Ю.П. ГОСПОДАРИК, доцент Московский финансовопромышленный университет «Синергия»
Учет индивидуальных достижений студентов в научно-исследовательской деятельности
Современная эпоха цифровых технологий не только предъявляет высокие требования к содержанию студенческих научно-исследовательских работ, но и открывает возможности по созданию принципиально новых систем их учета и публикации. В статье обосновывается возможность и необходимость организации системы оценки индивидуальных достижений студентов в научно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, индивидуализация обучения, научные публикации, публикации студенческих работ в электронном формате, информационно-образовательное пространство, персональная страница достижений студента
В 2011-2012 гг. в журнале «Высшее образование в России» в рубрике «Академическое письмо » опубликованы статьи А.М. Перлова, Б.Е. Степанова, Е.Н. Ивахненко, В.С. Сенашенко, А.С. Роботовой, В.П. Ше-стака и др., в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы повышения эффективности подготовки специалистов в современном вузе за счет активизации участия студентов в научно-исследовательской работе. Однако высказываемые авторами суждения и предлагаемые ими меры рассчитаны, главным образом, на совершенствование учебного процесса и форм учебно-исследовательской деятельности студентов, в то время как задачам повышения эффективности и результативности научного творчества студентов внимания уделяется пока еще недостаточно.
За годы преобразований высшей школы России было написано немало книг и статей о необходимости индивидуализации процесса обучения, а положения о важности построения «индивидуальной траектории обучения» для каждого студента вошли в различные нормативные документы. Однако нельзя не признать, что идея индивидуализации процесса обучения все еще весьма далека от практического воплощения. Это вполне объяснимо, ведь единицей планирования и организации учебного про-
цесса в вузе до сих пор считается некое условное коллективное образование - курс, группа, кафедра. Поэтому, как отмечает ректор АНХ при Правительстве РФ В.А. Мау, индивидуальный подход в наше время не приводит к выработке единственной уникальной программы для каждого данного человека, складывающейся как комбинация из большого числа модулей, предлагаемых образовательным учреждением [1]. На наш взгляд, индивидуализация процесса обучения заключается не только в возможности формирования личной траектории как суммы образовательных модулей. Значительные возможности в плане обеспечения индивидуального подхода при организации учебного, научного и воспитательного процесса в вузах (в традиционной терминологии) открывает участие студентов в научно-исследовательской деятельности кафедры, факультета, высшего учебного заведения в целом.
Важнейшим элементом формирования соответствующих компетенций будущего специалиста является активное участие в выполнении УИРС и НИРС. Именно в рамках самостоятельной (под руководством преподавателя) научно-исследовательской работы возникает положительная мотивация студента на достижение реальных результатов, создается основа для формиро-
90
Высшее образование в России • № 3, 2013
вания системы знаний, умений и навыков. Особую актуальность решению проблемы индивидуализации процесса подготовки выпускников с высшим образованием придает обостряющаяся конкуренция на рынке труда, те особенности современной профессиональной деятельности, которые диктуют необходимость постоянного самообучения, повышения квалификации, совершенствования полученных в вузе компетенций.
Практико-ориентированный подход к организации НИРС с постоянным поиском индивидуальных ориентиров для студента при непреклонной убежденности в преиму-ществахколлективного характера труда, в частности научного, стал в свое время атрибутом той системы высшего образования, которую можно условно назвать «советской моделью». Подавляющее большинство задач и заданий, которые предлагались студентам в целях овладения навыками научного исследования, выполнялись ими в индивидуальном порядке, а обсуждались, рецензировались, защищались в различных коллективных формах (доклады в студенческих научных кружках, участие в олимпиадах, конференциях, защита курсовых и дипломныхработ и проектов и т.п.). Важно отметить также, что каждой форме УИРС и НИРС, а также каждому этапу выполняемых студентом исследований соответствовала адекватная времени система контрольно-измерительных инструментов, позволявшая оценивать качество проведенных работ и обеспечивавшая доступность полученных результатов для преподавателей, студенческого сообщества и административного контроля.
В сложившуюся ныне систему подготовки специалистов с высшим образованием перекочевали как положительные, так и отрицательные черты и признаки «советской модели ». Упомянутый выше модульный, или кредитно-модульный, принцип формирования учебных планов в недостаточной степени интегрирован с задачами
обучения и ведения научно-исследовательской деятельности в период подготовки в вузе. Одной из наиболее актуальных проблем является учет индивидуальных достижений студентов в период выполнения учебно-исследовательскихи научно-исследовательских работ.
В ряде случаев система «сдачи», хранения и использования студенческих курсовых и дипломных работ в значительной степени напоминает имевшие место печальные страницы советской эпохи. Студенческие работы сдаются «для галочки», просто потому, что «так положено», недостаточное время, выделяемое для их проверки делает процедуру «защиты» сугубо формальной, а сами работы оказываются в итоге никому не нужными и по прошествии некоторого времени ликвидируются. В ноябре 2012 г., выступая в Госдуме, министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов отметил: «Получение дипломов за деньги, списывание и плагиат - в последнее время это стало обычным делом. Происходит это и в государственных, и в негосударственных вузах. Нам нужно здесь навести порядок. Главная задача в том, чтобы вузы не занимались халтурой, профанацией, то есть обманом студентов и государства » [2].
Какими могут и должны быть формы и способы учета результатов научно-исследовательской деятельности студентов? Накопленный за многие годы опыт организации УИРС и НИРС в нашей стране дает достаточно обоснованные и хорошо известные ответы на этот вопрос, приводить которые в рамкахжурнальной статьи не представляется целесообразным. Однако нельзя не отметить того факта, что эпоха цифровых технологий властно вмешивается в образовательный процесс, выдвигая новые проблемы и предлагая новые решения.
В обществе в целом и в системе образования в частности сложился некий комплекс представлений о том, что «настоящие» массивы информации, реальный «опыт человечества» сконцентрирован только в
больших библиотеках, тогда как материалы, размещенные в Интернете, представляют собой по большей части (исключая онлайновые энциклопедии и некоторые коллекции) грандиозный склад документов сомнительного свойства и низкого качества. В известной степени так оно и есть, и в первую очередь это связано с сетевой труднодоступностью библиотечных фондов крупнейших российских библиотек, с очень медленным втягиванием их в цифровое поле. Не занятое библиотечными гигантами информационное поле быстро освоили самодеятельные и многочисленные коллекции рефератов, курсовых и дипломных работ. Слабо подготовленные к аналитическому восприятию информации, студенты зачастую оказываются неспособными дать критический отпор обрушивающимся на нихинформационным потокам.
Между тем информационная революция все сильнее проникает в жизнь, в том числе в научно-исследовательскую сферу. По данным директора Центра исследований постиндустриального общества В.Л. Иноземцева, тираж выходящих в стране научных журналов сократился за 19912010 гг. в 14,3 раза, а посещаемость научных библиотек - более чем в 20 раз [3]. Однако очевидно, что задачей является не только и не столько «вернуть студентов в библиотеки», сколько сделать библиотеки доступными для студентов, где бы эти студенты ни находились, а в последующем учитывать посещаемость библиотек не только по числу читательских билетов и выданных пропусков, но и по числу обращений к библиотечным фондам посредством современных информационных технологий. Даже для «взрослых» исследователей современная информационная политика отечественных библиотек представляет значительные трудности [4], а для студентов является почти непреодолимой пропастью.
На наш взгляд, в значительной степени снимает указанные проблемы переход к электронной публикации студенческих ра-
бот. При этом в рецензировании студенческих научно-исследовательских работ могут принимать участие не только преподаватели, но и другие студенты, например, в рамках студенческого научного кружка, а долговременное хранение таких работ в открытом доступе не вызывает никаких трудностей при современном состоянии ИКТ. При строгом соблюдении стандартов и правил библиографического оформления публикаций снимаются также и беспокойства по поводурасходов на редактирование публикуемых работ.
В эпоху цифровых технологий одним из актуальных и дискуссионных становится вопрос об авторском праве. Без адекватного решения проблемы невозможно радикально перестроить и процесс организации научно-исследовательской работы студентов в вузах. О чем идет речь?
На факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова разработана оригинальная стратегия решения проблемы прав интеллектуальной собственности на учебные и квалификационные работы с помощью механизма свободных лицензий. Суть предлагаемого подхода, как пишет один из ее авторов, состоит в том, что, согласно новым требованиям к аккредитованным вузам, им необходимо будет обеспечить общедоступность всех учебных и курсовых работ учащихся, а также дипломных и дис-сертационныхисследований [5]. По словам руководителя кафедры И. Засурского, аналогичную позицию высказывают специалисты Агентства стратегических инициатив, а также Центра инноваций «Сколково»; она находит поддержку и в Министерстве образования и науки РФ. Выгоды открытого размещения студенческих работ трудно переоценить (при том что ряд юридических вопросов, связанных с нормами авторского права, нуждаются и в законодательном решении). Если рефераты, статьи, курсовые и дипломные работы студентов в обязательном порядке будут размещаться в открытом доступе, то они будут вынужде-
92
Высшее образование в России • № 3, 2013
ны очень быстро перейти от использования команд «копировать - вставить» к формированию вполне традиционных для научного поиска умений и навыков составления конспектов, разработки плана, тезисов, написания текста своей собственной работы.
Основными задачами в таком случае становятся:
• обучение студентов методам работы с многообразными массивами информации, в том числе научной, с научной литературой, другими источниками как в традиционном печатном формате, так и в цифровом виде;
• обучение студентов методам поиска источников информации, критического анализа как самой информации, так и источников ее происхождения с использованием средств ИКТ;
• проведение практических занятий по обучению навыкам библиографической обработки информации, выработке умения составления аннотаций и рефератов;
• обучение студентов умениям написания тезисов, докладов, рефератов, научных статей;
• ознакомление студентов с правилами библиографического оформления научных статей и других публикаций и составления научно-справочного аппарата.
Недостаточная проработанность вопросов учета индивидуальных достижений студентов в научно-исследовательской деятельности ведет к тому, что, как отмечает Е.Н. Ивахненко применительно к принципам построения магистерских программ, здесь происходит «имитация большинства критически важных пунктов провозглашенных задач реформирования вузовского образования» [6].
В этих условиях наиболее адекватным решением проблемы организации НИРС можно считать создание в каждом вузе персональной страницы достижений каждого студента. Собственно говоря, такие страницы существуют и сегодня, но они имеют административное назначение, служат для
размещения учебного расписания, выкладывания программ по учебным дисциплинам и других учебных и нормативных документов и материалов. Необходимо добиться отделения учебного и научного процесса от других видов деятельности вуза, связанных с управлением учебным заведениеми обеспечением его жизнедеятельности.
Возможной или же обязательной формой учета индивидуальных достижений студентов, позволяющей оценивать научно-исследовательскую деятельность студента на протяжении всего периода обучения, явля-етсяпубликация студенческихработ. «Страница индивидуальных достижений студента» может включать рефераты, курсовые работы, статьи, презентации, доклады, дипломную работу, иные материалы, которые написаны и подготовлены им в период обучения в вузе. Такой подход будет способствовать тому, что процент работ, содержащих плагиат, несамостоятельные расчеты, прямое копирование готовых чужих «изделий» резко пойдет на убыль даже без применения специальных компьютерных «ан-типлагиат»-программ. В рамках учебных дисциплин (или групп дисциплин) сформируется своеобразная информационно-предметная среда для обучения последующих поколений студентов, которые в своих работах получат возможность отталкиваться от трудов предшественников, учитывать их ошибки и достижения.
В настоящее время Министерство образования и науки РФ планирует провести при помощи компании Рпсе’л^егЬоизеСоореге (Р’лС) всероссийский научный аудит для оценки состояния и эффективности организации НИР в вузах страны и деятельности профессорско-преподавательского состава в части ведения научных исследований [7]. Как отмечается в указанной публикации, в ходе аудита будет разработана система комплексной оценки, включающей в себя публикации, регистрацию интеллектуальной собственности, получение грантов, участие в прикладных разработках и другие пара-
метры. Представляется совершенно необходимым усилить действенность планируемого всероссийского аудита в части учета научно-исследовательской работы студентов и руководства этой деятельностью со стороны преподавательского состава в качестве еще одного из критериев оценки состояния НИР в вузах.
Министерству образования и науки РФ следовало бы также переработать положения по лицензированию и аккредитации вузов, существенно усилив требования в части доступа в Интернет на учебных и иных площадях вузов и формирования единого информационно-образовательного пространства (ИОП) вуза. Как представляется, центром такого ИОП может быть общевузовская библиотека, имеющая фонды как в обычном, бумажном, формате, так и в цифровом. Разумеется, такая библиотека должна быть хорошо оснащена компьютерной техникой, устройствами сканирования и распечатки информации. Цифровое наполнение библиотеки может включать сайты факультетов и кафедр, где и находятся в открытом доступе публикации студентов.
Наконец, назревшей проблемой можно считать необходимость пересмотра критериев комплектования и оценки эффективности модулей учебных дисциплин, которые используются для формирования кредитно-модульной системы организации учебного процесса с целью выделения в них учебно-исследовательских и научных задач. В идеале способом оценки уровня освоения студентом каждого модуля должна стать не просто сдача зачетов и экзаменов,
но и выполнение им совокупности учебноисследовательских и научно-творческих задач и заданий, разумеется, с учетом уровня подготовки и объема нагрузки. В этом случае «страница индивидуальных достижений студента» оказывается как нельзя кстати.
Литература
1. Мау В. Как модернизировать образование
// Ведомости. 2012. 20.07. URL: http:// www.vedomostl.ru/ oplnlon/ news/2303684/ kak_modernlzlrovat_obrazovanle
2. Ливанов намерен дать бой плагиату и взя-
точничеству в вузах // Новости@Mail.ru. URL: http:// news.mall.ru/ polltlcs/10941441/
3. Иноземцев В. Хорошее образование в Рос-
сии - миф // Ведомости. 2011. 03.10 URL: http://www.vedomostl.ru/oplnlon/news/ 1381026/ zlokachestvennoe_obrazovanle
4. См.: Амзин А. Это у нас свободно. Устарев-
шая «инфраструктура» доступа к научным публикациям напоминает паразитные шумы в каналах, предназначенных для связи учёных друг с другом // КомпьютерраOnline. URL: http://www.computerra.ru/own/
amzln/715967/
5. Засурский И. Победить плагиат легко //
Частный корреспондент. URL: http:// www.chaskor.ru/ artlcle/ pobedlt_plaglat_ legko_29176
6. Ивахненко Е.Н. Новации вузовского обу-
чения в оптике инструментальных и коммуникативных установок // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 45.
7. Британские аудиторы оценят эффектив-
ность российской науки // Infox.ru. URL: http:/ / www.lnfox.ru/ authority/ state/ 2012/ 12/03/Brltansklye_audltory.phtml
GOSPODARIK YU.P. STUDENT’S RESEARCH ACTIVITIES: ASSESSMENT OF INDIVIDUAL ACHIEVEMENTS
The article raises the problem concerning such an important element of student’s research work as accounting and publishing its results. The modern era of digital technology not only makes high demands to the content of student research papers, but also opens opportunities to create a new system of registration and publication. The article explains the importance of assessment of individual student achievements in scientific research.
Keywords: students’ research activities, personalized approach, individual educational traj ectory, scientific publications, publication of students’ research papers, page of student’s personal achievements, information and education space