УДК 378.147
В. З. Панина
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО
ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Ключевые слова: опережающее образование, инновационное образование, антропоцентризм, педагогическая система, традиционное образование, инновационные методы и технологии обучения.
В статье рассматривается проблема проектирования методов и технологий инновационного образования в контексте опережающего профессионального обучения. Определены различия между традиционными и инновационными школами на уровне образовательных технологий. Представлена структура инновационной деятельности преподавателя, формы взаимодействия учителей и учащихся. Проведено описание и систематизация наиболее популярных и часто используемых инновационных образовательных методов обучения в высшей школе.
Keywords: advanced education, innovation education, anthropocentrism, educational system, traditional education, innovative
methods and technologies for learning.
The article considers the problem of designing methods and technologies for innovative education in the context of advanced professional training. Identify the differences between traditional and innovative schools at the level of educational technologies. The structure of the innovative activity of the teacher, forms of interaction between teachers and students. The description and systematization of the most popular and frequently used innovative educational methods of teaching in higher education.
Введение
Социально-экономические изменения в обществе, а также закон РФ "Об образовании" акцентирует внимание на опережающем профессиональном образовании.
Основное значение опережения заключается в том, что высшая школа обеспечивает подготовку специалистов готовых и способных к решению не только существующих проблем, но и к предвидению тех проблем, с которыми человеческое общество столкнется в будущем. Обеспечить такое образование можно лишь при переходе к личностно ориентированному обучению на основе инновационных технологий.[1]
Именно профессиональная школа призвана разработать механизмы и технологии формирования инновационного мышления. Технологии служат звеном между теорией и практикой, высшим образованием и производственной деятельностью, их можно считать тем каналом, по которому профессиональные знания транслируются в систему обучения. Следовательно, под инновационным высшим образованием мы понимаем образование, которое основано на новых знаниях и инновационной динамике.
А.Савельев определяет инновационную динамику как последовательность преобразований новых знаний в техническую или социальную реальность, превращение научных знаний в товар или услугу. Характерные свойства инновационного образования - антропоцентризм, самоуправление, профессионализм [2].
Традиционная система высшего образования носит академический характер. Привязка полученных знаний к конкретной
профессиональной деятельности происходит эпизодически, например, во время курсовой, или производственной практик [3].
Традиционные методы обучения неспособны сформировать общие и специальные компетенции, позволяющие выпускнику гибкоориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования.
Инновационное мышление формируется у студента, если он, во-первых, активно мотивирован в обучении, реализует требования самоменеджмента для достижения жизненных целей; во-вторых, если учебный процесс отражает полный жизненный цикл профессиональной деятельности.[2] Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных. Различия между традиционными и инновационными школами на уровне образовательных технологий представлены на Рис.1.[4]
Педагогическая система
стандартизация функции участника деятельности
класс, урок-задание. мероприятие
формы_
с.д.
ооъ единение, урок-диалог. событие
традиционная система: саморазвивающаяся
функционирование. тип система:
устойчивость, системы развитие, хаос,
стаоильность кризисы, оформление
Рис. 1 - Различия между традиционными и инновационными школами на уровне образовательных технологий
Образовательные технологии в вузе напрямую зависят от факторов социального заказа [4].
Таблица 1 - Связь образовательных технологий с социальным заказом
Элементы инновационных педагогических технологий Факторы современного социального заказа системе высшего образования
1 2
Формирование в учебных процессах целостной позиции: "студент - субъект образования: индивид - личность - человек". Целостное восприятие окружающего мира как "био-социо-дух" и ощущение единства с ним, формирование в современном специалисте гуманистической позиции и экологической культуры.
Овладение студентами технологией самоопределения в учебном процессе. Овладение технологией принятия решений, свободой выбора, умением адаптироваться в условиях перемен. Овладение технологией прогнозирования ситуаций, предупреждения чрезвычайных событий (вместо преодоления последствий).
Использование при составлении программ технологии структурирования содержания по модульной системе. Овладение культурой системного подхода в социальной деятельности, овладение мировоззренческим принципом дополнительности вместо борьбы противоположностей, овладение моделью устойчивых систем; овладение позицией "человек свободный" в условиях выбора; преодоление линейного догматического мышления, овладение культурой планетарного мышления.
Использование технологии разрешения проблем как методологической основы методов в учебном процессе. Преодоление потребительской позиции в жизнедеятельности; преодоление расхождения слова и дела, их несоответствия здравому смыслу; толерантность в суждениях, общении, действиях.
Использование приемов самооценки результативности педагогического взаимодействия как овладение рефлексивной культурой. Целостное восприятие процесса и результата деятельности, повышение уровня развития, дозированное стремление к лучшему качеству жизни.
Использование работ в малых группах как наиболее эффективной модели образования. Овладение технологией формирования команды в соответствии с социокультурными нормами, овладение технологией демократического общения как технологией "горизонтальных" коммуникаций.
Инновационная образовательная
деятельность - это процесс, охватывающий подготовку специалистов с новыми качествами и компетенциями; это новые технологии и формы обучения; новые предпочтения человека в образовательной сфере [5].
Модель инновационной образовательной деятельности должна разрабатываться на основе модели социального взаимодействия, которая создана в зарубежной педагогической инноватике (Ю. Вооглайд, Б. Мор, И. Перлаки, Э. Роджерс). Построение модели также должно учитывать рефлексивно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна и А.Л. Леонтьева. Соединение этих двух источников позволило Л.С. Подымовой предложить такую модель инновационной
деятельности преподавателя на Рис.2, в которой нашлось место всем элементам инновационного образовательного процесса [6].
Автор модели утверждает, что способность преподавателя к инновационной деятельности зависит от следующих факторов: педагогического инновационного мышления; методологической и технологической готовности к введению новшеств; творческой восприимчивости педагогических инноваций и активности; культуры общения.
Структура инновационной деятельности должна включать мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный компоненты.
Этапы инновационной деятельности преподавателя: формирование целей ^ принятие решения об использовании нового ^ личностно-мотивационная переработка образовательных программ ^ планирование этапов экспериментальной работы ^ прогнозирование трудностей ^ внедрение новшеств в педагогический процесс ^ коррекция и оценка инновационной деятельности.
Уровни построения инновационной деятельности: репродуктивный, эвристический, креативный.
Традиционные методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели [7].
С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся [8].
Пассивный метод представляет собой одностороннюю образовательную связь: преподаватель ^ студент.
Это форма взаимодействия студентов и преподавателя, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя.
Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках. С учетом этих плюсов, многие преподаватели предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот
подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного занятия. Этот вид занятия широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет. Но есть и минусы пассивного метода. Согласно проведенным исследованиям лекционный материал усваивается студентами лишь на 20-25%.
Активный представляет собой двухстороннюю образовательную связь: преподаватель ^ студент.
Это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой преподаватель и студенты взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Если на пассивном занятии основным действующим лицом и менеджером был преподаватель, то здесь преподаватель и учащиеся находятся на равных правах.
Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
Интерактивный метод представляет собой многостороннюю образовательную связь: преподаватель ^ студент, студент ^ студент.
Интерактивный («Inten> - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися.
Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый [8].
За последнее десятилетие появилось множество интересных методов и эффективных технологий обучения в высшей школе.
В таблице 2. Описаны и систематизированы наиболее популярные и часто используемые инновационные образовательные методы.
Данные показатели предполагают пересмотр некоторых подходов к профессиональной подготовке, непосредственному набору абитуриентов, а также к самому учебному процессу.
Хорошим специалистом становится тот студент, который интересуется научным прогрессом, техникой, современными технологиями. Большое внимание уделяется вопросам самообразования,
Таблица 2 - Инновационные методы и технологии обучения в высшей школе
Название метода Описание метода Эффективность метода
1 2 3
Проблемная лекция На лекции новое знание вводится через проблемность вопроса. Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Процесс познания приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы имеющей противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить, раскрывается путем суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.[9]
Бинарная лекция Разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента). Необходимо, чтобы диалог демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы, втягивал в обсуждение, побуждал задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.
Лекция пресс-конференция Преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по теме лекции. Студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы на интересующие студентов вопросы по заданной теме. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.
Лекция с заранее запланированными ошибками, Рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической). Позволяет сконцентрировать внимание студентов и управлять им в течении всей лекции. В конце лекции ошибки анализируются.
Тестовый метод Предполагает тесную интеграцию процесса обучения и контроля обучения. Достоинством данного метода является развитие умений контролировать время выполнения теста и выявлять из большого числа заданий те, которые соответствуют уровню подготовленности, оценивать свои возможности, определять последовательность выполнения заданий. Технологичность тестового контроля с автоматизированной обработкой результатов позволяет преподавателю получать детальный и всесторонний анализ результатов с минимальными затратами труда и времени.[10]
Проектно - исследовательский метод Этот метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса: выявление неизвестных фактов, подлежащих исследованию; уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости. Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании. Сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.
Окончание табл. 2
Кейсовые задания
Деловая (ролевая) игра
Метод генерации идей (мозговой штурм)
Сенситивный
(сензитивный)
тренинг
2
В кейсе рассматривается конкретная ситуация, отражающая положение предприятия за какой-либо промежуток времени. В описание ситуации включаются основные случаи, факты, принимаемые решения, имевшие место в течение этого времени. Причем, ситуация может отражать как комплексную проблему (например, изложенную в данном учебном пособии) так и какую-либо частную реальную задачу. Кейс может быть составлен на основании обобщенного опыта, т.е. не обязательно отражать деятельность.[11]
Деловая игра — это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые им пришлось бы решать в ежедневной профессиональной деятельности. Эти задачи могут быть самыми разными, например: выполнение индивидуального плана продаж, вывод нового продукта на рынок, открытие магазинов в регионах и другие. При этом участники игры за 1-3 дня могут «прожить» до года.
Метод мозгового штурм а—оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов
решения. Затем отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Вид групповых методов обучения, основанный на тренировке межличностной чувствительности в процессе социального взаимодействия.
Отличительная особенность этого тренинга - максимальная самостоятельность участников. Основная роль ведущего - быть катализатором процессов взаимодействия в группе. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры.
3
Кейсовая методика рассчитана на достаточно длительный период обучения. Обучающимся нужно проработать не менее восьми кейсов, чтобы приобрести навыки работы по этому методу. Причем начинать следует с простых.
Кейсовый метод
обучения можно
использовать как для групповой, так и для индивидуальной работы.[12]
Деловая игра - это своеобразное моделирование процессов и механизмов принятия решений с использованием математической и организационной моделей. Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных
компетенций обучаемых, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать коллективно. Деловая игра также способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки.[13]
Один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.[14]
Метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта; на обмене участников обратной связью - информацией о том, как их воспринимают окружающие, что позволяет корректировать свое поведение в межличностных ситуациях, изменять устоявшиеся стереотипы восприятия. Основная цель сенситивного тренинга, таким образом, заключается в развитии и совершенствовании способности индивида понимать себя и других.[15]_
Мультимедийное обучение
Дистанционное обучение
Симулятивный метод
Использование в учебной аудитории комплекса компьютерной, видео-и аудиотехники значительно упрощает подготовку учебного материала.[16]
Дистанционное обучение - это заочное обучение на расстоянии с использованием учебников и тестирования знаний через компьютерную сеть Интернет. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.[19]
Симулятивные игры копирующие, дублирующие воспроизводство действий, качеств, просчет стратегических действий (применяются в обу-чении).[21]
Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать занятие более интересным и динамичным, "погрузить" студента, создать эффект соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представле-ний.[17]
Обучающие мультимедийные программы способствуют укрупненному структурированию содержательной компоненты учебного материала,
самостоятельному выбору и прохождению обучаемым полного
или сокращенного вариантов обучения.[18]_
Дистанционное обучение представляет собой совокупность современных педагогических, компьютерных и телекоммуникационных технологий, методов и средств, обеспечивающая возможность обучения без посещения учебного заведения, с обеспечением регулярными консультациями у преподавателей учебного заведения. Дистанционная форма обучения не регламентирует временные и территориальные требования к реализации учебного процесса.[20]_
Учебные ситуации, помогающие получить не только теоретические знания, но и практические навыки. В этом ключе имитация реальных профессиональных ситуаций дает возможность получения ценного опыта.[22]
самообучения, так как очень трудно на уровне занятия познакомить студента со всеми новинками и достижениями в определенной области науки и производства.
Примерно 4 5 % студентов занимаются не только по учебникам, но и интересуются дополнительными источниками информации, при этом 10% - не считают нужным делать это, 45% -пользуются дополнительными источниками по необходимости, в рамках требований преподавателя при выполнении определенной самостоятельной работы.[23]
Знания, квалификации и навыки выпускников, готовых работать в реальном секторе экономики, вполне соответствуют требованиям междисциплинарного мышления, широких профессиональных знаний, коммуникативных способностей и работе как самостоятельной, так и в группе, формируемых входе проектного обучения, и - что особенно важно -способности к управлению процессами и инновации. Это именно те качества, которые практически необходимы и российской инженерной молодежи, которая уже сейчас мотивируется на готовность к меняющимся условиям в профессиональной среде [24].
Основными субъектами инновационного образовательного процесса являются студент и преподаватель. Центральная роль отводится их интересам - духовным, интеллектуальным,
культурным - они служат предпосылкой становления профессионального мышления. Антропоцентризм, как свойство инновационного образования, предполагает высокий уровень самостоятельности студента, его способности к самоменеджменту, от преподавателя требуется высокий уровень педагогической компетентности, инициативности и технологической
функциональной грамотности.
Литература
1. Е.А. Кагакина, Т.А. Чекалина, О.В. Устимова. Опережающее высшее профессиональное образование: проблемы и перспективы// http://gisap.eu/ru/node/728
2. Использование инновационных технологий обучения в высшей школе при изучении дисциплины "Региональная экономика" // http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/d3c0b65625b3ac78b 4d53a88521316c36
3. Н. Х. Мифтахова.Интерактивный подход к освоению новых технологий обучения иностранному языку в вузе. Вестник КНИТУ. №3. 2010, с.436-442.
4. Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов // http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part 1/chapter1/1_3.html
5. Т. П. Евсеева, Т. Н. Собачкина, Т. Л. Диденко. Междисциплинарный синтез - основа инновационной деятельности ВУЗа.Вестник КНИТУ. Т.15. №.9. 2012, с.332-336.
6. В.А. Сластенин, Л.С.Подымова. Педагогика. Инновационная деятельность. Магистр, 1993. - 223 с.
7. Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования.-М.: Мастерство, 2001. - 272 с.
8. Е.В. Бушуева. Интерактивные методы обучения. Персональный сайт // http://katerinabushueva.ru/publ/ikt_v_obrazovanii/ikt_v_obr azovanii/informacionnye_tekhnologii_i_interaktivnoe_obuc henie/4-1-0-3
9. Методика подготовки проблемной лекции // http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/d2c0a65635b3ac78a 4c53b89421306d27
10. И.А. Кукушкина. Тестовая методика на современном этапе обучения иностранным языкам //http://www.irinabebneva.ru/publ/stati/stati_drugikh_avtoro v/testovaja_metodika_na_sovremennom_ehtape_obuchenija _inostrannym_jazykam/13-1-0-107
11. Г.Л. Багиев, В.Н. Наумов. Организация практических занятий по маркетингу. Кейсовый метод / Г. Л. Багиев, В. Н. Наумов; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, Каф. маркетинга. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1997. - 89 с.
12. Педагогические комментарии к применению кейсового метода обучения // http://catalog.studentochka.ru/9756.html
13. Н. Рыжик, О. Молотова. Деловая игра как метод активного обучения. "Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2013, N 2
14. Мозговой штурм. Деловая игра // http://psy factor.org/personal/personal12-03.htm
15. С.Д. Смирнов. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.
16. И.И. Юдин. Мультимедийные технологии в обучении. ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок», 2014
17. Т.В. Розова. Мультимедийный метод обучения в ВУЗе в системе открытого образования, 2013
18. Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова. Педагогическое применение мультимедийных средств. Часть 1. Учебное пособие. Красноярск 2008. - 145 с.
19. З.Ю. Юлдашев, Ш.И. Бобохужаев. Инновационные методы обучения: особенности дистанционного метода обучения и способы его применения. Учебное пособие. IQTISOD-MOLIYA, Ташкент, 2006. - 168 с.
20. Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов - на - Дону: «Мысль», 1999. - 368 с.
21. А.С. Елисеенко, Д.А. Зверев. Технология симулятивно-го тренинга для развития системного мышления и раз-витияуправленческих команд, 2013. Т. 3. № 3
22. Е.С. Желнова. 9 парадоксов симулятивного обучения. Обзор статьи Кларка Олдрича (Clark Aldrich 9 Paradoxes of Educational Simulations) T+D, 2006
23. П.Н. Осипов, А.В. Якубова. Особенности профессионального самоопределения будущих инженеров пищевой промышленности. Вестник Казан. технол. ун-та, Т15. №4. 2012, с.211-213
24. Г.С. Дьяконов, В.Г. Иванов, В.В. Кондратьев. Особенности инновационного инженерного образования. Вестник Казан. технол. ун-та, №12. 2010, с.18-21.
25. А.Я. Савельев. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования. // Высшее образование в России.- 1994.- № 2.
26. Е.Ю. Грудзинская, В.В. Марико. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». Нижний Новгород, 2007. - 182 с.
27. Классификация методов обучения // http://freepapers.ru/16/klassifikaciya-metodov-obucheniya/292260.2002460.list1.html
28. М.Т. Громкова. Мастерство - это технология плюс творчество // Высшее образование в России.- № 6.2001.- 74-80 с.
29. Н.Е. Джерембаева. Инновационные методики обучения. Сайт Казахстанского инженерно-технологического университета // http://kazetu. kz/news/show/id/48.html#sthash.bIuowLFE.dp uf
© В. З. Панина - ст. препод. каф. МиПД КНИТУ, [email protected].
© V. Z. Panina - Senior lecturer The Department of management and entrepreneurship KNRTU [email protected].