Историография. Источниковедение. История России (X-XX вв.): Сб. ст. в честь Сергея Николаевича Кистерева. М.: Языки славянских культур, 2008. С. 539-564.
12. Усачев А.С. Изучение эпохи позднего
русского Средневековья на рубеже XX-XXI вв.: основные тенденции и перспективы // Будущее нашего прошлого: Материалы науч. конф. Москва, 15-16 июня 2011 г. / Отв. ред. А.П. Логунов. М.: РГГУ, 2011. С. 257-262.
USACHEVA. "INFORMATION NAVIGATORS" AND THE ORGANIZATION OF STUDENT'S SELF-DEPENDENT WORK
The article devoted to the possibilities of the guides to Internet space for students elaborated at the Library of the Russian State University for the Humanities. They contain references to special sites (the leading centers of science, journals, etc.) helping in education ofhumanities students (historians, philologists, etc). As an example the resource "Russia in the Middle Ages and Early Modern Age" prepared by the author of the given article is considered.
Key words: student's self-dependent work, distant education, information technologies in education, Russian history, Middle Ages.
Ю.П. господарик, доцент Использование
Московский финансово- и ер е е о о -
промышленный университет ИнТернеТ-ТеХн°л°гИИ
«Синергия» в организации НИРС
В статье ставится проблема активизации научно-исследовательской деятельности студентов путем использования некоторых Интернет-технологий. Показана возможность существенного дополнения традиционных подходов к организации НИРС, деятельность студенческих научных кружков при помощи технологии создания и ведения блогов и формирования мини-социальных сетей студентов и преподавателей на основе деятельностного подхода. Обосновывается необходимость модернизации информационно-предметной среды учебной дисциплины на базе научно-исследовательской деятельности студентов с использованием Интернет-технологий.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, информационно-предметная среда, социальные сети, блоги, студенческий научный кружок, средства наглядности.
Отличительной чертой, можно сказать, ном НИРС обобщенно называли все фор-
неотъемлемой частью советской, а затем и мы и методы привлечения студентов к на-
российской системы высшего образования учным исследованиям в период вузовского
являлась научно-исследовательская дея- обучения.
тельность вузов, в которой самое непосред- Однако в последнее время ситуация ко-
ственное и деятельное участие принимали ренным образом изменилась. Не претендуя
студенты и аспиранты. Сформировалась на глубокий анализ причин и последствий
разветвленная и многослойная система, произошедших изменений, который требу-
предусматривавшая активное вовлечение ет отдельного и обстоятельного рассмот-
студентов в научные изыскания как в рам- рения, можно отметить, что в результате
ках учебного процесса (УИРС), так и во сокращения (в ряде случаев - прекраще-
внеучебное время (НИРС). Иногда терми- ния) финансирования научных исследова-
ний в вузе уменьшились объемы, степень и характер участия профессорско-преподавательского состава в НИР, трансформации подверглись собственно сами формы такого участия. С другой стороны, «массо-визация» высшего образования в ряде случаев привела на студенческую скамью неподготовленный контингент, слабо мотивированный на активное самостоятельное участие даже в учебно-исследовательской деятельности.
В итоге из непременного атрибута НИРС превратилась во второстепенный элемент учебно-воспитательного процесса. Зачастую постановка НИРС в вузе носит формальный характер - скорее как дань традиции, чем реальное звено в подготовке специалистов. Например, рекомендуемые студентам списки дипломных работ по большей части напоминают списки рефератов. Нередко возникает ощущение, что составлявшие их преподаватели и сами не очень четко представляют себе разницу между научным и научно-популярным жанрами. Из этих списков исчезает главное - наличие научной проблемы, представляющей собой или реальную исследовательскую задачу, или открытие «субъективно нового» - т.е. достижение результата, который в науке уже имеется, но для студента выступает как настоящее открытие непознанного. Неудивительно, что в рекомендациях студенту-дипломнику по теме, лишенной даже признаков проблем-ности, основным источником для написания работы предлагается учебник по курсу. Ранее тематика и курсовых, и дипломных работ определялась главным образом в соответствии с направлениями и программой научно-исследовательской деятельности преподавателей кафедры, факультета.
В этих условиях закономерным явлением можно считать дискуссию, начало которой положили круглые столы «Специализированные курсы по обучению научной работе в гуманитарном образовании» и «Академическое письмо в современном
университете: статус дисциплины и принципы преподавания», прошедшие в РГГУ и в НИУ-ВШЭ [1, с. 119-122], а также последующие публикации в нашем журнале [2]. Оживленная дискуссия, вызванная постановкой проблемы об «академическом письме», свидетельствует о попытках преодолеть разбалансированность в организации учебного процесса, научных исследований в вузе и участия студентов в научно-исследовательской работе.
Постановка вопроса о том, что процесс обучения в вузе может строиться без развертывания научно-исследовательской деятельности с активным подключением к ней студентов, сама по себе свидетельствует о наличии глубокого кризиса в отечественном высшем образовании. Система каждой науки, изучаемой в вузе в виде учебной дисциплины или группы дисциплин, реализуется не только в содержании образования, но и в УИРС, и в НИРС.
При любой форме подготовки в вузе, будь то бакалавриат, магистратура или уходящий в прошлое специалитет, организация научно-исследовательской деятельности студентов должна ставиться во главу угла, поскольку именно через НИРС только и возможно в полном объеме формирование у будущих специалистов необходимых знаний и умений. В противном случае вузовская подготовка превращается в разновидность формирования чисто профессиональных навыков, без глубокого теоретического осмысления проблем своей предметной области. Задачи такой профессиональной подготовки ранее решали ПТУ и отчасти техникумы, хотя в лучших из них научно-исследовательской деятельности подчас уделялось больше внимания, чем в ряде нынешних вузов. Реализация деятельност-ного подхода должна быть направлена на отказ от складывающейся пагубной парадигмы образования, нацеленной (в лучшем случае) на потребление учащимися готовых знаний, в пользу переноса центра тяжести на формирование умений и навыков непре-
рывного самообразования на базе аналитической и исследовательской работы.
При этом нужно учитывать то обстоятельство, что мощным фактором современной жизни в целом и системы образования в частности сегодня стали информационные и коммуникационные технологии. В краткой статье нет возможности (а обращаясь к профессиональному сообществу -и необходимости) подробно останавливаться на месте и роли ИКТ, на их составе и методиках использования в учебном процессе и во вне-учебное время. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на проблему разработки и использования некоторых средств ИКТ для организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов. В составе новых информационных и коммуникационных технологий, приобретающих сегодня особенно важное значение, следует выделить мобильные технологии, обеспечивающие быстрый и всеобъемлющий доступ к информационно-предметной среде и взаимодействие студентов и преподавателей, а также социальные сети, активными участниками которых являются многие студенты.
Как свидетельствует статистика, в крупнейшей российской социальной сети «Вкон-такте» активная дневная аудитория (на август 2011 г.) составляла около 13 млн. человек. В целом они проводили в сети 43 минуты, в то время как дневная аудитория всех проектов «Яндекса » составила около 17 млн. человек при среднем времени посещения 9 минут. В результате время, проведённое в социальной сети ее участниками, примерно в 5 раз больше, чем время, затраченное пользователями на работу в поисковике [3]. По данным исследовательской компании Сот^соге на ноябрь 2011 г., Россия заняла первое место в Европе по числу Интернет-пользователей (50,8 млн. чел.), опередив Германию (50,1 млн. чел.). Повсеместное распространение Интернета гарантирует, что уже в начале 2012 г. эта цифра перевалит за 60 млн. чел. [4]. При этом, по
данным той же фирмы, россияне заняли второе место в мире по времени, проводимому в социальных сетях, - 10,3 часа в месяц (на первом месте Израиль с показателем 10,7 часа в месяц), в то время как британцы и американцы тратят на это чуть более 5 часов в месяц. Разумеется, речь здесь идет не только о студентах, но тем не менее хорошо известно, что именно молодежь (18-29 лет) составляет подавляющую часть Интернет-пользователей во всем мире.
Исследование,проведенное Интернет-ресурсом OnlineEducation.net в 2011 г., показало, что такие социальные сети, как Facebook и Twitter, приносят студентам большую пользу своими удобными и интересными возможностями. До 75% респондентов опросов выразили желание усовершенствовать свои занятия с помощью Интернет-ресурсов. Кроме того, исследователи выяснили, что социальные сети положительно влияют на их адаптацию в учебном сообществе. Студенты, активно использующие социальные сети, чаще участвуют во внеурочной деятельности учебного заведения. Вместе с тем было выявлено и негативное воздействие социальных сетей. Результат оценок активных пользователей на 20% ниже, чем тех студентов, которые сосредоточены только на учебе. У ряда студентов отмечаются проблемы психологического плана, связанные со снижением самооценки, наступлением депрессии и т.п. [5].
Думается, что проблемы, связанные с положительными эффектами и отрицательными последствиями увлечения студентов социальными сетями, проистекают не столько от формы, сколько от содержания деятельности в этих сетях. На наш взгляд, научно-педагогическая общественность уделяет недостаточное внимание феномену «погружения» студентов в Интернет, реальных же предложений по использованию Интернет-активности в учебных, воспитательных и научных целях и того меньше. Можно также отметить, что осуществляющаяся во многих вузах деятельность по
организации УИРС и НИРС, в которой задействованы возможности Интернета, находится на весьма низком уровне, хотя, казалось бы, сами принципы глобальной информационной сети диктуют значительно более высокую степень интеграции подобных усилий вузовского сообщества. Одна из задач данной публикации состоит в обсуждении проблем эффективного использования Интернет-технологий в целях активизации участия студентов в учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская деятельность студентов, как и учебная работа, должна строиться системно. Базовым элементом, создающим условия для развертывания и учебной, и научно-исследовательской деятельности студентов, является формирование информационно-предметной среды (ИПС) по учебной дисциплине (группе дисциплин). В научно-методической литературе встречаются определения ИПС как «интегрированной учебной среды» [6], «предметной обучающей среды» [7], «информационно-динамической обучающей среды» [8]. В диссертационных работах В.Н. Круг-ликова [9], Т.Н. Шалкиной [10], Л.З. Дав-леткиреевой [11] во главу угла при формировании ИПС ставится ориентация студента на самостоятельную поисковую и научно-исследовательскую деятельность, использующую различные электронные и печатные носители для поиска материала, анализа полученной информации, обоснования выбора средств решения задачи.
Разработка ИПС представляет собой лишь стартовую позицию для формирования системы УИРС и НИРС. Хотелось бы обратить внимание на необходимость развертывания доминирующей части ИПС в глобальной информационной сети, что обеспечит решение целого ряда задач, в том числе непрерывной актуализации контента ИПС, круглосуточной и повсеместной доступности содержания ИПС для участников учебно-воспитательного процесса, а
также организации общения, обмена информацией и результатами работы. Анализ различных теоретических подходов к построению Интернет-моделей ИПС и некоторые примеры их практического воплощения демонстрируют три основных типа таких моделей:
• ИПС, ориентированные на представление информации (электронные библиотеки);
• ИПС, ориентированные на организацию самостоятельной работы студентов и аспирантов, в том числе научно-исследовательской деятельности;
• ИПС смешанного типа.
Описание принципов и задач построения ИПС выходит, разумеется, за рамки данной статьи. Хотелось бы остановиться лишь на одном аспекте проблемы - на деятельности студенческих научных кружков, формировании мини-социальных сетей и задачах формирования ИПС в этих условиях.
Традиционно деятельность студенческого научного кружка строится как ряд встреч заинтересованных и мотивированных студентов и преподавателей, объединенных общностью интересов в определенном круге научных проблем. В ходе заседаний обсуждаются доклады студентов, сообщения преподавателей, проводится консультационная и информационная работа.
Формат научных кружков, в силу их высокой (хотя и начальной) эффективности, не претерпел особых трансформаций. Вместе с тем современные ИКТ предоставляют студентам и преподавателям большие организационно-информационные возможности. Деятельность кружка, например, может быть существенно дополнена и обогащена оформлением в формате блога - весьма популярного в глобальной сети способа донесения информации до максимально широкого круга читателей. Являясь дополнением и продолжением традиционных форм кружковой деятельности, блог предназначается в первую очередь для пуб-
ликаций работ студентов, с которыми они выступали или собираются выступать на заседаниях. Технология, с помощью которой ведется блог, позволяет другим студентам, преподавателям оставлять комментарии к докладам, а также комментарии к комментариям. Последние, разумеется, должны модерироваться либо преподавателем, либо ответственными студентами, чья деятельность требует дополнительных усилий и должна соответствующим образом учитываться. Немаловажно, что доступ к блогам возможен с любых компьютеров, включая мобильные и переносные, а также со смартфонов.
Формат блога наиболее благоприятен для организации on-line обсуждения и общения. Иногда студентам бывает трудно быстро сформулировать свои замечания по докладу непосредственно на заседании кружка, а некоторые студенты имеют психологические барьеры в живом общении. Участие в своего рода пролонгированном заседании кружка - это хороший способ устранить такого рода трудности. Особенно широкие возможности такая форма работы открывает при изучении областей науки, требующих наглядности. В данном случае научный кружок-блог с использованием даже штатных средств, заложенных в шаблоны, позволяет повысить эффективность восприятия материала и его использования в будущем. Включение материалов работы кружка в состав ИПС учебной дисциплины (или группы дисциплин) становится отправной точкой для проведения аналитической и исследовательской деятельности последующих поколений студентов. С помощью штатных средств (т.н. «тэгов ») ос-новныхпрограммныхплатформ, на которых создаются блоги, можно легко группировать информацию и быстро получать к ней доступ при последующих обращениях.
Кроме того, факт публикации доклада или сообщения в открытом доступе существенно повышает требования к содержанию самой работы, оказывает положитель-
ное влияние на уровень мотивированности студента. Никто и ничто не препятствует вузу учитывать публикации, размещенные на сайтах учебных дисциплин, как полноценные работы. Существуют юридические возможности регистрации таких сайтов как средств массовой информации. Возможно даже оформление сайта в ВАК как электронного журнала, публикации в котором учитываются при защите диссертаций.
Накапливающаяся со временем совокупность студенческих работ и комментариев участников кружка, а также разработанных средств наглядности образует существенное дополнение к ИПС учебной дисциплины и создает информационно-аналитическую базу для развертывания других форм УИРС и НИРС. Результаты работы студентов могут стать основой для участия в различных формах массовых мероприятий (олимпиадах, конкурсах и т.п.).
Публикация студенческих работ в рамках информационно-предметной среды учебной дисциплины может стать первым шагом при выполнении студентом курсовых и дипломных работ (проектов). Может оказаться целесообразным включение в методику оценки курсовых и дипломных работ как самих публикаций, так и количества и качества комментариев к ним, упоминаний в материалах других участников кружка, иными словами, своеобразного «индекса цитирования » студента. Готовой методики формирования такого «индекса», насколько мне известно, не существует, однако возможность его разработки с опорой на «взрослые» варианты не вызывает сомнений.
Масштабное развертывание предлагаемой формы научной работы студентов выдвигает повышенные требования к квалификации преподавательского состава вузов. Например, организация деятельности научного кружка в форме Интернет-блога потребует от преподавателя соответствующего уровня владения данной технологией, больших дополнительных затрат вре-
мени, что должно найти отражение как в квалификационных требованиях, так и в результатах аттестации и оплаты труда ППС. При этом необходимо отметить, что хотя социальные сети сами по себе предлагают достаточно широкие возможности организации «кругов» единомышленников, но только формат блогов обеспечивает жесткий контроль со стороны педагога над содержанием публикаций и комментариев к ним и позволяет наиболее полно представить результаты работы студенческого сообщества.
Описанный здесь подход предполагает высокий уровень научной мотивации студента и, в свою очередь, способствует повышению этого уровня. Кроме того, он создает основу для обеспечения преемственности тематики УИРС и НИРС на протяжении всего периода обучения студента, тем более что переход на бакалавриат диктует необходимость решения этой проблемы в сжатые сроки. В итоге речь может идти о формировании своеобразной мини-социальной сети кафедры, факультета, вуза в целом, которая, в отличие от стандартных социальных сетей, нацелена не просто на общение, а на реальную учебную и научную деятельность по приобретению компетенций, необходимых специалистам с высшим образованием.
Можно предполагать, что в случае достаточно массового создания в вузах подобных мини-социальных сетей появится возможность их объединения (на уровне учебных дисциплин, общих научных интересов, однотипной методики исследований и т.п.) уже в региональном и национальном масштабе, что будет способствовать повышению качества научных исследований с участием студентов, приведет к расширению информационно-аналитической базы для организации НИРС, формированию более совершенных методик научной деятельности с учетом возможностей современных ИКТ.
Литература
1. Академическое письмо и исследователь-
ские компетенции // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 119-140.
2. Сенашенко В.С. Некоторые соображения
об "академическом письме" и исследовательских компетенциях // Высшее образование в России. 2011. № 8/9. С. 136-140; Роботова А.С. Надо ли учить академической работе и академическому письму? // Высшее образование в России. 2011. № 10, С. 47-58; Шестак В.П, Шестак Н.В. Формирование научно-исследовательской компетентности и "академическое письмо" // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 115-119.
3. Лебедев А. Бизнес в социальных сетях //
BlogSerenity. URL: http://serenity.su/blog/ post/10408811159
4. Динкевич М. Россия заняла первое место в
Европе по количеству интернет-пользователей // Вести. 2011. 15.11. URL: http:// www.vesti.ru/ doc.html?id=631387
5. Сухомлинова А. Стоит ли студентам сидеть
в социальных сетях? // Webcrunch. 2011. 28.04. URL: http://webcrunch.ru/news/ 2011/04/28/ students-and-social-media/
6. Крюкова О.П. Самостоятельное изучение ино-
странного языка в компьютерной среде (на примере английского языка). М.: Логос, 1998.
7. Монахов В.М. Что такое новая информа-
ционная технология обучения? // Математика в школе. 1990. № 2. С.47-52.
8. Сизинцева Н.А. Информационно-динами-
ческая обучающая среда как фактор развития информационной культуры будущего учителя: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 1999.
9. Кругликов В.Н. Активное обучение в техни-
ческом вузе (теоретико-методологический аспект): Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2000.
10. Шалкина Т.Н. Информационно-предметная среда как фактор подготовки будущих инженеров-программистов: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. Оренбург, 2003.
11. Давлеткиреева Л.З. Информационно-предметная среда как средство профессиональной подготовки будущих специалистов в университете: Дисс. . канд. пед. наук: 13.00.08. Магнитогорск, 2006.
GOSPODARIK Y. THE USE OF INTERNET TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF NIRS
The article focuses on the problem of development of students' research work by means of Internet technologies. The possibility of additional ways to organize the students' research activities with the help of blogs and mini-social networks of students and teachers is shown. The necessity of modernization of information environment based on students' research activities with the help of Internet technologies is substantiated.
Key words: students' scientific and research activities, information environment, social networks, blogs, students' scientific group.
ЖУРНАЛУ «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ»
20 ЛЕТ!