Самоопределение и самопрезентация студенческой молодежи в условиях социально-образовательной среды
УДК 378.126
УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЕГФ
PARTICIPATION IN E-CONFERENCES AS THE FACTOR OF THE FACULTY OF NATURAL SCIENCES AND GEOGRAPHY STUDENTS' SELF-DETERMINATION
© 2016
Н.Г. Боброва, И.В. Наливайко Самарский государственный социально-педагогический университет
(Россия, Самара)
N.G. Bobrova, I.V. Nalivayko Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)
Создание в вузе благоприятной образовательной среды - это создание условий не только для успешного обучения студентов, но и для их саморазвития, самоопределения и самоактуализации через сотрудничество педагогов и студентов. Деятельность, которую обеспечивает образовательная среда вуза, можно считать фактором личностного самоопределения. Проблема личностного и профессионального самоопределения является актуальной для современного общества, так как новые социально-экономические условия развития страны предъявляют более высокие требования к профессионализму выпускников: они должны быть конкурентоспособны, мобильны и способны быстро адаптироваться к меняющимся условиям труда. В статье рассматривается одна из составляющих образовательной среды вуза - участие студентов в электронных научных конференциях, которые предоставляют возможность презентовать себя, свои исследования, профессиональные и личностные качества, востребованные на рынке труда. Представлена характеристика конференций по следующим критериям: название, место проведения, периодичность, цель, спектр участников и направления работы. Отмечена самая массовая по числу участвующих студентов ЕГФ конференция - международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», ежегодно организуемая на платформе Российской академией естествознания. Проведен анализ участия студентов факультета в данной конференции: длительность участия, массовость, направления научных исследований, впечатления студентов. В статье подчеркивается, что презентация научно-исследовательских работ студентов на электронных форумах, несомненно, повышает рейтинг вуза.
The creation of a favourable educational environment in a higher educational institution means creation of conditions not only for successful teaching the students, but also for their self-development, self-determination and self-actualization through the cooperation of the teacher and the student. The activity provided by the educational environment of the University, can be considered as a factor of personal self-determination. The problem of personal and professional self-determination is relevant to modern society, because new social and economic conditions of the country have higher requirements for graduates: they must be competitive, mobile and able to adapt to changing labour conditions quickly. The article considers one of the aspects of the educational environment - the students ' participation in electronic conferences, which provide the first opportunity to present themselves, their research, their own professional and personal skills relevant to the labour market. The article shows characteristics of conferences according to the following criteria: name, location, frequency, purpose of the conference, the range of participants and areas of work. It mentions the mass conference in the number of the faculty of Natural Sciences and Geography student members - the international student electronic scientific conference «Student Scientific Forum», organized on the platform of the Russian Academy of Natural Sciences (Moscow) every year. The article analyses the participation of the students at this conference: duration of participation, mass character, directions of the scientific research, students' impressions. The article emphasizes the fact that the presentation of the students' research works at electronic forums, no doubt, raises the rating of the University.
Ключевые слова: образовательная среда; самоорганизация; профессиональное самоопределение; личностное самоопределение; общекультурные компетенции; общепрофессиональные компетенции; электронные конференции; интернет-ресурсы; научно-исследовательская деятельность студентов.
Keywords: educational environment; self-organization; professional self-determination; personal self-determination; cultural competences; professional competences; e-conferences; Internet resources; research activity of students.
Под образовательной средой понимается совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых совершается учебная деятельность индивида, а также комплекс доступных образовательных услуг.
Образовательная среда вуза представляет собой определенную систему условий не только для успешного обучения студентов, но и для их саморазвития, самоопределения и самоактуализации через сотрудничество педагогов и студентов; как для развития уже проявившихся способностей личности обучаемого, так для выявления еще не реализованных его возможностей, для раскрытия творческого потенциала. Она выполняет ряд функций: развивающую, интегрирующую, регулирующую, корректирующую, защитную.
Создание благоприятной образовательной среды в высшем учебном заведении - это создание условий.
На наш взгляд, самоопределение и саморазвитие студентов может получать педагогическую поддержку через
- действия педагогов, направленные на активизацию стремлений студентов к самореализации (например, через организацию условий для участия студентов в электронных конференциях);
- творческую деятельность в тандеме «преподаватель - студент», в которой соединяются профессиональные компетенции и умения преподавателя и возможности студента: стремление к сотрудничеству, познавательные интересы, эмоциональная открытость.
Такие субъект-субъектные отношения позволят использовать вузовское образование как источник профессионального воспитания и личностного самоопределения студентов. Под личностным самоопределением понимается определение критериев личного успеха в личной и профессиональной сферах. Профессиональное и личностное самоопределение неразрывно связаны и взаимодействуют друг с другом. Проблема личностного и
профессионального самоопределения является актуальной для современного общества, так как новые социально-экономические условия развития страны предъявляют более высокие требования к профессионализму выпускников: они должны быть конкурентоспособны, мобильны и способны быстро адаптироваться к меняющимся условиям труда.
Самоопределение личности становится естественным и необходимым фактором ее жизнедеятельности во всех сферах, включая и профессиональную деятельность. Оно позволит адаптироваться к любым изменениям в обществе через овладение необходимыми знаниями и умениями. Самоопределение можно также рассматривать как процесс освоения человеком различных социальных ролей.
В последние пять лет студенты естественно-географического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета ежегодно принимают участие в заочных электронных студенческих научно-практических конференциях. Такую деятельность, которую обеспечивает образовательная среда вуза, можно считать фактором личностного самоопределения.
Участие в электронных конференциях предоставляет студентам ЕГФ возможность презентовать себя, свои исследования, свои профессиональные и личностные качества, востребованные на рынке труда.
Назовем конференции, в которых с 2011 по 2015 г. участвовали студенты ЕГФ:
- всероссийские электронные конференции (конференции Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического университета); сборники конференций представлены в Интернете;
- международные электронные конференции (конференции Сибирской ассоциации консультантов («СибАК»), «Научфорум»); сборник конференций представлен в Интернете;
- международные электронные конференции («Студенческий научный форум»); статьи участников представлены в Интернете, есть возможность получить печатный сборник материалов конференции.
Статьи публикуются на сайтах конференций с указанием адресов электронной почты авторов для создания единого информационного пространства ученых стран СНГ и дальнего зарубежья. При
Характеристика эл
этом каждый участник конференции имеет возможность вступить в диалог со своими коллегами; обсуждение возможно с помощью комментариев, размещаемых под каждой статьей.
Электронные конференции имеют некоторые особенности, но все они направлены на популяризацию научных исследований участников (табл. 1).
Таблица 1
1ных конференций
Название Место проведения Периодичность Цель Участники Направления работы
Научное сообщество студентов XXI столетия Сайт Сибирской ассоциации консультантов http://sibac. info/ 8-12 раз в год по каждому направлению Развитие науки и помощь в публикации результатов научных исследований Ученые, студенты, школьники Гуманитарные, естественные, общественные, технические, экономические, мультидисципли-нарные исследования
Молодежный научный форум Сайт «Научфо- рум» http://nauch forum.ru/ Ежемесячно по каждому направлению, кроме летнего периода Публикации результатов экспериментов и научного анализа литературы; предоставляет студентам возможность на международном уровне продемонстрировать свои способности и научный потенциал Студенты Гуманитарные, естественные и медицинские, общественные и экономические, технические и математические науки
Студенческий научный форум Сайт Российской академии естествознания http://www. scienceforu m.ru/ Ежегодно, один раз в год Увеличение объема и расширение сферы учебно-исследовательской, научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов Бакалавры, магистранты, аспиранты, соискатели (до 25 лет) 22 направления, в том числе - биологические науки, - географические науки, - педагогические науки, - химические науки
Экология, рациональное природопользование и охрана окружающей среды Лесоси-бирский филиал Сибирского государственного технологического университета (Лф СибГТУ) Ежегодно, один раз в год Поддержка талантливых молодых людей, занимающихся научно- исследовательской деятельностью, а также развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся Школьники, студенты, аспиранты, молодые ученые Экологические проблемы региона. Экономика природопользования и охрана окружающей среды. Комплексное использование природных ресурсов
Все вышеперечисленные конференции проводились заочно, что существенно сэкономило денежные ресурсы студентов.
Студенты ЕГФ СГСПУ (ПГСГА) -участники конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия:
- Н.П. Абрамова, научный руководитель канд. пед. наук, доцент И.В. Наливайко (2011); статья отмечена дипломом лауреата за лучшую научную работу, представленную на конференцию [1];
- Е.С. Самарина, научный руководитель канд. пед. наук, доцент Е.Г. Не-любина (2012), получен сертификат участника конференции [2];
- А.И. Чичкова, научный руководитель канд. пед. наук, доцент И.В. Наливайко (2013), получен сертификат участника конференции [3];
- Е.А. Муратова, научный руководитель канд. пед. наук, доцент Е.Г. Не-любина (2013); статья отмечена дипломами лауреата конференции и лауреата голосования участников конференции [4];
- С.И. Никифорова, научный руководитель канд. пед. наук, доцент И.В. Наливайко (2013); статья отмечена дипломом лауреата голосования участников конференции [5];
- А.А. Кочеткова, научный руководитель канд. физ. -мат. наук, доцент С.Л. Молчатский (2013); статья отмечена дипломами лауреата конференции и лауреата голосования участников конференции [6].
Студенты ЕГФ СГСПУ (ПГСГА) -участники конференции «Молодежный научный форум»:
- Ф.Г. Дуспулова, Р.Р. Шакмаева, научный руководитель канд. биол. наук, доцент А.Е. Митрошенкова (2014), получен сертификат участника конференции
[7; 8].
Студенты ЕГФ СГСПУ (ПГСГА) -участники конференции «Экология, рациональное природопользование и охрана окружающей среды:
- А.Ю. Тарасова, научный руководитель канд. биол. наук, доцент В.Н. Ильина (2014), получен сертификат участника конференции [9].
Больше всего студентов ЕГФ участвует в международной студенческой электронной научной конференции «Студен-
ческий научный форум», ежегодно организуемой на платформе Российской академии естествознания [10]. Если в 2011 г. таких студентов было всего 7, то 2015 г. -уже 24. Всего за пять лет в форуме приняли участие 94 студента ЕГФ, некоторые участвовали в нем 2-3 раза.
На конференции «Студенческий научный форум» могут быть представлены оригинальные научные разработки и учебно-методические пособия, созданные с участием студентов, курсовые и дипломные работы, проекты, программы, лучшие рефераты. Каждый участник имеет следующие возможности:
- получить сертификат участника международного студенческого научного форума;
- опубликовать свою работу в научном журнале Академии естествознания «Международный студенческий научный вестник» (при этом он получает сообщение о факте опубликования работы и возможность получить журнал с опубликованными статьями);
- участвовать в одной из трех номинаций студенческого форума: «За лучшую студенческую научную работу», «За лучшую студенческую научную работу, вызвавшую наибольший (по числу просмотров) интерес участников», «За активное участие в работе форума».
Победители в номинациях получают диплом лауреата и приглашаются на международную научную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования» для выступления с устным докладом. Конференция проводится в мае в Российской академии наук. На подобной конференции 23 мая 2012 г. студентка V курса ЕГФ Н.П. Абрамова вместе с научным руководителем И.В. Наливайко выступила с докладом «Анализ уроков биологии в аспекте сбережения здоровья учащихся» [1; 11].
В 2012 г. преподавателям кафедры удалось создать секцию «Биоэкологические и педагогические исследования студентов ПГСГА» (руководитель канд. биол. наук, доцент А.Е. Митрошенкова) по направлению работы форума «Биологические науки» и направить в нее 19 научных статей студентов ЕГФ [12]. В 2013 г. секция была переименована и
стала называться «Биологические, экологические и педагогические исследования студентов ПГСГА»; в 2013-2015 гг. руководителем секции являлась канд. биол. наук, доцент В.Н. Ильина [13; 14]. В 2015 г. руководителем секции выступила канд. пед. наук, доцент И.В. Наливайко [15]. По результатам работы секций каждый научный руководитель награждался дипломами РАЕ «За руководство научно-исследовательской работой студентов Международной электронной научной конференции "Студенческий научный форум"». Среди преподавателей, которые за пять лет подготовили наибольшее количество студенческих работ для участия в Студфоруме, следует отметить И.В. Наливайко (21 работа), Н.Г. Боброву (20 работ), В.Н. Ильину (18 работ), А.Е. Мит-рошенкову (10 работ) [16].
Работы являются результатом научных или научно-педагогических исследований студентов. Они имеют практическую направленность. Их тематика работ разнообразна:
- 55,3% работ посвящены вопросам биологии и экологии (прикладная экология, геоэкология, экология растений и животных, экологическая химия, общая ботаника, фитоценология, генетика животных, физиология животных, этология животных);
- 44,7% работ посвящены общим вопросам образования в школе и вузе, проблемам биологического и экологического образования, практическим вопросам обучения биологии в школе.
Обсуждение работ на сайте Российской академии естествознания начинается в феврале. Зарегистрированные участники форума могут задать вопрос автору научной работы или высказать свое мнение о работе. Очень важно, что автор должен аргументированно отстаивать свою точку зрения, приводить убедительные доказательства значимости своей работы. В обсуждение активно включаются посетители сайта конференции, среди которых немало студентов ЕГФ. Всего в 2011 г. в обсуждении студенческих научных статей приняли участие 21 чел., в 2012 г. - 53 чел., в 2013 г. - 75 чел., в 2014 г. - 75 чел., 2015 г. - 47 чел. Самым активным студентам, задавшим более семи вопросов, на
Дне науки вручались сертификаты участника обсуждения статей [16].
На сайте регистрируется количество просмотров работ в период проведения конференции и после нее. На конец января 2016 г. суммарное количество просмотров всех работ студентов ЕГФ составило 191272. Из них по годам: работы «Студфорума-2012» - 75886 просмотров [12]; работы «Студфорума-2013» - 67954 просмотра [13]; работы «Студфорума-2014» - 31955 просмотров [14]. Общее количество просмотров работ «Студенческого форума-2015» в течение года -15477 [15]. Лидерами по количеству просмотров явились следующие работы:
- работа В.А. Охотниковой «Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе по биологии (раздел «Растения») (научный руководитель канд. пед. наук, доцент Н.Г. Боброва) [17] - 2152 просмотра;
- работа М.В. Трофимовой «Формирование экологической культуры обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО (на примере биологии)» (научный руководитель канд. пед. наук, доцент И.В. Наливайко) [18] - 1124 просмотра;
- работа В.В. Беспаловой «Формирование нравственных чувств, убеждений и этического сознания обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО (на примере биологии)» (научный руководитель канд. пед. наук, доцент Н.Г. Боброва) [19] - 946 просмотров;
- работа О.М. Гагушкиной «Выявление наличия ионов марганца в воде, взятой из скважин Самарской области» (научный руководитель канд. пед. наук, доцент Е.Г. Нелюбина) [20] - 927 просмотров;
- работа А.С. Глуховой «Реализация деятельностного подхода в организации практических домашних работ по биологии» (научный руководитель канд. пед. наук, доцент Н.Г. Боброва) [21] - 818 просмотров.
Показатели количества просмотров свидетельствует о неподдельном интересе посетителей сайта Российской академии естествознания к научным работам студентов ЕГФ.
Значимость и актуальность исследований, проводимых студентами, доказы-
вается наличием индекса цитирования статей. Например, работа авторского коллектива в составе Л.Р. Исмагиловой, И.А. Григорьевой, Е.В. Кунгуряковой (научный руководитель канд. биол. наук, доцент В.Н. Ильина) имеет индекс цитирования 10, работа О.В. Быкановой (научный руководитель канд. биол. наук, доцент В.Н. Ильина) - 9, работа Н.П. Смахтиной (научный руководитель канд. пед. наук, доцент Н.Г. Боброва) - 3 и т.д. [10; 16]. Индекс цитирования, введенный на сайте РАЕ на платформе Студенческого научного форума с 2014 г., рассчитывается как количество ссылок на текст научной работы в Интернете и под-считывается автоматически.
Участие студентов в электронных конференциях способствует формированию ряда общекультурных и общепрофессиональных компетенций:
- овладение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1). Данная компетенция подразумевает умение анализировать и синтезировать знания, полученные из разных источников; сравнивать объекты и процессы, выявлять черты сходства и различия; воспринимать информацию из различных источников;
- способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4). Это означает знание методов качественного и количественного анализа обработки информации; критериев теоретического и экспериментального исследования;
- способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6). Это умение предъявить свою работу в письменной форме и грамотно отвечать на вопросы посетителей сайта;
- готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9).
Данные компетенции означают наличие компьютерной грамотности, а участие в электронных конференциях не только формирует, но и совершенствует ее;
- владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3). Студенты СГСПУ получают педагогическое образование, а значит, они должны уметь методически грамотно и доступно донести информацию до посетителей сайта;
- способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4). Участие студентов в электронных конференциях позволяет им прогнозировать и корректировать результаты своей профессиональной деятельности, формирует у них уверенность в своем профессионализме.
На естественно-географическом факультете СГСПУ сложилась традиция вручать дипломы за лучшую студенческую научную работу по итогам заседания секции и сертификаты участника Студенческого научного форума на Пленарном заседании Дня науки, что придает значимость проводимому мероприятию. За годы участия в форуме лучшими стали Н.П. Абрамова, А.Т. Бадртдинова (2011); Н.П. Абрамова, Н.А. Кулешова, Т.А. Тюрина, В.И. Шубина, Е.В. Клеш-ненкова, О.Н. Антонова (2012);
B.И. Шубина, В.А. Охотникова, А.И. Чич-кова, А.Ф. Гусейнова (2013); С.А. Никифорова, А.И. Чичкова, О.В. Быканова,
C.А. Кузнецов (2014); А.Ф. Гусейнова, А.С. Глухова, Т.А. Поздяева, Е.А. Борова, Т.С. Моськина (2015) [11-15].
Наиболее активные участники конференции «Студенческий научный форум» делятся своими впечатлениями.
Н.П. Абрамова (участница студфо-румов 2011, 2012 годов; участница международной научной конференции «Актуальные вопросы науки и образования» (Москва, май 2012); выпускница 2012 г.): Одним из самых ярких и важных событий в моей жизни стало участие в студенческой конференции Российской академии естествознания. В Студенческом форуме мне посчастливилось поучаствовать дважды. На второй год, пройдя все этапы Студенческого форума, мы с научным руководителем И.В. Наливайко были приглашены в Москву на очный этап. Волне-
ние и радость переполняли меня, так как для меня столица казалась далекой мечтой, которая сбывалась. На самой конференции нас радушно встретили, но волнение не покидало ни на минуту ни меня, ни ребят из других городов нашей великой Родины. Этот форум по праву можно назвать грандиозным событием для всех студентов и их научных руководителей! Благодарю всех делегатов, организаторов и мой любимый вуз ПГСГА (СГСПУ), всех, кто был рядом.
А.И. Владимирова (участница студ-форумов 2013, 2014, 2015 годов; выпускница 2015 г.): Студенческий научный форум помогает студентам разных вузов представить и обсудить результаты своих исследований в режиме электронной конференции, поделиться своими впечатлениями о работах. Режим обсуждения сильно отличается от очных конференций, когда вопрос комиссии или участников требует от докладчика незамедлительного ответа. Зайти на сайт мож-
но в любое время, что позволяет продумать ответ на вопрос. Благодаря электронной конференции я смогла научиться выражать свои мысли, находить ответы на вопросы, получила уверенность в себе при общении. Участие в Студенческом научном форуме дало мне возможность лучше осознать уровень своей подготовленности, а также помогло завести новые знакомства с участниками из других стран. Я считаю, что Студенческий научный форум - это хорошая площадка для студентов, которые хотят получить опыт участия в конференциях.
Слова студентов - участников электронных форумов как нельзя лучше определяют значение подобных мероприятий для формирования личностных качеств обучающихся и роста их профессионального самосознания. Презентация научно-исследовательских работ студентов на электронных форумах, несомненно, повышает рейтинг вуза.
k к к
1. Абрамова Н.П. К вопросу о формировании здоровьесберегающих компетенций студентов-биологов в период педагогической практики // Научное общество студентов XXI столетия : мат-лы студ. междунар. заоч. конф. 6 декабря 2011 г. Новосибирск : Сибирская ассоциация консультантов, 2011. С. 240-250.
2. Самарина Е.С. Изучение химического состава поливитаминных препаратов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки : V студ. междунар. заоч. науч.-практ. конф. URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4497-2012-10-29-19-23-08 (дата обращения 1.06.2016).
3. Чичкова А.И. Изучение зоологических промеров детенышей монгольской песчанки (Meriones unguiculatus Milne-Edwards) в условиях неволи // Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки : VII студ. междунар. заоч. науч.-практ. конф. URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/6340 (дата обращения 1.06.2016).
4. Муратова Е.А. Изучение эффективности противогрибковых средств, продаваемых в аптеках г.о. Самара // Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки : X студ. междунар. заоч. науч.-практ. конф. URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/7768-2013-05-11-18-52-04 (дата обращения 1.06.2016).
5. Никифорова С.И. Выявление особенностей размножения и репродуктивного потенциала монгольской песчанки (Meriones unguiculatus Milne-Edwards) в условиях лаборатории // Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки : XIII студ. междунар. науч.-практ. конф. URL: http://sibac.info/10970 (дата обращения 1.06.2016).
6. Кочеткова А.А. Исследование эффективности бытовых средств, направленных на понижение карбонатной жесткости воды // Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки : XIII студ. междунар. заоч. науч.-практ. конф. URL: http://sibac.info/10977 (дата обращения 1.06.2016).
7. Дуспулова Ф.Г. Геоботаническое профилирование ООПТ «Балка кладовая» (Больше-черниговский район, Самарская область) // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки : VIII студ. междунар. заоч. науч.-практ. конф. URL: http://-nauchforum.ru/ru/node/2445 (дата обращения 1.06.2016).
8. Шакмаева Р.Р. Геоботаническая характеристика растительных сообществ окрестностей села Тёплый Стан (Елховский район, Самарская область) // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки : VIII студ. междунар. заочная науч.-практ. конф. URL: http://nauchforum.ru/ru/node/2452 (дата обращения 1.06.2016).
9. Тарасова А.Ю. К флоре Екатериновского залива Саратовского водохранилища (Волжский бассейн). URL: http://www.lfsibgtu.ru/main/nauka/files_nauka/npk/2013/tom-1.pdf (дата обращения 1.06.2016).
10. Красноченко О.С. Участие студентов и преподавателей естественно-географического факультета СГСПУ в конференции «Студенческий научный форум»: статистический аспект // Студенческий научный форум 2016 : VIII Междунар. студ. электронная науч. конф. URL: http://scienceforum.ru/2016/ 1463/17763 (дата обращения 1.06.2016).
11. Архив «Студенческий научный форум - 2011». URL: http://rae.ru/forum2011/79 (дата обращения 1.06.2016).
12. Архив «Студенческий научный форум - 2012». URL: http://rae.ru/forum2012/188 (дата обращения 1.06.2016).
13. Архив «Студенческий научный форум - 2013». URL: http://www.scienceforum.ru/-2013/222 (дата обращения 1.06.2016).
14. Архив «Студенческий научный форум - 2014». URL: http://www.scienceforum.ru/-2014/494 (дата обращения 1.06.2016).
15. Архив «Студенческий научный форум - 2015». URL: http://www.scienceforum.ru/-2015/842 (дата обращения 1.06.2016).
16. Наливайко И.В., Митрошенкова А.Е., Ильина В.Н. Студенческий научный форум как форма организации научно-исследовательской работы студентов СГСПУ// Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения : мат-лы III междунар. науч.-практ. конф., посв. 230-летию отеч. методики обуч. биологии и 75-летию со дня рождения методиста-биолога Е.С. Пекер. 9-10 февраля 2016, Самара, Российская Федерация / отв. ред. А.А. Семенов. Самара : СГСПУ, 2016. С. 121-131.
17. Охотникова В.А. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе по биологии (раздел «Растения») // Студенческий научный форум 2015 : VII междунар. студ. электронная науч. конф. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/842/9187 (дата обращения 1.06.2016).
18. Трофимова М.В. Формирование экологической культуры обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО (на примере биологии) // Студенческий научный форум 2015 : VII междунар. студ. электронная науч. конф. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/842/7686 (дата обращения 1.06.2016).
19. Беспалова В.В. Формирование нравственных чувств, убеждений и этического сознания обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО (на примере биологии) // Студенческий научный форум - 2015 : VII междунар. студ. электронная науч. конф. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/842/8257 (дата обращения 1.06.2016).
20. Гагушкина О.М. Выявление наличия ионов марганца в воде, взятой из скважин Самарской области // Студенческий научный форум 2015 : VII междунар. студ. электронная науч. конф. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/842/7692 (дата обращения 1.06.2016).
21. Глухова А.С. Реализация деятельностного подхода в организации практических домашних работ по биологии // Студенческий научный форум - 2015 : VII междунар. студ. электронная науч. конф. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/842/9184 (дата обращения 1.06.2016).