УДК 378.1
Вострокнутов Евгений Владимирович
Аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Пензенской государственной технологической академии, [email protected], Пенза
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА1
Vostroknutov Evgeney Vladimirovich
A postgraduate of the chair of pedagogy and psychology of higher school of Penza State Technological Academy, [email protected], Penza
ARRANGING SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY
of higher technical school STUDENTS in context of competence-based approach
Сегодня пристальное внимание уделяется подготовке кадров технического профиля. По словам Президента России д. А. Медведева, стране катастрофически не хватает инженеров, а тем, кто способен и хочет стать инженером, нужно обеспечить достойные условия обучения. Ведь в условиях рыночной конкуренции и модернизации страны ведущая роль в инновационном развитии России принадлежит наукоёмким и высокотехнологичным отраслям производства. Современный инженер должен сочетать в себе талант ученого, конструктора и менеджера, уметь объединять специалистов различного профиля для совместной работы, т. е. обладать определенным набором компетенций. Это социальный заказ общества высшему образованию, который лежит в основе Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
Согласно ФГОС ВПО целью обучения в высшей школе является формирование у студента набора общекультурных и профессиональных компетенций. Под профессиональными компетенциями в стандартах подразумевается готовность к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: проектно-конструкторская, производственно-технологическая, научноисследовательская, организационно-управленческая, монтажно-наладочная, сервисно-эксплуатационная [1]. Среди этих видов профессиональной деятельности научно-исследовательская деятельность (НИд) имеет особое значение. Об этом свидетельствует Концепция долгосрочного социально-
1 Статья выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 11-36-00705м.
экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой отмечается, что «одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования», что позволит «не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний» [2, с. 42].
Психолого-педагогические основы научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС) раскрыты в трудах С. И. Архангельского, В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, и др. Изучением практики научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов занимались И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин и др.
И. А. Зимняя рассматривает НИД в широком контексте информационного пространства, где сама деятельность выступает как процесс активности студента [3].
В. В. Давыдов выделяет следующие компоненты НИД: информационный (получение информации об уже имеющихся знаниях, обобщение этих знаний, фиксация); аналитико-критический (анализ и критика имеющихся знаний, постановка проблемы исследования на основе выявления частично или полностью неопознанных сторон темы исследования); собственно-исследовательский (проведение теоретического и экспериментального исследования для получения нового знания, фиксация промежуточных результатов исследования); трансляционно-оформительский (порождение сообщения в виде научного документа, фиксирование окончательных результатов исследования и получение новых знаний) [4].
Следовательно, под НИДС будем понимать вид творческой, познавательной деятельности, связанной с поиском решения задач с ранее неизвестным результатом. Особенностью процесса НИДС является индивидуальный подход к творческой самореализации каждого студента. Результат НИДС -интеллектуальный продукт, включающий в себя новое знание; развитие критического мышления, познавательной активности, самостоятельности, инициативы в учебе [5, с. 124].
НИДС в вузе можно подразделить на учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС) и внеучебную НИД, которая, в свою очередь, включает в себя НИДС, дополняющую учебный процесс, и НИДС, параллельную учебному процессу [6].
УИРС - деятельность, которая определяется учебным планом и рабочими программами, создаёт предпосылки для вовлечения студентов в активную исследовательскую работу. УИРС предполагает высокую активность и самостоятельность студентов в учебном процессе, что способствует более глубокому усвоению программного материала, приобретению не только определенного объёма знаний, но и устойчивых навыков их практического применения.
______ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...__________
Внеучебная НИДС непосредственно связана с учебным процессом, однако протекает во внеаудиторное время и имеет качественную специфику, относительную самостоятельность и собственную логику. Её особенностями является то, что она основывается на принципах самостоятелнности и добровольности студентов и объединяет студентов разных факультетов, специальностей, курсов и уровней подготовки.
Основной задачей НИДС, дополняющей учебный процесс, является выход за рамки программы обучения, индивидуализация образовательного процесса, создание предпосылок для обеспечения продолжения обучения в аспирантуре.
Целью НИДС, параллельной учебному процессу, является научная профессионализация студентов под рукоаодством преподавателей и научных сотрудников.
ЕС силу спчцифики вузов возможны различные виды НИДС. Для технического вуза наиболее характерны определенные виды НИДС, представленные на рисунке [7, с. 138].
Рис. Виды НИДС в техническом вузе
Анализ различных видов НИДС показывает, что в техническом вузе научная деятельность формирует у студента навыки как выступления в боль-
шой аудитории для привлечения внимания к своей работе (конференции, выставки и др.), так и кропотливого поиска литературных и справочных источников для разработки новых технических решений. Это позволяет, с одной стороны, получить опыт проектно-конструкторской деятельности, а с другой, заложить основы лидерских и управленческих умений. Именно поэтому активизацию НИДС необходимо начинать с первых дней обучения в высшей технической школе, и ключевая роль здесь должна отводиться профессорско-преподавательскому составу.
Требования к уровню сформированности профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности представлены в ФГОС ВПО. Для выявления содержания профессиональных компетенций студента технического вуза был проведен анализ ФГОС ВПО по следующим направлениям подготовки бакалавров: 151000 «Технологические машины и оборудование» [8], 201000 «Биотехнические системы и технологии» [9], 230400 «Информационные системы и технологии» [10]. К профессиональным компетенциям студента в НИД относится:
— готовность к созданию, освоению и обеспечению качества новой техники;
— способность применения прогрессивных производственных технологий;
— готовность к участию в проведении научных исследований;
— умение оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях;
— способность организовывать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ и базы данных);
— создание портфеля новшеств и инноваций.
Следовательно, процесс формирования профессиональных компетенций у студентов технического вуза в области НИД будет эффективным при создании в вузе условий развития и совершенствования научного творчества молодежи: организационных, методических, материально-технических. По нашему мнению, важнейшим из этих условий является наличие в вузе определенной инфраструктуры, обеспечивающей концентрацию трудовых, материальных, финансовых и иных ресурсов, сохранение и укрепление базисного, определяющего характера науки для развития высшего образования, привлечение к научной деятельности молодых исследователей (учащихся школ, лицеев, техникумов, студентов и аспирантов).
В Пензенской государственной технологической академии (ПГТА) за отдельные направления НИДС отвечают различные структурные подразделения. Так, кафедры отвечают за УИРС, включающую в себя изучение дополнительной литературы, подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. Привлечением студентов во внеучебную НИДС в ПГТА занимается студенческое научное общество (СНО) «Идея», отдел подготовки научных кадров, молодежный инновацион-
______ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...___________
но-технологический центр (МИТЦ), сектор интеллектуальной собственности, центр учебно-научно-инновационной деятельности (ЦУНИД). Причем данные структурные подразделения курируют определенные виды внеу-чебной НИДС. СНО «Идея» и отдел подготовки научных кадров активизируют участие студентов в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах по специальностям и отдельным предметам и выставках научно-технического творчества молодежи (НТТМ). МИТЦ обеспечивает участие студентов в грантах по поддержке молодежи, инновационных форумах. ЦУНИД и сектор интеллектуальной собственности привлекают студентов к деятельности по созданию объектов интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ и базы данных).
Итак, организация НИДС в ПГТА включает в себя несколько этапов. На первом этапе студенты 1-го и 2-го курсов привлекаются к участию в ежегодной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки и образования». Специфика этой конференции в том, что студенты старших курсов выступают научными руководителями студентов младших курсов. Кроме того, на этом этапе проводится конкурс эссе «Наука в моей жизни», «Интеллектуальный марафон», вузовский тур конкурса на лучшую научную работу студентов. Второй этап предполагает включение наиболее активных студентов в состав СНО «Идея». На третьем этапе студенты, принимающие активное участие в НИДС, выбирают направление научного исследования, по которому они будут заниматься в дальнейшем. Четвертый этап характеризуется участием студентов в конкурсах научноисследовательских работ, олимпиадах по специальностям и отдельным предметам, привлечением студентов в изобретательскую и патентно-лицензионную деятельность. На пятом этапе осуществляются публикации студентов в сборниках научных трудов, участие в выставках НТТМ. Шестой этап предусматривает участие студентов в конкурсах грантов, проводимых ПГТА («Наука - шаг в будущее») и российскими научными фондами («По», программа «УМНИК» и др.), в молодежных инновационных форумах («Селигер», «Инженеры будущего» и др.). Седьмой этап открывает перспективу поступления в магистратуру и аспирантуру и возможность в последующем остаться работать преподавателями на кафедрах в академии.
Результатом организации НИДС в ПГТА, основанной на компетентност-ном подходе, является положительная динамика формирования профессиональных компетенций в области НИД, выраженная в увеличении таких показателей, как:
— численность студентов, участвовавших в НИДС;
— число экспонатов, представленных на выставках с участием студентов;
— количество объектов интеллектуальной собственности, созданных в соавторстве с профессорско-преподавательским составом;
— количество премий, наград и дипломов, полученных студентами по результатам участия в мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней.
Таким образом, НИД является неотъемлемой частью успешной подготовки студентов вуза, оказывая позитивное воздействие на формирование профессиональных компетенций.
Библиографический список
1. Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. edu. m/db/cgi-bm/portal/spe/spe_new_Hst. plx?substr=&st=2011&qual=0.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N° 1662-р. 194 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. ifap. ru/ofdocs/rus/rus006. pdf.
3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие [Текст] /
И. А. Зимняя. - Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.
4. Давыдов, В. В. Деятельность: теория, методология, проблемы [Текст] /
B. В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1990. - 215 с.
5. Корчагина, М. В. Теоретические основы формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности в высшей школе [Текст] / М. В. Корчагина // Теоретические и прикладные аспекты личностно профессионального развития: материалы IV Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. В 2-х частях. Часть 1. -Омск, 2011. - С. 123-125.
6. Ведерникова, Л. В. Организация научно-исследовательской работы студентов как условие эффективности послевузовского образования [Текст] / Л. В. Ведерникова, О. А. Поворознюк // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 3. -
C. 98-102.
7. Вострокнутов, Е. В. Научно-исследовательская работа студентов технического вуза - фактор целевой подготовки конкурентоспособных кадров для предприятий закрытых административно-территориальных образований [Текст] / Е. В. Вострокнутов, О. В. Кулямин // Технологическое образование: Теория и практика. Международный межвузовский сборник научных статей. - Ульяновск: УлГ -ПУ, 2011. - С. 136-140.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование» (квалификация (степень) бакалавр). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9. 11. 2009 г. - № 556. - 28 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 201000 «Биотехнические системы и технологии» (квалификация (степень) бакалавр). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22. 12. 2009 г. -№ 806. - 29 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230400 «Информационные системы и технологии» (квалификация (степень) бакалавр). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14. 01. 2010 г. -№ 25. - 35 с.