Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор личностного самоопределения'

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор личностного самоопределения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1110
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / RESEARCH ACTIVITY / RESEARCH COMPETENCE / INNOVATIVE ACTIVITY / EDUCATIONAL RESEARCH ACTIVITY / STUDENT''S RESEARCH / PERSONAL SELF-DETERMINATION / FACULTY OF NATURAL SCIENCES AND GEOGRAPHY / SAMARA STATE UNIVERSITY OF SOCIAL SCIENCES AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцев Иван Викторович, Молчатский Сергей Львович

В статье представлен опыт работы естественно-географического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета по организации научно-исследовательской работы студентов. В работе научно-исследовательская деятельность студентов рассматривается как педагогический процесс, направленный на развитие личности студента. Описывается ее роль как фактора социализации студентов, нацеленного на усвоение ими системы ценностных ориентиров, на самостоятельное приобретение знаний и развитие умения ориентироваться в потоке научной информации при решении определенных задач, а также на выстраивание перспективы карьерного роста. Раскрываются цели, задачи и условия функционирования студенческой науки в вузе, а также ее роль в разработке индивидуальных образовательных траекторий, плавно переходящих в маршруты дальнейшего личностного профессионального самоопределения студентов. Особое внимание обращается на проблемы и перспективы внедрения результатов научно-исследовательской деятельности, а также на этапы ее становления от учебно-исследовательской деятельности к научно-исследовательской. Описываются основные научно-исследовательские мероприятия, в которых участвуют студенты естественно-географического факультета, а также результаты участия в них. Рассматривается роль студенческих научных кружков и студенческого научного общества в деле личностного самоопределения студентов, описывается инновационная деятельности студентов и основные их достижения в инновационных программах различного уровня организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцев Иван Викторович, Молчатский Сергей Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research activity of students as a factor of personal self-determination

The experience of involving students in research work of Faculty of Natural Sciences and Geography (Samara State University of Social Sciences and Education) is presented in this article. The research activity of students as a pedagogical process aimed at the development of the student personality is considered in this paper. Its role as a factor of socialization of the students aimed at mastering the system of values, independent acquisition of knowledge, development of skills in navigating in the flow of scientific information when solving particular tasks and establishing career prospects is described. The goals, objectives and environment of a student's research work in higher education institution as well as its role in the development of their own individual educational paths that are to result in their professional career are revealed. Particular attention is drawn to problems and prospects of implementing the results of research activities, and the stages of its development from the student research to the scientific research. The main research events in which students of the faculty participate and results of their participation are described. The role of the student research group and the student scientific society is considered. The innovative activity of students and their main achievements in innovative programs at various organization levels are presented.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор личностного самоопределения»

УДК 372

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

THE RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS AS A FACTOR OF PERSONAL SELF-DETERMINATION

© 2016

И.В. Казанцев, С.Л. Молчатский Самарский государственный социально-педагогический университет,

(Россия, Самара)

I.V. Kazantsev, S.L. Molchatsky Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В статье представлен опыт работы естественно-географического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета по организации научно-исследовательской работы студентов. В работе научно-исследовательская деятельность студентов рассматривается как педагогический процесс, направленный на развитие личности студента. Описывается ее роль как фактора социализации студентов, нацеленного на усвоение ими системы ценностных ориентиров, на самостоятельное приобретение знаний и развитие умения ориентироваться в потоке научной информации при решении определенных задач, а также на выстраивание перспективы карьерного роста. Раскрываются цели, задачи и условия функционирования студенческой науки в вузе, а также ее роль в разработке индивидуальных образовательных траекторий, плавно переходящих в маршруты дальнейшего личностного профессионального самоопределения студентов. Особое внимание обращается на проблемы и перспективы внедрения результатов научно-исследовательской деятельности, а также на этапы ее становления от учебно-исследовательской деятельности к научно-исследовательской. Описываются основные научно-исследовательские мероприятия, в которых участвуют студенты естественно-географического факультета, а также результаты участия в них. Рассматривается роль студенческих научных кружков и студенческого научного общества в деле личностного самоопределения студентов, описывается инновационная деятельности студентов и основные их достижения в инновационных программах различного уровня организации.

The experience of involving students in research work of Faculty of Natural Sciences and Geography (Samara State University of Social Sciences and Education) is presented in this article. The research activity of students as a pedagogical process aimed at the development of the student personality is considered in this paper. Its role as a factor of socialization of the students aimed at mastering the system of values, independent acquisition of knowledge, development of skills in navigating in the flow of scientific information when solving particular tasks and establishing career prospects is described. The goals, objectives and environment of a student's research work in higher education institution as well as its role in the development of their own individual educational paths that are to result in their professional career are revealed. Particular attention is drawn to problems and prospects of implementing the results of research activities, and the stages of its development from the student research to the scientific research. The main research events in which students of the faculty participate and results of their participation are described. The role of the student research group and the student scientific society is considered. The innovative activity of students and their main achievements in innovative programs at various organization levels are presented.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность; научно-исследовательская компетенция; инновационная деятельность; учебно-исследовательская деятельность; студенческая наука; личностное самоопределение; естественно-географический факультет; Самарский государственный социально-педагогический университет.

Keywords: research activity; research competence; innovative activity; educational research activity; student's research; personal self-determination; Faculty of Natural Sciences and Geography; Samara State University of Social Sciences and Education.

В условиях современной модерни- держание образования должно быть ори-

зации образования высшей школы одной ентировано на обеспечение самоопреде-

из актуальных проблем становится само- ления личности, создание условий для ее

развитие (самоопределение) студента. самореализации и самоактуализации» [1].

Так, в статье 14 Закона Российской Феде- В практике высшей школы фактором лич-

рации «Об образовании» сказано, что «со- ного самоопределения может являться

научно-исследовательская деятельность студентов, так как она может способствовать самосовершенствованию личности обучаемого и его системы ценностей, в том числе ценностного самосознания, ценностного поведения и ценностного отношения [2-3].

В целом научно-исследовательскую деятельность можно рассматривать как целенаправленный педагогический процесс, направленный на развитие личности студента. А.Р. Галустов и В.С. Глухов понимают ее как «учебно-образовательный педагогический процесс, включающий в себя научение, воспитание и развитие личности будущего специалиста» [4, с. 122].

Научно-исследовательская деятельность студентов предоставляет обучаемым возможность почувствовать себя частью мировой универсальной культуры, то есть по своему существу она является институтом социализации студентов и должна руководствоваться их запросами, ценностными ориентациями, потребностями творческого развития [5]. Научно-исследовательская деятельность студентов вуза должна быть направлена на продуктивное усвоение ими ценностных ори-ентаций, системы устойчивых отношений человека ко всему, к чему он причастен своим поведением и деятельностью. Она вырабатывает у обучаемого психологическую установку на самостоятельное по-требностно-мотивационное пополнение знаний и развитие умения ориентироваться в потоке научной информации при решении определенных задач, а также выстраивает перспективу карьерного роста [6-7].

В организации научно-исследовательской деятельности особую роль играет среда, в которой студенты постигают основы не только самой деятельности, но и коммуникативной культуры, культуры межличностного общения, где складываются ценностно-развивающие условия, задающие жизненные стратегии и потенциальные возможности для самосовершенствования, самоактуализации и реализации творческого потенциала, личностных потребностей студентов через свободу выбора форм, способов, средств, приемов [8].

К задачам научно-исследовательской деятельности в вузе можно отнести

популяризацию, пропаганду и распространение научных знаний среди студентов, развитие их представлений о роли фундаментальных и прикладных исследований в жизни человека и общества; формирование у студентов представления о ценностях образования и самообразования в системе будущей профессиональной деятельности; личностно-ориентированное сопровождение и ценностно-смысловое становление студентов как будущих специалистов через включение их в различные формы как учебно-исследовательской, так и научно-исследовательской деятельности (участие в семинарах, конференциях, выставках, грантовой деятельности и др.) [6].

Научно-исследовательская деятельность студентов в конечном итоге должна влиять на построение индивидуальных образовательных траекторий, плавно переходящих в маршруты дальнейшего личностного профессионального самоопределения.

К условиям функционирования системы научно-исследовательской деятельности студентов можно отнести

- финансовую поддержку научно -исследовательских изысканий студентов;

- свободный доступ к современным технологиям и оборудованию (наличие современного экспериментального оборудования, доступ к современным информационным и другим технологиям, привлечение «специфичных» ученых);

- внедрение результатов научно-исследовательской деятельности в практику [9].

Несомненно, одним из главных условий существования научных изысканий является создание инвестиционного фонда, пополнение средств которого зависит от грантовой и хоздоговорной деятельности, дотаций вуза и факультета, а также средств от реализации продуктов научно-исследовательской деятельности студентов [10].

Таким образом, научно-исследовательская деятельность студентов способна обеспечивать практическую реализацию управленческого замысла в реальных условиях функционирования образовательной системы, не только достижение образовательных результатов и получение конкрет-

ного интеллектуального продукта, но и формирование личности исследователя.

Результатами внедрения научно-исследовательской деятельности являются

- рекомендации к обучению в магистратуре и аспирантуре проявивших себя в науке студентов;

- публичные поощрения (объявление благодарности, награждение и т.д.);

- публикация результатов научной деятельности, получение авторских свидетельств и др.;

- формирование индивидуальной образовательной траектории на основе запроса студента;

- «идентификация» работодателем и дальнейшее привлечение к работе наиболее компетентных студентов, тем самым повышение их роли в жизни вуза;

- стажировки в других вузах страны и зарубежья наиболее одаренных студентов;

- привлечение средств грантов и производство хоздоговорных работ [9; 11-14].

В любом вузе необходима разработка средообразовательной стратегии, результатом которой являлась бы подготовка высококвалифицированных кадров, организованная с учетом научной составляющей деятельности вузов, и, как следствие, не только выработка профессиональных и специальных компетенций, но и формирование целостной научно-исследовательской компетентности студентов. Требуется создавать условия для становления и развития студенческой научно-исследовательской среды, способствующей формированию высококвалифицированных специалистов и дальнейшему их участию в фундаментальных и прикладных исследованиях [15-18].

Первичным звеном организации научно-исследовательской деятельности студентов является учебно-исследовательская, в ходе которой и определяются первичные личностные потребности учащихся. Тесную взаимосвязь между учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью можно проследить в ходе производственных практик и выполнения курсовых и квалификационных работ [19-21]. На естественно-географическом факультете Самарского государственного социально-педагогического университета данные виды работ всегда организуются таким образом, чтобы сту-

денты могли регулярно чередовать работу в организациях с занятиями в стенах вуза, а также получали возможность полноценно решать учебные задачи, которые востребованы как в организациях, так и в научном сообществе. Так создается тесная связь между образованием, производством и наукой.

Организация научно-исследовательской работы студентов систематически обсуждается на заседаниях кафедр и Ученом совете естественно-географического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета. Данная работа направлена на вовлечение студентов в научную деятельность, развитие их личности и творческого потенциала. Она органично вписана в структуру организации студенческой науки всего вуза и организуется в соответствии с планом на учебный год, утвержденным проректором по научно-исследовательской работе. Ежегодно сотрудники и студенты факультета участвуют в таких общевузовских мероприятиях, как «День науки», конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу среди студентов СГСПУ, программа «УМНИК».

Непосредственно на факультете организуются и другие научно-исследовательские мероприятия для студентов. К ним относятся дистанционный конкурс научно-исследовательских работ «Экологический марафон XXI столетия», Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов по биологии и экологии «ВИМ», секция биологии и биоэкологического образования студентов ЕГФ СГСПУ в Международной студенческой электронной конференции «Студенческий научный форум», секция «География и геология» областной студенческой научной конференции, «День науки естественно-географического факультета».

На факультете активно работают научные кружки по биологии и экологии, биоэкологическому образованию, химии и методике ее преподавания, географии и методике ее преподавания. В кружках студентам предоставлена возможность активного творческого самоопределения в науке. В рамках их работы осуществляется взаимодействие студентов с ведущими научными центрами и учеными как России, так и зарубежных стран, организуются научно-исследовательские экспедиции, участие студентов в грантовых проектах:

результаты научных изысканий представляются к публикации и на конкурсы различного уровня. Ежегодно на факультете создается сборник научно-исследовательских работ студентов «Globularia». Актив студенческих кружков образует студенческое научное общество естественно-географического факультета, входящего в структуру студенческого научного общества СГСПУ.

Показателями активной научно-исследовательской работы студентов факультета только в последний год могут служить следующие факты:

- опубликовано 111 научных статей, из них 70 без соавторства с сотрудниками естественно-географического факультета, и, что немаловажно, 28 статей изданы за рубежом;

- сделан 101 доклад на научных конференциях различного уровня, из которых 41 - на конференциях международного уровня;

- 71 студент факультета получил дипломы и грамоты за лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам на конкурсах, конференциях и других научных мероприятиях различного уровня;

- 12 студенческих проектов подано на грантовые конкурсы;

-5 экспонатов представлено на выставках международного, всероссийского и регионального уровней.

К особым достижения студентов естественно-географического факультета и работающих с ними преподавателей можно отнести звания лауреата всероссийского конкурса «Лучший молодой преподаватель» и конкурса на разработку дополнительных общеобразовательных программ по формированию культуры здорового питания обучающихся с акцентом на активные методы обучения; третье место в открытой международной студенческой Интернет-олимпиаде (научно-исследовательском конкурсе) по экологии; первое место в конкурсах «ВИМ-2015» на лучшую научно-исследовательскую работу среди студентов СГСПУ и секции «География и геология» областной студенческой научной конференции; участие двух студентов в международных проектах.

За последние три года 27 студентов получали повышенную внутривузовскую

стипендию за научно-исследовательскую деятельность, 13 студентов - стипендию губернатора Самарской области, один -стипендию имени П.В. Алабина, два студента - стипендию Правительства РФ, один - стипендию Президента РФ.

Не следует забывать и об инновационной деятельности студентов как в рамках вуза, так и совместно с другими научными учреждениями [22]. О необходимости выявления студентов, стремящихся к самореализации через инновационную деятельность, свидетельствуют принятые в последнее время постановления Правительства Российской Федерации об инновационной деятельности в высших учебных заведениях [23].

В целях вовлечения студентов естественно-географического факультета в научную деятельность, повышения уровня кадрового потенциала СГСПУ в сфере науки и образования и уровня мотивации студентов к выполнению научно-исследовательских работ, а также установления контактов между студентами разных вузов, студентам факультета предоставляется возможность принимать активное участие в создании инновационных проектов, в реализации собственных инновационных программ и идей.

Итогом инновационной деятельности студентов естественно-географического факультета СГСПУ стало участие в программе «УМНИК» (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) и прохождение в данном конкурсе отборочного тура 2015 года, участие в XI региональной ярмарке социально-педагогических инноваций, целью которой является выявление, экспертиза и тиражирование эффективных решений социально значимых проблем в сфере образования, шести и выход на российский этап данного конкурса двух студентов.

Подводя итог, можно отметить, что совершенствование научно-исследовательской деятельности студентов должно быть сопряжено с развитием личности студента, с раскрытием внутренних механизмов личностно-ориентированного и профессионально-статусного его становления, в конечном счете - с формированием профессиональной и научной элиты нашего общества.

•к "к "к

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992. №3266-1.

2. Угрюмова Т.Г. Саморазвитие личности студента через научно-исследовательскую деятельность // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. №6(9). С. 50-55.

3. Шишова Е.О., Солобутина М.М. Модель становления субъекта научно-исследовательской деятельности в процессе обучения в вузе // Филология и культура. 2011. №24. С. 299-305.

4. Галустов А.Р., Глухов В.С. Научное творчество и организация НИДС в вузе : курс лекций. Армавир : АГПА, 2011. 281 с.

5. Демченко З.А. Научно-исследовательская деятельность студентов высших учебных заведений в России (1950-2000-е гг.): исторические предпосылки, концепции, подходы : монография. Архангельск : ИПЦ САФУ, 2013. 256 с.

6. Демченко З.А. Жизненные стратегии студентов в научно-исследовательской деятельности как педагогическая проблема высшей профессиональной школы и ее альтернативное решение // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. №3. С. 98-102.

7. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. №4-2(64). С. 91-95.

8. Демченко З.А. Этапы реализации модели формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности // Наука, образование, общество. 2015. №1(3). С. 90-100.

9. Казанцев И.В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов на основе средового подхода // Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение : сб. ст. V междунар. науч.-практ. конф., посв. 120-летию со дня рождения канд. хим. наук, зав. кафедрой химии, декана естественно-географического факультета Григория Михайловича Мазанко / отв. ред. Л.Г. Сафина. Самара : ПГСГА, 2015. С. 43-47.

10. Nelyubina E.G., etc. In-üniversity Quality Management System of Education Based on the Competence Approach // International Review of Management and Marketing. 2016. 6(S1). P. 165171.

11. Гегечкори О.Н. Пути активизации научно-исследовательской деятельности студентов вуза // Европейский Север: инновационное освоение морских ресурсов (образование - наука -производство) : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Мурманск : МГТУ, 2012. С. 395-401.

12. Карлина О.А. Участие в научно-исследовательской деятельности как условие личностного роста студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №3. С. 22-25.

13. Миронов В.А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов : монография. Тверь : ТГТУ, 2004. 100 с.

14. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов в условиях реализации ФГОС ВПО / Л.В. Чупрова [и др.] // Фундаментальные исследования. 2015. №2-19. С.4319-4323.

15. Ерёмина И.С., Карев Б.А. Развитие субъектной позиции личности обучающегося в образовательной системе вуза // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. Т. II, №2. С. 15-19.

16. Иванова И.В., Летвинко П.С. Научно-исследовательская деятельность как компонент творческого потенциала личности студента // Научные труды SWorld. 2011. Т. XXII, №1. С. 3-4.

17. Кокунова И.В. Научно-исследовательская работа студентов как важнейший компонент профессиональной подготовки квалифицированных кадров // Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. №4. С. 53-60.

18. Микерова Г.Ж. Роль и место научно-исследовательской деятельности будущего педагога в вузе // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. XVIII, №3. С. 42-45.

19. Белых Л.С., Миронова А.Л., Киселева С.В. Учебная и научно-исследовательская деятельность студентов - путь к успеху // Новые технологии в образовании : мат-лы. XVI междунар. науч.-практ. конф. М. : Центр научной мысли, 2014. С. 147-150.

20. Семенов А.А., Соловьева В.В., Митрошенкова А.Е. Формирование научно-исследовательской компетентности магистров-экологов // Структурно-функциональная организация и динамика растительного покрова : мат-лы II всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посв. 80-летию со дня рождения д-ра биол. наук, проф. В.И. Матвеева. Самара : ПГСГА, 2015. С.286-290.

21. Юрмазова Т.А., Шахова Н.Б., Мирошниченко Ю.Ю. Исследовательская компетентность преподавателя как фактор успешной организации НИРС // Современные проблемы науки и образования. 2012. №5. С. 192.

22. Пузанкова Е.Н., Мурадова Н.С. Создание в вузе инновационно-ориентированной системы поддержки НИРС (показатели эффективности НИРС в вузе) // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2012. №2. С. 310318.

23. Приоритеты государственной политики при формировании инновационной среды вуза в условиях интеграции высшего образования и науки : монография / Н.А. Трубицына [и др.]. Ижевск : Удмуртский университет, 2011. 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.