Научная статья на тему 'Инновационные технологии и современные методы обучения студентов экономических специальностей'

Инновационные технологии и современные методы обучения студентов экономических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
857
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGH SCHOOL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPUTER TECHNOLOGY / PROCESS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бунтовская Лариса Леонидовна, Дмитриева Юлия Александровна

В статье рассмотрены инновационные технологии в системе образования, уточняется место инноваций в образовательном процессе. Также речь идёт об основных методах обучения, претерпевшим некоторые изменения под воздействием научно-технического прогресса и запросов реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бунтовская Лариса Леонидовна, Дмитриева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the innovative technologies in education. Tthe role of innovations in educational is specified. It is also described the main methods of training which undergone some changes in terms of influence of scientific and technical progress and requests of the real sector of the economy.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии и современные методы обучения студентов экономических специальностей»

Бунтовская Лариса Леонидовна

кандидат экономических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР) Дмитриева Юлия Александровна студентка 1-го курса магистратуры ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.147.001.77

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND MODERN METHODS OF TEACHING STUDENTS OF ECONOMICS

В статье рассмотрены инновационные технологии в системе образования, уточняется место инноваций в образовательном процессе. Также речь идёт об основных методах обучения, претерпевшим некоторые изменения под воздействием научно-технического прогресса и запросов реального сектора экономики.

Ключевые слова: высшая школа, система образования, инновации, методы обучения, инновационные образовательные технологии, образовательный процесс, компьютерные технологии.

The article describes the innovative technologies in education. Tthe role of innovations in educational is specified. It is also described the main methods of training which undergone some changes in terms of influence of scientific and technical progress and requests of the real sector of the economy.

Key words: high school, education, innovations, teaching methods, innovative educational technologies, process of education, computer technology.

Постановка проблемы. В последние годы происходят кардинальные изменения в процессе подготовки специалистов в вузе, обусловленные современными тенденциями развития высшего профессионального образования. Применение современных образовательных технологий и методов для подготовки специалиста должно быть направлено на формирование:

• высокого профессионализма и компетентности, креативного мышления, творческой активности, инициативности личности;

• конкурентоспособного специалиста, способного работать в новых условиях рынка;

• деловых качеств специалиста, характеризующихся высоким уровнем профессиональной подготовки;

• научных основ управления;

• высокого уровня административных способностей;

• высоких морально-этических качеств.

Анализ последних исследований и публикаций. Основные характеристики и проблемы традиционных и инновационных методов образования нашли отражение в работах таких специалистов, как С.Ю. Бунтовский, С.И. Гессен, В.Д. Данчук, Л.И. Романков, Б.И. Хорошук. Педагогические инновации стали объектом исследования И.М. Дичковской, В.И. Козлова, М.А. Бондаренко. Теоретическим основам становления и развития инновационных образовательных систем посвящены работы М.Ю. Олешкова, О.В. Чумака и др. Однако некоторые аспекты использования инноваций в сфере современного образования требуют более детального рассмотрения, конкретизации и совершенствования.

Цель данной статьи состоит в исследовании инновационных технологий и современных методов обучения студентов экономических специальностей в высшей школе.

Основное содержание. Технология обучения в документах ЮНЕСКО рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия [10].

В условиях глобализации и инновационных изменений большое значение в развитии образования приобретает использование разнообразных информационных, интеллектуальных и инновационных образовательных технологий.

Инновационные образовательные технологии как процесс - это «целенаправленное, систематическое и последовательное внедрение в практику оригинальных, новаторских способов, приемов педагогических действий и средств, охватывающих целостный учебный процесс от определения его цели к ожидаемым результатам» [2, с 84].

Целью использования инновационных технологий обучения является повышение качества и обеспечение доступности образования на уровне европейских стандартов [9, с. 179]. Актуальными задачами на этом пути являются:

• развитие системы образования в течении жизни;

• совершенствование системы внешнего независимого оценивания;

• интеграция образования и науки, что является необходимым условием обеспечения качества и ее живого развития.

Важными составляющими учебной среды, где используются инновационные технологии обучения, выступают современные средства обучения [1, с. 325; 4, с. 18]: аудиовизуальные, активные методы обучения: «мозговой штурм», «метод кейсов», «метод проектов», современные технологии обучения: «дебаты», «диспут», «коллаж», игры-тренинги, а также научно-исследовательская работа студентов разного уровня сложности.

Резкий скачок в развитии компьютерной техники и программного обеспечения способствовал внедрению в учебный процесс таких технологий как: мультимедиа-технологии, Интернет-технологии, Web-дизайн, а их

правильное использование способствует комплексному развитию личности и способностей человека [4, с. 21].

Современные методы обучения предполагают использование средств массовой информации, в частности компьютерных сетей, web-сайтов, электронных учебников, видеопрограмм [7, с. 58]. Главной особенностью применения этих средств, кроме научной направленности, является их интерактивность. Она обеспечивает взаимодействие как между студентами, так и между студентами и преподавателями. Интерактивные средства обучения способствуют обмену информацией и организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса.

Благодаря использованию активных методов обучения происходит активизация познавательной деятельности студентов и развитие их самостоятельного мышления. Активные методы обучения по своей сути направлены на образование собственной образовательной позиции учащихся, предусматривают творческий подход к решению учебных, познавательных и научных проблем [7, с. 74]. С одной стороны, они способствуют постепенному повышению самостоятельности учебной деятельности, а с другой - создают условия для обсуждения проблем, возникающих в процессе обучения. Примером внедрения активных методов обучения в учебный процесс служит созданный в 2010 г. на базе экономического факультета ДонНУ Учебно-практический центр ArtDialog, в рамках которого студенты в ходе тренинговых программ обучаются искусству конструктивного общения и разрешению трудовых конфликтов.

Можно утверждать, что создание креативной учебно-воспитательной среды в ВУЗе хорошо влияет на мотивацию обучения учащихся. Также это привлекает студентов к различным видам самостоятельной работы, в результате чего повышается уровень знаний, умений, навыков в будущем, приобретается опыт творческой деятельности, формируется ценностное отношение к научной деятельности, а вследствие этого повышается качество образования.

В данной работе отражены результаты исследования современных методов образования на основе анализа результатов анкетирования 170 студентов экономической специальности Донецкого национального университета.

Основой для научного обоснования и описания методов обучения являются формы познания студентов реальной действительности, способы обмена информацией и их общение в процессе познавательной деятельности. Выделяют всеми известные пять методов обучения: устное изложение материала, обсуждение изучаемого материала, демонстрация, упражнения, самостоятельная работа [5, с. 38]. В условиях глобализации экономики и развития интернет-технологий перечисленные методы приобретают новые особенности и инновационные формы.

Первым методом обучения является устное изложение учебного материала [5, с. 43]. Он подразделяется на рассказ, объяснение,

инструктирование, лекции. В свою очередь лекция предполагает тесное взаимодействие педагога с обучающимися, изложение фактов дополняется диалогом с аудиторией. Основной задачей преподавателя является заинтересовать слушателя. Этого можно достичь с помощью невербальных способов общения и применения интерактивных средств: использования презентаций, показа обучающих фильмов, роликов.

Следует отметить, что опрошенные студенты в своих ответах на вопрос: «Какие предложения Вы можете дать преподавателю по проведению аудиторных занятий?» на первое место поставили вариант ответа «Использование аудио и видео материалов» (55% опрошенных, или 93 человека из 170), на второе место - «Использование практических примеров» (20%, или 34 человека), на третье место - «Возможность комментировать излагаемый материал студентами» (18% опрошенных, или 31 человек). Можно заметить, что третий вариант ответа подразумевает «Ведение дискуссии по теме лекционного материала», а это уже следующий метод обучения. На четвёртое место респонденты поставили вариант ответа «Нас всё устраивает» (5% опрошенных, или 9 человек), и на пятом месте (2% опрошенных, или 3 человека) оказался вариант ответа «Привлекать для проведения аудиторных занятий представителей реального сектора экономики» (рис.1).

Привлекать для проведения

Возможность комментировать излагаемый материал студентами 18%

Нас всё устраивает 5%

Использование практических примеров 20%

аудиторных занятий представителей реального сектора...

Рисунок 1 - Распределение ответов студентов на вопрос: «Какие предложения вы можете дать преподавателю по проведению аудиторных

занятий?»

Второй метод обучения - обсуждение изучаемого материала, он основан на активном взаимодействии преподавателя и студентов друг с другом [5, с. 59]. Обсуждение изучаемого материала предполагает проблемную постановку вопросов. Этот процесс может проходить в форме беседы, в классно-групповом виде или в виде семинара. К инновационным методам обсуждения относят метод «Case-study», когда дискуссия строится на конкретных ситуациях или проблемах [6, с. 113].

Опрошенные студенты в ответ на вопрос: «Какие методы обучения Вы считаете наиболее действенными и привлекательными?» на первое место поставили «Проведение деловых игр» (48% опрошенных, или 82 человека из

170), на второе место - «Обсуждение материала в форме дискуссии наравне с преподавателем» (27%, или 47 человек), на третье место - «Использование компьютерных технологий для моделирования реальных ситуаций» (15% опрошенных, или 25 человек), на четвёртое место - «Самостоятельная работа с представлением на конференциях» (8%, или 13 человек) и на пятом месте -«Никакие» (2%, или 3 человека) (рис. 2).

Самостоятельная

работа с представлением на конференциях 8%

Никакие 2%

Использование компьютерных технологий для моделирования реальных ситуаций 15%

Рисунок 2 - Распределение ответов студентов на вопрос: «Какие методы обучения Вы считаете наиболее действенными и привлекательными?»

Третий метод обучения - демонстрация, то есть показ чего-либо с помощью специально подготовленных материалов: кинофильмов, телепередач, воспроизведение звукозаписей, специальных обучающих программ [5, с. 72].

Метод заключается в том, чтобы с помощью различных действий и средств создать у студентов наглядный образ изучаемого предмета или явления, сформировать конкретные представления о его сути и содержании. С помощью прикладных компьютерных программ можно наглядно представлять различные явления. Было бы хорошо, если бы факультет передавал экономический материал студентам и предоставлял программы структуризаторы, которые бы позволили разрабатывать и оперативно корректировать электронную бизнес-модель предприятия, что позволило бы студентам более точно понять механизмы функционирования действующих предприятий. На сегодняшний день на факультете традиционно проводятся занятия в компьютерных классах с применением таких программных продуктов как: 1С-предприятие, Гранд-смета, Mathcad и, по мнению самих студентов, количество таких занятий не достаточно для освоения указных программ.

Четвёртым методом обучения является метод упражнения, предполагающий многократное, сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений. К инновационным методам упражнений относят всевозможные игры: деловые, ролевые, организационно-деятельностные [5, с. 86].

69

Основная функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний студента в навыки и умения. Наиболее действенным было бы выполнение упражнений в форме деловых игр применительно к студентам экономических специальностей по предметам «менеджмент», «маркетинг», «управление персоналом». В рамках игры каждому из группы присваивается определенная роль и обеспечивается возможность высказать свое мнение по существу проблемы. Выполнение упражнений в такой форме позволяет студентам чувствовать себя более раскрепощено при изложении своей позиции.

Последним, пятым методом обучения является самостоятельная работа студента. В текущий период времени данному методу уделяется большое внимание. Его суть заключается в индивидуальной активности самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений [5, с. 94]. Раннее традиционными источниками знаний при самостоятельной работе выступали печатные издания: книги, периодическая литература, но с развитием инновационных технологий на первое место пришли средства Internet [8, с. 58]. В связи с этим важное значение приобретает умение ориентироваться в потоке информации, который складывается из знания источников информации, их сильных и слабых сторон, умения находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать, оперативно определять пути и условия использования полученных данных в теоретической или практической деятельности.

Опрошенные студенты, отвечая на вопрос: «Какими источниками информации Вы пользуетесь при самостоятельной подготовке к занятиям?», дали ответ: «Средства Internet» - 75% студентов, или 128 человек, а 25% опрошенных (42 человека) выбрали источником информации печатные издания (рис.3).

Печатные издания

Рисунок 3 - Распределение ответов студентов на вопрос: «Какими источниками информации Вы пользуетесь при самостоятельной

подготовке к занятиям?»

Одним из закрепляющих этапов совершенствования необходимых навыков у студентов любых специальностей является практическая работа в

условиях реального предприятия. Многие студенты, еще обучаясь в вузе, практикуют совмещение обучения с трудоустройством, стараясь таким образом восполнить пробел практических навыков, а заодно и зарекомендовать себя перед будущим работодателем [3, с. 182]. Но, к сожалению, на сегодня недостаточное количество вузов имеет прямые договора с предприятиями реального сектора о трудоустройстве студентов на период производственных практик, в то время как производственная практика является составной частью учебных программ подготовки студентов.

Таким образом, в ходе проведения исследования на экономическом факультете ДонНУ, были выявлены приоритеты студентов в использовании основных методов обучения, которые в условиях развития инновационных технологий и глобализации экономического пространства претерпевают определенные изменения.

Выводы. Нововведения выступают важным фактором экономического, социального и культурного прогресса современного общества. Всё это приводит к росту инновационных технологий, которые влекут за собой изменения в традиционных методах обучения. В связи с этим возникает потребность в создании современных методов обучения, в основе которых должны быть педагогические инновации, направленные на повышение качества образования студентов, формирование гармонично развитой, творческой, профессионально подготовленной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности. Это возможно, если образовательный процесс будет носить личностно-ориентированный характер и проводиться в русле гуманистической парадигмы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунтовский С.Ю. Инновационные методы обучения в высшей школе / С.Ю. Бунтовский // Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза. Сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции. -Краснодар, КубГАУ, 2016. - С. 325-327.

2. Дичювська 1.М. 1нновацшш педагопчш технологш: навч. пос./ 1.М. Дичювська. - К.: Академвидав, 2004. - 218 с.

3. Клюшин В.В. Проблема занятости в современном российском мире / В. В. Клюшин, А.Е. Ветрова, А. А. Степаненко. - Волгоград: ВолгГАСУ. - 2015. - № 7. - С. 180-185.

4. Козлова В.И. Феномен интенсивного обучения в контексте теории деятельности / В.И. Козлова, М.А. Бондаренко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.) / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - Уфа: Лето, 2011. - С. 18-23.

5. Крысько В.Г. Психология и педагогика / В.Г. Крысько. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 194 с.

6. Мычка С.Ю. Использование метода «кейс-стади» в системе среднего профессионального образования / С.Ю. Мычка, М.А. Шаталов // Смальта. - 2014. - № 5. - С. 113-114.

7. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М.Ю. Олешков. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с.

8. Соколова С.А. Использование инновационных технологий при подготовке студентов/ С.А. Соколова // Современная педагогика. - 2014. - № 11 (24). - С. 56-60.

9. Чумак О.В. Инновационные изменения в образовании на современном этапе развития / О.В. Чумак. - Харьков: ХНУ им. В.Н. Каразина, 2013. - 236 с.

10. World Education Report. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.UNESCO.org/education/ information/wer/index/htm.

Белых Алла Яковлевна

старший преподаватель ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР) Глоба Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, старший преподаватель ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ АРГУМЕНТАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО

СПЕЦИАЛИСТА

COMMUNICATIVE LANGUAGE TEACHING AS A FACTOR INCREASING THE ARGUMENTATIVE AND COMMUNICATIVE ACTION COMPETENCE OF MODERN SPECIALIST

В статье рассмотрены основные принципы повышения аргументативно-коммуникативной деятельностной компетенции современного специалиста. Выявлены особенности использования дискурсивной методики в обучении французскому языку. На основе проведённого анализа сделан вывод о том, что сочетание индивидуальной, монологической, диалогической, и коллективной речевой деятельности и творческой самостоятельности студента, эффективный контроль сформированных умений и навыков дают позитивный результат в виде повышения профессиональной компетенции будущего специалиста.

Ключевые слова: обучение иноязычному общению, аргументативно-коммуникативная деятельность, профессиональная компетенция студента, дискурсивная методика.

The article describes the main principles of increasing the argumentative and communicative action competence of modern specialist. Peculiarities of the use of discursive methods in the study of French language are identified. On the basis of the analysis it is concluded that the combination of individual, monological, dialogical, and collective speech activity and creative independence of the student, effective control of formed abilities and skills give a positive result in the form of increase of professional competence of a future specialist.

Key words: communicative language teaching, argumentative and communicative activity, professional competence of the student, discursive method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.