УДК 378.016
doi: 1018101/1994-0866-2106-4-95-101
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Лыгденова Валентина Базаровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования, Бурятский государственный университет Россия, 670024, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25 E-mail: [email protected]
Актуализируется проблема необходимости подготовки будущих учителей начальных классов к научно-исследовательской деятельности. Отмечается, что современные педагоги становятся участниками педагогических экспериментов, проводимых в системе образования, включаются в инновационные процессы, разрабатывают новые образовательные программы, внедряют новые технологии обучения, что требует научно-исследовательских навыков. Представлены результаты анализа научно-исследовательских работ студентов, где отмечается умение студентов-бакалавров системно рассматривать исследуемые проблемы, студенты владеют навыками экспериментальной работы, умеют пользоваться диагностическими методиками, применяют таблицы, схемы, диаграммы. Показаны некоторые подходы к организации системы научно-исследовательской работы студентов профиля «Начальное образование», основывающиеся на непрерывном участии студентов в научной деятельности вуза на протяжении всего периода обучения, в котором постепенно повышаются объем и сложность исследовательских заданий. Большую роль в формировании навыков научно-исследовательской работы играет изучение курса «Методология и методика психолого-педагогического исследования», где студенты знакомятся с теоретическими вопросами методологии, учатся применять теоретические и эмпирические методы исследования.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, система исследовательской работы в вузе, педагогический эксперимент, психолого-педагогическое исследование, исследовательская компетентность учителя начальной школы.
В современных условиях одним из главных ресурсов устойчивого развития образования становится педагог, способный быть субъектом профессиональной деятельности. Педагог осваивает новую практико-преобразующую компетенцию, которая базируется на навыках научно-исследовательской деятельности. Современными педагогами решаются такие сложнейшие задачи, как выбор педагогической парадигмы, перестройка собственной ценностно-смысловой сферы, индивидуальной системы профессиональной деятельности. Школьные учителя, руководители учреждений образования вовлекаются в экспериментально-исследовательскую деятельность, в процессы создания качественно новых образцов педагогической практики и в их научное осмысление. Они становятся участниками различных, в том числе широкомасштабных, экспериментов, проводимых в системе образования, включаются в инновационные процессы, они осуществляют выбор учебно-методических комплектов, методик и образовательных технологий, составляют или разрабатывают новые образовательные программы [1].
В соответствии с требованиями ФГОС НОО современная начальная школа реализует деятельностные, практико-ориентированные технологии, формы и методы обучения, среди которых наиболее активно используемой является проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Уже в начальной школе учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность. Таким образом, широкое применение исследовательской модели обучения в учебном процессе, активизация исследовательской деятельности учащихся требуют от учителей новых специально-предметных компетенций, которые позволили бы им правильно организовать учебное исследование на занятиях.
В этих условиях существенно меняется исследовательская компетенция педагога, которая в новых обстоятельствах становится одним из важных факторов преобразования педагогической практики, профессионализации педагога, его профессионально-личностного становления.
Развитие исследовательской деятельности педагога разворачивается как пространство встречи педагогической науки и педагогической практики, в рамках которого осуществляются рефлексия опыта преобразования педагогической деятельности учителя и освоение исследовательской компетентности как основы преобразования практико-воспроизводящей деятельности в практико-преобразующую. Происходит освоение норм исследовательской этики, обретается новый опыт профессионального общения и конструирования новых профессиональных сообществ, ориентированных на исследовательскую деятельность профессиональных сред.
Целью настоящей работы является разработка путей освоения будущими педагогами навыков научно-исследовательской деятельности и осознания необходимости творческого подхода к освоению новых компетенций.
Переход высшего образования на новые стандарты диктует необходимость внесения значительных изменений в понимание образовательной программы вуза, связанных с развитием исследовательской модели обучения, позволяющей формировать самостоятельное мышление и творческую активность студентов. В связи с этим повышается роль различных направлений и форм научной работы студентов. Научно-исследовательская работа студентов переходит от желательных, но не обязательных элементов учебного процесса в состав необходимых и важных средств развития выпускников. Студенты в период обучения в вузе вносят свой посильный вклад в разработку теоретических и прикладных вопросов различных направлений научного познания, в том числе образовательного, определяют пути их практического использования. Сочетаясь с другими видами учебного процесса, НИР способствует созданию компетентностной основы подготовки современных выпускников. Анализ сложившейся практики показывает, что система подготовки студентов к исследовательской деятельности реализуется на основе следующих принципов:
- целевой подход к управлению, включающий мониторинг готовности к исследовательской деятельности;
- создание исследовательской образовательной среды в вузе, обеспечивающей мотивацию, взаимодействие и совместную деятельность студентов и преподавателей. Исследовательская образовательная среда предусматривает объединение общей целью и координацию работы основных направлений: НИР кафедры, НИРС, организация практики, учебный процесс, руководство курсовыми и дипломными работами студентов и научные исследования отдельных преподавателей.
- интеграция учебного процесса и исследовательской деятельности студентов начиная с 1-го курса;
- сочетание теоретического курса с практическими работами;
- учет требований современной практики образования, положений профессионального стандарта и ФГОС ВО;
- критериальность и диагностируемость результатов.
В системе подготовки студентов педагогического вуза к исследовательской деятельности выделяются компоненты: целевой, мотивационный, содержательный, деятельностный, контрольно-оценочный, которые обеспечивают:
- формирование мотивации студентов к исследовательской деятельности, развитие их субъектности, создание атмосферы продуктивной деятельности;
- практико-ориентированность содержания образования, осуществление межпредметной интеграции, целенаправленная работа студентов в период практики (проведение констатирующего эксперимента, применение диагностических методик и др.)
- развитие рефлексии и самоконтроля студентов (ознакомление с критериями эффективности педагогического исследования, приемами контроля и самоконтроля; формирование навыков анализа и оценки собственных действий, взаимооценка, доступ к рейтинговым показателям в личном кабинете преподавателя).
Контрольно-оценочный аппарат включает критерии и показатели готовности студентов к исследовательской деятельности и объединяет когнитивный, личностный, деятельностный компоненты. Когнитивный определяет степень освоения понятийного аппарата, способность использовать сформированную теоретическую базу в процессе исследовательской деятельности. Личностный охватывает мотивы и ценностные установки личности, а также рефлексию студента в процессе исследовательской деятельности. Деятельностный компонент определяет степень владения исследовательскими навыками, возможность применения их на практике.
Исследовательская работа студентов превращается в систему их непрерывного участия в научной деятельности вуза на протяжении всего периода обучения. Основой такой системы выступает преемственность ее методов и форм от одной учебной дисциплины к другой, от младших к старшим курсам, включая итоговую квалификационную работу выпускника. Подобный подход позволяет постепенно повышать объем и сложность исследовательских заданий, навыков, умений, формируемых у студентов в процессе вы-
полнения разноплановых НИР, непрерывно встраивая их в профессиональные компетенции.
Внедрение в вузе непрерывной системы привлечения студентов к научной работе, включая учебно-исследовательскую работу студентов, переходит в научно-исследовательскую работу студентов, что способствует решению ряда задач:
- развитие навыков самостоятельной работы и творческих способностей студентов;
- интенсификация учебного процесса (углубление фундаментальных и общепрофессиональных дисциплин, овладение специальными знаниями, профессиональная ориентация, усиление межпредметных связей);
- обучение студентов за счет участия в УИРС;
- использование результатов научных исследований в учебном процессе.
Организация лабораторного практикума в форме УИРС направлена на то,
чтобы научить студентов выполнять намеченный объем самостоятельной работы по определенной тематике с использованием научных методов теоретических и экспериментальных исследований. С целью придания УИРС ярко выраженного профессионального характера следует привлечь внимание студентов к принципиально важным аспектам исследуемой проблемы. Развитие форм самостоятельной деятельности обучающихся в сочетании со средствами активизации может быть достигнуто посредством внедрения лабораторного практикума проблемной направленности.
Курс «Методология и методика психолого-педагогического исследования» изучается в 4-м семестре, когда студентами пройдены основные дисциплины по педагогике и психологии, педагогическая практика и начинается исследование в рамках курсовой работы. Это создает определенную базу и мотивацию к исследованию проблем начального образования, воспитания и обучения младших школьников.
Анализируя проблему формирования исследовательских умений студентов вуза как систему, мы исходим из того, что ее компонентный состав идентичен составу дидактической системы, которую мы определяем как систему более высокого уровня. В этом смысле изучаемый процесс не что иное, как ее подсистема, с той лишь разницей, что ее содержание и средства как компоненты уже «сняты», то есть функционируют в процессуальном плане. Исследовательскую деятельность студентов и их дидактическую подготовку можно представить как процесс решения тех или иных задач, комплекс которых мы рассматриваем как учебно-исследовательское задание. Задача выступает одновременно и как объект, в нашем случае, исследовательской деятельности, и как средство педагогической организации исследовательской деятельности. При помощи исследовательской задачи прямо или косвенно задаются цель, условия и требования исследовательской деятельности обучающихся.
Таким образом, в процессе научного поиска происходит синтез логики и интуиции, что предполагает овладение комплексом специальных умений, к которым можно отнести:
- умение видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;
— умение выразить проблему в конкретных познавательных задачах;
— умение выдвинуть гипотезу и осуществить мысленное упреждение (антиципацию) действий;
— умение пользоваться логикой и переносом, комбинировать известные способы и создавать новые, искать альтернативу напрашивающемуся решению и др.
Необходимым качеством личности педагога-исследователя является его методологическая культура. Она выступает как важнейшая характеристика профессионализма и его системообразующий элемент. В содержание методологической культуры входят методологическая рефлексия, способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению теоретических положений, форм и методов познания, управления, конструирования. Методологическая подготовка напрямую связана с умениями исследовательской деятельности. Это обусловлено тем, что студент как будущий исследователь нуждается в научном обеспечении. Термин «методологическое обеспечение» обозначает знание особого рода: о том, как сформировать тему исследования, поставить проблему, выдвинуть гипотезу, какой должна быть логика исследования и т. д. Умение пользоваться такими знаниями для планирования и корректировки собственной научной работы выступает как обязательная часть профессиональной подготовки будущего исследования. При этом методологическая грамотность выступает как условие научного творчества. Для современного выпускника университета важно обладать способностью к рефлексии. В современной науке рефлексия рассматривается как универсальный способ анализа самого сознания, его возможностей в познании и в объективной оценке предметов и явлений действительности.
Расширенное понятие педагогической рефлексии охватывает весь педагогический процесс в целом — с момента оценки педагогической ситуации и зарождения научной идеи, анализа целей и задач исследовательской работы, выбора средств и способов ее осуществления до момента достижения осознанного результата. При этом следует особо отметить возможность и роль рефлексии на этапе прогнозирования и моделирования исследовательской педагогической деятельности, это позволит будущему педагогу избежать некоторых фактических ошибок и утвердиться в поставленных задачах и целях либо изменить и откорректировать их на начальном этапе исследовательской деятельности. Таким образом, одним из основных умений исследовательской деятельности будущего педагога является способность осуществлять рефлексию прогнозируемого результата исследования.
В ходе научной работы студенты используют метод эксперимента, навыки его проведения демонстрируют высокий уровень сформированности исследовательских умений. На практических занятиях студенты выполняют такие виды работ, как:
• составление плана экспериментальной части исследования;
• подбор и разработка комплекта инструментария для сбора эмпирических данных;
• определение критериев, показателей и уровней исследуемого явления;
• обработка полученных результатов экспериментальной работы;
• анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы;
• иллюстрация экспериментальных данных;
• составление программы формирующего этапа эксперимента;
• подготовка научного доклада по результатам эксперимента и др.
Научно-исследовательская работа студентов включает в себя исследовательскую деятельность не только в рамках учебного процесса, но и участие в научных кружках кафедры, в научной работе лабораторий и проблемных групп.
Анализ студенческих научных работ позволяет выявить некоторые особенности, в частности тенденцию к более четкой формулировке тем научных работ, инновационность выдвинутой гипотезы исследования. Студенты выдвигают достаточно интересные суждения в качестве научного предположения, они преимущественно связаны с разнообразными видами интеграций, с созданием всевозможных моделей образовательного процесса, многосторонним взаимодействием школы и социума, разработкой и апробацией различных программ внеурочной деятельности детей. Все это свидетельствует о целостном и системном видении исследуемых проблем студентами-бакалаврами, умении связывать их с современными требованиями к образованию.
Студенты демонстрируют навыки организации экспериментальной работы, они четко выделяют констатирующий, формирующий этапы эксперимента, умение пользоваться диагностическими методиками, в их работах, как правило, присутствуют необходимые протоколы анкет, наблюдений, студенты широко применяют таблицы, схемы, всевозможные диаграммы. Однако следует отметить еще недостаточно развитые умения глубоко анализировать и интерпретировать полученные результаты. Часто студенты обходятся поверхностными суждениями и выводами относительно результатов исследования. В структурном и оформительском отношении работы студентов улучшаются, это свидетельствует о том, что качественно развивается умение работать с текстом, сносками, литературой. Студенты все активнее стремятся представить результаты научных работ на студенческих научных конференциях, что показывает рост количества заявленных тем для участия в итоговой конференции студентов.
Таким образом, для освоения новой практикопреобразующей компетенции, базирующейся на навыках научно-исследовательской деятельности, для перестройки ценностно-смысловой сферы будущего учителя необходимо вовлечение студента в непрерывную исследовательскую деятельность. Внедрение УИРС в учебный процесс с первых курсов приобщает студентов к научно-исследовательской работе — НИРС, которая становится важной составной частью подготовки будущих учителей начальных классов. Курс «Методология и методика психолого-педагогического исследования», выполняя системообразующую функцию научно-исследовательской подготовки студентов, обеспечивает методологией педагогического исследования, развивает у будущих учителей аналитическое мышление, интерес к профессиональному творчеству, умение оформлять результаты своего труда в виде научных работ, строить свою профессиональную и научную карьеру.
Литература
1. Лыгденова В. Б. Педагогу о научно-исследовательской деятельности в системе образования. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010. — 98 с.
2. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Академия, 2001. — 208 с.
PREPARATION OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR RESEARCH ACTIVITIES
Valentina B. Lygdenova
PhD, A/Professor, Department of Primary and Preschool Education, Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]
The article deals with the urgent problem of future primary school teachers' preparation for research activities. Modern educators participate in pedagogical experiments, innovative projects, develop new educational programs, and introduce new learning technologies. These kinds of teacher's activity need research skills. The analysis of students' scientific and research work show their ability to systemic investigation of a problem, skills of experimental work, mastery in diagnostic methods, application of tables, charts, diagrams. The article presents some approaches to organization of the system for research work of future primary school teachers, which are based on continuous participation of students in scientific activities of university during the entire period of study. Volume and complexity of research tasks gradually increases. The course "Methodology and methods of psychological and pedagogical research" helps students to apply the theoretical and empirical research methods and develop their research skills. Keywords: research activity of students, the system of research work at university, pedagogical experiment, psychological and pedagogical research, research competency of primary school teachers.
References
1. Lygdenova V. B. Pedagogu o nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti v sisteme obrazovaniya [About Research Activities in Education System for Teachers]. Ulan-Ude: Buryat State University Publ., 2010. 98 p.
2. Zagvyazinskii V. I., Atakhanov R. Metodologiya i metody psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology and Methods of Psychological and Pedagogical Research]. Moscow: Akademiya Publ., 2001. 208 p.