,5
11аличие компьютеров, 110, приборов для проведения экспериментов и исследований 25,5 Скорее благоприятный, чем неблагоприятный 30,9 Издается специальный бюллетень, информация о программах НИРС регулярно публикуется н печатных изданиях ВУЗа 30.9
Наличие библиотек 16.4 11ейтральный 10.9 Регулярно размещаются объявления на стендах в здании ВУЗа 10.9
Хорошая организация проектной работы студентов ¡,8 Скорее неблагоприятный, чем благоприятный 23,6 В вузе регулярно проводятся информационные семинары, сессии, организационные встреча по теме НИРС 27,3
Заинтересованность студентов в НИРС 9,1 Неблаго приятный 10,9 В вузе существует специальный отдел (человек), в который можно обратиться за поддержкой 7,3
Возможности публикации студентов и участие в конференциях 12,7 Трудно сказать 3,6 Итого 100,0
Желание и способности преподавателей 3,6 Итого 100,0
Итого 100,0
Таблица 5. Проблемы организации научной деятельности в вузе
Формы финансовой поддержки (множественный ответ, открытый вопрос) % от всех ответов Проблемы развития научной деятельности (множественный ответ, открытый вопрос) % от всех ответов
Студент получает дополнительное финансирование в форме фанта 23,6 Не к кому обратиться 18,2
Студент получает дополнительную стипендию 52,7 Нет времени 29.1
Студент освобождается от оплаты обучении в вузе целиком или частично 14,5 Нет желания 20,0
Итого 100,0 Нет способности 5.5
Перегруженность аудиторными занятиями, зачетами и экзаменами 18,2
Итого 100.0
значительно реже. Что касается финансирования, то студенты чаще всего отмечали возможность получения дополнительной стипендии в результате научной работы и получение финансирования гранта. Также существуют возможности освобождения студентов от платы за обучение. Несмотря на развитость меркантильных ценностей у студентов, сформированные условия не мотивируют студентов к регулярному занятию НИРС. Вероятно, сумма вознаграждений не соответствует существующим потребностям студентов.
В конце исследования студентам был задан открытый вопрос о том, какие проблемы препятствуют развитию студенческой науки, полученные результаты свидетельствуют о том, что чаще всего у студентов нет времени и желания заниматься наукой. Однако помимо этого, были отмечены некоторые проблемы, связанные с отсутствием специального человека, к которому можно обратиться по вопросам НИРС. Такие проблемы как: отсутствие способностей, низкое качество работы преподавателей со студентами, отсутствие форм участия, плохое финансирование и информирование -практически не присутствовали в ответах.
4. Заключение
Данные проведенного исследования позволили оценить направления развития НИРС. Достаточно большой процент студентов участвуют в этой деятельности, но публикаций не так много, хотя их количество выросло по сравнению с прошлым периодом. Студенты участвуют практически во всех формах научной работы, но наиболее популярной остается индивидуальная работа с преподавателем и решение исследовательских задач в рамках программы обучения. Пока студенты редко принимают участие в серьезных практических исследованиях лабораторий и проектных групп, т.е. НИРС находится в неформальном режиме самоорганизации, где результат напрямую зависит от желания и интереса преподавателя.
Интерес к научному поиску есть только у пятой части всех студентов, это те люди, у кого потребность в исследовательской работе развита изначально. Новых участников могут привлечь преподаватели и лаборатории, но у преподавателей интерес к этому пока не велик и только начинает развиваться, а лаборатории не ставят перед собой задачу привлечения к научной деятельности студентов. Они работают параллельно образовательному процессу. Это подтверждается и данными исследования Коган Е.А. и Перковой Е.П., согласно которым МАИ не воспринимается студентами как вуз, ориентированный на науку [3]. У студентов доминируют профессиональные и материальные мотивы, и их необходимо использовать для активизации НИРС. Также развитию студенческой науки будет способствовать придание ей высокого статуса и ценности. Это достигается путем формализации данной деятельности, официального включения ее в образовательные программы (на данный момент это уже сделано в рамках магистерских и аспирантских программ), обеспечения условий и механизмов ее реализации (в том числе интеграция НИРС в вузовскую науку и деятельность предприятий).
Литература:
1. Атрашенко А.Н. Некоторые концептуальные положения управления образовательной системой // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2009. № 2.
2. Жураковский В.М., Кураков Л.П. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования.- М.,2012.-С.75-78.
3. Коган Е.А., Перкова Е.П. Молодежь об авиационной отрасли: состояние, привлекательность, качество образования//Высшее образование сегодня. Издательская группа «Логос», №1, 2015. №1, с.45
4. Официальный сайт МАИ (НИУ): https://www.mai.ru/science/ тге/1732/. Дата обращения 1.12.2015.