Научная статья на тему 'Подготовка выпускников педагогических вузов к инновационной деятельности'

Подготовка выпускников педагогических вузов к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATICS / PEDAGOGICAL INNOCATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Вера Борисовна

Рассмотрена последовательность подготовки учителя к инновационной деятельности. На ее основе предложен комплекс мероприятий, направленных на профессиональную подготовку будущих учителей как субъектов инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of graduates of pedagogical universities to innovative activity

The sequence of preparation of a teacher to innovative activity is discussed in the article. On the basis of this sequence the complex of actions aimed at professional preparation of future teaches to be the subjects of innovative activity is worked out.

Текст научной работы на тему «Подготовка выпускников педагогических вузов к инновационной деятельности»

УДК 378.6 ББК Ч 48-951.85

В. Б. Щербакова Екатеринбург

ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационная деятельность; инноватика; педагогическая инноватика.

АННОТАЦИЯ. Рассмотрена последовательность подготовки учителя к инновационной деятельности. На ее основе предложен комплекс мероприятий, направленных на профессиональную подготовку будущих учителей как субъектов инновационной деятельности.

V. B. Scherbakona

Ekaterinburg

PREPARATION OF GRADUATES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES TO INNOVATIVE ACTIVITY

KEY WORDS: innovative activity; innovatics; pedagogical innocatics.

ABSTRACT. The sequence of preparation of a teacher to innovative activity is discussed in the article. On the basis of this sequence the complex of actions aimed at professional preparation of future teaches to be the subjects of innovative activity is worked out.

Процессы глобализации и интеграции в мировом сообществе, научно-технический прогресс влекут за собой необходимость существенных изменений в системе высшего образования. Новая образовательная парадигма требует пересмотра традиционных представлений о профессиональной подготовке и сущности образования в целом. Эти вопросы активно решаются как с научных, так и с государственных позиций. Так, для повышения эффективности системы образования на уровне госу-

дарственной стратегии был введен приоритетный национальный проект «Образование», в котором заложен гибкий механизм развития всех ступеней отечественного образования, способствующий его переходу на инновационный путь развития.

Эти изменения формируют принципиально новую задачу профессионального образования — готовить компетентного конкурентоспособного специалиста, способного ориентироваться в условиях изменения стратегии отечествен-

ной системы образования и осуществлять непрерывное образование в течение всей жизни. Решение этой задачи прежде всего требует пересмотра подходов к повышению качества профессиональной подготовки специалистов, что связано с целым рядом других проблем.

Одним из недостатков педагогики высшей школы является то, что процесс становления будущего учителя не моделирует структуру инновационной деятельности. Российские педвузы в своей массе все еще ориентированы на подготовку учителя-предметника, транслятора основ научных знаний, и в большинстве своем инновационные поиски в области содержания и технологии обучения не выходят за рамки сложившейся системы подготовки педагогов, не ведут к ее коренному реформированию.

Такое положение все в большей мере входит в противоречие с объективными потребностями развития российской системы образования. Необходимые изменения в учебных планах, программах, технологиях педагогического образования произойдут только тогда, когда будут поставлены цели, соответствующие реальным потребностям системы общего образования с учетом тенденций ее развития. Пока, к сожалению, учебные программы задают лишь объем знаний, умений и навыков, являются своеобразной информационной системой, обязательной для усвоения независимо от индивидуальности студента. Многие из них мало ориентированы на формирование личностных качеств, составляющих основу инновационной деятельности. Не случайно поэтому овладение мастерством растягивается на многие годы, как правило, уже за порогом ВУЗа и нередко идет с большим трудом. Чем раньше будет создана обучающая среда, позволяющая дифференцировать студентов по их способностям, личностным ценностям, тем быстрее и легче будет происходить процесс становления нововведений.

В научно-педагогической литературе отражены различные направления исследования инновационной деятельности: с точки зрения теории и практики изучения достижений педагогической действительности и распространения передового педагогического опыта инновационная деятельность учителя исследуется Ю. К. Бабанским, В. Ю. Куха-ревым, М. М. Поташником, Ф. Н. Гоно-болиным, В. И. Загвязинским, В. А. Кан-Каликом, А. К. Марковой, Н. Д. Никанд-ровым особенности инновационных явлений в современной системе образования рассмотрены М. С. Бургиным, М. Н. Клариным, С. Д. Поляковым, Л. С. Подымовой, В. А. Сластениным, управление инновационными процессами в образовании раскрыто в трудах В. С. Лазарева, В. А. Бордовского, П. И. Третьякова, В. П. Симонова [1—5].

В. А. Сластениным и Л. С. Подымовой [6] предложена следующая последовательность подготовки учителя к инновационной деятельности.

Первый этап — развитие творческой индивидуальности учителя, формирование у студентов способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи, а также развитие общей технологии творческого поиска: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, определение структуры объекта, видение альтернативы решения или его способа, комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новой ситуации применительно к возникшей проблеме, развитие критичности мышления.

Второй этап — овладение основами методологии научного познания, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику. Студенты знакомятся с социальными и научными предпосылками возникновения инновационной педагогики, ее основными по-

нятиями, творчески интерпретируют альтернативные подходы к организации школы, изучают основные источники развития альтернативной школы, знакомятся с различными типами инновационных учебных заведений и т. д.

Третий этап — освоение технологии инновационной деятельности. Обучающиеся знакомятся с методикой составления авторской программы, этапами экспериментальной работы в школе, участвуют в создании авторской программы, анализируют и прогнозируют дальнейшее развитие новшества, трудности внедрения.

Четвертый этап — практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс, осуществление коррекции, отслеживание результатов эксперимента, самоанализ профессиональной деятельности. На этом этапе формируется инновационная позиция учителя как система его взглядов и установок в отношении новшества.

Исходя из этого, для подготовки выпускников вузов к инновационной деятельности, на наш взгляд, нужно, во-первых, введение новых дисциплин, таких как «Инноватика», «Педагогическая

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

инноватика», «Инновационный менеджмент» или «Менеджмент в образовании». Их задача — отбор, изучение и классификация нововведений, формирование у педагогов четкого понимания сущности инновационных процессов в образовании, умения осуществлять их с учетом специфических закономерностей и принципов.

Во-вторых, необходимо включение в дисциплины педагогической подготовки разделов, касающихся инноваций в образовании (использование современных информационных и коммуникационных технологий, современных средств оценивания результатов обучения и др.).

В-третьих, требуется разработка и использование в учебном процессе новых методик и технологий. Так, например, применение разработанной авторами методики развития контрольнооценочной деятельности в учебном процессе помогает студентам использовать приобретенные знания, разрабатывать собственную методику формирования контрольно-оценочных умений.

В-четвертых, нужно создание творческой атмосферы в процессе обучения как основы педагогических инноваций.

1. АНГЕЛОВСКИ К. Учителя и инновации. — М.: Просвещение, 1991.

2. БАБАНСКИЙ Ю. К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика.

1987. № 2. С. 3—8.

3. БЕЛОЗЕРЦЕВ Е. П. Педагогическое образование: реалии и перспективы // Педагогика. 1992. № 1—2. С. 61—66.

4. ЗАГВЯЗИНСКИЙ В. И. Учитель как исследователь. — М., 1980.

5. ПОДЛАСЫЙ И. П. Педагогика. — М.: Просвещение, 1996.

6. СЛАСТЕНИН В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М., 1997.

. © Щербакова В. Б. , 2 010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.