УДК 378.1
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2016
Вострокнутов Евгений Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Педагогика и психология» Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)
Аннотация. Рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессионально-творческих компетенций студентов технического вуза в научно-исследовательской деятельности, выделенные на основе анализа научной литературы, результатов практической деятельности организация высшего образования и результатов опытно-экспериментальной работы, проведенной в 2011-2013 гг. на базе Пензенского государственного технологического университета. Определены следующие условия: мотивационные (четкие механизмы стимулирования научно-исследовательской деятельности студентов; привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских работ на кафедрах с оплатой труда), дидактические (взаимосвязь учебно-исследовательской и внеучебной научно-исследовательской деятельности; оказание информационной, материально-технической и управленческой поддержки студентам для участия в научно-исследовательской деятельности); коммуникационные (организация непрерывного взаимодействия между студентами, научно-педагогическими работниками, представителями предприятий и бизнеса; организация и проведение в вузе массовых научных мероприятий); инфраструктурные (наличие объектов научно-инновационной инфраструктуры в вузе; наличие самоуправляемой проектно-ориентирован-ной студенческой микросреды); технологические (ресурсное обеспечение для проведения научных исследований; привлечение студентов к научно-производственной деятельности в вузе). Реализация предложенных условий способствует подготовке высококвалифицированного специалиста, готового к генерации новых идей в сфере науки и техники, реализации их в научно-инновационных проектах, к проведению научных исследований и апробации их результатов.
Ключевые слова: образование, научно-исследовательская деятельность, практическая деятельность, компетенция, классификация компетенций, профессионально-творческие компетенции, организационно-педагогические условия.
ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND CREATIVE SKILLS OF STUDENTS OF A TECHNICAL COLLEGE IN THE RESEARCH ACTIVITIES
© 2016
Vostroknutov Evgeniy Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the chair «Pedagogy and psychology» Penza State Technological University, Penza (Russia)
Abstract. The article deals with the organizational and pedagogical conditions of formation of professional and creative skills of students of a technical college in research activities, selected on the basis of the analysis of the scientific literature, the results of practice organization of higher education and the results of experimental work carried out in 2011-2013 on the basis of Penza State Technological University. It defines the following conditions: motivational (clear mechanisms to stimulate research activity of students, attracting students to carry out research work in the departments with a payment), didactic (the relationship of educational research and extracurricular research activities, provision of information, material and technical and management support to students to participate in research activities); communication (organization of continuous interaction between students, research and teaching staff, representatives of companies and businesses, organization and conduct of the university scientific mass events); infrastructure (the presence of objects of scientific and innovation infrastructure in high school, the presence of a self-governing project-oriented student microenvironment); technological (resource support for research, attracting students to the scientific and industrial activity in high school). Implementation of the proposed conditions contributes to the preparation of highly qualified professionals ready to generate new ideas in the field of science and technology in the implementation of their scientific and innovative projects for research and testing of their results.
Keywords: education, research activities, practical activities, competence, classification of competencies, professional and creative competence, organizational and pedagogical conditions.
В связи с глобализацией в странах Европы и Америки ведется активная работа по организации совместного образовательного пространства, что позволит студенту проходить стажировки в любом университете мира, получать знания и навыки через систему открытых курсов (MOOCs), выполнять совместные исследования и проекты [1 - 4]. Поэтому важной целью образования выступает подготовка высококвалифицированных профессионально компетентных специалистов для решения не только локальных, но и глобальных проблем. Необходима разработка идентичных образовательных программ, направленных на эффективное достижение конечных целей, сформулированных в виде компетенций. Об этом свидетельствует проект TUNING («Настройка образовательных структур в Европе»), в процессе реализации которого была выделена следующая иерархия компетенций:
1. Общие (универсальные) компетенции, которые важны для конкретных социальных групп (например, выпускников, работодателей, профессорско-преподавательского состава):
1) инструментальные;
2) межличностные;
3) системные.
2. Специальные (профессиональные) компетенции, относящиеся к предметной области (академические предметно-специализированные компетенции), которые обеспечивают своеобразие и самостоятельность конкретных образовательных программ на соискание степени:
1) общепрофессиональные - базовые теоретические профессиональные знания, базовые практические профессиональные навыки;
2) профильно-специализированные - определяются вузом в соответствии с заказом на подготовку специалиста [5].
В России данные группы компетенций находят свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО), правда, не всегда в явном виде. Стандарты допускают широкие инновационные возможности, использующие российский и европейский образовательный опыт под-
готовки специалистов [6, с. 384].
Профессионально-творческие компетенции (ПТК) не представлены в стандартах в явном виде, однако, согласимся с А.И. Поповым, что «в любом стандарте ряд компетенций непосредственно определяет готовность выпускника вуза к осуществлению творческого преобразования действительности» [7, с. 58].
В предыдущих исследованиях нами были определены: сущность понятия «профессионально-творческие компетенции», структура и содержание профессионально-творческих компетенций [8]. На основе анализа научной литературы и ФГОС ВО по направлениям подготовки бакалавров «Технологические машины и оборудование», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Информационные системы и технологии» с учетом опроса руководителей и специалистов предприятий Пензенской области, а также мнения экспертов (представители предприятий, науки и бизнеса), был определен структурно-содержательный состав ПТК студентов технического вуза, включающий компетенции: высокая мотивация к профессиональной деятельности (ПТК-1), способность к пополнению знаний для решения профессионально-творческих задач (ПТК-2), способность участвовать в разработке и реализации проектов (ПТК-3), готовность участвовать в проведении научных исследований (ПТК-4), навыки защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (ПТК-5). Данные компетенции являются универсальными для технических направлений подготовки и взаимосвязаны с профессиональными компетенциями будущих бакалавров, представленными в ФГОС ВО.
В 2011-2013 гг. автором была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию ПТК студентов технического вуза в научно-исследовательской деятельности [9]. Базой эксперимента выступил Пензенский государственный технологический университет. Полученные результаты позволяют сделать вывод о создании организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Под организационно-педагогическими условиями понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит процесс эффективности формирования профессионально-творческих компетенций студентов в научно-исследовательской деятельности [10-15].
Соотношение выделенных организационно-педагогических условий с формируемыми профессионально-творческими компетенциями представлено в таблице.
Таблица - Соответствие организационно-педагогических условий формируемым профессионально-творческим компетенциям
.\в Организационно-педагогические условия Компетенция
Мотивационные
1 Четкие механизмы стимулирования научно-исследовательской деятельности студентов ПТК-1
2 Привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских работ на кафедрах с оплатойтруда 1111-1,111X4, ПТК-5
Дидактические
3 Взаимосвязь учебно-исследовательской и внеучебной научно-исследовательской деятельности ПТК-2, ПТК-3, ПТК-4. ПТК-5
4 Оказание нн форма цнонной,ма тер иально-техническойнуправленческон поддержки студентам для участия в научно-ис следовательской деятельности ПТК-1, ПТК-2, ПТК-4
Коммуникационные
5 Организациянепрерывного взаимодействия между студентами, научно -педагогическими работниками, пр едставителямипр едприятий и бизнеса ПТК-1, ПТК-4
6 Органнзацнян проведение в вузе массовых научных мероприятий ПТК-1, ПТК-3, ПТК-4
Инфра структурные
7 Наличие объектовнаучно-инновационнойинфраструктуры в вузе ПТК-3, ПТК-4
8 Наличие самоуправляемойпроектно-ориентированнон студенческой микросреды ПТК-1, ПТК-2, ПТК-3, ПТК-4, ПТК-5
Технологические
9 Ресурсное обеспечение для проведения научных исследований ПТК-2, ПТК-3, ПТК-4, ПГК-5
10 Привлечение студентов к научно-производственнойдеятельностив вузе ПТК-3, ПТК-4, ПТК-5
Перейдем к описанию выделенных в ходе исследования организационно-педагогических условий.
1. Мотивационные.
1.1 Четкие механизмы стимулирования научно-исследовательской деятельности студентов._
Обеспечению высокой результативности научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС) должно способствовать использование в вузе системы стимулирования НИДС, адаптированной к современным условиям функционирования высшей школы России.
Согласимся с мнением В.В. Балашова, который выделяет материальное, социальное и моральное стимулирование НИДС [16]. Материальное стимулирование включает денежное и неденежное стимулирование. Основными видами денежного стимулирования студентов выступают:
- селективные стипендии - повышенные стипендии, именные стипендии, стипендии Президента и Правительства Российской Федерации;
- надбавки к стипендиям;
- гранты на проведение НИР, реализацию проектов и обучение за рубежом;
- денежные премии;
- памятные и ценные подарки [16, с. 122].
Основные виды неденежного стимулирования:
- оплата командировок и организационных взносов для участия в научных мероприятиях;
- оплата стажировок и обучения [16, с. 122].
Социальное стимулирование основано на использовании социального механизма и включает социальную поддержку участников системы НИДС. Основной мерой социальной поддержки студентов является предоставление льготных путевок на отдых и лечение.
Моральное стимулирование участников НИДС основано на общественном признании их научных достижений и повышении их престижа. Среди основных видов морального стимулирования можно выделить: награждение; присвоение почетных званий; публикации результатов научно-исследовательской деятельности; размещение информации о результатах НИДС на сайте, информационных досках вуза, факультета, кафедры, студенческого научного общества [16, с. 127].
Одними из важнейших форм стимулирования студентов Пензенского государственного технологического университета (ПензГТУ) за успехи в НИД является: зачет результатов научной деятельности в качестве рефератов, лабораторных работ, курсовых работ и проектов, зачетов и экзаменов, государственных экзаменов по соответствующим дисциплинам; предоставление возможности обучения по индивидуальному плану; возможность досрочной сдачи сессии. Такие меры стимулирования помогают с первых дней пребывания студентов в вузе заинтересовать и привлечь их к научно-исследовательской деятельности [17].
Студентам ПензГТУ, имеющим значимые успехи в области НИДС и обучающимся на коммерческой основе, предоставляются льготы по оплате за обучение, а также возможность перевода на бюджетное место.
Каждый семестр студентам, добившимся значимых результатов в НИД, назначаются надбавки к государственной академической стипендии на следующий семестр и вручаются грамоты за результаты в области НИДС. Для определения таких студентов проводится конкурс портфолио научных достижений.
Кроме того, по результатам каждого семестра определяются выдающиеся студенты ПензГТУ, которые получают единовременную выплату стимулирующего характера. Для этого проводится конкурс «Студенческий Олимп», одним из направлений которого является определение лучшего студента, имеющего наиболее значимые достижения в НИД. По результатам конкурса студент получает денежную премию и грамоту ректора за победу в конкурсе.
Каждый год студенты ПензГТУ, имеющие наибольшие успехи в научно-исследовательской и учебной деятельности, рекомендуются к назначению на стипендии Президента РФ, Правительства РФ, губернатора Пензенской области, главы администрации г. Пензы и иные стипендии, учрежденные различными фондами.
Победители и призеры внутривузовских, региональных, всероссийских и международных научных мероприятий премируются, награждаются грамотами и дипломами, а также памятными ценными подарками с символикой ПензГТУ.
Относительно новой формой стимулирования студентов ПензГТУ, участвующих в НИД, выступает предоставление организационной и материальной поддержки при открытии студентом малого инновационного предприятия в рамках Федерального закона от 02.08.2009 г. №217-ФЗ. Для студентов организованы консультации по вопросам создания и регистрации малых инновационных предприятий, ведения бухгалтерского и налогового учета, использования результатов интеллектуальной деятельности, участия в грантах и конкурсах для инновационных компаний. Все затраты на открытие предприятия компенсируются вузом.
Кроме того, к наиболее значимым мерам стимулирования студентов ПензГТУ, участвующих в научно-исследовательской деятельности, относятся:
- выдача рекомендаций кафедры и вуза при поступлении на работу, в магистратуру и аспирантуру;
- выдвижение на предоставление студентам грантов научных и иных фондов, предприятий и организаций;
- оплата командировок студентов для участия во всероссийских и международных мероприятиях;
- оплата любых публикаций студентов без соавторов либо с научным руководителем - работником ПензГТУ;
- оплата заявок на получение патентов и свидетельств;
- экскурсионные программы;
- льготные путевки на отдых;
- направление на стажировку в российские и зарубежные вузы, а также научные центры.
Таким образом, в современном развивающемся вузе необходимо создавать систему материальной, социальной и моральной поддержки студентов, участвующих в научно-исследовательской деятельности [18].
1.2 Привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских работ на кафедрах с оплатой труда.
Данное условие является наиболее важным для закрепления взаимодействия между студентами и научными руководителями. Реализация совместных научно-исследовательских работ (НИР) с преподавателями направлено на освоение студентами приемов и методов выполнения научных исследований, навыков самостоятельной профессионально-творческой деятельности. К такой работе, как правило, привлекаются студенты 2-4 курсов бакалавриата, начиная с помощи в поиске и анализе литературы по проблеме исследования, заканчивая проведением патентных исследований, разработкой лабораторных образцов и проведением совместных испытаний. В результате такого подхода к выполнению НИР студенты приобретают способности, необходимые для будущей профессиональной деятельности [19].
В ПензГТУ студенты привлекаются к выполнению НИР на кафедрах в рамках государственного задания вузу, грантов по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», грантов РФФИ, РГНФ, хозяйственно-договорных работ с предприятиями. Обучающиеся включаются в работу временных творческих коллективов с оплатой труда. В результате такой работы студенты совместно с научными руководителями имеют публикации в журналах, в том числе рекомендованных ВАК РФ, патенты и свидетельства на объекты интеллектуальной собственности, а также другие результаты научной деятельности.
2. Дидактические.
2.1 Взаимосвязь учебно-исследовательской и внеу-чебной научно-исследовательской деятельности.
Учебными планами большинства направлений подготовки бакалавров предусмотрено выполнение студентами научных исследований. Данная деятельность мо-104
жет успешно реализовываться в рамках учебно-исследовательской и внеучебной научно-исследовательской деятельности с привлечением представителей реального сектора экономики (предприятия и бизнес).
Учебно-исследовательская деятельность должна быть максимально наполнена творческими и исследовательскими заданиями, творческими рефератами и докладами для более глубокого усвоения теоретического материала по предметам; курсовыми и расчетно-графи-ческими работами, выполненными на базе конкретных предприятий с привлечением специалистов и бизнесменов в роли консультантов и экспертов. Внеучебная НИДС строится на основе полученных в рамках учебного плана знаний студентов и направлена на более глубокое изучение отдельных аспектов дисциплин через проведение научных исследований, разработку проектов на предприятиях [20; 21].
Одними из наиболее эффективных механизмов, обеспечивающих взаимосвязь всех видов деятельности студентов, выступает привлечение созданных на предприятиях базовых кафедр к организации учебного процесса и проведение дополнительных внеаудиторных занятий с привлечением специалистов.
На внеаудиторных занятиях происходит приобщение и подготовка студентов к профессионально-творческой деятельности через проведение мини-исследований, разработку проектов. Студенты могут перенять компетенции от специалиста в данной области. Привлечение базовой кафедры позволяет студентам получать знания и навыки на конкретном предприятии и оборудовании, исследовать проблемы предприятия и предлагать пути решения [22].
2.2 Оказание информационной, материально-технической и управленческой поддержки студентам для участия в научно-исследовательской деятельности.
Около двухсот лет назад Н.М. Ротшильд произнес фразу «Кто владеет информацией - тот владеет миром». Данное высказывание является девизом для многих людей, добившихся успехов в профессиональной деятельности. Но, соглашаясь с ректором ПензГТУ, профессором В.Б. Моисеевым, помимо владения информацией большое значение имеет возможность коммуникации, т.е. достоверная передача информации. В образовании и науке коммуникация между участниками образовательного процесса, главным образом предполагающая передачу знаний и опыта от педагога к студентам, стоит на первом месте [23].
Поэтому важнейшее внимание должно уделяться: информационной поддержке студентов по проведению различных научных мероприятий; материально-технической поддержке по оплате командировочных расходов на участие в научных мероприятиях, поиску оборудования для проектирования и изготовления лабораторных образцов, поиску приборов для проведения необходимых измерений и исследований, доступу к необходимым библиотечным фондам; управленческой поддержке по заполнению необходимых документов, взаимодействию с руководителями научно-инновационных подразделений вуза, взаимодействию со сторонними организациями (вузами, предприятиями, бизнес-инкубаторами, технопарками).
Особое внимание в ПензГТУ уделяется информационной поддержке студентов. Для этого новости о проведении различных студенческих научных мероприятий размещаются на главной странице официального сайта университета. Кроме того, на сайте ПензГТУ для студентов создан раздел «Научно-исследовательская работа студентов» куда помещается информация о конкурсах различного уровня, предлагаются образцы заполнения документов на участие в конкурсе. Также для студентов ПензГТУ функционирует образовательный портал MOODLE, на котором размещается имеющаяся у преподавателей и в библиотеке литература, необходимая для профессионально-творческой деятельности. На данном Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16)
образовательном портале открыта возможность коммуникации между студентами и педагогами. Учитывая тот факт, что современная молодежь много времени проводит в социальных сетях, в социальной сети «Вконтакте» создана группа для студентов, занимающихся научно-исследовательской и проектной деятельностью. В данную группу может вступить любой заинтересованный наукой студент, аспирант, ученый, преподаватель для получения информации о научных конкурсах, обмена идеями, обсуждения научных проблем.
3. Коммуникационные.
3.1 Организация непрерывного взаимодействия между студентами, научно-педагогическими работниками, представителями предприятий и бизнеса.
Совместная деятельность и общение специалиста в лице преподавателя или представителя предприятия со студентами в процессе реализации конкретного проекта или исследования способствует индивидуализации образовательного процесса. Кроме того, в подобном творческом сотрудничестве реализуется естественное влияние личности ученого-педагога, специалиста предприятия, бизнесмена на развитие студента [24, 25].
Организации непрерывного взаимодействия между студентами научно-педагогическими работниками, представителями предприятий и бизнеса в ПензГТУ уделяется большое внимание, начиная с первых дней обучения студентов в вузе. Для этого проводится большое количество мероприятий для студентов: «Встреча с наукой», «Генератор идей», экскурсии на предприятия, круглые столы с представителями предприятий, ежегодная внутривузовская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы науки и образования». Например, в рамках мероприятия «Встреча с наукой» кафедры ПензГТУ организуют и проводят: презентацию научных направлений кафедры; знакомство с учеными кафедрами - потенциальными и реальными научными руководителями студентов; представление разрабатываемых научных проектов, в которых могут принять участие студенты. Внутривузовская конференция охватывает все научные направления ПензГТУ и включает более 20 секций. Особенностью этой конференции является то, что научными руководителями студентов младших курсов (как правило, 1-2 курс) могут выступать аспиранты, молодые ученые и наиболее подготовленные студенты старших курсов. У последних уже есть научные руководители, к которым они подключают студентов младших курсов. Таким образом, в ПензГТУ происходит преемственность поколений, создаются научные и проектные группы, эффективно решающие профессионально-творческие задачи.
3.2 Организация и проведение в вузе массовых научных мероприятий.
Проведение в вузе массовых научных мероприятий имеет большое значение для формирования профессионально-творческих компетенций студентов.
В университете ежегодно проводятся различные мероприятия в рамках НИДС - внутривузовские конференции, конкурсы, выставки.
Среди мероприятий можно выделить следующие: внутривузовская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы науки и образования»; конкурс «^-спринт»; открытый конкурс на лучшую научную работу студентов вузов по естественным, техническим и гуманитарным наукам; конкурс научно-исследовательских и инвестиционных проектов студентов и аспирантов.
Представленные мероприятия носят состязательный характер. По результатам каждого мероприятия определяются победители и призеры. Данные мероприятия выступают: в качестве площадок для формирования у студентов опыта участия в научных мероприятиях; способов отработки основных приемов защиты научных положений, ведения дискуссии, презентации проекта; конкурсов по отбору лучших проектов для участия в ме-
роприятиях более высокого уровня (регионального, всероссийского, международного); способов закрепления молодежи в сфере науки и инноваций.
4. Инфраструктурные.
4.1 Наличие объектов научно-инновационной инфраструктуры в вузе.
Для формирования профессионально-творческих компетенций студентов технического вуза важное значение имеет инфраструктурная поддержка НИДС в вузе.
Под научно-инновационной инфраструктурой вуза мы понимаем комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию научно-инновационной деятельности. Научно-инновационную инфраструктуру технического вуза составляют: технопарки, инновационные центры, научные центры и отделы, малые инновационные предприятия и др.
В ПензГТУ проректор по научной работе осуществляет общее руководство организацией НИДС. На факультетах за научно-исследовательскую деятельность студентов отвечают заместители деканов по научной работе, на кафедрах - заместители заведующих кафедрами по научной работе.
В ПензГТУ НИДС осуществляется научно-инновационными подразделениями, деятельность которых направлена на обеспечение единства научного и образовательного процесса; воспроизводство и наращивание интеллектуального потенциала университета, подготовку студентов к научно-практической деятельности, их закрепление в сфере производства, науки и инноваций.
Миссией данных структур в ПензГТУ является не только концентрация трудовых, материальных, финансовых и иных ресурсов, усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач, сохранение и укрепление базисного, определяющего характера науки для развития высшего образования, привлечение к научной деятельности молодых исследователей (учащихся школ и лицеев, студентов колледжей и вуза, аспирантов), но и создание необходимых условий для повышения качества подготовки конкурентоспособных специалистов.
4.2 Наличие самоуправляемой проектно-ориентиро-ванной студенческой микросреды.
Для реализации данного условия необходимо наличие в вузе студенческого научного подразделения, имеющего свою миссию, организационную структуру. К таким подразделениям, как правило, относятся студенческие научные общества, молодежные центры, конструкторские бюро.
Особенностью таких структурных подразделений является участие в деятельности студентов различных специальностей и направлений подготовки, курсов, аспирантов, молодых ученых. У студентов появляется уникальная возможность реализации междисциплинарных исследований и проектов. Объединение студентов, активно занимающихся научно-исследовательской деятельностью, создает группу единомышленников и формирует положительный имидж студенческой науки.
В ПензГТУ такой структурной единицей выступает Студенческий научно-проектный кампус. Цель кампуса - подготовка, продвижение и реализация научно-инновационных проектов студентов, аспирантов и молодых ученых.
Кампус находится в обособленной аудитории и оснащен современными компьютерами с выходом в Интернет, экраном, круглым столом для проведения заседаний, переговоров и встреч. Кампус включает восемь подразделений: новая техника и технологии, пищевая инженерия, экономика и бизнес, биомедицинская техника, биотехнологии, экология, 1Т и дизайн, педагогика и психология. За каждым подразделением закреплен руководитель из числа студентов, аспирантов и молодых ученых. Студенты могут принять участие в работе любого направления кампуса, а также реализовывать междисциплинарные проекты._
В рамках направлений кампуса происходит постоянная генерация и обсуждение идей, создаются проектные команды, «упаковываются» проекты.
Кампус - это относительно новый для России подход к организации студенческой научной микросреды, включающей реальную и виртуальную (Интернет-ресурс) площадку для взаимодействия студентов.
Данное условие является очень важным и обеспечивает эффективное формирование профессионально-творческих компетенций.
5. Технологические.
5.1 Ресурсное обеспечение для проведения научных исследований.
Под ресурсным обеспечением, необходимым для проведения исследований в техническом вузе, мы понимаем свободный доступ к научно-производственным и информационным ресурсам: оборудование и станки для изготовления прототипов и образцов, контрольно-измерительные приборы, библиотечные фонды.
В ПензГТУ созданы: учебно-инженерный центр «Технологии машиностроения», в котором представлены современные станки с числовым программным управлением для изготовления деталей и 3-Э принтеры для компьютерного моделирования и прототипирова-ния; учебно-научный центр коллективного пользования оборудованием и экспериментальными установками «Биотехнологии и техносферная безопасность», в котором представлены современные микроскопы и другое оборудование, необходимое для проведения исследований и экспериментов в области биотехнологий. Данные центры используются не только для проведения научных исследований, но и для выполнения студентами лабораторных и практических работ в рамках учебных дисциплин, прохождения практики.
Руководством университета заключены договоры с технопарком «Яблочков», Технопарком высоких технологий «Рамеев», ГКУ «Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов» о возможности использования оборудования для проведения научных исследований и реализации проектов. Это позволяет получить доступ к использованию современного высокотехнологичного оборудования, которое сосредоточено в лабораториях и центрах технопарков и бизнес-инкубаторов Пензенской области.
Наличие возможности использовать современное высокотехнологичное оборудование и приборы для проведения исследований и реализации проектов - важнейшее условие развития прикладной науки в техническом вузе.
Большое значение при проведении исследований играют и информационные ресурсы. Информационное обеспечение научных исследований в вузе предполагает наличие современных информационных технологий, свободный доступ ко всей необходимой научной информации, через ресурсы Интернет и традиционные источники.
В ПензГТУ «информационное обеспечение осуществляет библиотека. Она обладает фондом около 300 000 экземпляров печатных и электронных изданий. Фонд библиотеки является практически универсальным. Ведущими направлениями работы является обеспечение комплектования, сохранность фонда и качественно новый уровень библиотечно-информационного обслуживания читателей на основе автоматизации технологических процессов» [26, с.179].
Как показывает практика, применение новых информационных технологий способствует повышению качества НИДС благодаря обеспечению доступа к информационно-образовательным ресурсам, что напрямую влияет на уровень сформированности профессионально-творческих компетенций студентов.
5.2 Привлечение студентов к научно-производственной деятельности в вузе.
Современный образовательный процесс в вузе пред-
полагают непрерывное участие студентов в научно-практической деятельности, основным видом которой является производственная деятельность на предприятии. Постоянно привлекать студентов к практической деятельности на промышленных предприятиях может привести к тому, что студенты не будут успевать проходить основную образовательную программу в силу сокращения часов. Кроме того, теряется научная составляющая образовательного процесса. Поэтому можно привлекать студентов к научно-производственной деятельности на малых инновационных предприятиях вуза, в инженерных и IT центрах, бизнес-инкубаторах [25].
Студенты ПензГТУ принимают участие в реализации проектов совместно с аспирантами и учеными университета. Данная деятельность заключается в компьютерном моделировании деталей, прототипировании, разработке лабораторных и опытных образцов и проведении испытаний. Такой подход к организации научно-практической деятельности студентов позволяет без отрыва от учебного процесса получить производственные навыки и способности, а также участвовать в проведении научных исследований.
Результаты реализации представленных организационно-педагогических условий в Пензенском государственном технологическом университете способствовали повышению эффективности формирования профессионально-творческих компетенций студентов в научно-исследовательской деятельности.
Выделенные и охарактеризованные условия могут быть использованы при моделировании образовательного процесса учреждений высшего и среднего профессионального образования для формирования и развития профессионально-творческих компетенций студентов. Достигнутые студентами результаты подробно представлены в предыдущих исследованиях [27; 28].
В настоящее время интерес для общества и работодателя на рынке труда представляет выпускник вуза, нацеленный на поиск новых, неординарных решений профессиональных задач со сформированным творческим стилем мышления, т.е. владеющий на высоком уровне профессионально-творческими компетенциями.
В содержание профессиональной подготовки студентов включена научно-исследовательская деятельность, которая выступает основой и важнейшим фактором профессионального становления студентов, благоприятной средой для их профессионально-творческой самореализации.
Таким образом, в системе образования важной составляющей становится создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование профессионально-творческих компетенций посредством использования возможностей научно-исследовательской деятельности, начиная с первого года обучения в вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Atkinson R.D., Ezell S. The Case for a National Manufacturing Strategy. URL: http://www.itif.org/ files/2011-national-manUfacturing-strategy.pdf (accessed 27.01.2015).
2. De Wit H. Trends and Drivers in Internationalization. URL: http://www.universityworldnews.com/article. php?story=20110318125131371 (accessed 27.01.2015).
3. Kirwan William E. Meeting the Research University of the Future. URL: http://www.aau.edu// (accessed 27.01.2015).
4. Marginson S. The Rise of the Global University: 5 New Tensions. URL: http://chronicle.com/article/The-Rise-of-the-Global/65694/ (accessed 27.01.2015).
5. Tuning Educational Structures in Europe. Competences. Methodology. (2001-2003) // Phase 1. URL: http://www.unideusto.org/tuningeu/ (accessed 07.03.2016).
6. Slessarev Y.V., Moisseyev V.B., Vostroknutov E.V. Forming of social competence in the system of higher edu-
cation of Russia // Life Science Journal. 2014. № 11 (12s). p. 384-387. URL: http://www.lifesciencesite.com/lsj/lif e1112s/082_26361life1112s14_384_387.pdf (accessed 07.03.2016).
7. Попов А.И. Непрерывное творческое саморазвитие студентов в олимпиадном движении // Научно-педагогическое обозрение. 2014. № 3 (5). С. 58 - 63.
8. Вострокнутов Е.В. Содержание и структура творческих компетенций студента технического вуза // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2012. № 3. С. 59 - 62.
9. Вострокнутов Е.В. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческих компетенций у студентов технического вуза во внеучебной научно-исследовательской деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. №11 (15). Т. 1. С. 75 - 81.
10. Вострокнутов Е.В., Дианова Ю.А., Корчагина М.В., Кулямин О.В., Плахина Л.Н., Скубашевская А.А. Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособной личности студентов технического ВУЗа // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 72. С. 375 - 388.
11. Аниськин В.Н., Замара Е.В. Организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности сервис-менеджеров туризма в системе среднего профессионального образования // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 9-12.
12. Ефремкина И.Н. Организационно-педагогические условия формирования психологической компетентности студентов направления подготовки «Сервис» // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 28-31.
13. Платонова Р.И. Организационно-педагогические условия подготовки бакалавров-педагогов в условиях реализации ФГОС 3 + // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 79-82.
14. Корчагина М.В. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности как фактора повышения качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 93-98.
15. Отставнова Л.А. Исследовательские подходы к анализу отношений «человек - производство» // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 2 (30). С. 17-24.
16. Балашов В.В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России. Ч. 1. Основные предпосылки организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов в вузах / под общ. ред. В.В. Балашова. М.: ГУУ, 2002.
17. Таранцева К.Р., Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г. Формализация предметной образовательной информации в процессе разработки компетентностного подхода к оцениванию знаний // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 156 -160.
18. Гуськова Т.В., Разуваев С.Г. Условия повышения качества подготовки специалистов в высшем профессиональном образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3 (7). С. 101 - 107.
19. Моисеев В.Б., Усманов В.В., Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А., Вагаева О.А. Научно-педагогическая школа технического вуза как фактор развития инноваций в региональной системе профессионального образования // Педагогическое образование и наука. 2010. № 8. С. 43 - 49.
20. Слесарев Ю.В. Методы формирования социальной компетентности в процессе профессионального обучения // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2011. Т. 3. № 131. С. 120 - 126.
21. Слесарев Ю.В. Модель социального поведения
в контексте формирования интегративно-аксиологиче-ского базиса социальной компетентности студентов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 2 (18). Т. 1. С. 69 - 75.
22. Разуваев С.Г., Разуваев И.С. Профессиональная социализация и профессиональное самоопределение обучающихся в многоуровневом образовательном комплексе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 99 - 102.
23. Моисеев В.Б., Волков С.Н., Жаткин Д.Н., Сергеева С.В., Вагаева О.А. Реализация принципов непрерывности и интеграции в системе многоуровневого профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3 (7). С. 140 - 147.
24. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Непрерывное образование в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе. Пенза: ПензГТУ, 2014. 180 с.
25. Люсев В.Н. Завод-втуз как форма интеграции высшего технического образования и производства // Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 70 - 75.
26. Корчагина М.В. Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2013. 315 с.
27. Lyussev V.N., Yasarevskaya O.N., Vostroknutov E.V., Kuliamin O.V. The organization of students' research and know-how activity in a regional engineering higher school // Life Science Journal. 2014. № 11 (12s). p. 474-477. URL: http://www.lifesciencesite.com/lsj/ life1112s/102_26537life1112s14_474_477.pdf (accessed: 07.03.2016).
28. Вострокнутов Е.В. Формирование профессионально-творческих компетенций студентов технического вуза в научно-исследовательской деятельности: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2015. 25 с.